Народная игрушка
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Грабова Евгения Сергеевна

Цель занятия: формировать представление о народных игрушках, приобщать к традициям русского народа

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению дошкольников с предметным и окружающим миром на тему: «Народная игрушка»

Цель: формировать представление о народных игрушках, приобщать к традициям русского народа, развивать внимание, речь, расширять словарный запас, продолжать знакомить с устным народным творчеством.
Задачи:
Воспитательные:
• Формировать представление о народных игрушках. Приобщать детей к традициям русского народа; продолжать знакомить с устным народным творчеством;
Обучающие:
• Познакомить детей с русскими народными игрушками; учить различать их по форме, цвету, узору.                                                                                                              
Развивающие:
• Развивать творческое восприятие, воображение, память, речь, внимание, наблюдательность, целостное зрительное восприятие окружающего мира.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Физическое развитие».                    
Материалы и оборудование: матрешка, тряпичные куклы, дымковская барышня, деревянные ложки, свистульки, иллюстрации с изображением дымковских, филимоновских, городецких игрушек, предметные картинки «Народные промыслы», презентация «Народная игрушка».                                                                 Предварительная работа: чтение русских народных сказок, потешек, закличек, проведение подвижных игр в народном стиле, рассматривание иллюстраций «Народные игрушки».                                                                                              Технологии: здоровьесберегающие, информационно - коммуникационные, игровые.

Словарная работа: мастера-умельцы, ярмарка, изделия, свистульки, «безликие куклы», подручный материал, древние обряды, гончар.

Ход НОД:

-Ребята, вы любите игрушки?

-Да.

-А что вы с ними делаете?

-Играем.

- А где ваши родители берут игрушки?

-Покупают в магазине.

-А раньше игрушки для своих детей родители делали сами из подручных материалов или покупали на ярмарке. Сегодня я хочу познакомить вас с очень интересными игрушками, а какими, вы узнаете, разгадав мои загадки:

Друг другу улыбаются, 
Одна в другую ставятся, 
Деревянные, как ложки! 
Знаешь, кто это?
(Матрешки) 

Воспитатель: Верно! Это матрешки! (Показ матрешки, показ слайда 1).

-Из чего сделана матрешка? (из дерева)
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что для изготовления матрешек мастера используют липу, березу, лиственницу. Для работы мастера берут самую качественную древесину, без сучков и трещин. А сейчас, давайте рассмотрим матрешек.
Матрешка- старинная традиционная народная игрушка. Её не случайно называют народной, почему? (ответы детей)

-Правильно, потому, что она сделана добрыми руками русских людей.
-Ребята, посмотрите, сколько здесь матрёшек?(много)
-Какая она? (нарядная, расписная, красивая)
-Почему она расписная? (потому что ее расписывают, раскрашивают, сарафан украшен цветами). Послушайте стихотворение об этой игрушке:

Я с таинственной игрушкой 
Заигралась допоздна, 
Разбираю, собираю, 
То их восемь, то одна. 
Ростом разные подружки, 
Но похожи друг на дружку. 
Все они сидят друг в дружке, 
А всего одна игрушка. 

Воспитатель:  Давайте посмотрим, что еще продавали на ярмарке.
Посмотрите, какие игрушки! (Показ слайдов дымковских игрушек 3-7).
Весёлая белая глина,

Кружочки, полоски на ней,

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней.

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

Собаки, гусары и рыбки,

А ну, отгадайте, кто я?

(Дымковская игрушка)

Игрушки не простые, 
А волшебно расписные. 
Белоснежны, как березки, 
Простой, казалось бы узор, 
Но отвести не в силах взор. 
Это, ребята, дымковские игрушки. 

Воспитатель: На низком берегу реки Вятки расположилась старинная слобода под названием Дымково. (Показ слайда 8). Здесь русские мастерицы длинными зимними вечерами лепили разнообразные игрушки: коней, оленей, птиц, индюков, барышень. Посмотрите, над каждой избой поднимается голубой дымок над трубой. Оттого, наверное, и назвали деревню Дымково, а игрушки – дымковскими. Обратите внимание - лепили их из глины, сюжеты для игрушек брали на улице. -А для чего лепили!? -Чтобы украсить свой дом, порадовать друзей, детей).
-Глину привозили весной и хранили ее до осени. Затем ее замачивали, лепили игрушки, обжигали в печи и опускали в ведро с разведенным на молоке мелом. Расписывали. Краски брали самые яркие. -Какие!? -Красные, желтые, синие, зеленые. 
-Назовите элементы узора (круг, точки, кольца, полоски, волнистая линия)
Сверху покрывали белком яйца. Ни одна поделка не повторялась.

Физминутка:

Хлопают в ладошки

Дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)

На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)

Топают матрешки. (Топают ногами)

Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)

Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)

Еще на ярмарке продавали филимоновские игрушки. Зародилась эта игрушка в Тульской области. А свое название получила от деревни Филимоново. (Показ слайдов 9-12).

Кто и когда сделал здесь первые игрушки неизвестно, известно только, что делают их испокон веку. Одна из легенд рассказывает, что пришел в эти места гончар Филимон, обнаружил залежи отличной глины и начал лепить из нее горшки да игрушки. Место, где он поселился, так и прозвали Филимоново.

Есть даже сказка «Про деда Филимона»: шёл дед по дороге. С горы на гору поднимался, с холма на холм. Шёл, он шёл дремучими лесами, солнышко ярко светило. Жарко стало, а тут и ручеёк. Присел он на камушек, а тут и глина. Повертел он её - в руках - получилась птичка, проткнул дырочки - запела птичка. Так с тех пор и повелось «глиняное дело».

-Известный народный промысел – Городецкая игрушка. (Показ слайдов 13- 16).

Эту удивительную деревянную игрушку делают в Горьковской области, городе Городце, отсюда и пошло название игрушки «Городецкая». Материалом для изделий служит древесина лиственных и хвойных пород.

Игрушки изготавливают на токарных станках, а также с помощью ножей.

Роспись выполняется масляными красками и нитрокрасками. При окончательной отделке изделие покрывают плотной и прочной пленкой лака. Обратите внимание, углы у игрушек заостренные. -Какие основные цвета преобладают в изделиях? (Ответы детей).

- Характерная особенность Городецкого промысла – исполнение рисунка на цветных фонах: желтом, зеленом, голубом.

Воспитатель: Вот какие разные игрушки бывают. Взрослые издавна делали для детей различные игрушки – забавы. Для этого подходил любой материал - из кусочка глины получалась свистулька, из деревяшки – занятные медвежата, курочки, стукалочки. А из остатков ткани рождались чудесные тряпичные куклы. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом.
(Показ слайда 17-19). Воспитатель: Тряпичная кукла была самой распространенной игрушкой. Кукол берегли: вырастает девчонка, становится мамой и передает свою куклу дочке. Тряпичная кукла жила в каждой семье. Дети делали их сами, они начинали «вертеть», т.е. делать куклу лет с пяти. Играя в куклы, девочки учились шить, вышивать, прясть.
Всех кукол наряжали в красивые платья, которые делались с особым смыслом – каждый наряд означал что-то своё. Но в любом наряде должен был присутствовать красный цвет. Красный цвет – цвет солнца, здоровья, радости, тепла, так же считали, что красный цвет оберегает от сглаза и бед.
(Показ слайдов 7- ). -Посмотрите внимательно на этих кукол, при их рассмотрении, кто-нибудь заметил одну особенность этих кукол? Чем они похожи? Что их объединяет?
-У кукол нет лица.
Все куклы делались безликими, т.е. не имели лица, считалось, что если у куклы нет лица, то никто не может навредить владельцу.
 Вот какие интересные куклы из тряпочек. -Ребята, кукла из тряпочек значит она какая? -Тряпичная.                                                                                                                                                              
Итог занятия:                                                                                                             Воспитатель:  Вот с какими интересными игрушками мы с вами познакомились, узнали из чего они сделаны.
Давайте вспомним с какими именно?                                                                                                     -Матрешкой, дымковской, филимоновской, городецкой, тряпичной.                                              -Из чего сделаны эти игрушки?                                                                                                                  - Из глины, дерева, ткани.                                                                                                                 -Что используют мастера- умельцы, чтобы игрушки стали красивые?                                     - Раскрашивают их красками.
-А как нужно относиться к игрушкам и труду народных мастеров?
-Бережно, аккуратно.
Воспитатель: Молодцы, будем играть с игрушками бережно и аккуратно.



Предварительный просмотр:

Конспект комбинированного занятия по развитию речи в младшей группе «Зимушка-зима»

Задачи:

1. Формировать правильное построение речи, учить верно отвечать на вопросы.

2. Развивать словарный запас путем изучения новых слов.

3. Развивать знания о времени года (Зима).

4. Побуждать детей к активному употреблению слов, обозначающих признаки предметов.

5. Учить рисовать предметы округлой формы, держать кисть и пользоваться гуашью.

6. Формировать интерес к участию в совместной деятельности.

Предварительная работа:

1. Беседа про Зиму.

2. Чтение сказок про "Зимушку-Зиму"

3. Рассматривание иллюстраций с зимней тематикой.

4. Разгадывание загадок о Зиме.

5. Рассматривание снеговика.

6. Настольная игра "Собери картинки"

Материалы и оборудование:

1. Игрушка снеговик

2. Сундучок

3. Картинки с загадками

4. Коробка-посылка

5. Снежки цветные

6. Цветные корзинки

7. Тонированная бумага голубого цвета

8. Гуашь белого цвета

9. Кисточки

10. Картинки с изображением снеговика по количеству детей.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, послушайте внимательно стихотворение, которое я вам сейчас прочитаю:

Уж ты зимушка-зима

Зима вьюжлива была

Все крутила, все мела

Примораживала

Калинушку с малинушкой

Заламливала

Всю травушку повызнобила

С шелковой травы, цветы

Повысушила

Воспитатель: О каком времени года говориться в этом стихотворении?

Дети: О зиме.

Воспитатель: Назовите мне, ребята, признаки зимы, которые вы знаете.

Дети: Холодно, снег, мороз, не так светит солнце, люди одеты в теплую одежду, теплые куртки, варежки, шапки и т. д.

Физкультминутка

На дворе мороз и ветер Дети топают ножками в такт словам

На дворе гуляют дети

Ручки, ручки потирают, Потирают одну ладонь о другую.

Ручки, ручки согревают. Дышат на руки.

Не замёрзнут ручки - крошки -

Мы похлопаем в ладошки. Хлопают в ладоши.

Вот как хлопать мы умеем,

Вот как ручки мы согреем!

Чтоб не зябли наши ножки,

Мы потопаем немножко. Топают ногами в такт словам.

Вот как топать мы умеем,

Вот как ножки мы согреем!

Воспитатель: (обращает внимание детей, что кто-то стучится) Посмотрим, кто пришёл? (заносит игрушку - снеговика и снеговик держит сундучок)

Снеговик: "Здравствуйте, ребята, я снеговик" (воспитатель имитирует голос снеговика)

Дети: "Здравствуй, снеговик"

Снеговик: Скучно мне стало на улице стоять, решил я к вам на занятия прийти. Я вам что-то принес. Мне на Новый год Дед Мороз подарил подарок - сундучок, сундучок этот непростой, он волшебный, в нем живут загадки.

Снеговик: (открывает сундучок и достает из него по одной картинки, на которых написаны слова - загадки).

Картинки:

1. белое покрывало всю землю одело (снег)

2. без досок, без топоров через речку мост готов (лед).

3. не ботинки, не сапожки, но их тоже носят ножки, в них мы бегаем зимой, утром в садик, вечером домой (валенки).

4. зимой в поле лежал, а весной в реку побежал (снег)

5. дали братьям теплый дом, чтобы жили впятером, брат большой не согласился и отдельно поселился (варежки).

Снеговик: Молодцы, ребята, все загадки отгадали.

Воспитатель: Нам, ребята, Дед Мороз посылку прислал (достает посылку, открывает её и достаёт из неё письмо, читает: Дед Мороз пишет, что решил с нами позабавиться, превратил белый снег в цветной. Он покрасил снежки в жёлтый и синий цвет и приготовил корзинки разного цвета. Дед Мороз пишет, что вы, ребята, должны собрать эти снежки в корзинки такого же цвета, как и снежки. Если мы правильно соберём их по цвету, то он превратит цветные снежки в настоящие белые.

Игра "Собери снежки"

Воспитатель: (разбрасывает снежки и на счет раз, два, три игру начни, дети начинают собирать снежки под весёлую аудиозапись, воспитатель вместе с детьми проверяет выполнение задания, исправляя ошибки.

Воспитатель: Ребята, проверим, все ли снежки лежат в своих корзинках? Смотрите этот снежок заблудился, давайте положим его в корзинку такого же цвета. (уносит корзинки в определённое место).

Воспитатель: Ребята, мы с вами собирали волшебные комочки, а настоящие у нас какого цвета?

Дети: Белого.

Воспитатель: Ребята, давайте мы не будем ждать, когда Дед Мороз превратит

цветные комочки в белые, а сами нарисуем настоящие белые снежки, а может кто-то из вас захочет нарисовать снеговиков-друзей нашего снеговика, чтобы ему не было больше скучно одному, и у нас будет много -  много снега, и мы будем радоваться зиме.

Дети приступают к рисованию. После того как дети нарисуют свои работы, воспитатель со снеговиком рассматривают рисунки. Показывают каждую работу детям и радуются вместе с ребятами.

Воспитатель: Пока вы рисовали Дед Мороз превратил цветные снежки в настоящие белые. (Воспитатель показывает корзинку с шариками из белой ваты)

Снеговик: Ребята, давайте с вами поиграем в снежки. (Под веселую аудиозапись дети играют в снежки)

Снеговик: Ребята, как хорошо и интересно мне с вами было, вы так хорошо отвечали, играли, рисовали. Мне пора, я ухожу. Но перед своим уходом, я хочу вам подарить вот эти картинки… (раздаёт картинки с изображением снеговика).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Русская народная игрушка. Богородская резьба. Дымковская игрушка".(Средняя группа).

Презентация "Русская народная игрушка. Богородская резьба. Дымковская игрушка" (Средняя группа) является дополнительным материалом к системе занятий по теме "Русские народные промыслы",  в з...

Проект по ознакомлению с народной игрушкой "Матрешка русская игрушка"

Проект " Матрешка русская игрушка" предназначен для I младшей группы. Цель его, развивать интерес у детей к народно-прикладному искусству....

Конспект НОД в средней группе "Дымковская игрушка – народная игрушка"

Конспект интегрированной образовательной деятельности (Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художестыенно-эстетическое развитие)...

Конспект НОД по ознакомлению с предметным окружением в старшей группе «Нарядные народные игрушки» (итоговое занятие, закрепляющее полученные ранее знания об игрушках).

Цели: 1. Воспитывать патриотизм, любовь к Родине через познание народной культуры.2. Дать представление о многообразии народных промыслов.3. Воспитывать бережное отношение к труду людей.4.  Разви...

Проект по приобщению детей младшего дошкольного возраста к народной игрушки "Народная игрушка"

Проект по приобщению детей младшего дошкольного возраста к народной игрушки "Народная игрушка"...

Конспект НОД в группе общеразвивающей направленности :"Народная игрушка -деревянная игрушка"

В данном конспекте дети знакомятся с изготовлением народной игрушки  ее мастерами ,закрепляют знания о  промыслах и   символе  России  -матрешке....