Программа дополнительного образования детей младшего дошкольного возраста "ТРИЗ-минутки"
рабочая программа (младшая группа) на тему
Современному обществу необходимы креативные, творчески мыслящие, самостоятельные, способные нестандартно решать жизненные проблемы личности. Этому может поспособствовать ТРИЗ-технология, которую можно воспитателю удачно применять в работе еще с младшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
triz-minutki.docx | 932.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа составлена на основе программы кружка «ТРИЗ-минутки» Гросс О.С.
Пояснительная записка
Актуальность
В современном образовании остро стоит задача воспитания творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Социальный заказ ставит дошкольное образовательное учреждение перед необходимостью работать в условиях не только режима функционирования, но и развития личности, обладающей системно-логическим мышлением, способной осваивать, преобразовывать и генерировать новые идеи: «Решение социальных, экономических и культурных проблем, характерных для сегодняшней действительности, определяется готовностью личности жить и работать в новых социально - экономических условиях, способностью к осуществлению непрерывного образования. Реализация данных требований существенно меняет заказ, адресованный современным дошкольным учреждениям. Современному ребенку нужно передавать не столько информацию, как собрание готовых ответов, сколько метод их получения, анализа и прогнозирования интеллектуального развития личности»
ТРИЗ – теория решения изобретательских задач – была разработана бакинским учѐным, писателем-фантастом Генрихом Сауловичем Альтшуллером.
По мнению автора, источниками полноценного развития выступают два вида деятельности:
- путь освоения прошлого опыта человечества, т. е. приобретения знаний;
- самостоятельная реализация своих возможностей и развитие творческого потенциала благодаря изобретательской деятельности.
Обучение проводится с помощью занятий, игр, сказок. Занятия по развитию творческого воображения – это импровизация, игра, мистификация. Дети познают и учатся сопоставлять физические и природные явления, но в такой форме, когда они не замечают, что учатся, а делают для себя открытия ежеминутно. Занятия кружка «ТРИЗ – минутки» проводятся в комплексе (музыкальное, развитие речи, ознакомление с окружающим) и планируются в свободное время, во вторую половину дня, на прогулке, в индивидуальной работе. Элементы методики применяются в работе с детьми всех возрастных групп.
Принцип проведения занятий – от простого к сложному: с каждым последующим занятием идѐт усложнение материала с целью повторения, расширения и углубления теоретических знаний.
Направлена программа на развитие системно-логического мышления дошкольников, что даѐт возможность эффективного управления процессом творчества в качестве стержневого межпредметного курса ДОУ. Таким образом, направленность программы социально-педагогическая.
Новизна технологии.
Опираясь на технологию ТРИЗ-исследования, можно эффективно ставить и решать проблемы обучения школьников основам поисковой, исследовательской деятельности, так необходимой современному человеку. Изучение ТРИЗ способствует реализации здоровьесберегающих технологий, т. к. снижается информационный стресс, усиливается эмоциональность занятия, ощущается радость творчества.
∙ Обучение детей методикам ТРИЗ подразумевает воспитание нравственности, т. к. каждая идея проверяется на нравственность и на возможность воплощения в реальных условиях.
∙ Систематическое изучение тризовских методик и использование их на практике способствует разностороннему развитию личности дошкольника. Ребята, умеющие применять методы и приемы ТРИЗ, обладающие нестандартным мышлением, более успешны в освоении знаний в разных видах деятельности.
∙ ТРИЗ-педагогика призвана учитывать интересы ребенка, это педагогика сотрудничества.
∙ Методики ТРИЗ – идеальные инструменты для проблемного, развивающего обучения. Позволяют сделать и традиционное обучение развивающим. ТРИЗ-педагогика помогает воспитать у детей стремление к самосовершенствованию.
Цель программы:
Главной целью процесса реализации программы является развитие системно - логического мышления обучающихся для раскрытия их творческого потенциала с дальнейшим применением полученных знаний.
Целью использования данной программы кружка «ТРИЗ- минутки» является:
- развитие таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность;
- развитие речи и творческого воображения;
- развитие творческих способностей, активизация творческого мышления для продуктивной познавательной, исследовательской и изобретательской деятельности;
- формирование качеств творческой личности.
Задачи программы:
∙ в создании условий для развития образной стороны речи детей
(обогащение словарного запаса оценочной лексики, словами с
переносным значением, синонимами, антонимами);
∙ формировать у детей умения наблюдать, анализировать, сравнивать,
решать задачи творческого характера;
- развивать способность быстро входить в новые предметные области;
- развивать умение логически мыслить и связно выражать свои мысли;
- адаптировать к динамичной картине мира;
- развивать желание заниматься самостоятельной экспериментальной деятельностью;
- воспитывать творческую личность
Ожидаемые результаты.
Данный педагогический опыт направлен на формирование результатов:
- в процессе совместной деятельности и взрослого и воспитанника сформированы особого рода отношения, которые придают их взаимодействию характер сотрудничества, совместного бытия в пространстве деятельности и общения;
-у дошкольников развиты речь и творческое воображение;
- в силу возрастных и индивидуальных особенностей дошкольники умеют осуществлять логические операции сравнения, анализа, обобщения, эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы;
-дошкольник умеет творчески самостоятельно мыслить для продуктивной познавательной, исследовательской и изобретательской деятельности;
- аргументированно, убедительно и дружелюбно отстаивать свою позицию;
- делать позитивные выводы, вносить предложения.
Способы проверки и формы подведения итогов.
Каждое занятие предполагает решение воспитанниками изобретательских задач и проблем на разных уровнях творчества. Для выявления уровней развития системно-логического мышления и анализируются педагогом, выявляются потенциальные возможности дальнейшей интеллектуальной деятельности дошкольников. Оценивание результатов осуществляется как на каждом занятии (похвала за инициативу и т.п.), так и на итоговых (статистическая обработка результатов по количеству и уровню творчества решѐнных проблем). Материалы для текущего и итогового контроля - это тестирование и проведение мониторинга в начале и в конце курса.
Возраст детей: младшая группа (3-4 года)
Сроки реализации: программа рассчитана на 1года обучения ; занятие проводится 1 раз в неделю, во второй половине дня; длительность занятия – 15 минут.
Формы и режим занятий.
Программа реализует различные формы работы детей на занятии: фронтальную, индивидуальную и групповую. Первая предполагает совместные действия всех воспитанников под руководством педагога. Вторая - самостоятельную работу каждого ребенка. Наиболее эффективной является организация групповой работы. Многообразие форм реализуют основное содержание курса - процесс поисковой, изобретательской деятельности, что способствует проявлению у воспитанника стремления к самостоятельной работе, самореализации, воплощению его собственных идей, направленных на создание нового.
Структура занятий с использованием ТРИЗ-технологии.
- организовывать проведение занятий таким образом, чтобы они органично вписывались в естественную жизнь детей, а не носили «академический» характер;
- использовать специальную Игрушку – героя занятия, которая «помогает» воспитателю. От лица Игрушки задаются проблемные вопросы, с ней проводятся обучающие диалоги по теме занятия. Игрушка активно выражает своѐ мнение, спрашивает и уточняет непонятное, порой ошибается, запутывается. Детское стремление общаться и помогать ей существенно увеличивает активность и заинтересованность. Одно условие – выбрать Игрушку необычную, оригинальную. После подведения итогов дети расстаются с игрушкой до следующего занятия;
- в конце занятия подводить итоги для того, чтобы обучить детей навыкам рефлексивного анализа (Чем занимались?, Что нового узнали?, Что было самым интересным?, Что осталось непонятным? и др.). Итоги подводить в самых разных формах: игры «Копилка новостей», «Интервью», «Доскажи предложение» и др., обсуждение планов на будущее (Вот мы сегодня узнали о ….., а на следующем занятии узнаем, почему …..). При этом стараться обеспечить естественный переход детей от одного вида деятельности к другим, связав содержание занятия с последующими, режимными моментами.
Принципы (автор А.А. Гин) при использовании творческих заданий с элементами ТРИЗ:
^ ПРИНЦИП СВОБОДЫ ВЫБОРА В любом обучающем или управляющем действии, где только возможно, предоставлять ребенку право выбора. В самом творческом задании заложена осознанная степень свободы.
^ ПРИНЦИП ОТКРЫТОСТИ. Сталкивать ребенка с открытыми задачами, у которых нет единственно правильного решения. В тексте творческого задания закладываются варианты условий или разные пути решения таких задач.
^ ПРИНЦИП ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Освоенные детьми мыслительные операции отрабатываются в деятельности. Любое творческое задание заканчивается каким-либо практическим видом деятельности.
^ ПРИНЦИП ОБРАТНОЙ СВЯЗИ. Регулярно контролировать процесс освоения детьми мыслительных операций с помощью развитой системы приемов обратной связи. Одно творческое задание пересекается с другим, тем самым воспитатель может проконтролировать степень освоения материала.
^ ПРИНЦИП ИДЕАЛЬНОСТИ. Максимально использовать возможности, знания, интересы самих детей с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе обучения. Творческие задания не требуют специального оборудования и могут входить как часть любого занятия с детьми.
Перспективное календарно-тематическое планирование кружковой работы «ТРИЗ - минутки» во второй младшей группе.
Месяц | Тема занятий | Цели | Структура занятий |
Сентябрь | «Мои умные помощники» Опытно- экспериментальная деятельность «Чудесный мешочек» | 1. Учить детей понимать и ценить роль наших «умных помощников» - органов чувств в процессе познания окружающего мира, их значение для развития общения; 2. Развивать навыки исследования предметов с помощью соответствующих органов чувств. 3. Воспитывать любознательность, интерес к окружающему миру, внимание и наблюдательность. 4. Побуждать детей формулировать вопросы с указанием ИП и давать ответы по определенному объекту 5. познакомить с органами чувств и их назначением. | 1. приветствие, игрушка мышонок Пик 2. знакомство с «помощниками» - игра «Портрет» 3.модель мышления «Кольцо наблюдения» 4. работа с алгоритмом «Осень» 5. опытно-экспериментальная деятельность 6. рефлексия «Поделись с Пиком» |
Знакомство с признаками «влажность», «температура», «цвет». Опытно- экспериментальная деятельность «Поиграем с солнышком» | 1.Усвоение детьми Имен признаков объектов материального мира и описание их конкретных значений. 2.Учить детей выделять ИП «Температура», «Влажность», «Цвет» и их значение у объекта. 3. Упражнять в сравнении объектов по ИП и их Значениям. 4. Побуждать детей формулировать вопросы с указанием ИП и давать ответы по определенному объекту 5. определить, какие предметы нагреваются лучше (светлые или темные), где это происходит быстрее (на солнышке или в тени). | 1. приветствие, игрушка мышонок Пик 2. знакомство с «признаками» - игра «Объекты» 3.модель мышления «функции» 4. работа с алгоритмом «Осень» 5. опытно-экспериментальная деятельность 6. рефлексия «Поделись с Пиком» | |
Знакомство с признаками «вкус», «запах». Опытно- экспериментальная деятельность «Узнаем, какая вода» | 1.Усвоение детьми Имен признаков объектов материального мира и описание их конкретных значений. 2.Учить детей выделять ИП «Вкус», «Запах» и их значение у объекта. 3. Упражнять в сравнении объектов по ИП и их Значениям. 4. Побуждать детей формулировать вопросы с указанием ИП и давать ответы по определенному объекту 5. : выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая, в ней растворяются вещества). | 1. приветствие, игрушка мышонок Пик 2. знакомство с «признаками» - игра «Объекты» 3.модель мышления «противоположность» 4. работа с алгоритмом «Осень» 5. опытно-экспериментальная деятельность 6. рефлексия «Поделись с Пиком» | |
Знакомство с признаками «форма», «размер», «вес». Опытно- экспериментальная деятельность «Что в коробке!» | 1.Усвоение детьми Имен признаков объектов материального мира и описание их конкретных значений. 2.Учить детей выделять ИП «Форму», «Размер», «Вес» и их значение у объекта. 3. Упражнять в сравнении объектов по ИП и их Значениям. 4. Побуждать детей формулировать вопросы с указанием ИП и давать ответы по определенному объекту 5. познакомить со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа), показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы. | 1. приветствие, игрушка мышонок Пик 2. знакомство с «признаками» - игра «Объекты» 3.модель мышления «природность-рукотворность» 4. работа с алгоритмом «Осень» 5. опытно-экспериментальная деятельность 6. рефлексия «Поделись с Пиком» | |
Октябрь | Знакомство с признаками «действие», «звук». Опытно- экспериментальная деятельность «Найди по звуку» | 1.Усвоение детьми Имен признаков объектов материального мира и описание их конкретных значений. 2.Учить детей выделять ИП «Действие», «Звук» и их значение у объекта. 3. Упражнять в сравнении объектов по ИП и их Значениям. 4. Побуждать детей формулировать вопросы с указанием ИП и давать ответы по определенному объекту 5. определять и различать издаваемые шумовые звуки. | 1. приветствие, игрушка мышонок Пик 2. знакомство с «признаками» - игра «Объекты» 3.модель мышления «системность» 4. работа с алгоритмом «Птицы» 5. опытно-экспериментальная деятельность 6. рефлексия «Поделись с Пиком» |
Знакомство с признаками «количество», «материал». Опытно- экспериментальная деятельность «Волшебные дощечки | 1.Усвоение детьми Имен признаков объектов материального мира и описание их конкретных значений. 2.Учить детей выделять ИП «Количество», «Материал» и их значение у объекта. 3. Упражнять в сравнении объектов по ИП и их Значениям. 4. Побуждать детей формулировать вопросы с указанием ИП и давать ответы по определенному объекту 5. определить с помощью пальцев форму, структуру поверхности. | 1. приветствие, игрушка мышонок Пик 2. знакомство с «признаками» - игра «Объекты» 3.модель мышления «Волшебник Преобразователь: наоборот» 4. работа с алгоритмом «Птицы» 5. опытно-экспериментальная деятельность 6. рефлексия «Поделись с Пиком» | |
Знакомство с признаками «место», «направление». Опытно- экспериментальная деятельность «Игры с веерами и султанчиками» | 1.Усвоение детьми Имен признаков объектов материального мира и описание их конкретных значений. 2.Учить детей выделять ИП «Место», «Направление» и их значение у объекта. 3. Упражнять в сравнении объектов по ИП и их Значениям. 4. Побуждать детей формулировать вопросы с указанием ИП и давать ответы по определенному объекту 5. познакомить детей с одним из свойств воздуха - движением; движение воздуха - это ветер. | 1. приветствие, игрушка мышонок Пик 2. знакомство с «признаками» - игра «Объекты» 3.модель мышления «ВП: дробление-объединение» 4. работа с алгоритмом «Животные» 5. опытно-экспериментальная деятельность 6. рефлексия «Поделись с Пиком» | |
Знакомство с признаками «часть», «рельеф». Опытно- экспериментальная деятельность «Свойства песка» | 1.Усвоение детьми Имен признаков объектов материального мира и описание их конкретных значений. 2.Учить детей выделять ИП «Часть», «Рельеф» и их значение у объекта. 3. Упражнять в сравнении объектов по ИП и их Значениям. 4. Побуждать детей формулировать вопросы с указанием ИП и давать ответы по определенному объекту 5. познакомить со свойствами песка (состоит из песчинок, рыхлый, мелкий, легко сыплется, пропускает воду, на песке остаются следы, слипается, мокрый темнее сухого). | 1. приветствие, игрушка мышонок Пик 2. знакомство с «признаками» - игра «Объекты» 3.модель мышления «ВП: уменьшение-увеличение» 4. работа с алгоритмом «Животные» 5. опытно-экспериментальная деятельность 6. рефлексия «Поделись с Пиком» | |
Ноябрь | Обучение составлению сравнений и загадок по признакам. Обучение формулирования восполняющего типа вопроса. Опытно- экспериментальная деятельность «Почему осенью бывает грязно» | 1.формировать умение сравнивать объекты по нескольким различным признакам; составлять загадки, используя признаки, представленные в виде зрительных символов; учить классифицировать объекты по данным признакам, составлять описательные рассказы. 2. развивать умение задавать вопросы «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?» используя признаки объекта. 3. познакомить с тем, что почва по- разному пропускает воду. | 1.формировать умение сравнивать объекты по нескольким различным признакам; составлять загадки, используя признаки, представленные в виде зрительных символов; учить классифицировать объекты по данным признакам, составлять описательные рассказы. 2. развивать умение задавать вопросы «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?» используя признаки объекта. 3. познакомить с тем, что почва по- разному пропускает воду. |
Обучение составлению сравнений и загадок по признакам. Обучение формулирования восполняющего типа вопроса. Опытно- экспериментальная деятельность «Легкий - тяжелый» | 1.формировать умение сравнивать объекты по нескольким различным признакам; составлять загадки, используя признаки, представленные в виде зрительных символов; учить классифицировать объекты по данным признакам, составлять описательные рассказы. 2. развивать умение задавать вопросы «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?» используя признаки объекта. 3. показать, что предметы бывают легкие и тяжелые, научить определять вес предметов и группировать предметы по весу. | 1. приветствие, игрушка мышонок Пик 2. игра «Да-нетка» «Паровозик» 3. игра «Подбери значение к признакам» 4. работа с мнемотаблицами («чтение» предложений) 5. опытно-экспериментальная деятельность 6. рефлексия «Интервью с Пиком» | |
Обучение составлению сравнений и загадок по признакам. Обучение формулирования восполняющего типа вопроса. Опытно- экспериментальная деятельность «Поиграем с ветерком» | 1.формировать умение сравнивать объекты по нескольким различным признакам; составлять загадки, используя признаки, представленные в виде зрительных символов; учить классифицировать объекты по данным признакам, составлять описательные рассказы. 2. развивать умение задавать вопросы «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?» используя признаки объекта. 3. обнаружить движение воздуха в природе. | 1. приветствие, игрушка мышонок Пик 2. игра «Да-нетка» «Паровозик» 3. игра «Подбери значение к признакам» 4. работа с мнемотаблицами («чтение» предложений) 5. опытно-экспериментальная деятельность 6. рефлексия «Интервью с Пиком» | |
Обучение составлению сравнений и загадок по признакам. Обучение формулирования восполняющего типа вопроса. Опытно- экспериментальная деятельность «Глина, ее качества и свойства» | 1.формировать умение сравнивать объекты по нескольким различным признакам; составлять загадки, используя признаки, представленные в виде зрительных символов; учить классифицировать объекты по данным признакам, составлять описательные рассказы. 2. развивать умение задавать вопросы «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?» используя признаки объекта. 3. научить узнавать предметы, сделанные из глины, определять качество глины (мягкость, пластичность, степень прочности) и свойства (мнется, бьется, размокает). | 1. приветствие, игрушка мышонок Пик 2. игра «Да-нетка» «Паровозик» 3. игра «Подбери значение к признакам» 4. работа с мнемотаблицами («чтение» предложений) 5. опытно-экспериментальная деятельность 6. рефлексия «Интервью с Пиком. | |
Декабрь | Обучение составлению сравнений и загадок по признакам. Обучение формулирования описательного типа вопроса. Опытно- экспериментальная деятельность «Горячо- холодно» | 1. формировать умение сравнивать объекты по нескольким различным признакам; составлять загадки, используя признаки, представленные в виде зрительных символов; учить классифицировать объекты по данным признакам, составлять описательные рассказы. 2. развивать умение задавать вопросы «Кто?», «Что?», «Где?», «Как?» используя признаки объекта. 3. научить определять температуру веществ и предметов. | 1. приветствие, игрушка мышонок Пик 2. игра «Да-нетка» «Гусеничка», «Что умеет делать?» 3. игра «Задай вопрос» 4. работа с мнемотаблицами («чтение» предложений), алгоритмом «Зима» 5. опытно-экспериментальная деятельность 6. рефлексия «Интервью с Пиком» |
Обучение составлению сравнений и загадок по признакам. Обучение формулирования описательного типа вопроса. Опытно- экспериментальная деятельность «Чудесный мешочек» | 1. формировать умение сравнивать объекты по нескольким различным признакам; составлять загадки, используя признаки, представленные в виде зрительных символов; учить классифицировать объекты по данным признакам, составлять описательные рассказы. 2. развивать умение задавать вопросы «Кто?», «Что?», «Где?», «Как?» используя признаки объекта. 3. познакомить с предметами, проводящими тепло; определять на ощупь самый твердый предмет | 1. приветствие, игрушка мышонок Пик 2. игра «Да-нетка» «Гусеничка» , «Что умеет делать?» 3. игра «Задай вопрос» 4. работа с мнемотаблицами («чтение» предложений), алгоритмом «Зима» 5. опытно-экспериментальная деятельность 6. рефлексия «Интервью с Пиком» | |
Обучение составления сравнений и загадок по признакам. Обучение формулирования описательного типа вопроса. Опытно- экспериментальная деятельность «Окрашивание воды» | 1. формировать умение сравнивать объекты по нескольким различным признакам; составлять загадки, используя признаки, представленные в виде зрительных символов; учить классифицировать объекты по данным признакам, составлять описательные рассказы. 2. развивать умение задавать вопросы «Кто?», «Что?», «Где?», «Как?» используя признаки объекта. 3. выяснить свойства воды (вода прозрачная, но может менять свою окраску, когда в ней растворяются окрашенные вещества) | 1. приветствие, игрушка мышонок Пик 2. игра «Да-нетка» «Гусеничка», «Что будет, если?» 3. игра «Задай вопрос» 4. работа с мнемотаблицами («чтение» предложений), алгоритмом «Зима» 5. опытно-экспериментальная деятельность 6. рефлексия «Интервью с Пиком» | |
Обучение составлению сравнений и загадок по признакам. Обучение формулирования описательного типа вопроса. Опытно- экспериментальная деятельность «Снег, какой он?» | 1. формировать умение сравнивать объекты по нескольким различным признакам; составлять загадки, используя признаки, представленные в виде зрительных символов; учить классифицировать объекты по данным признакам, составлять описательные рассказы. 2. развивать умение задавать вопросы «Кто?», «Что?», «Где?», «Как?» используя признаки объекта. 3. познакомить со свойствами снега во время снегопада (белый, пушистый, холодный, липкий, тает в тепле). | 1. приветствие, игрушка мышонок Пик 2. игра «Да-нетка» «Гусеничка», «Что будет, если?» 3. игра «Задай вопрос» 4. работа с мнемотаблицами («чтение» предложений), алгоритмом «Зима» 5. опытно-экспериментальная деятельность 6. рефлексия «Интервью с Пиком» | |
Январь | Обучение составлению сравнений и загадок по признакам. Обучение формулирования каузального типа вопроса. Опытно- экспериментальная деятельность «Игры с соломинкой» | 1. формировать умение сравнивать объекты по нескольким различным признакам; составлять загадки, используя признаки, представленные в виде зрительных символов; учить классифицировать объекты по данным признакам, составлять описательные рассказы. 2. развивать умение задавать вопросы «Почему?», «Отчего?», «Зачем?» используя признаки объекта. 3. дать представление о том, что люди дышат воздухом, вдыхая его легкими; воздух можно почувствовать и увидеть. | 1. приветствие, игрушка мышонок Пик 2. игра «Назови одним словом», «Уменьшаем-увеличиваем» 3. игра «Задай вопрос» «Да- нетка» 4. работа с мнемотаблицами («чтение» предложений), алгоритмом «Транспорт» 5. опытно-экспериментальная деятельность 6. рефлексия «И нтервью с Пиком» |
Обучение составлению сравнений и загадок по признакам. Обучение формулирования каузального типа вопроса. Опытно- экспериментальная деятельность «Снег. Какой он?» | 1. формировать умение сравнивать объекты по нескольким различным признакам; составлять загадки, используя признаки, представленные в виде зрительных символов; учить классифицировать объекты по данным признакам, составлять описательные рассказы. 2. развивать умение задавать вопросы «Почему?», «Отчего?», «Зачем?» используя признаки объекта. 3. познакомить со свойствами снега в морозную погоду (холодный, блестящий, сверкающий, рассыпчатый, плохо лепится) | 1. приветствие, игрушка мышонок Пик 2. игра «Опиши одним словом» «Уменьшаем-увеличиваем» 3. игра «Задай вопрос» «Да- нетка» 4. работа с мнемотаблицами («чтение» предложений), алгоритмом «Мебель» 5. опытно-экспериментальная деятельность 6. рефлексия «Интервью с Пиком» | |
Обучение составлению сравнений и загадок по признакам. Обучение формулирования каузального типа вопроса. Опытно- экспериментальная деятельность «Как из снега получить воду» | 1. формировать умение сравнивать объекты по нескольким различным признакам; составлять загадки, используя признаки, представленные в виде зрительных символов; учить классифицировать объекты по данным признакам, составлять описательные рассказы. 2. развивать умение задавать вопросы «Почему?», «Отчего?», «Зачем?» используя признаки объекта. 3. формировать простейшие представления о свойствах снега (тает в тепле). | 1. приветствие, игрушка мышонок Пик 2. игра «Солнышко светит», «Где живет паровозик?» 3. игра «Задай вопрос» «Да- нетка» 4. работа с мнемотаблицами («чтение» предложений), алгоритмом «Посуда» 5. опытно-экспериментальная деятельность 6. рефлексия «Интервью с Пиком» | |
Обучение составлению сравнений и загадок по признакам. Обучение формулирования каузального типа вопроса. Опытно- экспериментальная деятельность «Как воду превратить в лед» | 1. формировать умение сравнивать объекты по нескольким различным признакам; составлять загадки, используя признаки, представленные в виде зрительных символов; учить классифицировать объекты по данным признакам, составлять описательные рассказы. 2. развивать умение задавать вопросы «Почему?», «Отчего?», «Зачем?» используя признаки объекта. 3. познакомить со свойствами воды (превращается в лед при низких температурах). | 1. приветствие, игрушка мышонок Пик 2. игра «Цепочка», «Что умеет делать?» 3. игра «Задай вопрос» «Да- нетка» 4. работа с мнемотаблицами: экспресс-таблицы («чтение» предложений), алгоритмом «Бытовые приборы» 5. опытно-экспериментальная деятельность 6. рефлексия «Интервью с Пиком» | |
Февраль | 1.Обучение видению объекта одновременно в структурном, функциональном, временном аспектах (из чего состоит и частью чего является интересующий нас объект) через Системного оператора; Опытно- экспериментальная деятельность «Изготовление цветных льдинок» | 1. развивать умение анализировать и обобщать; 2.развивать воображение, знакомить и обучать использовать модель «системный лифт». (Для анализа объектов неживой природы из ближайшего окружения детей (предметы: мебели, транспорта, одежды) и объектов живой природы (птицы, домашние и дикие животные) используются генетический и компонентный подходы.) 3. познакомить с одним из свойств воды | 1. приветствие, игрушка мышонок Пик 2. игра «Расставь по порядку», «Мои друзья» 3. игра «Волшебный экран» 4. работа с экспресс-таблицами: ( узнай по описанию, загадки, составь одно предложение), алгоритмом «Транспорт» 5. опытно-экспериментальная деятельность 6. рефлексия «Интервью с Пиком» |
2. Обучение видению объекта одновременно в структурном, функциональном, временном аспектах (из чего состоит и частью чего является интересующий нас объект) через Системного оператора; Опытно- экспериментальная деятельность «Мороз и снег» | 1. развивать умение анализировать и обобщать; 2.развивать воображение, знакомить и обучать использовать модель «системный лифт». (Для анализа объектов неживой природы из ближайшего окружения детей (предметы: мебели, транспорта, одежды) и объектов живой природы (птицы, домашние и дикие животные) используются генетический и компонентный подходы.) 3. закрепить знания о свойствах снега в зависимости от температуры воздуха. | 1. приветствие, игрушка мышонок Пик 2. игра «Расставь по порядку», «Мои друзья» 3. игра «Волшебный экран» 4. работа с экспресс-таблицами: ( узнай по описанию, загадки, составь одно предложение), алгоритмом «Посуда» 5. опытно-экспериментальная деятельность 6. рефлексия «Интервью с Пиком» | |
3. Обучение видению объекта одновременно в структурном, функциональном, временном аспектах (из чего состоит и частью чего является интересующий нас объект) через Системного оператора; Опытно- экспериментальная деятельность «Свойства льда» | 1. развивать умение анализировать и обобщать; 2.развивать воображение, знакомить и обучать использовать модель «системный лифт». (Для анализа объектов неживой природы из ближайшего окружения детей (предметы: мебели, транспорта, одежды) и объектов живой природы (птицы, домашние и дикие животные) используются генетический и компонентный подходы.) 3. познакомить со свойствами льда (лед-это твердая вода, в тепле лед тает), учить устанавливать простейшие закономерности | 1. приветствие, игрушка мышонок Пик 2. игра «Расставь по порядку», «Чем был, чем стал» 3. игра «Волшебный экран» 4. работа с экспресс-таблицами: ( узнай по описанию, загадки, составь одно предложение), алгоритмом «Техника» 5. опытно-экспериментальная деятельность 6. рефлексия «Интервью с Пиком» | |
4. Обучение видению объекта одновременно в структурном, функциональном, временном аспектах (из чего состоит и частью чего является интересующий нас объект) через Системного оператора; Опытно- экспериментальная деятельность «Ветер по морю гуляет» | 1. развивать умение анализировать и обобщать; 2.развивать воображение, знакомить и обучать использовать модель «системный лифт». (Для анализа объектов неживой природы из ближайшего окружения детей (предметы: мебели, транспорта, одежды) и объектов живой природы (птицы, домашние и дикие животные) используются генетический и компонентный подходы.) 3. познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, научить различать его силу. | 1. приветствие, игрушка мышонок Пик 2. игра «Расставь по порядку», «Чем был, чем стал» 3. игра «Волшебный экран» 4. работа с экспресс-таблицами: ( узнай по описанию, загадки, составь одно предложение), алгоритмом «Мебель» 5. опытно-экспериментальная деятельность 6. рефлексия «Интервью с Пиком» | |
Март | 1. Обучение видению объекта одновременно в структурном, функциональном, временном аспектах (из чего состоит и частью чего является интересующий нас объект) через Системного оператора; Опытно- экспериментальная деятельность «Плавает- тонет» | 1. развивать умение анализировать и обобщать; 2.развивать воображение, знакомить и обучать использовать модель «системный лифт». (Для анализа объектов неживой природы из ближайшего окружения детей (предметы: мебели, транспорта, одежды) и объектов живой природы (птицы, домашние и дикие животные) используются генетический и компонентный подходы.) 3. учить детей определять легкие и тяжелые предметы (одни остаются на поверхности воды, другие тонут) | 1. приветствие, игрушка мышонок Пик 2. игра «К нам пришел Волшебник», «На что похоже» 3. игра «Волшебный экран» 4. работа с экспресс-таблицами: ( узнай по описанию, загадки, составь одно предложение), алгоритмом «Весна» 5. опытно-экспериментальная деятельность 6. рефлексия «Интервью с Пиком» |
2. Обучение видению объекта одновременно в структурном, функциональном, временном аспектах (из чего состоит и частью чего является интересующий нас объект) через Системного оператора; Опытно- экспериментальная деятельность «Бумага, ее качества и свойства» | 1. развивать умение анализировать и обобщать; 2.развивать воображение, знакомить и обучать использовать модель «системный лифт». (Для анализа объектов неживой природы из ближайшего окружения детей (предметы: мебели, транспорта, одежды) и объектов живой природы (птицы, домашние и дикие животные) используются генетический и компонентный подходы.) 3. научить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит). | 1. приветствие, игрушка мышонок Пик 2. игра «К нам пришел Волшебник », «Угадай по описанию» 3. игра «Волшебный экран» 4. работа с экспресс-таблицами: ( узнай по описанию, загадки, составь одно предложение), алгоритмом «Весна» 5. опытно-экспериментальная деятельность 6. рефлексия «Интервью с Пиком» | |
3. Обучение видению объекта одновременно в структурном, функциональном, временном аспектах (из чего состоит и частью чего является интересующий нас объект) через Системного оператора; Опытно- экспериментальная деятельность «Посадка лука» | 1. развивать умение анализировать и обобщать; 2.развивать воображение, знакомить и обучать использовать модель «системный лифт». (Для анализа объектов неживой природы из ближайшего окружения детей (предметы: мебели, транспорта, одежды) и объектов живой природы (птицы, домашние и дикие животные) используются генетический и компонентный подходы.) 3. уточнить представления о луковице, показать необходимость наличия света и воды для роста и развития растений. | 1. приветствие, игрушка мышонок Пик 2. игра «К нам пришел Волшебник », «Путаница» 3. игра «Волшебный экран» 4. работа с экспресс-таблицами: ( узнай по описанию, загадки, составь одно предложение), алгоритмом «Птицы» 5. опытно-экспериментальная деятельность 6. рефлексия «Интервью с Пиком» | |
4. Обучение видению объекта одновременно в структурном, функциональном, временном аспектах (из чего состоит и частью чего является интересующий нас объект) через Системного оператора; Опытно- экспериментальная деятельность «Поплывет не поплывет» | 1. развивать умение анализировать и обобщать; 2.развивать воображение, знакомить и обучать использовать модель «системный лифт». (Для анализа объектов неживой природы из ближайшего окружения детей (предметы: мебели, транспорта, одежды) и объектов живой природы (птицы, домашние и дикие животные) используются генетический и компонентный подходы.) 3. развивать представление о весе предметов. | 1. приветствие, игрушка мышонок Пик 2. игра «К нам пришел Волшебник», «Хорошо-плохо» 3. игра «Волшебный экран» 4. работа с экспресс-таблицами: ( узнай по описанию, загадки, составь одно предложение), алгоритмом «Животные» 5. опытно-экспериментальная деятельность 6. рефлексия «Интервью с Пиком» | |
Апрель | 1.обучение детей творческому рассказыванию методом Типового фантазирования (знакомство детей со структурой рассказа через модели, схемы, таблицы.) Опытно- экспериментальная деятельность «Здравствуй, солнечный зайчик» | 1. научить детей делать фантастические преобразования объекта, по какому-либо признаку. 2. формировать системно – диалектический способ мышления, учить работать с предложением, изменяя его различными способами 3. дать представление о том, что «солнечный зайчик»- это луч солнечного света, отраженного от зеркальной поверхности. | 1. приветствие, игрушка мышонок Пик 2. игра «К нам пришел Волшебник», «На что похоже» 3. работа с экспресс-таблицами: ( узнай по описанию, загадки, составь одно предложение), алгоритмом «Деревья» 4. опытно-экспериментальная деятельность 5. рефлексия «Интервью с Пиком» |
2.обучение детей творческому рассказыванию методом Типового фантазирования (знакомство детей со структурой рассказа через модели, схемы, таблицы.) Опытно- экспериментальная деятельность «Веточка березы» | 1. научить детей делать фантастические преобразования объекта, по какому-либо признаку. 2. формировать системно – диалектический способ мышления, учить работать с предложением, изменяя его различными способами 3. наблюдать за появлением листочков на веточках, поставленных в воду | 1. приветствие, игрушка мышонок Пик 2. игра «К нам пришел Волшебник», «На что похоже» 3. работа с мнемотаблицами: ( узнай по описанию, загадки, составь одно предложение), алгоритмом «Семена» 4. опытно-экспериментальная деятельность 5. рефлексия «Интервью с Пиком» | |
3.обучение детей творческому рассказыванию методом Типового фантазирования (знакомство детей со структурой рассказа через модели, схемы, таблицы.) Опытно- экспериментальная деятельность «Древесина, ее качества и свойства» | 1. научить детей делать фантастические преобразования объекта, по какому-либо признаку. 2. формировать системно – диалектический способ мышления, учить работать с предложением, изменяя его различными способами 3. учить узнавать предметы, изготовленные из древесины, определять ее качество (твердость, структуру поверхности; толщину, степень прочности) и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде). | 1. приветствие, игрушка мышонок Пик 2. игра «К нам пришел Волшебник», «Передай другому» 3. работа с мнемотаблицами: ( узнай по описанию, загадки, составь одно предложение), алгоритмом «Растения» 4. опытно-экспериментальная деятельность 5. рефлексия «Интервью с Пиком» | |
4.обучение детей творческому рассказыванию методом Типового фантазирования (знакомство детей со структурой рассказа через модели, схемы, таблицы.) Опытно- экспериментальная деятельность «Что в пакете» | 1. научить детей делать фантастические преобразования объекта, по какому-либо признаку. 2. формировать системно – диалектический способ мышления, учить работать с предложением, изменяя его различными способами 3. дать детям понятие о том, что воздух находится вокруг нас, он может быть холодным, теплым, влажным. | 1. приветствие, игрушка мышонок Пик 2. игра «К нам пришел Волшебник», «Передай другому» 3. работа с экспресс-таблицами: ( узнай по описанию, загадки, составь одно предложение), алгоритмом «Птицы» 4. опытно-экспериментальная деятельность 5. рефлексия «Интервью с Пиком» | |
Май | 1.обучение детей творческому рассказыванию методом Типового фантазирования (знакомство детей со структурой рассказа через модели, схемы, таблицы.) Опытно- экспериментальная деятельность «Спрячь пуговку» | 1. научить детей делать фантастические преобразования объекта, по какому-либо признаку. 2. формировать системно – диалектический способ мышления, учить работать с предложением, изменяя его различными способами 3. способствовать накоплению представлений о свойствах воды (жидкая, прозрачная, бесцветная), вода изменяет цвет. | 1. приветствие, игрушка мышонок Пик 2. игра «К нам пришел Волшебник», «Теремок» 3. работа с экспресс-таблицами: ( узнай по описанию, загадки, составь одно предложение), алгоритмом «Цветы» 4. опытно-экспериментальная деятельность 5. рефлексия «Интервью с Пиком» |
2.обучение детей творческому рассказыванию методом Типового фантазирования (знакомство детей со структурой рассказа через модели, схемы, таблицы.) Опытно- экспериментальная деятельность «Пирожки для Мишки» | 1. научить детей делать фантастические преобразования объекта, по какому-либо признаку. 2. формировать системно – диалектический способ мышления, учить работать с предложением, изменяя его различными способами 3. расширять знания о свойствах песка, развивать умение с ним обращаться, сравнивать, делать выводы. | 1. приветствие, игрушка мышонок Пик 2. игра «К нам пришел Волшебник», «Теремок» 3. работа с экспресс-таблицами: ( узнай по описанию, загадки, составь одно предложение), алгоритмом «Саженцы» 4. опытно-экспериментальная деятельность 5. рефлексия «Интервью с Пиком» | |
3.обучение детей творческому рассказыванию методом Типового фантазирования (знакомство детей со структурой рассказа через модели, схемы, таблицы.) Опытно- экспериментальная деятельность «Сравнение песка, почвы и глины» | 1. научить детей делать фантастические преобразования объекта, по какому-либо признаку. 2. формировать системно – диалектический способ мышления, учить работать с предложением, изменяя его различными способами 3. познакомить со свойствами песка, почвы и глины. | 1. приветствие, игрушка мышонок Пик 2. игра «К нам пришел Волшебник», «Шкатулка со сказками» 3. работа с экспресс-таблицами: ( узнай по описанию, загадки, составь одно предложение), алгоритмом «Игрушки» 4. опытно-экспериментальная деятельность 5. рефлексия «Интервью с Пиком» | |
4.обучение детей творческому рассказыванию методом Типового фантазирования (знакомство детей со структурой рассказа через модели, схемы, таблицы.) Опытно- экспериментальная деятельность «Ткань, ее качества и свойства» | 1. научить детей делать фантастические преобразования объекта, по какому-либо признаку. 2. формировать системно – диалектический способ мышления, учить работать с предложением, изменяя его различными способами 3. учить узнавать вещи из ткани, определять ее качество (толщину, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит). | 1. приветствие, игрушка мышонок Пик 2. игра «К нам пришел Волшебник», «Шкатулка со сказками» 3. работа с экспресс-таблицами: ( узнай по описанию, загадки, составь одно предложение), 4. опытно-экспериментальная деятельность 5. рефлексия «Интервью с Пиком» |
Перспективный план работы с родителями
Месяц | Наглядная информация (консультации, памятки) | Активные формы работы |
Сентябрь | Консультация «Что такое ТРИЗ? | |
Октябрь | Изготовление экспресс-таблиц по темам «Природный мир», «Рукотворный мир» | |
Ноябрь | Консультация «Умные дети» | |
Декабрь | Консультация «Мир загадок» | |
Январь | Родительское собрание «Развиваем речь детей с помощью ТРИЗ-игр» | |
Февраль | Памятка «ТРИЗ – игры для развития речи» | |
Март | Изготовление экспресс-таблиц «Сказочные герои» | |
Апрель | Памятка «ТРИЗ – игры для развития познавательных способностей» | |
Май | Итоговое занятие кружка |
Источники:
1. http://s_sad-s.sev.edu54.ru/DswMedia/grosskrujok.pdf
2. Гин С.И. Мир фантазии. – Гомель, 1995.
3. Гин С.И. Мир человека. – Гомель, 1993.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Обучение детей элементарным приемам техники «квиллинг»
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество облада...
Рабочая программа дополнительного образования детей младшего дошкольного возраста "Крепыши"
Данная развивающая программа направлена на обеспечение условий для всестороннего развития детей младшего дошкольного возраста....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования детей раннего дошкольного возраста 1 младшей группы по экологии «Природа и малыши»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования детей раннего дошкольного возраста 1 младшей группы по экологии «Природа и малыши»...
КОНКУРС. Рабочая программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста «Театр и дети» по направлению: социально-коммуникативное развитие
Рабочая программа по дополнительному образованию разработана с учетом Примерной основной общеобразовательной программой «Детство», в соответствии с требованиями ФГОС ДО...
«ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Обучение детей элементарным приемам техники «квиллинг» Разработана на основе парциальной программы «Конструирование и ручной труд в детском саду» Л.В
Занятия художественным творчеством имеют большое значение в становлении личности ребенка. Они способствуют раскрытию творческого потенциала личности ребенка, вносят вклад в процесс формирования эстети...
Рабочая программа дополнительного образования детей младшего и среднего дошкольного возраста "Лоскутная техника"
В материале представлена рабочая программа дополнительного образования "Лоскутная техника"...
«Пластилиновое Чудо » Рабочая программа дополнительного образования детей младшего дошкольного возраста
Программа строится на принципе личностно развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.Программа разработана в соответствии с нормативными правовыми документами....