Викторина - развлечение " Быт и традиции русского народа"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Могилевец Светлана Петровна

план - конспект  мероприятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina_byt_i_traditsii_russkogo_naroda.docx24.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Одуванчик»

Викторина – развлечение:

«Быт и традиции русского народа»

(подготовительная группа)

         Воспитатель: Могилевец С.П.

п Турма  2021г

 

 Цель: Закрепить знания у детей о быте и традициях русского народа.

  Задачи:

-Повторить пословицы и поговорки; сказки, загадки.

-Продолжать обогащать речь детей малыми формами русского фольклора.

-Развивать чувство товарищества.

Материалы и оборудование: иллюстрации, предметы быта и утвари,  картинки по сказкам.

Магнитная доска, листы бумаги, фломастеры, карандаши,

Эмблемы, листы бумаги, фишки.

           

Ход:

На завалинках, в светелке

И на бревнышках каких

Собирали посиделки

Пожилых и молодых.

При лучине мы сидели

Иль под светлым небосводом,

 Говорили, песни  пели.

И ходили хороводом

А играли как! В горелки

Словом  эти посиделки

Были праздником души.

Быт людей сейчас отмечен веком,

Поменялся старый мир.

И сидим мы в одиночку,

В уголках своих квартир.

Наш досуг стал очень мелок

И, чего там говорить,

Скучно жить без посиделок,

 Их нам надо возродить.

- Друзья, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по местам, где жили наши предки. Конечно же, это русская деревня. Вспомним наши беседы, сказки, загадки. Закрепим, полученные знания, о быте и традициях русского народа.

- Я предлагаю вам разделиться на команды. Выбрать капитанов команд и создать эмблему и название. (Звучит русская народная мелодия).

Дети выбирают название команд и рисуют эмблемы.

- Командиры, постройтесь по командам и назовите свои эмблемы.

- Внимание! Викторина начинается.

Задание № 1 Вопрос командам (отвечать по очереди)

 «Солнышко».

 «Пчелка»

—        Где селились и строили избы крестьяне (Около леса, реки, куда ляжет домашнее животное, там ставили сруб и строили избу).

        Из какого леса строили избу? (сосна, ель)

Задание №2  Эстафета «Кто быстрее нарисует избу»    и расскажет ее конструкцию. ( квадратный или прямоугольный сруб из бревен, а украшали  - коньком. Он же считается  оберегом русской избы)

-Ребята,  предлагаю вам  отгадать загадку:

В избе – изба

На трубе труба,

Зашумело в избе

Загудело в трубе.

Видит пламя народ

А тушить не идет! (печь) 

- Из какого материала складывали печь, и кто ее делал?  (кирпича, печник)

- И действительно, войдя в избу, сразу обращали внимание на печь, она занимала почти пол – избы. С печью связаны весь быт, вся жизнь крестьянина.  

Задание № 3  Вопросы командам (отвечают по очереди)

«Солнышко».

 «Пчелка»

- Как  использовали  печь  в хозяйстве?

Ответ: Обогревала избу. В ней пекли хлеб, готовили еду себе и домашним животным. На печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды, мелкую рыбёшку. Здесь можно было спать. Для этого делалась специальная лежанка. На печке грели свои косточки старики, мылись.

В каких русских народных сказках можно встретить печь?

Ответ: «По щучьему велению», «Гуси – лебеди,  и тд.

- На Руси верили, что за печкой  жил  покровитель жилища. Как вы думаете кто это? Вопрос всем (ответы детей)

- Конечно  домовой. А когда людям приходилось переезжать из одного дома в другой, говорили так

- Домовой, домовой пойдем со мной.

- Как правило, домового переносили в новое жилье с частью старого хозяйства ( с горшками, лаптями  или на лопате с веником).

- Домовой следил за тем, какие отношения царят в семье. Ему не нравились лодыри, неряхи и зачинщики ссор. Таких людей он мог по ночам дергать за волосы, обливать водой, сталкивать с кровати и щипать. И наоборот заботился об дружных, хозяйственных.

- Сейчас мы узнаем, какие орудия труда помогали людям в хозяйстве на Руси.

Задание № 4 Загадки командам (отвечаем по очереди)

1. Кто в избе рогат? (ухват).

2. Кланяется, кланяется, Придет домой — растянется (Топор)

3. Кривая собачка в печку глядит? (кочерга)

4.  По полу скок – скок и сел в уголок. (веник).

5. Налить можно, а донести нельзя. (сито)

6. Два братца пошли на речку купаться (ведра)

7. Ни свет ни заря пошел согнувшись со двора. (коромысло)

8. И шипит, И кипит; В дырочку льется, А станешь пить — жжется.(самовар)

-Пора нам ребята и отдохнуть. Предлагаю поиграть в игру. На Руси много было народных игр: «Ручеек», «Гори, гори ясно» 

Дети выбирают игру

-Отдохнули, поиграли и продолжим викторину.

- Народ на Руси был гостеприимным. Гостей всегда ждали и встречали с почестями. Сажали за стол в передний угол, встречали с хлебом и солью.

Задание № 5. Перечислите пословицы  про гостеприимство (команды отвечают по очереди)

- Много гостей – много новостей!

- Что есть в печи – на стол мечи!

- Самовар кипит - уходить не велит.

-  Чай попьешь – до ста лет проживешь.

- Издавна ведется: веселье и труд - рядом живут! Ну и какая же русская душа не любит праздника.

№ 6 .  Какие народные праздники вы знаете? (команды отвечают по очереди)

 - Рождество, Святки, Крещение, Масленица, Троица, Духов день, Петров день(сенокос), Покров день, Пасха, Вербное воскресенье

- Вот и закончилось наше развлечение. Давайте посчитаем   количество баллов в каждой команде. Ребята считают количество фишек, определяют победителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра – викторина ко Дню Победы « Боевая слава нашего народа, помним и гордимся».

Конспект занятия в подготовительной группе « Боевая слава нашего народа, помним и гордимся».  Занятие направленно на формирование патриотических чувств, коллективизма, взаимовыручк...

Викторина «Боевая слава нашего народа»

Цели:Познакомить детей с историческими событиями Великой Отечественной войны;Подвести к пониманию того, что народ хранит память о людях, отдавших свою жизнь за Родину;Формировать представления о родах...

Игра – викторина ко Дню Победы в подготовительной группе «Боевая слава нашего народа, помним и гордимся».

- Формировать патриотические чувства, обобщить и систематизировать знания детей о празднике « День Победы» о традициях проведения в нашей стране;-Доставить детям радость от причастности к великим заво...

Викторина «Боевая слава нашего народа»

Цели:Познакомить детей с историческими событиями Великой Отечественной войны;Подвести к пониманию того, что народ хранит память о людях, отдавших свою жизнь за Родину;Формировать представления о родах...

Викторина " Моя Россия. Народы России"

Цель: Закрепить знания детей по проектной деятельности « Моя Россия. Города России. Народы России».Задачи: ·        Учить детей целенаправленно отыскивать отве...

Викторина "Сказки коренных народов Красноярского края"

Викторина "Сказки коренных народов Красноярского края" для детей старшего дошкольного возраста.Цель: формирование представлений детей о разнообразии народных сказок коренных народов Красноярского края...

Викторина – развлечение: «Быт и традиции русского народа» (подготовительная группа)

Викторина – развлечение:«Быт и традиции русского народа»(подготовительная группа)...