Непосредственная образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром "Весна. Перелетные птицы" для детей младшего возраста.
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа)

Цель: уточнять и расширять знания детей о перелетных птицах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Пукане» комбинированного вида г. Ядрина

Ядринского муниципального округа Чувашской Республики

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области

«Познавательное развитие» на тему «Весна. Перелетные птицы» для детей младшего возраста.

Разработала:

Воспитатель 1 квалификационной категории

Селиванова. Н. В.

Ядрин, 2024

Образовательные задачи:

Формировать представление  о перелетных птицах,  умение сравнивать их по внешнему виду и величине. Познакомить с птицей – жаворонок.

Активизировать словарный запас детей по теме, познакомить с новыми словами «стайка», «скворечник».

 Продолжать знакомить детей с характерными признаками весны.

Развивающие задачи:

Развивать интерес к природе, жизни птиц.

Развивать  приемы  зрительного наложения и восприятие, мышление и память;

Развивать общую и мелкую моторику детей.

Воспитательные задачи:

 Воспитывать бережное, доброе отношение к пернатым друзьям – птицам,  любовь к родной природе.

Форма организации детей: подгрупповая.

Виды деятельности: коммуникативная, игровая,  речевая, двигательная.

Оборудование:

  • Наглядный материал «Признаки весны» (солнце, проталины, сосульки, лужи, ручьи облака, деревья с почками).
  • Наглядный материал «Перелетные птиц» и их силуэты.
  • (грач, ласточка, жаворонок скворец ).
  • Магнитная доска (для иллюстраций с изображениями примет весны  и   птицами);
  • Картина с изображением гнезда.
  • Перышки, веточки, мох, лоскуточки.
  • Корзинка.
  • Игрушечная птичка.
  • Раскраски по количеству детей.

Музыкальный материал: запись «Голоса птиц весной».

Предварительная работа:

  • Наблюдение за птицами на прогулке;
  • Беседы с рассматриванием иллюстраций птиц;
  • Чтение рассказов «Почему у сороки такой хвост», сказок «Гуси – лебеди»;
  • Разучивание пословиц, поговорок, загадок о птицах;
  • Подвижные игры «Птицы в гнездышках», «Воробушки и автомобиль», «Вороны», пальчиковые игры «Воробьи»;
  • Дидактические игры «Один – много», «Кого не стало», «Найди двух одинаковых птичек», «Чье гнездо?»

Ход коррекционно-развивающей образовательной деятельности.

1 этап – Вводно - организационный

 Педагог:      Март в окошко - тук - тук-тук - постучал  негромко,

                       И сосульки, услыхав, зазвенели звонко.

                       И под эту музыку вдруг запели птицы,

                       И от этой радости голова кружится.

Педагог : - О каком времени года этот стишок? (ответы детей). Правильно, дети. 

Краткая беседа по опорным картинкам

(на доску выставляются поочередно картинки с признаками весны)

Педагог : - Все чаще повсюду стали слышны веселые перезвоны птичьих голосов. Одни птицы поют и радуются тому, что остались живы после холодной зимы. А другие сообщают всем о том, что они вернулись и принесли на своих крыльях весну.

 Педагог : - Ребята, как называют птиц, которые осенью улетают в теплые края, а весной прилетают обратно? (ответы детей).

 Педагог : - Как вы думаете, почему именно сейчас начали  возвращаться домой перелетные птицы? (ответы детей).

 Педагог : - Сегодня мы собрались встречать весну и ждать в гости первых  птиц.

2 этап – Основной

Слушание фонограммы «Голоса птиц».

Педагог: - Что вы слышите? Дети подтверждают, что голоса у птиц, действительно, радостные, а, главное, их очень и очень много: трудно сразу определить, кому он принадлежит.

Предлагаю определить их с помощью загадок, и рассмотреть иллюстрации с птицами.

Педагог: - Какие же птицы первыми прилетают в наши края (дети перечисляют). Сейчас проверим. Я буду загадывать вам загадки, если правильно ответите, то из моей волшебной корзинки вылетит птичка.

Педагог: - Слушайте внимательно.

1) Загадка:

 Солнце греет у порога

И растаяли сугробы,

Потекли рекой ручьи,

Прилетели к нам … Грачи. (ответы детей).

Педагог : Молодцы! (закрепляю на мольберт картинку грача). 

Самые первые к нам прилетают черные грачи. Они первые вестники весны. Грачи крупные птицы, покрыты черными перьями. У них крупный, немного изогнутый клюв. Грачи строят гнезда на деревьях. Питаются насекомыми, семенами.

Педагог : - Следующая загадка про птичку, которая прилетает за грачами.

2) Загадка:

Хочет – прямо полетит,

Хочет – в воздухе висит,

Камнем падает с высот,

А весной в полях поет (Жаворонок) (ответы детей).

 Педагог :- Правильно. (закрепляю на мольберт картинку жаворонка ). 

Жаворонок полевой – некрупная , величиной с воробья птица. Полевым он назван недаром, потому что свои гнезда он  располагает в полях и лугах  с высокой травой. Летает жаворонок высоко. Трели жаворонка можно услышать рано утром.

Педагог : - Вслед за жаворонком прилетает еще одна птица. Слушайте  загадку.

3) Загадка:

На шесте – дворец,

Во дворце – певец,

 А зовут его… Скворец (ответы детей).

 Педагог : - Правильно, это скворец (закрепляю на мольберт картинку скворца ). 

 Скворец небольшого размера. Перья  у него черного цвета с фиолетовым отливом и белыми крапинками. Клюв скворца крупный. На голове черный хохолок. Скворец живет в скворечнике. Питается скворец жуками, гусеницами, бабочками и другими насекомыми.

Педагог : - Слушайте внимательно!

4) Загадка:

Прилетает к нам  с теплом,

Путь проделав длинный.

Лепит домик подокном

Из травы и глины- ... Ласточка. (ответы детей).

Педагог : - Правильно, это ласточка (закрепляю на мольберт картинку ласточки). 

Ласточки –это небольшие птицы с небольшим размером крыльев. У нее спина окрашена в черный цвет, а ее брюшко – в белый, имеет широкую грудь, короткий клюв с широким основанием.

- Вот сколько много птиц прилетели к нам весной (обращаю внимание детей на мольберт).

Педагог: А как вы думаете, птицы прилетают с дальних краев по одной, стаями или парами? (ответы детей).

Педагог: Стайка - это сколько? (ответы детей).

Педагог: А сейчас предлагаю поиграть с нашими пальчиками.

Пальчиковая  гимнастика «Птичек стайка» (И. Токмакова)

Пой-ка, пой-ка, подпевай-ка

Десять птичек - это стайка (хлопать в ладоши):

Эта птичка - воробей, (загибать пальцы по одному, начиная с большого, сначала на правой руке, затем на левой)                                   

Эта птичка - соловей,

Эта птичка - совушка, сонная головушка.

Эта птичка - свиристель,

Эта птичка – коростель

Эта птичка - скворушка, серенькое перышко.

Эта - зяблик, эта - стриж,

Эта - развеселый чиж.

 Ну, а это - злой орлан

  Птички, птички, по домам! (спрятать руки за спину).

Педагог: Вот сколько много разных птиц прилетают к нам весной. И не сосчитать. Теперь проверю вас, хорошо ли  вы запомнили перелетных птичек

Игра «Собери разрезную картинку»

Каждому ребенку даются конверты с разрезными картинками с изображением птиц. По ходу выполнения с детьми задания закрепляется их названия. 

Педагог: Молодцы, ребята, справились с заданием. Предлагаю вам поиграть еще в одну интересную игру.

Дидактическая игра «Узнай перелетную птицу по силуэту?»

Раздать картинки с нарисованным силуэтом и образцом птиц.

Спросить детей ,тень какой птицы они нашли.

Педагог: Молодцы. Птицы очень благодарны людям, если после долгого и трудного перелета из далеких стран они находят на родине птичьи домики: есть где спрятаться от непогоды и вывести птенцов.

Педагог: -Дети, как можно помочь птицам, особенно тем, которые прилетели из далеких стран? (ответы детей: построить домики – скворечники)

Педагог: - Далеко не всем птицам хватает домиков, где же они будут жить? Послушайте загадку:

                       Без рук, без топоренка,

                       Построена избенка (Гнездо).

Педагог: А из чего же они строят себе гнезда?

(Обратить внимание детей на веточки, перышки, лоскуточки, лежащие на подносе)

Педагог: – Это хороший материал для постройки гнезда птичкам. Давайте вместе построим гнездышко для них.

Дети сообща делают  гнездышко и сажают в нее игрушечную птичку.

Педагог: -Молодцы, ребята. Какое большое и красивое  гнезда получилось. И птичке очень нравится.

Педагог:- Птицы – это важная часть природы. Они уничтожают насекомых вредителей, являются переносчиками семян растений. Приносят пользу и доставляют людям большую радость своим пением.

3 этап – Завершающий .

Дидактическая игра «Кто улетел?»

Педагог : - Ребята, а сейчас мы поиграем с нашими птицами в прятки. Вы закрываете глазки, и в это время одна из птичек улетит, вы должны угадать, какой же птички не стало.

Педагог по одному убирает с панно всех птичек, а дети отгадывают).

Игра повторяется до тех пор, пока не исчезнут все птички.

Педагог: - Вы молодцы, правильно отметили всех птичек. Наши перелетные птицы улетели на улицу, вить себе гнезда, вселятся в скворечники и радовать нас своим  пением.

Педагог: - Ребята, о чем мы сегодня говорили ? (ответы детей).

- Как одним словом назвать птиц, которые прилетают весной? (ответы детей)

- Какие птицы прилетают к нам весной из теплых стран? (ответы детей)

- Какая птица вам больше понравилась? Почему? (ответы детей)

- Какое задание было трудным? (ответы детей)

Педагог: - Помните, ребята!

Что птиц не надо ловить,

Надо птиц всегда любить.

Птичьих гнезд не разорять,

Зимою птицам помогать,

Их жалеть и оберегать.

Педагог: - Молодцы, ребята, вы сегодня хорошо занимались, старались, правильно отвечали на вопросы. И я хочу подарить вам раскраски с птицами, о которых мы сегодня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в группе детей старшего вазраста на тему «Зимушка - зима»

Тема: Зимушка – зимаПрограммное содержание: обобщить и систематизировать представление детей о характерных признаках зимы. Расширять и обогащать знания детей об особенностях зимних месяцев. Учит...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром детей старшего дошкольного возраста (старшая группа) «Перелетные птицы»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯпо ознакомлению с окружающим миромдетей старшего дошкольного возраста (старшая группа)на тему: ознакомления с природойТема занятия: «Перелетные птицы»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром для младшего дошкольного возраста. Тема: «Это чудо – вода»

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим. Тема: «Мой Ямал» старший дошкольный возраст.

Интеграция образовательных областей: «социально-коммуникативное развитие», «познание», «речевое развитие», «физическое развитие», «художественно-э...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром на тему «Перелетные птицы» для детей средней группы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениецентр развития ребенка - «Детский сад №239»(МБДОУ ЦРР – «Детский сад №239»)...