Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию "К нам прилетели клесты"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Дисикова Юлия Алексеевна

Конспект занятия для детей старшего  дошкольного возраста по познавательному развитию "К нам прилетели клесты"

Лексическая тема: " Зимующие птицы" 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Программное содержание: познакомить детей с жизнью клестов: особенностями внешнего вида клестов-еловиков, строения клюва, со способами лазания и питания, высиживания птенцов в условиях зимы и ухода за ними; учить устанавливать взаимосвязь между рождением птенцов и созреванием семян хвойных деревьев, между легендой о клёстах и действительностью; содействовать созданию атмосферы увлечённости совместной творческой деятельностью; способствовать проявлению чуткости, доброты, сострадания к представителям живого мира.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Здравствуйте, ребята, я гуляла в городе и сделала аудиозапись, предлагаю вам ее послушать,

- Что вы услышали на записи?  (Это поют птицы)

- Где в городе можно услышать голос птиц ? (ответы до парка)

Я была в парке 300-летия Петербурга, так как услышала сенсационную новость, давайте ее послушаем.

«Видео с парка»

- Ребята, какие яркие цвета преобладают в оперении клеста? (красный, жёлто- зеленый),

- Какой клюв ? (строение) Крестообразный,

 - Кто заметил, как птицы ели шишки? (вниз головой).

- Какую птицу они вам напоминают? (если возникнут затруднения, показать слайд с иллюстрацией комнатных попугайчиков, оперение, загнутый клюв, забавная манера поведения).

Верно,  за красивое оперение и способность лазать по деревьям клестов иначе называют северными попугайчиками. Они не только хорошо бегают по веткам, а еще способны и кувыркаться, и ходить вверх ногами, и висеть в любой позе.

-Эти птицы появляются в городе очень редко!

- Как вы думаете, что их привлекло в этом году в нашем городе. (Еда, они хотят есть. Привлекли шишки, елки).

 -Оказывается, хвойные деревья, дают богатый урожай один раз в 5 лет.

- Какой вывод вы можете сделать, что случилось в этом году? (В этом году такой богатый урожай).

-Я знаю это не просто так, а потому что я- ОРНИТОЛОГ, 

- Вы знаете, кто такой орнитолог? -(тот, кто изучает птиц).

- Действительно, орнитологи, это те люди, которые изучают и ведут наблюдения за птицами. Благодаря нашим наблюдениям и сьемкам мы можем близко наблюдать этих необыкновенных птиц. И мы не можем не воспользоваться этой возможностью и не познакомиться с этими птицами, я предлагаю отправиться вам в виртуальное путешествие.

- Как вы думаете, почему мы не можем отправиться в парк по- настоящему? (мы в детском саду).

В наш город прилетело 3 вида птиц, это клест-еловик, клест-сосновик и клест-белокрылый.

- Почему они так называются? (Еловик ест семена из еловой шишки, сосновик – из сосновой, белокрылый- из лиственной)

ИГРА « КТО В ГНЕЗДЕ»

- Встаньте чуть подальше от ширмы.  Предлагаю заглянуть в глубину еловых веток и посмотреть, что вы там увидели?  Ёлки, птицы, гнездо, и птенцы

-Ребята, вам не кажется что время не подходящее  для птенцов!

- А почему? (Зима, холодно)

-Эти клесты необычные птицы, потому что они выводят свое потомство зимой. Самка строит гнездо, выстилая его мхом и веточками, а самец ей помогает. Самка высиживает птенцов, а самец ее кормит семенами шишек. Давайте попробуем на себе эту роль.

ИГРА:  «ПАПА-МАМА»

Девочки - будущие мамы самки утеплят гнездышко, а мальчики самцы, как папы– будут добывать еду.

Девочки садятся за стол, у каждой девочки за столом есть гнездышко и ленточка-веточка, вам необходимо вплести ленточку в веточку и сплести гнездо.

Мальчики встают парами у ширмы и пинцетом, как клювом собирают ( вытаскивают) семена шишек  в стаканчики

Обычно клесты собирают не все семена, так как клест всегда оставляет шишку наполовину полной

- Предположите, почему?

 -Давайте соберем немного семян в стаканчики.

Достаем семечки по очереди, чтобы не уронить шишку с ветки, так как клест не ест семечки с упавших шишек.

-Клест – это одна из немногих птиц, которая переворачивается вниз головой.  

-Как вы думаете, почему? ( так как шишка прикрывает своими чешуйками семена сверху, как панцирь от дождя и снега, то  удобно тянуть семечку из шишки вниз)

-Своим клювом, как пинцетом клест вынимает семена из шишек.

Мальчики со стаканчиками подходят к девочкам.

-Какое гнездо будет у клестов?

Дети: уютное, теплое, аккуратное, прочное, надежное, сухое, долговечное.

 Молодцы! Оставим гнездышко и семена для клестов среди еловых веток.

ИГРА «НАЙДИ ПАРУ ПО ГОЛОСУ»

-Эти удивительные птицы, создавая пару подстраивают свои голоса друг под друга. По этим звукам они находят свою пару.

 -Давайте и мы с вами попробуем найти свою пару по звучанию музыкального инструмента.

Инструкция: Мальчики, подойдите  к одной корзине, девочки – к другой. Выберите себе инструмент. Мальчики встаньте справа от меня, девочки – слева лицом друг к другу.

Давайте послушаем как звучат маракасы: большие, маленькие, колокольчики: большие, маленькие, бубенцы, треугольники.

-Давайте начнем игру, кого я коснусь  рукой тот издаёт звук на своём муз. Инструменте. Узнавший звук отзывается в отве, так же на своём муз инструменте. Ели вы услышите треугольник…

-Верните инструменты на места. Вот таким образом птицы узнают свою пару.

Ребята, так как это редкое событие и нам орнитологам очень важно привлечь внимание жителей города к  этому событию, сделать фото, видео, заметки

Я предлагаю сделать яркие флажки, которые в парке обозначат место расположения клестов, чтобы люди смогли полюбоваться этими птицами

ИГРА «ФЛАЖКИ»  совершенствовать навыки счёта, слуховое внимание, развивать кратковременную память;

-Ребята, вы будете украшать флажки цветными ленточками, которые лежат в центре круга. Украшать флажок вы будете  цветными ленточками, которые лежат в центре круга. Украшать флажок вы будете в паре. С помощью игральных кубиков  вы узнаете нужное количество ленточек для флажка. А по дну стаканчика определите их цвет.

-Какое число у вас выпало?  

- Какой цвет у ваших ленточек?

-Какое количество ленточек у вас получилось в паре? 

ЛОГОРИТМИКА

Кружат снежные метели,    (руки вращение перед собой)
По ночам трещит мороз,    ( по плечам крест накрест)
На вершине пышной ели    (над головой крест накрест)
Лущит шишку яркий клест.  ( кулачки перед собой)

Он мороза не боится,          (ладони переворачиваем тыльной стороной туда обратно)
Не страшна ему зима!        
Сосны, ели, дарят птице      ( пальцы сжимаем- разжимаем)
Золотые семена.                   ( лодочкой перед собой)

Вопросы:

Ребята почему клесты в этом году посетили наш город?

С какими птицами и почему можно сравнить клеста?

Чем эти птицы отличаются от других птиц?

Какие бывают клесты?

Я вам дарю две раскраски. Одну вы оставите себе, другую подарите другу и расскажете  об особенностях птиц , с которыми вы сегодня познакомились


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для детей старшего возраста по познавательному развитию на тему: "Поиск воздуха"

Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого детского экперементирования с предметами и в виде вербального исследования воп...

Конспект занятия для детей раннего возраста по познавательному развитию. "Построим домик для матрёшки"

Задачи:- Продолжать учить детей создавать постройки из кирпичиков познакомить с новой строительной деталью- призмой(крыша), побуждать различать и называть строительные детали по форме, величине, ...

Конспект занятия для детей среднего возраста в образовательной области «Познавательное развитие», ФЭМП: « Поможем друзьям Лунтика»

Программное содержание:            В образовательной области «Познавательное развитие»:1. Упражнять в счете в пределах 5;2. Упражнять...

Конспект занятия для детей дошкольного возраста подготовительной группы по познавательному развитию (ФЭМП) на тему : " Спасение трёх поросят"

Конспект занятия  по познавательному развитию (ФЭМП) на тему : " Спасение трёх поросят", с помощью этого конспекта можно провести открытое занятие  в подготовительной группы...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ "В ГОСТИ К ЗАЙЧИКУ"

Занятие напрвылено на создание условий для познавательной активности детей раннего возраста....