Кейс – технология в нравственно- патриотическом воспитании дошкольников
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Бурмакова Надежда Викторовна

Кейс-технология относится к современным технологиям проблемного обучения. Сегодня мы познакомимся с Кейс технология, который поможет вам самостоятельно проектировать образовательный процесс. С его помощью вы сможете моделировать ситуации в которых каждый ребенок проявит свои способности, выразит эмоции, интересы и выберет содержание образовательной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл keys_peredelka.docx27.78 КБ

Предварительный просмотр:

Сл.2   «…мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте.

И такой фундамент – это патриотизм…»

Владимир Путин

В настоящее время существует проблема недостаточности применения современных образовательных технологий в детских садах. ФГОС ДО требует от воспитателей строить работу в новом формате, с использованием технологий, что в свою очередь повышает эффективность образовательного процесса.

Чтобы достигнуть определенного результата в нравственно - патриотическом воспитании, в своей работе использую новейшие методики и технологии для решения этой важной задачи. Одной из актуальных на сегодняшний день является использование кейс-технологий в дошкольном образовании. Внедрение кейс-технологий в дошкольном образовательном учреждении позволяет на практике реализовать комплексный подход.

Сл. 3.  Кейс-технология относится к современным технологиям проблемного обучения. Сегодня мы познакомимся с Кейс технология, который поможет вам самостоятельно проектировать образовательный процесс. С его помощью вы сможете моделировать ситуации в которых каждый ребенок проявит свои способности, выразит эмоции, интересы и выберет содержание образовательной деятельности.

В чем же заключается его суть и как его использовать в работе с детьми? Как с помощью кейсов научить воспитателей решать образовательные ситуации? Сейчас и попробуем вместе разобраться

Сл.4   Кейс технология – от латинского casus- запутанный, необычный случай; от англ. case – чемоданчик, портфель.

Эта технология зародилась в Гарвардской школе бизнеса в начале 20 века и постепенно распространилась на другие сферы деятельности человека во многих странах, в т. ч. и в России.

Суть кейс-метода заключается в том, чтобы стимулировать познавательную активность детей через практическую деятельность и диалог с помощью смоделированной ситуации. При этом любая моделируемая или реальная ситуация должна предполагать несколько решений и быть максимально приближена к опыту детей.

Сл.5 Кейс, как педагогическая технология универсален и не привязан ко времени.

- Любой кейс воспитатель может использовать с разной целью и на разных этапах образовательной деятельности: может стать частью занятия или какой-либо деятельности, а ее решение дети найдут за несколько минут.

а) в начале занятия кейс поможет сформировать у детей интерес к теме;

б) настроить на совместную работу;

в) плавно перейти к самостоятельной деятельности.

Ситуация, которую предлагает воспитатель, может стать частью занятия или какой-либо деятельности, а ее решение дети найдут за несколько минут.

С помощью кейс-метода воспитатель может выявить актуальные интересы и мотивы детей и обеспечить тем самым гибкость и пластичность образовательного процесса.

Воспитанники группы не всегда проявляют одинаковый интерес к проблемной ситуации. В различных видах деятельности они активны по-разному.

Сл. 6. Данный метод актуален в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Однако вводить его в образовательную практику следует уже в младших группах. Это нужно для того, чтобы дети накапливали визуальный и эмоциональный опыт, учились общаться 

Работа по этой технологии, как и по многим другим, предполагает два этапа: подготовительный и этап проведения.

Первый этап - это этап подготовки кейса. Здесь формулируется задание, определяются вопросы, на которые надо будет дать ответ. Затем педагогу требуется спланировать деятельность и распределить участников по малым группам.

В основе кейс-метода лежит принцип командной работы.

Второй этап - работа с кейсом и его решение в следующем порядке:

- знакомство с ситуацией, её особенностями;

 - выделение основной проблемы;

- формулирование проблемы и отбор лучших ее формулировок;

- выдвижение гипотетических ответов на проблемный вопрос;

- решение кейса - предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий, указание на механизмы решения;

- презентация решения;

- рефлексия хода решения кейса.

В процессе освоения кейс – технологии дети научатся:

- научатся получать необходимую информацию в общении;

- смогут соотносить свои устремления с интересами других;

- научатся доказывать свою точку зрения, аргументировать ответ, формулировать вопрос, участвовать в дискуссии;

- научатся отстаивать свою точку зрения;

- смогут принимать помощь.

Сл. 7. Существуют следующие виды кейс – технологии:

- Кейс – иллюстрации;

- Фото – кейс;

- Проигрывание ролей (ролевое проектирование);

Кейс можно применять как для групповой, так и для индивидуальной работы.

ПРИМЕРЫ КЕЙСОВ (для анализа с педагогами):

Сл. 8   Рассмотрим пример кейс – иллюстрации:

Ситуация №1 (картинка) рядом предполагаемые варианты ответов

Переходим к решению ситуации по этапам:

Первый этап – перед вами иллюстрация, рассмотрите её.

Второй этап – сформулируйте проблему исходя из данной иллюстрации. Мальчик бегает по клумбам и газону с цветами во дворе своего дома.

Третий этап – Каковы могут быть последствия данного поступка? (цветы будут сломаны и они скоро погибнут, детям и взрослым живущим в этом доме не чем будет любоваться, перестанут прилетать бабочки ).

Четвертый этап – Какой выход можно найти из сложившейся проблемной ситуации? Предположите свои варианты решения исходя из данной ситуации.

Пятый этап – решение кейса – предложение одного или нескольких вариантов (последовательности действий):

Один из вариантов решения проблемы – ходить только по тротуару, привлечь детей живущих в этом доме к посадке и уходу за клумбами и газонами их двора.

- Итак ребята, какой же можно сделать вывод из данной ситуации? (беречь свой двор, приумножать его и т.д.).

Кейс однозначных ответов не имеет, он имеет многозначность. Необходимо просто найти оптимальные выходы из сложившийся ситуации и выбрать для себя самый оптимальный. Иными словами, решение кейсов каждый выбирает для себя индивидуально.

Кейс - иллюстрация очень схожа с фото – кейс. Кейс – иллюстрация – это картинки, которые вы сможете скачать с интернета, а фото- кейс – это фото из реальной жизни. 

На современном этапе развития общества патриотическое воспитание становится одним из приоритетных направлений в деятельности дошкольных образовательных учреждений. наполнять мировоззрение ребенка.

В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей, на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.

В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника.

В нашем детском саду разработан и реализовывается проект посвященный 75 годовщине победы в ВОВ. И уже работая над ним наши педагоги сталкиваются с проблемами. Дети спрашивают, задают вопросы о событиях, значениях и символах ВОВ. Например поступают такие вопросы как-  А что такое бессмертный полк? Зачем он нужен? Кто такие Ветераны? Итд.

 На такого рода вопросах и возникает проблемная ситуация, которую можно решить с помощью кейс технологии

Кейс - Проигрывание ролей (ролевое проектирование). Проигрывание ролей — это когда кто - то берет на себя какую - то роль и проигрывает её.

Ситуация Воспитатель подготовительной группы объявляет детям о том, что они вместе будут работать над проектом и им необходимо поучаствовать в акции бессмертный полк. Дети интересуются, а что значит бессмертный полк?

Решение. Для решения этого вопроса необходимо узнать может, кто то из детей знает что это такое, выслушать детей, показать фотографии такой акции, и предложить детям совместно с родителями поучаствовать в такой акции в стенах детского сада, поинтересоваться у детей может у них есть бабушки или дедушки принимавшие участие в ВОВ. Вместе с детьми сделать портреты ветеранов и пройти к памятнику на центральной площади. Теперь я предлагаю вам несколько уже готовых кейсов, попробуйте самостоятельно проработать их и ответить на вопросы.

1. Мать шестилетней девочки рассказывает воспитателю.

«Стала замечать, что дочь растет черствой, бездушной. Она, например, проявляет полное равнодушие к близким, их невзгодам. Когда бабушка болеет, она не только не догадывается спросить ее о самочувствии или подать ей стакан воды, но даже затевает шумные игры там, где лежит больная. А тут произошел такой случай. Шли мы с Дашей по улице. Я оступилась и сильно ушибла ногу. Вы думаете, она проявила сочувствие по поводу случившегося? Ничуть не бывало! Потянула меня через дорогу к ларьку с мороженым. Я ей«Сейчас не до мороженого. Ты видишь, каждый шаг доставляет мне боль». А она в ответ«Подумаешь! Взрослым не бывает больно, они терпеть умеют». Откуда это у девочки? Ведь она окружена лаской и вниманием, да и внутрисемейные отношения, казалось бы, должны для нее явиться примером заботы друг о друге. Всегда внушали ей быть доброй, отзывчивой. В чем причина?»

В итоге воспитателю важно подчеркнуть следующее.

Нельзя рассчитывать на то, что если ребенок является свидетелем добрых отношений людей, то и сам станет поступать также. Этого мало. Пассивное восприятие примера не может создать у ребенка стремления к подражанию.

Еще большую ошибку мы допускаем, если ребенок становится лишь потребителем заботы, любви и внимания взрослых, если они не требуют от него ответного внимания к себе.

 

Таким образом, кейсы, которые предлагает воспитатель, должны не просто дать детям информацию, а погрузить в атмосферу происходящего, стимулировать к общению. Диалог должен быть конструктивным. При этом следует принимать любой детский ответ, даже супер фантастический. Важно научить дошкольников аргументировать свое мнение и из большого количества идей выбрать уместные и актуальные.

Кейс предполагает использование различных средств: (Вопрос к педагогам – Откуда педагоги могут брать идеи для обсуждения проблемных ситуаций?

Педагог может брать идеи для кейсов из реальных жизненных ситуаций, рассказов коллег, родителей, произведений художественной литературы, песен, мультфильмов с проблемным содержанием. Можно воспользоваться и готовыми идеями детей для кейсов в своих вопросах, поступках, игре.

 (Некоторые педагоги называют проблемы из личного опыта и делятся вариантами их решений, которые они принимали вместе с детьми)

Работа над каждым кейсом требует от воспитателя времени. Но результаты оправдывают эти усилия. Систематическое общение воспитателя с детьми посредством кейс-метода решает педагогические задачи и повышает уровень профессионального мастерства педагога. Педагог с помощью кейсов сможет самостоятельно проектировать не только отдельные образовательные ситуации, но и весь процесс работы с дошкольниками.: С помощью подобных кейс –методов, Вы сможете проектировать кейсы в ходе самообразования. Вы сможете самостоятельно вести собственную картотеку практических примеров, историй, событий, детских высказываний, ситуаций во взаимоотношениях с коллегами и родителями. Такой метод поможет Вам лучше слушать и услышать детей, понимать интересы всех участников образовательных отношений.

Ситуация 9

Одного из воспитанников товарищи по группе зовут не по имени, а по национальности. Ребенок постоянно плачет и не хочет ходить в детский сад. Воспитатель пытается объяснить детям, что они поступают жестоко. Тогда дошкольники начинают дразнить малыша так, чтобы не слышали взрослые.                             ? Какими могут быть действия воспитателя?

Решение: Я считаю, что здесь, прежде всего, необходимо сказать о воспитании толерантности  у детей.

В данной ситуации необходимо применять различные методы: это и беседы (материал: маленькие рассказы, сказки с ярко выраженным этническим содержанием; через сказочные образы ребенок получает представления о справедливости, зле, добре и т.д.); и  наглядные методы: рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций, диафильмов, в которых показано поведение людей в окружающем мире, и личный пример  авторитетного взрослого.

И, конечно же, одним из важных звеньев по воспитанию основ толерантности у дошкольников является взаимодействие педагогов и родителей детей. Значение семьи в формировании толерантного сознания и поведения ребенка очень важно.  

Для того чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников:

1) проведение праздников, и других массовых форм, с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира; б) театрализованную деятельность дошкольников по сценариям, в основе которых сказки народов мира;

2) сюжетно-ролевые игры дошкольников, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия;

3) русские народные подвижные игры, такие как "Гори, гори ясно”, "Бояре” и другие; 

4) проведение русских народных праздников, например таких как "Масленица, "Рождество” в соответствии с народным календарем; 

5) изучение народных праздников ближайших стран-соседей, скандинавских народных праздников; праздников народов Востока и мусульманских стран;

6) знакомство детей с традициями народов разных стран; «Сладкий вечер» проведение этого мероприятия  родителями с детьми в форме костюмированного бала разных народов мира, России; приготовление на выбор традиционных сладостей этих народов.

7) с традициями празднования Нового Года, 1 мая, 1 апреля в разных странах;

8) игры-занятия, созданных на материалах различных сказок, с целью решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях;

9)сочинение сказок и историй самими детьми; инсценировки сказок.  

10)Экскурсии: посещение библиотек города, музея экологии и краеведения.

Кроме этого, к  воспитаннику, который подвергается оскорблениям со стороны сверстников, можно применить метод поощрения положительного поведения ребенка, с целью дальнейшего    закрепления данных поступков и повышения его  самооценки.

Но какой бы ни использовали метод, важно воздействовать не только на сознание детей, но и на их чувства, тогда они научатся понимать других.

Я  бы  рассказала детям группы притчу «Радуга»

Одним дождливым днём в обычной школе у учеников первого класса шел самый обычный урок – урок рисования. Но в этот пасмурный день учитель рисования почему-то дал детям не совсем привычное задание. Вместо того, чтобы дать, как обычно, задание что-то нарисовать, - учитель дал детям задание подумать и определить, какой из всех цветов является самым главным. Дети удивлённо притихли и задумались. Через некоторое время одна девочка встала первой и сказала: самый главный цвет – это желтый цвет – цвет солнца, потому что солнце греет землю и светит ярче всех. Нет, сказала другая девочка, самый главный цвет – это зелёный, потому, что это цвет всех живых растений, цвет листьев и травы, а значит это цвет жизни и он самый главный. Да нет же, сказал мальчик, самый главный цвет - это голубой, потому что это цвет неба, а мой папа лётчик. Самый главный цвет – это синий, выкрикнул другой мальчик, потому что это цвет моря, по которому плавают корабли, а мой папа моряк. Красный – выкрикнул ещё кто-то. Нет - желтый. Нет - зелёный. Голубой! Красный! Желтый! и т.д.

И   дети начали громко спорить между собой, стараясь  перекричать друг друга. Когда из–за шума голосов уже не стало никого слышно, учитель громко приказал всем замолчать и указал на окно… дети дружно повернулись к окну и замерли в оцепенении. Дождь кончился и в первых лучах солнца, выглянувшего из-за туч, по всему небу прокатилась широкая  и  полноцветная радуга.

Радуга! Радуга! Радуга - дружно закричали все дети.  В это время раздался звонок  и урок закончился, но дети не спешили уходить из класса. Они дружно прильнули к окну и, как завороженные, любовались красотой радуги и открытия, которое они для себя сделали...

        А потом обязательно, взявшись за руки, мы бы посмотрели  друг на друга   и  сказали о том, что  мы  тоже разные (разные имена, фамилии, национальности), но каждый  из нас   важен для  всех  и неповторим.  Обязательно  улыбнулись бы   друг другу  и придумали какую–нибудь   совместную сюжетно-ролевую  игру

1. Мать шестилетней девочки рассказывает воспитателю.

«Стала замечать, что дочь растет черствой, бездушной. Она, например, проявляет полное равнодушие к близким, их невзгодам. Когда бабушка болеет, она не только не догадывается спросить ее о самочувствии или подать ей стакан воды, но даже затевает шумные игры там, где лежит больная. А тут произошел такой случай. Шли мы с Мариной по улице. Я оступилась и сильно ушибла ногу. Вы думаете, она проявила сочувствие по поводу случившегося? Ничуть не бывало! Потянула меня через дорогу к ларьку с мороженым. Я ей«Сейчас не до мороженого. Ты видишь, каждый шаг доставляет мне боль». А она в ответ«Подумаешь! Взрослым не бывает больно, они терпеть умеют». Откуда это у девочки? Ведь она окружена лаской и вниманием, да и внутрисемейные отношения, казалось бы, должны для нее явиться примером заботы друг о друге. Всегда внушали ей быть доброй, отзывчивой. В чем причина?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование инновационных технологий в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников

в материале представлена проектная деятельность по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ...

Использование инновационных технологий в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников

Нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения всегда занимала центральное место в социальном заказе общества....

Консультация для воспитателей ДОУ "Инновационные технологии в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников"

На современном этапе развития общества патриотическое воспитание становится одним из приоритетных направлений в деятельности дошкольных образовательных учреждений. Это отражено в Н...

Работа по самообразованию педагога на тему «Использование инновационных технологий в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников»

Работа по самообразованию педагога на тему «Использование инновационных технологий в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников»...

Кейс – технология в нравственно- патриотическом воспитании дошкольников

Кейс-технология относится к современным технологиям проблемного обучения. Сегодня мы познакомимся с Кейс технология, который поможет вам самостоятельно проектировать образовательный процесс. С ег...

Опыт работы "Использование инновационных технологий в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников"

Быть патриотом - значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества.Для воспитания юных патриотов в своей работе я использую разные технологии, формы, методы и приемы, хорошо известные в практике. Но, ...

Использование инновационных технологий в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников

Нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда занимало центральное место в социальном заказе общества. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современно...