Проект «Мини-музей "Ямал- мой дом в краю родном!"»
проект по окружающему миру (старшая группа)
Данный проект «Мини-музей "Ямал- мой дом в краю родном!" создан для обучающихся дошкольного возраста. Он способствует развитию познавательных компетенций у детей посредством ознакомления с истории и культурой родного края, представление об устном народном творчестве, об особенностях быта, культуры и традиции народов крайнего Севера, формированию нравственно-патриотических качеств, чувств, воспитанию уважения и любви к культуре малочисленных народов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_yamal-_moy_dom_v_krayu_rodnom.docx | 33.37 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД «ЁЛОЧКА» Г. НАДЫМА» (МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «ЁЛОЧКА» Г. НАДЫМА»)
Проект
«Мини-музей "Ямал- мой дом в краю родном!"»
Авторы:
Назарова Марина Александровна,
Шлепова Людмила Васильевна
воспитатель
г. Надым,
2023 г
«Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту,
где человек родился. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит
в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и
настоящему, а затем и ко всему человечеству»
Д.С.Лихачёв
Пояснительная записка:
Мы с вами живем на Ямальской земле, а для многих наших детей Ямал - это «Малая Родина». Неповторимый облик родной природы, легенды и сказки северных народов, их самобытность - все это, проходя через создание и чувства, становится частью человеческой судьбы. И как бы не менялось наше общество и наша жизнь, что бы в ней не происходило, необходимые человеку качества должны быть всегда: это любовь к близким, родному городу, природе и Родине.
Данный проект «Мини-музей "Ямал- мой дом в краю родном!" создан для обучающихся дошкольного возраста. Он способствует развитию познавательных компетенций у детей посредством ознакомления с истории и культурой родного края, представление об устном народном творчестве, об особенностях быта, культуры и традиции народов крайнего Севера, формированию нравственно-патриотических качеств, чувств, воспитанию уважения и любви к культуре малочисленных народов.
Актуальность проекта:
На крайнем севере веками живут коренные малочисленные народы: ненцы, ханты, селькупы, манси, коми-зыряне и они прошли сложный путь исторического развития, сумев не только сохранить, но и укрепить свою этническую идентификацию и традиционную культуру. Актуальность данной темы в том, что среда обитания и традиционный образ жизни коренных малочисленных народов Севера подчеркивается на государственном уровне. Воспитание любви к родному краю, формирование интереса к истории и культурному наследию народов Севера необходимо начинать с детства. Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого.
Дошкольный возраст является благоприятным для нравственно-патриотического воспитания ребёнка, с опорой на любовь к родителям, семье, месту, где он вырос, и, безусловно, к своей малой Родине. Задача педагога дошкольной образовательной организации состоит в том, чтобы, научить чувствовать красоту родной земли, уважать и гордиться людьми, живущими на этой земле, воспитывать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребёнка с детства. Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края – верный путь повышения качества воспитания и обучения. Таким образом, тема проекта «Мини-музей "Ямал- мой дом в краю родном!"» актуальна и несет познавательную и воспитательную функцию.
Большое значение имеют поиск и разработка инновационных подходов к решению задач воспитание дошкольников нравственно – патриотических чувств, уважения и любви к культуре народов крайнего Севера. Так, одним из них в нашей дошкольной организации стала работа по разработке и внедрению проекта «Мини-музей "Ямал- мой дом в краю родном!"» с учётом национально-регионального компонента.
Гипотеза: Если в совместную образовательную деятельность педагога с детьми ввести систему мероприятий по расширению знаний детей о родном крае, культуре, быте и традициях коренных народов Севера, то это позволит значительно расширить их кругозор, пополнить знания о быте, культуре и традициях коренных народов Севера и сформировать познавательный интерес к культурному наследию народов крайнего Севера.
Срок реализации: 2023 г.- 2024 уч. г.
Тип проекта: познавательно-игровой
Участники проекта: воспитатели, дети группы ТНР и их родители (законные представители).
Возраст детей: 5 – 7 лет
Цель проекта: создание мини-музея для привития у детей и их родителей интереса к истории и культуре родного края, дать воспитанникам представление об устном народном творчестве, об особенностях быта, культуры, традициях КМНС.
Задачи проекта:
- Формировать познавательный интерес к культурному наследию народов
крайнего Севера.
- пополнить предметно- пространственную развивающую среду используя возможности детского сада и родителей.
- активизировать партнерские отношения с родителями путем вовлечения их в образовательный процесс знакомства детей с историей родного края и его достопримечательностями.
- Воспитывать любовь и уважение к родному краю.
Предполагаемые результаты:
- обогащенные и систематизированные знания детей об истории города и его культурных ценностях.
- Повышение компетентности педагогов и родителей по представленной проблеме.
-Собрать фотографии, литературу о городах Ямала, о быте, культуре и
традициях народов крайнего Севера в мини музей.
1 Этап – подготовительный
- Изучение возможностей родителей и окружающего социума.
-Анкетирование родителей с целью выявления семей причастных КМНС.
- Диагностика воспитанников старшего дошкольного возраста.
2 этап- основной
- Работа с детьми и родителями: проведение занятий с детьми, использование некоторых форм организации работы с родителями
– проекты, деловые игры.
-разработка и внедрение конспектов интегрированных, комплексных, познавательных занятий.
- разработка презентаций, проектов, планов, сценариев совместной деятельности с детьми и родителями с использованием интерактивных форм работы.
- Пополнение предметно-развивающей среды в группе.
3 этап: заключительный
- выявление уровня представлений у дошкольников о родном городе, его достопримечательностях, развитии коммуникативных способностей воспитанников.
-Организовать анкетирование родителей по изучению степени удовлетворенности
работой ДОУ по данному направлению.
План мероприятий проекта «Мини-музей "Ямал- мой дом в краю родном!"»
на 2023-2024 учебные года
№ п/п | Содержание | Сроки | Ответственный |
1 | Изучение литературно-исторических источников, соответствующих проекту. | Сентябрь-октябрь | Назарова М.А. Шлепова Л.В. |
2 | Систематическое пополнение мини-музея, путем активного поиска, используя различные формы поисковой работы | В течение периода функционирования проекта | Назарова М.А. Шлепова Л.В. |
3 | Привлечение к поисковой деятельности родителей воспитанников группы, родителей и педагогов | В течение периода функционирования проекта | Назарова М.А. Шлепова Л.В. |
4 | Создание и обновление экспозиций, стационарными и передвижными выставками | В течение периода функционирования проекта | Назарова М.А. Шлепова Л.В. |
5 | Оказание содействия в использовании экспонатов мини-музея в образовательном процессе дошкольного учреждения. | В течение периода функционирования проекта | Назарова М.А. Шлепова Л.В. |
«Мероприятия по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным городом, с бытом, культурой и традициями народов крайнего Севера на 2023-2024 учебные года
Дата | Мероприятия | Участники мероприятий |
Сентябрь | - «День города» Оформление выставки совместных работ к дню города «фото, аппликации, лепка, рисунки» -Экскурсия в парк «Осень пестрыми красками раскрасила природу» -Аппликация из природного материала «Осенние зарисовки» | Дети, родители (законные представители), воспитатели группы. |
Октябрь | - Создание мини-музея "Ямал- мой дом в краю родном!» / в группе детского сада - Познакомить со столицей Ямала, Салехардом/ презентация - Экологические акции. КВН «День защиты животных» - Путешествие в страну сказок «Песец и олень» | Дети, родители (законные представители) воспитатели группы |
ноябрь | - Создание альбома «Салехард – столица Ямала» - СОД «Какие разные птицы. Синичкин день!» - Беседа о символах Надымского района. Памятники родного города. - Путешествие в страну сказок «На полярном круге…» | Дети, родители (законные представители) воспитатели. |
декабрь | - Личное участие в конкурсной программе «День рождение Ямала» - Беседа: «Чум – дом ненцев» - Мастер-класс «Чум» -Знакомство с народными играми ненцев. -Акция «Елочка, зеленая иголочка» - Путешествие в страну сказок «Кукушка» | Дети, родители (законные представители) воспитатели группы. |
январь | - Коллективная аппликация - по ненецким народным сказкам - Подвижная игра «Метание хорея», «Перетягивание палки» - Создание картотеки подвижных народных игр. - Путешествие в страну сказок. Инсценировка ненецкой сказки «Кукушка» | Дети, родители (законные представители) воспитатели группы. |
февраль | - Создать альбом о растительном и животном мире нашего края, птицах Севера/ познакомить с дикими животными, птицах и их повадках. Расширить представления об обитателях флоре и фауне Севера. - Проект «Сказки народов севера» - Лепка диких животных нашего края. - Рисование «Птицы Севера» - Путешествие в страну сказок «Белый медведь и бурый медведь» | Дети, родители (законные представители) воспитатели группы. |
март | - «День оленевода»./Оформление выставки совместных работ к дню оленевода «фото, аппликации, лепка, рисунки » - Декоративно-прикладное творчество: экспозиция «Кочевая семья» - Прослушивание ненецких песен (аудиозапись). - Путешествие в страну сказок Инсценировка ненецкой сказки «Мышонок и олененок» | Дети, родители (законные представители) воспитатели группы. |
апрель | -Акция «День Земли». Выставка поделок и рисунков - Мастер-класс Изготовление дид. игры «Подбери одежду» - Познакомить с экспонатами Дом природы -Национальные виды спорта - Путешествие в страну сказок «Собачка» | Дети, родители (законные представители) воспитатели группы. |
май | - СОД по художественному творчеству «Украсим ягушку орнаментом» (Аппликация). - Презентация проекта «Мини-музей "Ямал- мой дом в краю родном!"» - Диагностика по проекту «проекта «Мини-музей "Ямал- мой дом в краю родном!"». | Дети, родители (законные представители) воспитатели группы. |
июнь, июль, август | 1. «День эколога.» 2. Спортивно-развлекательное мероприятие «День рыбака» Оформление выставки совместных работ «фото, аппликации, лепка, рисунки» | Дети, родители (законные представители) воспитатели группы. |
Список литературы :
- 1. «Ямальский меридиан» общественно-политический историко-культурный журнал, №2/02-2013г.
- 2. Богатеева З.А. «Аппликации по мотивам народного орнамента в детском саду», издательство «Просвещение» 1992г.
- 3. Истомин И. «Ненецкие сказки», Департамент по делам коренных малочисленных народов Севера ЯНАО, 2008г.
- 4. Красная книга Ямало-Ненецкого Автономного округа: Животные, растения, грибы/Отв.ред. Л.Н.Добринский. Екатеринбург Изд-во Урал. Ун-та 1997. 240с.: ил.
- 5. Харючи Г.П. «Традиции и инновации в культуре ненецкого этноса
- 7. Ядне Н. Н. «Я родом из тундры», Тюмень 1995г.
- 8. ЯНАО Природа Ямало- Ненецкого автономного округа Екатеринбург Издательство уральского университета 2006г.
- 9. Источники интернет сайтов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Мой дом в краю родном" проект на тему "Архитектура родного края"
Проектная деятельность дошкольников в изодеятельности. Архитектура родного края в рисовании, аппликации, лепке, конструировании. Проект расчитан на месяц, каждую неделю проводится НОД по изодеятельнос...
Конспект занятия по развитию речи «Карелия – мой край родной» Составление описательного рассказа по опорным картинкам на тему: «Что мы узнали о родном крае»
Это занятие я провела в подготовительной речевой группе. . занятие по лексической теме Карелия. Это итоговое занятие по теме. Идёт закрепления и систематизация знаний по данной теме. Учила детей соста...
Конспект ООД по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным краем "Люблю тебя, мой край родной!"
формировать знания детей о России и о родном крае, а также культурно-историческое сознание посредством краеведения...
Проект «Цвети мой Край родной» (экспериментальная работа по формированию представлений о родном крае у детей 6 – 7 лет в проектной деятельности)
Уровень развития ребенка сегодня становится мерой качества работы педагога и всей образовательной системы в целом. Педагоги ДОУ ориентируются не только на подготовку к школе, но и на сохранение полноц...
НОД для детей старшего возраста. Тема:«Узнаём наш край родной - бережём наш край родной!». Образовательная область «Познавательное развитие».
Знакомство детей с родным краем, используя нетрадиционную форму занятия....
Дополнительная Программа по ознакомлению детей с историй родного края «Родной свой край люби и знай!»
Формирование интегративных качеств у детей старшего дошкольного возраста(5-7 лет) в процессе приобщения к культуре и традициям разных народов Оренбуржья....