Проект 12.05.2020 год
проект по окружающему миру (средняя группа)
Предварительный просмотр:
ГБОУ Школа 460 д.о. «Цветущий сад»
ПРОЕКТ:
««Ознакомление с родным городом, как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»»
Подготовила: Османова М.М.. воспитатель гр №4
Название проекта: «Ознакомление с родным городом, как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
Участники: дети, воспитатели и родители.
Длительность проекта: долгосрочный (Сентябрь-май 2019/2020 год).
Цель проекта:
Актуализировать и дополнить знания детей о родном городе, его истории и достопримечательностях. Активизировать в речи соответствующие понятия, обогащать словарный запас. Способствовать становлению продуктивных детско–родительских отношений в совместной творческой деятельности.
Основные задачи проекта:
1. Уточнить знания детей о названии родного города.
2. Познакомить детей с самыми главными достопримечательностями города.
3. Воспитывать любовь к родному городу и чувство гордости за него, желание сделать его ещё красивее.
4. Познакомить детей с близлежащими к детскому саду улицами, сказать, как называется улица, на которой расположен детский сад
Проблемная ситуация:
Родина – это родимая земля, страна, в которой человек родился. Наша родина – Россия. Велика Россия, богаты её земли. Много в ней деревень и городов. Мы живём в городе Москве – это столица нашей родины России. За что мы гордимся своим городом? Немало замечательных людей принесли славу московской земле. Москва – крупнейший промышленный и культурный центр. Здесь много фабрик и заводов, театров, музеев, библиотек. Лучшее в мире метро.
Москва – крупный научный центр. В городе много институтов и университетов. В них готовят инженеров, учителей, врачей, агрономов и других специалистов. Наша задача воспитать у детей любовь к родному городу, гордиться, что мы живём и работаем здесь. Вырасти большими, и сделать его ещё красивее
Ожидаемые результаты:
Дети узнают свой домашний адрес, адрес детского сада. Смогут рассказывать о своём районе, городе.
Смогут называть памятники города, его достопримечательности.
Риски: Непостоянство состава детей в течение непосредственно образовательной деятельности.
Пути преодоления: Индивидуальная работа с отсутствующими детьми, изготовление памяток для родителей по итогам проекта.
Этапы реализации проекта
I. Подготовительный этап
- создание необходимых условий для реализации проекта:
- постановка целей и задач;
- создание условий для реализации проекта;
- подбор познавательной, художественной литературы;
- проведение бесед;
- подготовка атрибутов для игр, занятий.
II. Основной (практический этап)
- реализация основных видов деятельности по проекту.
Познание :
расширить кругозор, формировать потребность делиться знаниями.
Социально – коммуникативное развитие:
Художественное творчество
Совместная работа с воспитателем
Чтение художественной литературы
Музыка
Игровая деятельность
Театрализованные игры, этюды.
Безопасность
Самостоятельная деятельность:
Совместная работа с родителями
Итоговое мероприятие –
способствовать установлению тесных эмоциональных контактов между детьми, родителями и воспитателями.
Занятия:
- «Город чудный – город древний – город мой Москва».
- «Как в Москве учились».
- «Кремль белокаменный»
- «Кремль красно каменный, его башни, вооружение».
Беседы:
- «Мой город»,
- «Путешествие по улице города»,
- «История возникновения города»,
- «Почему так названа твоя улица?»,
- «Что я сделаю для города, когда вырасту»,
- «Народы, живущие в Москве»,
- «Трудовой подвиг москвичей в годы Великой отечественной войны»
- «Наши славные земляки».
Рассматривание иллюстраций, открыток с видами родного города.
Разговоры с детьми, где были с родителями, что видели, что понравилось.
Заучивание домашнего адреса.
Составление альбома «Мой город».
Поездка с родителями (в парк, пляж, сквер, цирк, музей и т. д.).
Рассказы детей о достопримечательностях нашего города.
- Рисование:
- «Наш любимый детский сад»,
- «Дома на нашей улице»,
- «Город осенью»,
- «Стены древнего Кремля».
- «Праздничный салют над Москвой»
Лепка:
- «Дом будущего».
- «Царь колокол» - плоскостная лепка.
- «Царь пушка» - плоскостная лепка
Аппликация:
- «Дом, который я мечтаю построить».
- «Улица, на которой мы живем» - коллективная работа»
- Оформление альбома «Мой город».
- организовать выставку детских рисунков о Москве.
- Просмотр презентации «Любимый город мой – Москва»
Художественный – ручной труд:
- конструирование из бумаги «Стены древнего Кремля» - коллективная работа.
- Подготовка к проведению досуга «Приходите в гости к нам, Москвичам»
- А. Барто «Я живу в Москве»
- Н. Сахонская «Песенка о метро»
- А. Прокофьев «Моя Москва»
- И. Векнигонова «Москва»
- Н. Кончаловская «Славен град Москва»
- Ф. Глинка «Москва»
Московский гимн.
Песни:
- О. Газманов «Москва»
- Ю. Антонов «Улицы московские»
- Б. Окуджава «Песня об Арбате»
- муз. А Петрова, сл. Шпаликова «Я шагаю по Москве»
Дидактические игры:
- «Найди знакомое место в городе»,
- «Что лишнее?»,
- «Собери новый аттракцион для парка»,
- «Путешествие по городу»,
- «Достопримечательности города».
- «Знаешь ли ты свой город»
- «Узнай, где я нахожусь»
Сюжетно – ролевые игры:
- «Мы строим город»
- «Почта»,
- «Путешествие по городу»,
- «Новостройки города».
- «Гости Москвы»
Проблемная ситуация:
- «Зачем нужно знать свой домашний адрес?
- «Посиделки».
- «Именины и хлебосольство»
Беседы:
- «Опасность на улицах города»,
- «Знаешь ли ты свой домашний адрес, телефон.
- «Можешь ли ты объяснить, где живёшь?»,
- «Безопасное поведение дома».
- Рассматривание альбома, фотографий, иллюстраций, открыток с видами родного города.
- Консультирование родителей о целях и задачах проекта.
- Помощь в создании предметно – пространственной развивающей среды.
- Помощь в подготовке к проведению досуга На тему «Приходите в гости к нам Москвичам»
Посещения:
- Экскурсия на Красную площадь,
- Посещение зоопарка,
- Индивидуальная беседа с родителями на тему: «С какими достопримечательностями познакомить детей»
- Совместная подготовка к проведению досуга «Приходите в гости к нам, Москвичам»
Досуг: «Приходите в гости к нам, Москвичам»
Цели:
- Закреплять и продолжать знакомство детей с бытом и традициями русского народа в быту.
- Познакомить со старинным русским обычаем – гостеприимством.
- Учить детей накрывать на стол. Распределять роли. Нести ответственность за порученное дело.
- Воспитывать у детей умение встречать гостей с шутками, прибаутками, быть гостеприимными.
- Воспитывать гордость за свой народ и то, что мы – Россияне.
Материалы: Предметы для украшения группы под горницу: сундук, глиняные изделия, деревянная посуда, вышитые полотенца, салфетки, скатерти; несколько сортов чайной заварки, заварной чайник, чайник с горячей водой; блюда с пирогами, сушками, калачами, блинами, медом, вареньем.
III. Заключительный этап
Подведение итогов проекта:
- организация выставки детских рисунков «Мой город Москва»
- подготовить фото отчёт о проделанной работе
Результаты проекта:
Проект «Мой любимый город Москва»
Дети:
- Проявили большой интерес изучению истории своего родного города.
- Дети получили ответы на интересующие вопросы и составили рекомендации:
- Всем людям необходимо бережно относиться к своему городу, его природе, историческим памятникам.
- Знать историю города, района, улицы, на которой живут.
- Любить свой край, любить город, природу!
4. - Продолжают самостоятельно подбирать фотографии, вырезки из газет, журналов о своем городе.
Родители:
- Несколько родителей вместе с детьми совершили экскурсию на Красную площадь, посетили зоопарк.
- Помогают детям с подбором материалов для альбома о Москве.
В основе заключительного этапа лежит итоговое занятие – досуг «Приходите в гости к нам, Москвичам». Дети закрепили знания об истории своего города, об его красоте и значении для всей страны. Во время проведения проекта воспитывалось бережное отношение к городу, желание беречь и защищать и преумножать его красоту.
Проект позволил детям расширить знания о природе родного города. Вспомнили и закрепили правила этикета.
Знания, которые дети получили в ходе проекта, вызвали у детей интерес к тому, чтобы узнать больше о городе , в котором они живут. Они стали гордиться тем, что живут в столице своей родины – Москве.
Литература:
- Г.Н. Данилина «Дошкольнику – об истории и культуре России». АРКТИ.2004.
- «Сердце России – Москва» Белый город. 2001.
- «Детская энциклопедия» - «Московский Кремль» Аргументы и факты № 5 2001.
- Н.В. Алешина «Патриотическое воспитание дошкольников» УЦ перспектива Москва 2008.
- Т.А. Александрова, С.Б. Резников «Москвоведение» (Краткий справочник) «АНТАРЕКС»
- Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова «Мы живем в России» Москва 2007г.
- Т.В. Смирнова, Т. Ю. Филиппова «Дошкольникам о Москве и родной стране» Москва 2010г.
Итоговое мероприятие с родителями
Тема: «ПРИХОДИТЕ В ГОСТИ К НАМ, МОСКВИЧАМ».
Образовательные области:
- Познание.
- Чтение художественной литературы.
- Музыка.
Цели:
- Закреплять и продолжать знакомство детей с бытом и традициями русского народа в быту.
- Познакомить со старинным русским обычаем – гостеприимством.
- Учить детей накрывать на стол. Распределять роли. Нести ответственность за порученное дело.
- Воспитывать у детей умение встречать гостей с шутками, прибаутками, быть гостеприимными.
- Воспитывать гордость за свой народ и то, что мы – Россияне.
Материалы:
Предметы для украшения группы под горницу: сундук, глиняные изделия, деревянная посуда, вышитые полотенца, салфетки, скатерти; несколько сортов чайной заварки, заварной чайник, чайник с горячей водой; блюда с пирогами, сушками, калачами, блинами, медом, вареньем.
ДОСУГ
Досуг проводится в группе, украшенной в стиле русской избы. Накрыты столы. Досуг проводит воспитатель. Ему помогают «хозяин» и «хозяйка». Эти роли играют дети, переодетые в русские костюмы.
К детям и гостям (родители и сотрудники) выходят «хозяйка» и «хозяин». Они кланяются всем и приглашают их в гости
-Добро пожаловать, гости дорогие!
Дети, гости кланяются «хозяевам» и проходят в горницу, рассаживаются за столы. «Хозяин» сидит за столом на самом видном месте, а «хозяйка» сидит рядом с гостями.
«Хозяин» угощает всех хлебом и солью, приговаривая: «Отведайте наш хлеб, да соль».
Гости начинают угощаться, а воспитатель, отведав хлеб, да соль начинает разговор о хлебе. Спасибо, ребята, очень вкусное угощение! А вам, понравилось? (Обращение ко всем присутствующим). Мне очень. А вы знаете, что в старину к хлебу относились свято. Хлеб можно было брать только чистыми руками. Хлеб нельзя было выбрасывать, а если хлеб уронят, то тут же его поднимут, поцелуют и попросят прощения. Крошки со стола собирали в ладошку и в рот. Вот так уважительно относились к хлебу. А как вы отнеситесь к хлебу? Дети начинают рассказывать. Молодцы, ребята! Только, когда будете, есть хлеб, помните о том, как много людей трудится над тем, чтобы его вырастить, сделать муку, и выпечь. Сколько надо приложить сил и умений, чтобы хлеб попал к нам на стол.
Встает «хозяйка» и подает другое блюдо – кашу, приговаривая: «Отведайте наше угощение, гости дорогие».
Воспитатель продолжает свой рассказ об обычаях, говорит о том, что
отказываться от угощения нельзя, иначе обидишь хозяев.
В старину любимыми блюдами были каша, квашеная капуста, репа пареная.Эти блюда ели и в обычные дни и, в праздничные. Очень любили щи. А вы, гости дорогие, любите щи. Молодцы! Так знайте же, что у богатых людей, были «богатые» щи, а у бедных «пустые щи» на воде. Хорошая или плохая хозяйка в доме можно было узнать потому, как она готовит. В старину говорили так: «Не та хозяйка хороша, что красиво говорит, а та, что хорошо готовит».
А теперь, дорогие гости, давайте вспомним пословицы о репе, капусте, хлебе, ведь они были постоянно на столе у наших предков.
Пословицы:
- Проще пареной репы.
- Каша – мать наша.
- хлеб да вода – молодецкая еда.
- Если хлеба ни куска – так и в тереме тоска.
Воспитатель объясняет смысл пословиц. Например, без каши, как без мамы не обойтись. И так далее. А какие каши вы знаете, дети? Молодцы, много каш знаете. Но были еще и такие каши как каша из рыбы, и называлась она «сельдяная», «осетровая». Были каши и из овощей – «тыквенная». Такую кашу готовят по сей день.
Были и особенные блюда. Их любили все. Подавали их в праздничные
дни. Дорогая «хозяюшка», чем ты, сегодня нас можешь порадовать? (Хозяюшка подает блины).
Воспитатель приговаривает:
Тин – тинка, подай блинка,
Оладьишко – прибавышко,
Масляный кусок.
Тетушка не скупись.
Масленым блинчиком поделись
Угощайтесь гости дорогие.
(Дети и взрослые едят блины, запивая чаем).
В это время воспитатель обращает внимание детей на то, что так принимать гостей могли только богатые люди. Но и бедные люди были гостеприимными хозяевами. Делились с гостем и куском хлеба, и чашкой воды, никогда ни в чем не отказывали гостю.
Послушайте, что об этом говорят русские пословицы:
- «Что есть в печи – на стол мечи».
- «Гость доволен – хозяин рад».
- «Гостю щей не жалей, погуще налей».
А теперь я предлагаю вам поиграть в русскую народную игру «Ручеек».
Правила игры: Дети со своими родителями становятся парами, поднимают руки вверх – делают ворота; последняя пара проходит в ворота и становится первыми. И так все по очереди становятся первыми. Игру проводят под русскую народную песню «Во поле береза стояла». Предложить под эту же мелодию поводить хоровод.
После этого гости благодарят «хозяев» за хлеб – соль, кланяются в пояс и уходят.
Литература
Толстой Л.Н. «Рассказы для самых маленьких».
Сурикова Н. Стихотворение «Детство».
Русские народные сказки, поговорки, пословицы, загадки.
Журнал «Ребенок в детском саду» № 4, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект Зимние чудеса 2020
Работа над проектом позволяет в условиях воспитательно – образовательного процесса ДОУ расширить, обогатить, систематизировать и творчески применить знания детей о сезонных изменениях в зи...
Мой успешный проект. Воспитатель года 2020 г.Жигулевск
Задание 2. «Мой успешный проект»Демонстрация конкурсантом компетенций в области представления опыта проектирования педагогической деятельности с использованием информационно-коммуникационн...
Конкурс экологических онлайн проектов "Зеленая весна 2020"
Краткое описание проектаПроект направлен на формирование у дошкольников элементарных представлений о природе, жизни растений и их взаимосвязи в условиях самоизоляции и дистанционного обучения посредст...
Проект "Уголок Крыма" 2020 г.
Тип проекта: познавательный.Цель: создать условия для организации совместной деятельности детей, педагога и родителей для формирования знаний дошкольников о Крыме....
Отчет о реализации проекта «Уголок Крыма» 2020 г.
Отчет о реализации проекта "Уголок Крыма"...
Проект для районного конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников «Почемучка – 2020» Тема: «Почему молоко белое, если корова ест зеленую траву.»
Проект для районного конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников «Почемучка – 2020» Тема: «Почему молоко белое, если корова ест зеленую траву.»...