Консультация для воспитателей ДОУ "Инновационные технологии в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников"
учебно-методический материал по теме
На современном этапе развития общества патриотическое воспитание становится одним из приоритетных направлений в деятельности дошкольных образовательных учреждений. Это отражено в Национальной доктрине образования в РФ, Концепции развития дошкольного образования и Государственном образовательном стандарте дошкольного образования, в которых определён социальный заказ государства: воспитание человека образованного, нравственного, предприимчивого, готового принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству, обладающего чувством ответственности за судьбу страны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.docx | 18.71 КБ |
Предварительный просмотр:
На современном этапе развития общества патриотическое воспитание становится одним из приоритетных направлений в деятельности дошкольных образовательных учреждений. Это отражено в Национальной доктрине образования в РФ, Концепции развития дошкольного образования и Государственном образовательном стандарте дошкольного образования, в которых определён социальный заказ государства: воспитание человека образованного, нравственного, предприимчивого, готового принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству, обладающего чувством ответственности за судьбу страны.«Национальная доктрина образования в Российской Федерации» принятая в 2000 году, подчеркивает, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью». Таким образом, идея воспитания патриотизма и гражданственности приобрела государственное значение.Сложность решения данной задачи связана, прежде всего, с возрастом детей. Необходимо понимать, в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно - все лишь зарождается. Тем не менее, практически все нравственные качества берут свое начало в дошкольном возрасте. Глубокая и основательная работа по нравственному воспитанию дошкольников является базой для формирования любви к Родине. Для формирования чувства нравственности и патриотизма очень важно обеспечить дошкольников знаниями о Родине, дать базисные представления о стране, народе, обычаях, истории, культуре.
Кандидат пед наук Л.В. Кокуева, занимающаяся изучением данной темы, выделяет ряд актуальных проблем нравственно-патриотического воспитания в дошкольном возрасте:
1. Дефицит знаний детей о родном городе, стране, особенностях русских традиций.
2. Равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю.
3. Недостаточная сформированность системы работы с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.
Можно определить следующие задачи нравственно-патриотического воспитания в ДОУ:
- воспитывать у ребенка любовь и уважение к близким,родному дому, детскому саду, улице, на которой он живёт, городу,
- расширять представления о России, её столице, знакомить детей с символами государства: гербом, флагом, гимном,
- способствовать возникновению чувства гордости и уважения к армии и мужеству воинов,
- пробуждать у детей интерес к русским традициям и художественным промыслам,
- формировать бережное отношение к родной природе и всему живому,
- воспитывать уважение к труду людей.
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству», - писал Д.С. Лихачёв.
В соответствии с этим содержание нравственно-патриотического воспитания дошкольников включает в себя:
1. знакомство с семьёй, ее историей, родственниками, семейными традициями, составление родословной; с городом, его историей, гербом, традициями, выдающимися горожанами прошлого и настоящего времени, достопримечательностями;
2. приобщение детей к культурному наследию,праздникам и традициям родного народа; народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм.
3. проведение целевых наблюдений за состоянием объектов в разные сезоны года, организация сезонного земледельческого труда в природе, посев цветов, овощей, посадка кустов, деревьев и другое;
4. организация творческой, продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных
Интенсивное изменение окружающей жизни диктует педагогу необходимость выбирать наиболее эффективные средства обучения и воспитания, требует использования новых технологий в воспитательно-образовательном процессе.
Говоря об инновационных технологиях в нравственно- патриотическом воспитании, хочу рассказать о тех, которые используем в своей работе- это технология проектного обучения, технология информационного обучения.
Использование технологии проектирования помогает в работе по данному направлению, так как является эффективным способом развивающего, личностно- ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка.
Организация проектной деятельности происходит с учетом возрастных возможностей дошкольников, их психических и индивидуальных особенностей, так с детьми младшего и среднего возраста проведенные проекты носили краткосрочный характер, например, проект «Осень разноцветная», «Птицы нашего края», «Русские сказки», в ходе которых пробуждали у детей интерес к природе родного края; к культурному наследию своего народа, развивали умение находить вокруг себя то, что достойно восхищения. В старшем возрасте проекты были познавательно- творческими. Так, при реализации проекта «День Матери» дети совместно с педагогами и родителями собирали информацию о своих родных с целью создания родословной семьи, готовили газеты «Традиции моей семьи», проект «Космос» познакомилс информацией о первом космонавте планеты, у детей появилось чувство гордости за нашу страну, а в процессе проекта «Великая Победа -70 лет» дети вместе с родителями узнавали исторические факты и события о своих родственниках, которые воевали, их наградах, подвигах.
Таким образом, в процессе проектной деятельности мы старались убедить детей, что любовь к Родине начинаете с малого - с любви к матери, с уважения к людям, окружающим тебя, с родного дома и березки под окном, с любимой сказки.
Технология информационного обучения-это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией. Технология мультимедиа помогает создать обучающую среду с ярким и наглядным представлением информации, что особенно привлекательно для дошкольников; обеспечивает доступ к гигантским объемам информации, хранящимся в различных уголках нашей планеты. Возможности данной технологии были использованы и в работе над проектами, например, мы с ребятами смогли увидеть уникальную видеозапись старта Ю.А.Гагарина, кадры, снятые на параде Победы 45-года, в ООД использовалась видеоэкскурсия по столице России и т.д. Таким образом, технология информационного обучения предоставляет неограниченные возможности, которые необходимо использовать.
Опыт работы в этом направлении показывает, что использование данных технологий способствует формированию у детей первоначальных представлений о родословной своей семьи, об истории города и страны, приобщению детей к культурному наследию, праздникам и традициям родного народа.
В заключении, хочу отметить, что работа по формированию чувства любви к родному краю, стране, более эффективна, если установлена связь с родителями детей. Родители вместе с детьми участвуют при проведении развлечений, в оформление фотовыставок и выставок детского и семейного творчества, тем самым способствуя воспитанию у детей привязанности и любви к своей семье, развивая чувство гордости за своих близких, что и является одной из основных задач нравственно-патриотического воспитания.
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 32»
Консультация для педагогов
Инновационные технологии в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников
Подготовила
воспитатель
Рябова Илона
Геннадьевна
г. Арзамас, 2018 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей : «НАРОДНЫЕ ИГРЫ В НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».
Консультация для воспитателей :«НАРОДНЫЕ ИГРЫ В НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»....
2018-2019 Консультация для воспитателей:"Музыка - как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников"
В помощь воспитателю....
Консультация для воспитателей «Музыка как средство нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста»
Дошкольный возраст – это основа общего развития ребёнка. Главные задачи воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольника:- сохранить лучшие качества в детях;- заложить нравственные осн...
Консультация для воспитателей «Роль музыки в нравственно – патриотическом воспитании дошкольников»
Консультация для воспитателей«Роль музыки в нравственно – патриотическом воспитании дошкольников»...
Консультация для воспитателей «ОРГАНИЗАЦИЯ ЦЕНТРОВ ПО НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ГРУППАХ ДОУ»
Воспитание у дошкольников чувства патриотизма - задача сложная и длительная. Любовь к семье, близким, детскому саду, стране имеет большое значение в развитии полноценного будущего гражданина. В какой ...
Консультация для воспитателей "Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников"
доклад+презентация...
Консультация для воспитателей «Центры краеведения в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников»
Консультация для воспитателей "Центры краеведения в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников"...