конспект занятия "Зачем нужна вода"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Марина Благова

Данное занятие разработано для работы с одаренными детьми. В основе лежит использование методики  А. И.Савенкова. Применение папки "Маленький исследователь" позволит сформировать основы экологического мировоззрения и природоохранного сознания, ответственного отношения к окружающей среде  (воде)

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zachem_nuzhna_voda.docx20.41 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия с одаренными детьми

Тема занятия: «Зачем нужна вода?»

Цель: формировать основы экологического мировоззрения и природоохранного сознания, ответственного отношения к окружающей среде (воде)

Образовательные задачи:

Закрепить знания детей о свойствах воды.

Закрепить у детей знания о значении воды в жизни человека: вода- источник жизни; об источниках питьевой воды;

Развивающие задачи:

Развивать логическое и ассоциативное мышление, связную речь, творческие способности детей, интерес к опытам и экспериментам, инициативу, коммуникативные способности.

Воспитательные задачи:

Воспитывать у детей бережное отношение к воде

Оборудование и материалы: «папка исследователя», листочки для сбора информации и ручку, карандаш и фломастеры. Иллюстрации с изображением воды в разных состояниях. Энциклопедия. Книги о воде. Ноутбук. Для опытов и экспериментов: емкости с водой, сахар, гуашь, ватные диски.

Ход ООД.

Организационный момент.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть иллюстрации, и сказать, что их объединяет: пар, сосулька, море, туман, облака, иней, водопад, туча, снежинка, дождик. (Ответы детей)

Воспитатель: Верно, все это вода. А что такое вода? (Ответы детей)

Воспитатель читает стихотворение:

Мы говорим, она течет,

Мы говорим, она играет,

Она бежит всегда вперед,

Но никуда не убегает.

В морях и реках обитает,

И часто по небу летает.

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять.

Сегодня мы поговорим о воде, о ее свойствах, о пользе и незаменимости для человека.

Основная часть

Воспитатель: Но сегодня не я, а вы мне расскажете все, что знаете, и еще узнаете о воде. И в этом вам поможет папка «Маленький исследователь». Ваша задача — получить как можно больше новых сведений о том, что является предметом исследования, и подготовить о нем сообщение — небольшой доклад. Для того чтобы выполнить эту работу, надо исследовать все, что можно, собрать всю доступную информацию и обработать ее. Как это можно сделать? Существует много способов добычи информации — «методов исследования». Назовите их:

«подумать самостоятельно»,

«спросить у другого человека»,

«посмотреть в книгах»,

«понаблюдать»,

«провести эксперимент».

«получить информацию у компьютера»

Итак, план проведения исследования составлен. Наши исследователи готовы к поиску.

Но прежде, я предлагаю вам разбиться на группы и выбрать темы, которые вам интересны:

Темы представлены в виде карточек:

1. Где встречается вода

2. Свойства воды

3. Польза воды

4. Экологическая проблема – загрязнение воды.

А теперь мы переходим к следующему этапу – сбор информации (материала). Напоминаю, что дети могут использовать пиктографическое письмо, на маленьких листочках бумаги (мы заготовили их заранее) ручкой, карандашом или фломастерами можно делать заметки — рисунки, значки, символы. Это могут быть несложные изображения, отдельные буквы или слова, а также специальные, значки и различные символы.

Самостоятельная работа детей.

Дети, используя подходящие методы исследования, собирают сведения по теме занятия. Метод «подумай самостоятельно» используется всеми детьми, а остальные методы пары выбирают по желанию.

Пара детей, которые выбрали тему «Где встречается вода?», решают, что для ее раскрытия подойдет метод «спросить у другого человека». Сначала они обсуждают, у кого можно получить информацию. Возможные варианты: спросить у воспитателя, младшего воспитателя, методиста, заведующего. Получив нужную информацию, исследователи фиксируют ее на карточках.

Вторая пара, изучающая свойства воды, выбирает методы «понаблюдать», «провести эксперимент». Для проведения эксперимента подготовлены карточки с подсказками и необходимый материал. Возможные варианты для проведения опытов:

  • Опыт №1. Окрашивание воды. Материал: 3 - 4 стакана с прозрачной водой, гуашь, одноразовые ложки.
  • Опыт №2. Определение воды на вкус. Материал: емкости с водой, долька лимона, сахар, одноразовые ложки.
  • Опыт №3. Имеет ли вода запах. Материал: емкость с водой, кофе, одноразовые ложки.
  • Опыт №4. Вода и ее форма. Материал: емкости разной формы – чашка, тарелка, ваза.
  • Опыт №5. Очищение воды. Материал: емкость с грязной водой, пустая емкость, воронка, ватные диски.

Результаты опытов фиксируются на карточках.

Пара детей, исследующих пользу воды, выбирают метод «посмотреть в книгах». Из предложенных воспитателем книг, дети отбирают нужную информацию, анализируют ее и заносят на карточки.

Дети, занимающиеся экологической проблемой, выбирают метод

«получить информацию из компьютера». Их вниманию предлагается ролик о загрязнении воды. В результате просмотра, они также фиксируют полученную информацию на карточках. Здесь возможна помощь воспитателя в связи со сложностью проблемы, темы. Возможный вывод: Всем нужна чистая вода. А грязная вода вредна всему живому. Как мы сможем сберечь воду? Грязную воду можно очистить с помощью фильтров. На заводах и фабриках нужно строить большие очистные сооружения. Не тратить воду зря, закрывать плотно кран после пользования. Не бросать мусор в водоемы.

Следующий этап - обобщение и анализ полученных данных. Воспитатель оказывает помощь исследователям в расположении карточек в определенной последовательности, выделяя на первое место пиктограммы с важной информацией, затем второстепенные. Наличие и место каждой карточки соответствует детали сообщения.

Как только информация обобщена, наши исследователи делают сообщение. Каждая подгруппа детей предлагает небольшое сообщение по выбранной теме и в результате получается один большой «Доклад о воде».

После выступления исследователей необходимо устроить его обсуждение, дать слушателям возможность задать вопросы.

Подвижная игра «Ручеек»

Заключительная часть.

Воспитатель хвалит маленьких исследователей за интересные сообщения, за плодотворную работу. И просит детей самостоятельно сделать вывод: зачем нужна вода? (Ответы детей).

Воспитатель, обобщая высказывания детей, подводит итог о воде, как источнике жизни для всего живого. Интересуется, не хотели бы дети поделиться результатами своих исследований с другими детьми. И предлагает подумать и найти другие интересные темы для дальнейших исследований.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по проекту "Чистюлька" на тему "Чтобы быть здоровыми, нам нужна вода"

Конспект непосредственной образовательной деятельности по воспитанию культурно-гигиенических навыков в рамках проекта "Чистюлька" на тему "Чтобы быть здоровыми, нам нужна вода"...

Конспект по экологии в средней группе" Кому нужна вода?"

Программные задачи:Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть). Уточнить значение её для всего живого.Развивать любознательность, мышление и речь детей; ввести в активный...

Конспект занятия по развитию речи на тему «Кому нужна вода» во 2 младшей группе

Конспект занятия по развитию речи на тему «Кому нужна вода» во 2 младшей группе Цель. Уточнить представление о том, что вода необходима всемживым существам (растениям, животным, людям; людям...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе образовательная область «Экспериментирование» (технология экспериментирования) «Зачем нужна вода»

Цель:Заложить у детей основы экологических знаний, основы безопасного поведения в природе.Задачи:Образовательные:1.Дать детям понятие о разнообразии воды, зачем она нужна человеку, животным, растениям...

Конспект занятия по экспериментально - познавательной деятельности раннего возраста " Берегите воду" или "Всем нужна вода".

Предлагаю вашему  вниманию  конспект  для  исследования вместе  с детьми свойства снега и льда....

«Вода, кому нужна вода. Опыты и эксперименты с водой»

формировать у детей представление о воде, как жизненно необходимом ресурсе для всего живого; расширять знания об основных свойствах воды....

Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе (4-5 лет) "Зачем нужна вода. Свойства воды""

Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе (4-5 лет)Тема «Зачем нужна чистая вода. Свойства воды»Доминирующая образовательная область: познавательное  развитиеИнте...