Конспект занятия по «Познавательному развитию» в средней группе «В окно повеяло весной... (Весеннее пробуждение природы)»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Конспект занятия по «Познавательному развитию» в средней группе «В окно повеяло весной... (Весеннее пробуждение природы)»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_poznaniyu_1004.odt | 33.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по «Познавательному развитию»
в средней группе (4-5 лет).
Тема: «В окно повеяло весной... (Весеннее пробуждение природы)»
Доминирующая образовательная область: «Познавательное развитие»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Деятельность детей: игровая, познавательно-исследовательская, двигательная, коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора
Цель: расширение представлений детей о характерных признаках весны,
Программное содержание: учить находить признаки весны самостоятельно;
уточнить и систематизировать знания детей о характерных признаках весны, развитие умения наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы, выражать их в речи; расширение представлений детей об образе жизни лесных зверей и птиц весной; закрепление умения соблюдать правила безопасности на природе, воспитывать любознательность;
Предварительная работа: наблюдение в природе за весенними изменениями, чтение стихов о весне, рассматривание иллюстраций, репродукций картин художников о весне, беседы, дидактические игры.
Материалы и оборудование: иллюстрации с изображениями весенних пейза- жей; иллюстративный материал с изображениями лесных зверей весной и птиц, прилетающих с началом весны; рабочие тетради, цветные карандаши; музыка П.И. Чайковского «Времена года».
Планируемые результаты: активизация познавательного интереса к жизни весеннего леса, обогащение представлений о растительном и животном мире.
Структура занятия
I | Вводная часть | Организационный момент | 1 мин |
II | Основная часть | 17 мин | |
1 | Рассказ - загадка | 2 мин | |
2 | Беседа | 2 мин | |
3 | Работа с пособием | «На каком рисунке изображена весна? Расскажи, как ты догадался» | 1 мин |
4 | Работа с пособием | «Какую одежду выберут дети для прогулки весной? | 2 мин |
5 | Физкульминутка | 2 мин | |
6 | Беседа | 2 мин | |
7 | Физкульминутка | 2 мин | |
8 | Работа с пособием | «Дорисуй рисунки.... | 2 мин |
9 | Работа с пособием | «Обведи цветы, которые появляются первыми» | 2 мин |
III | Заключительная часть | Итог | 2 мин |
Длительность 20 минут
Ход занятия
I. Вводная часть
Организационный момент
Игра-приветствие «Наши умные головки»
Наши умные головки
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Ручки будут хлопать,
Ножки будут топать.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся.
II. Основная часть
1. Рассказ - загадка
- Сейчас вы услышите рассказ-загадку. Попробуйте догадаться, о каком времени года пойдёт речь (читайте рассказ под музыку П.И. Чайковского из сборника «Времена года»).
Пригрело тёплое, ласковое солнышко.
Веселые льдинки
Под самым карнизом,
Над самым оконцем
Забралось в сосульки
Весеннее солнце.
Сверкая,
Бегут по сосулькам
Слезинки...
И тают сосульки
Весёлые льдинки!..
(И. Демьянов)
«Красавица сосулька переливалась на солнце и плакала. Кап-кап- кап шлёпали капли вниз. Они вспыхивали на солнце красными, синими, жёлтыми огоньками. Казалось, что не холодная вода капает, а летят горячие солнечные брызги. Воробьи искупались в этих брызгах и радостно затрещали, заголосили. С каждой капелькой росла внизу лужица талой воды. Капли переполнили лужу, и вот уже потёк тоненький весёлый ручеёк: с пригорка по ложбинке, всё дальше и дальше.
Всё кругом изменилось: засияло, засверкало, затрепетало радужными огнями...
Скоро украсят землю сочная ярко-зелёная трава, пышные цветы.
"И лес оденется листвою!.."»
2. Беседа
- О каком времени года шла речь в этом рассказе?
- Как вы догадались?
-Почему сосульки «весёлые льдинки»?
-Почему солнышко и ручеек весёлые?
-Давайте вспомним, какая погода была зимой.
-Скажите, а как изменилась погода с приходом весны?
-А давайте подумаем, что будет с природой происходить дальше?
3. Работа с пособием
Задание «На каком рисунке изображена весна? Расскажи, как ты дога-
дался»
- Сегодня мы с вами опять отправимся в гости к лесовичку посмотреть, что же делается весной в лесу. Помните, зимой в лесу было тихо, только ветки потрескивали от мороза да дятел стучал по стволу, отыскивая жучков. Сейчас в лесу всё изменилось. Но чтобы идти в лес, нужно сначала одеться.
4. Работа с пособием
Задание «Какую одежду выберут дети для прогулки весной?...
- Какую одежду вы выберете для весенней прогулки? Раскрасьте.
5. Физкультминутка
- Представьте себе, что вы большой снежный сугроб.
Всю зиму сугроб «проспал» под большим деревом (изображаем сугроб: дети приседают на корточки, «в кучу»).
Но вот пригрело тёплое весеннее солнышко. Озорные лучики «защекотали» сугроб: «Просыпайся, вставай скорей! Пора!»
Не выдержал сугроб и рассмеялся. Брызнули во все стороны струйки воды, и потекли тоненькие веселые ручейки. Побежали землю будить. (Дети изображают ручейки: разбегаются по группе).
6. Беседа
-Кого вы хотите разбудить, ручейки? (Деревья, траву, цветы, реки, пруды...)
Как река просыпается от сна? (Лёд трескается, и по реке идут большие льдины. Это ледоход.)
- Почему он так называется?
- Как просыпаются растения? Они пьют талую воду, их припекает весеннее солнышко; почки набухают и раскрываются зелёными листочками.
- Почему вода называется талой?
- Вернулись улетевшие на зиму птицы. (Послушайте запись пения птиц.) У нас они снова находят себе корм. Какой?
Появились насекомые, солнце разбудило и их. А в тех местах, где снег растаял, много прошлогодних семян.
Первыми прилетают грачи. Считают, что с их прилётом к нам приходит весна.
Позже, когда насекомых становится больше, прилетают птицы, для которых насекомые главная пища.
- Какие это птицы? (Ласточки, кукушки.)
- Но весной погода часто меняется. После тёплых солнечных дней вдруг наступает холод и выпадает снег. В эти дни птицы сильно голодают. Почему? Насекомые снова прячутся, а снег покрывает семена. В такое время много птиц погибает, и их необходимо подкормить. Большинство птиц весной вьют гнёзда, чтобы отложить туда яйца.
Кукушки откладывают яйца в гнёзда других птиц и сами их не высиживают. Бывает, отложит кукушка яйцо в гнездо очень маленькой птички, вылупится из него кукушонок гораздо большего размера, чем хозяйка гнезда. И вот без устали летает маленькая мама за насекомыми, чтобы прокормить большого ребёнка.
- Представьте, что вы гуляете в лесу с родителями. (Дети ходят по группе, «перепрыгивают через лужи, «смотрят» на сидящих на деревьях птиц...) И вдруг вы увидели птичье гнездо. (Гнездо и яичко в
нём можно сделать из пластилина и положить где-нибудь в группе.)
- Как вы поступите?
Надо дать детям возможность сделать то, что они считают нужным, а затем объяснить, что они должны сразу отойти от птичьего гнезда. Ведь птица боится человека и не прилетит к гнезду до тех пор, пока человек не отойдёт от него. Никогда не берите яйца в руки: птицы могут вообще не вернуться в гнездо, и тогда погибнут будущие птенцы.
Вылез из берлоги медведь. Он очень худой и голодный. Почему? Он всю зиму ничего не ел. Голодные медведи могут напасть и на лося. Зимой в берлоге у медведицы рождаются медвежата. Весной они вместе с мамой выходят на свет. Мама-медведица учит малышей отыскивать пищу, есть прошлогодние ягоды.
Заяц и белка снова «переоделись». Какого цвета они были зимой?
- Какая у них «одежда» теперь?
- Кто ещё проснулся после зимней спячки?
Ежи тоже сильно худеют, и им нужно очень много насекомых, чтобы набраться сил. Весной у ёжика рождаются 5-7 ежат. Сначала они слепые и голые, а через несколько часов у них появляются мягкие белые иголочки. Как и медведица, ежиха кормит своих детёнышей молоком.
Весной и у лисы появляются лисята. Лиса выводит их в норе. Обычно лисят бывает много, около десяти. У лисы очень грязная нора. Неприятный запах распространяется далеко вокруг. Лисы в стаи не собираются, предпочитают жить в одиночестве. Почти все малыши живут со взрослыми. Только зайчата после рождения остаются под кустом одни. Зайчиха покормит их молоком и убежит. Если мимо пробежит чужая зайчиха, она непременно тоже покормит малышей. А очень скоро они сами начнут есть листья и траву.
7. Физкультминутка
Мишка вылез из берлоги,
(шагаем на месте)
Огляделся на пороге.
(Повороты влево и вправо.)
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил.
(Вращения головой.)
Вот он по лесу идёт.
(шагаем)
Перекладину берёт,
Мышцы дружно напрягает,
Стройным, крепким быть желает!
(рывки у груди)
Чтобы сильным стать и ловким,
Приступайте к тренировкам!
(приседаем)
8. Работа с пособием
Задание «Дорисуй рисунки....
- Дорисуйте рисунки так, чтобы было понятно: первую ветку мы увидели осенью, вторую зимой, третью весной, а четвёртую летом.
Дети должны проговорить, что на осенней ветке листья будут жёлтого, красного или оранжевого цвета. На зимней ветке они ничего дорисовывать не будут, потому что листьев зимой нет. На весенней зелёные почки, а на летней зелёные листья
9. Работа с пособием
Задание «Обведи цветы, которые появляются первыми»
- Назовите цветы, которые они видят на картинке.
- Какие цветы появляются раньше других.
III. Заключительная часть
- Воспитатель:
Мы с вами уже не раз были в гостях в лесу. Именно в гостях, потому что лес это не наш дом, это дом лесных зверей и птиц. Помните об этом! В лесу надо выполнять определённые правила.
Старайся передвигаться по лесу по тропинкам. Люди говорят: «Один человек оставляет в лесу след, сто человек - тропу, а тысяча — пустыню.
Не топчи зря лесные полянки. Долго гуляя по лесу, ты можешь проголодаться. Лес расстелил полянку, точно зелёную скатерть. Он принимал тебя как гостя, а ты не сумел вести себя прилично. Ты запачкал полянку, как неряха. Что осталось после твоего ухода! На траве валяются бумажки, консервные банки. Рядом гора засохших еловых веток, которые были сорваны, чтобы мягко было сидеть. Много людей отправляется в лес. И если все будут вредить лесу, то... Никогда ничего не оставляй после себя в лесу.
Шум, громкая музыка пугают птиц и зверей. Они покидают свои норы и гнёзда, скрываются. Если хочешь увидеть в лесу много интересного, затаись, прислушайся к лесным шорохам и звукам. Ты в гостях у лесных обитателей. Помни об этом!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе "Здравствуй, весна"
Закрепление знаний об основных признаках ранней весны: на основе наблюдений, сравнений и личных впечатлений детей; с помощью дидактических игр, схем, составление познавательно-экологических сказок и в...
Конспект занятия ОО «Познавательное развитие» в средней группе «Жизнь диких животных весной»
Познакомить детей с сезонными изменениями в жизни животных весной – линька, конец спячки, забота о потомстве; развивать умение устанавливать причинно-следственные связи; узнавать звуки и объяснять как...
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе на тему: «Весенние чудеса»».
Программное содержание:- формировать знания детей о весеннем времени года;-знакомить с названиями времен года, их последовательностью;- познакомить с изменениями в жизни некоторых лесных жи...
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «К нам весна шагает!»
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «К нам весна шагает!»...
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе "Чудеса весеннего леса".
Задачи:1.Обучающие: Закреплять знания о признаках весны; составлять коллективный рассказ по мнемотаблице. Закреплять знания о первоцветах, перелётных и зимующих птицах. О диких животных и их детёнышах...
Методическая разработка конспекта занятия по познавательному развитию в средней группе на тему: «Цветущая весна»
Методическая разработка конспекта занятияпо познавательному развитиюв средней группена тему: «Цветущая весна»Цель: формировать представление детей о весенних цветах.Задачи:Познав...
Конспект занятия по познавательному развитию № 27 в средней группе Тема: «В окно повеяло весною…» (Весеннее пробуждение природы)
Конспект занятия по познанию в средней группе «В окно повеяло весною…»...