Мини-музей ВОв "Я помню, я горжусь..."
проект по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
Проект по патриотическому воспитанию. Паспорт мини-музея
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pasport_mini-muzey_vov.docx | 42.58 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБУ «СРЦН г.о. Семеновский»
Паспорт
мини – музея боевой славы
«Я помню, я горжусь…»
Дошкольная группа (дети 3-7 лет)
Руководитель:
воспитатель
Виноградова И.П.
д. Шалдежка
2023 г.
«Детство – каждодневное открытие мира
и поэтому надо делать так, чтобы оно стало,
прежде всего, познанием человека и Отечества,
их красоты и величия»
В.А.Сухомлинский
Актуальность
Все дальше вглубь истории уходят события, связанные с Великой Отечественной войной, и всё меньшее количество детей знают о том, какой ценой была одержана победа их прадедами, благодаря которым они сейчас живут под мирным небом.
Для того, чтобы дети осознали и прочувствовали важность и трагедию долгих лет войны, получили эмоциональный отклик в своих сердцах, испытали чувство гордости за свой народ и надолго сохранили в памяти события тех дней, необходимо использовать разные методы и формы работы в этом направлении, в которых дети должны быть активными участниками образовательного процесса.
Одной из таких форм работы является организация в групповой комнате мини – музея.Музей воинской славы – это не только хранилище экспонатов. Это окно в историческое прошлое, героическая память наших дедов и прадедов, которая неразрывно связана с настоящим и требует к себе бережного отношения.
В 2024 году весь мир отмечает знаменательную дату - 79 лет победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 г.г.
Недооценка патриотизма как важнейшей составляющей общественного сознания приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства, поэтому патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени.
Воспитание патриотических чувств необходимо начинать с дошкольного возраста, потому что именно на данном этапе формируется личность ребенка.
Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально-значимых ценностей, гражданственности и патриотизма. Любовь к Родине – высшее проявление любви ребенка к своим родителям, близким и родному городу, поэтому формировать гражданственность нужно начиная с малых, понятных детям вещей.
Паспортные данные мини-музея.
Наименование: мини – музей боевой славы «Я помню, я горжусь…».
Профиль мини - музея: познавательный, нравственно-патриотический.
Цели создания мини – музея:
Создание условий для взаимодействия педагогов, детей и родителей по формированию у дошкольников нравственно-патриотических качеств посредством музейной педагогики.
Задачи:
- обогащение предметно – развивающей среды центра
- формирование нравственно-патриотического сознания дошкольников
- расширение кругозора детей, поощрение стремления узнать больше нового, полезного, интересного об истории родной страны
- развитие познавательных способностей и познавательной деятельности детей.
- формирование умения самостоятельно анализировать полученные знания.
- вовлечение родителей в совместную деятельность, формирование активной позиции в патриотическом воспитании детей;
Принципы создания мини – музея:
1. Принцип учёта возрастных особенностей детей
2. Принцип опоры на интересы ребёнка
3. Принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми и родителями
4. Принцип наглядности
5. Принцип последовательности
6. Принцип сотрудничества и взаимоуважения
7. Принцип деятельности и интерактивности - мини-музей предоставляет воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности, т. е. использовать экспонаты в сюжетно-ролевых играх, создавать поделки и включать их в общую экспозицию и т. д.
Аспекты музейной деятельности.
- Каждому человеку нужно знать, кто он и откуда. Память о своих корнях, любовь к своему народу, к родной земле делает человека достойнее и сильнее. Чтобы наши дети росли успешными, деятельными, уверенными в себе людьми, нужно с самого раннего возраста прививать им чувство сопричастности к великой стране и великому народу. Если мы хотим, чтобы дети полюбили свою малую и большую Родину, нам надо дать им в доступной и занимательной форме знания о её прошлом и настоящем.
- Родителям и детям хочется совместно и с пользой проводить свободное время. Опыт показывает, что таким объединяющим средством становится мини - музей.
- Дети чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты.
- В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно.
- Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать.
- В обычном музее ребёнок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции. Причём не только он сам, но и его родители.
- Мини – музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
План работы по созданию мини – музея:
- Подготовительный этап:
- Определение темы и название музея
- Выбор места для размещения
- Подбор материалов для информирования родителей.
2. Практический этап:
- сбор экспонатов
- оформление мини-музея
- индивидуальная работа с детьми и родителями
- создание мини – музея «Я помню, я горжусь…».
Взаимодействие с педагогами:
- Беседа с родителями на тему: «Роль музеев в формировании нравственно-патриотических качеств дошкольников»
- Привлечение педагогов к сбору экспонатов, а также к совместному творчеству с детьми - созданию экспонатов для мини-музея
- Консультации для педагогов: «Что рассказать детям о Великой Отечественной войне», «Что прочитать детям о Великой Отечественной войне»
- Проведение экскурсии для педагогов в мини – музее
- Совместные развлечения и досуги.
3. Подведение итогов:
- Презентация итогов работы на педсовете.
- Обозначение дальнейших путей, форм, средств, и направлений в развитии мини-музея с учетом возрастных особенностей детей.
Расположение:
Музей создан в декабре 2023 года, руководитель - воспитатель Виноградова Инна Петровна.
Музей расположен в групповой комнате, в книжном уголке.
Правила поведения в мини – музее.
1. В нашем мини - музее многие экспонаты разрешено трогать руками
2. Рассмотренные экспонаты нужно положить на место
3. Экспонаты нельзя ломать и забирать домой
4. Можно и даже нужно задавать вопросы
5. Можно пополнять мини - музей новыми экспонатами.
Формы деятельности в мини – музее:
Мини – музей – это не просто выставка предметов по определенной теме, это одна из форм образовательной работы с детьми, поэтому в нем организуются:
- беседы
- рассматривание экспонатов, картин о ВОв, о героях войны, их подвигах
- совместная деятельность по ознакомлению детей с историей нашей Родины:
- чтение, обсуждение и рассматривание познавательных художественных произведений на военную тематику (о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов)
- продуктивная деятельность детей по изготовлению отдельных экспонатов, поделок, конструирование «военных» макетов из бросового и строительного материала
- слушание, пение военных песен, беседы по содержанию и их драматизация
- оформление выставок детского творчества, совместного детского творчества детей с взрослыми, фотовыставок, книг с иллюстрациями
- Экскурсии по мини-музею (с участием детей подготовительной к школе группы в роли экскурсоводов).
- самостоятельная творческая и игровая деятельность детей.
Результативность мини-музея:
- Дети активно проявляют интерес к экспонатам мини-музея, исследуя их и экспериментируя с ними.
- Представленные экспонаты обогащают чувственный опыт детей в разных видах деятельности. Формируют представления о связях между предметами ближайшего окружения.
- Экспонаты мини-музея способствуют формированию интереса к нравственно-патриотической стороне окружающей действительности, к активной игровой деятельности детей.
Содержание и экспонаты:
№ | Название экспоната | Дата поступления | Постоянное/ временное хранение | Ф.И., представившего экспонат |
1 | Орден «Отечественная война» | 10.12.23 г. | временное | Воспитатель Виноградова И.П. |
2 | Орден «За оборону Советского Заполярья» | 10.12.23 г. | временное | Воспитатель Виноградова И.П. |
3 | Орден «50 лет Вооруженных сил СССР» | 10.12.23 г. | временное | Воспитатель Виноградова И.П. |
4 | Орден «Ветеран труда» | 10.12.23 г. | временное | Воспитатель Виноградова И. П. |
5 | Орден «70 лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.» | 10.12.23 г. | временное | Воспитатель Виноградова И.П. |
6 | Полевая сумка - планшет | 16.12.23 г. | временное | Азиков Слава |
7 | Гимнастерка | 16.12.23 г. | временное | Попова Василиса |
8 | Ремень | 16.12.23 г. | временное | Марова Лена |
9 | Фуражка | 18.12.23 г. | временное | Потехина Вика |
10 | Пилотка | 18.12.23 г. | временное | Ткачук Рита |
11 | Сапоги | 18.12.23 г. | временное | Ткачук Рита |
12 | Фляжка | 18.12.23 г. | временное | Кулиев Тимур |
13 | Скатка – шинель (стилизация) | 20.12.23 г. | временное | Воспитатель Виноградова И.П. |
14 | Котелок | 26.12.23 г. | временное | Воспитатель Виноградова И.П |
15 | Керосиновая лампа (большая) | 26.12.23 г. | временное | Воспитатель Виноградова И.П |
16 | Керосиновая лампа (походная) | 26.12.23 г. | временное | Воспитатель Виноградова И.П |
17 | «Катюша» (машинка-игрушка) | 27.12.23 г. | временное | Воспитатель Виноградова И.П |
18 | Поделка «Танк» | 27.12.23 г. | временное | Воспитатель Виноградова И.П |
19 | Поделка «Письмо с фронта» | 30.12.23 г. | временное | Воспитатель Виноградова И.П |
Литература:
№ | Название |
1 | Был трудный бой…: Стихи. – М.: Дет.лит., 1985.-56 с. |
2 | Кассиль Л.А. Главное войско. Рассказы. – М.: Дет.лит., 1977. – 33 с. |
3 | Коржиков В.Т. Вот какой Пахомов! Рассказы. – М.: Дет.лит., 1983.- 32 с. |
4 | Митяев А.В. почему армия всем родная. – М.: Изд. «Малыш»., 1987.- 10 с. |
5 | Алексеев С. Они защищали Москву. Рассказы. – М.: Дет.лит., 1985.-34 с. |
6 | Книга памяти нижегородцев, павших в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. – Нижний Новгород, 2017.- 264 с. |
7 | Баруздин А. Шел по улице солдат. – М.: Детская литература, 1985. – 33 с. |
8 | Юдаева М. Рассказы о войне. Школьная библиотека. – М.: Изд. «Самовар-книги», 2015. - 190 с. |
9 | Алексеев С. Рассказы о Великой Отечественной войне. М.: Оникс, 2010.–185 с. |
10 | Митяев А. подвиг солдата. М.: Оникс, 2010. – 160 с. |
11 | Победы русской армии и флота. М.: Росмэн, 2015. – 80 с. |
12 | Военная техника. М.: Росмэн, 2016. – 80 с. |
13 | Книга памяти |
14 | Фотоальбом «Моя малая родина» |
15 | Альбом «Наша армия родная» |
16 | Альбом «Военные профессии» |
17 | Альбом «Наша российская армия» |
18 | Альбом «День Победы – 9 Мая» |
19 | Плакаты «Родина-мать зовет!», «Дойдем до Берлина», «Защитим родную Москву», «Слава Красной Армии!» |
Тематический план деятельности в мини-музее.
№ | Тема мероприятия | ОО | Цель мероприятия | месяц |
1. | Экскурсия | ПР ХЭР РР | Познакомить детей с экспонатами мини - музея, напомнить о правилах поведения в мини – музее. | январь |
2. | Изготовление поделки«Танк» | ХЭР ПР | Углубить навык конструирования из бросового материала. Знакомить детей с приёмами конструирования из бросового материала (спичечные коробки, пробки от бутылок, трубочки). | февраль |
3. | Игровые задания: •Составить описательные рассказы об экспонатах; •Составить рассказ, где участвуют все экспонаты мини - музея; •Составить рассказ, в котором какой - либо экспонат мини - музея играет главную роль. | ПР РР | Закрепить у детей умение пользоваться простым распространенным предложением, закрепить навык диалоговой речи. | март |
4. | Изготовление поделки«Голубь мира» | ХЭР ПР | Развивать умение детей с удовольствием мастерить, работать с любым подручным материалом, фантазировать и делать своими руками поделки так, чтобы и процесс, и результат приносили радость и удовлетворение. | апрель |
5. | Игровые задания: • «Опиши предмет»: какой? из чего сделан?; • Выявить особенности изготовления: как и изчего сделан? | РР ПР ХЭР | Упражнять детей в составлении описательных рассказов,развивать умение правильно согласовывать существительные, прилагательные и глаголы, внимательно слушать товарища. | май |
Перспективное планирование работы мини – музея:
- экскурсии, просветительская работа, обмен опытом
- пополнение мини - музея экспонатами
- показ экспозиции детям и родителям из других групп
- индивидуальная работа с детьми по изготовлению поделок из различного материала
- использование экспонатов мини-музеяв образовательной и совместной деятельности.
- Подготовка тематических выставок, посвящённых памятным датам
- Организация выставки игрушек «Военная техника»
- Организация выставки детских рисунковна военно-патриотическую тематику.
- Привлечение родителей к оказанию посильной помощи в изготовлении атрибутики (макетов военной техники, стендовое моделирование).
Литература:
1. Основная образовательная программа МБДОУ Боковской детский сад «Колокольчик».
2. Зацепина М.Б. Дни воинской славы: Патриотическое воспитание дошкольников: Для работы с детьми 5-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2014
Технологическая карта совместной деятельности с детьми 5-7 лет.
Тема: «Экскурсия в мини – музей боевой славы «Я помню, я горжусь».
Образовательные области:познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Цель: формирование духовности, нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- формировать у детей представление о подвиге народа, который встал на защиту своей Родины в годы Великой Отечественной войны
- формировать у детей познавательную активность
- содействовать развитию внимания, памяти, мышления, речи, воображение через музейную экспозицию и рассказ экскурсовода
- воспитывать уважение к защитникам Родины, к участникам войны, гордость за свой народ, армию, Отечество.
Материал: экспонаты мини-музея.
Музыкальный материал:
- «День победы» муз. Г. Ребровой сл., Н. Френкеля
- «Священная война муз. А. В. Александров, сл. В. И. Лебедева-Кумача
- «В землянке» муз. К. Листов, сл. В. Суркова.
Предварительная работа: просмотр иллюстраций, чтение худ литературы, беседы о музеях, о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 г.г.
Этапы деятельности | Действия воспитателя | Действия детей |
мотивационно – побудительный | Вот уже 75 лет отделяют нас от победного мая 1945 года. Но россияне всё также благодарны тем, кто принёс победу нашему отечеству. Все дальше и дальше от нас, живущих, те страшные военные годы. Все меньше и меньше тех, кто был участником той жестокой войны. Сегодня я хочу вам рассказать о событиях тех дней. 21 июня 1941 года Германия вероломно напала на нашу страну. Началась Великая Отечественная война, которая принесла много горя, разрухи, несчастья и унесла множество человеческих жизней. Война шла долгих четыре года. И военные, и мирные жители городов и деревень защищали нашу Родину с моря, воздуха и на земле. С помощью военной техники народ нашей страны отстоял победу. Но какой ценой…Ребята, сегодня я предлагаю вам вспомнить о войне. Для этого я приглашаю вас в наш мини - музей. Посмотрите, как много предметов представлено в нашем музее. Это личные вещи солдата, военное снаряжение, письма, ордена. Все это - живые страницы такой далекой войны. Инд. работа – Василиса, хочешь нам рассказать,какой экспонат хранился в вашей семье? Рита, а ты нам расскажешь об истории своегоэкспоната? - Ребята, а вы знаете, что такое музей? Правильно, музей - это место, где хранятся интересные предметы, вещи. Он нужен людям для того, чтобы помнить о разных событиях, знать, как жили люди в разное время. Эти предметы называют экспонатами. А рассказывает о них экскурсовод. | Отвечают на вопросы. Рассказываюто принесенных в мини-музей экспонатах. Слушают рассказ воспитателя об истории музея. |
организационно – поисковый | Сегодня я буду вашим экскурсоводом, и расскажу о некоторых экспонатах нашего музея, которые помогут вам почувствовать дух военного времени и представить, что же чувствовали и как жили люди в военное время, чем занимались. Инд. работа – Тимур, хочешь рассказать ребятам, зачем нужно соблюдать правила поведения в музее? Правила поведения в нашем мини – музее. 1. В нашем музее многие экспонаты разрешено трогать руками. 2. Рассмотренные экспонаты нужно положить на место. 3. Экспонаты нельзя ломать и забирать домой. 4. Можно и даже нужно задавать вопросы. 5. Можно пополнять музей новыми экспонатами. Я приглашаю вас пройти к первому экспонату. 1. Ребята, перед вами плакат. Автор плаката - Ираклий Тоидзе. А называется он «Родина-мать зовёт». - Как вы думаете, почему он так называется? На этом плакате художник изобразил образ матери, призывающей на помощь своих сыновей, приподнятая и слегка отведенная назад левая рука Родины-матери зовет всех на защиту страны. На заднем плане множество штыков говорят о том, уже тысячи солдат встали на защиту своей родины. Плакат висел на сборных пунктах и вокзалах, на проходных заводов, и в воинских эшелонах, на кухнях, в домах и на заборах. В это же время поэт В. Лебедев-Кумач написал стихи песни «Священная война». И песня, и плакат призывали к защите Отечества. (Звучит фонограмма песни «Священная война»). Под эту песню уходили на фронт наши солдаты, защищать свою Родину, родных, детей. 2. Ордена и медали. Самым смелым и отважным людям, защищавшим нашу страну от врагов, вручались награды – ордена и медали. А какие подвиги совершали люди? Ордена и медали могли быть вручены за то, что боец, находясь в загоревшемся танке, продолжал выполнять боевую задачу; за то, что в бою вывел из строя не менее двух танков или трех самолетов противника; за то, что солдат первым ворвался на территорию противника и личной храбростью помог успеху общего дела; или захватил в плен вражеского офицера. Здесь представлены награды советских воинов. А тех людей, кто трудился в тылу, награждали орденом «Труженик тыла». 3. Письма с фронтов Великой Отечественной войны – документы огромной силы. В пропахших порохом строках – дыхание войны, грубость суровых окопных будней, нежность солдатского сердца, вера в Победу… Конвертов не хватало. С фронта приходили письма-треугольники. Отправляли их бесплатно. Треугольник – это обычный лист из тетради, который сначала загибали справа, потом слева направо. Оставшуюся полоску бумаги вставляли внутрь треугольника. 4. Военная форма. В одном из фильмов о войне солдат сказал: «Есть такая профессия – Родину защищать». Что это за профессия? Конечно же, защитники наших дней отличаются и внешним видом, и оружием. Назовите, пожалуйста, рода войск, которые вы знаете? А как называется одежда, в которую они одеты? Дети, а кто знает, что такое шинель и для чего она нужна солдату? А плащ-палатка? Шинель служила солдатам одеялом и спасала от холода. Плащ-палатка защищала от дождя, ветра и снега. | Объясняют, почему нужно соблюдать правила, дополняют ответы. Закрепляют новые слова. Слушают воспитателя. Ответы детей Рассматривают фронтовые письма Рассматривают военную форму Рассматривают предметы Отвечают на вопросы |
У нас в экспозиции представлена форма: гимнастерка, ремень, пилотка, фуражка, хромовые сапоги, полевая сумка, плащ-палатка, которая в сложенном виде называется «скатка». 5. Предметы солдатского быта. Котелки и фляги, – неразлучные спутники солдата на фронтовых дорогах. Они сопровождали воинов всюду: в тылу, на марше, на передовой в окопах. Эти вещи мы часто видим на фронтовых фотографиях, о них упоминают в своих повествованиях ветераны Великой Отечественной. Солдаты берегли свою утварь, ценили её. Нередко на котелки и фляги бойцы наносили свои фамилии и инициалы. Случалось, что солдатская посуда переходила в другие руки, тогда на ней появлялась фамилия нового владельца. Вот, что писал о солдатском котелке в своих воспоминаниях участник ВОв Юрий Петраш: «Котелок был всегда с нами, как поддержка-выручалочка и символ надежды, веры в то, что победим ненавистного врага и заживём счастливой жизнью. И гремели наши русские котелки по Европе до самой Победы. Да и домой победители возвращались, увозя с собой неразлучного друга-кормильца – котелок». Во время войны еще не во всех населенных пунктах были знакомы с электричеством. Освещение там еще было от ламп, свечей, лучин и т.п. Что уж говорить о фронтовой полосе. Вот один из образцов «окопного быта» - керосиновая лампа для освещения землянки, блиндажа и т.д. Лампы – «коптилки» неоднократно воспевались в фронтовых стихах и песнях, стали практически неотъемлемой частью сюжетов художественных фильмов о войне, и по праву стали одним из символов Великой Отечественной войны. | ||
рефлексивно - корригирующий | Ребята, вам понравилась экскурсия? Что вам запомнилось больше всего? Какие чувства у вас возникли при рассматривании экспонатов? А вам захотелось посетить еще какой-нибудь музей? Какой? Инд. работа – Лена, Саша, хотите дома сделать ещё поделку? Предлагаю принести их в наш мини-музей. Свободное время для самостоятельного рассматривания экспонатов музея, для желающих – возможность выразить свои впечатления в продуктивной деятельности. | Отвечают на вопросы. Делятся впечатлениями Участвуют в продуктивной деятельности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Я помню. Я горжусь!» - мини-музей в детском саду компенсирующего вида.
МДОУ д/с № 12 – посещают дети, имеющие различные отклонения в речевом развитии. Не секрет, что самый лучший помощник в развитии и совершенствовании речи дошк...
Мини- музей " Чтобы помнили..."
Мы хотим поделиться с колегами..... в МАДОУ № 35 г.Энгельса был создан мини -музей к 70-летие Победы в Великой Отечественной войне......
Мини – музей «Я помню, я горжусь!»
Цель создания мини-музея: Систематизировать знания детей об истории Великой Отечественной войны; способствовать воспитанию у дошкольников основ музейной культуры.Задачи: 1. Обо...
методическая разработка мини-музей " Я помню,я горжусь!"
методическая разработка мини-музей " Я помню. я горжусь!" в подготовительной к школе группе....
Экскурсия в мини - музей ВОВ "Я помню, я горжусь"
Расширять представления, знания детей о событиях Великой Отечественной войны 1941-1945 г. и освобождения Новочеркасска....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию Тема: экскурсия в мини-музей «Я помню! Я горжусь!»
Конспект непосредственно образовательной деятельностипо познавательному развитию Тема: экскурсия в мини-музей «Я помню! Я горжусь!»...
Проект Мини-музей "Я помню! Я горжусь!"
Музейная образовательная среда выполняет не только воспитательные функции, но и формирует практические навыки поисковой, исследовательской деятельности, развивает инициативу воспитанников, предоставля...