Долгосрочный практико-ориентированный проект «Путешествие в мир русских - народных промыслов» для детей от 5 до 6 лет
проект по окружающему миру (старшая группа)
Давно известно всем на свете
Искусство русских мастеров.
В них — красота родной природы,
и мудрость древняя веков.
Период дошкольного детства является одним из наиболее значимых в развитии ребенка, так как в это время закладывается базовые качества личности, образующие устойчивую индивидуальность человека.
Целью современного дошкольного образования является организация индивидуального развития ребенка, воспитание творческой личности, которая способна к позитивным отношениям в социальной среде. К позитивным отношениям в социальной среде готова только та личность, у которой сформированы система жизненно важных ценностей, морально-нравственные установки и основы духовно-нравственного развития, а значит в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом на государственном уровне перед педагогами дошкольного образования ставится стратегическая задача объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Духовно-нравственное воспитание является одним из основных направлений отечественной педагогики. В настоящее время это направление наиболее актуально потому, что взаимосвязано с восстановлением народных традиций, развитием национальной культуры, и воспитанием бережного отношения к русскому народному наследию. Формирование фундаментальных черт личности, доминирующих мотивов и потребностей происходит в процессе накопления ребенком социокультурного опыта в виде чувств, отношений, знаний, умений и т.д.
Чтобы вырастить патриота своей страны, необходимо прививать любовь к Родине с детства. Эта любовь невозможна без глубокого познания духовного богатства своего народа в разных его проявлениях. Культурное наследие передаётся из поколения в поколение. Развивая и обогащая мир ребёнка, привнося в это развитие элементы духовной культуры, мы тем самым способствуем развитию патриотического чувства наших детей.
Приобщение к родной культуре должно стать основной частью воспитания каждого ребенка — гражданина своего Отечества. Предметы, окружающие ребенка с детства, пробуждающие в его душе чувство красоты и восхищения, должны быть национальными. Тогда с детства дети наши будут гордиться своей страной, любить ее, оберегать ее природу, соблюдать традиции и обычаи своего народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_guseva_nv_puteshestvie_v_mir_russkih_narodnyh_promyslov.docx | 58.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №5 «Крепыш»
Долгосрочный практико-ориентированный проект
«Путешествие в мир русских - народных промыслов»
для детей от 5 до 6 лет
срок реализации 7 месяцев (сентябрь-март 2021-2022гг)
Автор:
Воспитатель: Гусева Наталья Валерьевна
г.Мегион
2022 год
ОГЛАВЛЕНИЕ
№п/п | СОДЕРЖАНИЕ | СТР. |
1 | ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА | 3 |
2 | ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ПРОЕКТА | 5 |
3 | ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА | 7 |
4 | АПРОБАЦИЯ ПРОЕКТА | 8 |
4.1. | РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ЗНАНИЙ детей 5-7 лет О ПРОМЫСЛАХ РУССКОГО НАРОДА | 9 |
5 | СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА | 10 |
6 | ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ | 21 |
7 | СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ | 22 |
8 | ПРИЛОЖЕНИЯ: Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 Приложение 5 Приложение 6 Приложение 7 | 24 |
1. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА
1. | Название проекта | «Путешествие в мир русских народных промыслов» |
2. | Авторы | Гусева Наталья Валерьевна- воспитатель Мосийчук Инна Александровна-воспитатель |
3. | Руководитель проекта | Гомзяк Оксана Степановна – заместитель заведующего МАДОУ «ДС №5 «Крепыш» |
4. | Название и полный адрес учреждения | Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5 «Крепыш», г. Мегион, ул. Советская, 8 |
5. | Телефон, факс | Тел. 8-34643-2-42-35 |
6. | Участники проекта | Воспитанники группы комбинированной направленности для детей от 5 до 6 лет с задержкой психического развития МАДОУ «ДС №5 «Крепыш», воспитатели, музыкальный руководитель, родители . |
7. | Цель и задачи проекта | ЦЕЛЬ: приобщить детей 5-6 лет к основам духовно-нравственной культуры посредством ознакомления с русским народным декоративно-прикладным искусством. ЗАДАЧИ:
|
8. | Ожидаемые результаты |
|
9. | Сроки реализации проекта | Сентябрь - март 2021-2022 учебного года |
2.ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ПРОЕКТА
Давно известно всем на свете
Искусство русских мастеров.
В них — красота родной природы,
и мудрость древняя веков.
Период дошкольного детства является одним из наиболее значимых в развитии ребенка, так как в это время закладывается базовые качества личности, образующие устойчивую индивидуальность человека.
Целью современного дошкольного образования является организация индивидуального развития ребенка, воспитание творческой личности, которая способна к позитивным отношениям в социальной среде. К позитивным отношениям в социальной среде готова только та личность, у которой сформированы система жизненно важных ценностей, морально-нравственные установки и основы духовно-нравственного развития, а значит в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом на государственном уровне перед педагогами дошкольного образования ставится стратегическая задача объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Духовно-нравственное воспитание является одним из основных направлений отечественной педагогики. В настоящее время это направление наиболее актуально потому, что взаимосвязано с восстановлением народных традиций, развитием национальной культуры, и воспитанием бережного отношения к русскому народному наследию. Формирование фундаментальных черт личности, доминирующих мотивов и потребностей происходит в процессе накопления ребенком социокультурного опыта в виде чувств, отношений, знаний, умений и т.д.
Чтобы вырастить патриота своей страны, необходимо прививать любовь к Родине с детства. Эта любовь невозможна без глубокого познания духовного богатства своего народа в разных его проявлениях. Культурное наследие передаётся из поколения в поколение. Развивая и обогащая мир ребёнка, привнося в это развитие элементы духовной культуры, мы тем самым способствуем развитию патриотического чувства наших детей.
Приобщение к родной культуре должно стать основной частью воспитания каждого ребенка — гражданина своего Отечества. Предметы, окружающие ребенка с детства, пробуждающие в его душе чувство красоты и восхищения, должны быть национальными. Тогда с детства дети наши будут гордиться своей страной, любить ее, оберегать ее природу, соблюдать традиции и обычаи своего народа.
В наше время очень мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства, народными промыслами и народными традициями. А без знания нашего прошлого и при этом красивого прошлого, у нас не будет будущего.
Таким образом, в основу нашего исследования положена гипотеза о том, что в ходе знакомства с декоративно-прикладным искусством русского народа мы приобщаем детей к духовным традициям и культуре русского народа, что и будет способствовать развитию духовно-нравственных качеств и воспитанию патриотических чувств. у детей старшего дошкольного возраста.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА – воспитанники группы комбинированной направленности для детей от 5 до 6лет с задержкой психического развития МАДОУ «ДС №5 «Крепыш», педагоги ДОУ, родители, музыкальный руководитель.
НОВИЗНА проекта состоит в том, что систематизирован и разработан практический материал для детей от 5 до 6 лет группы комбинированной направленности с задержкой психического развития по приобщению детей к духовным традициям и культуре русского народа.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ проекта состоит в том, что предложен конкретный путь, адаптированы и разработаны применительно к детям от 5 до 6 лет МАДОУ «Детский сад №5 «Крепыш» методы и приемы по приобщению детей к духовным традициям и культуре русского народа.
Опыт по реализации проекта может быть использован педагогами дошкольных образовательных учреждений для воспитанников, посещающих группы различной направленности и их родителей. Проект также может внедряться в работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Используя разработанный нами подход, методы и приемы участники реализации проекта смогут сделать ближе и понятнее детям.
3. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
ЦЕЛЬ: приобщить детей 5-6 лет к основам духовно-нравственной культуры посредством ознакомления с русским народным декоративно-прикладным искусством.
ЗАДАЧИ:
• продолжать знакомить детей с культурой и традициями русского народа;
• познакомить детей с видами русского народного промысла, дымковской игрушки, хохломских и городецких изделий, гжельской посуды, семеновской матрёшкой;
• научить детей ориентироваться в различных видах росписи;
• развивать художественно-творческие способности, эстетическое восприятие;
• развивать связную речь, обогащать словарь по теме;
• воспитывать у детей нравственно- патриотические качества личности;
• воспитывать любовь и уважение к истории своего народа, его национальной культуре, обычаям и традициям
4. АПРОБАЦИЯ ПРОЕКТА
Апробация проекта «Путешествие в мир русских народных промыслов» проходила в группе комбинированной направленности для детей от 5 до 6 лет «Сказка» муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №5 «Крепыш» города Мегиона. Численность участников эксперимента составила 16 детей: 4 девочки и 12 мальчиков.
Целью исследования детей является выявление теоретических знаний и практических умений воспитанников.
Для проведения диагностики знаний видов русского народного промысла нами была использована методика Г.С.Швайко направленная на выявление знаний разных видов народного прикладного творчества с помощью дидактической игры «Народные промыслы».
Детям предлагались по очереди игрушки и предметы различных промыслов: хохлома, филимоновские, дымковские, каргопольские, богородские, городецкие, полхов-майданские, гжель.
Ребенок должен назвать: вид народного искусства. Предлагались дополнительные уточняющие вопросы к детям:
Какие мастера выполнили игрушку?
Какой росписью расписана игрушка?
Из какого материала сделана игрушка?
Как с ней можно играть, как использовать?
За каждый правильный ответ присуждается 1 балл. В сумме ребенок может получить 11 баллов.
Высокий уровень (от 6 до 11 баллов) Ребенок имеет представления о народных промыслах (хохлома, городец, дымка, филимоновская игрушка, жостово, гжель, матрешки (семеновские, полхов-майданские)), использует их элементы в своих работах.
Умеет самостоятельно использовать разные виды народно прикладного творчества в процессе продуктивной и игровой деятельности.).
Средний уровень (от 5 до 3 баллов) Ребенок имеет небольшое представление о народных промыслах, называет 3 народных предмета. Умеет с помощью воспитателя использовать разные виды народно-прикладного творчества в процессе продуктивной и игровой деятельности.
Низкий уровень (от 0 до 3 баллов) Ребенок знает 1 названия и назначения предметов русского народного быта. Может различать хохлому, дымку, при этом не испытывая особого интереса.
4.1. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ЗНАНИЙ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ О ПРОМЫСЛАХ РУССКОГО НАРОДА
Таблица 1.
Уровень знаний детей о русском народном промысле на начальном этапе.
Уровень | Количество детей | % |
высокий | 0 | 0 |
средний | 5 | 31 |
низкий | 11 | 69 |
Результаты, проведенных исследований детей 5-6 летнего возраста, показали достаточно низкий уровень знаний о промыслах и особенностях культуры русского народа. У 11 детей (69%) практически отсутствует или является неустойчивым интерес к промыслам и культуре русского народа, они не могут назвать виды промыслов, назвать элементы росписи тоже вызывает трудности, не проявляют интереса в росписи силуэтов предметов. 5 детей (31%) знает очень мало о промыслах народных мастеров и самостоятельно не используют элементы росписи в составлении узоров на бумаге. (таблица 1).
Данные результатов мониторинга начального этапа реализации проекта выявили необходимость планирования, организации и внедрения мероприятий в рамках воспитательно-образовательного процесса, с целью повышения уровня знаний о предметах русского народного промысла русского народа у старших дошкольников.
Повторное исследование после реализации долгосрочного практико-ориентированного проекта «Путешествие в мир русского народного промысла» показало положительную динамику: у 5 детей (31.25%) наблюдается повышенный интерес к предметам русского народного промысла, дети проявляют инициативу и интерес в ходе организованной образовательной деятельности с подачи воспитателя. 62.5% детей стало больше знать названий и видов русского народного творчества, видов росписи. 1ребенок (6.25%) может допустить ошибки при определении вида росписи. Словарный запас пополнился словами, означающими название росписи, детали росписи предметов, место происхождения этих предметов. Дети стали больше проявлять желание играть с народными игрушками и предметами быта, проявлять в игре инициативу. Стали использовать имеющиеся знания игровой, самостоятельной и практической деятельности (таблица 2).
Таблица 2.
Уровень знаний детей о традициях и культуре русского народа на заключительном этапе.
Уровень | Количество детей | % |
высокий | 5 | 31,25 |
средний | 10 | 62.5 |
низкий | 1 | 6.25 |
5. СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
Народная культура – это многовековой концентрированный опыт народа, материализованный в предметах искусства, труда и быта: это традиции, обряды, обычаи, верования; это мировоззренческие, нравственные и эстетические ценности, определяющие лицо нации, ее самобытность, уникальность, ее социальную и духовную особенность. По словам Д.С. Лихачева «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». К сожалению, современные дети, и даже взрослые, особенно живущие в городах, очень поверхностно знакомы с русской народной культурой. Большинство из них не знают, как выглядят окружавшие когда-то наших предков вещи – орудия труда, хозяйственная утварь, музыкальные инструменты или народные костюмы. Очень поверхностные знания и о художественных достоинствах произведений народных умельцев из Хохломы, Городца, Палеха и других центров народного искусства, прославивших Россию на весь мир. Как жили русские люди? Как работали и отдыхали? Как украшали свой быт? Какие обычаи соблюдали? Ответить на эти и подобные вопросы – значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Знакомя дошкольников с фольклором, со свидетельствами прошлых эпох, народным искусством, тем самым помогаем ребенку усвоить лучшее из опыта, в течение веков накопленного нашими предками, расставив этнические и духовно-нравственные ориентиры на пути подрастающего поколения.
Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры.
Работа по приобщению дошкольников к народным традициям строится на основании следующих подходов:
- вовлечение детей в разнообразные виды деятельности (специально-организованное общение, учебно-познавательную, изобразительную, музыкальную при сохранении приоритета игровой, включающей сюжетно-ролевую, театрализованную);
- интеграция различных видов искусств (музыкального, танцевального, декоративно-прикладного) при опоре на фольклор;
- использование взаимодействия в системе "педагог-родитель-дети", ведь семья является одним из основных институтов первоначальной социализации детей, влияющих на становление личности;
- осуществление воспитательной работы на основе ознакомления с промыслами русского народа и традиций родной культуры;
- обеспечение активности детей на всех этапах приобщения к народным традициям.
Следует выделить четыре средства воспитания нравственных чувств:
1. Изучение исторического прошлого России и русского народа позволяет зажечь в детях искорку любви и интереса к жизни народа в разное историческое время, к его истории и культуре, любовь к родному краю. На занятиях дети узнают, откуда пошло название нашей Родины; получают представление о – славянах, русичах: их облике, силе, мудрости, ловкости, выносливости, взаимной поддержке. Знакомятся с тем, где и как жили предки, вдохновляются историей нашего края.
2. Устное народное творчество позволяет приобщать детей к нравственным общечеловеческим ценностям. Использование всех видов фольклора (колыбельные песни, потешки, прибаутки, приговорки, сказки, пословицы, поговорки) [2] обогащает лексикон детей, способствует пониманию нравов русского народа. Так, в пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей, также уделяется особое внимание теме любви к родине и защите отечества. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
3. Народные праздники и традиции неразрывно связаны с историей православных праздников, обычаями региона, с сезонными изменениями в природе, с трудом предков в прошлом, играми в которые играли дети несколько веков назад. [1] Обряды, отображающие нравственные устои народа, закрепляющие чувства верности семье, друзьям (подругам), развивающие эстетические чувства детей и содержащие в себе многие другие педагогические элементы.
Праздники и развлечения - яркие и радостные события в жизни детей дошкольного возраста. Сочетая различные виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства и сознание детей.
Подготовка и проведение праздников и развлечений способствуют нравственному воспитанию детей: они объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма; произведения фольклора, песни и стихи о родной стране, о родной природе, труде, формируют патриотические чувства.
Разучивая народные песни, стихи, танцы, дети узнают много нового о своей стране, природе, о людях разных национальностей. Это расширяет их кругозор, развивает память, речь, воображение, способствует умственному развитию . [7]
4. Развитие творческих способностей, знакомство детей с декоративным народным искусством проходит через знакомство с народными художественными промыслами, а дидактические игры в этом тоже играют не маловажную помощь. [4] Именно через художественно-творческую деятельность идёт приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребёнка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. Детям этого возраста наиболее становятся близки и понятны работы мастеров декоративной росписи, понятно искусство игрушечников. Разучивая стихи о русских народных промыслах, дети развивают речь, память. [3]
Для реализации поставленных задач разработан и систематизирован цикл мероприятий, который начинается с познавательной беседы [5] который построен с учётом принципов последовательности и системности в формировании знаний, навыков и умений. Итоговым мероприятием стало «Создание мини музея «Русские народные промыслы». [6]
Виды совместной деятельности:
- Познавательно-исследовательская деятельность
- коммуникативная деятельность
- изобразительная деятельность
- игровая деятельность
- двигательная деятельность
- музыкальная деятельность
- восприятие художественной литературы и фольклора
Познавательная деятельность:
1.Тематические беседы:
- «Филимоновские игрушки - свистульки»
- «Дымковские мастера»
- «Веселые матрешки»
-«Что такое хохлома? »
- «Гжель сине-голубое чудо»
2. Просмотр презентаций: «Сине-голубое чудо. Гжель», «Золотая хохлома», «Дымковские мастера», «Чудо филимоновских свистулек»
3. Познавательное сообщение на тему «Что такое валенки?»;
Чтение художественной литературы русского народного фольклора
1. Чтение русских -народных сказок «Крылатый, мохнатый да масляный», «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Царевна-Лягушка», «Каша из топора», «Кот, Петух да лиса», «Лисичка со скалочкой» и другие.
2. Разучивание стихотворений Е. А. Никоновой «Семеновские матрешки», «Дымковская игрушка», «Узоры гжели», «Золотая хохлома»;
Изобразительная деятельность:
1. Рассматривание альбомов и наглядно - демонстрационного материала;
2. Лепка из пластилина «Филимоновские птички-свистульки»
3. Лепка «Дымковская барышня»;
4.Лепка «Дымковский конь»
5. Рисование матрешек;
6. Рисование «Укрась тарелочку. Хохлома»;
7.Рисование «Чудо валенки»
8.Рисование «Роспись вазы. Гжель»;
9. Рисование «Роспись тарелок. Городецкая роспись».
10. Каргапольские игрушки
Двигательная деятельность:
Подвижные народные игры; хороводные народные игры «Гуси-Лебеди», «Каравай», «Лохматый пес», «У Миланьи, у старушки», «У медведя во бору»; «Карусель», «Ручеек»
Коммуникативная деятельность:
Сюжетно - ролевая игра «Угостим матрешек чаем», «Семья»
Театрализация русских народных сказок
Игровая деятельность:
Дидактические игры «Третий лишний», «Цветные капельки», «Дымковские разрезные картинки", «Парные картинки», «Собери картинку», «Выложи узор»
Музыкальная деятельность:
Слушание, пение «Ах вы сени, мои сени», «Барыня», «Жили у бабуси два веселых гуся», «Ах блины мои блины», «Колядки», «Как на тоненький лужок», «Во поле березка стояла», «Калинка-малинка», колыбельные песни.
Игра на музыкальных инструментах: ложках, трещетках, бубнах, свистульках
Работа с родителями:
1. Подбор предметов народных промыслов для мини-музея;
2. разучивание стихов с детьми;
3. посещение с детьми МАУ Экоцентра- музея народных художественных промыслов и ремесел экспозиции «Мир русской избы»
4. консультация для родителей «Фольклор для детей», «Роль народных игр и игрушек в воспитании дошкольников»
Для реализации поставленных задач разработан и систематизирован цикл мероприятий, который построен с учётом принципов последовательности и системности в формировании знаний, навыков и умений.
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап: Сентябрь
- подбор наглядных и дидактических материалов (тематические картинки, плакаты с элементами росписи);
- подготовка презентаций по ознакомлению детей с народными промыслами;
- подготовка картотеки хороводных и подвижных народных игр;
- подбор произведений фольклора, стихов на тему народных промыслов;
- подготовка материалов для организации творческой деятельности детей;
- посещение Муниципальное автономное учреждение «Региональный историко-культурный экологический центр» Экоцентр экспозиции «Мир русской избы»
- постановка проблемы: выявление первоначальных знаний детей о народных промыслах России.
Основной этап: октябрь-март
Тема: «Веселая дымка»
Цель: научить детей определять дымковскую игрушку и находить в ней отличия от других игрушек народных промыслов России.
ООД | Совместная деятельность педагога с детьми | ||
октябрь | 1 | «Глиняные игрушки – не простые безделушки» | - просмотр презентаций «Дымка» - организация выставки «Дымковская игрушка» - рассматривание иллюстраций и наглядного материала «Дымковская игрушка» - дидактические игры «Третий лишний», «Цветные капельки», «Дымковские разрезные картинки" - раскрашивание раскрасок «Дымка» - разучивание стихотворения про дымку |
2 | «Укрась узорами юбку дымковской барыни» | ||
3 | «В мастерской дымковской игрушки»-рисование «Дымковский конь» | ||
4 5 | «Лепка и роспись дымковской барыни» Коллективная работа «Дымковская ярмарка» |
Тема: «Филимоновские игрушки»
Цель: познакомить детей с творчеством филимоновских мастеров. Расширять представления о народной игрушке.
ООД | Совместная деятельность педагога с детьми | ||
ноябрь | 1 | «Знакомство с филимоновской игрушкой» | - просмотр презентаций «Филимоновская игрушка» - рассматривание иллюстраций, игрушек - используя шаблоны, учимся расписывать силуэты игрушек - дидактические игры ««Третий лишний», «Парные картинки», «Собери картинку». - разучиваем поговорки и пословицы о труде - разучивание стихотворения про филимоновскую игрушку - играем Филимоновской игрушкой |
2 | «Филимоновские игрушки» | ||
3 | Рисование филимоновских элементов: полосок, елочек, цветов" | ||
4 | "Роспись бумажных силуэтов филимоновских игрушек" |
Тема: «Золотая хохлома»
Цель: расширять знания детей о народном искусстве, уточнять представления о хохломском промысле, учить детей находить характерные особенности хохломских изделий, формировать эстетический вкус.
ООД | Совместная деятельность педагога с детьми | ||
декабрь | 1 | «Знакомство с хохломским промыслом» | - изготовление с детьми заготовок – шаблонов для хохломской росписи, тонирование шаблонов. - тонирование изготовленных из папье – маше изделий (тарелки, ложки, стаканчики) - просмотр презентаций по теме - рассматривание образцов хохломской росписи - работа в раскрасках «Хохлома» - рисование хохломских узоров - разучивание стихотворения про хохлому |
2 | «Хохломские узоры» | ||
3 | «Роспись тарелки» | ||
4 | Коллективная работа «Чудо-птица» |
Тема: «Яркий Полхов – Майдан. Семеновская матрешка»
Цель: познакомить с росписью Полхов-Майдана, ее характерными элементами (цветами, бутонами, стеблями, листьями). Учить составлять узоры по мотивам полхов-майданской росписи, развивать эстетический вкус.
ООД | Совместная деятельность педагога с детьми | ||
январь | 1 | «Игрушки из Полхов - Майдана» | - просмотр презентаций «Изделия Полхов - Майдана», «Семеновская Матрешка» - рассматривание матрешек - раскрашивание раскрасок «Матрешки» - дидактические игры «Найди пару», «Сложи орнамент» - рассматривание иллюстраций изделий Полхов – Майдана - игры с народными игрушками - составление рассказов и сказок, действующими лицами которых являются матрешки |
2 | «Веселые матрешки» |
Тема: Тема: «Голубая гжель»
Цель: познакомить детей с новым народным промыслом декоративно-прикладного искусства - гжельская роспись; учить детей выделять характерные особенности гжельского промысла, развивать эстетический вкус
ООД | Совместная деятельность педагога с детьми | ||
февраль | 1 | «Эта звонкая сказка - Гжель» | - рассматривание иллюстраций - просмотр презентаций - рисование элементов Гжельской росписи - раскрашивание раскрасок «Гжель» |
2 | «Рисование элементов Гжельской росписи» | ||
3 | «Роспись гжельской посуды» |
«Городецкие узоры – сколько радости для глаз»
Цель: познакомить детей с изделиями городецких мастеров, развивать эстетическое восприятие.
ООД | Совместная деятельность педагога с детьми | ||
март | 1 | «Здравствуй волшебный Городец» | - чтение и заучивание стихотворении о Городце - просмотр презентаций - дидактические игры «Выложи узор», «Что лишнее» - практическое задание «Обведи элемент» - рассматривание иллюстраций, альбомов по Городецкой росписи - сюжетно-дидактическая игра «Магазин сувениров» - роспись полоски росписью - прорисовывание элементов "купавки", "листья" |
2 | «Рисование по мотивам Городецкой росписи» | ||
3 | «Рисование городецкого узора на тарелке» | ||
4 | Роспись «Городецкая сказка» |
Заключительный этап: март (4 неделя)
1.Оформление выставки рисунков и поделок детей.
2.Оформление мини-музея в группе «Русские народные промыслы».
3. Театрализация русской -народной сказки «Бобовое зернышко».
4. Оформление игровой зоны «Русская изба».
5. Презентация проекта для родителей и педагогического коллектива детского сада, педагогического сообщества города.
6. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Углубленная, систематизированная работа по приобщению детей к истокам русской народной культуры имеет положительный результат:
- будет создана предметно — развивающая среда («Русская изба», мини музей «Русские народные промыслы»
- будут сформированы представления о разных видах росписей предметов, как народном наследии и нравственных ценностях;
- дети будут различать изделия народных промыслов;
- дети будут использовать фрагменты русской культуры в повседневной жизни и с уважением относиться к предметам народного творчества.
- будут сформированы представления о народных праздниках и традициях, связанные с их проведением;
- у детей будут расширены знания и пополнен словарь по теме;
- дети научатся ориентироваться в различных видах росписи, будут создавать выразительные узоры на бумаге;
ВЫВОД:
Таким образом, мы можем с уверенностью сказать, что знакомство с русским народным декоративно прикладным искусством способствует не только формированию у детей духовно-нравственных качеств личности, но и расширяет кругозор, приобщает дошкольников к культурным традициям своего народа и совершенствует их умение самостоятельно добывать знания.
Тема декоративно - прикладное искусство в детском саду очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, к своей стране в целом.
7.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста/Сост.: Аникина Т. М., Степанова Г. В., Терентьева Н. П. — М., УЦ «Перспектива». 2012. — 248 с.
2. Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. // Дошкольное воспитание. 2004 №6.
3. Гаранина Н. К. Приобщение дошкольников к народной культуре
4. Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М. : Просвещение, 2006.
5. Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб. : Акцидент, 1997.
6. Кочкина Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании. - М. : Мозаика- Синтез, 2012.
7. Тихонова М.В., Смирнова Н.С. Красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
8. Ляпина Л. А. Народные игры в детском саду. - М. : ТЦ Сфера, 2009.
9. Сыпченко Е. А. Инновационные педагогические технологии. - СПб: Детство- Пресс, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Долгосрочный практико-ориентированный проект для старшей группы детского сада «Космос»
Долгосрочный практико-ориентированный проект для старшей группы детского сада «Космос»Проект долгосрочный практико-ориентированный Срок реализации проекта:октябрь-апрель 2011-12 уч.годаУчас...
Долгосрочный практико-ориентированный проект «Формирование интереса детей к театрально-игровой деятельности»
В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами, душа просит сказки-чуда, ощущения беззаботного детства. Слушая сказки, ваши дети накапливают целый &la...
Долгосрочный практико - ориентированный проект «Дружба»
Для малышей в детском саду всё ново и незнакомо. Особенно много незнакомых детей они встречают в коридоре детского сада, на прогулке. Их внимание привлекают дети подготовительной к школе группы.Более ...
Защита долгосрочного практико-ориентированного проекта.
Развитие познавательной активности детей посредством опытно-экспериментальной деятельности....
Долгосрочный практико-ориентированный проект «Формирование интереса детей к театрально-игровой деятельности»
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ проекта состоит в том, что предложен конкретный путь формирования интереса детей к театрально-игровой деятельности, разработаны и адаптированы применительно к детям старшего до...
Долгосрочный проект «Путешествие в сказку» Формирование предпосылок читательской грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к русской народной сказке
Дошкольники недостаточно знают русских народных сказок, в домашних условиях из-за занятности, родители мало уделяют чтению книг детям или читают литературу не ...
Долгосрочный проект «Русские народные промыслы как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» на сайте.
Актуальность духовно-нравственного воспитания детей обусловлена стремлением передать новому поколению культуру духовно-нравственной жизни, систему нравственных ценностей, как одного из усло...