методическая разработка мини-музей " Я помню,я горжусь!"
консультация (подготовительная группа) на тему

Кутищева Елена Михайловна

методическая разработка мини-музей " Я помню. я горжусь!" в подготовительной к школе группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mini-muzey_-_lena_kononenko.doc115.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мини – музей «Я помню, я горжусь!»

Возрастная категория воспитанников: 6 - 7 лет (подготовительная к школе группа).  

Цель создания мини-музея: Систематизировать знания детей об истории Великой Отечественной войны; способствовать воспитанию у дошкольников основ музейной культуры.

Задачи:

  1. Обобщать и расширять знания детей о событиях ВОВ, героях войны и их подвигах;
  2. Знакомить детей с военными предметами, военной техникой и разными родами войск, военной одеждой, наградами;
  3. Познакомить детей с историческим музеем, в частности музеем, посвящённым определённому историческому событию;
  4. Способствовать воспитанию у дошкольников основ музейной
    культуры;
  1. Предоставить детям возможность реализовать разные виды детской деятельности, опираясь на полученные знания и умения;
  2. Обогащать и развивать словарный запас детей, познакомить с произведениями художественной литературы и музыки военных лет;
  3. Формировать у дошкольников гражданскую позицию, чувство любви к Родине.

Актуальность создания мини-музея: Все дальше вглубь истории уходят события, связанные с Великой Отечественной войной, и всё меньшее количество детей знают о том, какой ценой была одержана победа их прадедами, благодаря которым они сейчас живут под мирным небом.

Передать эстафету памяти, показать детям дошкольного возраста величие и самоотверженность подвига русского народа, завоевавшего Победу, - одна из задач патриотического воспитания, которую должен ставить перед собой педагог.

Для того, чтобы дети осознали и прочувствовали важность и трагедию долгих лет Великой Отечественной Войны, получили эмоциональный отклик в своих сердцах, испытали чувство гордости за свой народ и надолго сохранили в памяти события тех дней, мы решили создать мини-музей «Я помню, я горжусь», в котором дети должны были стать активными участниками образовательного процесса.

Достоинства мини-музея:

  1. Занимает небольшое пространство;
  2. Нет ограничений во времени;
  3. Интерактивен;
  4. Совместное участие детей и родителей.

Этапы создания мини-музея:

Подготовительный этап

Тема и название мини музея.

Место мини-музея в групповой комнате.

Разработка плана действий по созданию мини-музея и планирование экскурсий для детей.

Практический этап

Сбор экспонатов для мини-музея

Создание коллекций

Подбор художественной литературы, энциклопедий о событиях ВОВ;

Чтение художественной литературы;

-Р  Рассматривание дидактического пособия,

Р   репродукций картин и т.д.

-    Подбор иллюстраций, поздравительных

от  открыток

Заключительный этап

Создание мини-библиотеки с художественными произведениями о ВОВ (стихи, рассказы, пословицы и поговорки)

Коллекции орденов, фотографий, поздравительных открыток

Разработанные экскурсионные маршруты

Картотека экскурсий (в виде бесед, ОС)

С  Коллекции презентаций и видеороликов

     О ВОВ, Российской армии.

Коллекция аудиозаписей с песнями военных лет.

     Выставка рисунков совместной деятельности

     родителей и детей на тему «Нет войне».

Создание макета «Вечный огонь».

Оформление уголка «Герои Кубани».

Приглашение воспитанников средней, старшей и смешанной дошкольной группы компенсирующей направленности с ФФН речи в мини-музей «Я помню, я горжусь»

Первый этап, подготовительный.  

На этом этапе мы   выбрали  название мини-музея, определили место размещения мини-музея, планирование экспозиций,   дизайн оформления, подбор экспонатов,   формы работы с экспозициями мини-музеев, разработали  тематическое планирование  экскурсий  мини-музея и музейных экспозиций.  

Второй этап, практический — «Создание мини-музея». 

Народная мудрость гласит:

 «Кто хочет-ищет возможности, кто не хочет - ищет причины». 

 

Приступая к работе, мы понимали, что положительного результата можно достичь только в том случае, если будет осуществляться взаимодействие всех участников воспитательного процесса: детей, родителей и педагогического коллектива.

Выбор темы мини-музея происходил исходя из интересов детей, нашей инициативы как педагогов,  всё это позволило  увлечь и заинтересовать своих воспитанников. Место  расположения мини-музея определяли с учётом интерактивности и полифункциональности музейного пространства, психологической комфортности и безопасности деятельности.

Размещение музея в групповом помещении позволяет выстраивать материал музея постепенно, по мере получения новой информации. Воспитатель имеет возможность обратиться к материалам музея, а дети группы по желанию рассматривать экспонаты, обсуждать их особенности, задавать вопросы педагогу, использовать некоторые экспонаты для режиссерских игр.  Если позволяет площадь раздевалки, то музей можно разместить и там. Это дает возможность более тесного общения с родителями.  

 Внимание детей дошкольного возраста еще недостаточно сформировано. Оно отличается кратковременностью, неустойчивостью. Поэтому эффективность всей работы в мини-музее будет в немалой степени зависеть и от того, насколько удачно расположены экспонаты, от степени их привлекательности для ребенка. Поэтому мы выбрали  оптимальный    вариант размещения экспонатов в группе,  на разных уровнях: вертикальном и горизонтальном. Решить эту задачу помогли книжный  стеллаж,   настенные полочки,  стенды, столики разной величины.

Расположение всех экспонатов только в одной горизонтальной плоскости, например на детском столике, нецелесообразно. В одной плоскости лучше всего смотрятся коллекции, то есть предметы одного наименования. Например, размещенная таким образом коллекция наград  даёт  представление об их разнообразии. В мини – музее   представлены коллекции наград, документов, вырезок из газет прошлых лет, но все же его основная задача — показать объект с разных сторон отразить его взаимосвязи с другими объектами. В горизонтальной плоскости сложно объединить экспонаты по темам и разделить их визуально. Освоение вертикали может быть осуществлено следующим образом: размещение материала на настенных полочках; использование ширм, использование стендов.

Организуя работу по привлечению родителей к подбору экспонатов мини-музеев, мы опирались на следующие принципы:

  • партнерство родителей и педагогов;
  • единое понимание педагогами и родителями целей и задач музейной педагогики;
  • помощь, уважение и доверие со стороны родителей.

Содержание и экспонаты мини – музея.

Из рассказа воспитателя подготовительной к школе группы  Кутищевой  Елены Михайловны.

       Война – это горе и слёзы. Она вошла в каждый дом, принесла беду. Тысячи людей прошли через все испытания и мучения этой самой тяжёлой войны. Прошло уже почти 72 года с окончания войны и большинство участников тех событий уже умерло, но мы будем хранить в своей памяти их – героев той войны.

В  День Победы, 23 февраля  мы идём поздравлять ветеранов, которых с каждым годом становится всё меньше и меньше. Видя лица этих людей, слушая их рассказы, мы понимаем, как много зла натворила война. Мы, молодое поколение, обязаны знать историю войны, её героев, чтить их память, потому что они жертвовали своей жизнью ради нашего светлого будущего.                                                                                          

Фронт и тыл – родные братья…  22 июня 1941 года гитлеровская Германия без объявления войны напала на нашу Родину. Советский народ вступил в самую длительную, самую тяжёлую и самую жестокую войну для нашего народа войну. Необходимо было напрячь все силы для отпора врага. В стране начался патриотический подъём, никто не остался равнодушным, поднялись и стар и млад.

Не остались в стороне и мои родные. Я хочу рассказать о своём дедушке Степаненко Тимофее Никифоровиче и бабушке Степаненко Галине Константинове. Они оба участники Великой Отечественной войны. Бабушка родилась 21 января  1924 года в хуторе Диканька Полтавского области Украины. В 1940 году Галина Константиновна(до замужества Пастернак),   поступила в школу медицинских сестёр в Полтаве, а  28 июня 1941 ушла добровольцем на фронт.   Затем её  направили  под Воронеж в 57-ю армию, 58-ю гвардейскую стрелковую дивизию, 175-й стрелковый полк санинструктором стрелковой роты. Бабушка принимала участие в сражениях  на Дону, вела себя смело в бою, под градом пуль и осколков перевязывала раненых и сама переносила их в укрытия. Много боевых подвигов на счету моей мужественной  бабушки.

Галина Константиновна воевала у населёного пункта Филоново,где приняла  на себя командование  санитарным взводом, когда была ранена командир Нина Мельниченко. Смелость и отвагу она проявила при прорыве обороны на Дону - в декабре  1942 года в бою под  Богучаром. У разъезда Усово Миллеровского  района, где 47 гвардейцев выстояли против брошенных на них 33 немецких танков была и моя  бабушка. Из всех защитников небольшого кургана под названием  Грузский   - 22 погибли смертью храбрых, 18 были ранены и только семь бойцов  продолжали бой и не пропустили  фашистов до подхода  подкреплений. Вместе со своей  частью  мужественная девушка прошла Румынию, Венгрию, Болгарию, была несколько раз ранена, но как только выздоравливала, снова становилась в строй. Галина Константиновна была награждена  орденом «Красная звезда» -02.12.1943г, медалью «За отвагу» - 05.01.1942, медалью «За отвагу» - 20.06.1943.                                              

На войне бабушка познакомилась с моим дедушкой Степаненко Тимофеем Никифоровичем и 9 апреля 1946 года зарегистрировали брак в Миссии СССР в Болгарии. Степаненко Тимофей Никифорович родился на Кубани в 1915 году 18 июня в нашей станице, рано потерял родителей, воспитывался своей тётей и учился в церковно-приходской школе, вступил в комсомол, закончил курсы трактористов и работал в колхозе. Немало испытаний выпало на долю дедушки, а в 1941 году он пошёл добровольцем на фронт, стал танкистом –механиком, а в 1943-1945 годах был старшиной роты. С боями прошёл немало фронтовых дорог. Участвовал в боях за освобождение Курской дуги. Получил боевые награды: Орден Красного Знамени, Орден «Красная звезда», орден «За боевые заслуги», медаль «За победу над Германией». Три раза был ранен и контужен.                                                                                              

Мой  прадед, отец моей бабушки, Пастернак Константин Николаевич родился на Украине в 1895 году. Участвовал в революции 1917 года, был в числе первых коммунистов (25 тысячников), раскулачивал кулаков, организовывал первые колхозы, ликбезы(по ликвидации неграмотности), участвовал в ликвидации банд. Был избран первым председателем колхоза и руководил им до Великой Отечественной войны. С началом войны ушёл в партизанский отряд, в леса, где был назначен командиром. Принимал активное участие в боях за освобождение родной Украины, был награждён. В конце войны, когда Красная Армия подошла в Хутору  Диканька, вступил в её ряды и защищал  нашу Родину от немецких захватчиков. В одном из неравных боёв был убит и похоронен в братской могиле в Соколовском районе где то на Волге.

Калюжная Мария Сергеевна, двоюродная сестра моей бабушки, родилась на Украине в 1921 году. Была комсомолкой, секретарём комсомольской организации  села Ордановка. С приходом немецких войск, была оставлена в селе для связи с партизанским отрядом. Собирала ценные сведения, продукты и передавала их партизанам. Была схвачена местными полицаями и передана в немецкую комендатуру.  Её пытали, но она не предала  своих, и её сожгли на костре перед односельчанами. Я горжусь своими родными и считаю что они настоящие герои!                                

 Мы живём в мирное время. Над нами мирное  небо,  ласковое  солнце! Мы не должны забывать тех,  кто подарил нам всё это, кто ценной своей жизни подарил нам мир. И я хочу поделиться своими знаниями о моих родных со своими воспитанниками.                                                                                      

Из рассказа воспитателя подготовительной к школе группы Кононенко Елены Николаевны

Я хочу рассказать о своем дедушке, участнике ВОВ. Звали его Даниленко Василий Емельянович (13.01.1925-26.06.1991г.г.), родом он из села Екатериновка. Еще не окончив 10 классов, в возрасте 18 лет, в 1943 году после освобождения Щербиновского района от фашистов, его направили на учение в село Шабельское. Через некоторое время дедушку ушел на фронт, где он был связистом. Рискуя собственной жизнью, Василий Емельянович поддерживал связь со своим командным пунктом. Однажды, когда линия была подорвана вражескими снарядами, дедушке пришлось восстанавливать связь, держа концы провода обеими руками. В 1945 году он дошел до Берлина, одержав долгожданную победу со своим народом над фашистами.

После окончания войны дедушка проходил службу в Германии, налаживая мирную жизнь германского населения. Только в 1948 году Василий Емельянович вернулся на Родину.

Следующий мой рассказ о моей бабушке  - труженице  тыла, Даниленко Раисе Андреевне (девичья фамилия  - Черник). Когда началась война, моей бабушке было 13 лет. Не закончив 7 класс, бабушка пошла, работать в колхоз имени «1 мая». Ей сразу пришлось осваивать работу учетчика. Прежде чем начислить трудодни, нужно было замерить выполненную работу колхозников. Замеры производились верхом на лошади или пешком, они измерялись в саженях. В тылу большая часть работы приходилась на женщин и детей. Они работали в поле, заготавливали корма, сено для скота, убирали урожай, и все это делалось вручную.

Вспоминая дни войны, бабушка рассказала мне, как летом 1942 года немцы проезжали через село Екатериновка на мотоциклах. Бабушке с ее сестрой и братьями пришлось прятаться от немцев в подвале. Зайдя в дом, немцы узнали у старшего брата бабушки, сколько километров до города Ейска, забрали продукты и уехали.

Младшую сестру бабушки звали Нина Андреевна, она также работала в колхозе. Младший брат, Сергей, был еще маленьким, ему было всего 3 года.

Старшего брата звали Черник Николай Андреевич, в феврале 1943 года он ушел на фронт, до этого он работал учетчиком тракторной бригады.

На войне он получил огнестрельное ранение в ногу. Он пролежал  9 дней в окопе, затем попал в госпиталь. Ногу пришлось ампутировать.

После окончания войны Николай Андреевич поступил в педагогический техникум, а затем заочно окончил институт. Работал в средней школе №2 учителем математики.

Я горжусь своими родными и хочу, чтобы мои воспитанники   знали и чтили подвиги  людей, воевавших  на фронтах  и удерживающих тыл родной страны в годы Великой Отечественной Войны.

Экспонаты мини-музея.

Ордена и медали, удостоверения.

Документы  участников ВОВ.

Статьи из газет прошлых лет и современных газет.

Грамоты и благодарственные письма.

Поздравительные открытки  участников ВОВ.

Головные уборы и военная форма участников ВОВ и Российской Армии.

Личные вещи участников ВОВ.

Художественная литература о ВОВ и Российской Армии.

Макет  мемориала «Вечный огонь».

Аудиозаписи «Песни нашей Победы».

Альбом   «Песни военных лет».

Коллекция презентаций и видеороликов

о ВОВ и Российской Армии.

Темы экскурсий в мини-музее «Я помню, я горжусь».

           

Месяц

Тема

Сентябрь

«Что такое музей? Какие бывают музеи?»

Экскурсия в местный музей.

Октябрь

«Галина из Диканьки».

Ноябрь

«Связист  Даниленко Василий Емельянович».

Декабрь

«Полный кавалер ордена  Славы – Арчаков Павел Ильич».

Январь      

«Наши земляки – участники Великой Отечественной войны».

Февраль  

«Песни нашей Победы!»

Март  

«Наша Армия родная!»

Апрель  

«Фронтовая семья Д.Е. и Е.В. Поповых».

Май  

«Никто не забыт, ничто не забыто!»

 Мини-музей позволяет расширить кругозор дошкольников, сформировать проектно-исследовательские умения и навыки, организовать развивающую среду детского сада наиболее функциональным образом для более целостного восприятия детьми дошкольного возраста исторических событий.

Художественная литература о Великой Отечественной Войне

С.П.Алексеев «Рассказы о Великой Отечественной войне».

Н.Н.Чернявский «Огненная баллада».

В.Г.Губарев «Павлик Морозов».

Н.Н.Сахарнов «Самый лучший пароход».

С.А.Могилевская «Сказка о громком барабане».

В.Лиходед «Сказки земли русской».

А.Ахматова «Стихи и рассказы о Великой Отечественной войне».

З.Александрова «Гибель Чапаева».

С.Могилевская «Максимка».

В.Богомолов «Рассказы о войне».

Е.Рыданская «Армейский спецназ», «Морская пехота».

Е.Р.Никитина «Великая Отечественная война».

Ю.Я.Яковлев «Где стояла батарея».

С.Алексеев «Наташка».

С.Алексеев «Три приятеля с Волхонки».

Д.Пентегов «Паровоз «Овечка».

И.Туричин «Крайний случай».

А.Митяев «Дедова медаль».

К.Паустовский «Стальное колечко».

К.Паустовский «Похождения жука-носорога».

А.Гайдар «Поход».

Ю.Герман «Как это было?».

С.Маршак «Мальчик из села Поповки».

Е.Зайченко «Солдат».

С.Михалков «Нет войны».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок мужества "Я помню, я горжусь", посвященный битве под Москвой

В этом году я учавствовала в конкурсе "Педаго года", и данный урок мы вместе с детьм показывали для членов комиссии. Очень мало материала о войне именно для детского сада, и я постаралась найти слова,...

«Я помню. Я горжусь!» - мини-музей в детском саду компенсирующего вида.

МДОУ д/с № 12 – посещают дети, имеющие различные отклонения в речевом развитии. Не секрет, что самый лучший помощник в развитии и совершенствовании речи дошк...

"Я помню! Я горжусь!"

сценарий праздника...

Сценарий праздника к 9 Мая «Я помню! Я горжусь!» для детей старшего дошкольного возраста/

Сценарий праздника просвещенный празднованию Дня победы 9 мая! «Я помню,я горжусь!» Для детей старшей и подготовительной группы.ГБОУ детский сад №357 г. Москва.Подготовила:Тихонова Г.А Цель: Воспитыва...

Конкурс чтецов "Я помню, я горжусь..." в старшей группе.

Конкурс для детей старшей группы, предназначенный для проведения мероприятий в рамках военно-патриотического месячника....

Методическая разработка совместной образовательной деятельности с группой детей седьмого года жизни "Я помню! Я горжусь!"

Методическая разработка направлена на формирование гражданской позиции , патриотических чувств на основе расширения представлений о победе защитников О...

Методическая разработка. Сценарий праздника к 9 мая для детей старшей и подготовительной группы. "Я помню! Я горжусь!"

Сценарий праздника к 9 мая для старшей и подготовительной группы. "Я помню! Я горжусь!"...