рабочая программа "ТРИЗ - минутки" для детей 6-7 лет
рабочая программа (подготовительная группа)
Цель программы:
- развитие системно - логического мышления дошкольников для раскрытия их творческого потенциала с дальнейшим применением полученных знаний (развитие речевой и познавательной активности).
Задачи:
- создать условия для развития образной стороны речи детей (обогащение словарного запаса, оценочной лексики, словами с переносным значением, синонимами, антонимами, нестандартными ответами);
- адаптировать к динамичной картине мира, развивать познавательную активность и интерес к окружающему миру;
- формировать у детей умения наблюдать, анализировать, сравнивать, решать задачи творческого характера;
- развивать умение логически мыслить и связно выражать свои мысли;
- воспитывать творческую личность, применять знания по ТРИЗ на других занятиях и в повседневном общении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gross_oop_triz_minutki_podgotovitelnaya_gruppa.docx | 104.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Северного района Новосибирской области детский сад «Сказка»
СОГЛАСОВАНО Заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе МКДОУ детского сада «Сказка» ___________ Н.Л. Лосева ___ августа 2018 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «ТРИЗ-МИНУТКИ»
Подготовительная группа «Почемучки» (6-7 лет)
2018 – 2019 учебный год
Воспитатель: Гросс Ольга Семеновна
высшая квалификационная категория
Северное , 2018
- Пояснительная записка
Актуальность:
В современном образовании остро стоит задача воспитания творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Социальный заказ ставит дошкольное образовательное учреждение перед необходимостью работать в условиях не только режима функционирования, но и развития личности, обладающей системно-логическим мышлением, способной осваивать, преобразовывать и генерировать новые идеи: «Решение социальных, экономических и культурных проблем, характерных для сегодняшней действительности, определяется готовностью личности жить и работать в новых социально - экономических условиях, способностью к осуществлению непрерывного образования. Реализация данных требований существенно меняет заказ, адресованный современным дошкольным учреждениям. Современному ребенку нужно передавать не столько информацию, как собрание готовых ответов, сколько метод их получения, анализа и прогнозирования интеллектуального развития личности» [«Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года»].
ТРИЗ – теория решения изобретательских задач – была разработана бакинским учёным, писателем-фантастом Генрихом Сауловичем Альтшуллером. По мнению автора, источниками полноценного развития выступают два вида деятельности:
- путь освоения прошлого опыта человечества, т. е. приобретения знаний;
- самостоятельная реализация своих возможностей и развитие творческого потенциала благодаря изобретательской деятельности.
Рабочая программа разработана в соответствии с:
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273 – ФЗ;
- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования;
- основной образовательной программы МКДОУ Северного детского сада «Сказка»;
- примерной программы автора Страунинг А.М. Росток. Программа по ТРИЗ-РТВ для детей дошкольного возраста. – Обнинск, 1995.
Настоящая рабочая программа рассчитана
на один учебный год, на период с 03.09.2018 по 24.05.2019 г. (36 учебный недель)
Цель программы:
- развитие системно - логического мышления дошкольников для раскрытия их творческого потенциала с дальнейшим применением полученных знаний (развитие речевой и познавательной активности).
Задачи:
- создать условия для развития образной стороны речи детей (обогащение словарного запаса, оценочной лексики, словами с переносным значением, синонимами, антонимами, нестандартными ответами);
- адаптировать к динамичной картине мира, развивать познавательную активность и интерес к окружающему миру;
- формировать у детей умения наблюдать, анализировать, сравнивать, решать задачи творческого характера;
- развивать умение логически мыслить и связно выражать свои мысли;
- воспитывать творческую личность, применять знания по ТРИЗ на других занятиях и в повседневном общении.
Ожидаемые результаты.
Данный педагогический опыт направлен на формирование результатов:
-у дошкольников развиты речь и творческое воображение;
- в силу возрастных и индивидуальных особенностей дошкольники умеют осуществлять логические операции сравнения, анализа, обобщения, эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы;
-дошкольник умеет творчески самостоятельно мыслить для продуктивной познавательной, исследовательской и изобретательской деятельности;
- аргументированно, убедительно и дружелюбно отстаивать свою позицию;
- делать позитивные выводы, вносить предложения, применять знания по ТРИЗ на других занятиях и в повседневном общении.
Организация и проведение педагогической диагностики (обследования) детей
Требования к проведению диагностики:
• создание эмоционального комфорта ребёнка;
• индивидуальный подход к ребёнку, уважение его личности;
• учёт интересов и уровня развития ребёнка;
• отбор материалов для каждого ребёнка в зависимости от индивидуальной ситуации развития.
Педагогическая диагностика проводится в начале и конце года на основе заполнения диагностических листов, содержащих показатели освоения программы для каждого возраста.
Каждое занятие предполагает решение воспитанниками изобретательских задач и проблем на разных уровнях творчества. Для выявления уровней развития системно-логического мышления и анализируются педагогом, выявляются потенциальные возможности дальнейшей интеллектуальной деятельности дошкольников.
Оценивание результатов осуществляется как на каждом занятии (похвала за инициативу и т.п.), так и на итоговых (статистическая обработка результатов по количеству и уровню творчества решённых проблем).
Материалы для текущего и итогового контроля - это тестирование и проведение мониторинга в начале и в конце курса.
Маршрутный лист по ТРИЗ-технологии кружка «ТРИЗ-минутки» 2018 -2019 уч.год
Ф.И. ребенка_____________________________________________________возраст_________________
Дата ______ __________ 20___г
Вопрос | Начало года | Конец года |
1.Умение определять состояние вещества и умение показать переход из одного состояния в другое. | ||
2.Умение строить модель объекта, который состоит из двух веществ. | ||
3.Умение строить процессы, происходящие с веществами и процессы взаимодействия между веществами. | ||
4. Умение находить общее и отличия в предметах однородных и неоднородных. | ||
5.Умение наделять животных обратными качествами. | ||
6.Умение строить противоречия и разрешать их. | ||
7.Умение находить в одном объекте положительные и отрицательные качества. | ||
8.Умение создавать фантастический (сказочный) образы птиц и животных | ||
9.Умение видеть объект во временном разрезе, проводить сравнения. |
Интерпретация показателей
Показатель сформирован (удовлетворительный уровень) — наблюдается в самостоятельной деятельности ребёнка, в совместной деятельности со взрослым.
Показатель в стадии формирования (средний уровень) — проявляется неустойчиво, чаще при создании специальных ситуаций, провоцирующих его проявление: ребёнок справляется с заданием с помощью наводящих вопросов взрослого, даёт аналогичные примеры.
Оценки "удовлетворительный уровень" и "средний уровень" отражают состояние нормы развития и освоения Программы.
Показатель не сформирован (недостаточный уровень) — не проявляется ни в одной из ситуаций, на все предложения взрослого ребёнок не даёт положительного ответа, не в состоянии выполнить задание самостоятельно.
2. Содержание (проектирование) образовательного процесса
При построении обучения необходимо учитывать возрастные особенности детей, отслеживать следующие линии проведения занятий:
- развитие ассоциативно-образного, системного и диалектического мышления;
- изучение и применение методики решения творческих задач;
- формирование навыков исследовательской деятельности;
- задания, упражнения, задачи, предлагаемые детям должны отражать по возможности больший спектр областей человеческой деятельности;
- необходимо формировать интерес к творчеству в самых разных областях.
Воспитательно-образовательный процесс | |||
совместная деятельность с детьми: образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности | образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов | взаимодействие с семьями детей по реализации Программы | самостоятельная деятельность детей |
*Построение образовательного процесса основывается на адекватных возрасту формах работы с детьми. Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности дошкольного учреждения, культурных и региональных особенностей, специфики дошкольного учреждения, от опыта и творческого подхода педагога.
Формы организованной образовательной деятельности (Н.А.Виноградова)
Многообразие форм реализуют основное содержание курса - процесс поисковой, изобретательской деятельности, что способствует проявлению у воспитанника стремления к самостоятельной работе, самореализации, воплощению его собственных идей, направленных на создание нового.
Формы организации | Особенности |
Индивидуальная | Позволяет индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства), однако требует от ребенка больших нервных затрат; создает эмоциональный дискомфорт; неэкономичность обучения; ограничение сотрудничества с другими детьми. Самостоятельная работа каждого ребенка. |
Групповая (индивидуально-коллективная) | Группа делится на подгруппы. Число занимающихся может быть разным – от 3 до 8, в зависимости от возраста и уровня обученности детей. Основания для комплектации: личная симпатия, общность интересов, уровни развития. При этом педагогу, в первую очередь, важно обеспечить взаимодействие детей в процессе обучения |
Фронтальная | Работа со всей группой, четкое расписание, единое содержание. При этом содержанием обучения организованной образовательной деятельности может быть деятельность художественного характера. Достоинствами формы являются четкая организационная структура, простое управление, возможность взаимодействия детей, экономичность обучения; недостатком – трудности в индивидуализации обучения. Предполагает совместные действия всех воспитанников под руководством педагога |
Отдельной формой организованной образовательной деятельности, используемой в образовательном процессе являются игровые обучающие ситуации, в которых выделяют три типа (С.Н.Николаева, И.А.Комарова):
- игровые обучающие ситуации с игрушками-аналогами (изображения животных и растения) позволяют провести сопоставление живого объекта с неживым аналогом (по внешнему облику и способу функционирования (поведения));
- игровые обучающие ситуации с литературными персонажами построены на использовании кукол, которые являются персонажами сказок и могут, вовлекая детей в общение с ними, активизировать познавательную деятельность дошкольников, обобщить и закрепить полученные знания;
- игровые обучающие ситуации-путешествия, в процессе которых дети выступают в качестве путешественников, экскурсантов, туристов, воспроизводят ситуации экологического наблюдения и исследования, обсуждают и решают проблемные ситуации, систематизируют свои впечатления в продуктивных видах детской деятельности (лепке, аппликации, рисовании).
Месяц | Тема занятия
|
Сентябрь | Повторение пройденного. |
Функции подсистем | |
Системный лифт | |
Надсистемы и подсистемы объекта | |
Октябрь | Системный оператор |
Анализ сказки по системному оператору | |
Использование ресурсов для сочинения сказки | |
Другая точка зрения | |
Прием фантазирования "дробление – объединение". | |
Ноябрь | Метод фокальных объектов (МФО). |
Увеличение-уменьшение | |
Свойства и признаки | |
Развитие ассоциативности | |
Декабрь | Развитие ассоциативности (продолжение) |
Прием "Оживление" | |
Волшебник Времени | |
Волшебник Времени (продолжение) | |
Январь | Морфологический анализ |
Прием фантазирования "Наоборот" | |
Прием фантазирования "Бином фантазии" | |
Обобщающее занятие по приемам фантазирования | |
Февраль | Рассказ по картинке: аналитико-синтетические виды работы |
Рассказ по картинке: системный оператор | |
Рассказ по картине: выразительные средства речи | |
Обобщающее занятие по рассказу по картинке | |
Март | Прогнозирование: объект "больница" |
Прогнозирование: объект "самолет" | |
Фантазирование (объект "магазин") | |
Прием фантазирования: эвроритм (объект: велосипед) | |
Апрель | Прием фантазирования: эвроритм (объект: мороженое) |
Обобщающее занятие по придумыванию новых объектов | |
Понятие о классификации | |
Классификация животного мира | |
Май | Сочинение сказок про животных |
Классификация растительного мира | |
Обобщающее занятие за год |
МЕСЯЦ | ФОРМА РАБОТЫ/ТЕМА |
Сентябрь | рубрика на родительском собрании «значение ТРИЗ-технологии в познавательном развитие ребенка» |
Октябрь-ноябрь | Консультация для родителей «ТРИЗ в математике». |
Декабрь-январь | Мастер – класс для родителей по ТРИЗ – технологии |
Февраль-март | Памятка для родителей «Занимаемся дома: упражнения для развития познавательных способностей» |
Апрель | Консультация для родителей «Развитие речи ребенка с помощью ТРИЗ-упражнений» |
Май | Открытый показ НОД |
Структура занятий с использованием ТРИЗ-технологии.
- организовывать проведение занятий таким образом, чтобы они органично вписывались в естественную жизнь детей, а не носили «академический» характер;
- использовать специальную Игрушку – героя занятия, которая «помогает» воспитателю. От лица Игрушки задаются проблемные вопросы, с ней проводятся обучающие диалоги по теме занятия. Игрушка активно выражает своё мнение, спрашивает и уточняет непонятное, порой ошибается, запутывается. Детское стремление общаться и помогать ей существенно увеличивает активность и заинтересованность. Одно условие – выбрать Игрушку необычную, оригинальную. После подведения итогов дети расстаются с игрушкой до следующего занятия;
- в конце занятия подводить итоги для того, чтобы обучить детей навыкам рефлексивного анализа (Чем занимались?, Что нового узнали?, Что было самым интересным?, Что осталось непонятным? и др.). Итоги подводить в самых разных формах: игры «Копилка новостей», «Интервью», «Доскажи предложение» и др., обсуждение планов на будущее (Вот мы сегодня узнали о ….., а на следующем занятии узнаем, почему …..). При этом стараться обеспечить естественный переход детей от одного вида деятельности к другим, связав содержание занятия с последующими, режимными моментами.
Технология ТРИЗ работает как в организованной, так и в совместной деятельности. Она выстроена из нескольких этапов:
- этап (подготовительный) – вторая младшая группа;
- этап (ознакомительный) – средняя группа;
- этап (изобретательный) – старшая группа;
- этап (синтеза) – подготовительная к школе группа.
I этап работы – научить ребенка находить и разрешать противоречия, которые окружают его повсюду. Очень важно развивать системное мышление, т.е. учить видеть мир во взаимосвязи всех его компонентов. Большое внимание уделяется формированию умения видеть и использовать ресурсы для решения поставленной задачи. (Найти обще между деревом и цветком – цветок растет и дерево растет).
На II этапе учим детей изобретать.
Несколько нехитрых приемов, основанных на определенных закономерностях, немного воображения и наши воспитанники становятся маленькими «ломоносовыми».
Задание: попали на необитаемый остров с коробкой жвачки. Как выжить? (несуществующие растения).
III этап – решение сказочных задач и придумывание новых сказок с помощью специальных методов ТРИЗ.
Соприкасаясь с миром сказки, дети впервые познают простые жизненные истины и мудрость, накопленную веками, учат жить. Вас поймала Баба Яга и хочет съесть. Что делать?
IV этап: Опираясь на полученные знания, интуицию, используя нестандартные, оригинальные решения проблем, малыш учится находить выход из любой сложной ситуации. Здесь взрослые только наблюдатели; ребенок рассчитывает на собственные силы, свой умственный и творческий потенциал.
Принципы (автор А.А. Гин) при использовании творческих заданий с элементами ТРИЗ:
^ ПРИНЦИП СВОБОДЫ ВЫБОРА
В любом обучающем или управляющем действии, где только возможно, предоставлять ребенку право выбора. В самом творческом задании заложена осознанная степень свободы.
^ ПРИНЦИП ОТКРЫТОСТИ.
Сталкивать ребенка с открытыми задачами, у которых нет единственно правильного решения. В тексте творческого задания закладываются варианты условий или разные пути решения таких задач.
^ ПРИНЦИП ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Освоенные детьми мыслительные операции отрабатываются в деятельности. Любое творческое задание заканчивается каким-либо практическим видом деятельности.
^ ПРИНЦИП ОБРАТНОЙ СВЯЗИ.
Регулярно контролировать процесс освоения детьми мыслительных операций с помощью развитой системы приемов обратной связи. Одно творческое задание пересекается с другим, тем самым воспитатель может проконтролировать степень освоения материала.
^ ПРИНЦИП ИДЕАЛЬНОСТИ.
Максимально использовать возможности, знания, интересы самих детей с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе обучения. Творческие задания не требуют специального оборудования и могут входить как часть любого занятия с детьми.
РЕКОМЕНДАЦИИ для педагогов по использованию элементов ТРИЗ-технологии в работе с дошкольниками
- Обучая детей методам ТРИЗ и РТВ, следует помнить, что действия их еще только начинают становиться целенаправленными. Малышу еще очень трудно следовать намеченной цели, он легко отвлекается и переходит от одного занятия к другому. Быстро наступает утомление. Внимание ребенка может быть сосредоточено одновременно только на небольшом количестве предметов. Насколько интерес детей легко возникает, настолько легко и пропадает. Выполнение следующих правил на начальном этапе обучения детей по технологии ТРИЗ поможет получить положительный результат.
- С детьми старшего возраста, учитывая психофизиологические особенности детей 6–7 летнего возраста, занятия проходят в форме свободного общения, в виде диалогов, опытов, где воспитатель выступает в роли партнера. Продолжительность занятия 25–30 минут.
- Организуя работу с детьми по технологии ТРИЗ, нужно внимательно присмотреться к каждому ребенку, оценить его индивидуальные особенности. Если он быстро и легко справляется с заданиями, можно предлагать ему более сложные и, наоборот, в случае затруднений, лучше подольше задержаться на простых заданиях. Ни в коем случае нельзя форсировать выполнение заданий, упрекать малыша в том, что он что-либо не умеет, даже если это с легкостью делают его сверстники.
- Важно не только научить ребенка алгоритму решения изобретательских задач, но и вселить в него уверенность в себе, сформировать умение отстаивать свою идею, свое решение. Особенно это касается методов «мозгового штурма» и «фокальных объектов», где проблемы решаются посредством нескольких идей.
- Если, выполняя задание, ребенок увязает в бесконечных деталях, что мешает ему двигаться вперед, лучше помочь ему выбрать один вариант, оставив все лишнее в стороне, потренировать в умении переходить от одной идеи к другой.
- Если ребенок смел и уверен в себе, можно начинать учить его критически оценивать свои ответы, чтобы к старшему дошкольному возрасту сформировать у него адекватную оценку по отношению к себе и к окружающему, отличать реальное от вымышленного.
- Основной инструмент ТРИЗ — слово, поэтому ребенок должен общаться в процессе обучения. Не нужно бояться использовать оригинальную терминологию. Необходимо стремиться к стимулированию естественной речи в процессе выполнения творческих заданий, т.е. давать детям возможность сказать о том, что находится «за кадром» их творчества. В данном случае не нужно злоупотреблять максимальным количеством наглядности, это в ТРИЗ неэффективно.
- Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно.
- Давать отрицательных оценок нельзя — закрепощает! Только положительные оценки. И при этом лучше говорить не «правильно», а «интересно, необычно, любопытно, хорошо».
- Такие беседы внешне должны быть как бы импровизацией, вы идете за логикой ребенка, подчиняясь ей, а не навязываете своего мнения.
- Пусть дети учатся возражать вам и друг другу, но возражать аргументировано, предлагая что-то взамен или доказывая.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МИНИМУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ
ТРИЗ - теория решения изобретательских задач, автор – отечественный изобретатель, писатель-фантаст Г.С. Альтшуллер.
РТВ - развитие творческого воображения, курс РТВ – составная часть ТРИЗ.
ПРОТИВОРЕЧИЕ - предъявление к одному объекту противоположных требований. Например, один и тот же объект и хороший и плохой, и большой и маленький, и крепкий и некрепкий, и горячий и холодный и т. п.
ПРИЕМЫ РАЗРЕШЕНИЯ ПРОТИВОРЕЧИЙ - объяснение способов, как один объект может обладать противоположными признаками.
Наиболее распространенные приемы разрешения противоречий:
– во времени:
в одно время объект обладает одним признаком, в другое – противоположным (например, сосулька и большая и маленькая: вначале большая, потом маленькая – растаяла);
– в пространстве:
одна часть объекта обладает одним признаком, другая – противоположным (например, утюг и холодный и горячий: подошва горячая, а ручка холодная);
– в системах:
один объект обладает одним признаком, но вместе с другими объектами обладает противоположным (например, спички и крепкие и некрепкие: одна спичка легко ломается, а много спичек трудно сломать);
– в отношениях:
объект для кого-то обладает одним признаком, а для другого – противоположным (например, фильм и хороший и плохой: кому-то нравится (хороший), а кому-то нет (плохой);
СИСТЕМА - любой рассматриваемый объект, совокупность его элементов и связей между ними, имеющая качества, которыми элементы по отдельности не обладают.
Например, объект – самолет. Его элементы – крылья, кабина, шасси, двигатели и др. – летать не могут. А если их соединить определенным образом, то получается самолет, который обладает системным качеством – способностью летать.
ПОДСИСТЕМЫ - составные части (элементы), из которых состоит система.
НАДСИСТЕМА - система более высокого ранга, в которой рассматриваемая система является частью.
СИСТЕМНЫЙ ОПЕРАТОР – способ анализа системы, подсистем и надсистем объекта в прошлом, настоящем и будущем.
Системный оператор можно изобразить в виде схемы –
"девятиэкранки"
или "пятиэкранки" (для детей).
"ДА-НЕТКА" - вид загадки, в которой отгадывать нужно при помощи вопросов, на которые можно ответить только "да" или "нет". Задачи "да-нетки" решаются постепенным сужением круга поиска.
"Да-нетки" бывают объектные (загадывается один объект) и ситуационные – "детективные" (загадывается ситуация, нужно выяснить, что произошло).
Кроме того выделятся числовые "да-нетки" (загадывается число, которое нужно отгадать при минимальном количестве вопросов), линейная "да-нетка" (предметы выстраиваются в линию, нужно определить, какой загадали), плоскостная (предметы располагаются на плоскости), объемная (предметы располагаются в пространстве).
ФУНКЦИЯ - цель, обычное назначение объекта (ответ на вопрос: для чего нужен объект?).
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ - прием фантазирования, при котором будущее объекта рассматривается на трех уровнях:
1. В объекте будущего отсутствуют недостатки ("плохое"), которые есть в настоящем. Функция объекта сохраняется.
Например, карандаши не будут ломаться.
2. Объекта не будет, а функция будет выполняться.
Например, чертежи и рисунки выполняются на компьютере. Объекта (карандаша) нет.
3. Объекта нет и функция не нужна.
Карандашей нет, чертить и рисовать не нужно, как это может быть?..
ЭВРОРИТМ - прием фантазирования, при котором объект рассматривается в последовательности:
1. Функция объекта, противоречия в объекте.
2. Какими вариантами представлен объект (фантазирование: каких вариантов не существует).
3. Анализ ситуации: на Земле остался только один такой объект, какие последствия этого могут быть.
4. Анализ ситуации: объект исчез, как будет выполняться функция.
5. Анализ причин в ситуации: объект есть, а функция не выполняется.
6. Придумывание новых объектов путем объединения данного объекта с другими (можно произвольными).
МЕТОД ФОКАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ - прием фантазирования, при котором на исходный (фокальный) объект переносятся свойства других объектов. Автор приема – Вайтинг Ч.(США)
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ - прием фантазирования объекта, при котором вначале выделяются составные части исходного объекта, а затем придумываются различные варианты, которыми могут быть представлены эти части. Новые объекты получаются путем комбинации различных вариантов. Автор приема – Цвикки Ф. (Швейцария).
МЕТОД МАЛЕНЬКИХ ЧЕЛОВЕЧКОВ (ММЧ) – прием, позволяющий объяснить и смоделировать внутреннее строение объектов и взаимодействия между ними. ММЧ позволяет наглядно описать агрегатное состояние вещества. Для этого используются "маленькие человечки", обладающие разными характеристиками: "твердые человечки" крепко держатся за руки и стоят на одном месте, "жидкие человечки" не держатся за руки, могут слегка касаться и перемещаться; "газообразные человечки" быстро бегают.
- Организация образовательного процесса
- ТСО, оборудование:
- телевизор,
- CD - проигрыватель,
- Видеомагнитофон
Центр развития /ОО | Дидактические и технические средства |
Игровой центр «ТРИЗ-минутки» ПР СКР ХЭР РР ФР |
Картинки сюжетные, предметные на составление рассказов. Природный и бросовый материал: крышки, пробки, перья, ракушки, шишки, орехи, солома, мочало, камни, палочки, и др. Тематические альбомы. |
Расписание непрерывной образовательной деятельности
ПОНЕДЕЛЬНИК |
1. «ТРИЗ-минутки» 10.10 |
4. Список литературы
1. Альтшуллер Г.С. Краски для фантазии. Прелюдия к теории развития творческого воображения. // Шанс на приключение. /сост. Селюцкий А.Б. – Петрозаводск, 1991.
2. Ардашева Н.И. и др. Истории про.… – Ульяновск, 1993.
3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1991.
4. Гин А.А. "Да" и "нет" говорите…//Педагогика+ТРИЗ: сб. статей для учителей, воспитателей и менеджеров образования, выпуск 2. – Гомель: ИПП "Сож", 1997.
5. Гин С.И. Мир фантазии. – Гомель, 1995.
6. Гин С.И. Мир человека. – Гомель, 1993.
7. Дидактические игры для развития творческого воображения детей/ сост. Никашин А.И. – Ростов-на-Дону, 1991.
8. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. – М.: Знание, 1986. – (Нар. ун-т. Пед. фак. № 5).
9. Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения // Вопросы психологии, 1993, № 2.
10. "Золотой ключик" творческого мышления. /под ред. Сидорчук Т.А. – Челябинск, 2000.
11. Киплинг Р. Сказки. – М.: Детская литература, 1986.
12. Корзун А.В. Веселая дидактика: элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. – Мн, Университетское, 2000.
13. Ладошкина С. Цикл занятий по РТВ с детьми дошкольного возраста (рукопись в фонде ЧОУНБ). – Новосибирск, 1990.
14. Ладошкина С. Сказочные задачи (рукопись в фонде ЧОУНБ). – Новосибирск, 1989.
15. Мурашковска И.Н. Валюмс Н.П. Картинки без запинки. – С-Пб, 1995.
16. Мурашковска И.Н. Игры для занятий ТРИЗ с детьми младшего возраста.// "Педагогика + ТРИЗ": сб. статей для учителей, воспитателей и менеджеров образования, выпуск 2. – Гомель: ИПП "Сож", 1997.
17. Мурашковска И.Н. Когда я стану волшебником. //Познание: инф. – метод. сборник для учителей и учащихся, выпуск 5. – Рига, 1993.
18. Нестеренко А.А. Страна загадок. – Ростов-на-Дону, 1993.
19. Родари Дж. Грамматика фантазии. – М.: Прогресс, 1978.
20. Сидорчук Т.А. Программа формирования творческих способностей дошкольников. – Обнинск, 1998.
21. Сидорчук Т.А., Гуткович И.Я. Методы развития воображения дошкольников. – Ульяновск, 1997.
22. Сидорчук Т.А., Кузнецова А.Б. Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине. – Ульяновск, 1997.
23. Страунинг А.М. Росток. Программа по ТРИЗ-РТВ для детей дошкольного возраста. – Обнинск, 1995.
5. Приложение к Программе
Перспективное календарно-тематическое планирование кружковой работы «ТРИЗ - минутки» в старшей группе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа для детей обшеразвивающей направленности детей четвертого года жизни.
Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, п...
Рабочая программа для детей первой младшей группы № 1 «Буратино» для детей в возрасте от 1,5 до 3-х лет на 2016-2017 уч. год
Рабочая программа для детей первой младшей группы № 1 «Буратино» для детей в возрасте от 1,5 до 3-х лет, является частью Основной образовательной программы Муниципального бюджетного дошкольного образо...
Итоговая аттестационная работа ТЕМА Современные подходы к реализации задач познавательного развития детей дошкольного возраста (проект рабочей программы для детей среднего дошкольного возраста)
Итоговая аттестационная работа ТЕМАСовременные подходы к реализации задач познавательного развития детей дошкольного возраста (проект рабочей программы для детей среднего дошкольного возраста)...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа для детей 3-4 лет «Сказки - как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к род...
Рабочая программа кружка детей разновозрастной группы «Русские народные сказки - как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»
Рабочая программа кружкадетей разновозрастной группы«Русские народные сказки - как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»...