Долгосрочный практико-ориентированный проект «Путешествие в мир русских - народных промыслов» для детей от 5 до 6 лет
проект по окружающему миру (старшая группа)

Гусева Наталья Валерьевна

Давно известно всем на свете

Искусство русских мастеров.

В них — красота родной природы,

и мудрость древняя веков.

Период дошкольного детства является одним из наиболее значимых в развитии ребенка, так как в это время закладывается базовые качества личности, образующие устойчивую индивидуальность человека.

Целью современного дошкольного образования является организация индивидуального развития ребенка, воспитание творческой личности, которая способна к позитивным отношениям в социальной среде. К позитивным отношениям в социальной среде готова только та личность, у которой сформированы система жизненно важных ценностей, морально-нравственные установки и основы духовно-нравственного развития, а значит в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом на государственном уровне перед педагогами дошкольного образования ставится стратегическая задача объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

  Духовно-нравственное воспитание является одним из основных направлений отечественной педагогики. В настоящее время это направление наиболее актуально потому, что взаимосвязано с восстановлением народных традиций, развитием национальной культуры, и воспитанием бережного отношения к русскому народному наследию. Формирование фундаментальных черт личности, доминирующих мотивов и потребностей происходит в процессе накопления ребенком социокультурного опыта в виде чувств, отношений, знаний, умений и т.д.

  Чтобы вырастить патриота своей страны, необходимо прививать любовь к Родине с детства. Эта любовь невозможна без глубокого познания духовного богатства своего народа в разных его проявлениях. Культурное наследие передаётся из поколения в поколение. Развивая и обогащая мир ребёнка, привнося в это развитие элементы духовной культуры, мы тем самым способствуем развитию патриотического чувства наших детей.

Приобщение к родной культуре должно стать основной частью воспитания каждого ребенка — гражданина своего Отечества. Предметы, окружающие ребенка с детства, пробуждающие в его душе чувство красоты и восхищения, должны быть национальными. Тогда с детства дети наши будут гордиться своей страной, любить ее, оберегать ее природу, соблюдать традиции и обычаи своего народа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №5 «Крепыш»

Долгосрочный практико-ориентированный проект

«Путешествие в мир русских - народных промыслов»

для детей от 5 до 6 лет

срок реализации 7 месяцев (сентябрь-март 2021-2022гг)

Автор:

 Воспитатель: Гусева Наталья Валерьевна

г.Мегион

2022 год

ОГЛАВЛЕНИЕ

№п/п

СОДЕРЖАНИЕ

СТР.

1

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА

3

2

ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ПРОЕКТА

5

3

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

7

4

АПРОБАЦИЯ ПРОЕКТА

8

4.1.

РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ЗНАНИЙ детей 5-7 лет О ПРОМЫСЛАХ  РУССКОГО НАРОДА

9

5

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

10

6

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

21

7

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

22

8

ПРИЛОЖЕНИЯ:

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

24

 

 

1. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА

1.

Название проекта

«Путешествие в мир русских народных промыслов»

2.

Авторы

Гусева Наталья Валерьевна- воспитатель

Мосийчук Инна Александровна-воспитатель

3.

Руководитель проекта

Гомзяк Оксана Степановна – заместитель заведующего МАДОУ «ДС №5 «Крепыш»

4.

Название и полный адрес учреждения

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5 «Крепыш», г. Мегион, ул. Советская, 8

5.

Телефон, факс

Тел. 8-34643-2-42-35

6.

Участники проекта

Воспитанники группы комбинированной направленности для детей от 5 до 6 лет с задержкой психического развития МАДОУ «ДС №5 «Крепыш», воспитатели, музыкальный руководитель, родители .

7.

Цель и задачи проекта

ЦЕЛЬ: приобщить детей 5-6 лет к основам духовно-нравственной    культуры посредством ознакомления с русским народным декоративно-прикладным искусством.

ЗАДАЧИ: 

  • продолжать знакомить детей с культурой и традициями русского народа;
  • познакомить детей с видами русского народного промысла, дымковской игрушки, хохломских и городецких изделий, гжельской посуды, семеновской матрёшкой;
  • научить детей ориентироваться в различных видах росписи;
  • развивать художественно-творческие способности, эстетическое восприятие;
  • развивать связную речь, обогащать словарь по теме;
  • воспитывать у детей нравственно- патриотические качества личности;
  • воспитывать любовь и уважение к истории своего народа, его национальной культуре, обычаям и традициям

8.

Ожидаемые результаты

  • дети будут узнавать и называть различные виды русского народного промысла;
  • будут сформированы представления о народных праздниках и традициях, связанные с их проведением;
  • у детей будут расширены знания и пополнен словарь по теме;
  • дети научатся ориентироваться в различных видах росписи, будут создавать выразительные узоры на бумаге;
  • дети станут бережнее относиться к предметам быта, произведениям народного творчества;
  • будет пополнена предметно-пространственная среда группы;

9.

Сроки реализации проекта

Сентябрь - март 2021-2022 учебного года

2.ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ПРОЕКТА

Давно известно всем на свете

Искусство русских мастеров.

В них — красота родной природы,

и мудрость древняя веков.

Период дошкольного детства является одним из наиболее значимых в развитии ребенка, так как в это время закладывается базовые качества личности, образующие устойчивую индивидуальность человека.

Целью современного дошкольного образования является организация индивидуального развития ребенка, воспитание творческой личности, которая способна к позитивным отношениям в социальной среде. К позитивным отношениям в социальной среде готова только та личность, у которой сформированы система жизненно важных ценностей, морально-нравственные установки и основы духовно-нравственного развития, а значит в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом на государственном уровне перед педагогами дошкольного образования ставится стратегическая задача объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

  Духовно-нравственное воспитание является одним из основных направлений отечественной педагогики. В настоящее время это направление наиболее актуально потому, что взаимосвязано с восстановлением народных традиций, развитием национальной культуры, и воспитанием бережного отношения к русскому народному наследию. Формирование фундаментальных черт личности, доминирующих мотивов и потребностей происходит в процессе накопления ребенком социокультурного опыта в виде чувств, отношений, знаний, умений и т.д.

  Чтобы вырастить патриота своей страны, необходимо прививать любовь к Родине с детства. Эта любовь невозможна без глубокого познания духовного богатства своего народа в разных его проявлениях. Культурное наследие передаётся из поколения в поколение. Развивая и обогащая мир ребёнка, привнося в это развитие элементы духовной культуры, мы тем самым способствуем развитию патриотического чувства наших детей.

Приобщение к родной культуре должно стать основной частью воспитания каждого ребенка — гражданина своего Отечества. Предметы, окружающие ребенка с детства, пробуждающие в его душе чувство красоты и восхищения, должны быть национальными. Тогда с детства дети наши будут гордиться своей страной, любить ее, оберегать ее природу, соблюдать традиции и обычаи своего народа.

  В наше время очень мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства, народными промыслами и народными традициями. А без знания нашего прошлого и при этом красивого прошлого, у нас не будет будущего.

Таким образом, в основу нашего исследования положена гипотеза о том, что в ходе знакомства с декоративно-прикладным искусством русского народа мы приобщаем детей к духовным традициям и культуре русского народа, что и будет способствовать развитию духовно-нравственных качеств и воспитанию патриотических чувств. у детей старшего дошкольного возраста. 

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА  – воспитанники группы комбинированной направленности для детей от  5 до 6лет с задержкой психического развития МАДОУ «ДС №5 «Крепыш», педагоги ДОУ, родители, музыкальный руководитель.

НОВИЗНА проекта состоит в том, что систематизирован и разработан практический материал для детей от 5 до 6 лет группы комбинированной направленности с задержкой психического развития по приобщению детей к духовным традициям и культуре русского народа.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ проекта состоит в том, что предложен конкретный путь, адаптированы и разработаны применительно к детям от 5 до 6 лет МАДОУ «Детский сад №5 «Крепыш» методы и приемы по приобщению детей к духовным традициям и культуре русского народа.

Опыт по реализации проекта может быть использован педагогами дошкольных образовательных учреждений для воспитанников, посещающих группы различной направленности и их родителей. Проект также может внедряться в работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Используя разработанный нами подход, методы и приемы участники реализации проекта смогут сделать ближе и понятнее детям.  

3. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

ЦЕЛЬ: приобщить детей 5-6 лет к основам духовно-нравственной    культуры посредством ознакомления с русским народным декоративно-прикладным искусством.

ЗАДАЧИ:

•        продолжать знакомить детей с культурой и традициями русского народа;

•        познакомить детей с видами русского народного промысла, дымковской игрушки, хохломских и городецких изделий, гжельской посуды, семеновской матрёшкой;

•        научить детей ориентироваться в различных видах росписи;

•        развивать художественно-творческие способности, эстетическое восприятие;

•        развивать связную речь, обогащать словарь по теме;

•        воспитывать у детей нравственно- патриотические качества личности;

•        воспитывать любовь и уважение к истории своего народа, его национальной культуре, обычаям и традициям

4. АПРОБАЦИЯ ПРОЕКТА

Апробация проекта «Путешествие в мир русских народных промыслов» проходила в группе комбинированной направленности для детей от 5 до 6 лет «Сказка» муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №5 «Крепыш» города Мегиона. Численность участников эксперимента составила 16 детей: 4 девочки и 12 мальчиков.

 Целью исследования детей является выявление теоретических знаний и практических умений воспитанников.

     Для проведения диагностики знаний видов русского народного промысла нами была использована  методика Г.С.Швайко направленная на выявление знаний разных видов народного прикладного творчества с помощью дидактической игры «Народные промыслы».

 Детям предлагались по очереди игрушки и предметы различных промыслов: хохлома, филимоновские, дымковские, каргопольские, богородские, городецкие, полхов-майданские, гжель.

Ребенок должен назвать: вид народного искусства. Предлагались дополнительные уточняющие вопросы к детям:

Какие мастера выполнили игрушку?

Какой росписью расписана игрушка?

Из какого материала сделана игрушка?

Как с ней можно играть, как использовать?

За каждый правильный ответ присуждается 1 балл. В сумме ребенок может получить 11 баллов.

Высокий уровень (от 6 до 11 баллов) Ребенок имеет представления о народных промыслах (хохлома, городец, дымка, филимоновская игрушка, жостово, гжель, матрешки (семеновские, полхов-майданские)), использует их элементы в своих работах.

Умеет самостоятельно использовать разные виды народно прикладного творчества в процессе продуктивной и игровой деятельности.).

Средний уровень (от 5 до 3 баллов) Ребенок имеет небольшое представление о народных промыслах, называет 3 народных предмета. Умеет с помощью воспитателя использовать разные виды народно-прикладного творчества в процессе продуктивной и игровой деятельности.

Низкий уровень (от 0 до 3 баллов) Ребенок знает 1 названия и назначения предметов русского народного быта. Может различать хохлому, дымку, при этом не испытывая особого интереса.

4.1.        РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ЗНАНИЙ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ О ПРОМЫСЛАХ РУССКОГО НАРОДА

Таблица 1.

Уровень знаний детей о русском народном промысле на начальном этапе.

Уровень

Количество

детей

%

высокий

0

0

средний

5

31

низкий

11

69

Результаты, проведенных исследований детей 5-6 летнего возраста, показали достаточно низкий уровень знаний о промыслах и особенностях культуры русского народа. У 11 детей (69%) практически отсутствует или является неустойчивым интерес к промыслам и культуре русского народа, они не могут назвать виды промыслов, назвать элементы росписи тоже вызывает трудности, не проявляют интереса в росписи силуэтов предметов. 5 детей (31%) знает очень мало о промыслах народных мастеров и самостоятельно не используют элементы росписи в составлении узоров на бумаге. (таблица 1).

Данные результатов мониторинга начального этапа реализации проекта выявили необходимость планирования, организации и внедрения мероприятий в рамках воспитательно-образовательного процесса, с целью повышения уровня знаний о предметах русского народного промысла русского народа у старших дошкольников.

Повторное исследование после реализации долгосрочного практико-ориентированного проекта «Путешествие в мир русского народного промысла» показало положительную динамику: у 5 детей (31.25%) наблюдается повышенный интерес к предметам русского народного промысла, дети проявляют инициативу и интерес в ходе организованной образовательной деятельности с подачи воспитателя. 62.5% детей стало больше знать названий и видов русского народного творчества, видов росписи. 1ребенок (6.25%) может допустить ошибки при определении вида росписи. Словарный запас пополнился словами, означающими название росписи, детали росписи предметов, место происхождения этих предметов. Дети стали больше проявлять желание играть с народными игрушками и предметами быта, проявлять в игре инициативу. Стали использовать имеющиеся знания игровой, самостоятельной и практической деятельности (таблица 2).

        Таблица 2.

        Уровень знаний детей о традициях и культуре русского народа на заключительном этапе.

Уровень

Количество

детей

%

высокий

5

31,25

средний

10

62.5

низкий

1

6.25

5. СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

        Народная культура – это многовековой концентрированный опыт народа, материализованный в предметах искусства, труда и быта: это традиции, обряды, обычаи, верования; это мировоззренческие, нравственные и эстетические ценности, определяющие лицо нации, ее самобытность, уникальность, ее социальную и духовную особенность. По словам Д.С. Лихачева «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». К сожалению, современные дети, и даже взрослые, особенно живущие в городах, очень поверхностно знакомы с русской народной культурой. Большинство из них не знают, как выглядят окружавшие когда-то наших предков вещи – орудия труда, хозяйственная утварь, музыкальные инструменты или народные костюмы. Очень поверхностные знания и о художественных достоинствах произведений народных умельцев из Хохломы, Городца, Палеха и других центров народного искусства, прославивших Россию на весь мир. Как жили русские люди? Как работали и отдыхали? Как украшали свой быт? Какие обычаи соблюдали? Ответить на эти и подобные вопросы – значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Знакомя дошкольников с фольклором, со свидетельствами прошлых эпох, народным искусством, тем самым помогаем ребенку усвоить лучшее из опыта, в течение веков накопленного нашими предками, расставив этнические и духовно-нравственные ориентиры на пути подрастающего поколения.

Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры.

Работа по приобщению дошкольников к народным традициям строится на основании следующих подходов:

- вовлечение детей в разнообразные виды деятельности (специально-организованное общение, учебно-познавательную, изобразительную, музыкальную при сохранении приоритета игровой, включающей сюжетно-ролевую, театрализованную);

- интеграция различных видов искусств (музыкального, танцевального, декоративно-прикладного) при опоре на фольклор;

- использование взаимодействия в системе "педагог-родитель-дети", ведь семья является одним из основных институтов первоначальной социализации детей, влияющих на становление личности;

- осуществление воспитательной работы на основе ознакомления с промыслами русского народа и традиций родной культуры;

- обеспечение активности детей на всех этапах приобщения к народным традициям.

Следует выделить четыре средства воспитания нравственных чувств:

1. Изучение исторического прошлого России и русского народа позволяет зажечь в детях искорку любви и интереса к жизни народа в разное историческое время, к его истории и культуре, любовь к родному краю. На занятиях дети узнают, откуда пошло название нашей Родины; получают представление о – славянах, русичах: их облике, силе, мудрости, ловкости, выносливости, взаимной поддержке. Знакомятся с тем, где и как жили предки, вдохновляются историей нашего края.

2. Устное народное творчество позволяет приобщать детей к нравственным общечеловеческим ценностям. Использование всех видов фольклора (колыбельные песни, потешки, прибаутки, приговорки, сказки, пословицы, поговорки) [2] обогащает лексикон детей, способствует пониманию нравов русского народа. Так, в пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей, также уделяется особое внимание теме любви к родине и защите отечества. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

3. Народные праздники и традиции неразрывно связаны с историей православных праздников, обычаями региона, с сезонными изменениями в природе, с трудом предков в прошлом, играми в которые играли дети несколько веков назад. [1] Обряды, отображающие нравственные устои народа, закрепляющие чувства верности семье, друзьям (подругам), развивающие эстетические чувства детей и содержащие в себе многие другие педагогические элементы.

Праздники и развлечения - яркие и радостные события в жизни детей дошкольного возраста. Сочетая различные виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства и сознание детей.

Подготовка и проведение праздников и развлечений способствуют нравственному воспитанию детей: они объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма; произведения фольклора, песни и стихи о родной стране, о родной природе, труде, формируют патриотические чувства.  

Разучивая народные песни, стихи, танцы, дети узнают много нового о своей стране, природе, о людях разных национальностей. Это расширяет их кругозор, развивает память, речь, воображение, способствует умственному развитию . [7]

4. Развитие творческих способностей, знакомство детей с декоративным народным искусством проходит через знакомство с народными художественными промыслами, а дидактические игры в этом тоже играют не маловажную помощь. [4]  Именно через художественно-творческую деятельность идёт приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребёнка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. Детям этого возраста наиболее становятся близки и понятны работы мастеров декоративной росписи, понятно искусство игрушечников. Разучивая стихи о русских народных промыслах, дети развивают речь, память. [3]

Для реализации поставленных задач разработан и систематизирован цикл мероприятий, который начинается с познавательной беседы [5] который построен с учётом принципов последовательности и системности в формировании знаний, навыков и умений. Итоговым мероприятием стало «Создание мини музея «Русские народные промыслы». [6]

 Виды совместной деятельности:

  • Познавательно-исследовательская деятельность
  • коммуникативная деятельность
  • изобразительная деятельность
  • игровая деятельность
  • двигательная деятельность
  • музыкальная деятельность
  • восприятие художественной литературы и фольклора

Познавательная деятельность:

 1.Тематические беседы:

- «Филимоновские игрушки - свистульки»

- «Дымковские мастера»

- «Веселые матрешки»

-«Что такое хохлома? »

- «Гжель сине-голубое чудо»

2. Просмотр презентаций: «Сине-голубое чудо. Гжель», «Золотая хохлома», «Дымковские мастера», «Чудо филимоновских свистулек»

3. Познавательное сообщение на тему «Что такое валенки?»;

Чтение художественной литературы русского народного  фольклора

1. Чтение русских -народных сказок «Крылатый, мохнатый да масляный», «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Царевна-Лягушка», «Каша из топора», «Кот, Петух да лиса», «Лисичка со скалочкой» и другие.

2. Разучивание стихотворений Е. А. Никоновой «Семеновские матрешки», «Дымковская игрушка», «Узоры гжели», «Золотая хохлома»;

Изобразительная деятельность:

1. Рассматривание альбомов и наглядно - демонстрационного материала;

2. Лепка из пластилина «Филимоновские птички-свистульки»

3. Лепка «Дымковская барышня»;

4.Лепка «Дымковский конь»

5. Рисование матрешек;

6. Рисование «Укрась тарелочку. Хохлома»;

7.Рисование «Чудо валенки»

8.Рисование «Роспись вазы. Гжель»;

9. Рисование «Роспись тарелок. Городецкая роспись».

10. Каргапольские игрушки

Двигательная деятельность:

 Подвижные народные игры; хороводные народные игры «Гуси-Лебеди», «Каравай», «Лохматый пес», «У Миланьи, у старушки», «У медведя во бору»; «Карусель», «Ручеек»

 Коммуникативная деятельность: 

Сюжетно - ролевая игра «Угостим матрешек чаем», «Семья»

Театрализация русских народных сказок

Игровая деятельность:

Дидактические игры «Третий лишний», «Цветные капельки», «Дымковские разрезные картинки", «Парные картинки», «Собери картинку», «Выложи узор»

Музыкальная деятельность:

Слушание, пение «Ах вы сени, мои сени», «Барыня», «Жили у бабуси два веселых гуся», «Ах блины мои блины», «Колядки», «Как на тоненький лужок», «Во поле березка стояла», «Калинка-малинка», колыбельные песни.

Игра на музыкальных инструментах: ложках, трещетках, бубнах, свистульках

Работа с родителями:

1. Подбор предметов народных промыслов для мини-музея;

2. разучивание стихов с детьми;

3. посещение с детьми МАУ Экоцентра- музея народных художественных промыслов и ремесел экспозиции «Мир русской избы»  

4. консультация для родителей «Фольклор для детей», «Роль народных игр и игрушек в воспитании дошкольников»

Для реализации поставленных задач разработан и систематизирован цикл мероприятий, который построен с учётом принципов последовательности и системности в формировании знаний, навыков и умений.

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап: Сентябрь

  • подбор наглядных и дидактических материалов (тематические картинки, плакаты с элементами росписи);
  • подготовка презентаций по ознакомлению детей с народными промыслами;
  • подготовка картотеки хороводных и подвижных народных игр;
  • подбор произведений фольклора, стихов на тему народных промыслов;
  • подготовка материалов для организации творческой деятельности детей;
  • посещение Муниципальное автономное учреждение «Региональный историко-культурный экологический центр» Экоцентр экспозиции «Мир русской избы»
  • постановка проблемы: выявление первоначальных знаний детей о народных промыслах России.

Основной этап: октябрь-март

Тема: «Веселая дымка»

Цель: научить детей определять дымковскую игрушку и находить в ней отличия от других игрушек народных промыслов России.

ООД

Совместная деятельность педагога с детьми

октябрь

1

«Глиняные игрушки – не простые безделушки»

- просмотр презентаций «Дымка»

- организация выставки «Дымковская игрушка»

- рассматривание иллюстраций и наглядного материала «Дымковская игрушка»

- дидактические игры «Третий лишний», «Цветные капельки», «Дымковские разрезные картинки"

- раскрашивание раскрасок «Дымка»

- разучивание стихотворения про дымку

2

«Укрась узорами юбку дымковской барыни»

3

«В мастерской дымковской игрушки»-рисование «Дымковский конь»

4

5

«Лепка и роспись дымковской барыни»

Коллективная работа

«Дымковская ярмарка»


Тема: «Филимоновские игрушки»

Цель: познакомить детей с творчеством филимоновских мастеров. Расширять представления о народной игрушке.

ООД

Совместная деятельность педагога с детьми

ноябрь

1

«Знакомство с филимоновской игрушкой»

- просмотр презентаций «Филимоновская игрушка»

- рассматривание иллюстраций, игрушек

- используя шаблоны, учимся расписывать силуэты игрушек

- дидактические игры ««Третий лишний», «Парные картинки», «Собери картинку».

- разучиваем поговорки и пословицы о труде

- разучивание стихотворения про филимоновскую игрушку

- играем Филимоновской игрушкой

2

«Филимоновские игрушки»

3

Рисование филимоновских элементов: полосок, елочек, цветов"

4

"Роспись бумажных силуэтов филимоновских игрушек"

Тема: «Золотая хохлома»

Цель: расширять знания детей о народном искусстве, уточнять представления о хохломском промысле, учить детей находить характерные особенности хохломских изделий, формировать эстетический вкус.

ООД

Совместная деятельность педагога с детьми

декабрь

1

«Знакомство с хохломским промыслом»

- изготовление с детьми заготовок – шаблонов для хохломской росписи, тонирование шаблонов.

- тонирование изготовленных из папье – маше изделий (тарелки, ложки, стаканчики)

- просмотр презентаций по теме

- рассматривание образцов хохломской росписи

- работа в раскрасках «Хохлома»

- рисование хохломских узоров

- разучивание стихотворения про хохлому

2

«Хохломские узоры»

3

«Роспись тарелки»

4

Коллективная работа «Чудо-птица»

Тема: «Яркий Полхов – Майдан. Семеновская матрешка»

Цель: познакомить с росписью Полхов-Майдана, ее характерными элементами (цветами, бутонами, стеблями, листьями). Учить составлять узоры по мотивам полхов-майданской росписи, развивать эстетический вкус.

ООД

Совместная деятельность педагога с детьми

январь

1

«Игрушки из Полхов - Майдана»

- просмотр презентаций «Изделия Полхов - Майдана», «Семеновская Матрешка»

- рассматривание матрешек

- раскрашивание раскрасок «Матрешки»

- дидактические игры «Найди пару», «Сложи орнамент»

- рассматривание иллюстраций изделий Полхов – Майдана

- игры с народными игрушками

- составление рассказов и сказок, действующими лицами которых являются матрешки

2

«Веселые матрешки»

Тема: Тема: «Голубая гжель»

Цель: познакомить детей с новым народным промыслом декоративно-прикладного искусства -  гжельская роспись; учить детей выделять характерные особенности гжельского промысла, развивать эстетический вкус

ООД

Совместная деятельность педагога с детьми

февраль

1

«Эта звонкая сказка - Гжель»

- рассматривание иллюстраций

- просмотр презентаций

- рисование элементов Гжельской росписи

- раскрашивание раскрасок «Гжель»

2

«Рисование элементов Гжельской росписи»

3

«Роспись гжельской посуды»

«Городецкие узоры – сколько радости для глаз»

Цель: познакомить детей с изделиями городецких мастеров, развивать эстетическое восприятие.

ООД

Совместная деятельность педагога с детьми

март

1

«Здравствуй волшебный Городец»

- чтение и заучивание стихотворении о Городце

- просмотр презентаций

- дидактические игры «Выложи узор», «Что лишнее»

- практическое задание «Обведи элемент»

- рассматривание иллюстраций, альбомов по Городецкой росписи

- сюжетно-дидактическая игра «Магазин сувениров»

- роспись полоски росписью

- прорисовывание элементов "купавки", "листья"

2

«Рисование по мотивам Городецкой росписи»

3

«Рисование городецкого узора на тарелке»

4

Роспись «Городецкая сказка»

Заключительный этап: март (4 неделя)

1.Оформление выставки рисунков и поделок детей.

2.Оформление мини-музея в группе «Русские народные промыслы».

3. Театрализация русской -народной сказки «Бобовое зернышко».

4. Оформление игровой зоны «Русская изба».

5. Презентация проекта для родителей и педагогического коллектива детского сада, педагогического сообщества города.

6. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Углубленная, систематизированная работа по приобщению детей к истокам русской народной культуры имеет положительный результат:

  • будет создана предметно — развивающая среда («Русская изба», мини музей «Русские народные промыслы»
  • будут сформированы представления о разных видах росписей предметов, как народном наследии и нравственных ценностях;
  • дети будут различать изделия народных промыслов;
  • дети будут использовать фрагменты русской культуры в повседневной жизни и с уважением относиться к предметам народного творчества.
  • будут сформированы представления о народных праздниках и традициях, связанные с их проведением;
  • у детей будут расширены знания и пополнен словарь по теме;
  • дети научатся ориентироваться в различных видах росписи, будут создавать выразительные узоры на бумаге;

ВЫВОД:

Таким образом, мы можем с уверенностью сказать, что знакомство с русским народным декоративно прикладным искусством способствует не только формированию у детей духовно-нравственных качеств личности, но и расширяет кругозор, приобщает дошкольников к культурным традициям своего народа и совершенствует их умение самостоятельно добывать знания.

  Тема декоративно - прикладное искусство в детском саду очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, к своей стране в целом.

7.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста/Сост.: Аникина Т. М., Степанова Г. В., Терентьева Н. П. — М., УЦ «Перспектива». 2012. — 248 с.

2. Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. // Дошкольное воспитание. 2004 №6.

3. Гаранина Н. К. Приобщение дошкольников к народной культуре

4. Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М. : Просвещение, 2006.

5. Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб. : Акцидент, 1997.

6. Кочкина Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании. - М. : Мозаика- Синтез, 2012.

7. Тихонова М.В., Смирнова Н.С. Красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

8. Ляпина Л. А. Народные игры в детском саду. - М. : ТЦ Сфера, 2009.

9. Сыпченко Е. А. Инновационные педагогические технологии. - СПб: Детство- Пресс, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Долгосрочный практико-ориентированный проект для старшей группы детского сада «Космос»

Долгосрочный практико-ориентированный проект для старшей группы детского сада «Космос»Проект долгосрочный практико-ориентированный Срок реализации проекта:октябрь-апрель 2011-12 уч.годаУчас...

Долгосрочный практико-ориентированный проект «Формирование интереса детей к театрально-игровой деятельности»

           В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами, душа просит сказки-чуда, ощущения беззаботного детства. Слушая сказки, ваши дети накапливают целый &la...

Долгосрочный практико - ориентированный проект «Дружба»

Для малышей в детском саду всё ново и незнакомо. Особенно много незнакомых детей они встречают в коридоре детского сада, на прогулке. Их внимание привлекают дети подготовительной к школе группы.Более ...

Защита долгосрочного практико-ориентированного проекта.

Развитие познавательной активности детей посредством опытно-экспериментальной деятельности....

Долгосрочный практико-ориентированный проект «Формирование интереса детей к театрально-игровой деятельности»

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ проекта состоит в том, что предложен конкретный путь формирования интереса детей к театрально-игровой деятельности, разработаны и адаптированы применительно к детям старшего до...

Долгосрочный проект «Путешествие в сказку» Формирование предпосылок читательской грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к русской народной сказке

         Дошкольники недостаточно знают русских народных сказок, в домашних условиях из-за занятности, родители мало уделяют чтению книг детям или читают литературу не ...

Долгосрочный проект «Русские народные промыслы как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» на сайте.

Актуальность духовно-нравственного воспитания детей обусловлена  стремлением передать новому поколению культуру духовно-нравственной жизни, систему нравственных ценностей, как одного из усло...