Экологический проект Тема: «Лаборатория неживой природы»
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа)

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста очень актуально, так как проблема охраны природы и окружающей среды в наше время стоит особенно остро. Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребёнка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера. Экологические знания – это сведения о взаимосвязи конкретных растений и животных со средой обитания, об их приспособленности к ней. Эти знания помогают ребёнку осмыслить, что рядом с ним находятся живые существа, к которым относится и человек, т. е. он сам. Человеку также нужны хорошие условия, чтобы он себя нормально чувствовал, был здоров. К знаниям экологического характера относятся и элементарные сведения об использовании людьми природных богатств, об охране природы. Проанализировав уровень знаний детей, был разработан проект «Лаборатория неживой природы» для детей 2 младшей группы. Целью экологического проекта является формирование представления у детей о необходимости бережного отношения к объектам неживой природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл laboratoriya_ne_zhivoy_prirody.docx82.56 КБ

Предварительный просмотр:

1169847_html_m1b499254

Экологический проект

Тема: «Лаборатория

неживой природы»

(2 младшая группа «Звёздочки»)

        

Паспорт проекта

Название проекта

«Лаборатория неживой природы»

Тип проекта

исследовательский

Интеграция образовательных областей

Познание, основы безопасности жизни, коммуникация, социализация, чтение художественной литературы, художественное творчество (лепка, аппликация, рисование)

Продолжительность

долгосрочный

Участники проекта

Дети 2 младшей группы, родители, воспитатели

Проект разработан

Звягинцева Е.А. Симян Л.А.

Срок реализации проекта

Февраль – май

Актуальность

 (проблема)

Как познакомить детей с неживой природой.

Цель проекта

Обогатить представления детей об объектах неживой природы (вода, воздух, песок), встречающихся в ближайшем окружении.

Задачи проекта

  1. Формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности;
  2. Привлекать детей к активной самостоятельной экспериментальной деятельности;
  3. Развивать творческие способности детей, любознательность, поисковую деятельность;
  4. Воспитывать бережное и заботливое отношение к объектам неживой природы;
  5. Активизировать речь и обогащать словарь детей;
  6. Развивать эмоциональную отзывчивость;
  7. Формировать партнерские взаимоотношения между педагогами, детьми и родителями.

Этапы работы

1 этап: Подготовительный

1.Диагностирование детей.

2. Определение цели и задач проекта.

3. Анализ имеющихся условий в группе, детском саду.

4. Разработка комплексно - тематического плана работы

5. Создание условий для организации работы в «Лаборатории неживой природы»

2 этап: Основной

1. Цикл познавательных занятий (элементарные научные сведения) об объектах неживой природы.

 2. Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению объектов неживой природы.

3 этап: Заключительный

1. Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей.

 2.Оформление фотовыставка «Лаборатория неживой природы».

Предполагаемый

 результат

  • Оформление картотеки игр – экспериментов для детей 2 младшей группы по блокам «Вода», «Воздух», «Песок».
  • Создание уголка экспериментирования в группе.
  • Дети научатся простейшей экспериментальной деятельности с объектами неживой природы и делать простейшие выводы.

Продукт проекта

Презентация

Оборудование

Игровой материал и оборудование для опытно – экспериментальной деятельности с водой, песком, глиной, воздухом, светом.

Введение.

«Самое лучшее открытие то,

 которое ребёнок делает сам».

                                         

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста очень актуально, так как проблема охраны природы и окружающей среды в наше время стоит особенно остро.

Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребёнка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера.

Экологические знания – это сведения о взаимосвязи конкретных растений и животных со средой обитания, об их приспособленности к ней. Эти знания помогают ребёнку осмыслить, что рядом с ним находятся живые существа, к которым относится и человек, т. е. он сам. Человеку также нужны хорошие условия, чтобы он себя нормально чувствовал, был здоров.

К знаниям экологического характера относятся и элементарные сведения об использовании людьми природных богатств, об охране природы.

Проанализировав уровень знаний детей, был разработан проект «Лаборатория неживой природы» для детей 2 младшей группы.

 Целью экологического проекта является формирование представления у детей о необходимости бережного отношения к объектам неживой природы.

         

Перспективное планирование

п/п

Исследуемый

объект

или явление

Название

Мероприятия и дата (опыта,   эксперимента)

Цель опыта

Материал,

оборудование

1

Вода

1.Узнаем, какая вода

06.02.2024

Формировать представления

 о свойствах воды: имеет вес, прозрачная, льётся.

- Две одинаковые банки, закрытые крышками: одна пустая, другая с чистой водой;

- набор мелких предметов.

2.Вода - волшебница

13.02.2024

Продолжать формировать представления о свойствах воды: она без запаха, в воде растворяются некоторые вещества (при этом вода меняет цвет, запах, вкус)

-Три одинаковые бутылочки с водой;

-гуашевая краска;

-пакетик растворимого кофе;

-10 кусочков сахара рафинада;

- одинаковые стаканчики по количеству детей

2

Воздух

3. Что в пакете?

20.02.2024

Обнаружить воздух в окружающем пространстве, обратить внимание на свойства воздуха: прозрачный, невидимый, лёгкий.

- Полиэтиленовые пакеты

4. Игра с соломинкой

27.02.2024

Познакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух, обнаружить его

- Трубочки для коктейля;

- стаканчики с водой.

5. Игры с воздушными шарами.

05.03.2024

Продолжать знакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух, обнаружить его

- Два воздушных шарика (один слабо надутый – мягкий, другой сильно надутый – упругий)

6.Выдувание мыльных пузырей

12.03.2024

Научить выдувать мыльные пузыри; познакомить с тем, при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь

- Тарелка (поднос);

-стеклянная воронка;

- соломинки и раствор для мыльных пузырей.

7.Ветер по морю гуляет

19.03.2024

Обнаружить воздух

- Тазик с водой;

- бумажные кораблики.

3

Вес

8.Лёгкий – тяжёлый

26.03.2024

Показать, что предметы бывают лёгкие и тяжёлые. Научить определять вес предметов.

- Пёрышко и камень;

- пластиковые бутылки с водой, песком.

9.Плавает- тонет

02.04.2024

Показать, что лёгкие предметы плавают, тяжёлые - тонут

- Кусочек пенопласта;

-гвоздь;

- деревянный брусок;

-ножницы

4

Температура (теплота)

10. Тепло – холодно

09.04.2024

Научить определять на ощупь температуру воды, предметов

- Пластиковые бутылки с холодной и тёплой водой

11. Чудесный мешочек 16.04.2024

Продолжать учить определять температуру жидких веществ и твёрдых предметов (металлические – холоднее, деревянные – теплее)

- Мелкие предметы из дерева, металла, пластмассы (кубики, шарики и др.)

5

Песок

12.Песочные струйки

23.04.2025

Знакомить со свойствами сухого песка - сыплется

- Пластиковые бутылочки, сухой песок. воронки.

13. Чудесные фигурки

07.05.2024

Продолжать знакомить со свойствами песка: влажный песок лепится

- Песок, вода;

- совочки, ведёрки, формочки.

6

Глина

14. Узнаем, какая глина

14.05.2024

Знакомить со свойствами глины: размокает, мнётся, бьётся

-Куски глины;

-ведёрко;

-вода.

15. Глиняные шарики

21.05.2024

Учить определять качества глины: мягкая, пластичная

-Глиняные предметы, сделанные воспитателем;

-глина;

-миска с водой;

- подставки;

- салфеточки.

7

Свет

16.Что в коробке?

28.05.2024

Познакомить со значением света, источниками света (солнце, фонарик)

-Коробка с крышкой, в которой сделана прорезь;

-фонарик.

НОД по проекту

«Лаборатория неживой природы»

1.Узнаем, какая вода.

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная.

Цель: формировать представления о свойствах воды: имеет вес, прозрачная, льётся.

Материалы: две одинаковые банки, закрытые крышками: одна пустая, другая с чистой водой; набор стеклянных ракушек, стаканчики.

Содержание организованной деятельности детей

К детям приходит Хрюша.      

Филя. Ребята, я вам принёс две загадочные банки (дети вместе с Филей рассматривают закрытые крышками банки, одна - пустая, другая – с водой). Интересно, что в них?

Предлагает детям рассмотреть.

При обследовании выясняется, что одна банка лёгкая, а другая – тяжёлая

Филя. Давайте откроем первую банку. Что в ней? (Нет ничего, кроме воздуха) Правильно, она пустая, поэтому и лёгкая.

Воспитатель. (спрашивает, слегка встряхивая банку с водой). А что же во второй банке?

Филя. В ней что-то булькает, плещется. Вы догадались, что это?

Дети. Вода.

Филя. Правильно, вода, она чистая и прозрачная. Давайте это проверим. Сначала надо снять крышку, а затем взять стеклянную ракушку и опустить её в банку с водой.

Дети выбирают любой предмет и опускают его в стакан с водой, убеждаются, что его хорошо видно через воду.

Воспитатель помогает детям в эксперименте, с каждым ребёнком закрепляет понятие «прозрачная».

Филя. А если мы наклоним банку с водой, что произойдёт?

Дети. Вода выльется.

Филя. Правильно, она выльется, потому что вода жидкая.

Воспитатель (обращаясь к Филе, предлагает). Филя, если вода жидкая, налей её ребятам в стаканчики, пусть они сами попробуют, как водичка льётся.

Рефлексия.

Филя: Ребятки, водичка у вас в стаканчиках какая?

Дети: Чистая и прозрачная.

Филя: А можно её пить?

Дети: можно (пьют воду)

2.Вода – волшебница.

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная.

Цель: продолжать формировать представления о свойствах воды: она без запаха, в воде растворяются некоторые вещества (при этом вода меняет цвет, запах, вкус)

Материалы: три одинаковых стаканчика с водой; гуашевая краска; пакетик растворимого кофе; 5 кусочков сахара рафинада; одинаковые стаканчики по количеству детей.

 Содержание организованной деятельности детей

Приходит Филя.

Филя. Ребята, мне так понравилось у вас, что я решил сегодня снова заглянуть к вам. Что у вас сегодня интересного? Так (показывая детям), три одинаковых стаканчика. С чем они?

Дети. С водой.

Филя. Конечно, это вода. Какая вода?

Дети. Чистая и прозрачная.

Филя. Вот она – чистая и прозрачная вода!  (Оставляет на столике один стакан). А хотите,  научу делать фокус? Тогда смотрите и учитесь. Я наливаю воду в прозрачный стаканчик воду в прозрачный стаканчик.

Посмотрите, как хорошо льётся вода, потому что она жидкая. Какая в нём вода? Прозрачная.

А сейчас я добавлю в воду красную краску. Раз, два, три! Водичка стала красного цвета. Давайте, проверим, прозрачная она или нет (опускает ракушку в стаканчик).

Ракушки не видно, значит, вода непрозрачная.

Воспитатель. Вот какая вода – волшебница, взяла и растворила густую краску. Можно ли пить цветную воду?

Дети: нельзя, можно заболеть.

Дети повторяют фокус.

Филя. А зачем нам нужен третий стакан?

Воспитатель.  Я хочу показать вам ещё один фокус, как вода может менять свой вкус и цвет. Сейчас из третьего стакана я каждому из вас налью воду в стаканчик (наливает). Какая вода в стаканчиках? (Прозрачная). Попробуйте по одному глоточку. Какая вода на вкус? (У воды нет вкуса). Понюхайте, чем пахнет вода? Ничем?

Я воду в стакан из- под крана налил.

На свет посмотрел - она очень прозрачна

Понюхал ее и немного отпил.

Нет вкуса, нет запаха. Все однозначно.

 А сейчас я вам каждому в стаканчик положу немного кофе. Понюхайте, чем теперь пахнет вода? (Вода пахнет кофе) А какого цвета стала вода? (вода стала коричневой). Вода поменяла цвет, растворила кофе.   

А теперь попробуйте, какая вода стала на вкус? (Горькая)

Ребята, что надо сделать, чтобы вода стала сладкой? (Положить сахар).

Возьмём сахар.(Воспитатель предлагает каждому ребёнку положить в стакан кусок сахара и размешать ложечкой.) Вы размешиваете сахар ложечкой, его становится всё меньше и меньше. Это он растворяется в воде. А теперь снова попробуйте.  Какого вкуса стала вода? Сладкого.

Рефлексия.

Воспитатель: Ребятки, что нового вы узнали о воде?

Дети: В воде растворяется краска, сахар, кофе.

Воспитатель: значит, вода может поменять и запах, и цвет, и вкус. Волшебница, да и только!

       

         

                 

3. Что в пакете?

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная.

Цель: обнаружить воздух в окружающем пространстве, обратить внимание на свойства воздуха: прозрачный, невидимый, лёгкий.

Материалы: полиэтиленовые пакеты.

 Содержание организованной деятельности детей

Филя приносит в группу полиэтиленовые пакеты.

Филя. Ребята, что в этих пакетах?

Дети вместе с воспитателем рассматривают пакеты. Они пусты. Отвернувшись от детей, воспитатель набирает в пакет воздух и закручивает его так, чтобы пакет стал упругим.

Воспитатель . А что у меня в пакете? Потрогайте, какой он стал упругий.

Филя. Что же там? Откройте, мы посмотрим.

Воспитатель открывает пакет, в нём нет ничего, обращает внимание детей, что теперь пакет перестал быть упругим.

Филя. Так что же было в пакете?

Воспитатель. В пакете был воздух, он прозрачный (невидимый, лёгкий). Поэтому нам казалось, что пакет пустой.                        

Рефлексия.

Дети сами набирают воздух в пакеты.

           

4. Игра с соломинкой.

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая.

Цель: познакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух, обнаружить его.

Материалы: трубочки для коктейля; стаканчики с водой.

              Содержание организованной деятельности детей

Филя. Ребята, я так скучал без вас, я принёс вам подарки.

Раздаёт всем детям трубочки для коктейля.

Филя. Попробуйте подуть в трубочку, а теперь поставьте ладошку перед трубочкой и снова подуйте. Почувствовали, как откуда-то появился ветерок? (Выдохнули воздух, который перед этим вдохнули).

Воспитатель. Воздух нам нужен для дыхания. Он попадает внутрь человека через нос или рот, и при выдохе его можно не только почувствовать (как вы почувствовали ветерок из трубочки), но и увидеть.

Филя. А я не верю!

Воспитатель. Мы с ребятами тебе это докажем. Для этого надо опустить конец трубочки в воду и подуть (наливает детям воду в стаканчики, они дуют). Вы видите? Откуда появляются пузырьки и куда исчезают?

Дети: из трубочки.

Филя. Пузырьки вышли из трубочки, а так как воздух лёгкий, пузырьки поднимаются через водичку вверх.

Рефлексия.

Воспитатель: ребятки, а какой воздух нужен нам для дыхания?

Дети: Чистый и прозрачный.

         

5. Игры с воздушными  шариками.

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная.

Цель: продолжать знакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух, обнаружить его.

Материалы: два воздушных шарика (один слабо надутый – мягкий, другой сильно надутый – упругий).

          Содержание организованной деятельности детей

Приходит Филя и приносит два шарика: один надут полностью, а другой – наполовину.

Филя.Здравствуйте, ребята! Посмотрите, какие шарики я вам принёс! Хотите поиграть?

Дети играют с тем и другим шариком и выясняют, с каким шариком играть удобнее и почему (с тем, который надут больше, так как легко отбивается, «летает», плавно опускается вниз и пр.)

Дети обсуждают вместе с воспитателем причину различия в свойствах шариков: один упругий, потому что сильно надут, другой – мягкий.

Филя. Мне так хочется, чтобы оба шарика хорошо летали, оба были упругими, только что для этого сделать – я не знаю.

Воспитатель. Ребята, поможем Хрюше? Что мы можем сделать со вторым шариком, чтобы с ним тоже хорошо было играть?

Дети.  Побольше надуть.

Воспитатель. Что находится внутри шарика?

Дети. Воздух.

Воспитатель. Как он попал в шарик?

Дети. Его туда выдыхают.

Воспитатель показывает, как человек вдыхает и выдыхает воздух.

Воспитатель. Посмотри, Хрюша, как ребятки умеют вдыхать и выдыхать воздух.

На выдохе предлагает подставить ладошку под струю воздуха. Откуда берётся воздух внутри человека?

Дети. Его вдыхают.

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но не видим он для нас.

Воспитатель организует игры со вторым шариком: надувает его так, чтобы он стал упругим, опускает шарик отверстием в воду, чтобы дети наблюдали, как сдувается шарик, как выходит через пузырьки воздух.

Рефлексия. Дети играют с воздушными шариками.

6. Выдувание мыльных пузырей.

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая.

Цель: научить выдувать мыльные пузыри; познакомить с тем, при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь.

Материалы: тарелка (поднос); стеклянная воронка; соломинки и раствор для мыльных пузырей.

              Содержание организованной деятельности детей

Воспитатель (обращает внимание детей на поднос) Какой большой поднос! На него можно много яблок положить, помидоров, можно поставить бокалы с соком. А что бы вы положили на него?

Ответы детей.

Воспитатель. Я сегодня налью на этот поднос воду, только не простую, а мыльную. А на середину прямо в воду положу вот такую красивую пуговицу. Теперь накрою её прозрачной воронкой. Пуговка спряталась под воронкой как под прозрачным колпаком. А я сейчас сделаю для нашей пуговки ещё один колпачок: возьму соломинку, опущу в воронку и подую в соломинку вот так. (Над воронкой надувается мыльный пузырь ( над пуговицей))

Воспитатель. Вот получился ещё один колпачок – мыльный пузырь, внутри него находится воздух. А как он туда попал? (Ответы детей) Правильно, я его выдохнула его из себя. Хотите сами попробовать надуть мыльные пузыри?

Подарили мне игрушку

Не машинку, не хлопушку.

Просто тюбик. А внутри

Притаились пузыри.

Я лопаточку с «окошком»

Окуну в раствор немножко.

Дуну раз, и два, и три,

Разлетятся пузыри.

Пузыри легко взлетают,

Цветом радуги сверкают.

-Мама, мама, посмотри

Как сияют пузыри!»

Я поймать рукой старался,

Осторожно подбирался.

Лишь коснутся о ладонь-

Хлоп! И нету! Мол, не тронь!

Я ловил, они летели

И садиться не хотели

Целый день я так провёл.

Весь раствор уже извёл.

Я ещё бы поиграл,

Жаль, что тюбик очень мал.

Рефлексия. Педагог показывает, как можно надуть мыльный пузырь (используется игрушка «Мыльные пузыри). Дети сами выдувают мыльные пузыри, играют с ними. Воспитатель обращает внимание детей на то, что одни пузыри большие – значит, в них больше воздуха вдохнули, другие меньше размером – это потому, что в них мало воздуха.

7. Ветер по морю гуляет.

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая.

Цель: обнаружить воздух.

Материалы: тазик с водой; бумажные кораблики.

                   Содержание организованной деятельности детей

Филя. Здравствуйте, ребята! А я ездил в гости к моим родственникам, они живут на другом берегу реки. Погода была безветренная, и я никак не мог переправиться. Но сегодня утром подул ветерок – и вот я здесь!

Воспитатель. Постой,  Филя, а при чём здесь ветер?

Филя. Ну как же, ведь это он подталкивал мой кораблик.

Воспитатель и дети (удивлённо). Как, чем подталкивал?

Филя. Пойдёмте к вашему «морю» (тазику с водой), я вам всё покажу и объясню, только возьмите вот эти бумажные кораблики.

Дети берут кораблики и подходят к тазику с водой.

Филя. Поставьте свои кораблики на воду, а теперь подуйте на них. Вот видите, они поплыли. Ребята, вы догадались, откуда взялся ветер?

Дети. Мы выдохнули воздух.

Воспитатель. Правильно, это воздух, который мы выдохнули. Если набрать воздуха побольше и сильно его выдохнуть, то кораблик поплывёт быстрее.

Кусок пенопласта и тонкая ветка,

Цветная бумажка – обёртка конфетки…

И вот уже шквальные ветры здесь дуют,

Кораблик отважный с пучиной воюет!

Рефлексия. Дети самостоятельно запускают свои кораблики. 

8. Лёгкий – тяжёлый.

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая.

Цель: показать, что предметы бывают лёгкие и тяжёлые. Научить определять вес предметов.

Материалы: ведёрки с пёрышками и камешками; пластиковые бутылки с водой, песком.

                    Содержание организованной деятельности детей

В гости к детям приходят Филя и Мишутка.

Филя. Здравствуйте, ребята! Сегодня я к вам пришёл вместе с Мишуткой. Ему так хочется поиграть с вами. Можно взять эти игрушки?

Воспитатель. Пожалуйста, выбирайте! (Предлагает пластиковые бутылочки с водой разного размера).

Филя берёт маленькую бутылочку, а Мишутка – большую.

Воспитатель. Ребята, Давайте, определим, одинаковые ли бутылочки.

Дети. У Фили – маленькая и лёгкая. А у Мишутки – большая и тяжёлая.

Воспитатель. Филя и Мишутка, возьмите вот эти бутылочки. (Одна с песком, а другая набита ватой).

Дети определяют вес бутылочек, с песком – тяжёлая, а с ватой – лёгкая.

Воспитатель. Ребята, давайте угостим Филю и Мишутку.

Предлагает выбрать «угощение» в ведёрках, в одном лежат камешки, а в другом – перышки.

Дети определяют, что ведёрко с камешками тяжёлое. А с пёрышками – лёгкое.

Рефлексия. Дети «угощают» Филю и Мишутку, при этом проговаривая «Кушай тяжёлый камешек», «Кушай лёгкое пёрышко».

9.Плавает – тонет.

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная.

Цель: показать, что лёгкие предметы плавают, тяжёлые – тонут.

Материалы: кусочек пенопласта; гвоздь; деревянный брусок; металлическая и пластмассовая тарелочки.

            Содержание организованной деятельности детей

Филя. Ребята, я очень люблю играть в морской бой. Вместо корабликов я взял разные предметы: пенопласт, гвоздь, палочки, тарелочки. И некоторые из этих «корабликов» сразу утонули. Почему? Никак не могу понять.

Воспитатель. Сейчас мы с ребятами тебе поможем. Ребята, почему утонул кораблик – гвоздик?

Дети. Гвоздь тяжёлый.

Воспитатель. А кораблик – тарелочка из металла?

Дети. Она тоже тяжёлая.

Воспитатель. Почему плавает кораблик – палочка? Кораблик – пластмассовая тарелочка?

Дети. Они лёгкие, вот и плавают.

Филя. Теперь я понял. Значит, если я возьму вот этот кусочек пенопласта, то он будет плавать.

Дети. Да, потому что он лёгкий.

Рефлексия. Дети самостоятельно экспериментируют с предметами, проговаривают: тонет – плавает.

     

10. Горячо – холодно.

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая.

Цель: Научить определять  на ощупь температуру воды, предметов.

Материалы: пластиковые бутылки с холодной и тёплой водой, тазик.

           Содержание организованной деятельности детей

                В гости к детям приходит чумазая кукла Настя.

Настя. Девочки, возьмите меня на ручки, покачайте, спойте песенку.

Воспитатель. Настенька, посмотри на себя: ручки грязные, ножки тоже. Лицо чумазое. Сначала тебя надо умыть.

Ребята, какой водой умываться лучше:  тёплой или холодной?

Дети. Тёплой.

Воспитатель. Правильно, тёплой.

Кто горячей водой умывается,

Называется молодцом.

Кто холодной водой умывается,

Называется храбрецом.

                                                       А кто не умывается,

Никак не называется.

Вот две бутылочки с водой, в одной тёплая вода, а в другой – холодная.

Дети определяют на ощупь, где тёплая вода, а где – холодная, наливают в тазик тёплую воду и моют куклу Настю.

                                                         Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Вода текучая,

Дитя растущее.

С гуся вода,

С тебя худоба!

Вода к низу,

А дитя к верху!

 Девочки вытирают куклу и укладывают её спать.

Рефлексия. Дети самостоятельно моют игрушки в тёплой воде

11. Чудесный мешочек.

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая.

Цель: продолжать учить определять температуру твёрдых предметов (металлические – холоднее, деревянные – теплее).

Материалы: мелкие предметы из дерева, металла (кубики, шарики и др.)

            Содержание организованной деятельности детей

Филя приносит в коробке предметы: деревянные кубики и шарики, металлические палочки и колечки. Дети рассматривают их, называют, определяют из чего они сделаны. Затем складывают предметы в чудесный мешочек.

Воспитатель. Ребята, давайте поиграем в игру «Чудесный мешочек». Вы будете доставать из мешочка по одному предмету, говорить, какой он: холодный или тёплый.

Дети достают из мешочка предметы и складывают холодные и тёплые предметы отдельно. Холодные предметы из металла, а тёплые – из дерева.

Вывод: Металлические предметы – холодные, а деревянные – тёплые.

Рефлексия. Дети самостоятельно играют в игру «Чудесный мешочек».

12. Песочные струйки.

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная.

Цель: знакомить со свойствами сухого песка – сыплется.

Материалы: пластиковые бутылочки, сухой песок, воронки.

           Содержание организованной деятельности детей

Воспитатель. Ребята, я знаю, что вы очень любите играть с песком.

Филя.  И я тоже люблю! Я даже интересную игру придумал, называется «Песочные струйки». Хотите, научу?

Надо взять бутылочку с отверстием в крышке, насыпать через воронку песок (показывает). Видите, как  песок сыплется через воронку, как вода струйкой течёт. Сухой песок – сыпучий. Теперь, когда моя бутылка наполнилась песком, я закрою её крышкой, в которой есть отверстие, переверну бутылочку. Ой, песочек высыпается струйкой. Им можно рисовать, например, солнышко, домик (показывает). А теперь вы попробуйте.

Рефлексия. Дети экспериментируют с сухим песком.

13.Чудесные фигурки.

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая.

Цель: продолжать знакомить со свойствами песка: влажный песок лепится.

Материалы: песок, вода; совочки, ведёрки, формочки.

                  Содержание организованной деятельности детей

Приходит грустный Филя.  

Воспитатель. Филя, ты почему такой грустный?

Филя.   Никто меня не обижал. Просто я хотел сделать для ребят сюрприз – забавные песочные фигурки, но ничего не получилось, песок весь рассыпается. Почему это происходит, ребята?

Дети. Из сухого песка фигурки не лепятся, а только из мокрого.

Воспитатель. Да, Филя, из сухого песка фигурки не сделаешь. Дети, как помочь Филе? Что нужно сделать, чтобы песок стал мокрым?

Дети. Налить воды в песок и перемешать лопаткой.

Дети смачивают водой песок, зачем делают песочные пирожки, используя формочки.

Мы в песочнице вдвоём

Пирожки с тобой печем,

Шаньги лепим, куличи,

И румяны калачи,

Угостим своих друзей,

И прохожих, и гостей...

Филя.   Почему же мокрый песок не сыплется?

Воспитатель. Это происходит потому. Что вода склеила между собой частички песка. А у сухого песка все частички – отдельно друг от друга.

Рефлексия. Дети делают пирожки из мокрого песка с помощью формочек.

14. Узнаем, какая глина.

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная.

Цель: знакомить со свойствами глины: размокает, мнётся, бьётся.

Материалы: куски глины; ведёрко; вода.

 Содержание организованной деятельности детей

Воспитатель. Ребята. Посмотрите, что у меня в руках. (показывает комок глины)

Дети. Камень.

Воспитатель роняет комок на пол. Что с ним стало?

Дети. Он разбился.

Воспитатель. Значит, это не камень. А если опустить кусочек в ведро с водой?

Дети собирают кусочки глины и опускают их в ведро с водой. Постепенно глина размокает.

Рефлексия.

Воспитатель. Куда делись комочки? Они размокли. Потому что это не камень, а комок глины. Давайте закроем ведро крышкой и оставим его так до завтра. А завтра с Хрюшей мы расскажем вам про глину.

15. Глиняные шарики.

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная, игровая.

Цель: учить определять качества глины: мягкая, пластичная.

Материалы: глиняные предметы, сделанные воспитателем; глина; миска с водой; подставки; салфеточки.

 Содержание организованной деятельности детей

Воспитатель. Показывает поделки из глины: уточка, чашечка, мячик, палочки.

Филя.   Ой, что это ребята? (Рассматривают) Интересно, из чего они сделаны?

Воспитатель. Всё это сделано из глины. А вы хотите сделать такие палочки и шарики? Вот так (показывает)

Дети берут глину из ведёрка, стараются скатать шарики, палочки.

Воспитатель. Какие замечательные поделки можно сделать из глины!

Филя.  А всё потому, что глина мягкая, пластичная.

Если встретишь на дороге, то увязнут сильно ноги. А сделать миску или вазу - она понадобится сразу. (Глина)

Воспитатель. А ещё она хрупкая. («Нечаянно» роняет свою глиняную палочку). Кусочек глины разбился, его надо положить в воду, он размокнет, и из него можно будет снова слепить поделку.

Рефлексия. Дети играют своими поделками.

16. Что в коробке?

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная.

Цель: познакомить со значением света, источниками света (солнце, фонарик).

Материалы: Коробка с крышкой, в которой сделана прорезь; фонарик.

 Содержание организованной деятельности детей

Воспитатель показывает детям коробку.

Странно. Что это такое? (Рассматривает вместе с детьми). Может быть, в коробке что – ни будь лежит? (встряхивает её, раздается стук). Хотите узнать, что там внутри?

Дети обнаруживают в коробке прорезь. Заглядывают в неё по очереди.

Воспитатель. Что там лежит? Ничего не видно? Темно?

Это потому, что там нет света. А если мы откроем прорезь посильнее, то в коробку попадёт свет, и всё сразу станет видно. Попробуем?

Дети соглашаются. Опыт проводится до конца.

Воспитатель. В коробке стало светло – туда попал свет.

Очень ярко светит солнце,

Греет ласково и нежно.

Рано утром мне в оконце

Заглянуло важно.

Солнца луч скользнул в окошко.

Я зажму его в ладошке.

Аккуратно, чуть дыша,

Спрячу в ларчик малыша.

И тихонько шаг за шагом

Маме отнесу бродягу.

 А если в доме темно, что надо сделать? (Включить свет). Давайте включим фонарик. (включают). В коробке стало светло. Да, без света было бы темно, страшно, ничего не видно. Хорошо, что он есть!

Рефлексия. Дети играют с фонариком.

Если свет погаснет вдруг,

У меня есть верный друг.

Мне с фонариком не страшно,

Я иду вперёд отважно.

План работы с родителями.

№/п

Содержание работы

Цели

Месяц

1.

Консультация «Как знакомить младших дошкольников с неживой природой?»

- Раскрыть

возрастные

особенности

восприятия детьми

объектов неживой

природы

февраль

2.

Рекомендации «Как провести опыты с водой, песком, воздухом».

 Познакомить с примерными опытами с водой, песком и воздухом.

март

3.

«Опыты и эксперименты в домашних условиях»

-Познакомить родителей с разнообразием несложных опытов в домашних условиях

апрель

4.

Оформление фотовыставки «Лаборатория неживой природы».

-Познакомить родителей с результатами работы «Лаборатория неживой природы».

май

В начале проекта была проведена диагностика знаний детей об объектах неживой природы (воде, песке, воздухе, глине, свете).

Цель: выявить уровень представлений ребёнка об объектах неживой природы.

Февраль          средний уровень – 30%, низкий уровень – 70%

В конце проекта дети показали следующие результаты:

Май     средний уровень – 70%, высокий уровень – 30%.

Вывод: наблюдается позитивная динамика результатов у детей при сравнении в начале данного проекта и в конце проекта.

                                                       Заключение.

          Таким образом, анализ проведённой работы позволяет убедиться в целесообразности и эффективности построения педагогического процесса в соответствии с поставленной целью и задачами.

         Дети научились простейшей экспериментальной деятельности с объектами неживой природы и делать простейшие выводы.

         Повысился уровень нравственно-экологической компетентности родителей, участия родителей в воспитательно-образовательном процессе, повысилась коммуникативность родителей.

       Разработанные методы и приёмы сотрудничества педагогического коллектива ДОУ и родителей способствовала воспитанию у детей осознанного и бережного отношения к природе, людям, окружающему миру.

                             

Литература.

1. Николаева С.Н. «Экологическое воспитание младших дошкольников» - Москва: Мозаика – Синтез, 2006;

2.Евдокимова Е. С. «Технология проектирования в образовательном пространстве детского сада» - Волгоград: Перемена, 2001;

3. Иванова А.А. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» - Москва: ТЦ Сфера, 2004;

4. Маневцева Л.М. «Мир природы и ребёнок» - Санкт – Петербург: Детство-пресс, 2003;

5. Масленникова О.М., Филлипенко А.А. «Экологические проекты в детском саду» - Волгоград: учитель 2011;

6. Дыбина О.В. «Ребёнок в мире поиска» - Москва: ТЦ Сфера, 2004;

7.Потапова Т.В. «Детский сад – эталон экологической культуры» - Москва: ЦС ВООП, 2000;

8. Прохорова Л.Н. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» - Москва: Аркти,2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект Тема: «Лаборатория неживой природы»

Проблема Как познакомиться с неживой природой? Цель проекта Формировать представления у детей о необходимости бережного отношения к объектам неживой природы.  Задачи проекта 1. Формировать и...

Экологический проект" Наш друг - природа". Тема "Дерево".

Ознакомление старших дошкольников с этапами роста и развития деревьев, их взаимосвязь в природе. Развивать у детей активную позицию в процессе приобщения к охране окружающей среды. Расширять знания о ...

Экологический проект. ТЕМА: «В дружбе с природой»

                    В рамках экологического воспитания дошкольников воспитателем старшей группы разработан  экологический проект. ТЕМ...

Экологический проект Тема: «Будь природе другом»

Природа хрупка и ранима. В настоящее время безжалостно загрязняются и становятся безжизненными водоёмы, обедняются флора и фауна – всё это тревожный сигнал, призывающий разумно относиться к окру...

Экологический проект Тема: «Будь природе другом» Консультации для родителей

При организации воспитательно - образовательного процесса по экологическому воспитанию по проекту было обеспечено единство целей и преемственности всех участников проекта и совместная деятельность поз...

Экологический проект Тема: «Лаборатория неживой природы».

                        Введение. Актуальность проекта.«Самое лучшее открытие то, которое ребёнок делает сам». Дошко...

Опыт работы по проекту "Экологическая тропа". Тема: "Защитники природы"

Экологоориентированное направление можно выделить в отдельное направление.Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования – это организация проектной деятельности. Участи...