В гостях у капельки!
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)

Абдуразакова Лола Абдыбазовна

Методическая разработка

Занятия с детьми средней группы компенсирующей направленности

Тема: «В гостях у Капельки»

 

(образовательная область «Познавательное развитие»)

 

 

 

Используемые технологии:

  • исследовательская деятельность
  • игровая деятельность
  • Здоровьесберегающая
  • Речь с движениями

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 39 комбинированного вида Калининского района Санкт-Петербурга

Конспект

Занятия с детьми средней группы компенсирующей направленности

Тема: «В гостях у Капельки»

(образовательная область «Познавательное развитие»)

Используемые технологии:

  • исследовательская деятельность
  • игровая деятельность
  • Здоровьесберегающая
  • Речь с движениями

Подготовила:

Абдуразакова Л.А.

Цель:развитие познавательно-исследовательской активности детей, формирование навыков экспериментирования с водой. Формирование первичных представлений об основных свойствах воды.

Задачи: 

Образовательные:

  • Развивать познавательно-исследовательскую активность детей, формировать навыки экспериментирования с водой.
  • Обогащать у детей знания о значении воды в жизни человека.
  • Развивать мыслительные операции - анализ, сравнение, обобщение,
  • Формировать умение делать простейшие выводы.
  • Совершенствовать умение делать простейшие схемы.

Развивающие:

  • Развивать познавательные интересы детей; способствовать развитию любознательности и познавательной мотивации;
  •  Развивать внимание, память, воображение, логическое мышление, творческие способности;
  • развивать мелкую моторику рук.

Воспитывающие:

  • формировать интерес детей к совместной деятельности;
  • развивать умение договариваться;
  • воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;
  • воспитывать культуру речевого общения

        Оборудование:

Материал: изображение Капельки на магните, капли воды маленькие, схема  с геометрическими знаками, картинка с магнитами, глобус, вода, апельсиновый сок, молоко, бумажные, пластиковые стаканчики, разноцветные пуговицы, иллюстрации к опытам для  рассматривания..

Ход занятия:

Организационный момент.

Постановка познавательной задачи.

Учить детей управлять своим телом.

Дети стоят полукругом.
Воспитатель:Здравствуйте, ребята!

Ребята, сегодня у нас гости. Давайте поздороваемся с ними и друг с другом.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, матушка земля,

здравствуйте, мои друзья!

- Ребята, посмотрите, что я вам принесла.

 Кто знает, что это такое?

Дети: Глобус!

Воспитатель:Давайте присядем поудобнее и внимательно посмотрим на глобус.

(дети садятся на стулья)

 Глобус – это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде. Посмотрите внимательно на глобус,  какого цвета на глобусе больше всего?

Дети: Синего, голубого.

Воспитатель: Как вы думаете, что же обозначено этими цветами на глобусе? (ответы детей)

Голубой и синий цвет – это цвет обозначения воды на глобусе.

Ребята, скажите, на нашей планете много воды?

А кому нужна вода?

Дети:Дети дают различные ответы.

(животным, растениям, человеку.)

Воспитатель:

Подумайте, пожалуйста, и скажите, как называются места на нашей планете, где может быть много – много воды? (море, река,  и тд.)

Воспитатель: Ребята, нас в гости сегодня приглашает Капелька. На чем мы  может до нее добраться?

На лодке, на корабле, на пароходе…

Посмотрите,Капелька предлагает нам самим построить лодку. Вот схема постройки лодки, на которой мы сможем до нее добраться.

Все нашли свои места? Готовы к путешествию?

Садитесь по удобнее. Отправляемся!

Звучит музыкаводы.

Воспитатель: Ребята будьте внимательны, впереди поворот влево.  Поворачиваем. А теперь - вправо, А теперь вправо и сразу влево. Теперь немного назад и опять вперед.  А сейчас предлагаю  закрыть глаза и послушать шум воды. Останавливаемся.

(Дети выполняют движения)

В это время на столе появляется домик капельки.

Кажется, доплыли. Выходите из лодки.

Задание 1.

«Капельки сестрички»

Игровая ситуация –

Развитие внимательности, наблюдательности, логического мышления во время поисковой деятельности, навыки анализа и умение делать выводы.

Воспитатель: Ребята посмотрите, мы доплыли до дома  капельки, а вот и наша знакомая Капелька.

Дети: Здравствуй,Капелька!!!

Воспитатель:Капелькахочет узнать,где в нашей группе есть вода? Какую она  приносит пользу?

Дети отвечают, где у нас есть вода,  какую пользу она приносит: чтобы поливать цветы, мыть посуду, вытирать пыль, мыть игрушки, умываться, пить воду…

Воспитатель: Какие вы молодцы! Ребята расскажите, как можно использовать воду дома?

Дети отвечают, для приготовления пищи, уборки, стирки одежды…

Все вместе хором пересчитываем капельки

(одна капелька, две капельки…) не более 10

Экспериментальная деятельность «Свойства воды»Формирование навыков экспериментирования с водой.

Воспитатель:Ребята,в доме у Капелькиесть очень интересная комната, где можно проводить опыты и эксперименты. Капелька приглашает нас в комнату опытов, где мы сможем узнать еще больше интересного о воде.

Одеваем передники

Только не забывайте соблюдать правила поведения: - Внимательно слушать воспитателя и друг друга.

- Разговаривать надо тихо.

- Быть аккуратным и не мешать друг другу

Посмотрите, капелька приготовила нам пазл.(на мольберте кусочки пазла)  Когда мы его соберем то узнаем, какие свойства есть у воды. Сколько частей у пазла? (три)

Пазл состоит из трех частей. На одной стороне написана цифра, другая сторона пустая. После проведения опыта – дети схематично зарисуют выводы по опыту (например, нос перечеркнутый, цветовые пятна перечерпнутые, язык перечёркнутый)

Опыт № 1

Развитие внимания, умение выделять существенный признак предмета по словесной инструкции

https://avatars.mds.yandex.net/get-images-cbir/4303795/n-NH-ZEorR_7G1BiwqMttA8472/ocr

На столе стоят стаканы с крышкой (как изпод кофе), чтобы не было видно цвета сока

Найдем кусочек, где написана цифра 1, находят стол с цифрой 1, подходят к этому столу.

Воспитатель:ребята посмотрите на картинку. Что здесь изображено? (Мама испекла пирог)

Когда ваша мама печёт пирожки и булочки, вы чувствуете запах? Какой он? (аппетитный, ароматный, вкусный, сладкий и тд)

А у водыесть запах?

Чтобы точно ответить на этот вопрос проведём опыт. Возьмите стакан с соком, понюхайте. Какой это сок?

Дети:Апельсиновый

Как вы догадались, что сок апельсиновый?

А чем вы нюхали? Носом.

Дети:Пахнет апельсином

Воспитатель:А теперь возьмите стакан с водой. Понюхайте, чем пахнет (у воды нет запаха) - так есть ли запах у воды?

Какой Вывод мы можем сделать:

                          У воды нет запаха!

После проведения опыта – дети схематично зарисовывают выводы по опыту (например, нос перечеркнутый)

Давайте мы зарисуем наш вывод

Воспитатель: мы можем эту карточку прикрепить на доску

Опыт № 2

Развивать логическое мышление во время поисковой деятельности.

https://fermoved.ru/wp-content/uploads/2018/05/polza-i-vred-organizma.jpg

http://klublady.ru/uploads/posts/2022-02/1645051189_10-klublady-ru-p-konfeti-na-belom-fone-foto-11.jpg

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=c32dc66d4947ec2236216e5d92a623d2_l-4120572-images-thumbs&n=13

Одного из детей попросить взять  пазл, где написана цифра 2, находят стол с цифрой 2, подходят к этому столу.

Воспитатель:Ребята, посмотрите на картинки. Что вы видите?  (Лимон, конфета, лук)

Воспитатель:Какой лимон на вкус? (кислый)

Воспитатель:Давайте прохлопаем наш ответ: Ли-мон–кис-лый

Воспитатель:Какая на вкус конфета? (сладкая)

Воспитатель:Давайте протопаем  наш ответ: Кон-фе-та-слад-ка-я

Воспитатель: Лук, какой на вкус? (горький)

Воспитатель:Давайте кулачками простучим  наш ответ: Лук-горь-кий

Воспитатель: Откуда вызнаете, что лимон кислый, а конфета сладкая, а лук горький?

А как вы думаете, что нам помогает узнать вкус продукта? (язык)

Воспитатель: Предлагаю вам узнать вкус напитка, который налит  в стакан. Попробуйте!

Воспитатель: Какой вкус у этого напитка?

Воспитатель: А теперь возьмите второй стакан и попробуйте вкус второго напитка

Какой вкус у второго напитка?

Что было в первом стакане? (Сок)

Что было во втором стакане? (Вода)

 Какая вода на вкус?

Дети:

Воспитатель: Так есть ли вкус у воды?

Если у воды нет вкуса.

Ответы детей

Какой Вывод мы можем сделать:

                                  У воды нет вкуса!

проведения опыта – дети схематично зарисовывают выводы по опыту (например, язык  перечеркнутый)

Давайте мы зарисуем наш вывод

Воспитатель: Нужно карточку прикрепить на доску

Опыт № 3

Развитие навыков анализа и умение делать вывод.

На столе стаканы с молоком и стаканы с водой по кол-ву детей.

В стакане с молоком опущены пуговицы (красного, зеленого, синего цвета). К пуговице привязана нитка другого цвета.

На столе ( таких же цветов как пуговицы) крышки

Воспитатель:У нас еще одна деталь пазла,  которую приготовила для нас Капелька.

Одного из детей попросить взять  пазл, где написана цифра 3, находят стол с цифрой 3, подходят к этому столу.

Посмотрите, ребята, в стаканах что-то налито.

Как вы думаете, что это может быть?

Какого цвета напиток?

Дети: Белого

Значит молоко какое? (белое)

Воспитатель:  а что вы можете сказать про воду? Вода, какого цвета? Давайте мы наши ответы проверим

Воспитатель:

Посмотрите на мой стакан. Вы видите, что в моем стакане?

Сейчас я потяну за нитку и узнаем, что в моем стакане. (Воспитатель тянет за нитку и достает пуговицу красного цвета). Что лежало в стакане?

Пуговица? Какого цвета пуговица? Красная.

Давайте я еще раз аккуратно опущу пуговицу в стакан. Теперь мы видим красную пуговицу?

Почему мы не видим красную пуговицу?

Дети приходят к выводу: Мы не видим пуговицу, потому что молоко не прозрачное.

Давайте я сейчас снова достану пуговицу.И положу ее в крышку такого же цвета. (Воспитатель достает красную пуговицу и кладет ее в крышку такого же цвета).

Вы хотите сами проверить, что в вашем стакане окажется?

Помните, что при проведении опыта нужно быть аккуратным.

Вы сейчас видите, что в вашем стакане лежит?

Почему вы не можете это увидеть?

Теперь можно аккуратно не торопясь потянуть за нитку и посмотреть, что там.

Дети рассказывают, что лежало у них в стакане.

(У меня синяя пуговица, у меня зеленая пуговица и тд)

Подберите, для своей пуговицы нужную крышку и положите в нее пуговицу.

Теперь я поменяю вам стаканы. Теперь передь вами стаканы с водой.

Погрузите ваши пуговицы в стаканчик с водой. Теперь вы можете увидеть какого цвета пуговица?

Почему нам хорошо видно, что лежит в стакане?

 Потому что вода – прозрачная.

 Мы можем сказать какой цвет у воды? (Нет)

Почему?

Потому что у воды нет цвета.

Какой мы делаем  Вывод:

                                 У воды нет цвета!

проведения опыта – дети схематично зарисовывают выводы по опыту (например, цветовые пятна перечерпнутые)

Давайте мы зарисуем наш вывод

Воспитатель: Прикрепите карточку на доску.

Заключение. Рефлексия

Воспитатель: Ребята, как вы считаете, мы справились совсеми опытами в гостях у нашей Капельки?

Дети:Да!

Воспитатель:Давайте возьмем наши картинки, где мы зарисовывали выводы наших опытов и вернемся в детский сад.

Дети  снимают передники и занимают места в «лодке».

Все нашли свои места? Садитесь по удобнее. Отправляемся обратно в детский сад!

Звучит музыка воды.

Воспитатель: Ребята будьте внимательны, впереди поворот влево.  Поворачиваем. А теперь - вправо, А теперь вправо и сразу влево. Теперь немного назад и опять вперед.  А сейчас предлагаю  закрыть глаза и послушать шум воды. Останавливаемся.

(Дети выполняют движения)

Мы вернулись в детский сад!

Давайте разберем нашу лодку и поставим стулья на место.

(Дети расставляют стулья полукругом как в начале занятия и садятся)

Вот мы с вами и вернулись в наш детский сад. Вам понравилась наша поездка?

Давайте вспомним, какие опыты мы проводили в гостях у Капельки? Нам помогут наши зарисовки.

Дети рассказывают об опытах и из картинок пазлов собирают пазл «Капелька)»

(1 - У воды нет запаха!

2 - вода не имеет вкуса!

3 – У воды нет цвета!)

Воспитатель:

Мы с вами сегодня узнали много нового о воде, но еще не все. Я в библиотеке взяла книгу «…». Мы с вами обязательно с ней познакомимся и узнаем еще что-нибудь очень интересное о воде.

Спасибо вам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация В гостях у капельки

При просмотре этой презентации дети познакомятся со свойствами воды и её ролью в социальном мире....

Презентация "В гостях у капельки" На помощь к водяному. Опытно-экспериментальная деятельность с детьми подготовительной группы.

Презентация "В гостях у капельки """ На помощь к водяному" является полностью готовым материалом для организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми подготовительной группы, при условии, чт...

Презентация "В гостях у капельки" "Спасение ручейка2" Опытно-экспериментальная деятельность с детьми старших групп.

Презентация " В гостях у капельки" "Спасение ручейка 2" является полностью готовым материалом для организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми.. Можно использовать как макет и дополнить ...

Презинтация:" В гостях у Капельки"

Формирование экологической культуры....

В гостях у капельки.

Конспект занятия для детей младшей группы с тяжелым нарушением речи, с  использованием технологии-эксперементирования....

Планы-конспекты непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками во второй младшей группе по теме "В гостях у капельки"

Данные конспекты  соответствуют Федеральным государственным требованиям  основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Они построены с учетом интеграции образовательных обл...

НОД для детей старшей группы "В гости к капельке"

Непосредственно-образовательная деятельностьдля детей старшей группы«В гости к Капельке» Интеграция образовательных областей: «познание», «коммуникация», «социализация», «художественное тво...