Волкова Н.А. Кто как готовится к зиме. Беседы и игры с детьми 5-7 лет
картотека по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
ОО Познание. Ознакомдение с природой. Знакомство с животными
Скачать:
Предварительный просмотр:
Волкова Нина Александровна «Энциклопедия для воспитателей».
Волкова Н.А. Знакомство детей с животными.
Кто как готовится к зиме.
Совместная деятельность воспитателя с детьми 5-7 лет.
“Мир, окружающий ребёнка, – это, прежде всего, Мир природы
с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе, вечный источник детского разума”.
Василий Александрович Сухомлинский
Направление «Познавательное развитие».
Образовательная область «Познание».
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора
Ознакомление с природой. Животный мир.
Задачи.
- Расширять знания детей о животном мире.
- Закреплять представления детей о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня жизнь животных изменяют
- Формировать умение детей поддерживать беседу, задавать и отвечать на вопросы, не отклоняясь от темы.
- Формировать умение детей высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.
- Помочь детям выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе.
- Поддерживать интерес детей к познавательной литературе о животных.
- Развивать познавательный интерес детей.
- Развивать внимание детей, умение заинтересованно слушать рассказ.
- Обогащать речь детей существительными, названиями животных.
Содержание.
- Беседа «Кто как готовится к зиме».
- Чтение сказки. Николай Иванович Сладков «Осень на пороге».
- Эксперимент «Почему заяц зимой белый?»
- Чтение рассказа. Геннадий Яковлевич Снегирёв «Как животных цвет защищает».
- Чтение рассказа. Иван Сергеевич Соколов-Микитов «Ёж».
- Чтение рассказа. Иван Сергеевич Соколов-Микитов «Перед зимой».
- Чтение стихотворения. Евгения Зих «Звери готовятся к зиме».
- Весёлые упражнения «Кто идёт по лесу».
- Весёлые упражнения «Предзимье».
- Ситуация общения «Кто как готовится к зиме».
Беседа «Кто как готовится к зиме».
Задачи. Расширять знания детей о животном мире. Закреплять представления детей о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня жизнь животных изменяют. Познакомить детей с понятием художник–анималист, с иллюстрациями художника анималиста В. Ф. Федотова. Формировать умение детей высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих. Поддерживать интерес детей к познавательной литературе о животных.
Материал к деятельности. Презентация «Кто как готовится к зиме».
Беседа
— Дети, приглашаю вас в клуб «Почемучек». Тема нашей беседы «Кто как готовится к зиме». Вам интересна эта тема?
— Нам помогут узнать, кто как готовится к зиме писатели и художники. Смотрите и слушайте внимательно!
Презентация «Кто как готовится к зиме».
— Дети, приглашаю вас в удивительный мир Искусства. Я расскажу вам о художнике анималисте и покажу его рисунки. Анимал – так по-латински называют животное. Анималист – это художник, изображающий животных. Дети, мы познакомимся с творчеством художника – анималиста Валентина Фёдоровича Федотова.
Когда я была маленькая, его рисунки раскрыли мне удивительный мир природы, рассказали об обитателях леса, вызвали желание больше узнать о животных. Валентин Фёдорович – зоолог. Зоолог – это человек, который изучает животных. Он много путешествовал с экспедициями, наблюдая и зарисовывая животных. Художник глубоко любил и хорошо знал лес и его обитателей. Валентин Фёдорович Федотов иллюстрировал детские книги. Он знакомил детей с обитателями леса, правдиво передавая облик и повадки героев рассказа. Главное в творчестве художника – это изображение животных крупным планом.
Дети, послушайте, пожалуйста, рассказ писателя Геннадия Яковлевича Снегирёва «Как птицы и звери к зиме готовятся», и внимательно рассмотрите иллюстрации художника Валентина Фёдоровича Федотова.
Осень в лесу. Не слышно птичьих песен. Дрозды-рябинники собрались в стаи и откармливаются перед тем, как откочевать в тёплые края. Коростель раньше всех тронулся в путь, потому что он на юг то летит, то пешком идёт. Сойка зарывает жёлуди
про запас. Выбирает самые спелые, только часто забывает про них, и весной из этих желудей вырастают молодые дубки. Пока ещё землю не сковало морозом, вальдшнепы кормятся на болоте. Запустит вальдшнеп клюв в землю – вытаскивает червей и личинок. Глухарь глотает камешки на речной отмели. Зимой он клюёт хвоинки, мёрзлую клюкву, а камешки, как жернова, перетрут пищу в глухариный зоб.
Барсуки отъелись за лето, жиру накопили, далеко не уходят от норы. Ёж нашёл ямку в трухлявом пне, натаскал туда листьев – вот и готово жильё на зиму. Белка скоро серая станет, наденет зимнюю шубку, а пока запасает орехи и жёлуди. Складывает их в дупло. А грибы развешивает на колючих сучках – сушиться. Медведица берлогу выкопала под корнями старой ели, устлала её ветками, натаскала мху. Зимой у неё в берлоге появятся медвежата. Лиса неслышно крадётся по осеннему лесу. Листья в лесу красные, и лисья шерсть красная. Легко лисе незаметно подкрадываться к добыче. Притаились зайчата-листопаднички. Не скачут, следов не оставляют. А то лиса их найдёт и съест. Пробежит мимо зайчиха, накормит молоком и дальше скачет в осинник.
Высоко в небе потянулись журавлиные стаи. Печальными криками прощаются они с родиной. Журавли будут зимовать в тёплой Африке. Но как только зазвенят весной ручьи, зазеленеет на бугорках травка, журавли вернутся домой на родину. Первые снежинки закружились в воздухе, и гусиные стаи тоже полетели на юг.
Зрительная гимнастика «Полёт».
— Дети, послушайте, пожалуйста, ещё один рассказ, который иллюстрировал художник
Валентин Фёдорович Федотов. Написал рассказ «Синичкина кладовая» писатель Николай Иванович Сладков.
Осень пришла. Холода, дожди и ветры в лес принесла. Попрятались жуки–пауки, а семена и ягоды того и гляди снег засыплет. Пора жителям леса запас на зиму делать. Каждый в лесу запасает по-своему. Медведь сало под шкурой накопил – всю зиму без забот проспит. Бурундук семечек из подсолнухов навылущивал, в подземную кладовую сложил. Белка по сучкам грибы развесила, на зиму насушила. Кедровка орешки кедровые в мох попрятала, в голодную зимнюю пору пригодятся. Летяга ольховые и берёзовые серёжки в своё дупло натаскала. Водяная крыса картошки с огорода натаскала, в свою нору спрятала. Хомяк наносил с поля овса и гороха. В норе по углам разложил. Сам рядом спит – свой припас сторожит.
Одна синичка хохлатка не на себя, а на всех запасла! Жуков–пауков, семена–зёрнышки во все щели спрятала. Кто найдёт зимой – тот пусть и угощается. На всех хватит. Ещё и синичке останется!
— Дети, понравились вам иллюстрации Валентина Фёдоровича?
— Какое животное, нарисованное художником, вам запомнилось? Почему этот рисунок художника для вас самый интересный?
Педагог показывает иллюстрации, названные детьми.
— Дети, что бы вы хотели ещё узнать о том, как животные готовятся к зиме?
Педагог отвечает на вопросы детей, предлагает задать вопрос малоактивным детям, контролирует, чтобы вопросы и ответы были строго по теме.
— Дети, как вы считаете, для чего животные готовят запасы на зиму?
Педагог выслушивает высказывания всех детей, подбадривает детей. Доброжелательно останавливает детей, которые пытаются перебить рассказ товарища. Подводит итог сказанному.
— Зима длинная, холодная. Запасы помогут животным выжить голодной зимой. Дети, книги о животных читайте, иллюстрации художников внимательно рассматривайте. Книга — это лучший друг, о жизни животных расскажет, жизнь животных покажет.
Чтение сказки.
Николай Иванович Сладков
«Осень на пороге».
Задачи. Расширять представления детей о том, как похолодание изменяют жизнь животных. Поддерживать интерес детей к познавательной литературе о животных. Формировать умение детей внимательно и заинтересованно слушать рассказ. Развивать умение поддерживать беседу, отвечать на вопросы, не отклоняясь от темы.
Чтение.
— Дети, послушайте, пожалуйста, внимательно сказку русского писателя Николая Ивановича Сладкова «Осень на пороге». Николай Иванович любил природу, внимательно наблюдал за изменениями в природе, за животными. Вот как интересно рассказал Николай Сладков об отношении жителей леса к Осени. Сказка называется «Осень на пороге».
— Жители леса! — закричал раз утром мудрый Ворон. — Осень у лесного порога, все ли к её приходу готовы?
Как эхо, донеслись голоса из леса:
— Готовы, готовы, готовы...
— А вот мы сейчас проверим! — каркнул Ворон. — Перво-наперво осень холоду в лес напустит — что делать станете?
Откликнулись звери:
— Мы, белки, зайцы, лисицы, в зимние шубы переоденемся!
— Мы, барсуки, еноты, в тёплые норы спрячемся!
— Мы, ежи, летучие мыши, сном беспробудным уснём!
Откликнулись птицы:
— Мы, перелётные, в тёплые края улетим!
— Мы, оседлые, пуховые телогрейки наденем!
— Вторым делом, — Ворон кричит, — осень листья с деревьев сдирать начнёт!
— Пусть сдирает! — откликнулись птицы. — Ягоды видней будут!
— Пусть сдирает! — откликнулись звери. — Тише в лесу станет!
— Третьим делом, — не унимается Ворон, — осень последних насекомых морозцем прищёлкнет!
Откликнулись птицы:
— А мы, дрозды, на рябину навалимся!
— А мы, дятлы, шишки начнём шелушить!
— А мы, щеглы, за сорняки примемся!
Откликнулись звери:
— А нам без мух-комаров спать будет спокойней!
— Четвёртым делом, — гудит Ворон, — осень скукою донимать станет! Туч мрачных нагонит, дождей нудных напустит, тоскливые ветры науськает. День укоротит, солнце за пазуху спрячет!
— Пусть себе донимает! — дружно откликнулись птицы и звери. — Нас скукою не проймёшь! Что нам дожди и ветры, когда мы в меховых шубах и пуховых телогрейках! Будем сытыми — не заскучаем!
Хотел мудрый Ворон ещё что-то спросить, да махнул крылом и взлетел.
Летит, а под ним лес, разноцветный, пёстрый — осенний.
Осень уже перешагнула через порог. Но никого нисколечко не напугала.
— Дети, внимание ваше проверяю, на вопросы ответить предлагаю.
Вопросы к детям.
- Чем пугал мудрый Ворон лесных жителей?
— Пугал ворон жителей леса холодной погодой, голыми, без листьев, деревьями, исчезновением насекомых, скучной дождливой порой.
- Дети, испугались лесные звери и птицы осени?
— Не страшна осень жителям леса, каждый из них готовился к встрече осени по-разному.
- Как готовятся лесные жители к холодным дням осени?
— Мы, белки, зайцы, лисицы, в зимние шубы переоденемся!
— Мы, барсуки, еноты, в тёплые норы спрячемся!
— Мы, ежи, летучие мыши, сном беспробудным уснём!
Откликнулись птицы:
— Мы, перелётные, в тёплые края улетим!
— Мы, оседлые, пуховые телогрейки наденем!
- Дети, исчезнут осенью насекомые, чем будут питаться птицы?
— А мы, дрозды, на рябину навалимся!
— А мы, дятлы, шишки начнём шелушить!
— А мы, щеглы, за сорняки примемся!
- Страшны ли обитателям леса скучные дождливые дни осени?
— Нас скукою не проймёшь! Что нам дожди и ветры, когда мы в меховых шубах и пуховых телогрейках! Будем сытыми — не заскучаем!
— Осень – предвестник зимы. Звери и птицы готовятся к холоду и голоду зимы. Одни птицы улетают осенью в тёплые края – это перелётные птицы. Другие птицы, оседлые, покрываются тёплым пухом. Вместо насекомых клюют плоды и семена растений.
Эксперимент «Почему заяц зимой белый?»
Задачи. Помочь детям выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе. Развивать познавательный интерес детей.
Материал к деятельности: листы белой (снег), зелёной (трава) и серой (земля) бумаги, белые силуэты зайцев на каждого ребёнка
Эксперимент.
— Дети, тайны животных отгадаем, что-то новое узнаем. Дети, как вы думаете, почему заяц осенью меняет цвет шерсти с серого, бурого на белый?
Гипотеза.
— Наша гипотеза: заяц зимой белый, потому что на белом снегу белого зайца трудно найти.
Эксперимент:
— Для того, чтобы доказать гипотезу, проведём эксперимент. Для этого мы белого зайчика поставим сначала на серую бумагу – это земля. Затем на зелёную бумагу – это трава. И на белую бумагу – это снег.
Дети прячут силуэт зайца поочерёдно на бумаге разного цвета.
Анализ полученных данных:
— Дети, что показал нам эксперимент?
Вывод. Эксперимент доказал нашу гипотезу. Заяц зимой белый, потому что на белом снегу белого зайца трудно найти.
Чтение рассказа.
Геннадий Яковлевич Снегирёв
«Как животных цвет защищает».
Задачи. Расширять знания детей о животном мире. Поддерживать интерес детей к познавательной литературе о животных. Формировать умение детей внимательно и заинтересованно слушать рассказ.
Чтение.
— Дети, я прочитаю вам рассказ русского писателя и путешественника Геннадия Яковлевича Снегирёва. Геннадий Яковлевич много путешествовал, наблюдал за животными. Рассказ называется «Как животных цвет защищает».
Заяц-беляк.
Много у зайца врагов: и лисы, и волки, и собаки охотничьи, и всё равно зайцев много. Потому что заяц летом серо-бурый, а зимой белый.
Как первый снег выпадет, заяц линяет и вместо бурого становится белым, как снежный комочек. Лисица его в белом поле не видит. Пока лиса заячьи следы распутывает, он уже в другом лесу молодые осинки грызёт.
Но бывает у зайца-беляка несчастье. Выпал снег, зима наступила и вдруг... оттепель. Весь снег с полей стаял, и заяц на чёрных полях издалека виден. Тогда приходится зайцу забиваться в лесную чащобу и дожидаться, когда наступит настоящая зима со снежными бурями и сугробами.
Белая куропатка.
Зимой в заснеженной тундре, как снежные хлопья, падают с веток и зарываются в снег белые куропатки. На деревьях они клюют почки, а под снегом ищут мёрзлые ягоды и спасаются в пургу. Зимой куропатки совсем белые, только брови ярко-красные, как будто раздавили клюкву.
Весной, как подуют тёплые ветры и начнут таять снега, и дикие гуси летят над тундрой к берегам океана, куропатка меняется. Она надевает праздничный наряд. Грудь и шея становятся у неё рыже-красными, как прошлогодняя трава на кочках.
Куропачи занимают самые большие кочки.
— Каварра-каварра-кока! — кричит куропач. — «Не подходите к моему дому».
А если подойдёт чужак — будет драка. Распустят хвосты и налетают друг на друга, сшибаются в воздухе... Только перья летят.
Летом белые куропатки снова меняют наряд. Тундра пёстрая: где цветок, где клочок мха-ягеля, где бурая травка, — и куропатка пёстрая.
Три наряда у куропатки: зимний, весенний и летний. И все наряды защищают куропатку. Её не увидишь в тундре, пока вплотную не подойдёшь.
Рябчик.
Рябчик потому так и называется, что весь рябой. Кто на рябчиков охотился, знает, вот он где-то над головой голос подаёт, а в листве не заметишь. А когда рябчата у рябчика выведутся, на рябчонка наступить можно, и всё равно не увидишь. Сам пёстренький, на спине полосочка, в листьях прижмётся к земле, глазки закроет. То ли рябчик, то ли листок, и не шелохнётся, пока не уйдёшь. Тогда мать-рябчиха тоненьким голоском засвистит — команду даст, и рябчата сразу к ней кинутся. Да что человек, лисица, и та рябчат не найдёт, когда они притаятся.
Чтение рассказа.
Иван Сергеевич Соколов-Микитов
«Ёж».
Задачи. Поддерживать интерес детей к познавательной литературе о животных. Формировать умение детей внимательно и заинтересованно слушать рассказ. Развивать умение поддерживать беседу, задавать и отвечать на вопросы, не отклоняясь от темы.
Чтение.
— Дети, послушайте, пожалуйста, внимательно познавательный рассказ русского писателя Ивана Сергеевича Соколова-Микитова «Ёж».
Через пни и колоды, через высокие заросшие кочки, через лесные открытые поляны пробирается в своё логово ёж. Осенью у ежей мало добычи. Попрятались в землю черви, скрылись юркие ящерицы, в клубки свернулись скользкие змеи и ужи. Трудно находить жуков и глупых лягушек. В ясные осенние дни готовит себе хлопотливый труженик ёж тёплое зимовище. Ночью и днём таскает в нору под старым пнём душистые сухие листочки и мягкий лесной мох – стелет зимнюю постель.
Скоро заберётся ёж в своё логово на всю долгую зиму. Больше не станет бегать по лесу, ловить червей и жуков. Придёт зима, накроет его нору глубокий снежный сугроб. Под глубоким сугробом, как под тяжёлым пушистым одеялом, тепло ежу. Никто не найдёт его логово, никто не разбудит. До весеннего солнышка всю зиму проспит ёж, и будут ему снится лесные ежиные сны.
— Дети, внимание ваше проверяю, на вопросы ответить предлагаю.
Вопросы к детям.
- Дети, что нового, интересного вы узнали о еже?
- Как вы думаете, где живут ежи?
— Ежи живут в лесу.
- Почему осенью у ежей мало пищи?
— Осенью у ежей мало добычи. Попрятались в землю черви, скрылись юркие ящерицы, в клубки свернулись скользкие змеи и ужи. Трудно находить жуков и глупых лягушек.
- Как автор назвал место, где ёж собирается провести зиму?
— Скоро заберётся ёж в своё логово на всю долгую зиму.
- Почему ёж не замёрзнет в своём логове зимой?
— Под глубоким сугробом, как под тяжёлым пушистым одеялом, тепло ежу.
- Дети, что бы вы хотели ещё узнать о ежах?
Педагог отвечает на вопросы детей, предлагает задать вопрос малоактивным детям, контролирует, чтобы вопросы и ответы были строго по теме.
— Дети, как много нового и интересного мы узнали о ежах. Познавательные рассказы читайте, тайны природы открывайте.
Чтение рассказа.
Иван Сергеевич Соколов-Микитов «Перед зимой».
Задачи. Расширять знания детей о животном мире. Поддерживать интерес детей к познавательной литературе о животных. Формировать умение детей внимательно и заинтересованно слушать рассказ. Развивать умение поддерживать беседу, задавать и отвечать на вопросы, не отклоняясь от темы.
Чтение.
— Дети, послушайте, пожалуйста, внимательно рассказ Ивана Сергеевича Соколова-Микитова «Перед зимой».
Все в поле и в лесу себе на зиму дома построили.
Под ёлочкой, под зелёной еловой лапой, строит свой дом заяц-беляк. Пока шубку серую на белую не поменяет, ему ёлка защитой будет.
Белка переменила на зиму шубку, починяет гаюшку — гнездо, чтобы не надувало в гаюшку снегу. Лисичка-сестричка бегает по полям, ищет мышиные норы... Ёж-ежович накрылся палым листом, заснул на целую зиму.
Крот глубоко ушёл в землю, застыл до весны. Белые ласочки и лесные мышки — поглубже в мох, под древесные корни спрятались.
Лягушки-квакушки зарылись в мох, в ил на прудах. Будут лежать до самой весны недвижно. Застыли под хворостом юркие ящерицы.
А лучше, а теплее всех Михаилу Михайловичу. Забрался он в берлогу, припал к лапе и — на боковую. Будет всю зиму сосать лапу, видеть лесные сны, слушать, как скрипят над берлогой высокие ели.
Хуже всех бездомнику волку: будет он долго и жалобно петь на перекрёстке свою горькую волчью песню: «У-у-у!» — «У-у-у!» — «У-у-у!»
Подули холодные ветры. Голые стояли деревья — ждали зимней одежды. Ели и сосны стали ещё зеленее. Много раз большими хлопьями начинал падать снег. Просыпаясь, люди не узнавали поля: такой необыкновенный свет светил в окно. А потом снег таял. И снова всё кругом становилось серым: деревья, крыши домов, дороги.
Ночью выпал снег да так и остался. Ночной снег на зиму ложится. Пришла зима...
— А теперь, разумные мои дети, на вопрос, пожалуйста, ответьте. Напомню вам секреты беседы.
- Говорим ясно, чётко, но негромко.
- Внимательно слушаем собеседник, не перебиваем его рассказ.
- Свои мысли высказываем спокойно, доказываем сою точку зрения фактами.
Вопросы к детям.
- Дети, какие изменения в жизни животных происходят перед зимой?
- Дети, что бы вы хотели ещё узнать о животных леса?
Педагог отвечает на вопросы детей, предлагает задать вопрос малоактивным детям, контролирует, чтобы вопросы и ответы были строго по теме.
— Спасибо, дети! Вы приятные собеседники.
Чтение стихотворения.
Евгения Зих
«Звери готовятся к зиме».
Задачи. Расширять знания детей о животном мире. Формировать умение детей поддерживать беседу, задавать и отвечать на вопросы, не отклоняясь от темы. Развивать познавательный интерес. Воспитывать чуткость детей к художественному слову.
Чтение.
— Дети, послушайте, пожалуйста, внимательно стихотворение «Звери готовятся к зиме».
Прилетела в лес сорока.
Раскричалась белобока:
"К нам спешит опять зима.
Утеплили вы дома?"
В домике у белки сухо.
В нём достаточно и пуха.
Мягко очень и тепло
Да запасов там полно!
Есть грибочки, есть орешки.
Собирала всё без спешки.
Будет белка зимовать,
Горя и беды не знать!
Наш медведь готов к зиме.
Всем доволен он вполне.
И в берлоге, так тепло,
Утеплил её давно!
А барсук тот вырыл норы.
Все движенья его скоры.
Вырыл целые ходы,
В них так сухо, нет воды!
И запасов очень много.
Он следит за этим строго.
Все кладовочки полны.
Много у него еды!
Как заботлив хомячок,
Наш забавный толстячок!
Хороши его запасы,
Но не съест запасы сразу,
Все к зиме уже готовы.
Кто – то вырыл себе норы,
Кто – то шубку поменял,
От лисички ускакал!
— Дети, внимание ваше проверяю, на вопросы ответить предлагаю.
Вопросы к детям.
- Как подготовилась к зиме белка?
— Белка утеплила своё гнездо на дереве и приготовила запасы на зиму, грибы и орехи.
- Как подготовился к зиме медведь?
— Медведь для зимовки приготовил под деревом берлогу. Медведю не нужны запасы, он зимой спит.
- Как подготовился к зиме барсук?
— Барсук копает в земле нору. В норе есть кладовая, где он складывает запасы на зиму. Барсук зимой спит, но иногда просыпается.
- Как подготовился к зиме хомячок?
— Хомячок зимует в норе. Он готовит запасы на зиму. Зимой хомячок спит да ест.
- Дети, что бы вы хотели ещё узнать о том, как готовятся животные к зиме?
Педагог отвечает на вопросы детей, предлагает задать вопрос малоактивным детям, контролирует, чтобы вопросы и ответы были строго по теме.
— Дети, как много нового и интересного мы узнали. Спасибо, вы приятные собеседники!
Весёлые упражнения «Кто идёт по лесу».
Задачи. Поддерживать интерес детей к животным. Развивать любознательность детей, память, общую моторику, координацию речи с движениями.
Игра.
— Кто идёт по лесу? Дети, со мной, пожалуйста, поиграйте, движения за мной повторяйте, рассказ запоминайте. Педагог читает текст и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.
Ёжик топал по тропинке И листочки нёс на спинке. Ёжик топал не спеша, Тихо листьями шурша. | Ходьба по кругу топочущим шагом. |
А навстречу скачет зайка, Длинноухий попрыгайка. Шубку серую свою Он сменил на белую. | Прыжки на месте, руки перед грудью. |
Тихо крадётся лиса, Рыжая краса. К зиме шубку обновила, На пушистую сменила. | Ходьба по кругу на носочках, руки на пояс. |
На месте лиса замерла, Повернулась и ушла. | Остановились. Поворот на 180 градусов. |
Идёт по лесу серый волк, Голодный волк, сердитый волк. Скоро зима, скоро холода. Голод придёт тогда. | Ходьба по кругу - широкий пружинистый шаг с чуть наклонённым вперёд корпусом. |
По желанию детей упражнения повторяются.
Весёлые упражнения «Предзимье».
Задачи. Поддерживать интерес детей к животным. Развивать любознательность детей, память, общую моторику, координацию речи с движениями.
Игра.
— Дети, со мной, пожалуйста, поиграйте, движения за мной повторяйте, рассказ запоминайте. Педагог читает текст и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.
Мороз да снега, Скоро зима. | Руки вперёд, ладони вверх. Руки плавно в стороны. |
Медведи зимой будут спать, Не стоит им мешать. | Ладони вместе, под щёку, голову склоним на плечо, спим. Погрозим пальчиком. |
Мышки колоски подбирают, На зиму зерно запасают. | Наклон вперёд, руки вниз. Встаём прямо, руки вперёд, ладони вместе. |
Белочки грибы собирают, На веточках закрепляют. | Наклон вперёд, руки вниз. Встаём прямо, руки вверх. |
Серые зайцы шубки меняют, Белые пушистые одевают. | Прыжки на двух ногах месте, руки перед грудью. |
Предзимье зверям помогает, О зиме напоминает. | Руки вперёд, ладони вверх. Руки плавно в стороны. |
По желанию детей упражнения повторяются.
Ситуация общения «Кто как готовится к зиме».
Задачи. Расширять знания детей о животном мире. Обогащать речь детей существительными, названиями животных.
Разговор.
— Дети, помогите мне, пожалуйста, рассказать, кто как готовится к зиме.
Педагог называет животных, которых не назвали дети.
- Кто зимой засыпает, зиму во сне пережидает? (Медведи, ежи, летучие мыши, хомяки, барсуки, бурундуки, лягушки).
- Кто к зиме линяет, цвет шубки меняет? (Зайцы, белки, ласки, песцы, горностаи).
- Кто нас покидает, в тёплые края улетает? (Стрижи, ласточки, иволги, жаворонки, соловьи, грачи, кукушки, журавли, утки, гуси, лебеди, чайки).
- Кто из птиц Родину не покидает, с нами зиму пережидает? (Воробьи, вороны, сороки, голуби, синицы, снегири, свиристели, дятлы, поползни, щеглы).
— Замечательно, дети! Кто как к зиме готовиться мы рассказали.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Волкова Н.А. Ягоды. Беседы и игры с детьми 5-7 лет
Лексическая тема «Ягоды». Картотека различных видов деятельности (беседы, чтение, игры) для расширения знаний детей о ягодах....
Волкова Н.А. Грибы. Беседы и игры с детьми 5-7 лет
Лексическая тема «Грибы». Картотека....
Волкова Н.А. Овощи. Беседы и игры с детьми 5-7 лет
Лексическая тема «Овощи». Картотека...
Волкова Н.А. Фрукты. Беседы и игры с детьми 5-7 лет
Лексическая тема «Фрукты». Картотека...
Волкова Н.А. Мой город - Челябинск. Беседы и игры с детьми 5-7 лет
Методическое пособие для педагогов по познавательному развитию детей 5-7 лет....
Волкова Н.А. Мой край – Южный Урал. Беседы и игры с детьми 5-7 лет
Картотека бесед и игр с детьми. Расширение знаний детей о родном крае....
Волкова Н.А. Осень. Беседы и игры с детьми 5-7 лет.
Расширения знаний детей об осенних изменениях в природе....