Конспект занятия в подготовительной группе «Душа народа – русская народная песня» образовательная область: познавательное развитие
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Материал подойдет для использования на занятии по патриотическому воспитанию, приобщению к русской культуре, а так же для использования в кружках по дополнительному образованию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_rn_pesnya.docx21.38 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«ШКОЛА № 460 ИМЕНИ ДВАЖДЫ ГЕРОЕВ СОВЕТСКОГО СОЮЗА А.А.ГОЛОВАЧЁВА И С.Ф.ШУТОВА»

(ГБОУ ШКОЛА № 460)

109559, г. Москва, ул. Белореченская, дом 11, тел. (495) 358-03-12, (495) 359-35-36

e-mail:

ОКПО 40132817, ОГРН 1037700116838, ИНН 7723320252, КПП 772301001

КОНСПЕКТ

занятия в подготовительной группе

«Душа народа – русская народная песня»

образовательная область: познавательное развитие

воспитатель: Шарковская В.В.

2020 г.

Цель: развивать у детей интерес и любовь к русской народной песне и русскому народному творчеству;

Задачи:

- расширять знания детей о русском народном музыкальном творчестве; познакомить с русской народной музыкой и русскими народными песнями; продолжить знакомство с музыкой русского композитора П.И. Чайковского, с творчеством современного композитора А. Морозова;

- формировать навыки игры на детских музыкальных инструментах;

- учить выразительно исполнять плясовые движения, передавать радостный, весёлый характер песен;

- развивать кругозор детей на основе знакомства с русской народной музыкой и культурой;

- воспитывать и прививать любовь и уважение к русской народной музыке;

Ход занятия:

Воспитатель : Ребята, а сейчас я предлагаю вам пройти в русскую избу – горницу.

Дети под русскую народную песню « Пойду ль я, выйду ль я – да» проходят «змейкой» в импровизированную «горницу» и садятся на стульчики.

Звучит звук гуслей ( запись)

Воспитатель : Ребята, что это за звуки? Какой инструмент может издавать такое звучание? (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ )( если дети затрудняются – помочь им)

На экране появляется изображение древнерусского сказителя, певца Бояна.

В руках он держит гусли.

Воспитатель .( говорит на фоне звучания гуслей): Ребята, давным – давно, во времена богатырей, жили в древней Руси сказители – певцы, ещё их называли Боянами. Посмотрите, вот так они выглядели ( рассматривают) Именно от них произошли слова баян, басня, баюкать, баянить, баять. А помогали они себе игрой на древнерусском старинном музыкальном инструменте – гуслях.

Дети описывают одежду, выражение лица Бояна, гусли.

Ребята, а вы знаете, что Бояна можно назвать самым первым исполнителем русской песни. И пел он русские песни о том, как прекрасна Русь – Матушка, как злые вороги хотят её обидеть да защитники – богатыри, яростно бьют врага и гонят его с земли русской.

Изображение богатырей.

Ребята, а вы хотите узнать, какая она, русская песня? – ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ

Смотрите, у меня в руках те самые гусли, на которых играл наш Боян.

Показывает гусли.

Они нам помогут отправиться в музыкальное путешествие, в удивительный мир русской народной песни ( закрывают глаза) Будет играть музыка, а когда она закончится вы глаза откроете.

Играет на гуслях

Россия, Россия, края дорогие,

Здесь издавна русские люди живут

Они прославляют просторы родные,

Раздольные русские песни поют!

Детство любого человека начинается с родного дома, с ласкового голоса матери и с песни.

Какую песню слышит ребёнок в своей жизни самой первой? – колыбельную.

Через колыбельную песню матери ребёнок знакомился с окружающим миром.

У русского народа существовал обычай: при рождении ребёнка мать сочиняла для него свою колыбельную, которая становилась оберегом на всю жизнь. Песня, как руки матери, ограждала новорождённого от болезней и любых неприятностей.

Народ любил и дорожил колыбельными песнями, передавая их от поколения к поколению. Едва подрастающая дочурка начинала забавляться с куклами. как матушка тут же приступала к обучению дочки «баить» (усыплять, качать, баюкать) правильно.

Так соблюдалась преемственность поколений и традиций.

Давайте послушаем с вами русскую народную песню «Колыбельная»

Звучит « Колыбельная», - КЛИП

- какая песня по характеру? – ответы

- ласковая, нежная, протяжная.

- песня исполнялась под музыкальное сопровождение?

- нет

- когда песня поётся просто голосом, такое исполнение называют

«а капелла»

Ребята, сейчас я вам предлагаю стать музыкантами.

Мы с вами сейчас разучим и сыграем русскую народную колыбельную

песню « Котя, котенька – коток»

Игра на деревянных ложках.

Следующий слайд « Крестьяне работают»

Воспитатель . А знаете, ребята, песня сопровождала людей везде – даже на работе.

Такие песни называли - трудовые. Люди пели их, выполняя какую – либо работу, порой очень тяжёлую, и песня помогала им преодолеть все трудности

Воспитатель Ребята, а почему песню называли народной? – ОТВЕТЫ

Потому что её сочинил народ, а не композитор.

Ребята, композиторы всех времён черпали своё вдохновение в народной песне.

Воспитатель Наряду с хороводами существовал ещё один тип русской песни, наиболее любим русским народом. Это – частушки.

Ребята, а что такое частушка? – ОТВЕТЫ

Частушка- это особый вид русской песни, произошла от слова «частый», то есть быстрый.

Это весёлая, задорная песня, над которой можно смеяться и хохотать, покритиковать недостатки людей, спеть для себя и про себя. Их поют уже много лет. Чаще всего частушки пели, подыгрывая себе на гармошке или баяне, или балалайке – иллюстрация гармошки и балалайки.

Никакие праздники и гуляния не обходились без этих весёлых, озорных, шутливых песенок. Мы с вами тоже знаем их не мало и я предлагаю вам вспомнить знакомые частушки.

Исполнение частушек ( группа детей)

Воспитатель Сегодня, ребята, мы прикоснулись к музыкальному творчеству нашего русского народа. Я надеюсь, что это помогло вам глубже проникнуть в его душу и характер и ещё крепче полюбить нашу родную землю – Россию. И нам пора возвращаться из мира русской песни в наш детский сад. Сейчас вы опять закроете глаза, будет играть музыка. Когда она закончится – вы откроете глаза.

Играют гусли (в записи)

Ребята, что больше всего из увиденного и услышанного вами сегодня понравилось? (Краткая беседа с детьми)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе на тему "Русский народный костюм"

Дети  и  воспитатель  в  русских  народных  костюмах.  Рассматриавем  русский  народный  костюм. Называем  составляющие  костюма:  руба...

Конспект занятия в подготовительной группе «Знакомство с русским народным костюмом»

Конспект занятия в подготовительной группе «Знакомство с русским народным костюмом»...

Конспект непосредственно-образовательный деятельности в подготовительной группе по теме «Отважные пожарные» Интеграция образовательных областей «Познавательное развитие», «Физическое развитие» «Социально - коммуникативное развитие», «Речевое развитие» Цел

Конспект непосредственно-образовательный деятельности в подготовительной группе по теме «Отважные пожарные»Интеграция образовательных областей «Познавательное развитие», «...

Конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему: «Русские народные традиции» Образовательная область: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; физическое развитие; художественно-эстети

Конспектобразовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему: «Русские народные традиции»Образовательная область: социально-коммуникативное развитие; познавательное развит...

Конспект занятия в подготовительной группе: «Путешествие по русским народным сказкам»

В конспекте ребята отправяться у путешествие где будут должны разгадать  загазки, сказочные выражения, вспомнить названия русских сказок, узнать по предмету, найти ошибки в сказке....

Конспект занятия в старшей группе "Герб и флаг Российской Федерации". Образовательная область: познавательное развитие.

Данный конспект составлен на основе примерного тематического планирования по ознакомлению старших дошкольников с государственными символами России. Одной из задач занятия является формирование у ...

Технологическая карта мероприятия непосредственно-образовательной деятельности с детьми подготовительной группы «А» Тема: «Поможем роботу Максу» (образовательная область «Познавательное развитие» ФЭМП)

Образовательные задачи:Закрепить умение детей считать в пределах от 1 до 10 в прямом и обратном   порядке, умение называть число предыдущее и последующее названному числу.Закрепить знания детей о...