Конспект непрерывной образовательной деятельности «СВЕТ ВОКРУГ НАС» для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Гузанова Анна Андреевна

Конспект непрерывной образовательной деятельности «СВЕТ ВОКРУГ НАС» для детей старшего дошкольного возраста.

 

Цель: изучить строение листа, опытным путем сделать вывод о наличии зеленого вещества в листьях. Учить устанавливать причинно-следственные связи.

Задачи:

Познавательное развитие:

Формировать умение получать сведения о растениях путем проведения опытов.

Развивать умение использования моделей в исследовательской деятельности.

Развивать кругозор детей при ознакомлении с окружающим миром, развивать наблюдательность в природе, развивать моделирующую деятельность.

Социально-коммуникативное развитие:

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Речевое развитие:

Развитие связной речи, внимания, воображения, мышления, памяти.

Физическое развитие:

Развитие координации речи с движением.

МАТЕРИАЛ:

Демонстрационный: природный материал или картинки с изображением различных видов листьев (лист бегонии, лист дуба, кактус иголки ели сосны, водоросли). Цифровой модуль "Наураша-Свет".

Раздаточный: карточки с условными обозначениями видоизменения листа, бумага, карандаши.

Предварительная работа: дети на прогулке наблюдают за живой природой (деревьями, растениями и т.д.) и неживой (солнечный свет, искусственное освещение). Влияние неживой природы, на живую. Как солнечный свет или искусственное освещение влияет на рост и развитие живой природы.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непрерывной образовательной деятельности «СВЕТ ВОКРУГ НАС» для детей старшего дошкольного возраста.

Цель: изучить строение листа, опытным путем сделать вывод о наличии зеленого вещества в листьях. Учить устанавливать причинно-следственные связи.

Задачи:

Познавательное развитие:

Формировать умение получать сведения о растениях путем проведения опытов.

Развивать умение использования моделей в исследовательской деятельности.

Развивать кругозор детей при ознакомлении с окружающим миром, развивать наблюдательность в природе, развивать моделирующую деятельность.

Социально-коммуникативное развитие:

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Речевое развитие:

Развитие связной речи, внимания, воображения, мышления, памяти.

Физическое развитие:

Развитие координации речи с движением.

МАТЕРИАЛ:

Демонстрационный: природный материал или картинки с изображением различных видов листьев (лист бегонии, лист дуба, кактус иголки ели сосны, водоросли). Цифровой модуль "Наураша-Свет".

Раздаточный: карточки с условными обозначениями видоизменения листа, бумага, карандаши.

Предварительная работа: дети на прогулке наблюдают за живой природой (деревьями, растениями и т.д.) и неживой (солнечный свет, искусственное освещение). Влияние неживой природы, на живую. Как солнечный свет или искусственное освещение влияет на рост и развитие живой природы.

ХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Педагог незаметно с помощью фонарика или лазерного луча создает на стене луч и направляет на письмо-загадку. Внутри флэшка с презентацией о растениях, их функции на планете земля (производство еды, сахара и кислорода; испарение воды). Воспитатель сопровождает свой рассказ слайдами на экране (картинками).

Детям предлагается провести опыты (наблюдения)

Опыт (наблюдение) «На свету и в темноте»
ЦЕЛЬ: Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений.
МАТЕРИАЛ: черенок комнатного растения в горшочке, колпак из картона.

ХОД: Педагог предлагает выяснить, нужен ли свет для жизни растений. Закрывают горшочек с черенком растения колпаком из картона. Через семь дней убрать колпак.

Через семь дней, листья у растения побелели.

Вывод: растение без света жить не может.

Воспитатель уточняет у детей можно ли укрыться под листвой деревьев (кустовых, растений с большими листьями) летом и осенью; предлагает сравнить толщину листьев деревьев летом и осенью, с помощью света (просвечивает ли свет через листву); уточняет у детей как это можно проверить? Если дети затрудняются с ответом, воспитатель напоминает им, что можно провести подобный опыт при помощи "Цифровой лаборатории Наураша", благодаря модулю «Свет».

Опыт (наблюдение) «Узнаем с Наурашей силу света»

ЦЕЛЬ: Выяснить можно ли укрыться под листочками дерева (его тенью)

МАТЕРИАЛ: листья зеленые и высохшие, Модуль «Свет» из цифровой лаборатории «Наураша».

ХОД: Проводится эксперимент, где дети проверяют толщину каждого листочка с помощью световых лучей фонарика. А датчик "божья коровка" фиксирует измерение и показывает на экране силу Света каждого растения.

Вывод: под тенью деревьев можно укрыться летом, так как зелёные листочки не пропускают свет.

Игра: «Чей это листочек?»

Воспитатель просит детей придумать условные обозначения всех видоизменений листа.

Далее дети делятся на 3 подгруппы и подбирают картинки растений с различными листьями к соответствующим условным знакам.

Воспитатель обращает внимание детей на зеленый цвет растений — хлорофилл — поглощает необходимые вещества из почвы и воздуха и производит продукты, необходимые для их существования. Если бы растения не обладали этим свойством, человек и животные не смогли бы существовать из-за отсутствия продуктов питания!

С помощью хлорофилла растение поглощает солнечный свет.

Опыт (наблюдение) «РАСТЕНИЮ НУЖЕН СВЕТ»

ЦЕЛЬ: Подвести детей к выводу о необходимости света для растений. Выяснить, почему зелёные растения, растущие в океане, не живут глубже ста метров.

МАТЕРИАЛ: Два маленьких одинаковых зелёных растения в горшках, темный шкаф.

ХОД: Поместить одно растение на солнце, а другое спрятать в шкаф.

. Оставить растения на неделю.

. Сравнить затем их цвет.

. Поменять растения местами.

. Оставить растения также на неделю.

. Сравнить опять растения.

Вывод: Растение, находящееся в шкафу, стало бледнее по цвету и увяло, а растение на солнце стоит зеленым, как и прежде. Когда растения поменяли местами, то пожелтевшее растение начало зеленеть, а растение первое стало бледным и увяло.

ПОЧЕМУ? Для того, чтобы растение зеленело ей нужен зелёное вещество- хлорофилл который необходим для фотосинтеза. Чтобы в растении произошёл фотосинтез, им нужен свет. Когда нет солнца, запас молекул хлорофилла истощается и не пополняется. Из - за этого растение бледнеет и рано или поздно умирает. Зеленые водоросли живут на глубине до ста метров. Чем ближе к поверхности, где больше всего солнечного света, тем они обильнее. На глубине ниже ста метров свет не проходит, поэтому там зелёные водоросли не растут.

Рефлексия:

Сколько весит лист зеленого листочка и высушенного?

Как это можно проверить? (взвесить на весах).

Чем они похожи и чем они отличаются?

Через какие листочки свет проникает?

Под листвой деревьев мы прячемся от солнышка. Летом листочки не пропускают свет, потому что они плотные. А осенью листья и растения сухие, от недостатка света. Поэтому они пропускают свет. Это значит в холодное время года, когда солнышко не греет, листочки на деревьях опадают. Под ними мы не можем укрыться.

Вывод: Свет-это источник энергии не только для людей, но и для растений и всего живого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию в группе старшего дошкольного возраста для детей с Тяжелыми нарушениями речи (Общим недоразвитием речи) по теме «Транспорт грузовой и пассажирский».

Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию в группе старшего дошкольного возраста для детей с Тяжелыми нарушениями речи (Общим недоразвитием речи) по теме «Транспорт ...

КОНСПЕКТ непрерывной образовательной деятельности по физическому развитию для детей старшего дошкольного возраста «Дружные пары»

Обогащение двигательного опыта детей подготовительной группы за счет выполнения упражнений в парах для развития навыков эффективного общения....

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста по теме «Путешествие в страну "Спорта и здоровья»

Вид деятельности: познавательно-исследовательская деятельность (ЗОЖ)Тема: "Путешествие в страну "Спорта и здоровья"Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие&ra...