Викторина - развлечение " Быт и традиции русского народа"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)
план - конспект мероприятия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
viktorina_byt_i_traditsii_russkogo_naroda.docx | 24.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Одуванчик»
Викторина – развлечение:
«Быт и традиции русского народа»
(подготовительная группа)
Воспитатель: Могилевец С.П.
п Турма 2021г
Цель: Закрепить знания у детей о быте и традициях русского народа.
Задачи:
-Повторить пословицы и поговорки; сказки, загадки.
-Продолжать обогащать речь детей малыми формами русского фольклора.
-Развивать чувство товарищества.
Материалы и оборудование: иллюстрации, предметы быта и утвари, картинки по сказкам.
Магнитная доска, листы бумаги, фломастеры, карандаши,
Эмблемы, листы бумаги, фишки.
Ход:
На завалинках, в светелке
И на бревнышках каких
Собирали посиделки
Пожилых и молодых.
При лучине мы сидели
Иль под светлым небосводом,
Говорили, песни пели.
И ходили хороводом
А играли как! В горелки
Словом эти посиделки
Были праздником души.
Быт людей сейчас отмечен веком,
Поменялся старый мир.
И сидим мы в одиночку,
В уголках своих квартир.
Наш досуг стал очень мелок
И, чего там говорить,
Скучно жить без посиделок,
Их нам надо возродить.
- Друзья, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по местам, где жили наши предки. Конечно же, это русская деревня. Вспомним наши беседы, сказки, загадки. Закрепим, полученные знания, о быте и традициях русского народа.
- Я предлагаю вам разделиться на команды. Выбрать капитанов команд и создать эмблему и название. (Звучит русская народная мелодия).
Дети выбирают название команд и рисуют эмблемы.
- Командиры, постройтесь по командам и назовите свои эмблемы.
- Внимание! Викторина начинается.
Задание № 1 Вопрос командам (отвечать по очереди)
«Солнышко». | «Пчелка» |
— Где селились и строили избы крестьяне (Около леса, реки, куда ляжет домашнее животное, там ставили сруб и строили избу). | — Из какого леса строили избу? (сосна, ель) |
Задание №2 Эстафета «Кто быстрее нарисует избу» и расскажет ее конструкцию. ( квадратный или прямоугольный сруб из бревен, а украшали - коньком. Он же считается оберегом русской избы)
-Ребята, предлагаю вам отгадать загадку:
В избе – изба
На трубе труба,
Зашумело в избе
Загудело в трубе.
Видит пламя народ
А тушить не идет! (печь)
- Из какого материала складывали печь, и кто ее делал? (кирпича, печник)
- И действительно, войдя в избу, сразу обращали внимание на печь, она занимала почти пол – избы. С печью связаны весь быт, вся жизнь крестьянина.
Задание № 3 Вопросы командам (отвечают по очереди)
«Солнышко». | «Пчелка» |
- Как использовали печь в хозяйстве? Ответ: Обогревала избу. В ней пекли хлеб, готовили еду себе и домашним животным. На печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды, мелкую рыбёшку. Здесь можно было спать. Для этого делалась специальная лежанка. На печке грели свои косточки старики, мылись. | В каких русских народных сказках можно встретить печь? Ответ: «По щучьему велению», «Гуси – лебеди, и тд. |
- На Руси верили, что за печкой жил покровитель жилища. Как вы думаете кто это? Вопрос всем (ответы детей)
- Конечно домовой. А когда людям приходилось переезжать из одного дома в другой, говорили так
- Домовой, домовой пойдем со мной.
- Как правило, домового переносили в новое жилье с частью старого хозяйства ( с горшками, лаптями или на лопате с веником).
- Домовой следил за тем, какие отношения царят в семье. Ему не нравились лодыри, неряхи и зачинщики ссор. Таких людей он мог по ночам дергать за волосы, обливать водой, сталкивать с кровати и щипать. И наоборот заботился об дружных, хозяйственных.
- Сейчас мы узнаем, какие орудия труда помогали людям в хозяйстве на Руси.
Задание № 4 Загадки командам (отвечаем по очереди)
1. Кто в избе рогат? (ухват).
2. Кланяется, кланяется, Придет домой — растянется (Топор)
3. Кривая собачка в печку глядит? (кочерга)
4. По полу скок – скок и сел в уголок. (веник).
5. Налить можно, а донести нельзя. (сито)
6. Два братца пошли на речку купаться (ведра)
7. Ни свет ни заря пошел согнувшись со двора. (коромысло)
8. И шипит, И кипит; В дырочку льется, А станешь пить — жжется.(самовар)
-Пора нам ребята и отдохнуть. Предлагаю поиграть в игру. На Руси много было народных игр: «Ручеек», «Гори, гори ясно»
Дети выбирают игру
-Отдохнули, поиграли и продолжим викторину.
- Народ на Руси был гостеприимным. Гостей всегда ждали и встречали с почестями. Сажали за стол в передний угол, встречали с хлебом и солью.
Задание № 5. Перечислите пословицы про гостеприимство (команды отвечают по очереди)
- Много гостей – много новостей!
- Что есть в печи – на стол мечи!
- Самовар кипит - уходить не велит.
- Чай попьешь – до ста лет проживешь.
- Издавна ведется: веселье и труд - рядом живут! Ну и какая же русская душа не любит праздника.
№ 6 . Какие народные праздники вы знаете? (команды отвечают по очереди)
- Рождество, Святки, Крещение, Масленица, Троица, Духов день, Петров день(сенокос), Покров день, Пасха, Вербное воскресенье
- Вот и закончилось наше развлечение. Давайте посчитаем количество баллов в каждой команде. Ребята считают количество фишек, определяют победителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра – викторина ко Дню Победы « Боевая слава нашего народа, помним и гордимся».
Конспект занятия в подготовительной группе « Боевая слава нашего народа, помним и гордимся». Занятие направленно на формирование патриотических чувств, коллективизма, взаимовыручк...
Викторина «Боевая слава нашего народа»
Цели:Познакомить детей с историческими событиями Великой Отечественной войны;Подвести к пониманию того, что народ хранит память о людях, отдавших свою жизнь за Родину;Формировать представления о родах...
Игра – викторина ко Дню Победы в подготовительной группе «Боевая слава нашего народа, помним и гордимся».
- Формировать патриотические чувства, обобщить и систематизировать знания детей о празднике « День Победы» о традициях проведения в нашей стране;-Доставить детям радость от причастности к великим заво...
Викторина «Боевая слава нашего народа»
Цели:Познакомить детей с историческими событиями Великой Отечественной войны;Подвести к пониманию того, что народ хранит память о людях, отдавших свою жизнь за Родину;Формировать представления о родах...
Викторина " Моя Россия. Народы России"
Цель: Закрепить знания детей по проектной деятельности « Моя Россия. Города России. Народы России».Задачи: · Учить детей целенаправленно отыскивать отве...
Викторина "Сказки коренных народов Красноярского края"
Викторина "Сказки коренных народов Красноярского края" для детей старшего дошкольного возраста.Цель: формирование представлений детей о разнообразии народных сказок коренных народов Красноярского края...
Викторина – развлечение: «Быт и традиции русского народа» (подготовительная группа)
Викторина – развлечение:«Быт и традиции русского народа»(подготовительная группа)...