ООД по экспериментированию «В мире удивительных профессий»
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Тарасенко (Колмакова) Анна Андреевна

Цель: формирование познавательных процессов у детей старшего

дошкольного возраста через экспериментальную деятельность. 

Задачи:

  • Познакомить с профессиями вулканолог, полярник, значением их труда.
  • Продолжать уточнять и систематизировать представления детей о явлениях окружающей действительности (северное сияние, извержение вулкана).
  • Учить воспитанников проводить простейшие опыты.
  • Развивать логическое мышление, воображение, любознательность, умение делать простейшие выводы и умозаключения.
  • Воспитывать интерес к экспериментированию, любовь к своей Родине – России.

Оборудование: интерактивная доска, халаты, очки, шапочки, перчатки, оборудование для эксперимента (блюдце с молоком, пищевые красители, ватные палочки, мыльный раствор, пипетка, макет вулкана, сода, лимонная кислота, мерные ложечки).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл professii_vulkanolog_polyarnik.docx26.1 КБ

Предварительный просмотр:

ООД по экспериментированию

«В мире удивительных профессий»

Цель: формирование познавательных процессов у детей старшего

дошкольного возраста через экспериментальную деятельность.  

Задачи:

  • Познакомить с профессиями вулканолог, полярник, значением их труда.
  • Продолжать уточнять и систематизировать представления детей о явлениях окружающей действительности (северное сияние, извержение вулкана).
  • Учить воспитанников проводить простейшие опыты.
  • Развивать логическое мышление, воображение, любознательность, умение делать простейшие выводы и умозаключения.
  • Воспитывать интерес к экспериментированию, любовь к своей Родине – России.

Оборудование: интерактивная доска, халаты, очки, шапочки, перчатки, оборудование для эксперимента (блюдце с молоком, пищевые красители, ватные палочки, мыльный раствор, пипетка, макет вулкана, сода, лимонная кислота, мерные ложечки).

Ход ООД

1. Организационный момент.

Воспитатель: В мире существуют десятки тысяч профессий, разных и непохожих друг на друга. Сегодня, я предлагаю совершить путешествие по нашей стране и познакомиться с удивительными и увлекательными профессиями, о которых вы наверняка еще не слышали.

- Посмотрите на карту (Слайд), Россия огромная страна и путешествовать мы будем по разным местам с помощью новейшей технологии будущего «Телепорта». Слышали о таком изобретении? Эта технология позволяет людям перемещаться в любую точку мира за считанные секунды. Итак, закрываем глаза… произносим слова…

Если мы глаза закроем

И подсматривать не будем

Мы волшебный мир откроем

О котором не забудем

(звук телепортации)

2. Основная часть.

- Ребята, мы оказались на Северном полюсе (слайд).

1 локация – лаборатория Северного полюса. Исследовательский эксперимент «Северное сияние» с молоком.  

Ученый полярник: Здравствуйте ребята, меня зовут Наталья Владимировна, я ученый полярник, рада видеть вас в нашей научной лаборатории. Вы, наверное, пришли открыть для себя что-то новое и интересное?

Знаете ли вы что такое северный полюс? (ответы детей)

- Северный полюс – это ледяная пустыня. В этих местах холодно в течение всего года: и зимой, и летом. На побережье Северного Ледовитого океана дуют постоянные ветры, порой их скорость достигает ураганной силы. Во льдах северного полюса созданы научные станции. Здесь трудятся полярники (слайд), которые изучают природу севера, наблюдают за погодой. Это работа помогает составлять прогнозы погоды для разных районов нашей страны.

- На Северном полюсе, есть удивительное явление, чтобы узнать какое, отгадайте загадку. (слайд) 

Раскинулся шатёр,
Горит ярко, как костёр,
Разноцветными огнями
Над холодными полями.
(Северное сияние)

Просмотр видеофрагментов. Северное сияние – это красивое небесное свечение, которое внезапно появляется и точно так же внезапно исчезает. Оно может продолжаться от десяти минут и до нескольких суток. В один миг появляются бегущие цветные лучи и полосы или на всём небосводе вспыхивает многоцветный занавес. В России северное сияние можно увидеть почти во всех регионах, расположенных вблизи Полярного круга.

- Хотите, сделать северное сияние своими руками?

- Для этого нам нужно пройти в научную лабораторию Северного полюса.

- А вы знаете, что такое лаборатория? (ответы детей)

- Верно! В научных лабораториях работает много людей, там есть учёные, и лаборанты – помощники учёных, и даже роботы, которые выполняют различные исследования. Чтобы зайти в лабораторию, нужно надеть спецодежду и повторить правила техники безопасности. Со всеми веществами следует обращаться очень осторожно, ведь среди них могут встретиться и ядовитые, а также их нельзя пробовать на вкус и вдыхать.

Дети и педагог одевают халаты, очки, перчатки, шапочки.

- Теперь мы стали лаборантами, помощниками ученых. Пройдем в лабораторию.

- Давайте попробуем провести эксперимент, вы будете повторять за мной все действия. Будьте аккуратны и внимательны, это важное правило!  Подойдите к столам. Перед вами стоят тарелочки с молоком, баночки с краской, мыльная жидкость, пипетки и ватные палочки. Вспомните какие цвета присутствуют в северном сияние. Возьмите пипетку, наберите в неё краску, и накапайте в молоко. Сделайте это несколько раз. Можно подуть на молоко. А сейчас возьмите ватную палочку, опустите в мыльный раствор, затем в центр тарелочки, посмотрите, начинается волшебство. Красители интенсивно двигаются, перемешиваются, образуя круги, узоры, спирали - «появляется северное сияние».  Что же происходит? (расщепление) Молоко состоит из частиц жира. При появлении моющего средства частицы жира стараются «убежать», поэтому красители и перемешиваются, образуя различные узоры.

- Ну что скажите? Какое у вас впечатление?

Рассматривание песка под микроскопом.

Ученый: Еще ребята, мы изучаем состав воды Северного Ледовитого океана, рельеф дна, собираем пробы грунта - почвы. Хотите увидеть, что представляет собой грунт дна океана? Он мокрый и плотный, песчинки будто склеены между собой. (рассматривают песок) Давайте посмотрим на него через микроскоп и узнаем из чего он состоит? (из песчинок)

- Как выглядят песчинки? Похожи ли одна на другую? Чем похожи и чем отличаются? Песчинки разные по размеру – есть крупные и совсем маленькие, по цвету – темные и светлые, полупрозрачные. Это крохотные камешки.

Мы с вами узнали – что песок состоит из песчинок, которые прилипают друг к другу.

- Ребята, вам понравилось в нашей лаборатории? Я очень рада, приходите еще.

Воспитатель: Спасибо Наталья Владимировна за увлекательные научные эксперименты.

Физ. минутка под видеофрагмент и песню «Где-то на белом свете…».

Воспитатель: Сейчас я вам предлагаю немного отдохнуть вместе с белыми медведями на северном полюсе. Повторяйте за мной движения и подпевайте.

- А мы путешествуем дальше, телепортируемая в другую точку нашей страны. Закрываем глаза…(музыка)

Если мы глаза закроем

И подсматривать не будем

Мы волшебный мир откроем

О котором не забудем

- Ребята, мы оказались на «Загадочной Камчатке» (Слайд  Камчатка).

2 локация – лаборатория вулканологов. Опыт «Проснувшийся вулкан».

Вулканолог: Я рада приветствовать вас на полуострове Камчатка. меня зовут Елена Ивановна моя профессия называется вулканолог (слайд). Хотите узнать, чем я занимаюсь?

- На нашем полуострове много вулканов, и мы вулканологи занимаемся их изучением. Давайте рассмотрим строение вулкана. Обратите внимание на его верхнюю часть, на что она похожа? Слайд вулкана

Дети: На большую яму, воронку.

- Вершина горы, из которой извергается вулкан, называется кратер. Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой. Лава - это расплавленные, очень горячие камни.

Извержение вулкана всегда вселяло в людей страх и ужас. Но люди жили и живут рядом с вулканами, ведь они могут «спать» очень долго. С помощью специальных приборов мы узнаем, когда вулкан «спит», а когда проснется. 

Вулканы бывают трех видов:

Действующий - это тот который извергает лаву. (слайд)

Потухший - который тысячу лет не извергает лаву. (слайд)

Спящий- он в любой момент может проснуться и начать извергать лаву. (слайд)

- Вы запомнили, что такое лава? Можете объяснить?

- Ребята, хотите посмотреть, как образуется извержение вулкана? Давайте отправимся в лабораторию вулканологов.

- Проведем опыт. У меня есть макет вулкана. Но наш вулкан, пока, какой? Спящий. Разбудим его?

- Вы теперь мои помощники, лаборанты-вулканологи.

(Ученый приготавливает смесь и аккуратно наливает лимонную кислоту.) Ребята, кажется наш вулкан «оживает», давайте отойдем подальше от него (дети наблюдают извержение вулкана).

- Вулканы извергаются по-разному. Иногда они словно взрываются, выбрасывая лаву вверх и в стороны. Огромная гора сотрясается от страшного грохота, огромная туча дыма и пепла поднимается над ней, каменный дождь осыпает склоны. А бывает, она вытекает «спокойно».

- Интересно?! Вы теперь настоящие вулканологи и можете самостоятельно проделать такой же опыт.

- На ваших столах размещены макеты вулканов, приборы и вещества, которые помогут их разбудить. А карточки-схемы, станут подсказкой в проведении опыта.

  • насыпать 1 ложку белого порошка из 1-го стаканчика
  • налить 1 ложку красной жидкости из 2-го стаканчика
  • налить ½ ложки желтой жидкости из 3-го стаканчика
  • добавить воды из 4-го стаканчика

- Занимаем рабочие места.

Дети самостоятельно проводят опыт.

- Какие красивые и необычные вулканы вы оживили.  Молодцы ребята, вы были внимательными, работали аккуратно, и все у вас получилось замечательно! Теперь вы знаете, что такое вулкан и как он извергается. Вы все справились с поставленной задачей. Из вас получились хорошие вулканологи.

Воспитатель: Спасибо Елена Ивановна за научный эксперимент. А нам пора возвращаться в детский сад.

Телепорт. Музыка.

Снова мы глаза закроем

И подсматривать не будем

В детский садик мы вернемся

Мир волшебный не забудем.

3. Заключительная часть.

С какими новыми профессиями познакомились? Что изучают полярники, вулканологи? Что вам больше всего понравилось, запомнилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром "Все профессии нужны все профессии важны".

Задачи: 1. Расширять представления детей о профессиях взрослых.2. Расширять и активизировать словарь по теме «Профессии»3. Развивать диалогическую и монологическую речь.4. Воспитывать уваж...

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром "Все профессии нужны, все профессии важны"

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром "Все профессии нужны, все профессии важны" (в рамках тематической недели "Профессии"). Подго...

«Удивительные профессии» (Конспект непосредственно образовательной деятельности по окружающему миру для детей 4– 5 лет )

                      Систематизировать  представления детей о труде людей разных профессий....

Мастер - класс «Ребенок в мире профессий. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к миру медицинских профессий»

Повышение компетентности педагогов в вопросах использования современных технологий по ранней профориентации дошкольников....