Методическая разработка по совместной деятельности с детьми разновозрастной группы компенсирующей направленности Тема: «Семья. Генеалогическое древо»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Ирина Вячеславовна Чупрунова

Цель: расширение представлений детей о семье и её истории.

Задачи:

  • Формировать представление о генеалогическом древе.
  • Учить создавать простейшее генеалогическое древо, выстраивая цепочку родственных взаимоотношений.
  • Расширять и закреплять представления детей о том, что такое семья, о некоторых родственных отношениях; закреплять умение называть свою фамилию, имя, отчество.
  • Развивать связную речь, логическое мышление, внимание, память, познавательный интерес.
  • Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям – членам семьи, чувство гордости за свою семью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД « УЛЫБКА» п. КОЛЫШЛЕЙ

Методическая разработка

по совместной деятельности с детьми разновозрастной группы компенсирующей направленности

Тема: «Семья. Генеалогическое древо»

Составила: Чупрунова Ирина Вячеславовна,

воспитатель МДОУ детского сада «Улыбка»

п. Колышлей

п. Колышлей

Возраст детей: старшая группа, подготовительная к школе группа.

Форма занятия: совместная деятельность.

Цель: расширение представлений детей о семье и её истории.

Задачи:

  • Формировать представление о генеалогическом древе.
  • Учить создавать простейшее генеалогическое древо, выстраивая цепочку родственных взаимоотношений.
  • Расширять и закреплять представления детей о том, что такое семья, о некоторых родственных отношениях; закреплять умение называть свою фамилию, имя, отчество.
  • Развивать связную речь, логическое мышление, внимание, память, познавательный интерес.
  • Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям – членам семьи, чувство гордости за свою семью.

Словарь: генеалогическое древо, родословная.

Предварительная работа: заучивание пословиц и стихотворений о семье, составление рассказов о семье, рассматривание фотографий мам, пап, бабушек, дедушек; беседы,

с/р игра «Дом», д/и «Это кто?», развивающая игра «Наши родные: как их называть?», чтение художественной литературы по теме.

Оборудование и материалы: мультимедийное оборудование, мультимедийная презента- ция, изображения генеалогических деревьев, треугольники трёх размеров красного и синего цвета, клей, мяч.

Ход .

Воспитатель: Дети, посмотрите на экран. Слайд 2.

Воспитатель предлагает детям разгадать ребус, с помощью которого они узнают тему беседы. На слайде изображение «».

Воспитатель: Правильно, дети. Сегодня мы поговорим о самом важном в жизни каждого человека - о семье.

Ребёнок: Семья – словечко странное,

Хотя не иностранное.

Как слово получилось,

Не ясно нам совсем.

Ну, «Я» – мы понимаем,

А почему их семь?

Слайд 3.

Воспитатель: Не надо думать и гадать,

А надо просто сосчитать:

Два дедушки,

Две бабушки,

Плюс папа, мама, ребенок.

Сложили? Получается семь человек,

Семь «Я»!

Семьи, ребята, бывают разные: большие и маленькие. Большие – где живут вместе и бабушка с дедушкой, папа, мама и дети. Маленькие – например, мама и ребенок, папа и ребенок и т. д.

Воспитатель: Приглядитесь внимательнее к своим родным. Ваша улыбка напоминает улыбку мамы, походка - походку папы, цвет глаз такой же, как у бабушки, овал лица и родинка - как у дедушки. Вы похожи на своих братьев и сестёр. Но сходство проявляется не только во внешности, вы унаследовали от родителей, бабушек и дедушек многие черты характера.

Ребёнок: Посмотрите на меня -

На кого похожий я?

Глазки-вишни, как у мамы,

Улыбка солнечная – папы.

Цвет волос, как у дедули,

Носик точно уж бабули.

В семье каждый потрудился,

Чтобы я такой родился!

(Слайд 4)

Воспитатель: А, как вы думаете, чем еще отличаются семьи друг от друга?

Дети определяют второе характерное отличие семьи – общая фамилия. Им предлагается назвать фамилии своих семей.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что кроме фамилии и имени у каждого человека есть отчество. Отчество дается ребенку по имени папы, например, если папа Сергей, то отчество ребенка-мальчика Сергеевич, а ребенка-девочки Сергеевна.

Проводится игра с мячом «Назови свое отчество».

Воспитатель называет имя ребенка и бросает ему мяч, а ребенок называет свое отчество.

Дидактическая игра «Родственники».

Воспитатель:

А знаете ли вы, кем члены семьи приходятся друг другу? Давайте проверим.
Мальчик для папы и мамы кто?
Мальчик для дедушки и бабушки?
Девочка для папы и мамы?
Девочка для дедушки и бабушки?
Папа для дедушки и бабушки?
Мама для дедушки и бабушки?
Мальчик для девочки в семье кто?
Девочка для мальчика в семье кто?

Воспитатель. В народе говорят: «Вся семья вместе, так и душа на месте». А вы знаете пословицы и поговорки о семье?

(Дети вспоминают, а потом по очереди их произносят пословицы и поговорки о семье):

(Слайд 5)

  • В родной семье и каша слаще.
  • Семья сильна, когда над ней крыша одна.
  • Мой дом – моя крепость.
  • В гостях хорошо, а дома лучше.
  • Нет милее дружка, чем родная матушка.
  • Когда нет семьи, так и дома нет.
  • Семья без детей, что цветок без запаха.
  • Согласная семья - самая счастливая.

(Слайд 6)

Воспитатель: Ребята, никто не знает, как возникла первая семья. Раскопки в древних пеще-рах показывают, что мужчины, женщины и дети жили вместе небольшими группами. Эти первобытные "семьи" не были похожи на современные. Вместе люди хранили огонь и за-щищались от диких зверей.
Потом образ жизни людей стал меняться.

(Слайд 7)

Так появились семьи, похожие на те, что мы видим сейчас. В них отец приносил пищу, а мать заботилась о доме, муже и детях. Вдвоём было легче оберегать и воспитывать потом-ство, вести хозяйство. Подрастая, дети начинали помогать родителям.

Примерно так распределяются обязанности в семье и сейчас.
В прошлом каждой семьи можно найти много интересного и полезного. С давних пор люди старались сохранить для будущих поколений память о своих родственниках.

(Слайд 8)

Так как их было много, но необходимо было всех помнить, то люди решили записывать их имена, фамилии в специальные тетради, чтобы потом передавать эти сведения своим де-тям, внукам, правнукам. Эти записи назывались «родословными».

(Слайд 9)

А потом люди придумали зарисовать свою «родословную» в виде дерева, (показ генеало-гического древа), где листочки и ветки изображали поколения и членов семьи. Таким обра-зом, сведения о многих поколениях родственников сохранялись в памяти потомков на мно-гие годы, даже на столетия. А дерево это стали называть «Генеалогическим древом»

(Слайд 10)

- Родословное древо – это изображение истории рода в виде разветвленного дерева. Родословное дерево помогает хранить память о предках, благодаря ему мы лучше знаем историю своего рода. Как дерево сильно за счет своих корней, так и сила семьи держится на его корнях. С помощью семейного древа можно узнать о жизни своих предков. Такое дерево есть у каждого из нас. У некоторых оно большое у некоторых маленькое. Дерево уходит своими корнями далеко в прошлые века.


Составление генеалогического древа.

Воспитатель: Подойдите к столам. Посмотрите вокруг. Мы с вами очутились в большом саду. Посмотрите, у нас есть деревья, изображенные на бумаге, давайте представим, что это генеалогическое древо. Только вместо фотографий мы возьмем вот такие треугольники.

Они разной величины и разного цвета. Самых старших бабушек и дедушек мы изобразим треугольником большого размера. Мамы и папы – это средние треугольники. И наконец, вы детки – треугольники маленького размера. С размерами разобрались. А какого цвета треугольники? Да, синего и красного. Синие треугольники будут дедушки, папы и мальчики. А красного – бабушки, мамы и девочки.

Приступим, но сначала сделаем пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика «Моя семья».

Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папочка,
Этот пальчик — мамочка,
Этот пальчик — я.
Вот и вся моя семья.

(Слайд 11)

Воспитатель. Посмотрите, какие красивые деревья у нас получились. Почувствуйте, какая сильная, заботливая, добрая ваша семья. Все поколения ваших предков являются корнями этого дерева и помогают ему расти, цвести, приносить новые плоды. Предлагаю вам забрать работы домой и продолжить дома с родителями работу по составлению деревьев. В треугольники вы наклеите фотографии ваших родственников.

(Слайд 12)

Воспитатель. Дети, когда вы вырастите, у каждого будет своя семья. И это будет самая лучшая семья, где взрослые будут заботиться о детях и пожилых родителях, а дети будут слушаться взрослых и во всем им помогать. А главное, все будут любить друг друга и относиться друг к другу с уважением.

Дидактическая игра «Кувшин доброты».

Воспитатель: У меня есть кувшин с волшебной водой доброты. Она поможет нам ещё лучше относиться к членам своей семьи и делать добрые дела.

Дети, подойдём все к кувшину. Каждый из вас может сказать воде пожелания своей семье. Вода находится на нашей Земле повсюду. Где бы ни находились члены вашей семьи, они обязательно получат ваши прекрасные пожелания. (Дети по очереди желают своей семье всего самого хорошего.)

Воспитатель: Вода получила от вас очень хорошую энергию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект с детьми разновозрастной группы компенсирующей направленности № 1.

Инновационный образовательный проект по теме:«Детская мультипликация как средство развития детей с ОНР»....

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми разновозрастной группы компенсирующей направленности ( статус "задержка психического развития") по реализации оо " Познавательное развитие" по лексической теме " Признаки осени"

Конспектнепрерывной образовательной деятельности с детьми разновозрастной группы компенсирующей направленности ( статус «задержка психического развития» )   по реализации ОО &quo...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми разновозрастной группы компенсирующей направленности ( статус "задержка психического развития") по реализации оо " Познавательное развитие" по лексической теме " Признаки осени"

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми разновозрастной группы компенсирующей направленности ( статус "задержка психического развития") по реализации оо " Познаватель...

Перспективное планирование работы с детьми разновозрастной группы компенсирующей направленности для детей, имеющих сочетание двух и более недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей

Перспективное планирование работы с детьми разновозрастной группы компенсирующей направленности для детей, имеющих сочетание двух и более недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей...

проект взаимодействия с родителями детей старшей разновозрастной группе компенсирующей направленности «Моя семья»

проект взаимодействия с родителями детейстаршей разновозрастной группе компенсирующей направленности«Моя семья»...

Методическая разработка: Технологическая карта занятия средней группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, 4-5 лет. На тему "Насекомые"

Технологическая карта занятия средней группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, 4-5 лет. На тему "Насекомые"...

Образовательный проект «Усть-Илимск-мой город» с детьми разновозрастной группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР (5-7 лет)

Нашу группу посещают воспитанники с задержкой психического развития. В процессе наблюдения за ребятами мы заметили пониженную эмоциональность, недостаточный уровень эмпатии. Развитие позитивной социал...