НОД по ознакомлению с окружающим "Народные традиции. Масленица". Подготовительная к школе группа.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Вишнёва Алла Анатольевна

У каждого народа есть свои традиции и праздники. Одним из самых любимых русских праздников с давних пор является Масленица. Масленица - это первая встреча весны. Масленица начинатся в конце зимы и длится неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл НОД22.73 КБ

Предварительный просмотр:

НОД по ознакомлению с окружающим

(комплексная)

«Народные традиции. Масленица»

Подготовительная к школе группа «Колобок»

                                                          Составила воспитатель

                                                          Вишнева А.А.

Тема «Народные традиции. Масленица»

Цель: расширить знания и воспитать у детей интерес к русским народным праздникам, традициям, связанным с приходом весны, пробуждением природы через знакомство с обрядовым праздником «Масленица».

Задачи:

1. Обобщение и углубление знаний воспитанников о русском народном празднике «Масленица».

2. Развитие чувства уважения и любви к родному народу через приобщение к истокам русской культуры, её духовно-нравственным ценностям.

3. Воспитание чувства сопричастности и любви к своему народу, его традициям, обычаям и духовным ценностям.

Оборудование: оформление РППС по теме недели «Масленица идет – весну за руку ведет»; образец куклы- чучело Масленицы, шаблоны куклы-чучело Масленицы на всех детей, восковые карандаши, клей; «блин» из бумаги для игры «Горячий блин».

Демонстрационный материал: иллюстрации с изображением празднования Масленицы, русский народный платок для воспитателя.

Организация нод: первая часть нод – воспитатель и дети сидят на ковре; вторая часть нод – дети сидят за столами.

Ход образовательной деятельности.

Воспитатель:  дети,  мы с вами уже говорили о том, что у каждого народа есть свои традиции и праздники. Одним из самых любимых русских праздников с давних пор является Масленица. Сегодня мы  об этом празднике и поговорим. Масленица начинается в конце зимы и длится неделю. Это прощание с зимой и первая встреча весны. В старину говорили: Масленица – это радость, потому что прожит еще один год и впереди новый урожай.

На масленицу пекут блины. Блин – это символ солнышка: такой же горячий и круглый.

Понедельник – встреча Масленицы.

В этот день начинают печь блины, ходить друг к другу в гости, поздравляют с началом праздника. На масленицу делают куклу из соломы, одевают ее. Эта кукла-Масленица – всю неделю там, где веселье. Некоторые делали маленькие куклы-масленицы и дарили их в понедельник друг другу.

Сказка о Масленице.

  В некотором царстве, в тридесятом государстве жили-были Зима и Масленица. Зима напоминала Снежную королеву. Она была красивая, но холодная. Вместо глаз у нее были колючие льдинки. Губы - покрыты инеем. У нее были длинные белые волосы. Ее наряд удивлял своей белизной. Были у нее слуги: холодный ветер и злая вьюга.

  А Масленица была добрая, красивая, приветливая. Глаза голубые, словно весеннее небо. Губки алые, щечки румяные. Она всегда ходила в длинном, ярком сарафане. Ее верными друзьями были птицы и животные.

  Люди очень любили Масленицу. В конце февраля все с нетерпением ждали с ней встреч. Они знали, что как только придет Масленица, все проводят зиму и будут встречать весну.

  Один раз рассердилась Зима на людей и решила не допустить встречи Масленицы с людьми. Уж очень все хотели поскорее проводить ее, а Зима задумала завладеть всем царством. Она мечтала, чтобы царство превратилось в ледяное королевство.

Приказала тогда Зима своим слугам:

- Ветер, вьюга, занесите снегом все дороги, закружите так, чтобы люди не смели выходить из дома. Если они не встретятся с Масленицей, то и Весна к ним не придет!

  И задул ветер, и разыгралась вьюга. Сидят люди дома, на улицу боятся выйти. Видит Масленица – плохо дело. Что делать, как людям помочь? Солнце не показывается, а снега все больше и больше становится. Не растопить солнышку сугробы, не доберется весна по такому снегу к людям.    

  Осталась одна неделя, и Масленица придумала вот что. Стала она ходить по дворам. Да говорить людям, чтобы стряпали они блины без устали всю неделю. Послушались ее люди. Пекли каждый день блины. Забирала Масленица блинчики и разбрасывала их по дорогам. А блинчики горячие, румяные, круглые, словно солнышко. Куда блин попал, там проталинка появилась.

  Детишек Масленица заставила горки строить да громче смеяться, когда кататься будут. Пусть Зима позлиться! И обязательно есть всем блины, чтобы душа не смогла в льдинку превратиться, чтобы не стать холодными, бездушными слугами Зимы.

  Делали люди все, что Масленица подсказала, но этого оказалось мало. Нужно было много тепла. Что делать?

-   Сожгите меня, - сказала Масленица.

  Жалко людям Масленицу, да ничего не поделаешь. Попросили люди у нее прощения за все, друг у друга попросили прощения и уже хотели Масленицу поджечь, как какой-то мальчик закричал:

- Стойте! Давайте сделаем соломенное чучело!

  Обрадовались люди, построили огромное чучело и сожгли его. Пламя было такое, что последний снег растаял. Теперь люди знали, что весна обязательно до них доберется. А за доброту Масленицы, за ее открытую душу стали ее называть Широкой Масленицей.

Воспитатель: Понравилась вам сказка?

- О ком она?

- Какая была Зима?

- Какая была Масленица?

- Что задумала Зима?

- Что придумала Масленица?

- Зачем нужно было есть блины?

- Почему Масленица хотела, чтобы люди ее сожгли?

- Из чего люди сделали чучело?

Игра «Ваня».

Ваня, Ваня простота,    (дети идут по кругу, руки на поясе).

Купил лошадь без хвоста.

Сел задом наперед (дети прыжком поворачиваются в другую сторону, руки на поясе).

И поехал в огород.  (Дети идут спиной по кругу, руки на поясе).

Гоп, гоп, гоп…трр…и стоп. (Дети делают три галопа, натягивают воображаемые  поводья и останавливаются).

Воспитатель: хороша была игра. А теперь садитесь на свои места. Масленицу празднуют целую неделю.

Будем праздник справлять,  Зиму провожать,

Весну-красну встречать,       Масленицу зазывать!

Начинается Масленица в понедельник, который называется встреча. В этот день встречают Масленицу, наряжают куклу-чучело, строят снежные горы. И мы с вами будем сегодня делать куклу масленицу.

Работа детей за столами.

Проверка работ.

Игра «Горячий блин»

Воспитатель: дети, сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Горячий блин». Нужно под слова стихотворения быстро передавать блин по кругу. У кого на последних словах в руках останется блин, тот выбывает из игры.

Как на масленой неделе

Из печи блины летели!

С пылу, с жару, разбирайте,

Похвалить не забывайте!

С пылу, с жару, из печи,

Все румяны, горячи!..

Воспитатель: хороша была и эта игра. Теперь можно отдохнуть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

предварительная работа в рамках тематической ситуации «Родной край. Народные традиции» в подготовительной к школе группы

Русский народ имеет  богатые традиций,   поэтому наше внимание мы обращаем    на народные  традиции, обычаи.  В феврале м-це, тематическая ситуация  месяца...

предварительная работа в рамках тематической ситуации «Родной край. Народные традиции» в подготовительной к школе группы

Русский народ имеет  богатые традиций,   поэтому наше внимание мы обращаем    на народные  традиции, обычаи.  В феврале м-це, тематическая ситуация  месяца...

Краткосрочный информационный проект «Семейные традиции» в подготовительной к школе группе

Участники проекта: дети в возрасте 6-7 лет и их родители.Продолжительность проекта: 2 недели (10 дней)Тип проекта: групповой, практико-ориентированный.Актуальность. В условиях, ког...

Календарно -тематическое планирование по теме "Народная культура и традиции" в подготовительной к школе группе

Знакомство детей с народными традициями и обычаями, с народным декоративно-прикладным искусством. Расширение представлений о народных игрушках. Знакомство с национальным декоративно-прикладным и...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе на тему «День знаний. Школа»

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: Расширять представления детей о праздниках, познакомить с праздником День Знаний, его содержанием. Продолжать учить рассматривать сюжетную картину, вести диалог по ее соде...