Проект «Одежда, обувь, головные уборы»
проект по окружающему миру (старшая группа)
Цель: обогащение словаря и представлений детей об одежде, ее значения для здоровья детей; систематизировать и закрепить знания детей по лексической теме «Одежда, обувь, головные уборы».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_odezhda_obuvgolovnye_ubory.doc | 81.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект составила:
Калёнова С.Ю.
Тип проекта: краткосрочный.
Вид проекта: информационно – творческий, коллективный.
Участники проекта: дети разновозрастной группы, воспитатели, логопед, родители воспитанников.
Формы реализации проекта:
- НОД,
-дидактические, сюжетно-ролевые, настольно-печатные, словесные игры;
-беседы;
-рассматривание иллюстраций,
-использование мультимедийных презентаций, просмотр мультфильмов;
-работа с родителями.
Актуальность проекта.
Наша одежда — это часть внутреннего мира, который свидетельствует о нашей личности, статусе, авторитете. Форма одежды — лучшая характеристика человека, которая отражает вкусы и привычки личности. Веками одежда выступала в роли своеобразного показателя достижений в жизни. Ведь от того, какого качества одежда, можно судить о социальном положении человека. Люди никогда не относились к одежде лишь только как к средству укрыться от холода. При помощи одежды человек может выразить своё «Я», продемонстрировать свою индивидуальность.
Одежда в жизни детей играет огромную роль. Она не только согреет и защитит их, но и поможет сформировать их вкус. Дети должны иметь отчетливые представления о предметах ближайшего окружения, о предметах одежды и обуви, с которыми они активно взаимодействуют в повседневной жизни. Дети должны знать о назначении этих предметов, особенностях значения их частей, составлять первые описательные рассказы о них, бережно к ним относиться и использовать их в соответствии с назначением. Необходимо побуждать детей самостоятельно выполнять действия по самообслуживанию с этими предметами. Дети должны получить знания и о правилах безопасного использования предметов одежды и обуви (мокрые варежки надо сушить, пришел с прогулки — переодень сырую маячку, из каких тканей сшита одежда, соответствует ли она сезону года и размеру и т.д.), так как от этого зависит их здоровье. К этой теме необходимо привлечь и родителей, так как от них зависит одежда, которую носит их ребенок. Если ребенок будет одет красиво и опрятно, то он всегда будет в центре внимания. К тому же он станет гораздо увереннее в себе, и чаще будет радовать родителей своими новыми достижениями.
Цель: обогащение словаря и представлений детей об одежде, ее значения для здоровья детей; систематизировать и закрепить знания детей по лексической теме «Одежда, обувь, головные уборы».
Задачи:
дать детям представления об истории одежды;
познакомить детей с разными видами одежды, деталями одежды, обуви и головных уборов;
учить детей правильно называть предметы одежды, её части, рассказывать о ее назначении, дифференцировать виды одежды по временам года.
Активизировать и уточнить в детской речи понятия по теме «Одежда, обувь, головные уборы».
повышать познавательный интерес детей; активизировать творческое воображение;
закрепить представления о профессиях, связанных с производством одежды, обуви, головных уборов;
закрепить знания о назначении одежды;
провести связь одежды с временами года;
Укреплять здоровье ребенка через формирование у него привычки к здоровому образу жизни.
Воспитывать у детей аккуратность к своему внешнему виду, заботливое отношение к своему здоровью, приобщать к самообслуживанию, способствовать развитию самостоятельности.
Разнообразить формы взаимодействия с родителями с целью повышения уровня знаний по проблеме освоение разговорной речи и укрепления здоровья детей.
Вовлекать родителей в образовательный процесс, пополнить образовательную среду.
Планируемый результат:
- дети будут знать историю создания одежды, обуви и головных уборов, их значение, виды, составные части и способы изготовления.
- будут уметь рассказывать об отдельных видах одежды, обуви и головных уборах, составлять рассказы с опорой на предметные картинки и схемы.
- научатся дифференцировать понятия: одежда, головные уборы, обувь.
- научатся рисовать, конструировать, вырезывать различные детали одежды, обуви и головных уборов.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап:
1. постановка целей, определение актуальности и значимости проекта; 2.подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т.п.); 3.подбор наглядно -дидактического материала; художественной литературы. 4.организация развивающей предметно-пространственной среды в группе.
Основной этап:
Беседы:
1. Беседа «Какие опасные предметы есть у швеи?» цель: дать знания о том, чем опасен тот или иной предмет. 2.Беседа «Одежда будущего» цель: формировать умение придумывать одежду будущего. Развивать фантазию, речь, логическое мышление. 3. Беседа «Кто изготавливает одежду?» Цель: учить детей узнавать на картинке и называть предметы, которые необходимы для изготовления одежды.
4. Беседа «Для чего нужны ткани?» Цель: знакомить со свойствами тканей, помочь определить особенности их; дать представление об истории иглы, учить понимать назначение предметов, ориентироваться в прошлом и настоящем, развивать логическое мышление, сообразительность; дать понятие о необходимости создания человеком бытовых предметов. 5. Беседа «Кто нас одевает и обувает?» Цель: продолжать знакомить детей с материалами, из которых они изготовлены, с профессиями людей, которые их создают; развивать умение группировать и классифицировать предметы по различным признакам. 6. Беседа «Сезонная обувь и одежда». Цель: расширять знания детей об одежде, обуви, головных уборах, закрепить понятие «сезонная одежда» .
Чтение художественной литературы:
К. Чуковский «Мойдодыр»; К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла» -закреплять знания об особенностях рассказа, его композиции, отличии от других литературных жанров.
Б. Заходер «Портниха»;
Н. Павлова «Чьи башмачки»;
Л. Воронкова «Новая кукла»;
Н. Носов «Заплатка», «Живая шляпа»;
Е. Благинина «Голышок-малышок»; «Научу одеваться и братца»;
С. Михалков «Про мимозу»;
Л. Пирогова «Неумеха – умелочка»;
Ш. Перро «Золушка»;
Н. Нуждина «Детская энциклопедия «Чудо-всюду» (разделы: нитки, шляпа);
Н. Кончаловская «Дело в шляпе»;
Народная сказка «Сказка про то, как одежда обиделась».
Н. Юрьева «Сапоги» из книги «Умные занятия»;
Народная сказка «Сказка про то, как одежда обиделась»;
В. Орлов «Портниха»;
В. Осеева «Волшебная иголочка»; Чарская «Большая стирка». Александрова «Сарафанчик»; А. Барто «Сто одёжек»; Р.Железнова «Приключение розовой босоножки»;
РНС «Золотое веретено»;
«Загадки-смекалки» А. Соболева;
Сказка «Самый красивый наряд на свете», пер. с япон. В. Марковой;
пересказ рассказа «ПРО СТЁПКУ-РАСТРЁПКУ» (Из пособия Успенской Л., Успенского М.) - учить различать жанровые особенности рассказа; формировать оценочное отношение к героям осмысливать содержание прочитанного, связно передавать содержание текста.
• пополнение центра книги журналами мод;
• подбор методической литературы для ООД.
Центр строительно-конструктивных игр: игры «Одень куклу на прогулку», «Маленький дизайнер».
Центр продуктивных видов деятельности: материалы и инструменты для рисования, лепки, аппликации и художественного труда, ткани, пуговицы, нитки, ленточки, тесьма.
Оформление среды группы:
• пополнение уголка ряженья одеждой, обувью, головными уборами;
• создание среды для сюжетно-ролевых игр «Магазин одежды» (выделить площадку для магазина, выставить стол, кассу, оборудовать примерочную, вывесить одежду), «Прачечная» (выделить площадку для сушки белья, выставить ванночки, стиральные доски, стиральную машинку) – в зависимости от ресурсов группы;
• изготовление игры «Лото» (одежда с картинками и стихотворениями);
• приобретение лоскутов ткани различной фактуры;
Рассматривание лоскутков ткани. Цель: активизировать интерес детей к различным видам и названиям тканей (ситец, капрон, мех, фланель, шёлк и др.)
Экспериментирование с тканью. Цель: формировать представления детей о том, какая ткань быстрее намокнет, какая ткань быстрее рвётся, мнётся.
Экспериментирование: «В чем отличие бумаги и ткани?» Цель: закрепить свойства бумаги и ткани.
Творческая мастерская: «Швейная фабрика» Цель: учить детей создавать бумажную одежду для плоскостных кукол, используя разнообразные художественные материалы (цветная бумага, фломастеры, цветные карандаши, пластилин и т.д.)
Рассматривание иллюстраций о том, какую одежду носили наши предки. Цель: продолжать расширять представления детей об истории одежды, её разновидностях, социальном предназначении, старинном названии некоторых предметов одежды.
ФЦКМ «Как появилась одежда».
Задачи: формировать представления детей об истории возникновения одежды, о том, какая одежда была в древности, из чего её шили. Формировать представления детей о швейном производстве в современном мире, о профессиях швейной промышленности. Развивать внимание, память, мышление, речь. Расширять и активизировать словарь детей: швея, портной, модельер, закройщик, ателье, напёрсток, швейная фабрика, ткацкий станок. Развивать умение детей преобразовывать слова: швея – шьёт - швейный, ткач – ткёт – ткацкий – ткань и др.
ФЦКМ «Виды ткани».
Задачи: обобщить знания детей о различных видах ткани.
Познакомить с выращиванием хлопка. Учить сравнивать качества различных тканей, развивать умения находить изделия из различных видов тканей.
Совершенствовать умения детей мыслить, обсуждая и доказывая свою точку зрения, пользуясь распространенными предложениями. Воспитывать культуру речевого общения уважения к труду взрослых.
Словарная работа: хлопок, лен, шерсть, шелк, веретено, прялка, ткань, ткачиха и т.д.
Развитие речи: Составление описательного рассказа по теме «Одежда». Цель: развивать связную речь детей. Формировать обобщающего понятия «Одежда». Закреплять цветовую гамму. Умение отгадывать загадки. Учить составлять описательный рассказ по схеме. Расширять и активизировать словарь имен прилагательных. Развивать память, внимание и мыслительные процессы. Познакомить с одеждой, которую носили в старину.
Рисование «Украсим кукле платьице». Задачи: познакомить детей с дымковской игрушкой. Развивать умение детей составлять простой узор по мотивам дымковской росписи, используя линии, мазки, точки, круги. Совершенствовать технические навыки рисования кистью (рисовать кончиком кисти или всем ворсом, свободно двигать в разных направлениях). Воспитывать аккуратность при работе с красками. Развивать фантазию, творческие способности, эстетический вкус.
Рисование «Девочка в нарядном платье». Цель: учить детей рисовать фигуру человека, передавать форму платья, форму и расположение частей, соотношение их по величине более точно, чем в предыдущих группах. Продолжать учить рисовать крупно, во весь лист. Закреплять приемы рисования и окрашивания рисунков карандашами. Развивать умение оценивать свои рисунки и рисунки других детей, сопоставляя полученные результаты с изображаемым предметом, отмечать интересные решения
Рисование «Расписные ткани». Цель: прививать аккуратность при работе с красками. Развивать фантазию, творческие способности, эстетический вкус; уметь рисовать узоры по замыслу, заполняя всё пространство листа бумаги (рисовать «ткань»); находить красивые сочетания красок в зависимости от фона; использовать в своём рисунке элементы декоративно-прикладного искусства;
совершенствовать технические навыки рисования кистью (рисовать кончиком кисти или всем ворсом, свободно двигать в разных направлениях).
Рисование «Дом моделей».
Цель: познакомить детей с работой модельера. Учить детей создавать свои модели одежды. Развивать эстетический вкус.
Рисование обуви по образцу
(совершенствование умения подбирать цвета, развитие мелкой моторики)
Лепка «Оденем мальчиков и девочек»
Цель: обучение технике размазывания, воспитывать познавательный интерес к классификации одежды, бережное и уважительное отношение к вещам, трудолюбие, воспитывать культуру общения.
Лепка «Шляпки» развивать мелкую моторику и творческое воображение
Рисование «Я –дизайнер»
Цель: формировать умение создавать узор на одежде (картонная заготовка). Закреплять навыки рисования акварельными красками. Развивать творческие способности, цветовосприятие. Воспитывать аккуратность при работе с красками.
Аппликация «Чудо -дерево» цель: вызвать интерес к созданию коллективной композиции по мотивам литературного произведения. Учить планировать и распределять работу между участниками творческого проекта. Совершенствовать технику аппликации: вырезать из бумаги, ранее нарисованные ребенком, одежду, обувь.
Аппликация «Шляпы, короны и кокошники». Цель: вызвать интерес к оформлению головных уборов, вырезанных из бумаги (картона). Инициировать самостоятельный поиск способов украшения изделий (декоративная роспись и аппликация). Развивать чувство формы, цвета и композиции. Воспитывать у детей художественный вкус при создании элементов костюма и театрально игровых аксессуаров. Объемная аппликация «Подарок для мамы»
Оригами «Кепка». Цель: продолжать учить детей складывать бумагу складкой «долина». Формировать козырёк ножницами. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца.
Сюжетно-ролевые игры: «Ателье», «Магазин одежды», «В мастерской модельера», «Дом модели», «Магазин-одежды», «Я – дизайнер модной одежды», «Закройщики». Цель: прививать доброжелательность, вежливость, дружеские взаимоотношения в игре. Закреплять представления о видах одежды, о профессиях. Продолжать учить детей строить диалог в игре. Развивать фантазию детей в подборе украшений для одежды (декорирование); развивать, смелость в дизайнерских решениях и задумках.Развивать умение договариваться с партнерами, кто кем будет в игре; подчиняется правилам игры.
Дидактические игры:
Д/и: «Идем гулять осенью» Цель: учить отбирать соответствующие схемы. Дидактическая игра «Узнай на ощупь». Цель: уметь детей определять на ощупь и называть некоторые виды тканей (мех, фланель, капрон, шёлк, кожа, драп, вельвет и др.) Д/игры по развитию речи: «Кто что делает?» цель: уметь подбирать слова-глаголы, обозначающие действия той или иной профессии (швея – шьёт, закройщик – кроит, гладильщица – гладит и т.п.) Д/и по ФЭМП «У кого больше?» Цель: уметь считать количество предметов одежды на себе, сравнивать с количеством одежды на сверстниках. Д/и по ФЭМП: «Магазин одежды» цель: раскладывание предметных картинок по видам одежды (верхняя, нижнее бельё, женская, мужская, детская, зимняя, летняя, праздничная, специальная) – упражнять в классификации предметов. Д/и «Одень куклу на прогулку» Цель: закрепить классификацию одежды. Д/и «Кто подберет больше слов?» Цель: активизировать словарный запас существительных, закреплять формы винительного падежа существительных. Д/у «Закончи предложение» Цель: развивать грамматический строй речи (употребление несклоняемых существительных), учить пересказу «по цепочке». Д/и «Сложи обувь из спичек» -воспитывать дружеские отношения в игре. Д/и «Четвёртый лишний» (обувь, обувь, головные уборы) Цель: развивать мышление, внимание. Расширять представления о предметах рукотворного мира, необходимых для жизнедеятельности человека. Развивать умение группировать и классифицировать предметы по различным признакам. Знакомить с материалами, из которых они изготовлены, с профессиями людей, которые их создают. Воспитывать бережное отношение к предметам рукотворного мира, уважение к людям труда Д/и «Рассмотри и расскажи» Цель: упражнять в умении составлять небольшие описательные рассказы о предметах одежды, обуви, головных уборах Д\и « Обведи по контуру и вырежи»» (обувь, одежда, головные уборы) Д/и «Правильно ли мы одеваемся?» Цель: развивать слуховое внимание, учить составлять сложные предложения.
Театр. деятельность Импровизация «Кот в сапогах», «Показ мод»- развивать артистические качества, раскрыть творческий потенциал детей, формировать умение показывать новый предмет гардероба, сделанный своими руками совместно с родителями, и рассказывать о нём.
Хозяйственно-бытовой труд: формировать умение у детей замечать непорядок в одежде, приводить одежду и обувь в порядок, формировать соответствующие умения; учить оказывать помощь друг другу.
Игра «На швейной фабрике» -развивать грамматический строй речи (образование относительных прилагательных, согласование прилагательных с
существительными).
Строительные игры «Строим магазин одежды» - формировать умения у детей выполнять объёмную стройку коллективно, согласовывать свои действия с действиями других играющих; формировать умение обыгрывать постройку.
Работа с родителями:
- экскурсии с детьми в магазин «Одежда», в магазин «Ткани», в обувной магазин;
- помощь в подготовке дидактического материала;
- задания для закрепления знаний детей по лексической теме. - изготовление книжек-малышек.
- рекомендации «Одевайтесь по погоде», «Советы родителям по воспитанию опрятности и аккуратности у детей», «Одежда, обувь, головные уборы. Материалы, из которых они сделаны».
Заключительный этап
Анализ результатов проекта.
1. Рисование плоскостной куклы и одежды к ней. 2. Выставка творческих работ детей. 3. Показ презентации «Одежда в старину». 4. Показ мультфильма «Ситцевая улица», «Машины одёжки».
Полученный результат:
- дети получили новые знания об одежде, головных, уборах, обуви;
- обогащены представления детей о назначении и функциях одежды;
- даны представления об истории одежды от первобытнообщинного строя до современности, а также дети познакомились с национальной одеждой разных стран;
- получили познавательно-эстетические эмоции от результата своей работы на занятии (решение проблемно-поисковых ситуаций, высказывания, изображение одежды, работа с моделью).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект: «Одежда, обувь, головные уборы».
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители воспитанников.Цель: систематизировать и закрепить знания детей по лексической теме «Одежда, обувь, головные уборы»....
Проект «Одежда, обувь, головные уборы».
Цель: систематизировать и закрепить знания детей по лексической теме «Одежда, обувь, головные уборы»....
Проект "Одежда, обувь, головные уборы"
Цель проекта: систематезирование и закрепление знаний детей по лексической теме "Одежда, обувь, головные уборы"...
Проект "Одежда, обувь, головные уборы"
Наша одежда — это часть того внутреннего мира, который свидетельствует о нашей личности, статусе, авторитете. Форма одежды — лучшая характеристика человека, которая отражает вкусы и привыч...
Краткосрочный проект для средней группы по теме: «Одежда, обувь, головные уборы
Цель: формировать представления об одежде, обуви, головных уборах, их назначении, использовании и уходе за ними....
Проект "Одежда, обувь, головные уборы"
Наша одежда — это часть того внутреннего мира, который свидетельствует о нашей личности, статусе, авторитете. Форма одежды — лучшая характеристика человека, которая отражает вкусы и привыч...
КРАТКОСРОЧНЫЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНО - ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ «Одежда, обувь, головные уборы» (средняя группа)
В наше время ребенку приходиться часто встречаться в быту огромное разнообразие предметов. для чего они нужны и как использовать их правильно по назначению....