Конспект познавательного занятия в старшей группе На тему: «Как нерпенок маму искал»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект познавательного занятия. Включает работу по национально - региональному компоненту по ознакомлению с обитателями Озера Байкал
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zagnyatie_kak_nerpenok_mamu_iskal_.docx | 88.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Гурулева Альбина Васильевна,
воспитатель
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 96 «Калинка» города Улан – Удэ
Конспект познавательного занятия в старшей группе
На тему: «Как нерпенок маму искал»
Цели: расширять знания детей о Байкале, его обитателях. Познакомить с рыбами, обитающими в Байкале: сиг, омуль, хариус, таймень, налим, голмянка, широколобик. Учить узнавать их по внешним признакам. Воспитывать экологическую культуру, гуманное отношение к обитателям Байкала. Активизировать словарный запас по теме «Обитатели Байкала».
Предварительная работа: чтение художественной литературы: Агеева, С. Н. «Нерпёнок», Скрягина Л «Сказка о нерпах», Бунтовская С. «Для чего нерпе когти», Бунтовская С. «Нерпенок», «Сказка про Нерпу» - народная сказка, Стародумов В.И. «Кот ученый и нерпа», Трофимов М. «Нерпёнок», Сергеев М.Д. «Разноцветные сказки», Евтушенко Е. « Баллада о нерпах». Рассматривание энциклопедической литературы.
Материал: макет озера Байкал, видеофильм, мультимедиа, игрушка нерпенок, макеты рыб обитающих в Байкале, нерпы, сделанные из соленого теста. Конверты. Камушки (имитация).
Ход занятия
Звучит музыка с шумом прибоя, волн, плеска воды.
Ребята, что вы слышите? (Ответы детей)
Да, правильно. Это шум воды. Сегодня мы с вами побываем на берегу самого красивого и большого и знаменитого озера. Оно похоже на море. Может кто – нибудь догадался, что это за озеро, как оно называется? (Ответы детей).
Если дети затрудняются ответить, воспитатель помогает. Размещает макет озера Байкал и предлагает детям назвать это озеро.
Правильно. Это Байкал. Это самое большое озеро с пресной водой. Ребята, а вы хотели бы побывать на берегу озера Байкал. (Ответы детей)
Давайте сядем вокруг нашего озера, закроем глаза и представим что мы сидим на берегу Байкала. Послушаем как плещут волны, как они ударяются о камни и с тихим шепотом откатываются назад. Представьте, как ярко светит солнце, как его блики играют на воде.
Откройте глаза посмотрите. И вот мы с вами на берегу озера. Воспитатель включает небольшой видеофильм с пейзажами озера Байкал в зимнее и летнее время. Во время просмотра читает стихотворение о Байкале в разное время года:
Льды отливают синевой.
Насупив брови, он серьёзен,
Почти что каждою зимой!
Палитра всех холодных красок,
Пред нашим взором предстаёт.
И свет с небес не так уж ярок,
И глаз смотреть не устаёт.
Когда смотрю на величавость,
Его божественной красы...
( Кашицин Юргис)
Байкал лучезарный! То отблеском стали
На солнце светясь, то горя бирюзой,
Он гонит в тумане синеющей дали
С величьем спокойным волну за волной.
О, чудный Байкал, беспредельное море,
Священное море сибирских племён,
В твоём необъятном широком просторе
Какой-то таинственный смысл заключён.
( Вакар М.)
Байкал - это пресноводное озеро. Байкальскую воду можно пить. Это одно из самых больших и глубоких озер на земле. И самое древнее озеро. Байкал называют «жемчужиной» Сибири.
Ребята, как вы думаете у Байкала есть свои обитатели? (Ответы детей) Да ребята. Это и животные и рыбы. Сейчас я вам загадаю загадку, а вы попробуйте ее отгадать и скажите о каком обитателе Байкала идет речь?
Этот зверь лежит на льдине
Как будто на перине.
Вставать то не торопится
Жирок под шубкой копится (байкальская нерпа)
Это байкальская нерпа. На слайде воспитатель показывает изображение байкальской нерпы. Байкальские нерпы – это самые популярные животные Байкала.
Что вы можете рассказать о нерпе глядя на ее изображение (Ответы детей: дети дают описание внешнего вида нерпы, делают предположения, чем питается нерпа, где она спит, как плавает и т.д.)
Нерпа обитает только на озере Байкал. Это довольно крупное животное. Тело нерпы покрыто коротким густым мехом. Что напоминает мех нерпы? Какого он цвета? (Ответы детей).
У нерпы толстый слой жира, который защищает ее от холода и помогает долгое время обходится без пищи. Как вы думаете, как нерпа двигается на берегу? А в воде? Объясните почему? (Ответы детей).
Нерпа дышит воздухом, поэтому время от времени она всплывает на поверхность воды, чтобы набрать воздух. Ребята, как выдумаете, как дышит нерпа зимой, когда Байкал покрывается льдом? (Предположения детей).
Ребята, когда Байкал замерзает, нерпа устраивает себе лунку во льду, которые называются «продухи». Продухи нужны чтобы дышать воздухом. Показ слайдов.
Весной, когда пригревает солнышко нерпа выходит на лед, чтобы погреться на солнышке Показ слайдов). Нерпа питается рыбой, которая водится в Байкале. (Показать на слайдах)
Динамическая пауза. Воспитатель предлагает детям передать движениями как ныряет нерпа, как лежит и греется на солнышке.
Ребята, вы что-нибудь слышите? (воспитатель включает звуки, которые издает детеныш нерпы). (Ответы детей).
Ребята, это кричит детеныш нерпы. А почему он кричит? (Предположения детей)
Да, правильно он потерялся и просит нас помочь найти его маму нерпу.
Воспитатель показывает игрушку нерпенка. Дети рассматривают его. Дают описание внешнего вида.
Ребята, я прочитала в энциклопедии, что весной, в марте у нерпы рождается 1 или 2 детеныша. Какого цвета мех у нерпенка? Правильно белого. Поэтому маленьких нерпят называют бельками. Показывает слайд с изображением нерпы и нерпенка).Ребята, как вы думаете почему у нерпенка белый мех? (Ответы детей).
Правильно, такой окрас делает их незаметными на льду, для хищников и для человека.
Ребята, давайте поможем нерпенку найти его маму. Кто же в этом нам поможет? (Ответы детей).
Правильно, нам помогут обитатели Байкала - рыбы. Для того чтобы помочь нерпенку найти маму, нам надо выполнить задание: отыскать рыб, которые обитают в Байкале и назвать их. Нерпенок отправится на поиски мамы вместе с нами. Ребята перед вами на пути лежат камушки, а под ними конверты с загадками. Но прежде мы должны отгадать загадки, найти всех рыбок. И разместить их на макете озера Байкал. Возьмите конверты.
Дети берут конверты достают листочки со стихами. (Внутри лежат рыбки сделанные из соленого теста). Воспитатель читает:
В пресноводных волнах рыбы
Их поймать смогли и вы бы
Ускользнуть отыщет миг
Рыба северная …(Сиг)
Прячусь я на дне речном
Я усатый, но не сом.
Друг на друга мы похожи,
Но меня не путай с ним.
Видишь – пятнышки на коже
Значит, это я….(Налим)
Среди камней под тихою струею
Как тень невидим он стоит
С начищенной до блеска чешуею
Сливаясь с дном в единый монолит (Хариус)
Красный хвост дугой согнул
По теченью повернул
Нет в Байкале рыб быстрей
Терпеливей и мудрей
Великан на охоте каждый день
Рыба древняя ---- (Таймень)
Он щекаст и головаст
Лежит на дне набычившись,
Но в беду себя недаст… (Широколобик или бычок)
Начинается на «О»,
Ох, и любят же его!
Говорят живет в Байкале
Вы случайно не слыхали….. (Омуль)
Эта рыбка на вид невзрачна.
Но зато она так прозрачна.
Что к глазам поднесу поближе –
Сквозь нее чудеса увижу. (Голомянка)
Отгадки названий рыб сопровождается показом слайдов.
Дети размещают найденных рыб на макете озера Байкал. И находят, что на макете, на льдине лежит мама – нерпа.
Воспитатель предлагает детям назвать и показать рыб, которые помогли нерпенку найти маму-нерпу.
Ребята, вы рады, что помогли нерпенку найти свою маму. Как вы думаете, пока нерпенок маленький и беззащитный как мама – нерпа заботится о нем? (Ответы детей).
Правильно, нерпа кормит нерпенка молоком, ловит для него рыбу, учит его плавать, нырять, защищает его.
Как вы считаете, нерпа нуждается в защите? Почему? (Ответы детей).
Как мы можем помочь обитателям Байкала? (Ответы детей)
Правильно, в наших силах не засорять озеро. Не приносить вред тем, кто обитает в Байкале.
Ребята, что вам запомнилось больше всего? Что мы узнали? С какими обитателями Байкала познакомились? (Ответы детей)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект познавательного занятия в старшей группе На тему: «Когда и как появились Казаки на Руси?»
Занятие по истории Руси. Рекомендуется проводить с использованием презентации....
Конспект познавательного занятия в старшей группе Тема: “О свойствах дерева и металла. Встреча с Карандашом и Гвоздем-Гвоздовичем”
Программное содержание:I.1. Уточнить и обобщить знания о свойствах дерева и металла. 2. Продолжать учить узнавать и изучать окружающий мир семи органами чувств. 3. Закрепить правила обращени...
Конспект познавательного занятия в старшей группе. Тема: Формировать у детей первичные представления об особенностях природы планеты Земля.
* Формировать представления детей о климатических условиях Арктики, пустыни, средней полосы России. *Обогащать представления детей об умении животных приспосабливаться к среде обитания, развивать спос...
Конспект познавательного занятия для старшей группы Тема: «Животные нашей страны»
Конспект познавательного занятия для старшей группыТема: «Животные нашей страны» Воспитатель: Хоцкина Ольга Александровна Конспект ОД для детей разновозрас...
Конспект познавательного занятия в старшей группе. Тема: «Свойства дерева и металла»
Дать знания о свойствах дерева и металла (дерево – тонет, хрупкое, горит, менее теплопроводное, металл – тонет, тяжелое, прочное, теплопроводное)....
Конспект познавательного занятия в старшей группе Тема: «Путешествие в школу здоровья»
Цель: формирование представления о полезной и вредной еде.Задачи:Образовательные: расширять представления детей о вредной и полезной пище и ее необходимости для жизнедеятельности человека, ф...