ТРИЗ минутки
картотека по окружающему миру (младшая группа)
Закрепление имени признака.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формирование первичного представления об органах чувст | 30.41 КБ |
triz_minutki.docx | 30.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Триз - минутки
Игрушки | Дидактическая игра: «Признак рельеф и анализатор рука» Цель: Сформировать у детей способности самостоятельно обследовать объект для выяснения значений признака. Определяем имя признака с помощью анализатора рука. Задачи: Развитие познавательных способностей детей в процессе совместной исследовательской деятельности; Ход игры: В: Ребята, какой признак изображён на коробочке? Д: Рельеф. В: Какой помощник умной головы поможет нам определить рельеф объекта? Д: Рука. В: Смотрите в коробочке мячики. Давайте, определим какой мячик по рельефу? Д: (гладкий), (колючий). В: Какой помощник умной головы помог нам определить рельеф объектов? Д: Рука. В: Рука трогает, а умная голова видит и понимает, какой по признаку рельеф мячик. |
Платочек | Дидактическая игра: «Признак влажность и анализатор рука» Цель: Сформировать у детей способности самостоятельно обследовать объект для выяснения значений признака. Определяем имя признака с помощью анализатора рука. Задачи: Развитие познавательных способностей детей в процессе совместной исследовательской деятельности; Ход игры: В: Ребята, какой признак изображён на коробочке? Д: Влажность. В: Какой помощник умной головы поможет нам определить влажность объекта? Д: Рука. В: Смотрите в коробочке платочки. Давайте, определим какой платочек по влажности? Д: (сухой), (мокрый, влажный). В: Какой помощник умной головы помог нам определить влажность объектов? Д: Рука. В: Рука трогает, а умная голова видит и понимает, какой по признаку влажность платочек. |
Маша и её тарелочки | Дидактическая игра: «Признак цвет и анализатор глаза» Цель: Сформировать у детей способности самостоятельно посмотреть для выяснения значений признака. Определяем имя признака с помощью анализатора глаза. Задачи: Развитие познавательных способностей детей в процессе совместной исследовательской деятельности; Ход игры: В: Ребята, какой признак изображён на коробочке? Д: Цвет. В: Какой помощник умной головы поможет нам определить цвет объекта? Д: Глаза. В: Смотрите в коробочке разноцветные тарелочки. Давайте, поможем Маше определить какие тарелочки по цвету? Д: (синяя), (красная), (зелёная), (жёлтая). В: Какой помощник умной головы помог нам определить цвет объектов? Д: Глаза. В: Глаза смотрят, а умная голова видит и понимает, какие по признаку цвет тарелочки. |
Цветочки и бабочки | Дидактическая игра: «Признак цвет и анализатор глаза» Цель: Сформировать у детей способности самостоятельно посмотреть для выяснения значений признака. Определяем имя признака с помощью анализатора глаза. Задачи: Развитие познавательных способностей детей в процессе совместной исследовательской деятельности; Ход игры: В: Ребята, какой признак изображён на коробочке? Д: Цвет. В: Какой помощник умной головы поможет нам определить цвет объекта? Д: Глаза. В: Смотрите в конверте разноцветные (четырёхцветные) цветочки и такого же цвета бабочки. Давайте, поможем бабочкам найти цветочек по цвету. Д: (синяя), (красная), (зелёная), (жёлтая). В: Какой помощник умной головы помог нам определить цвет объектов? Д: Глаза. В: Глаза смотрят, а умная голова видит и понимает, какие по признаку цвет бабочки и цветочки. |
Петушок | Дидактическая игра: «Признак цвет и анализатор глаза» Цель: Сформировать у детей способности самостоятельно посмотреть для выяснения значений признака. Определяем имя признака с помощью анализатора глаза. Задачи: Уточнить знания детей о цвете: красный, желтый, зеленый, синий. Побуждать детей фантазировать на основе изменения значений признака «Цвет». Ход игры: В: Ребята, какой признак изображён на коробочке? Д: Цвет. В: Какой помощник умной головы поможет нам определить цвет объекта? Д: Глаза. В: В гости к нам пришёл Петушок (бесцветный силуэт). Д: Дети здороваются с ним, знакомятся. В: Отмечает, что Петушок белого цвета и спрашивает детей, как сделать его красивым (выслушивает все варианты без замечаний). Предлагаю вам отправить Петушка погулять по «волшебной дорожке». В: Петушок гуляет по дорожке и окрашивается в соответствующий цвет. Петушок просит детей принести игрушки соответствующего цвета, назвать игрушку и ее цвет. Воспитатель обобщает, что все игрушки красного цвета. Петушок просит детей найти красный цвет в одежде детей. В: Какой помощник умной головы помог нам определить цвет объектов? Д: Глаза. В: Глаза смотрят, а умная голова видит и понимает, какие по признаку цвет объекты (петушок, дорожка, игрушки). В конце занятия петушок благодарит детей за то, что они сделали его красивым, нарядным, разноцветным. |
Наш детский сад | Игра «Где живет (работает)?» Цель: научить определять разные места обитания объекта, искать объекты, выполнять те же самые функции. Ход: Ведущий называет объект. А дети говорят, где, в каком месте, его можно встретить и что он там делает. Ведущий: Тигр. Дети: В джунглях живет, в зоопарке, на этикетке нарисован для красоты, в мультфильме для радости. - Болтик. (В велосипеде, машине. Он скрепляет все между собой.) ( НА ПРЕДМЕТАХ ГРУППЫ : ИГРУШКИ. МЕБЕЛЬ, И Т.Д.) |
Наш детский сад | Игра «Дорисуй картинку» Цель: учить ассоциативному мышлению, видеть образ предмета по одной его части. Ход: Взрослый рисует на доске или листе бумаги часть предмета и предлагает ребенку дорисовать предмет. «Я начну рисовать, а ты дорисуй». Например: Можно предложить из букв, цифр, геометрических фигур дорисовать какой-нибудь предмет. |
Наш детский сад | Игра «Узнай меня» Цель: учить описывать предмет, не называя его. Ход: Сначала взрослый называет свойства какого-либо предмета, а дети отгадывают. Например: - Я круглый, большой, сверху зеленый, а внутри красный, бываю сладким и сочным. (Арбуз) - Я холодная голубая и зеленая, меня много, а бывает мало. Во мне разные живут. Меня люди любят. (Речка). НА ПРЕДМЕТАХ ИЗ ГРУППЫ, И ДЕТСКОГО САДА
|
Лето-осень | «Раньше – позже» -либо ситуацию, а дети говорят, что было до этого, или что будет после. Можно сопровождать показом. Ход игры: Воспитатель: посмотрите, какая медведя сделана берлога? Дети: Большая, крепкая, добротная. Воспитатель: Она всегда была такой? Что с ней было раньше? Дети: Ее не было, росли деревья. Воспитатель: Правильно, а еще раньше? Дети: Росли маленькие ростки. Воспитатель: А еще раньше? Дети: Семечки в земле. Воспитатель: А что будет с берлогой потом? Дети: Она развалится, сгниет, смешается с землей. |
Лето-осень |
Отождествлять себя с рассматриваемым или представляемым объектом. Принцип -эмпатия. Главный смысл эмпатии -войти в роль кого -либо или чего либо. (каждый из детей выбирает картинку): С кем бы ты подружился и почему? |
Дорожная азбука | Игра «Пинг-понг» (наоборот) Цель: учить подбирать слова-антонимы. Ход: Воспитатель называет слово – дети называют слово противоположное по значению. Например: Словарик для детей: Черное – белое; вход – выход; вперед – назад; большой – маленький; и т.д. |
Дорожная азбука | Игра «Назови часть предмета» Цель: учить «разбирать» любой объект на составляющие части. Ход: Ведущий бросает кому-то из детей мячик и говорит слово (предмет): -ДОМ. Ребенок, поймав мяч, должен быстро назвать какую-то часть этого объекта: - КРЫША (крыльцо, дверь, окно, чердак, подвал…) НА ПРЕДМЕТАХ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ. Игра с мячом . Я считаю……, а ты со мной согласен? Цель: Учить высказывать свою точку зрения. Вопрос- ответ МФО «Укрась слово» Цель : Подбор слов признаков |
Наши друзья. ДОМ | Хорошо – плохо» Правила игры: Ведущим называется любой объект, явление, у которого определяются положительные и отрицательные свойства. Вопросы задаются по принципу: «что-то хорошо – почему?», «что-то плохо – почему?» - идут по цепочке. (Можно- нельзя, по правилам группы) |
Наши друзья. ДОМ | «Объяснялки». Детям предлагается картинка с изображением объекта (например, изображены ботинки). Воспитатель: «Ботинки могут быть и мокрыми и сухими. Объясните когда, в каких случаях это бывает» (ботинки - внутри сухие, снаружи - мокрые). К концу года воспитатель вводит усложнение – объясни для кого это свойство нужно. Например: надо чтобы ботинки были сухими (для ног человека), а дождь хочет их мокрыми сделать. |
Наши друзья. ДОМ | Игра «Назови часть предмета» Цель: учить «разбирать» любой объект на составляющие части. Ход: Ведущий бросает кому-то из детей мячик и говорит слово (предмет): -ДОМ. Ребенок, поймав мяч, должен быстро назвать какую-то часть этого объекта: - КРЫША (крыльцо, дверь, окно, чердак, подвал…) |
Овощи | Игра «Пинг-понг» (наоборот) Цель: учить подбирать слова-антонимы. Ход: Воспитатель называет слово – дети называют слово противоположное по значению. Например: Словарик для детей: Черное – белое; вход – выход; вперед – назад; большой – маленький; и т.д. |
Овощи | Обучение сравнениям. « Такой же, как» Цель: Обучение сравнениям. Обогащение и подбор слов признаков и предметов. Капуста по форме круглая, такая же круглая, как мяч. Обучение составлению и отгадыванию загадок |
Овощи | Игра «Узнай меня» Цель: учить описывать предмет, не называя его. Ход: Сначала взрослый называет свойства какого-либо предмета, а дети отгадывают. Затем можно ребенку предложить описать какой-нибудь предмет, а все дети отгадывают. Например: - Я круглый, большой, сверху зеленый, а внутри красный, бываю сладким и сочным. (Арбуз) (На примере Овощей) |
Фрукты | Игра «Четвертый лишний» Цель: научить видеть лишним каждый предмет, в зависимости от того, по какому признаку проводится сравнение. Ход: На доске – изображение четырех предметов. Объяснить детям, что «лишним» будет каждый предмет по очереди, чтобы не было никому обидно. Например: - Вот помидор. Он будет лишним среди банана, яблока, апельсина. ПОЧЕМУ? (помидор – овощ, а все остальные фрукты). Обучение составлению и отгадыванию загадок |
Фрукты | Игра «Узнай меня» Цель: учить описывать предмет, не называя его. Ход: Сначала взрослый называет свойства какого-либо предмета, а дети отгадывают. Затем можно ребенку предложить описать какой-нибудь предмет, а все дети отгадывают. (На примере фруктов) |
Деревья, листья | Игра «Дорисуй картинку» Цель: учить ассоциативному мышлению, видеть образ предмета по одной его части. Ход: Взрослый рисует на доске или листе бумаги часть предмета и предлагает ребенку дорисовать предмет. «Я начну рисовать, а ты дорисуй». Например: Можно предложить из букв, цифр, геометрических фигур дорисовать какой-нибудь предмет. |
Деревья, листья | «На что похоже» (проводится со 2 младшей группы) Правила игры: ведущий называет объект, а дети называют объекты похожие на него. Примечание: Похожими объекты могут быть по следующим признакам: по назначению (по функции), по подсистеме, по надсистеме, по прошлому и будущему, по звуку, по запаху, по цвету, по размеру, по форме, по материалу. Похожими могут быть даже самые разные объекты. Можно использовать предметные картинки, особенно на этапе ознакомления с игрой. Ведущий просит объяснить, почему играющий решил, что названные объекты похожи. Воспитатель: На что похожа колючка ежика? Дети: На иголки, на булавки, на гвозди. На стержни от ручки и т.д. Обучение составлению и отгадыванию загадок |
Деревья, листья | Игра «Цепочки ассоциации» Цель: активизирует словарный запас из нескольких ассоциативных полей. Ход: Ведущий предлагает детям ассоциацию из 2, 3-х прилагательных, а дети придумывают объект, к которому могли бы подходить данные свойства. Например: желтое, мягкое, пушистое (цыпленок, клубок); Длинное, серое, тягучее (жвачка…); Черное, длинное, холодное (металлическая труба, коридор, ночь, взгляд, земля, очередь, подъезд, кошка с улицы); Круглое и сладкое (печенье, конфета, яблоко, зефир …); Зеленое и прыгучее… Холодное, белое … На примере деревьев и листьев и плодов
|
Грибы | Игра «Четвертый лишний» Цель: научить видеть лишним каждый предмет, в зависимости от того, по какому признаку проводится сравнение. Ход: На доске – изображение четырех предметов. Объяснить детям, что «лишним» будет каждый предмет по очереди, чтобы не было никому обидно. Например: - Вот помидор. Он будет лишним среди банана, яблока, апельсина. ПОЧЕМУ? (помидор – овощ, а все остальные фрукты). Обучение составлению и отгадыванию загадок. |
Грибы | Игра «Продолжай» Упражнять детей в составлении предложений, постепенно увеличивая количество слов. Шли мы шли, нашли пенек. На пеньке лежит листок. А на нем одно лишь слово- предложение -.Сорока.. Нам нужно сделать его длиннее. Сорока Сорока прилетела Сорока прилетела в лес Сорока прилетела в лес с телеграммой Сорока прилетела в лес с телеграммой от волшебника. Сорока прилетела в лес с телеграммой от волшебника «Оживи». |
Грибы | Игра «Природный мир бывает разный» Цель: учить различать предметы живой и неживой природы. Ход: Ведущий предлагает сравнить между собой несколько картинок с изображением природных объектов. Например: Ящерица, камень, бабочка, птичка, дерево, гора. Назвать объекты природы живые и неживые. Живые – ящерица, бабочка, птичка, дерево. Неживые – камень, гора. Река живая или неживая? Вода – неживая, рыбки в воде – живые, берега – неживые, черви в них – живые, раки в воде – живые, камни в воде – неживые. |
Осень –время года | Игра «Дорисуй картинку» Цель: учить ассоциативному мышлению, видеть образ предмета по одной его части. Ход: Взрослый рисует на доске или листе бумаги часть предмета и предлагает ребенку дорисовать предмет. «Я начну рисовать, а ты дорисуй». Например: Можно предложить из букв, цифр, геометрических фигур дорисовать какой-нибудь предмет. |
Осень –время года | Игра «маятник» (Хорошо-плохо) (со средней группы) Цель: учить детей выделять противоречия в предметах. Ход: Ведущий называет предмет или явление и поднимает руку, согнутую в локте вертикально. Если ведущий наклонил руку вправо и сказал (+), то дети называют положительные свойства объекта или явления. Если влево – то отрицательные свойства. |
Осень –время года | «Раньше – позже» Осень ранняя-поздняя Правило игры: Ведущий называет какую-либо ситуацию, а дети говорят, что было до этого, или что будет после. Можно сопровождать показом. Ход игры: Воспитатель: посмотрите, какая медведя сделана берлога? Дети: Большая, крепкая, добротная. Воспитатель: Она всегда была такой? Что с ней было раньше? Дети: Ее не было, росли деревья. Воспитатель: Правильно, а еще раньше? Дети: Росли маленькие ростки. Воспитатель: А еще раньше? Дети: Семечки в земле. Воспитатель: А что будет с берлогой потом? Дети: Она развалится, сгниет, смешается с землей. |
Осень –время года | Игра «Пинг-понг» (наоборот) Цель: учить подбирать слова-антонимы. Ход: Воспитатель называет слово – дети называют слово противоположное по значению. Например: Словарик для детей 4-5 лет: Черное – белое; вход – выход; вперед – назад; большой – маленький; и т.д. Словарик для детей 5-6 лет: Сильный – слабый; влево – вправо; короткий – длинный; умный – глупый; сладкий – горький; быстро – медленно; трудолюбивый – лентяй; кривой – прямой. Словарик для детей 6-7 лет: Щедрый – скупой; одетый – голый; сеять – жать; плыть – тонуть; жидкий – густой; талантливый – бездарный; лохматый – расчесанный; упрямый – покорный; съедобный – ядовитый. Воспитатель не должен поощрять ответы с приставкой «не»: съедобный – несъедобный. |
Домашние животные | Игра «Что умеет делать?» Дом. животные Цель: учить выделять функцию объекта. Ход: Ведущий называет объект, дети определяют, что умеет делать он или что делают с помощью него. Например: Ведущий : - Ромашка. Дети: - растет, пахнет, вянет, погибает, хочет пить. Ведущий: - Занавеска. Дети: - затемняет, пачкается, может стираться. |
Домашние животные | Игра «Пинг-понг» (наоборот) Цель: учить подбирать слова-антонимы. Ход: Воспитатель называет слово – дети называют слово противоположное по значению. Например: Словарик для детей 4-5 лет: Черное – белое; вход – выход; вперед – назад; большой – маленький; и т.д. Словарик для детей 5-6 лет: Сильный – слабый; влево – вправо; короткий – длинный; умный – глупый; сладкий – горький; быстро – медленно; трудолюбивый – лентяй; кривой – прямой. Словарик для детей 6-7 лет: Щедрый – скупой; одетый – голый; сеять – жать; плыть – тонуть; жидкий – густой; талантливый – бездарный; лохматый – расчесанный; упрямый – покорный; съедобный – ядовитый. Воспитатель не должен поощрять ответы с приставкой «не»: съедобный – несъедобный. |
Домашние животные | «Дразнилка» Правила игры: Ведущим называется объект. Дети, не называя его функцию вслух, подразнивают его с помощью суффиксов: -лка, -чк, -ще и др. Ход игры: Воспитатель: Кошка. Дети: Мяукалка, бегалка, кусалище, мяучище, сонечка … Воспитатель: Собака. Дети: Гавкалка, рычалка, кусалка, сторожилище. |
Домашние животные | Игра «Если бы я был……» Отождествлять себя с рассматриваемым или представляемым объектом. Принцип -эмпатия. Главный смысл эмпатии -войти в роль кого -либо или чего либо. (каждый из детей выбирает картинку): С кем бы ты подружился и почему? |
Детеныши домашних животных | Игра «Чем был – чем стал?» (средняя группа) Цель: учить определять временную зависимость объекта и его функции. Ход: называется материал (глина, дерево, ткань), а дети дают варианты объектов, в которых они есть. Можно поиграть наоборот: называется объект, сделанный человеком, а дети определяют, какие материалы использовали при его изготовлении. Например: Ведущий: - Был раньше расплавленным стеклом, стал … Дети: Вазой, лампочкой, стеклом в машине. «На что похоже» Правила игры: ведущий называет объект, а дети называют объекты похожие на него. Примечание: Похожими объекты могут быть по следующим признакам: по назначению (по функции), по подсистеме, по надсистеме, по прошлому и будущему, по звуку, по запаху, по цвету, по размеру, по форме, по материалу. Похожими могут быть даже самые разные объекты. Можно использовать предметные картинки, особенно на этапе ознакомления с игрой. Ведущий просит объяснить, почему играющий решил, что названные объекты похожи. Воспитатель: На что похожа колючка ежика? Дети: На иголки, на булавки, на гвозди. На стержни от ручки и т.д. Игра с мячом . Я считаю……, а ты со мной согласен? Цель: Учить высказывать свою точку зрения. Вопрос- ответ |
Игрушки | Игра « Что в чем?» Цель: учить детей по определению подсистемы выстраивать систему. Ход: - Ребята, кнопка часть чего? (звонка, куртки, листочка, баяна). - листочек (дерева, тетради, книги, календаря, папки). - Лампочка (комнаты, прибора, видеокамеры, столба, настольной лампы). - экран (телевизора, компьютера, системного оператора, рентген аппарата, окна, зеркала, диафильма). Дети должны назвать не менее 5 систем. . |
Игрушки | Игра «Чем был – чем стал?» Цель: учить определять временную зависимость объекта и его функции. Ход: называется материал (глина, дерево, ткань), а дети дают варианты объектов, в которых они есть. Можно поиграть наоборот: называется объект, сделанный человеком, а дети определяют, какие материалы использовали при его изготовлении. Например: Ведущий: - Был раньше расплавленным стеклом, стал … Дети: Вазой, лампочкой, стеклом в машине |
Игрушки | Обучение сравнениям. « Такой же, как» Цель: Обучение сравнениям. Обогащение и подбор слов признаков и предметов. Капуста по форме круглая, такая же круглая, как мяч. Игра «Если бы я был……» Отождествлять себя с рассматриваемым или представляемым объектом. Принцип -эмпатия. Главный смысл эмпатии -войти в роль кого -либо или чего либо. (каждый из детей выбирает картинку): С кем бы ты подружился и почему? |
Предварительный просмотр:
Триз - минутки
Игрушки | Дидактическая игра: «Признак рельеф и анализатор рука» Цель: Сформировать у детей способности самостоятельно обследовать объект для выяснения значений признака. Определяем имя признака с помощью анализатора рука. Задачи: Развитие познавательных способностей детей в процессе совместной исследовательской деятельности; Ход игры: В: Ребята, какой признак изображён на коробочке? Д: Рельеф. В: Какой помощник умной головы поможет нам определить рельеф объекта? Д: Рука. В: Смотрите в коробочке мячики. Давайте, определим какой мячик по рельефу? Д: (гладкий), (колючий). В: Какой помощник умной головы помог нам определить рельеф объектов? Д: Рука. В: Рука трогает, а умная голова видит и понимает, какой по признаку рельеф мячик. |
Платочек | Дидактическая игра: «Признак влажность и анализатор рука» Цель: Сформировать у детей способности самостоятельно обследовать объект для выяснения значений признака. Определяем имя признака с помощью анализатора рука. Задачи: Развитие познавательных способностей детей в процессе совместной исследовательской деятельности; Ход игры: В: Ребята, какой признак изображён на коробочке? Д: Влажность. В: Какой помощник умной головы поможет нам определить влажность объекта? Д: Рука. В: Смотрите в коробочке платочки. Давайте, определим какой платочек по влажности? Д: (сухой), (мокрый, влажный). В: Какой помощник умной головы помог нам определить влажность объектов? Д: Рука. В: Рука трогает, а умная голова видит и понимает, какой по признаку влажность платочек. |
Маша и её тарелочки | Дидактическая игра: «Признак цвет и анализатор глаза» Цель: Сформировать у детей способности самостоятельно посмотреть для выяснения значений признака. Определяем имя признака с помощью анализатора глаза. Задачи: Развитие познавательных способностей детей в процессе совместной исследовательской деятельности; Ход игры: В: Ребята, какой признак изображён на коробочке? Д: Цвет. В: Какой помощник умной головы поможет нам определить цвет объекта? Д: Глаза. В: Смотрите в коробочке разноцветные тарелочки. Давайте, поможем Маше определить какие тарелочки по цвету? Д: (синяя), (красная), (зелёная), (жёлтая). В: Какой помощник умной головы помог нам определить цвет объектов? Д: Глаза. В: Глаза смотрят, а умная голова видит и понимает, какие по признаку цвет тарелочки. |
Цветочки и бабочки | Дидактическая игра: «Признак цвет и анализатор глаза» Цель: Сформировать у детей способности самостоятельно посмотреть для выяснения значений признака. Определяем имя признака с помощью анализатора глаза. Задачи: Развитие познавательных способностей детей в процессе совместной исследовательской деятельности; Ход игры: В: Ребята, какой признак изображён на коробочке? Д: Цвет. В: Какой помощник умной головы поможет нам определить цвет объекта? Д: Глаза. В: Смотрите в конверте разноцветные (четырёхцветные) цветочки и такого же цвета бабочки. Давайте, поможем бабочкам найти цветочек по цвету. Д: (синяя), (красная), (зелёная), (жёлтая). В: Какой помощник умной головы помог нам определить цвет объектов? Д: Глаза. В: Глаза смотрят, а умная голова видит и понимает, какие по признаку цвет бабочки и цветочки. |
Петушок | Дидактическая игра: «Признак цвет и анализатор глаза» Цель: Сформировать у детей способности самостоятельно посмотреть для выяснения значений признака. Определяем имя признака с помощью анализатора глаза. Задачи: Уточнить знания детей о цвете: красный, желтый, зеленый, синий. Побуждать детей фантазировать на основе изменения значений признака «Цвет». Ход игры: В: Ребята, какой признак изображён на коробочке? Д: Цвет. В: Какой помощник умной головы поможет нам определить цвет объекта? Д: Глаза. В: В гости к нам пришёл Петушок (бесцветный силуэт). Д: Дети здороваются с ним, знакомятся. В: Отмечает, что Петушок белого цвета и спрашивает детей, как сделать его красивым (выслушивает все варианты без замечаний). Предлагаю вам отправить Петушка погулять по «волшебной дорожке». В: Петушок гуляет по дорожке и окрашивается в соответствующий цвет. Петушок просит детей принести игрушки соответствующего цвета, назвать игрушку и ее цвет. Воспитатель обобщает, что все игрушки красного цвета. Петушок просит детей найти красный цвет в одежде детей. В: Какой помощник умной головы помог нам определить цвет объектов? Д: Глаза. В: Глаза смотрят, а умная голова видит и понимает, какие по признаку цвет объекты (петушок, дорожка, игрушки). В конце занятия петушок благодарит детей за то, что они сделали его красивым, нарядным, разноцветным. |
Наш детский сад | Игра «Где живет (работает)?» Цель: научить определять разные места обитания объекта, искать объекты, выполнять те же самые функции. Ход: Ведущий называет объект. А дети говорят, где, в каком месте, его можно встретить и что он там делает. Ведущий: Тигр. Дети: В джунглях живет, в зоопарке, на этикетке нарисован для красоты, в мультфильме для радости. - Болтик. (В велосипеде, машине. Он скрепляет все между собой.) ( НА ПРЕДМЕТАХ ГРУППЫ : ИГРУШКИ. МЕБЕЛЬ, И Т.Д.) |
Наш детский сад | Игра «Дорисуй картинку» Цель: учить ассоциативному мышлению, видеть образ предмета по одной его части. Ход: Взрослый рисует на доске или листе бумаги часть предмета и предлагает ребенку дорисовать предмет. «Я начну рисовать, а ты дорисуй». Например: Можно предложить из букв, цифр, геометрических фигур дорисовать какой-нибудь предмет. |
Наш детский сад | Игра «Узнай меня» Цель: учить описывать предмет, не называя его. Ход: Сначала взрослый называет свойства какого-либо предмета, а дети отгадывают. Например: - Я круглый, большой, сверху зеленый, а внутри красный, бываю сладким и сочным. (Арбуз) - Я холодная голубая и зеленая, меня много, а бывает мало. Во мне разные живут. Меня люди любят. (Речка). НА ПРЕДМЕТАХ ИЗ ГРУППЫ, И ДЕТСКОГО САДА
|
Лето-осень | «Раньше – позже» -либо ситуацию, а дети говорят, что было до этого, или что будет после. Можно сопровождать показом. Ход игры: Воспитатель: посмотрите, какая медведя сделана берлога? Дети: Большая, крепкая, добротная. Воспитатель: Она всегда была такой? Что с ней было раньше? Дети: Ее не было, росли деревья. Воспитатель: Правильно, а еще раньше? Дети: Росли маленькие ростки. Воспитатель: А еще раньше? Дети: Семечки в земле. Воспитатель: А что будет с берлогой потом? Дети: Она развалится, сгниет, смешается с землей. |
Лето-осень |
Отождествлять себя с рассматриваемым или представляемым объектом. Принцип -эмпатия. Главный смысл эмпатии -войти в роль кого -либо или чего либо. (каждый из детей выбирает картинку): С кем бы ты подружился и почему? |
Дорожная азбука | Игра «Пинг-понг» (наоборот) Цель: учить подбирать слова-антонимы. Ход: Воспитатель называет слово – дети называют слово противоположное по значению. Например: Словарик для детей: Черное – белое; вход – выход; вперед – назад; большой – маленький; и т.д. |
Дорожная азбука | Игра «Назови часть предмета» Цель: учить «разбирать» любой объект на составляющие части. Ход: Ведущий бросает кому-то из детей мячик и говорит слово (предмет): -ДОМ. Ребенок, поймав мяч, должен быстро назвать какую-то часть этого объекта: - КРЫША (крыльцо, дверь, окно, чердак, подвал…) НА ПРЕДМЕТАХ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ. Игра с мячом . Я считаю……, а ты со мной согласен? Цель: Учить высказывать свою точку зрения. Вопрос- ответ МФО «Укрась слово» Цель : Подбор слов признаков |
Наши друзья. ДОМ | Хорошо – плохо» Правила игры: Ведущим называется любой объект, явление, у которого определяются положительные и отрицательные свойства. Вопросы задаются по принципу: «что-то хорошо – почему?», «что-то плохо – почему?» - идут по цепочке. (Можно- нельзя, по правилам группы) |
Наши друзья. ДОМ | «Объяснялки». Детям предлагается картинка с изображением объекта (например, изображены ботинки). Воспитатель: «Ботинки могут быть и мокрыми и сухими. Объясните когда, в каких случаях это бывает» (ботинки - внутри сухие, снаружи - мокрые). К концу года воспитатель вводит усложнение – объясни для кого это свойство нужно. Например: надо чтобы ботинки были сухими (для ног человека), а дождь хочет их мокрыми сделать. |
Наши друзья. ДОМ | Игра «Назови часть предмета» Цель: учить «разбирать» любой объект на составляющие части. Ход: Ведущий бросает кому-то из детей мячик и говорит слово (предмет): -ДОМ. Ребенок, поймав мяч, должен быстро назвать какую-то часть этого объекта: - КРЫША (крыльцо, дверь, окно, чердак, подвал…) |
Овощи | Игра «Пинг-понг» (наоборот) Цель: учить подбирать слова-антонимы. Ход: Воспитатель называет слово – дети называют слово противоположное по значению. Например: Словарик для детей: Черное – белое; вход – выход; вперед – назад; большой – маленький; и т.д. |
Овощи | Обучение сравнениям. « Такой же, как» Цель: Обучение сравнениям. Обогащение и подбор слов признаков и предметов. Капуста по форме круглая, такая же круглая, как мяч. Обучение составлению и отгадыванию загадок |
Овощи | Игра «Узнай меня» Цель: учить описывать предмет, не называя его. Ход: Сначала взрослый называет свойства какого-либо предмета, а дети отгадывают. Затем можно ребенку предложить описать какой-нибудь предмет, а все дети отгадывают. Например: - Я круглый, большой, сверху зеленый, а внутри красный, бываю сладким и сочным. (Арбуз) (На примере Овощей) |
Фрукты | Игра «Четвертый лишний» Цель: научить видеть лишним каждый предмет, в зависимости от того, по какому признаку проводится сравнение. Ход: На доске – изображение четырех предметов. Объяснить детям, что «лишним» будет каждый предмет по очереди, чтобы не было никому обидно. Например: - Вот помидор. Он будет лишним среди банана, яблока, апельсина. ПОЧЕМУ? (помидор – овощ, а все остальные фрукты). Обучение составлению и отгадыванию загадок |
Фрукты | Игра «Узнай меня» Цель: учить описывать предмет, не называя его. Ход: Сначала взрослый называет свойства какого-либо предмета, а дети отгадывают. Затем можно ребенку предложить описать какой-нибудь предмет, а все дети отгадывают. (На примере фруктов) |
Деревья, листья | Игра «Дорисуй картинку» Цель: учить ассоциативному мышлению, видеть образ предмета по одной его части. Ход: Взрослый рисует на доске или листе бумаги часть предмета и предлагает ребенку дорисовать предмет. «Я начну рисовать, а ты дорисуй». Например: Можно предложить из букв, цифр, геометрических фигур дорисовать какой-нибудь предмет. |
Деревья, листья | «На что похоже» (проводится со 2 младшей группы) Правила игры: ведущий называет объект, а дети называют объекты похожие на него. Примечание: Похожими объекты могут быть по следующим признакам: по назначению (по функции), по подсистеме, по надсистеме, по прошлому и будущему, по звуку, по запаху, по цвету, по размеру, по форме, по материалу. Похожими могут быть даже самые разные объекты. Можно использовать предметные картинки, особенно на этапе ознакомления с игрой. Ведущий просит объяснить, почему играющий решил, что названные объекты похожи. Воспитатель: На что похожа колючка ежика? Дети: На иголки, на булавки, на гвозди. На стержни от ручки и т.д. Обучение составлению и отгадыванию загадок |
Деревья, листья | Игра «Цепочки ассоциации» Цель: активизирует словарный запас из нескольких ассоциативных полей. Ход: Ведущий предлагает детям ассоциацию из 2, 3-х прилагательных, а дети придумывают объект, к которому могли бы подходить данные свойства. Например: желтое, мягкое, пушистое (цыпленок, клубок); Длинное, серое, тягучее (жвачка…); Черное, длинное, холодное (металлическая труба, коридор, ночь, взгляд, земля, очередь, подъезд, кошка с улицы); Круглое и сладкое (печенье, конфета, яблоко, зефир …); Зеленое и прыгучее… Холодное, белое … На примере деревьев и листьев и плодов
|
Грибы | Игра «Четвертый лишний» Цель: научить видеть лишним каждый предмет, в зависимости от того, по какому признаку проводится сравнение. Ход: На доске – изображение четырех предметов. Объяснить детям, что «лишним» будет каждый предмет по очереди, чтобы не было никому обидно. Например: - Вот помидор. Он будет лишним среди банана, яблока, апельсина. ПОЧЕМУ? (помидор – овощ, а все остальные фрукты). Обучение составлению и отгадыванию загадок. |
Грибы | Игра «Продолжай» Упражнять детей в составлении предложений, постепенно увеличивая количество слов. Шли мы шли, нашли пенек. На пеньке лежит листок. А на нем одно лишь слово- предложение -.Сорока.. Нам нужно сделать его длиннее. Сорока Сорока прилетела Сорока прилетела в лес Сорока прилетела в лес с телеграммой Сорока прилетела в лес с телеграммой от волшебника. Сорока прилетела в лес с телеграммой от волшебника «Оживи». |
Грибы | Игра «Природный мир бывает разный» Цель: учить различать предметы живой и неживой природы. Ход: Ведущий предлагает сравнить между собой несколько картинок с изображением природных объектов. Например: Ящерица, камень, бабочка, птичка, дерево, гора. Назвать объекты природы живые и неживые. Живые – ящерица, бабочка, птичка, дерево. Неживые – камень, гора. Река живая или неживая? Вода – неживая, рыбки в воде – живые, берега – неживые, черви в них – живые, раки в воде – живые, камни в воде – неживые. |
Осень –время года | Игра «Дорисуй картинку» Цель: учить ассоциативному мышлению, видеть образ предмета по одной его части. Ход: Взрослый рисует на доске или листе бумаги часть предмета и предлагает ребенку дорисовать предмет. «Я начну рисовать, а ты дорисуй». Например: Можно предложить из букв, цифр, геометрических фигур дорисовать какой-нибудь предмет. |
Осень –время года | Игра «маятник» (Хорошо-плохо) (со средней группы) Цель: учить детей выделять противоречия в предметах. Ход: Ведущий называет предмет или явление и поднимает руку, согнутую в локте вертикально. Если ведущий наклонил руку вправо и сказал (+), то дети называют положительные свойства объекта или явления. Если влево – то отрицательные свойства. |
Осень –время года | «Раньше – позже» Осень ранняя-поздняя Правило игры: Ведущий называет какую-либо ситуацию, а дети говорят, что было до этого, или что будет после. Можно сопровождать показом. Ход игры: Воспитатель: посмотрите, какая медведя сделана берлога? Дети: Большая, крепкая, добротная. Воспитатель: Она всегда была такой? Что с ней было раньше? Дети: Ее не было, росли деревья. Воспитатель: Правильно, а еще раньше? Дети: Росли маленькие ростки. Воспитатель: А еще раньше? Дети: Семечки в земле. Воспитатель: А что будет с берлогой потом? Дети: Она развалится, сгниет, смешается с землей. |
Осень –время года | Игра «Пинг-понг» (наоборот) Цель: учить подбирать слова-антонимы. Ход: Воспитатель называет слово – дети называют слово противоположное по значению. Например: Словарик для детей 4-5 лет: Черное – белое; вход – выход; вперед – назад; большой – маленький; и т.д. Словарик для детей 5-6 лет: Сильный – слабый; влево – вправо; короткий – длинный; умный – глупый; сладкий – горький; быстро – медленно; трудолюбивый – лентяй; кривой – прямой. Словарик для детей 6-7 лет: Щедрый – скупой; одетый – голый; сеять – жать; плыть – тонуть; жидкий – густой; талантливый – бездарный; лохматый – расчесанный; упрямый – покорный; съедобный – ядовитый. Воспитатель не должен поощрять ответы с приставкой «не»: съедобный – несъедобный. |
Домашние животные | Игра «Что умеет делать?» Дом. животные Цель: учить выделять функцию объекта. Ход: Ведущий называет объект, дети определяют, что умеет делать он или что делают с помощью него. Например: Ведущий : - Ромашка. Дети: - растет, пахнет, вянет, погибает, хочет пить. Ведущий: - Занавеска. Дети: - затемняет, пачкается, может стираться. |
Домашние животные | Игра «Пинг-понг» (наоборот) Цель: учить подбирать слова-антонимы. Ход: Воспитатель называет слово – дети называют слово противоположное по значению. Например: Словарик для детей 4-5 лет: Черное – белое; вход – выход; вперед – назад; большой – маленький; и т.д. Словарик для детей 5-6 лет: Сильный – слабый; влево – вправо; короткий – длинный; умный – глупый; сладкий – горький; быстро – медленно; трудолюбивый – лентяй; кривой – прямой. Словарик для детей 6-7 лет: Щедрый – скупой; одетый – голый; сеять – жать; плыть – тонуть; жидкий – густой; талантливый – бездарный; лохматый – расчесанный; упрямый – покорный; съедобный – ядовитый. Воспитатель не должен поощрять ответы с приставкой «не»: съедобный – несъедобный. |
Домашние животные | «Дразнилка» Правила игры: Ведущим называется объект. Дети, не называя его функцию вслух, подразнивают его с помощью суффиксов: -лка, -чк, -ще и др. Ход игры: Воспитатель: Кошка. Дети: Мяукалка, бегалка, кусалище, мяучище, сонечка … Воспитатель: Собака. Дети: Гавкалка, рычалка, кусалка, сторожилище. |
Домашние животные | Игра «Если бы я был……» Отождествлять себя с рассматриваемым или представляемым объектом. Принцип -эмпатия. Главный смысл эмпатии -войти в роль кого -либо или чего либо. (каждый из детей выбирает картинку): С кем бы ты подружился и почему? |
Детеныши домашних животных | Игра «Чем был – чем стал?» (средняя группа) Цель: учить определять временную зависимость объекта и его функции. Ход: называется материал (глина, дерево, ткань), а дети дают варианты объектов, в которых они есть. Можно поиграть наоборот: называется объект, сделанный человеком, а дети определяют, какие материалы использовали при его изготовлении. Например: Ведущий: - Был раньше расплавленным стеклом, стал … Дети: Вазой, лампочкой, стеклом в машине. «На что похоже» Правила игры: ведущий называет объект, а дети называют объекты похожие на него. Примечание: Похожими объекты могут быть по следующим признакам: по назначению (по функции), по подсистеме, по надсистеме, по прошлому и будущему, по звуку, по запаху, по цвету, по размеру, по форме, по материалу. Похожими могут быть даже самые разные объекты. Можно использовать предметные картинки, особенно на этапе ознакомления с игрой. Ведущий просит объяснить, почему играющий решил, что названные объекты похожи. Воспитатель: На что похожа колючка ежика? Дети: На иголки, на булавки, на гвозди. На стержни от ручки и т.д. Игра с мячом . Я считаю……, а ты со мной согласен? Цель: Учить высказывать свою точку зрения. Вопрос- ответ |
Игрушки | Игра « Что в чем?» Цель: учить детей по определению подсистемы выстраивать систему. Ход: - Ребята, кнопка часть чего? (звонка, куртки, листочка, баяна). - листочек (дерева, тетради, книги, календаря, папки). - Лампочка (комнаты, прибора, видеокамеры, столба, настольной лампы). - экран (телевизора, компьютера, системного оператора, рентген аппарата, окна, зеркала, диафильма). Дети должны назвать не менее 5 систем. . |
Игрушки | Игра «Чем был – чем стал?» Цель: учить определять временную зависимость объекта и его функции. Ход: называется материал (глина, дерево, ткань), а дети дают варианты объектов, в которых они есть. Можно поиграть наоборот: называется объект, сделанный человеком, а дети определяют, какие материалы использовали при его изготовлении. Например: Ведущий: - Был раньше расплавленным стеклом, стал … Дети: Вазой, лампочкой, стеклом в машине |
Игрушки | Обучение сравнениям. « Такой же, как» Цель: Обучение сравнениям. Обогащение и подбор слов признаков и предметов. Капуста по форме круглая, такая же круглая, как мяч. Игра «Если бы я был……» Отождествлять себя с рассматриваемым или представляемым объектом. Принцип -эмпатия. Главный смысл эмпатии -войти в роль кого -либо или чего либо. (каждый из детей выбирает картинку): С кем бы ты подружился и почему? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Раз минутка... два минутка... Проект для детей подготовительной к школе группы по развитию чувства времени
Проект поразвитию чувства времени у детей старшего дошкольного возраста...
Раз минутка... два минутка... Проект для детей подготовительной к школе группы по развитию чувства времени
Проект поразвитию чувства времени у детей старшего дошкольного возраста...
Программа дополнительного образования детей младшего дошкольного возраста "ТРИЗ-минутки"
Современному обществу необходимы креативные, творчески мыслящие, самостоятельные, способные нестандартно решать жизненные проблемы личности. Этому может поспособствовать ТРИЗ-технология, которую можно...
Триз - минутки. Картотека игр для детей младшего дошкольного возраста.
ТРИЗ позволяет развивать воображение, фантазию детей,ТРИЗ позволяет преподносить знания в увлекательной и интересной для детей форме, обеспечивает их прочное усвоение и систематизацию,ТРИЗ стимулирует...
рабочая программа "ТРИЗ - минутки" для детей 6-7 лет
Цель программы:- развитие системно - логического мышления дошкольников для раскрытия их творческого потенциала с дальнейшим применением полученных знаний (развитие речевой и познавательной активности)...
рабочая программа "ТРИЗ - минутки" для детей 5-6 лет
Цель программы:- развитие системно - логического мышления дошкольников для раскрытия их творческого потенциала с дальнейшим применением полученных знаний (развитие речевой и познавательной активности)...
Проект по ознакомлению родителей с ТРИЗ - технологией по теме "ТРИЗ-минутки"
ГипотезаПо окончанию проекта родители получат знания о методах и приемах ТРИЗ- технологии, разработанные игровые приемы будут адаптированы и применены в семье. Цель проектаОзнакомить родите...