Конспект занятия по познавательному развитию № 27 в средней группе Тема: «В окно повеяло весною…» (Весеннее пробуждение природы)
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Конспект занятия по познанию в средней группе «В окно повеяло весною…»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
27_v_okno_poveyalo_vesnoyu_vesennee_probuzhdenie_prirody.docx | 28.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по познавательному развитию № 27
в средней группе
Тема: «В окно повеяло весною…»
(Весеннее пробуждение природы)
Доминирующая образовательная область: познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Деятельность детей: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, двигательная.
Цель: расширять представления детей о весенних изменениях в природе.
Программное содержание: расширять представление детей о характерных признаках весны, учить находить эти признаки самостоятельно; развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы, выражать их в речи; расширить представление детей об образе жизни лесных зверей и птиц весной; закрепить умение соблюдать правила безопасности на природе; воспитывать любознательность.
Предварительная работа: чтение – И.Соколов-Микитов «У старой сосны», «Медвежья семья»; Г.Скребицкий «Ёж»; А.Востром «Лисица»; Д.Зуев «Лесной тропой».
Материалы и оборудование: демонстрационный – иллюстрации с изображением весенних пейзажей; иллюстративный материал с изображением лесных зверей весной, птиц, прилетающих с началом весны; музыка П.И.Чайковского «Времена года, запись пения птиц; раздаточный – пособие по ознакомлению с окружающим миром для детей 4-5 лет, цветные карандаши.
Планируемые результаты: дети имеют представления о весенних изменениях в природе.
Структура занятия
I | Вводная часть | «Назови ласково друг друга по имени!» | 1 мин |
II | Основная часть | 17 мин | |
1 | Рассказ-загадка | «Весна» | 2 мин |
2 | Работа с пособием | «На каком рисунке изображена весна?» | 3 мин |
3 | Работа с пособием | «Какую одежду выберете для весенней прогулки?» | 2 мин |
4 | Физкультминутка | «Сугроб» | 1 мин |
5 | Беседа | «Что происходит весной» | 4 мин |
6 | Физкультминутка | «Мама и детеныши» | 1 мин |
7 | Работа с пособием | «Дорисуй рисунок…» | 2 мин |
8 | Работа с пособием | «Обведи цветы, которые появляются первыми» | 2 мин |
III | Заключительная часть | Итог | 2 мин |
Длительность 20 минут
Ход занятия
I. Вводная часть
Игра «Назови ласково друг друга по имени!»
- Ребята, когда вы шли в детский сад, вы заметили какое сегодня утро? (Ответы детей.)
- Да, сегодня воздух прозрачный, свежий и чистый. Солнце нежное и теплое. Небо высокое и лазурное. Какое настроение у вас в это чудесное утро? (Ответы детей.)
- Сегодня, дорогие ребята, мы с вами продолжим наше путешествие в природный мир. Прежде чем начать наше путешествие, давайте встанем поудобнее и посмотрим друг на друга и назовем друг друга ласково:
Дети называют ласково друг друга по имени. (Даша-Дашенька.)
- Мне нравятся ваши лица, и я вижу, что у вас хорошее настроение. Значит, мы можем с вами отправляться в путешествие.
II. Основная часть
1. Рассказ-загадка
- Ребята, сейчас вы услышите рассказ загадку. Попробуйте догадаться, о каком времени года пойдёт речь (читайте рассказ под музыку П.И.Чайковского из сборника «Времена года»).
-Пригрело тёплое, ласковое солнышко.
Под самым карнизом,
Над самым окошком
Забралось в сосульки
Весёлое солнце.
Сверкая, бегут по сосулькам
Слезинки…
И всё же сосульки-
Весёлые льдинки! ... (И.Демьянов)
Красавица сосулька переливалась на солнце и плакала. Кап-кап-кап, – шлёпали слёзы вниз. Они вспыхивали на солнце красными, синими, жёлтыми огоньками.
Казалось, что не холодная вода капает, а летят горячие, солнечные брызги.
Воробьи искупались в этих брызгах и радостно затрещали, заголосили.
С каждой капелькой росла внизу лужица талой воды. Капли переполнили лужу, и вот уже потёк, тоненький весёлый ручеёк, с пригорка по ложбинке, всё дальше и дальше.
Всё кругом изменилось: засияло, засверкало, затрепетало радужными огнями…
Скоро украсят землю сочно-зелёная трава, пышные цветы!
«И лес оденется листвою!..»
- О каком времени года шла речь в этом рассказе?
- Как вы догадались?
- Почему сосульки – это «весёлые льдинки»?
- Почему солнышко и ручеёк весёлые?
- Вспомните, какая погода была зимой?
- Как изменилась погода в марте?
- Какая же погода будет в апреле? Попробуем предсказать…
2. Работа с пособием (задание 1)
- На каком рисунке изображена весна?
- Расскажите, как вы догадались?
- Что вы видите на первом рисунке?
- Где находятся бабушка и корова?
- Можно ли по рисунку догадаться, какое время года на улице?
- Как это можно сделать?
- Какое время года за окном у Тани?
- Как вы догадались, что за окном весна?
- В какое время года Ваня мокнет под дождем?
- Почему вы думаете, что летом?
Дети должны назвать не только зелёную траву и зелёные листья, но и обратить внимание на одежду мальчика.
- В какое время года дети обычно пускают кораблики?
- Откуда весной появляется много ручейков?
- Сегодня мы с вами опять отправимся в гости к лесовичку посмотреть, что же делается весной в лесу. Помните, зимой в лесу было тихо, только ветки потрескивали от мороза, да дятел стучал по стволу, отыскивая жучков. Сейчас в лесу всё изменилось. Но, чтобы идти в лес, надо сначала одеться.
3. Работа с пособием (задание 2)
- Назовите одежду, находящуюся в шкафу?
- Назовите летнюю (зимнюю, осеннюю) одежду (обувь, головные уборы).
- Как вы считаете, достаточно ли одежды для того, чтобы дети могли пойти гулять?
- Чего не хватает?
- Какую одежду вы выберете для весенней прогулки?
- Раскрасьте её.
4. Физкультминутка
- Представьте себе, что вы большой снежный сугроб. Всю зиму сугроб «проспал», под большим деревом.
Изображаем сугроб: дети приседают на корточки, «в кучу».
- Но вот пригрело тёплое весеннее солнышко. Озорные лучики «защекотали» сугроб: «Просыпайся, вставай скорей! Пора!». Не выдержал сугроб и рассмеялся. Брызнули в стороны все брызги воды, и потекли тоненькие весёлые ручейки. Побежали землю будить.
Дети изображают ручейки, разбегаются по группе. Можно использовать музыку П.И. Чайковского.
- Кого вы хотите разбудить, ручейки? (Деревья, траву, цветы, реки, пруды…)
5. Беседа
- Как река просыпается от сна? (Лёд трескается, и по реке идут большие льдины. Это ледоход).
- Почему он так называется?
- Как просыпаются растения?
- Они напиваются талой воды, их припекает весеннее солнышко; почки набухают и раскрываются зелеными листочками.
- Почему вода называется талой?
- Вернулись, улетевшие от нас на зиму птицы. Послушайте запись пения птиц.
- У нас они снова находят себе корм. Какой?
- Появились насекомые, солнце разбудило и их. А в тех местах, где снег растаял, много прошлогодних семян.
- Первыми прилетают грачи. Считают, что с их прилётом к нам приходит весна. Позже, когда насекомых становится больше, прилетают птицы, для которых насекомые – главная пища. Какие это птицы? (Ласточки, кукушки.)
- Но весной погода часто меняется. После тёплых солнечных дней, вдруг наступает холод, выпадает снег. В эти дни птицы сильно голодают. Почему?
- Насекомые сразу прячутся, а снег покрывает семена. В такое время много птиц погибает, их необходимо подкормить. Большинство птиц весной вьют гнёзда, чтобы отложить туда яйца. Кукушки откладывают яйца в гнезда других птиц и своих яиц не высиживают. Бывает, отложит кукушка яйцо в гнездо маленькой птички, вылупится кукушонок гораздо большего, чем сама хозяйка гнезда. И вот без устали летает маленькая мама за насекомыми, чтобы прокормить своего большого ребёнка.
- Представьте, что вы гуляете по лесу с родителями.
Дети ходят по группе, «перепрыгивают» через лужи, «смотрят» на сидящих на деревьях птиц…
- И вдруг вы увидели птичье гнездо. Как вы поступите?
- Вы должны сразу отойти от птичьего гнезда. Ведь птица боится человека и не прилетит к гнезду до тех пор, пока человек не отойдёт от него. Никогда не берите яйца в руки: птицы могут вообще не вернуться в гнездо, и тогда погибнут будущие птенцы.
- Вылез из берлоги медведь. Он очень худой и голодный. Почему?
- Он всю зиму ничего не ел. Голодные медведи могут напасть и на лося. Зимой в берлоге у медведицы рождаются медвежата. Весной они вместе с мамой выходят на свет. Мама-медведица учит малышей отыскивать пищу, есть прошлогодние ягоды.
- Заяц и белка снова переоделись. Какого цвета они были зимой?
- Какая у них «одежда» теперь?
- Кто ещё проснулся после зимней спячки?
- Ежи тоже очень сильно худеют, и им нужно очень много насекомых, чтобы набраться сил. Весной у ёжика рождаются 5-7 ежат. Сначала они слепые и голые, а через несколько часов у них появляются мягкие, белые иголочки. Как и медведица, ежиха кормит своих детёнышей молоком.
- Весной у лисы появляются лисята. Лиса выводит их в норе. Обычно лисят бывает много, около десяти. Лиса очень неаккуратная. У неё грязное гнездо и вокруг всё захламлено. Неприятный запах распространяется вокруг. Многие звери не хотят селиться рядом с ней.
- Почти все малыши живут со взрослыми. Только зайчата после рождения остаются под кустом одни. Зайчиха покормит их молоком и убежит. Если мимо пробежит чужая зайчиха, она непременно тоже покормит малышей. А очень скоро они сами начнут есть листья и траву.
6. Физкультминутка
Дети разбиваются на пары. Один в паре выполняет роль мамы, другой – детёныша. Затем дети могут поменяться ролями.
«Мама» может ласкать, отчитывать, наказывать, жалеть детеныша, а детёныши реагировать на её действия.
Воспитатель называет животных. Воспитатель обращается к каждому ребёнку: «Ты медведица, у тебя пять (медвежат). Ты лисица, у тебя четыре лисёнка и т.д.»
7. Работа с пособием (задание 3)
- Дорисуйте рисунок так, чтобы было понятно: первую ветку мы увидели осенью, вторую – зимой, третью – весной, четвёртую – летом.
Дети должны проговорить, что на осенней ветке листья будут жёлтого, красного или оранжевого цвета. На зимней ветке они не будут ничего дорисовывать не будут, потому, что листьев зимой нет. На весенней – зелёные почки, а на летней – зелёные листья.
- Ребята, слева или справа (вверху или внизу) нарисована осенняя (летняя, зимняя) ветка.
8. Работа с пособием (задание 4)
- Ребята, назовите цветы, которые вы увидели на картинке.
В случае затруднений воспитатель помогает детям. Уточняет, какие цветы появляются раньше других.
- Есть интересный цветок под названием «мать-и-мачеха». Ранней весной появляется сам цветок, листья же появляются позже. С одной стороны лист гладкий и холодный («мачеха»), с другой – мягкий и тёплый («мать»).
- Обведите цветы, которые появляются первыми.
III. Заключительная часть
Подведение итогов занятия
- Мы с вами не раз были в гостях в лесу. Именно в гостях, потому, что лес – это не наш дом, это дом лесных зверей и птиц, помните об этом. В лесу надо выполнять определённые правила.
Старайся передвигаться по лесу по тропикам. Люди говорят: «Один человек оставляет в лесу след, сто человек – тропу, а тысяча - пустыню».
Не топчи зря лесные полянки. Долго гуляя по лесу, ты можешь проголодаться. Лес расстелил полянку, точно зелёную скатерть. Он принимал тебя как гостя, а ты не сумел вести себя прилично. Ты запачкал полянку, как неряха. Что осталось после твоего ухода! На траве валяются бумажки, консервные банки. Рядом гора засохших еловых веток, которые были сорваны, чтобы мягко было сидеть. Много людей отправляется в лес. И если все будут вредить лесу, то…
Никогда ничего не оставляй после себя в лесу!
Шум, громкая музыка пугает лесных зверей. Они покидают свои норы, гнёзда, скрываются. Если хочешь увидеть в лесу много интересного, затаись, прислушайся к лесным шорохам и звукам.
Ты в гостях у лесных обитателей и помни об этом!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе тема: «Берегите и цените воду»
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе тема: «Берегите и цените воду»...
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе Тема: "Путешествие по волшебному лесу".
Цель: Обучать детей ориентировке на листе бумаги. Уметь устанавливать разнообразные по содержанию связи. Развивать у детей конкретные представления о признаках животных, умения различать явления приро...
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе тема: "Путешествие в зимний лес"
Задачи:1. Познакомить детей с некоторыми правилами поведения в лесу;2. Уточнить знания детей о диких животных;3. Развить у детей...
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе Тема: « Цените и берегите воду»
: Познакомить детей со свойствами воды. Формировать естественные научные представления у дошкольников, путем проведения опытов...
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе Тема: «Вода и ее свойства»
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе Тема: «Вода и ее свойс...
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе Тема: «Поможем зверятам»
Занятие ля детей4-5 лет....
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе. Тема: «Моя семья».
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе. Тема: «Моя семья».Программное содержание: -Формировать у детей представление о семье как о людях, которые...