Перспективный план по формированию основ безопасности и здорового образа жизни в подготовительной к школе группе
методическая разработка (подготовительная группа)

Козлова Наталья Григорьевна

В практику дошкольных образовательных учреждений уже давно введены различные программы по основам безопасности жизнедеятельности детей. В своей работе мы используем учебное методическое пособие «Безопасность», разработанное коллективом авторов Авдеевой А. Н. ; Князевой Н. Л. ; Стеркиной Р. Б. Опираясь на лучшие российские традиции воспитания и обучения дошкольников, составители программы включили в нее новое содержание, которое отражает общие изменения в нашей социальной жизни. На мой взгляд, данная программа, способствует более эффективному усвоению детьми материла по основным темам (разделам)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл перспективное планирование34.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №17» Энгельсского муниципального района Саратовской области

Перспективный план

по формированию основ безопасности и здорового образа жизни в подготовительной к школе группе

МДОУ «Детский сад №17»

на 2021-2022 учебный год

г. Энгельс 2021 г.


Цель: формировать представления детей и их родителей о здоровье, его ценности, полезных привычках, мерах профилактики и охране здоровья.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

№ п/п

Раздел/Тема

Содержание и формы работы

Цель

СЕНТЯБРЬ

1

Раздел «Я-человек»

Тема «Давайте знакомиться»

Малоподвижные игры «Отгадай, кто позвал», «Узнай по описанию»

Расширять знания ребенка о себе, своем имени фамилии, возрасте, телосложении, походке

2

Раздел «Эмоциональное благополучие ребёнка»

Тема ««Конфликты между детьми»

Д/и «Как избежать неприятностей»

Совершенствовать умение  детей самостоятельно разрешать межличностные конфликты, учитывая при этом состояние и настроение другого человека, а также пользоваться нормами-регуляторами.

3

Раздел «Ребёнок на улицах города»

Тема «Наша улица»

Изготовление макета улицы, дорожных знаков (продуктивная деятельность).

Закрепить представления детей о правилах поведения на улицах города, о сигналах светофора; правила безопасного перехода через улицу.

4

Раздел «Здоровье ребёнка»

Тема «Правила оказания первой помощи при ушибах и порезах»

Экскурсия в медицинский кабинет

Рассказать и показать детям как оказывать себе и другому первую помощь при порезах и ушибах. Упражнять детей в умении разговаривать по телефону, познакомить с номером телефона «Скорой помощи» - 03.

Работа с родителями

  1. Анкетирование родителей «Ваши дети и их здоровье»
  2. Гостиная здоровья: «Здоровый ребенок — здоровое общество»
  3. Беседа «Что такое ЗОЖ?
  4. Оформление папки – передвижки «Здоровы образ жизни семьи»; «Здоровье ребенка в наших руках»

ОКТЯБРЬ

1

Раздел «Я и другие»

Тема «Правила личной гигиены»

Беседа о предметах личной гигиены, о привычке следить за своим внешним видом. 

Воспитывать навыки собственного здоровьесбережения

2

Раздел «Безопасность собственной жизнедеятельности»

Тема «Безопасность в помещении»

Сюжетно-ролевая игра «Детский сад»

Совершенствовать умения детей выполнять в игре различные действия в соответствии с сюжетом, знакомить с приемами правильного выполнения трудовых операций, формировать начала компетенций безопасного поведения в быту.

3

Раздел «Безопасность на улице»

Тема «Безопасность на игровой площадке»

Образовательная ситуация «Сухой и влажный песок»

Формировать умение детей понимать суть проблемной ситуации, восстанавливать ход событий и выявлять причинно-следственные связи, в ходе практических действий с песком находить решение проблемы, формулировать выводы о его свойствах. Совершенствовать умение соблюдать правила безопасного поведения во время игр с песком

4

Раздел «Общение с природой».

Тема «Правила сбора растений и грибов»

Показ спектакля по сказке «Война грибов»

Познакомить дошкольников с грибами, элементарными правилами безопасности, связанными с их качествами

Работа с родителями

  1. Оформление папки- передвижки «Витамины и минералы – незаменимые компоненты в питании»
  2. Памятка: «Культура еды», «Безобидные сладости»
  3. Семинар – практикум «Игры на кухни»
  4. Памятки: «Нетрадиционные методы закаливания».

НОЯБРЬ

1

Раздел «Секреты здоровья»

Тема Будь здоров, как Макс Орлов» – здоровый образ жизни.

Чтение и обсуждение поэмы

Формировать положительные эмоциональные качества (сопереживание, отзывчивость)

2

Раздел «Безопасность на улице»

Тема « Где мы играем»

Игровая ситуация «приход автоинспектора

Закрепить знание правил поведения на улице. Предвидеть последствия своих действий в разных ситуациях (не дразнить животных, не собирать незнакомые растения)

3

Раздел «Первая тайна Максима Орлова – полезные привычки»

Тема «Не ленись, как Булкин Коля, поступай, как Макс Орлов!»

Беседа о полезных привычках

Развитие у детей двигательной активности и мотивации к занятиям физической культурой и спортом;

4

Раздел «Я и другие»

Тема «Я узнаю себя»

Разгадывание кроссворда; беседа о строении внутренних органов; гимнастика для глаз

Развивать зрительное и слуховое внимание, обоняние и вкусовые ощущения. Учимся понимать значение отдельных частей своего тела: руки, ноги, головы, туловища, внутренних органов.

Работа с родителями

  1. Оформление папки-передвижки «Закаливание детей»
  2. Фотовыставка: «Как мы закаливаемся в детском саду»
  3. Памятки: «Нетрадиционные методы закаливания»
  4. Памятки: «Нетрадиционные методы закаливания».

ДЕКАБРЬ

1

Раздел «Природа и безопасность». 

Тема: «Дикие животные»

Рассказы-инсценировки о поведении при встрече с дикими зверями

Познакомить дошкольников с потенциально опасными ситуациями, которые могут возникнуть в природе

2

Раздел «Безопасность на улице»

Тема «Природа и безопасность»

Целевая прогулка «Опасные сосульки»

Формировать умение  видеть потенциальную опасность определенных ситуаций, избегать их; умение применять свои знания для обеспечения собственной безопасности и безопасности других людей

3

Раздел «Безопасность в помещении».

Тема «Пожарная безопасность дома»

Выставка рисунков «Отчего бывает пожар»

Формировать у дошкольников начальные представления о причинах возникновения пожара (новогодняя иллюминация), познакомить с правилами безопасного поведения при пожаре

4

Раздел «Вторая тайна Максима Орлова – правильное питание»  

Тема «Максу бабушка готовит борщ, котлету и компот»

Рассматривание иллюстрации «Белки, жиры, углеводы и продукты, их содержащие»

Формирование у детей основ культуры здорового образа жизни

Работа с родителями

  1. Аналитический практикум «Методы формирования культуры безопасности у детей 6-7 лет».
  2. Методические рекомендации « Развитие речевого дыхания»
  3. Семинар-практикум «Дыхательная гимнастика вместе с мамой, вместе с папой»
  4. Консультация мед. сестры «Грипп. Симптомы заболевания. Меры профилактики»

ЯНВАРЬ

1

Раздел «Безопасность в общении». 

Тема «Дружба — наше богатство»

Кукольный театр по сказке В. Сутеева «Цыпленок и утенок»

Познакомить детей с понятием «дружба», формировать умение понимать суть игровой ситуации, оценивать действия персонажей с точки зрения их безопасности

2

Раздел «Безопасность на улице»

Тема «Правила дорожного движения»

Игра-путешествие «В стране дорожных знаков»

Систематизировать и дополнить знания детей о дорожных знаках, их назначении. Познакомить с группами, на которые делят дорожные знаки

3

Раздел Третья тайна Максима Орлова.

Тема «Чтобы крепким быть и сильным, ешь морковь и апельсины!»

Презентация «Полезные  продукты»

Развитие  воображения, прогностических способностей, формирование умения предвидеть возникновение потенциально опасных ситуаций

Работа с родителями

1. Оформление папки передвижки «Зимние забавы»

2. Гостиная здоровья «Игры на свежем воздухе»

3. Оформление фотовыставки «Зимние забавы в детском саду и дома». 

ФЕВРАЛЬ

1

Раздел «Безопасность в общении».

Тема «Моя семья»

Совместная игровая деятельность, сюжетно-ролевая игра «Семья»

Формировать у дошкольников начальные представления о семье; умение включаться в игровую деятельность, выпол- нять элементарные ролевые действия

2

Раздел Четвёртая тайна Максима Орлова.

Тема «Фастфуд нам не друг»

Дидактические игры: «Найди вредный продукт»; «Собери рюкзачок»

Формировать знания детей о полезной и не полезной пище, систематизировать представления детей о работе пищеварительного тракта, развивать здоровые принципы питания.

3

Раздел «В мире опасных предметов»

Тема «Опасный петушок»

Чтение стихотворения «Ростом спичка-невеличка»

Рассказать о пожарной безопасности. Познакомить детей с бытовыми электроприборами, правилами обращения с ними

4

Раздел « Пятая тайна Максима Орлова»

Тема «Режим дня» 

Дидактические игры: «Составление режима дня Коли Булкина»;

«Полезные дела»;

«Свободное время».

Познакомить с разными видами закаливания, дыхательной и коррекционной гимнастикой

Работа с родителями

  1. Оформление папки-передвижки «Плоскостопие у детей»
  2. Семинар практикум «Опасности и причины попадания детей в опасные ситуации».
  3. Музыкально-спортивное развлечение с родителями, посвященное «Дню Защитника Отечества»
  4. Памятка:  «Игры, которые лечат»

МАРТ

1

Раздел «Общение с природой»

Тема «Звуки природы»

Песенное творчество «Как звучит капель?»

Упражнять в умении детей охарактеризовать «песенку» капели.

2

Раздел «Безопасность в общении».

Тема «Контакты с незнакомыми людьми на улице»

Драматизация-импровизация «Приключения мышонка»

Познакомить дошкольников с моделями поведения в различных ситуациях, обогащать их коммуникативный опыт

3

Раздел «Ребёнок и природа»

Тема «Контакты с незнакомыми животными»

Наблюдения на прогулке за домашними животными (кошкой, собакой).

Рассказать об опасных ситуациях, которые могут возникнуть при контакте с животными, закрепить знания о правилах безопасного поведения с домашними животными

4

Раздел «Шестая тайна Максима  Орлова»

Тема «Не ленись, как Булкин Коля, поступай, как Макс Орлов!»

Загадки про спорт

Развитие смекалки, логики,

Диалогической речи. Закрепить знания о необходимости витаминов в организме человека

Работа с родителями

  1. Оформление папки-передвижки «Причины формирования неправильной осанки»
  2. Беседа «Игры и упражнения для профилактики плоскостопия»
  3. Выставка детских работ «Чистота залог здоровья»
  4. Консультация для родителей «Как предупредить авитаминоз весной»

АПРЕЛЬ

1

Раздел «Я и моё тело»

Тема « Моё тело»

Дидактическая игра: «Моё тело»

Праздник «День Здоровья»

Формировать представление о строении тела и мышечной системы.

Популяризация и развитие адаптивного спорта.

2

Раздел «Вредные привычки Коли Булкина»

Тема «Виртуальная сеть Человека-паука»

Беседы об опасности интернет- зависимости и рекламы

Совершенствовать  умение применять коммуникативный опыт в ситуациях общения со сверстниками

3

Раздел «Безопасность в общении».

Тема «Один дома»  

Интерактивный спектакль с элементами импровизации «Одни дома»

Формировать дошкольников представления о потенциально опасных предметах и ситуациях, о безопасных способах выполнения определенных действий, трудовых операций

4

Раздел «Безопасность на улице»

Тема «Если ребёнок потерялся»

Игровая ситуация «Ребенок потерялся»

Познакомить детей с алгоритмом действий при данной ситуации. Упражнять в умении пользоваться телефоном для вызова экстренной помощи

Работа с родителями

  1. Консультация для родителей «Завтрак  Чемпиона»
  2. Выпуск стенгазеты «Мама, папа, я - спортивная семья»
  3. Консультация «Как провести выходной день с ребенком»
  4. Индивидуальная консультация «Формирование самостоятельности для успешного обучения в школе».

МАЙ

1

Раздел «Природа и безопасность».

 Тема «Безопасность у водоемов»

Просмотр мультипликационного фильма из серии «Смешарики», «На тонком льду»

Формировать умение  детей соблюдать элементарные правила личной безопасности рядом с водоёмами.

2

Раздел «Я – спортсмен, как Силачов, я здоров,  как Макс Орлов»

Тема «О спорт!»

Дидактическая игра: «Что кому принадлежит?»

Упражнять детей в   умении подбирать соответствующий инвентарь и экипировку для спортсменов

3

Раздел «Безопасность на улице».

Тема «Правила дорожного движения»

Выставка рисунков «Правила дорожного движения»

Познакомить дошкольников с участниками дорожного движения, правилами безопасного поведения у дороги

4

Раздел «Секреты здоровья»

Тема «Витамины на картине»

Дидактическая игра «Витаминное лето»

Закреплять знания о витаминах и содержании их в продуктах.

Работа с родителями

  1. Родительское собрание «Уличные детские площадки и безопасность ребенка»
  2. Круглый стол по проблеме «Потребность в безопасности – базовая потребность ребенка»
  3. Мониторинг заболеваемости воспитанников  группы , сопоставление с  предыдущим периодом
  4. Папка-передвижка «Закаливание летом»

 

Литература

Программа дошкольного образования по формированию культуры здорового образа жизни

и патриотическому воспитанию детей подготовительной группы «Будь здоров, как Максим Орлов»

Стеркина Р. Б., Авдеева Н. Н., Князева О. Л. «Основы безопасности детей дошкольного возраста»

Тимофеева Л. Л., Корнеичева Е. Е., Грачева Н. И. Формирование культуры безопасности.

Планирование образовательной деятельности в подготовительной к школе группе: методическое пособие / под общ. ред. Л. Л. Тимофеевой. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.

Тимофеева Л. Л., Королева Н. И. Формирование культуры безопасности. Взаимодействие семьи и ДОО. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.

Картотека произведений художественной литературы,

мультипликационных фильмов и музыкальных

произведений

Литература для чтения детям

1. Барто А. В театре. Думают ли звери. Когда ударил гром. Комары.

2. Берестов В. Гололедица. Гуси. Знакомый. Коза. Нет, руки зимой не у тех

горячей... Прогулка с внуком. Семейная фотография.

3. Бианки В. Как муравьишка домой спешил. Первая охота.

4. Биссет Д. Все кувырком.

5. Блайтон Э. Знаменитый утенок Тим.

6. Блинова Г. Лекарство — не игрушка (из серии «Непослушный Стобед

рассказывает сказку»).

7. Бородицко М. Булочная песенка.

8. Братья Гримм. Белоснежка и семь гномов. Горшочек каши.

9. Брусов И. Хитрые санки.

10. Вайнер А. Детские стихи по Правилам дорожного движения.

11. Волков С. Про Правила дорожного движения.

12. Гальченко В. Первая тревога. Приключения пожарного.

13. Даль В. Снегурушка и лиса.

14. Дмоховский А. Чудесный островок.

15. Драгунский В. Мотогонки по отвесной стене.

16. Епанешников Л. Муравей.

17. Жидков Б. Дым. Как мы ездили в зоосад. На льдине. Пожар.

18. Заходер Б. Никто.

19. Зотов В. Лесная мозаика.

20. Зощенко М. Показательный ребенок.

21. Капутикян С. Пылесос не виноват.

22. Карганова Е. Сказки про зверят.

23. Катаев В. Грибы.

24. Квитко Л. Лыжники. На катке.

25. Киплинг Р. Слоненок.

26. Козлов С. Зимняя сказка.

27. Кондратьев А. Можно десять тысяч раз...

28. Кончаловская Н. Самокат.

29. Кузнецов А. Рассказ радио об электрическом токе.

30. Кушнер А. Кто сказал, что мы подрались?

31. Левин В. Несостоявшееся знакомство.

32. Линдгрен А. Малыш и Карлсон, который живет на крыше.

33. Лунин В. Кому зимой жарко.

34. Маршак С. Вакса-клякса. Вчера и сегодня. Детки в клетке. Пожар.

Рассказ о неизвестном герое. Урок вежливости. Хороший день. Цирк. Чего боялся Петя?

35. Михалков С. Велосипедист. Друзья в походе. Дядя Степа. Кто кого? Мой

щенок. Моя улица. Песенка друзей. Три ветра.

36. Мошковская Э. Митя — сам.

37. Муур Л. Крошка енот и тот, кто сидит в пруду.

38. Некрасов Н. Дедушка Мазай и зайцы.

39. Новичихин Е. Почему.

40. Носов Н. Автомобиль. Бенгальские огни. Живая шляпа. Замазка.

Милиционер. Мишкина каша. Приключения Незнайки и его друзей.

41. Образцов С. Муха.

42. Перро Ш. Красная Шапочка.

43. Пишумов Я. Юрка живет на другой стороне... Я сижу в машине...

44. Погореловский С. Вот он, хлебушек душистый... Ну-ка попробуй.

45. Приходько В. Про кошку.

46. Пушкин А. Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях.

47. Радзиевская Л. Ты и вода. Ты и дорога. Ты и животные. Ты и лес. Ты

и огонь. Ты один на улице.

48. Ранева Е. Я могу котенком стать. Я не знаю, куда руки мне девать.

49. Родари Дж. Сказки по телефону.

50. Сладков Н. Неслух.

51. Собакин Тим. Дом для муравьев.

52. Сотник Ю. Гадюка.

53. Стеквашова Е. Друзья. Кто виноват?

54. Тамбовцева-Широкова Е. Находчивый Дима.

55. Тихонов Н. Берегите хлеб.

56. Токмакова И. Сколько.

57. Толстой А. Золотой ключик, или Приключения Буратино.

58. Толстой Л. Девочка и грибы.

59. Усачев А. Божья коровка. Дорожная песня. Правила дорожного движения.

60. Успенский Э. Жил-был слоненок.

61. Ушинский К. Бодливая корова. Гадюка.

62. Фейгина М. Игра в прятки.

63. Хармс Д. Бульдог и таксик. Очень страшная история.

64. Цыферов Г. Град. Как ослик купался.

65. Черный Саша. Когда никого нет дома.

66. Чуковский К. Котауси и Мауси.

67. Шахнович Г. Полярник.

68. Шкловский Е. Как вылечили мишку.

69. Шульжик В. Мороз. Объявление.

70. Яковлев Ю. Делаем ребятам предостережение...

71. Яшин А. Покормите птиц зимой.

Мультипликационные фильмы

«Смешарики»: «Светофор», «Зебры в городе», «На остановке», «Гармония

светофора», «Как не замерзнуть в холода», «На тонком льду», «Комната

страха», «Безопасное место», «ОРЗ», «Где кататься?», «Самая страшная машина», «За бортом», «Мигающие человечки».

«Веселая карусель»: «Разгром», «Гололедица» (реж. А. Маркелов,

Т. Митителло), «Кто первый?» (реж. А. Котеночкин), «Состязание» (реж.

Л. Кошкина), «Клоун» (реж. Л. Каюков).

«Ну, погоди!»: выпуски 2, 5, 12, 18 (реж. В. Котеночкин).

«Уроки тетушки Совы»: «Уроки осторожности: электричество».

«Спасик и его друзья»: серия «Правила безопасного поведения детей

в природе».

«Тимка и Димка» (реж. М. Лубяникова).

«Малыш и Карлсон» (реж. Б. Степанцев).

«Котенок по имени Гав»: «Одни неприятности».

«38 попугаев», «Бабушка удава» (реж. И. Уфимцев).

«Винтик и Шпунтик — веселые мастера» (реж. П. Носов).

«Кошкин дом» (реж. М. Новогрудская).

«Мама для Мамонтенка» (реж. О. Чуркин).

«Петушок — золотой гребешок» (реж. П. Носов).

«Крокодил Гена и его друзья» (реж. Р. Качанов).

«Нехочуха» (реж. Ю. Бутырин).

«Страшная история» (реж. Г. Баринова).

«Паровозик из Ромашково» (реж. В. Дегтярев).

«Жил-был пес» (реж. Э. Назаров).

«Большой секрет для маленькой компании» (реж. Ю. Калишер).

«Про бегемота, который боялся прививок» (реж. Л. Амальрик).

«В порту» (реж. И. Ковалевская).

Музыкальные произведения

«01» (муз. и сл. П. Быкова).

«Автобус» (муз. Е. Тиличеевой).

«Автомобиль» (муз. М. Раухвергера).

«Акватория» (муз. М. Минкова, сл. С. Козлова).

«Бабочка и цветы» (муз. Р. Шафага, сл. И. Мазнина).

«Будет горка во дворе» (муз. Т. Попатенко, сл. Е. Авдиенко).

«В мире много сказок» (муз. В. Шаинского, сл. Ю. Энтина).

«Восковой замок» (муз. Р. Паулса, сл. О. Петерсон).

«Все мы делим пополам» (муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского).

«Гимн Незнайки и его друзей» (муз. М. Минкова, сл. Ю. Энтина).

«Грибы поют» (муз. И. Розенфельда, сл. А. Фаткина).

«Детский сад идет» (муз. И. Шахова, сл. А. Карасева).

«Дорожный знак» (муз. Е. Зарицкой, сл. И. Шевчука).

«Жучок» (муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной).

«Зимняя песенка» (муз. А. Варламова, сл. Т. Эльчина).

«Какой был славный день» (муз. и сл. Е. Александровой).

«Калинка» (рус. нар. мелодия).

«Когда мои друзья со мной» (муз. В. Шаинского, сл. М. Танича).

«Котенок» (муз. и сл. Ю. Трофимова).

«Котенька-коток» (муз. А. Лядова, сл. народные).

«Кручу педали» (муз. Б. Савельева, сл. А. Хайта).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективно-тематическое планирование реализации содержания ОО «Физическое развитие» (формирование здорового образа жизни) в подготовительной к школе группе

Перспективно-тематическое планирование реализации содержания ОО «Физическое развитие» (формирование здорового образа жизни) в подготовительной к школе группе...

Формы организации образовательной деятельности по формированию у дошкольников привычек здорового образа жизни, приобщению детей к ценностям здорового образа жизни в подготовительной к школе группе №9 «Веселые ребята»

Сохранение и укрепление здоровья детей одна из главных стратегических задач развития страны.Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То,...

План тематической недели «Лучики здоровья» по формированию основ здорового образа жизни в подготовительной к школе группе

Итоговая работа по курсу повышения квалификации по ИОЧ «Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» на тему: «План тематической недели «Лучики здоровья»...