Проект "Маленькие огородники"
проект по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Богомолова Инга Владимировна

Познавательно - исследовательский творческий, групповой проект для детей 5 - 7 лет. Проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях на то, как ухаживать за растениями, на осознание значимости овощей в жизнедеятельности человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_malenkie_ogorodniki.docx46.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбиированного вида № 39»

Экологический проект

Тема:

«Маленькие огородники»

Воспитатель: Богомолова И.В.

Паспорт проекта

Тип проекта:

  • по методу – познавательно – исследовательский, творческий;
  •  по содержанию – ребенок и природа;
  • по характеру контактов – открытый, в ДОУ и за его приделами;
  • по количеству участников – групповой, дети 5-7 лет, их родители, воспитатели;
  • по продолжительности –   2,5  месяца с июня по август.

Актуальность темы проекта: Проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях на то, как ухаживать за растениями, на осознание значимости овощей в жизнедеятельности человека. Вся работа по проекту проходила в соответствии с требованиями предусмотренными программой «Детство».

Новизна проекта: состоит в систематизации, углублении, обобщении личного опыта ребенка: в освоении новых, сложных способов познавательной деятельности, в осознании связей и зависимостей природных явлений условиями выращивания огородных культур в открытом грунте, в обычных условиях.

Проектная идея: создать огород на участке детского сада, и получить урожай овощей, выращенных самими дошкольниками.

Цель проекта: формировать мотивацию у детей на здоровый образ жизни посредством постановки и решения проблемы в процессе познавательной активности.  

Задачи проекта:

1.        Заинтересовать детей перспективой выращивания овощей, дать представления об условиях, необходимых для наиболее быстрого прорастания посевов.  

2.         Развивать у детей интерес к своему здоровью и окружающих, а также к условиям сохранения и укрепления здоровья посредством организации здорового питания.

3.         Углублять и систематизировать у детей знания о разновидностях, внешнем виде, свойствах  и пользе овощей для здоровья человека.

4.         Воспитывать интерес к природным объектам, культурным растениям; желание помогать, родителям выращивать полезные продукты.

Социальная значимость: проект направлен на бережное и заботливое отношение к своему здоровью.

Особенности проекта: выращивание огородных культур является важным фактором  для физического, экологического и трудового воспитания детей.

 Возможные риски проекта:  Посадка рассады огородных культур возможна только в середине июня. Гибель высаженной рассады вследствие частых холодных ветров и дождливого  холодного лета. Нехватка тёплого периода для созревания.

Проект отличается творческим подходом и строится на следующих принципах:

  • Принцип природосообразности предусматривает организацию педагогического процесса в соответствии с законами природы, ее ритмами, циклами.
  • Принцип проблематизации заключается в создании условий для постановки и решения проблем, введения в мир человеческой культуры через ее открытые проблемы путем повышения активности, инициативы ребенка в их решении.
  • Принцип опоры реализуется в органической связи игры с другими специфически детскими видами деятельности (изобразительной, конструктивной, музыкальной, театрализованной и др.) которые взаимодействуют и обогащают друг друга.
  • Принцип сотрудничества и сотворчества предполагает единение взрослого и ребенка как равноправных партнеров, обеспечивает возможность саморазвития каждого, диалогичность взаимодействия, преобладания эмпатии в межличностных отношениях.
  • Принцип учета возрастных особенностей позволяет рассматривать различные проблемы на доступном уровне, а затем возвращаться к раннее изученному материалу на новом, более высоком уровне.
  • Принцип развития личностных качеств ребенка направлен на формирование позитивного, уважительного отношения к родному краю, его жителям, труду.

Прогнозируемый результат

Для педагогов:

  • Расширение связей специалистов в ДОУ.
  • Способы оценки успешности: наблюдения, беседы, опыты.

Для воспитанников:

  • Расширение знаний и представлений у детей о процессе посадки и выращивании растений.
  • Экспериментальным путем выяснить, как из семян появляется плод.
  • Развивать чувство общности детей в группе и навыки сотрудничества.
  •  Дети познакомятся с культурными   растениями.
  • С помощью опытнической работы дети получат необходимые условия для роста растений.
  • С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и разнообразие посевного материала.
  • У детей будет формироваться бережное отношение к растительному миру.
  • Формирование у детей уважительного отношения к труду.
  • Создание на участке огорода на грядках.
  • Активное участие родителей в реализации проекта.
  • Получить урожай гороха, лука, фасоли, томатов,  капусты, картофеля, выращенных самими дошкольниками.

Для родителей:

  • Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада.

Интеграция образовательных областей:

Этапы реализации проекта:

                                                                                                                                             

пп

Мероприятия

Цель

Сроки

Реализации проекта

1

Беседа с родителями «Знакомство с проектом», анкетирование.

Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта.

1-я неделя

2

Разработка плана реализации проекта.

Спланировать работу над проектом по этапам.

1-я неделя

3

Подбор и анализ литературы, информации с интернет ресурсов об овощах и способах их произрастания 

Создать методическое обеспечение проекта.

1-я неделя

4

Подбор семян для посадки на огороде, приобретение необходимого оборудования.

Обеспечить практическую часть проекта.

1-я неделя

5

Консультации для родителей «Зеленый мир на окне»

«Как приучить ребёнка есть овощи»

«Польза семечек подсолнечника для здоровья»

«Трудовое воспитание  ребёнка в семье»

«Овощи и фрукты -ценные продукты»

Просвещать родителей по теме.

1-8 неделя

6

Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала.

Создать условия для реализации проекта.

1-я неделя

7

Оформление грядок

Вскопать грядки

2-я неделя

8

Рассматривание книг, энциклопедий иллюстраций о культурных растениях.

Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять знания о видах растений.

На протяжении всего проекта

9

Дидактические игры:

«В огороде у  козы Лизы»

«Весёлый клоун»

Лото «Мир растений»

«Волшебный мешочек»

«Четвёртый лишний»

«Чего не стало»

Расширение словарного запаса, классификация растений по месту произрастания (различие овощей и фруктов).

На протяжении всего проекта

10

Сюжетно-ролевые игры : «На даче», «В магазине», «Поливаю огород», «Засолка на зиму».

Развитие игровой деятельности.  Знакомство детей с разнообразием фруктов и овощей.

На протяжении всего проекта

11

Беседа с детьми о том, что такое огород и что на нём растёт.

Расширять кругозор детей  о культурах растущих на огороде.

2-я неделя

12

Рассматривание   семян через лупу, увеличительное стекло.

Дать понятие о том, что форма и количество семян у разных растений разное. С помощью лупы определить, что помогает перезимовать семенам.

2-я неделя

13

Экспериментальная деятельность «растение - земля»

Выявить свойства земли (черного цвета, рыхлая, сыпучая)

2-я неделя

14

Практическая деятельность: посадка семян укропа,  свеклы; высадка рассады астры, перец, томат, капусты.

Вызвать интерес к выращиванию огородной культуры. Настроить детей на длительный уход за растениями и наблюдение за их ростом

2-я неделя

15

Разучивание потешек, пословиц, поговорок, песен,  связанных с огородом, овощами.

Познакомить с фольклорными произведениями, развивать речь, фантазию.

2-8

неделя

16

Практическая деятельность: посадка семян гороха, фасоли, картофеля.

Вызвать интерес к выращиванию огородной культуры. Настроить детей на длительный уход за растениями и наблюдение за их ростом.

3-я неделя

17

Опыт – наблюдение  за всходами и ростом овощных культур.

Формировать умение  детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих семян.

3-я неделя

18

Совместный с детьми уход за огородом на участке: полив, рыхление земли, прополка от сорняков, уборка пожелтевших листьев, прореживание свеклы.

 Формировать  у детей  элементарных знаний  о выращивании овощей на огороде, в открытом грунте, развитие познавательных интересов, формирование исследовательских навыков, воспитание у детей умения наблюдать, делать выводы.

3–9

неделя

19

Рассматривание муляжей овощей и фруктов, уточнение формы, цвета.

Формировать представление детей об овощах и фруктах.

3–я неделя

20

Экспериментальная деятельность – «Что прорастет?»

Определить какое семя фасоли прорастет в одинаковых условиях посадки, месте прорастания, ухода (очищенное и неочищенное, сырое семя, пророщенное, жареное).

3–я неделя

21

Экспериментальная деятельность «семена – вода»  (на примере картофеля, пшеницы, гороха)  

Учить детей замечать изменения, которые происходят у замоченных  семян. Определить значение воды в жизни растений.

3-8  неделя

22

Экспериментальная деятельность «растение - человек»

Выявить насколько растения нуждаются в уходе человека.

4-6 неделя

23

Беседа «Проросшие семена подсолнечника на  подоконнике  переносятся на участок детского сада».

Настроить детей на дальнейшую деятельность по посадке пророщенных подсолнечников  на участок д\с..

4-я неделя

18

Труд в природе

Пересадка подсолнечника на грядки участка. Формировать интерес к результату своего труда.

4-я неделя

19

Беседа «Семена гороха и картофеля с подоконника  переносится на участок детского сада».

Настроить детей на дальнейшую деятельность по посадке пророщенных клубней картофеля и гороха на участок д\с.

4-я неделя

20

Труд в природе

Подготовить грядки на участке  к высадке картофеля, гороха, осуществить высадку, формировать интерес к результату своего труда.

4–я неделя

21

Экспериментальная деятельность «растение - свет» (на примере выращивания гороха)

 Определить роль солнца в жизни растений.

4-я неделя

22

Экспериментальная деятельность «растение - вода» (на примере выращивания лука)

Выявить насколько вода необходима для роста растений.

5-я неделя

23

Употребление  выращенных плодов  «Наш урожай!»

Употребление выращенных плодов, зелени.   Формировать интерес к результату своего труда.

6-8 неделя

24

Художественно - эстетическое развитие

«Лепка подсолнуха с использованием природных материалов»

Развитие продуктивной деятельности детей, детского творчества в художественном конструировании; Формирование трудовых умений и   навыков,         адекватных   возрасту воспитанников,   трудолюбия;

6-я неделя

25

  Художественно – эстетическое развитие «Аппликация –консервируем овощи»

Развивать эстетическое восприятие; Формировать образные представления; Развивать знания об овощах, способах их приготовления.

7-я

неделя

26

Физкультурный досуг на улице  «Овощи»

Повышать уровень познавательной активности и интеллекта ребёнка, интерес,  внимание к окружающим предметам.

8-я

неделя

27

Оформление выставки рисунков «Вырастили своими руками»

Вызвать положительные эмоции, чувство радости.

9-я неделя

28

Фотовыставка «Маленькие огородники»,

 

Отразить результаты проектной деятельности  в виде творческих фото-коллажей родителям.

9-я неделя

29

Анализ результативности

Подготовка итоговой справки самоанализа.

9-я нделя

30

Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации,  информационной папки.

Обобщение результатов  подготовленного материала по проекту.

10-я неделя

По  реализации проекта «Маленькие огородники», в номинации «Огород на участке» были получены следующие результаты:

  • Дети познакомились с  культурными огородными растениями.
  • У детей сформировался  интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных огородных  растений в открытом грунте.
  • В результате практической и опытнической деятельности дети получили представления о  необходимых условиях  для роста растений.
  • Дети увидели многообразие посевного материала.
  • Дети стали бережнее относиться к растительному миру.
  • На прогулочном участке  создан огород.
  • Дети стали более уважительно относиться к труду.
  • Родители приняли активное участие в проекте «Маленькие огородники».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация ФГТ в ГБДОУ. ПРОЕК "Маленькие огородники."

Экологический проектСоздать в дошкольном учреждении условия для подготовки детей в летний период к обучению основам экологии, природопользования;*сформировать представление о необходимости бережного и...

Проект "Юные огородники"

Данный проект для детей старшего дошкольного возраста. Как-то весенним днем в гости к ребята пришли куклы "Театра овощей". Они так нахваливали себя, что ребятам захотелось создать свой "Огород на пода...

Проект "Маленькие огородники"

Цель проекта:- создать в дошкольном учреждении условия для детей 4 -5 лет в летний период для занятий огороднической деятельностью,- поощрение стремления оказывать посильную помощь родителя...

Сценарий осеннего праздника для детей младшей группы "Заяц - огородник"

Сценарий осеннего праздника для детей младшей группы детского сада....

Конспект игрового сеанса структурного подразделения ЦИПР "Заяц огородник"

Конспект игрового сеанса для детей от 1 до 2 лет с использованием музыкальных инструментов, игрушек би-ба-боЦель: формировать интерес детей к музыкеРазвивающая задача: вызвать эмоцианальный отклик на ...

Зайка-огородник

конспект логопедического занятия с элементами логоритмики...

презентация "Зайка-огородник"

презинтация к логопедическому занятию "Зайка-огородник"...