08.04.2024. "Берёзы тоже плачут"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Конспект од «Берёзы тоже плачут»
(Мир природы подготовительная группа)
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: расширить представление о понятии юный эколог, развивать способность наблюдать, описывать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Воспитывать любознательность, бережное и заботливое отношение к природе.
МАТЕРИАЛ куклы Знайки, атрибуты к дидактической игре «Как стать юным экологом?», мультимедийное оборудование, аудио-, видеозаписи.
Конспект.
Воспитатель предлагает детям побывать в осеннем лесу (звучит музыка весеннего леса, шум птиц. «Времена года. Весна»
Привлекает внимание детей на звук капающей воды.
- Как вы думаете, что это такое? (ответы детей). Раздаётся стук в дверь, и входит Незнайка и Знайка. Незнайка возмущённо обращается к детям: «Надо им помочь, а злого мальчишку наказать!» Знайка обращается к Незнайке и напоминает ему, что он невежлив, так как не поздоровался с ребятами. Незнайка извиняется и протягивает листок воспитателю..
Педагог читает стихотворение Р.Сологуб о мальчике, который обидел берёзу.
В весенний день мальчишка злой
Пронзил ножом кору берёзы.
И капли сока, точно слёзы,
Текли прозрачною струёй.
Воспитатель поясняет Незнайке, Знайке и детям, что весной всё оживает и внутри деревьев начинает происходить сокодвижение. У берёзы очень вкусный и полезный сок. Его с давних времён собирали и долго хранили в погребах. Чтобы зимой попить сока и вспомнить о весне.
- Обратите внимание на кору берёзы, какая она? (ответы)
- Как выдумаете, где будет выступать на коре берёзы сок, когда солнышко сильно будет пригревать? (ответы)
- Как вы думаете, мальчик, который пронзил кору берёзы, знал это? (ответы)
- Что надо было сказать мальчику, чтобы не поранить кору берёзы и набрать сока? (ответы)
- Почему нельзя привязывать большую бутылку?
Знайка благодарит детей за помощь и предлагает им стать юными экологами.
Воспитатель сообщает, что стать юным экологом – это очень почётно, но и трудно, потому что надо много знать. Чтобы стать юным экологом, надо в лукошко набрать много добрых дел, которые помогут окружающей нас природе.
Проводится д/и «Как стать юным экологом?». Дети через ситуацию совершают добрые поступки и отмечают их символами – карточками, которые складывают в лукошко.
Незнайка предлагает в лукошко положить первое доброе дело детей (предметная карточка с изображением берёзки и перечёркнутого ножа), ведь они помогли берёзе, и научили мальчика не обижать её.
Первое доброе дело «Не обижай деревья!»
В вазе стоят первоцветы: одуванчики мать -и- мачиха. Они опустили свои головки и очень сильно вздыхают: «Помогите нам, помогите!»
Знайка интересуется у детей, почему цветы зовут на помощь, ведь они должны радовать нас, людей? (ответы).
Воспитатель поясняет, что это цветы первоцветы, появляются в первое мгновение пробуждения весны.
- Посмотрите на цветок мать – и мачиха. Вы знаете, что назвали их не случайно.
Что появляется у цветов сначала, листья или цветки? (ЛИСТЬЯ).
У мать-и-мачихи сначала появляются цветки, а потом только листочки. Маленький пушистый цветочек качается на стебельке, который покрыт пушком.
- Для чего этому цветку такая шубка? (ответы)
- У мать-и-мачехи и листочки необычные, посмотрите, какая верхняя часть листа – гладкая, блестящая, а нижняя часть листочка – мягкая, пушистая.
- Потрогайте на ощупь верхнюю и нижнюю часть листа, что вы чувствуете? (ответ).
- Вспомните сказки, где есть у детей не мама, а мачеха, и ответьте на вопрос:
- Какую часть листочка можно назвать мамой, а какую мачехой?
- Этот удивительный цветочек каждый день ложится спать. Склоняет головку и заботливая мамочка закрывает своими листочками цветочек – бутончик. Мать-и-мачеха цветок очень нежный и живёт долго, если его не беспокоить.
Ранней весной появляются и ещё одни цветочки. Их ещё называют детками солнышка, они растут только на солнышке.
- Догадались, что это за цветы?
- У них очень длинные стебельки, по которым течёт удивительный сок.
- Посмотрите, на что сок похож?
- Это молочко одуванчики берут из талой земли.
Но тут приходят злые дети, рвут эти прекрасные одуванчики, срывают нежные стебельки мать-и-мачехи и ставят у себя дома в вазы.
- Но к вечеру все цветы погибли. Почему?
- Что мы можем сказать всем людям?
Незнайка предлагает детям положить в лукошко второе доброе дело (предметную карточку с первоцветами).
Второе доброе дело Не рвите первоцветы!
Воспитатель обращает внимание детей на лесную опушку, где только что прошли грибники. Везде валяются пустые пластиковые бутылки, ямки, из которых вырвали грибы вместе с корнем. Кусты земляники тоже вырваны с корнем. Педагог предлагает детям оценить поступки этих грибников.
- Грибники разбросали мусор, этого делать нельзя.
- Рвать грибы с корнем нельзя, потому что на этом месте больше не будет грибов.
- Рвать лесную ягоду с корнем нельзя, потому что здесь больше не будет расти ягода.
Воспитатель добавляет рассказ детей.
- Грибники не подумали, что ягоды и грибы – это пища….кого? (ответы). Вот какой вред нанесли грибники. Они обидели лес тем, что намусорили, отняли пищу у многих жителей леса.
- Что мы скажем таким грибникам? Незнайка предлагает детям положить в лукошко третье доброе дело (предметную карточку с грибами, ягодами).
Третье доброе дело: Берегите лес, берегите тех. Кто там живёт!
Раздаются птичьи трели и голос: «И нам помогите, и нам помогите!». Воспитатель обращается к детям с вопросом:
- Кому ещё нужна помощь?
- Кто же их может обижать?
- Как можно им помочь?
Проводится конструктивная деятельность «Кормушка своими руками». Дети конструируют кормушки из пакетов из-под молока или кефира по образцу. Вырезают оконце с двух сторон пакета (чтобы птицы не боялись закрытого пространства), вырезанные оконца с трёх сторон отгибают книзу. Вверху привязывают верёвочку, с помощью которой прикрепят кормушку к веточке дерева..
Незнайка предлагает детям положить в лукошко четвёртое доброе дело (предметную карточку с кормушками и зёрнами).
Четвёртое доброе дело. Берегите птиц и птицы помогут нам!
Воспитатель сообщает всем детям и их друзьям, что они достойны называться настоящими юными экологами.
- Как вы думаете, почему? (ответы).
В конце проводится исследовательская деятельность: наши помощники – глаза.
Исследовательская деятельность
Цель: понять строение глаза и его функцию для человека.
Материалы: зеркало, пиктограммы: брови, ресницы, веко, глазное яблоко, модель глаза.
Опыт
Перед опытом дети отгадывают загадку:
Два братца через дорогу живут,
А друг друга не видят… (глаза)
Воспитатель предлагает всем детям взять зеркало. Рассмотреть свои глаза, ответить на вопросы:
- Из каких частей состоит глаз?
- Где находится глазное яблоко?
Чтобы определить функцию глаза для жизни человека, воспитатель показывает пиктограмму и ведёт с детьми продуктивный диалог:
- Если поднялся ветер и гонит пыль в ваши глаза, как они отреагируют на это?
- Если пыль осела на ресницах, как глаз защитит себя?
- Если на улице очень жарко и на лбу появились капельки пота, они начинают скатываться в низ к глазам, как глаз защитит себя?
- Как реагирует глаз?, когда рассматривает со всех сторон предмет, при неподвижности головы?
Вывод: глазное яблоко выполняет зрительную функцию; глазница, ресницы и веко выполняют защитную функцию для глаза.
Воспитатель может дать детям познавательные сведения о глазном яблоке: глазное яблоко покрывает радужная оболочка. На бывает разной. От этого зависит цвет глаз.
- Посмотрите друг другу в глаза и определите цвет глаз своего друга.
- Попробуйте объяснить, почему мы видим изображение предметов?
- Кто и что может человеку в этом помочь?
Можно предложить детям разобрать правила, которые помогут оберегать глаза.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ознакомление с окружающим миром на тему: «Березы тоже плачут» с детьми средней группы.
Познакомить детей с деревом, рассказать о том, какую пользу береза приносит людям. Продолжать воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому и развивать логическое мышление....
Берёзы тоже плачут
Конспект занятия по изобразительной деятельность...
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе на тему: «Березы тоже плачут»
На данном занятии дети смогут научиться узнавать деревья по породам, описывать их, давать характеристику березе, учить бережному отношению к деревьям, в том числе при сборе березового сока....
Конспект ОД по экологии "Березы тоже плачут"
Наблюдение на прогулке за березой в средней группе...
Родители тоже плачут или почему детям полезно видеть наши слёзы
Рекоендации родителям...
Конспект экологического занятия "Берёзы тоже плачут"
Задачи занятия: закрепить знания детей о природных объектах живой природы. ...
"Березки тоже плачут"
ОД по познавательному развитию...