Викторина – развлечение: «Быт и традиции русского народа»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
(подготовительная группа)
Цель: Закрепить знания у детей о быте и традициях русского народа.
Задачи:
-Повторить пословицы и поговорки; сказки, загадки.
-Продолжать обогащать речь детей малыми формами русского фольклора.
-Развивать чувство товарищества.
Материалы и оборудование: иллюстрации, предметы быта и утвари, народные костюмы, обувь, головные уборы, картинки по сказкам.
Магнитная доска, листы бумаги, фломастеры, карандаши, разрезные картинки, проектор с презентацией для показа.
Эмблемы, листы бумаги, фишки.
Ход
На завалинках, в светелке
И на бревнышках каких
Собирали посиделки
Пожилых и молодых.
При лучине мы сидели
Иль под светлым небосводом,
Говорили, песни пели.
И ходили хороводом
А играли как! В горелки
Словом эти посиделки
Были праздником души.
Быт людей сейчас отмечен веком,
Поменялся старый мир.
И сидим мы в одиночку,
В уголках своих квартир.
Наш досуг стал очень мелок
И, чего там говорить,
Скучно жить без посиделок,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Игра - викторина «Быт и традиции русского народа» | 18.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Викторина – развлечение:
«Быт и традиции русского народа»
(подготовительная группа)
Цель: Закрепить знания у детей о быте и традициях русского народа.
Задачи:
-Повторить пословицы и поговорки; сказки, загадки.
-Продолжать обогащать речь детей малыми формами русского фольклора.
-Развивать чувство товарищества.
Материалы и оборудование: иллюстрации, предметы быта и утвари, народные костюмы, обувь, головные уборы, картинки по сказкам.
Магнитная доска, листы бумаги, фломастеры, карандаши, разрезные картинки, проектор с презентацией для показа.
Эмблемы, листы бумаги, фишки.
Ход
На завалинках, в светелке
И на бревнышках каких
Собирали посиделки
Пожилых и молодых.
При лучине мы сидели
Иль под светлым небосводом,
Говорили, песни пели.
И ходили хороводом
А играли как! В горелки
Словом эти посиделки
Были праздником души.
Быт людей сейчас отмечен веком,
Поменялся старый мир.
И сидим мы в одиночку,
В уголках своих квартир.
Наш досуг стал очень мелок
И, чего там говорить,
Скучно жить без посиделок,
Их нам надо возродить.
- Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по местам, где жили наши предки. Конечно же, это русская деревня. Вспомним наши беседы, сказки, загадки, фильмы. Закрепим, полученные знания, о быте и традициях русского народа.
- Я предлагаю вам разделиться на команды. Выбрать капитанов команд и создать эмблему и название. (Звучит русская народная мелодия).
- Дети выбирают название команд и рисуют эмблемы.
- -Командиры, постройтесь по командам и назовите свои эмблемы.
- Внимание! Викторина начинается.
Вопрос команде «Солнышко».
- Где селились и строили избы крестьяне (Около леса, реки, куда ляжет домашнее животное, там ставили сруб и строили избу).
Вопрос команде «Реченька»
- Из какого леса строили избу? (сосна, ель)
- Воспитатель: Приготовится командам «Солнышко» и «Реченька».
Эстафета «Кто быстрее нарисует избу» и расскажет ее конструкцию.
Вопрос командам. Нужно поочередно перечислить сказки, где есть избы.
Вопрос команде «Солнышко»
Что являлось оберегом у русской избы? (Конек). Виды коньков назови.
Предлагаю команде «Реченька» отгадать загадку:
В избе – изба
На трубе труба,
Зашумело в избе
Загудело в трубе.
Видит пламя народ
А тушить не идет! (печь)
- Из какого материала складывали печь, и кто ее делал?
- Внимание! Нужно рассказать устройство печи по картинке, предлагаю ответить на этот вопрос команде «Солнышко» (дымоход, печурки, подпечье, лежанка, полати, шесток).
Команде «Солнышко» предлагаю отгадать загадки.
- - Посмотрите какова!
Нрав совсем не робкий!
Я ворочаю дрова в раскаленной топке (Кочерга)
-Рогат, да не бык, хватает да не ест (Ухват).
- Воспитатель: Для чего нужен был ухват и кочерга (ответы детей)
- На Руси верили – никакой дом не стоит без домового. Он является покровителем жилища, предпочитает место в доме, где тепло и сытно. Вопрос всем (ответы детей)
- Да, конечно печку предпочитает домовой. А когда людям приходилось переезжать из одного дома в другой, говорили так
- Домовой, домовой пойдем со мной. Обязательно звали его с собой, ведь он оберегал жилище.
Долгими зимними вечерами люди зажигали лучины и что они могли делать?
Вопрос команде «Реченька» (ответ - плели лапти из лыка, вырезали деревянную утварь, шили и вышивали узором одежду, пряли пряжу)
Воспитатель:
-Работы было много. Родители прививали детям любовь к труду с раннего детства. Старшие братья и сестры следили за младшими, учили их мастерству.
Вопрос команде «Солнышко»
-Назовите сказки, где старшие дети следили за младшими (Сестрица Аленушка и братец Иванушка, Гуси-лебеди).
Воспитатель:
-Пора нам ребята и отдохнуть. Предлагаю поиграть в игру. На Руси много было народных игр: «Ручеек», «Гори, гори ясно», «Бояре» и другие.
Дети выбирают игру.
Воспитатель:
-Отдохнули, поиграли и продолжим викторину.
-Вспомните, во что одевались люди на Руси?
- Командиры, приготовьте свои команды к выполнению заданий.
-Отвечает команда «Реченька»
Д. игра «Опиши, во что одет крестьянин»? (зимняя и летняя одежда)
Вопрос команде «Солнышко»
Д. игра «Расскажи про женскую одежду северных и южных губерний».
Воспитатель:
-Молодцы, команды. Хорошо справляетесь с заданиями.
Народ на Руси был гостеприимным. Гостей всегда ждали и встречали с почестями. Сажали за стол в передний угол, встречали с хлебом и солью.
-Ребята, вспомните, какие пословицы вы знаете про гостеприимство?
Команды отвечают по очереди. Ответы детей:
- Гость на порог – хозяину радость. Много гостей – много новостей!
Что есть в печи – на стол мечи! Не красна изба углами, а красна пирогами.
Самовар кипит - уходить не велит. Чай попьешь – до ста лет проживешь.
Воспитатель:
- На столе всегда был хлеб. Люди говорили так: Без хлеба, нет обеда.
-Ребята, поговорки про хлеб, кто знает? Команды отвечают по очереди.
Хлеб – всему голова.
Хочешь есть калачи – не сиди на печи. Хлебушко – калачу дедушка.
Воспитатель:
-Предлагаю поиграть в пальчиковую игру «Стала Маша гостей приглашать»
Вопрос команде «Реченька»
-Как называлось полотенце по-другому? (рушник). Где его использовали.
(предлагали гостям руки вытирать, накрывали караваи).
Вопрос команде «Солнышко»
- Как называлась мебель, где хранили одежду? (сундук). В нем же и хранили приданое, для девочек.
Вот и закончилось наше развлечение. Давайте посчитаем количество баллов в каждой команде. Ребята считают количество фишек, определяют победителей.
Воспитатель:
-Ребята, я думаю, дружба всегда побеждает. Приглашаю вас на чаепитие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приобщение детей дошкольного возраста к культуре и традициям русского народа через праздники и развлечения.
Большое место в приобщении детей к родной культуре занимают народные праздники, традиции, обряды. Они дают возможность наблюдать характерные особенности разных времен года, погодные изменения, поведен...
Викторина – развлечение: «Быт и традиции русского народа» (подготовительная группа)
Викторина – развлечение:«Быт и традиции русского народа»(подготовительная группа)...
Развлечение "Культура и традиции русского народа"
Развлечение для подготовительной группы....
Творческий проект в подготовительной группе. Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры. «Обычаи и традиции русского народа»
Творческий проект в подготовительной группе. Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры.«Обычаи и традиции русского народа»...
Творческий проект в подготовительной группе Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры. «Русская изба и традиции русского народа»
Творческий проект в подготовительной группе Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры.«Русская изба и традиции русского народа»...
Викторина - развлечение " Быт и традиции русского народа"
план - конспект мероприятия...
Сценарий развлечения "Обычаи и традиции русского народа!"
Сценарий развлечения "Обычаи и традиции русского народа!"...