Проект «Одежда, обувь, головные уборы»
проект по окружающему миру (старшая группа)

Калёнова Светлана Юрьевна

Цель: обогащение словаря и представлений детей об одежде, ее значения для здоровья детей; систематизировать и закрепить знания детей по лексической теме «Одежда, обувь, головные уборы».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_odezhda_obuvgolovnye_ubory.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект составила: 

Калёнова С.Ю.

Тип проекта: краткосрочный.

Вид проекта: информационно – творческий, коллективный.

Участники проекта: дети разновозрастной группы, воспитатели, логопед, родители воспитанников.

Формы реализации проекта:

- НОД,

-дидактические, сюжетно-ролевые, настольно-печатные, словесные игры;

-беседы;

-рассматривание иллюстраций,

-использование мультимедийных презентаций, просмотр мультфильмов;

-работа с родителями.

Актуальность проекта. 

Наша одежда — это часть внутреннего мира, который свидетельствует о нашей личности, статусе, авторитете. Форма одежды — лучшая характеристика человека, которая отражает вкусы и привычки личности. Веками одежда выступала в роли своеобразного показателя достижений в жизни. Ведь от того, какого качества одежда, можно судить о социальном положении человека. Люди никогда не относились к одежде лишь только как к средству укрыться от холода. При помощи одежды человек может выразить своё «Я», продемонстрировать свою индивидуальность.

Одежда в жизни детей играет огромную роль. Она не только согреет и защитит их, но и поможет сформировать их вкус. Дети должны иметь отчетливые представления о предметах ближайшего окружения, о предметах одежды и обуви, с которыми они активно взаимодействуют в повседневной жизни. Дети должны знать о назначении этих предметов, особенностях значения их частей, составлять первые описательные рассказы о них, бережно к ним относиться и использовать их в соответствии с назначением. Необходимо побуждать детей самостоятельно выполнять действия по самообслуживанию с этими предметами. Дети должны получить знания и о правилах безопасного использования предметов одежды и обуви (мокрые варежки надо сушить, пришел с прогулки — переодень сырую маячку, из каких тканей сшита одежда, соответствует ли она сезону года и размеру и т.д.), так как от этого зависит их здоровье. К этой теме необходимо привлечь и родителей, так как от них зависит одежда, которую носит их ребенок. Если ребенок будет одет красиво и опрятно, то он всегда будет в центре внимания. К тому же он станет гораздо увереннее в себе, и чаще будет радовать родителей своими новыми достижениями.

Цель: обогащение словаря и представлений детей об одежде, ее значения для здоровья детей; систематизировать и закрепить знания детей по лексической теме «Одежда, обувь, головные уборы».

Задачи:

дать детям представления об истории одежды;

познакомить детей с разными видами одежды, деталями одежды, обуви и головных уборов;

учить детей правильно называть предметы одежды, её части, рассказывать о ее назначении, дифференцировать виды одежды по временам года.

Активизировать и уточнить в детской речи понятия по теме «Одежда, обувь, головные уборы».

повышать познавательный интерес детей; активизировать творческое воображение;

закрепить представления о профессиях, связанных с производством одежды, обуви, головных уборов;

закрепить знания о назначении одежды;

провести связь одежды с временами года;

Укреплять здоровье ребенка через формирование у него привычки к здоровому образу жизни.

Воспитывать у детей аккуратность к своему внешнему виду, заботливое отношение к своему здоровью, приобщать к самообслуживанию, способствовать развитию самостоятельности.

Разнообразить формы взаимодействия с родителями с целью повышения уровня знаний по проблеме освоение разговорной речи и укрепления здоровья детей.

Вовлекать родителей в образовательный процесс, пополнить образовательную среду.

Планируемый результат:

- дети будут знать историю создания одежды, обуви и головных уборов, их значение, виды, составные части и способы изготовления.

- будут уметь рассказывать об отдельных видах одежды, обуви и головных уборах, составлять рассказы с опорой на предметные картинки и схемы.

- научатся дифференцировать понятия: одежда, головные уборы, обувь.

- научатся рисовать, конструировать, вырезывать различные детали одежды, обуви и головных уборов.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап:

1. постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;                2.подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т.п.);                                                                                                                3.подбор наглядно -дидактического материала; художественной литературы.    4.организация развивающей предметно-пространственной среды в группе.

Основной этап:

Беседы:

1. Беседа «Какие опасные предметы есть у швеи?» цель: дать знания о том, чем опасен тот или иной предмет.                                                                                   2.Беседа «Одежда будущего» цель: формировать умение придумывать одежду будущего. Развивать фантазию, речь, логическое мышление.    3. Беседа «Кто изготавливает одежду?» Цель: учить детей узнавать на картинке и называть предметы, которые необходимы для изготовления одежды.

4. Беседа «Для чего нужны ткани?» Цель: знакомить со свойствами тканей, помочь определить особенности их; дать представление об истории иглы, учить понимать назначение предметов, ориентироваться в прошлом и настоящем, развивать логическое мышление, сообразительность; дать понятие о необходимости создания человеком бытовых предметов.                                                  5. Беседа «Кто нас одевает и обувает?» Цель: продолжать знакомить детей с материалами, из которых они изготовлены, с профессиями людей, которые их создают; развивать умение группировать и классифицировать предметы по различным признакам.                                                                                                                           6. Беседа «Сезонная обувь и одежда». Цель: расширять знания детей об одежде, обуви, головных уборах, закрепить понятие «сезонная одежда» .

Чтение художественной литературы:

К. Чуковский «Мойдодыр»;                                                                                                      К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла» -закреплять знания об особенностях рассказа, его композиции, отличии от других литературных жанров.

Б. Заходер «Портниха»;

Н. Павлова «Чьи башмачки»;

Л. Воронкова «Новая кукла»;

Н. Носов «Заплатка», «Живая шляпа»;

Е. Благинина «Голышок-малышок»; «Научу одеваться и братца»;

С. Михалков «Про мимозу»;

Л. Пирогова «Неумеха – умелочка»;

Ш. Перро «Золушка»;

Н. Нуждина «Детская энциклопедия «Чудо-всюду» (разделы: нитки, шляпа);

Н. Кончаловская «Дело в шляпе»;

Народная сказка «Сказка про то, как одежда обиделась».

Н. Юрьева «Сапоги» из книги «Умные занятия»;

Народная сказка «Сказка про то, как одежда обиделась»;

В. Орлов «Портниха»;

В. Осеева «Волшебная иголочка»;                                                                       Чарская «Большая стирка».                                                        Александрова «Сарафанчик»;                                                                                         А. Барто «Сто одёжек»;                                                                                 Р.Железнова «Приключение розовой босоножки»;

РНС «Золотое веретено»;

«Загадки-смекалки» А. Соболева;

Сказка «Самый красивый наряд на свете», пер. с япон. В. Марковой;

пересказ рассказа «ПРО СТЁПКУ-РАСТРЁПКУ» (Из пособия Успенской Л., Успенского М.) - учить различать жанровые особенности рассказа; формировать оценочное отношение к героям осмысливать содержание прочитанного, связно передавать содержание текста.

• пополнение центра книги журналами мод;

• подбор методической литературы для ООД.

Центр строительно-конструктивных игр: игры «Одень куклу на прогулку», «Маленький дизайнер».

Центр продуктивных видов деятельности: материалы и инструменты для рисования, лепки, аппликации и художественного труда, ткани, пуговицы, нитки, ленточки, тесьма.

Оформление среды группы:

• пополнение уголка ряженья одеждой, обувью, головными уборами;

• создание среды для сюжетно-ролевых игр «Магазин одежды» (выделить площадку для магазина, выставить стол, кассу, оборудовать примерочную, вывесить одежду), «Прачечная» (выделить площадку для сушки белья, выставить ванночки, стиральные доски, стиральную машинку) – в зависимости от ресурсов группы;

• изготовление игры «Лото» (одежда с картинками и стихотворениями);

• приобретение лоскутов ткани различной фактуры;

Рассматривание лоскутков ткани. Цель: активизировать интерес детей к различным видам и названиям тканей (ситец, капрон, мех, фланель, шёлк и др.)

Экспериментирование с тканью. Цель: формировать представления детей о том, какая ткань быстрее намокнет, какая ткань быстрее рвётся, мнётся.

Экспериментирование: «В чем отличие бумаги и ткани?»  Цель: закрепить свойства бумаги и ткани.

Творческая мастерская: «Швейная фабрика» Цель: учить детей создавать бумажную одежду для плоскостных кукол, используя разнообразные художественные материалы (цветная бумага, фломастеры, цветные карандаши, пластилин и т.д.)

Рассматривание иллюстраций о том, какую одежду носили наши предки. Цель: продолжать расширять представления детей об истории одежды, её разновидностях, социальном предназначении, старинном названии некоторых предметов одежды.

ФЦКМ «Как появилась одежда».

Задачи: формировать представления детей об истории возникновения одежды, о том, какая одежда была в древности, из чего её шили. Формировать представления детей о швейном производстве в современном мире, о профессиях швейной промышленности. Развивать внимание, память, мышление, речь. Расширять и активизировать словарь детей:  швея,  портной, модельер, закройщик, ателье, напёрсток, швейная фабрика, ткацкий станок. Развивать умение детей преобразовывать слова:  швея – шьёт - швейный, ткач – ткёт – ткацкий – ткань и др.

ФЦКМ «Виды ткани».

Задачи: обобщить знания детей о различных видах ткани.

Познакомить с выращиванием хлопка. Учить сравнивать качества различных тканей, развивать умения находить изделия из различных видов тканей.
Совершенствовать умения детей мыслить, обсуждая и доказывая свою точку зрения, пользуясь распространенными предложениями. Воспитывать культуру речевого общения уважения к труду взрослых.
Словарная работа: хлопок, лен, шерсть, шелк, веретено, прялка, ткань, ткачиха и т.д.

Развитие речи: Составление описательного рассказа по теме «Одежда». Цель: развивать связную речь детей. Формировать обобщающего понятия «Одежда». Закреплять цветовую гамму. Умение отгадывать загадки. Учить составлять описательный рассказ по схеме. Расширять и активизировать словарь имен прилагательных. Развивать память, внимание и мыслительные процессы. Познакомить с одеждой, которую носили в старину.

Рисование «Украсим кукле платьице». Задачи: познакомить детей с дымковской игрушкой. Развивать умение детей составлять простой узор по мотивам дымковской росписи, используя линии, мазки, точки, круги.  Совершенствовать технические навыки рисования кистью (рисовать кончиком кисти или всем ворсом, свободно двигать в разных направлениях). Воспитывать аккуратность при работе с красками. Развивать фантазию, творческие способности, эстетический вкус.

Рисование «Девочка в нарядном платье». Цель: учить детей рисовать фигуру человека, передавать форму платья, форму и расположение частей, соотношение их по величине более точно, чем в предыдущих группах. Продолжать учить рисовать крупно, во весь лист. Закреплять приемы рисования и окрашивания рисунков карандашами. Развивать умение оценивать свои рисунки и рисунки других детей, сопоставляя полученные результаты с изображаемым предметом, отмечать интересные решения

Рисование «Расписные ткани». Цель: прививать аккуратность при работе с красками. Развивать фантазию, творческие способности, эстетический вкус; уметь рисовать узоры по замыслу, заполняя всё пространство листа бумаги (рисовать «ткань»); находить красивые сочетания красок в зависимости от фона; использовать в своём рисунке элементы декоративно-прикладного искусства;

совершенствовать технические навыки рисования кистью (рисовать кончиком кисти или всем ворсом, свободно двигать в разных направлениях).

Рисование «Дом моделей».

Цель: познакомить детей с работой модельера. Учить детей создавать свои модели одежды. Развивать эстетический вкус.

Рисование обуви по образцу

(совершенствование умения подбирать цвета, развитие мелкой моторики)

Лепка «Оденем мальчиков и девочек» 

Цель: обучение технике размазывания, воспитывать познавательный интерес к классификации одежды, бережное и уважительное отношение к вещам, трудолюбие, воспитывать культуру общения.

Лепка «Шляпки» развивать мелкую моторику и творческое воображение

Рисование «Я –дизайнер»

Цель: формировать умение создавать узор на одежде (картонная заготовка). Закреплять навыки рисования акварельными красками. Развивать творческие способности, цветовосприятие. Воспитывать аккуратность при работе с красками.

Аппликация «Чудо -дерево» цель: вызвать интерес к созданию коллективной композиции по мотивам литературного произведения. Учить планировать и распределять работу между участниками творческого проекта. Совершенствовать технику аппликации: вырезать из бумаги, ранее нарисованные ребенком, одежду, обувь.

Аппликация «Шляпы, короны и кокошники». Цель: вызвать интерес к оформлению головных уборов, вырезанных из бумаги (картона). Инициировать самостоятельный поиск способов украшения изделий (декоративная роспись и аппликация). Развивать чувство формы, цвета и композиции. Воспитывать у детей художественный вкус при создании элементов костюма и театрально игровых аксессуаров.                                                                                            Объемная аппликация «Подарок для мамы»    

Оригами «Кепка». Цель: продолжать учить детей складывать бумагу складкой «долина». Формировать козырёк ножницами. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца.

Сюжетно-ролевые игры: «Ателье», «Магазин одежды», «В мастерской модельера», «Дом модели», «Магазин-одежды», «Я – дизайнер модной одежды», «Закройщики». Цель: прививать доброжелательность, вежливость, дружеские взаимоотношения в игре. Закреплять представления о видах одежды, о профессиях. Продолжать учить детей строить диалог в игре. Развивать фантазию детей в подборе украшений для одежды (декорирование); развивать, смелость в дизайнерских решениях и задумках.Развивать умение договариваться с партнерами, кто кем будет в игре; подчиняется правилам игры.

Дидактические игры

Д/и: «Идем гулять осенью» Цель: учить отбирать соответствующие схемы.          Дидактическая игра «Узнай на ощупь». Цель: уметь детей определять на ощупь и называть некоторые виды тканей (мех, фланель, капрон, шёлк, кожа, драп, вельвет и др.)                                                                                                                Д/игры по развитию речи: «Кто что делает?» цель: уметь подбирать слова-глаголы, обозначающие действия той или иной профессии (швея – шьёт, закройщик – кроит, гладильщица – гладит и т.п.)                                                                Д/и по ФЭМП «У кого больше?» Цель: уметь считать количество предметов одежды на себе, сравнивать с количеством одежды на сверстниках.                         Д/и по ФЭМП: «Магазин одежды» цель: раскладывание предметных картинок по видам одежды (верхняя, нижнее бельё, женская, мужская, детская, зимняя, летняя, праздничная, специальная) – упражнять в классификации предметов.     Д/и «Одень куклу на прогулку» Цель: закрепить классификацию одежды.                                                             Д/и «Кто подберет больше слов?» Цель: активизировать словарный запас существительных, закреплять формы винительного падежа существительных.   Д/у «Закончи предложение» Цель: развивать грамматический строй речи (употребление несклоняемых существительных), учить пересказу «по цепочке».   Д/и «Сложи обувь из спичек» -воспитывать дружеские отношения в игре.           Д/и «Четвёртый лишний» (обувь, обувь, головные уборы) Цель: развивать мышление, внимание. Расширять представления о предметах рукотворного мира, необходимых для жизнедеятельности человека. Развивать умение группировать и классифицировать предметы по различным признакам. Знакомить с материалами, из которых они изготовлены, с профессиями людей, которые их создают. Воспитывать бережное отношение к предметам рукотворного мира, уважение к людям труда                                                                                                        Д/и «Рассмотри и расскажи» Цель: упражнять в умении составлять небольшие описательные рассказы о предметах одежды, обуви, головных уборах                              Д\и « Обведи по контуру и вырежи»» (обувь, одежда, головные уборы)                                  Д/и «Правильно ли мы одеваемся?» Цель: развивать слуховое внимание, учить составлять сложные предложения.

Театр. деятельность Импровизация «Кот в сапогах», «Показ мод»- развивать артистические качества, раскрыть творческий потенциал детей, формировать умение показывать новый предмет гардероба, сделанный своими руками совместно с родителями, и рассказывать о нём.
Хозяйственно-бытовой труд: формировать умение у детей замечать непорядок в одежде, приводить одежду и обувь в порядок, формировать соответствующие умения; учить оказывать помощь друг другу.

Игра «На швейной фабрике» -развивать грамматический строй речи (образование относительных прилагательных, согласование прилагательных с

существительными).

Строительные игры «Строим магазин одежды» - формировать умения у детей выполнять объёмную стройку коллективно, согласовывать свои действия с действиями других играющих; формировать умение обыгрывать постройку.

Работа с родителями:

- экскурсии с детьми в магазин «Одежда», в магазин «Ткани», в обувной магазин;

- помощь в подготовке дидактического материала;

- задания для закрепления знаний детей по лексической теме.                                            - изготовление книжек-малышек.

- рекомендации «Одевайтесь по погоде», «Советы родителям по воспитанию опрятности и аккуратности у детей», «Одежда, обувь, головные уборы. Материалы, из которых они сделаны».

Заключительный этап

Анализ результатов проекта.

1. Рисование плоскостной куклы и одежды к ней.                                                                          2. Выставка творческих работ детей.                                                                                  3. Показ презентации «Одежда в старину».                                                                     4. Показ мультфильма «Ситцевая улица», «Машины одёжки».

Полученный результат:

- дети получили новые знания об одежде, головных, уборах, обуви;

- обогащены представления детей о назначении и функциях одежды;

- даны представления об истории одежды от первобытнообщинного строя до современности, а также дети познакомились с национальной одеждой разных стран;

- получили познавательно-эстетические эмоции от результата своей работы на занятии (решение проблемно-поисковых ситуаций, высказывания, изображение одежды, работа с моделью).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: «Одежда, обувь, головные уборы».

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители воспитанников.Цель: систематизировать и закрепить знания детей по лексической теме «Одежда, обувь, головные уборы»....

Проект «Одежда, обувь, головные уборы».

Цель: систематизировать и закрепить знания детей по лексической теме «Одежда, обувь, головные уборы»....

Проект "Одежда, обувь, головные уборы"

Цель проекта: систематезирование и закрепление знаний детей по лексической теме "Одежда, обувь, головные уборы"...

Проект "Одежда, обувь, головные уборы"

Наша одежда — это часть того внутреннего мира, который свидетельствует о нашей личности, статусе, авторитете. Форма одежды — лучшая характеристика человека, которая отражает вкусы и привыч...

Краткосрочный проект для средней группы по теме: «Одежда, обувь, головные уборы

Цель: формировать представления об одежде, обуви, головных уборах, их назначении, использовании и уходе за ними....

Проект "Одежда, обувь, головные уборы"

Наша одежда — это часть того внутреннего мира, который свидетельствует о нашей личности, статусе, авторитете. Форма одежды — лучшая характеристика человека, которая отражает вкусы и привыч...

КРАТКОСРОЧНЫЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНО - ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ «Одежда, обувь, головные уборы» (средняя группа)

В наше время ребенку приходиться часто встречаться в быту огромное разнообразие предметов. для чего они нужны и как использовать их правильно по назначению....