Формирование основ гражданственности и патриотизма Тема: «Светлая Пасха» В подготовительной к школе группе «Ромашка»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Филипченко Ядвига Сергеевна

Основная цель занятия: Рассказать детям о празднике Светлой Пасхи, пасхальных традициях, о пасхальном яичке как о символе воскресения Христова и других атрибутах праздника;Формировать двигательные умения и навыки Создать праздничное, радостное настроение.Расширять словарный запас. - научить видеть красоту, своеобразие и самобытность изделий народного творчества, развивать творческие способности:Воспитывать чувство причастности к культуре и истории русского народа, желание быть милосердным. уважение к традициям русского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_svetlaya_pasha.docx30.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                                  Детский сад №1 города Кропоткин

                       Муниципального образования Кавказский район

   

                                                Конспект  

             непосредственной образовательной деятельности

       Формирование основ гражданственности и патриотизма

                                        Тема: «Светлая Пасха»

               В подготовительной к школе группе «Ромашка»

                                                                                                                                                                                       

                                                                                               

                                                                                               Воспитатель:

                                                                                               Филипченко

                                                                                               Ядвига Сергеевна

 

                                                 

                                                          Кропоткин 2024 г.

Приоритетная образовательная область: Формирование основ гражданственности и патриотизма

      Цель: Рассказать детям о празднике Светлой Пасхи, пасхальных традициях, о пасхальном яичке как о символе воскресения Христова и другими атрибутами праздника;

Задачи:

Образовательные:  

           Формировать двигательные умения и навыки Создать праздничное, радостное настроение.

Развивающие: 

            Расширять словарный запас. - научить видеть красоту, своеобразие и самобытность изделий народного творчества, развивать творческие способности.

Воспитательные:            

            Воспитывать чувство причастности к культуре и истории русского народа, желание быть милосердным. уважение к традициям русского народа.

Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, познавательная, двигательная.

Методы и приемы: Игровой, наглядный, практическая деятельность детей, вопросы к детям словесный.

Предварительная работа: Рассказ педагога. Беседа. Рассматривание иллюстраций храмов России, колокольни Ивана Великого, «Царь колокол», знакомство с иконой А. Кузнецова «Воскресение Христово». Разучивание русской народной песни «Во поле орешина». Разучивание закличек. Проведение русских народных игр, «Верба- вербочка», «Солнышко-ведрышко», «В смолу». знакомство с пасхальными песнями. беседа с детьми о народных праздниках, рассматривание иллюстраций, мини-выставка коллекции сувенирных яиц.

Планируемые результаты: развивать интерес к народному обрядовому празднику Пасха, ее обычаям, традициям; уважительно относиться к традициям русского народа.

Словарь: народный праздник, Великая Пасха, кулич, Красная горка, крашенки, писанки.

Место проведения: групповое помещение

Материалы и оборудование: деревянные  расписные яйца, кулич, пасха,  набор для творчества детский пасхальный, фломастеры ,влажные салфетки, клеенки,, иллюстрации на тему «Светлая Пасха», русская народная музыка.

Содержание деятельности:

Воспитатель : Здравствуйте  коллеги! Спасибо, что Вы пришли к нам. Сегодня мы предлагаем  Вашему вниманию образовательную деятельность Формирование основ гражданственности и патриотизма  «Светлая Пасха». Смотрите, наслаждайтесь, поддерживайте детей.

Дети здороваются.

-Здравствуйте, гости дорогие! Красному гостю - красное место.

У нас сегодня необычная встреча. Мы поговорим с вами том, как русский народ  умеет поддерживать традиции, обычаи своих предков. Издавна русский человек славился своим трудолюбием, не забывая при этом и традиции поддерживать.

- Расскажите, какие праздники вы знаете?

( Правильно: Новый год, Рождество, Масленица, Пасха, Троица, это праздники, которые люди до сих пор помнят, стараются соблюдать некоторые традиции. На Новый год – ставят елку, на Рождество – проводят гадания, на Троицу – почитают, восхваляют березку, на Масленицу обязательно пекут блины и просят у всех прощения, и конечно, сжигают чучело Масленицы, прощаясь с зимой.)

Послушайте русскую народную песню – закличку и скажите, кого мы закликаем.

- Звучит весенняя закличка «Жавороночки».

- Какие русские народные праздники приносит с собой весна?

(Благовещение, Вербное воскресенье, Пасха).

                Дети играют в народную игру «Солнышко-ведрышко»

        При помощи народной считалки выбирается Солнышко и становится в середину круга. Остальные дети берутся за руки и произносят слова

                                             Гори. Солнце. Ярче

                                             Лето будет жарче

                                             А зима теплее

                                             А весна –милее.

 На первые две строчки дети идут хороводным шагом по кругу взявшись за руки, на вторые строчки  останавливаются, поворачиваются лицом друг к другу в парах кланяются . Солнышко говорит «Горячо» дети разбегаются в разные стороны Солнышко их догоняет. До кого дотронулось выбывает из игры.

Воспитатель: - Сегодня мы с вами поговорим о великом празднике весны - Пасхе.

- А что делают на Пасху? (Ответы детей)

- Слово «Пасха» пришло к нам из греческого языка и означает избавление.

     Считается, что именно в этот день сын Божий Иисус Христос воскрес из мертвых. Праздник пасхи один из основных в народном календаре. Он всегда выпадает на весенние дни. Весна всегда была связана со светлыми

ожиданиями, надеждами, ведь природа пробуждается после зимнего сна, все живое возрождается, воскресает. Этот праздник символизирует победу добра над злом.

Пасха - самый главный праздник для православных христиан.

Пасха считалась .«праздником праздников» и всегда отмечалась торжественно и весело.

-В течение всей пасхальной недели на Руси звучал колокольный звон. На пасху всем желающим, особенно детям, разрешалось звонить в колокола. Любой мог подняться на колокольню и ударить в колокол. Когда бьют во множество колоколов, то звон получается особенный, его называют трезвоном. Издавна подмечено, что колокольный звон лечит душу, восстанавливает силы человека.

- Давайте и мы послушаем прекрасную музыку – звон колоколов.

Слушание аудиозаписи колокольного звона благовест

- Какое у вас появилось настроение после звучания колокольного звона?

(Радостное, приподнятое, праздничное, торжественное)

Ребенок: Колокол дремавший

                Разбудил поля

                Понеслись удары

                К синим небесам

                Улыбнулась  солнцу

                Сонная земля

                Звонко раздается

                Голос по лесам

На Светлый праздник Пасхи принято поздравлять друг друга с воскресением Христа- христосоваться (целоваться) и обмениваться пасхальными яйцами. На Руси всегда было принято дарить друг другу нарядные раскрашенные  пасхальные яйца. «Христос Воскресе!». И отвечать «Воистину Воскрес!».

Этот обычай очень давнишний. Из яйца выходит живое существо, зарождается новая жизнь. Это так символично для этого праздника. Яйцо занимает главное место в пасхальных обрядах. Крашеное или расписное, оно стало знаком, символом праздника. Яйцами обмениваются. Их дарят родным, соседям, всем, кто придет поздравить с праздником. Берут с собой, отправляясь в гости.

- Посмотрите, какие красивые могут быть крашеные яйца.

Рассматривается коллекция пасхальных яиц.

- Скажите, дети, а кто знает, какое угощение готовят для праздничного стола?

-Как отмечают люди Пасху? (На Пасху ходили в гости, устраивали гулянья, качались на качелях, красили яйца, пекли куличи, делали пасху из творога. Все это освящали в церкви и дарили друг другу в знак любви и дружбы.)

-Хозяйки заранее и очень тщательно к этому дню готовились. Убирали дом, пекли куличи, красили яйца. делали из творога пасху, готовили вкусные блюда, доставали из сундуков праздничные одежды, принимали гостей, кто-то в гости шел. Люди пировали, веселились, радовались и говорили друг другу:«Христос воскрес!» - «Воистину воскрес».

 Ребенок : А у нас куличик- золотая корка !

                  Крашеных яичек на подносе  горка!

                  Пир -как в сказке!

                  В доме- ни пылинки- убирались к Пасхе.

                  Хорошо нам вместе! и обед наш весел

                  Христос- Воскресе!

                  Воистину- Воскресе!

      Освященному в церкви яйцу приписывались магические свойства: спасение дома от пожара, помощь скоту от болезней, сбережение урожая от града. Если в зерно положить яйцо, то будет хороший урожай. Если яйцо оставить до следующей Пасхи, то оно может исполнить  желания.

- Кто знает, как украшали яйца, чтобы они были красивые?

           К Пасхе готовили специальные подарочные яйца. Их делали из дерева, стекла, хрусталя, фарфора. Ювелиры мастерили подарочные яйца даже из золота и серебра. Украшали их драгоценными  камнями. И все же для православных людей  пасхальное яичко -красное, оно означает радость, веселье, торжество.

              Творческая деятельность детей: роспись пасхальных  яиц.

Воспитатель: А сейчас, я предлагаю, вам, раскрасить  яйца стоящие перед вами. Выбирайте себе любые. Работать будем фломастерами.

- Ребята, работу по росписи яиц выполняют с чистыми мыслями, чистыми руками. Пока держите в руках яйцо, мысли все о том, для кого оно предназначено, оно вбирает в себя энергию добрых мыслей и пожеланий. Подумайте, для кого вы будете делать свой сувенир. А в работе вам поможет творчество, фантазия и музыка.

  Выполнение работы детьми под русскую народную мелодию.

-Какие пасхальные яйца у нас получились? (Писанки.)

-Умели на Руси потешить друг друга веселыми разговорами и перекинуться метким словом, посмешить.

Наши ребята знают много веселых потешек.

- Звучат потешки (Каравай - каравай)

- Практическая работа. Оказание индивидуальной помощи в ходе оформления изделия.

Подведение итогов.

- О чем вы думали, когда готовили их?

- С какими чувствами украшали пасхальные яйца?

- Я думаю, что ваши сувениры чудесные, дивные, волшебные, прекрасные.

Молодцы, вы потрудились очень хорошо, а результат вашей работы, это ваши сувениры, которые вы подарите своим родным и близким с наилучшими сердечными пожеланиями в праздник. 

Воспитатель:

-А прежде чем съесть крашеные яйца, с ними устраивали разные игры.

- Я предлагаю вам поиграть в старинные, пасхальные игры. Их было очень много – например,  «Чье яйцо дольше кружится?»,«Прокати яйцо.»

Игра «Прокати яйцо.»

- Дети  по- очереди. катают яйца по наклонной доске к призам (яйцам), расположенным на столе. Ребенок забирает  тот приз, к которому докатится яйцо. (Дети играют….)

Игра – соревнование «Чье яйцо дольше кружится?»

-По команде дети раскручивают свои крашенки. Чье яйцо дольше крутится, тот и победитель. (Под музыку игра повторяется несколько раз.)

Игра – «Где коки прячешь?».

- Дети раскладывают пасхальные яйца кучками на столе и накрывают их шапками. На столе лежат и шапки, под которыми нет ничего. Затем шапки двигают по столу. Один из участников игры – водящий. Его вызывают и спрашивают : «Где коки прячешь?» Водящий поднимает шапку и, если там крашенки, забирает их себе. Игра проводится до тех пор, пока крашенки не разберут.

- Вот так весело мы с вами поиграли

Пусть в ваших сердцах сохранится радость, светлое настроение и везде сопутствует вам удача.

Воспитатель:

Очень хорошо, а результат вашей работы, это ваши сувениры, которые вы подарите своим родным и близким с наилучшими сердечными пожеланиями в праздник Пасхи. 

   Ребенок : Снег растаял как свеча

                    Пахнет сладким духом воздух

                    Золотого кулича

                    Дождик солнечный закапал

                    В этот день святых чудес

                    И меня целует папа

                    Говорит: «Христос- Воскрес!»

Спасибо за занятие. Всего Вам доброго.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН БЕСЕДЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ.

План беседы по формированию у детей основ здорового образа жизни в старшей и подготовительнойк школе группе. Знакомство со строением тела человека, закрепление правил личной гигиены, чтение стихов о з...

Паспорт подготовительной к школе группы "Ромашка"

Цель: обеспечить соответствие предметно-пространственной среды требованиям ФГОС для организации воспитательно-образовательного процесса в условиях сохранения и укрепления физического и психологическог...

Паспорт подготовительной к школе группы "Ромашка"

Цель: обеспечить соответствие предметно-пространственной среды требованиям ФГОС для организации воспитательно-образовательного процесса в условиях сохранения и укрепления физического и психологическог...

Сценарий утренника "В гости к осени" в подготовительной к школе группе «Ромашка»

Вот и пришла к нам осень – золотая пора! Осень покрыла всю землю золотым ковром, оголила деревья и кусты, задала большую работу садоводам. Наши мамы и бабушки варят варенье, компоты, делают овощ...

Проект « Мы - друзья природы» физкультурно-экологической направленности подготовительной к школе группы «Ромашки»

Уважаемые коллеги!Представляю Вашему вниманиюпроект по экологии. данная разработка и ее реализации произвела фурор в нашем детском саду. А самое главное родители были в таком "шоке" от совме...

Перспективный план по формированию основ безопасности и здорового образа жизни в подготовительной к школе группе

В практику дошкольных образовательных учреждений уже давно введены различные программы по основам безопасности жизнедеятельности детей. В своей работе мы используем учебное методическое пособие «...