Кейс – технология в нравственно- патриотическом воспитании дошкольников
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)
Кейс-технология относится к современным технологиям проблемного обучения. Сегодня мы познакомимся с Кейс технология, который поможет вам самостоятельно проектировать образовательный процесс. С его помощью вы сможете моделировать ситуации в которых каждый ребенок проявит свои способности, выразит эмоции, интересы и выберет содержание образовательной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
keys_peredelka.docx | 27.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Сл.2 «…мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте.
И такой фундамент – это патриотизм…»
Владимир Путин
В настоящее время существует проблема недостаточности применения современных образовательных технологий в детских садах. ФГОС ДО требует от воспитателей строить работу в новом формате, с использованием технологий, что в свою очередь повышает эффективность образовательного процесса.
Чтобы достигнуть определенного результата в нравственно - патриотическом воспитании, в своей работе использую новейшие методики и технологии для решения этой важной задачи. Одной из актуальных на сегодняшний день является использование кейс-технологий в дошкольном образовании. Внедрение кейс-технологий в дошкольном образовательном учреждении позволяет на практике реализовать комплексный подход.
Сл. 3. Кейс-технология относится к современным технологиям проблемного обучения. Сегодня мы познакомимся с Кейс технология, который поможет вам самостоятельно проектировать образовательный процесс. С его помощью вы сможете моделировать ситуации в которых каждый ребенок проявит свои способности, выразит эмоции, интересы и выберет содержание образовательной деятельности.
В чем же заключается его суть и как его использовать в работе с детьми? Как с помощью кейсов научить воспитателей решать образовательные ситуации? Сейчас и попробуем вместе разобраться
Сл.4 Кейс технология – от латинского casus- запутанный, необычный случай; от англ. case – чемоданчик, портфель.
Эта технология зародилась в Гарвардской школе бизнеса в начале 20 века и постепенно распространилась на другие сферы деятельности человека во многих странах, в т. ч. и в России.
Суть кейс-метода заключается в том, чтобы стимулировать познавательную активность детей через практическую деятельность и диалог с помощью смоделированной ситуации. При этом любая моделируемая или реальная ситуация должна предполагать несколько решений и быть максимально приближена к опыту детей.
Сл.5 Кейс, как педагогическая технология универсален и не привязан ко времени.
- Любой кейс воспитатель может использовать с разной целью и на разных этапах образовательной деятельности: может стать частью занятия или какой-либо деятельности, а ее решение дети найдут за несколько минут.
а) в начале занятия кейс поможет сформировать у детей интерес к теме;
б) настроить на совместную работу;
в) плавно перейти к самостоятельной деятельности.
Ситуация, которую предлагает воспитатель, может стать частью занятия или какой-либо деятельности, а ее решение дети найдут за несколько минут.
С помощью кейс-метода воспитатель может выявить актуальные интересы и мотивы детей и обеспечить тем самым гибкость и пластичность образовательного процесса.
Воспитанники группы не всегда проявляют одинаковый интерес к проблемной ситуации. В различных видах деятельности они активны по-разному.
Сл. 6. Данный метод актуален в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Однако вводить его в образовательную практику следует уже в младших группах. Это нужно для того, чтобы дети накапливали визуальный и эмоциональный опыт, учились общаться
Работа по этой технологии, как и по многим другим, предполагает два этапа: подготовительный и этап проведения.
Первый этап - это этап подготовки кейса. Здесь формулируется задание, определяются вопросы, на которые надо будет дать ответ. Затем педагогу требуется спланировать деятельность и распределить участников по малым группам.
В основе кейс-метода лежит принцип командной работы.
Второй этап - работа с кейсом и его решение в следующем порядке:
- знакомство с ситуацией, её особенностями;
- выделение основной проблемы;
- формулирование проблемы и отбор лучших ее формулировок;
- выдвижение гипотетических ответов на проблемный вопрос;
- решение кейса - предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий, указание на механизмы решения;
- презентация решения;
- рефлексия хода решения кейса.
В процессе освоения кейс – технологии дети научатся:
- научатся получать необходимую информацию в общении;
- смогут соотносить свои устремления с интересами других;
- научатся доказывать свою точку зрения, аргументировать ответ, формулировать вопрос, участвовать в дискуссии;
- научатся отстаивать свою точку зрения;
- смогут принимать помощь.
Сл. 7. Существуют следующие виды кейс – технологии:
- Кейс – иллюстрации;
- Фото – кейс;
- Проигрывание ролей (ролевое проектирование);
Кейс можно применять как для групповой, так и для индивидуальной работы.
ПРИМЕРЫ КЕЙСОВ (для анализа с педагогами):
Сл. 8 Рассмотрим пример кейс – иллюстрации:
Ситуация №1 (картинка) рядом предполагаемые варианты ответов
Переходим к решению ситуации по этапам:
Первый этап – перед вами иллюстрация, рассмотрите её.
Второй этап – сформулируйте проблему исходя из данной иллюстрации. Мальчик бегает по клумбам и газону с цветами во дворе своего дома.
Третий этап – Каковы могут быть последствия данного поступка? (цветы будут сломаны и они скоро погибнут, детям и взрослым живущим в этом доме не чем будет любоваться, перестанут прилетать бабочки ).
Четвертый этап – Какой выход можно найти из сложившейся проблемной ситуации? Предположите свои варианты решения исходя из данной ситуации.
Пятый этап – решение кейса – предложение одного или нескольких вариантов (последовательности действий):
Один из вариантов решения проблемы – ходить только по тротуару, привлечь детей живущих в этом доме к посадке и уходу за клумбами и газонами их двора.
- Итак ребята, какой же можно сделать вывод из данной ситуации? (беречь свой двор, приумножать его и т.д.).
Кейс однозначных ответов не имеет, он имеет многозначность. Необходимо просто найти оптимальные выходы из сложившийся ситуации и выбрать для себя самый оптимальный. Иными словами, решение кейсов каждый выбирает для себя индивидуально.
Кейс - иллюстрация очень схожа с фото – кейс. Кейс – иллюстрация – это картинки, которые вы сможете скачать с интернета, а фото- кейс – это фото из реальной жизни.
На современном этапе развития общества патриотическое воспитание становится одним из приоритетных направлений в деятельности дошкольных образовательных учреждений. наполнять мировоззрение ребенка.
В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей, на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.
В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника.
В нашем детском саду разработан и реализовывается проект посвященный 75 годовщине победы в ВОВ. И уже работая над ним наши педагоги сталкиваются с проблемами. Дети спрашивают, задают вопросы о событиях, значениях и символах ВОВ. Например поступают такие вопросы как- А что такое бессмертный полк? Зачем он нужен? Кто такие Ветераны? Итд.
На такого рода вопросах и возникает проблемная ситуация, которую можно решить с помощью кейс технологии
Кейс - Проигрывание ролей (ролевое проектирование). Проигрывание ролей — это когда кто - то берет на себя какую - то роль и проигрывает её.
Ситуация Воспитатель подготовительной группы объявляет детям о том, что они вместе будут работать над проектом и им необходимо поучаствовать в акции бессмертный полк. Дети интересуются, а что значит бессмертный полк?
Решение. Для решения этого вопроса необходимо узнать может, кто то из детей знает что это такое, выслушать детей, показать фотографии такой акции, и предложить детям совместно с родителями поучаствовать в такой акции в стенах детского сада, поинтересоваться у детей может у них есть бабушки или дедушки принимавшие участие в ВОВ. Вместе с детьми сделать портреты ветеранов и пройти к памятнику на центральной площади. Теперь я предлагаю вам несколько уже готовых кейсов, попробуйте самостоятельно проработать их и ответить на вопросы.
1. Мать шестилетней девочки рассказывает воспитателю.
«Стала замечать, что дочь растет черствой, бездушной. Она, например, проявляет полное равнодушие к близким, их невзгодам. Когда бабушка болеет, она не только не догадывается спросить ее о самочувствии или подать ей стакан воды, но даже затевает шумные игры там, где лежит больная. А тут произошел такой случай. Шли мы с Дашей по улице. Я оступилась и сильно ушибла ногу. Вы думаете, она проявила сочувствие по поводу случившегося? Ничуть не бывало! Потянула меня через дорогу к ларьку с мороженым. Я ей: «Сейчас не до мороженого. Ты видишь, каждый шаг доставляет мне боль». А она в ответ: «Подумаешь! Взрослым не бывает больно, они терпеть умеют». Откуда это у девочки? Ведь она окружена лаской и вниманием, да и внутрисемейные отношения, казалось бы, должны для нее явиться примером заботы друг о друге. Всегда внушали ей быть доброй, отзывчивой. В чем причина?»
В итоге воспитателю важно подчеркнуть следующее.
Нельзя рассчитывать на то, что если ребенок является свидетелем добрых отношений людей, то и сам станет поступать также. Этого мало. Пассивное восприятие примера не может создать у ребенка стремления к подражанию.
Еще большую ошибку мы допускаем, если ребенок становится лишь потребителем заботы, любви и внимания взрослых, если они не требуют от него ответного внимания к себе.
Таким образом, кейсы, которые предлагает воспитатель, должны не просто дать детям информацию, а погрузить в атмосферу происходящего, стимулировать к общению. Диалог должен быть конструктивным. При этом следует принимать любой детский ответ, даже супер фантастический. Важно научить дошкольников аргументировать свое мнение и из большого количества идей выбрать уместные и актуальные.
Кейс предполагает использование различных средств: (Вопрос к педагогам – Откуда педагоги могут брать идеи для обсуждения проблемных ситуаций?
Педагог может брать идеи для кейсов из реальных жизненных ситуаций, рассказов коллег, родителей, произведений художественной литературы, песен, мультфильмов с проблемным содержанием. Можно воспользоваться и готовыми идеями детей для кейсов в своих вопросах, поступках, игре.
(Некоторые педагоги называют проблемы из личного опыта и делятся вариантами их решений, которые они принимали вместе с детьми)
Работа над каждым кейсом требует от воспитателя времени. Но результаты оправдывают эти усилия. Систематическое общение воспитателя с детьми посредством кейс-метода решает педагогические задачи и повышает уровень профессионального мастерства педагога. Педагог с помощью кейсов сможет самостоятельно проектировать не только отдельные образовательные ситуации, но и весь процесс работы с дошкольниками.: С помощью подобных кейс –методов, Вы сможете проектировать кейсы в ходе самообразования. Вы сможете самостоятельно вести собственную картотеку практических примеров, историй, событий, детских высказываний, ситуаций во взаимоотношениях с коллегами и родителями. Такой метод поможет Вам лучше слушать и услышать детей, понимать интересы всех участников образовательных отношений.
Ситуация 9
Одного из воспитанников товарищи по группе зовут не по имени, а по национальности. Ребенок постоянно плачет и не хочет ходить в детский сад. Воспитатель пытается объяснить детям, что они поступают жестоко. Тогда дошкольники начинают дразнить малыша так, чтобы не слышали взрослые. ? Какими могут быть действия воспитателя?
Решение: Я считаю, что здесь, прежде всего, необходимо сказать о воспитании толерантности у детей.
В данной ситуации необходимо применять различные методы: это и беседы (материал: маленькие рассказы, сказки с ярко выраженным этническим содержанием; через сказочные образы ребенок получает представления о справедливости, зле, добре и т.д.); и наглядные методы: рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций, диафильмов, в которых показано поведение людей в окружающем мире, и личный пример авторитетного взрослого.
И, конечно же, одним из важных звеньев по воспитанию основ толерантности у дошкольников является взаимодействие педагогов и родителей детей. Значение семьи в формировании толерантного сознания и поведения ребенка очень важно.
Для того чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников:
1) проведение праздников, и других массовых форм, с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира; б) театрализованную деятельность дошкольников по сценариям, в основе которых сказки народов мира;
2) сюжетно-ролевые игры дошкольников, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия;
3) русские народные подвижные игры, такие как "Гори, гори ясно”, "Бояре” и другие;
4) проведение русских народных праздников, например таких как "Масленица, "Рождество” в соответствии с народным календарем;
5) изучение народных праздников ближайших стран-соседей, скандинавских народных праздников; праздников народов Востока и мусульманских стран;
6) знакомство детей с традициями народов разных стран; «Сладкий вечер» проведение этого мероприятия родителями с детьми в форме костюмированного бала разных народов мира, России; приготовление на выбор традиционных сладостей этих народов.
7) с традициями празднования Нового Года, 1 мая, 1 апреля в разных странах;
8) игры-занятия, созданных на материалах различных сказок, с целью решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях;
9)сочинение сказок и историй самими детьми; инсценировки сказок.
10)Экскурсии: посещение библиотек города, музея экологии и краеведения.
Кроме этого, к воспитаннику, который подвергается оскорблениям со стороны сверстников, можно применить метод поощрения положительного поведения ребенка, с целью дальнейшего закрепления данных поступков и повышения его самооценки.
Но какой бы ни использовали метод, важно воздействовать не только на сознание детей, но и на их чувства, тогда они научатся понимать других.
Я бы рассказала детям группы притчу «Радуга»
Одним дождливым днём в обычной школе у учеников первого класса шел самый обычный урок – урок рисования. Но в этот пасмурный день учитель рисования почему-то дал детям не совсем привычное задание. Вместо того, чтобы дать, как обычно, задание что-то нарисовать, - учитель дал детям задание подумать и определить, какой из всех цветов является самым главным. Дети удивлённо притихли и задумались. Через некоторое время одна девочка встала первой и сказала: самый главный цвет – это желтый цвет – цвет солнца, потому что солнце греет землю и светит ярче всех. Нет, сказала другая девочка, самый главный цвет – это зелёный, потому, что это цвет всех живых растений, цвет листьев и травы, а значит это цвет жизни и он самый главный. Да нет же, сказал мальчик, самый главный цвет - это голубой, потому что это цвет неба, а мой папа лётчик. Самый главный цвет – это синий, выкрикнул другой мальчик, потому что это цвет моря, по которому плавают корабли, а мой папа моряк. Красный – выкрикнул ещё кто-то. Нет - желтый. Нет - зелёный. Голубой! Красный! Желтый! и т.д.
И дети начали громко спорить между собой, стараясь перекричать друг друга. Когда из–за шума голосов уже не стало никого слышно, учитель громко приказал всем замолчать и указал на окно… дети дружно повернулись к окну и замерли в оцепенении. Дождь кончился и в первых лучах солнца, выглянувшего из-за туч, по всему небу прокатилась широкая и полноцветная радуга.
Радуга! Радуга! Радуга - дружно закричали все дети. В это время раздался звонок и урок закончился, но дети не спешили уходить из класса. Они дружно прильнули к окну и, как завороженные, любовались красотой радуги и открытия, которое они для себя сделали...
А потом обязательно, взявшись за руки, мы бы посмотрели друг на друга и сказали о том, что мы тоже разные (разные имена, фамилии, национальности), но каждый из нас важен для всех и неповторим. Обязательно улыбнулись бы друг другу и придумали какую–нибудь совместную сюжетно-ролевую игру
1. Мать шестилетней девочки рассказывает воспитателю.
«Стала замечать, что дочь растет черствой, бездушной. Она, например, проявляет полное равнодушие к близким, их невзгодам. Когда бабушка болеет, она не только не догадывается спросить ее о самочувствии или подать ей стакан воды, но даже затевает шумные игры там, где лежит больная. А тут произошел такой случай. Шли мы с Мариной по улице. Я оступилась и сильно ушибла ногу. Вы думаете, она проявила сочувствие по поводу случившегося? Ничуть не бывало! Потянула меня через дорогу к ларьку с мороженым. Я ей: «Сейчас не до мороженого. Ты видишь, каждый шаг доставляет мне боль». А она в ответ: «Подумаешь! Взрослым не бывает больно, они терпеть умеют». Откуда это у девочки? Ведь она окружена лаской и вниманием, да и внутрисемейные отношения, казалось бы, должны для нее явиться примером заботы друг о друге. Всегда внушали ей быть доброй, отзывчивой. В чем причина?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование инновационных технологий в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников
в материале представлена проектная деятельность по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ...
Использование инновационных технологий в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников
Нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения всегда занимала центральное место в социальном заказе общества....
Консультация для воспитателей ДОУ "Инновационные технологии в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников"
На современном этапе развития общества патриотическое воспитание становится одним из приоритетных направлений в деятельности дошкольных образовательных учреждений. Это отражено в Н...
Работа по самообразованию педагога на тему «Использование инновационных технологий в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников»
Работа по самообразованию педагога на тему «Использование инновационных технологий в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников»...
Кейс – технология в нравственно- патриотическом воспитании дошкольников
Кейс-технология относится к современным технологиям проблемного обучения. Сегодня мы познакомимся с Кейс технология, который поможет вам самостоятельно проектировать образовательный процесс. С ег...
Опыт работы "Использование инновационных технологий в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников"
Быть патриотом - значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества.Для воспитания юных патриотов в своей работе я использую разные технологии, формы, методы и приемы, хорошо известные в практике. Но, ...
Использование инновационных технологий в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников
Нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда занимало центральное место в социальном заказе общества. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современно...