Конспект занятия в подготовительной группе «Душа народа – русская народная песня» образовательная область: познавательное развитие
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Материал подойдет для использования на занятии по патриотическому воспитанию, приобщению к русской культуре, а так же для использования в кружках по дополнительному образованию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_rn_pesnya.docx | 21.38 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«ШКОЛА № 460 ИМЕНИ ДВАЖДЫ ГЕРОЕВ СОВЕТСКОГО СОЮЗА А.А.ГОЛОВАЧЁВА И С.Ф.ШУТОВА»
(ГБОУ ШКОЛА № 460)
109559, г. Москва, ул. Белореченская, дом 11, тел. (495) 358-03-12, (495) 359-35-36
e-mail:
ОКПО 40132817, ОГРН 1037700116838, ИНН 7723320252, КПП 772301001
КОНСПЕКТ
занятия в подготовительной группе
«Душа народа – русская народная песня»
образовательная область: познавательное развитие
воспитатель: Шарковская В.В.
2020 г.
Цель: развивать у детей интерес и любовь к русской народной песне и русскому народному творчеству;
Задачи:
- расширять знания детей о русском народном музыкальном творчестве; познакомить с русской народной музыкой и русскими народными песнями; продолжить знакомство с музыкой русского композитора П.И. Чайковского, с творчеством современного композитора А. Морозова;
- формировать навыки игры на детских музыкальных инструментах;
- учить выразительно исполнять плясовые движения, передавать радостный, весёлый характер песен;
- развивать кругозор детей на основе знакомства с русской народной музыкой и культурой;
- воспитывать и прививать любовь и уважение к русской народной музыке;
Ход занятия:
Воспитатель : Ребята, а сейчас я предлагаю вам пройти в русскую избу – горницу.
Дети под русскую народную песню « Пойду ль я, выйду ль я – да» проходят «змейкой» в импровизированную «горницу» и садятся на стульчики.
Звучит звук гуслей ( запись)
Воспитатель : Ребята, что это за звуки? Какой инструмент может издавать такое звучание? (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ )( если дети затрудняются – помочь им)
На экране появляется изображение древнерусского сказителя, певца Бояна.
В руках он держит гусли.
Воспитатель .( говорит на фоне звучания гуслей): Ребята, давным – давно, во времена богатырей, жили в древней Руси сказители – певцы, ещё их называли Боянами. Посмотрите, вот так они выглядели ( рассматривают) Именно от них произошли слова баян, басня, баюкать, баянить, баять. А помогали они себе игрой на древнерусском старинном музыкальном инструменте – гуслях.
Дети описывают одежду, выражение лица Бояна, гусли.
Ребята, а вы знаете, что Бояна можно назвать самым первым исполнителем русской песни. И пел он русские песни о том, как прекрасна Русь – Матушка, как злые вороги хотят её обидеть да защитники – богатыри, яростно бьют врага и гонят его с земли русской.
Изображение богатырей.
Ребята, а вы хотите узнать, какая она, русская песня? – ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ
Смотрите, у меня в руках те самые гусли, на которых играл наш Боян.
Показывает гусли.
Они нам помогут отправиться в музыкальное путешествие, в удивительный мир русской народной песни ( закрывают глаза) Будет играть музыка, а когда она закончится вы глаза откроете.
Играет на гуслях
Россия, Россия, края дорогие,
Здесь издавна русские люди живут
Они прославляют просторы родные,
Раздольные русские песни поют!
Детство любого человека начинается с родного дома, с ласкового голоса матери и с песни.
Какую песню слышит ребёнок в своей жизни самой первой? – колыбельную.
Через колыбельную песню матери ребёнок знакомился с окружающим миром.
У русского народа существовал обычай: при рождении ребёнка мать сочиняла для него свою колыбельную, которая становилась оберегом на всю жизнь. Песня, как руки матери, ограждала новорождённого от болезней и любых неприятностей.
Народ любил и дорожил колыбельными песнями, передавая их от поколения к поколению. Едва подрастающая дочурка начинала забавляться с куклами. как матушка тут же приступала к обучению дочки «баить» (усыплять, качать, баюкать) правильно.
Так соблюдалась преемственность поколений и традиций.
Давайте послушаем с вами русскую народную песню «Колыбельная»
Звучит « Колыбельная», - КЛИП
- какая песня по характеру? – ответы
- ласковая, нежная, протяжная.
- песня исполнялась под музыкальное сопровождение?
- нет
- когда песня поётся просто голосом, такое исполнение называют
«а капелла»
Ребята, сейчас я вам предлагаю стать музыкантами.
Мы с вами сейчас разучим и сыграем русскую народную колыбельную
песню « Котя, котенька – коток»
Игра на деревянных ложках.
Следующий слайд « Крестьяне работают»
Воспитатель . А знаете, ребята, песня сопровождала людей везде – даже на работе.
Такие песни называли - трудовые. Люди пели их, выполняя какую – либо работу, порой очень тяжёлую, и песня помогала им преодолеть все трудности
Воспитатель Ребята, а почему песню называли народной? – ОТВЕТЫ
Потому что её сочинил народ, а не композитор.
Ребята, композиторы всех времён черпали своё вдохновение в народной песне.
Воспитатель Наряду с хороводами существовал ещё один тип русской песни, наиболее любим русским народом. Это – частушки.
Ребята, а что такое частушка? – ОТВЕТЫ
Частушка- это особый вид русской песни, произошла от слова «частый», то есть быстрый.
Это весёлая, задорная песня, над которой можно смеяться и хохотать, покритиковать недостатки людей, спеть для себя и про себя. Их поют уже много лет. Чаще всего частушки пели, подыгрывая себе на гармошке или баяне, или балалайке – иллюстрация гармошки и балалайки.
Никакие праздники и гуляния не обходились без этих весёлых, озорных, шутливых песенок. Мы с вами тоже знаем их не мало и я предлагаю вам вспомнить знакомые частушки.
Исполнение частушек ( группа детей)
Воспитатель Сегодня, ребята, мы прикоснулись к музыкальному творчеству нашего русского народа. Я надеюсь, что это помогло вам глубже проникнуть в его душу и характер и ещё крепче полюбить нашу родную землю – Россию. И нам пора возвращаться из мира русской песни в наш детский сад. Сейчас вы опять закроете глаза, будет играть музыка. Когда она закончится – вы откроете глаза.
Играют гусли (в записи)
Ребята, что больше всего из увиденного и услышанного вами сегодня понравилось? (Краткая беседа с детьми)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в подготовительной группе на тему "Русский народный костюм"
Дети и воспитатель в русских народных костюмах. Рассматриавем русский народный костюм. Называем составляющие костюма: руба...
Конспект занятия в подготовительной группе «Знакомство с русским народным костюмом»
Конспект занятия в подготовительной группе «Знакомство с русским народным костюмом»...
Конспект непосредственно-образовательный деятельности в подготовительной группе по теме «Отважные пожарные» Интеграция образовательных областей «Познавательное развитие», «Физическое развитие» «Социально - коммуникативное развитие», «Речевое развитие» Цел
Конспект непосредственно-образовательный деятельности в подготовительной группе по теме «Отважные пожарные»Интеграция образовательных областей «Познавательное развитие», «...
Конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему: «Русские народные традиции» Образовательная область: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; физическое развитие; художественно-эстети
Конспектобразовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему: «Русские народные традиции»Образовательная область: социально-коммуникативное развитие; познавательное развит...
Конспект занятия в подготовительной группе: «Путешествие по русским народным сказкам»
В конспекте ребята отправяться у путешествие где будут должны разгадать загазки, сказочные выражения, вспомнить названия русских сказок, узнать по предмету, найти ошибки в сказке....
Конспект занятия в старшей группе "Герб и флаг Российской Федерации". Образовательная область: познавательное развитие.
Данный конспект составлен на основе примерного тематического планирования по ознакомлению старших дошкольников с государственными символами России. Одной из задач занятия является формирование у ...
Технологическая карта мероприятия непосредственно-образовательной деятельности с детьми подготовительной группы «А» Тема: «Поможем роботу Максу» (образовательная область «Познавательное развитие» ФЭМП)
Образовательные задачи:Закрепить умение детей считать в пределах от 1 до 10 в прямом и обратном порядке, умение называть число предыдущее и последующее названному числу.Закрепить знания детей о...