"Символы России"
проект по окружающему миру (средняя группа)

Шадирова Светлана Михайловна

Проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_srednyaya_gruppa_simvoly_rossii.docx87.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 40»

Проект

по приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре русского народа

«Символы русской культуры: от медведя до матрешки»

1

                                                                                                                                                  Воспитатели: Шадирова С.М.

                                                                                                                                                                            Кудрякова О.В.

2023 г. Ачинск

Паспорт проекта

 наименование

Содержание

Название проекта

 «Символы русской культуры: от медведя до матрешки»

  Автор(ы) проекта

Воспитатели6Шадирова С.М., Кудрякова О.В.

Наименование организации  город

МБДОУ «Д/с № 40», г Ачинск, Красноярского края

год реализации

2023 г

Актуальность

Без знания государственных символов невозможно говорить о гражданско-патриотическом воспитании. Отдавая почести символам государства, мы тем самым формируем любовь и уважение к своей Родине, гордость за принадлежность к гражданам России.  Но помимо традиционных государственных символов каждая страна имеет и ряд национальных символов, которые являются специфическими, указывающими на уникальность и самобытность страны, часто уходящие корнями в национальную культуру (матрешка, балалайка, деревянные ложки, самовар, лапти, русская тройка, белая береза, русский богатырь, медведь и др.). Знакомство дошкольников с неофициальной символикой, будет способствовать приобщению к народной культуре, воспитанию интереса к историческим корням русского народа, и позволит детям увидеть себя потомками и наследниками России.

Проблема, на решение которой

направлен проект

Дети знают  государственные символы России (герб, флаг и гимн), но затрудняются  и путаются в понятии «Символ русской культуры».  Данный проект познакомить детей дошкольного возраста с  символами  русской культуры, доступными для понимания детей.

Цель проекта

Приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре русского народа посредством ознакомления детей дошкольного возраста с национальными (негосударственными) символами Российской Федерации

Задачи проекта

  1. Познакомить детей с неофициальными символами Российской Федерации (матрешка, балалайка, деревянные ложки, самовар, лапти, русская тройка, белая береза, русский богатырь, медведь и др.), с историей их возникновения через включение детей в разные виды детской деятельности (приложение 1);
  2. Уточнить понятие «символ» и его значением;
  3. Воспитание уважения к своей Родине, гордость за принадлежность к гражданам России;
  4. Пополнение воспитательной — культурной среды в группе дидактическим и методическим материалом, предметами,  отражающими неофициальные символы Российской Федерации  (приложение 2);
  5. Организовать взаимодействие с родителями в совместной деятельности по реализации проекта.

Вид

проекта

По доминирующему виду проектной деятельности

информационно - практико –ориентированный, творческий.

по срокам реализации

краткосрочный - 2 недели  

.

 по составу участников

Общесадовый  

 

Участники проекта

Дети всех возрастных групп

Педагоги: воспитатели, музыкальные руководители, инструктор по ФК)

Родители (законные представители)

Соц. Партнеры (сотрудники библиотеки, музея,  с музыкальной школой )

Сроки реализации

проекта

  с 30.11 2023г. по 10.11.2023 г

Ожидаемые результаты

  1. Дети знают и называют неофициальные символы  Российской Федерации (матрешка, балалайка, деревянные ложки, самовар, лапти, русская тройка, белая береза, русский богатырь, медведь и др.),  знакомы с  историей их возникновения;
  2. В группах пополнена воспитательной— культурной среды дидактическим и методическим материалом, предметами  отражающими неофициальные символы Российской Федерации;
  3. Дети и родители проявляют интерес к изучению народной культуры, к историческим корням русского народа, гордость за принадлежность к гражданам России;
  4. Более 60 % родителей приняли активное участие в реализации проекта.  

Обеспечение проектной деятельности

(ресурсы реализации проекта)

- Материально-техническое - наличие необходимого компьютерного и интерактивного оборудования, оргтехники, средств ИКТ  (наушники,  ноутбук, микрофоны,  видеокамера,  фотоаппарат,  цветной МФУ,  динамики,  видеопроектор).

- Учебно-тематическое оснащение – методическая литература, художественная литература, журналы и т.д. библиотека, тематические папки, карточки, плакаты,  видео и фотоматериалы;

-  Информационное обеспечение -  доступ к сети Интернет, наличие сайта ДОО  

Продукт проекта

  • Созданный педагогами, воспитанниками в совместной деятельности  электронный материал о символах русской культуры содержащий текстовую, фото-, аудио- и видеоинформацию, доступную для понимания и использования данного материала, при работе с детьми дошкольного возраста.
  • Картотеки народных игр, игр-забав
  • Пополнение РППС: атрибутика символов русской культуры, альбомы, дидактические игры и т.д.
  • видео - фильма «Душа России в символах ее»

2 этап. Реализация проекта

№ п/п

Дата, день недели

Работа с детьми в соответствии  с разными видами детской деятельности, направленных на реализацию содержания по основным образовательным областям развития

Взаимодействие с родителями, со специалистами, социальными партнерами

Совершенствование развивающей предметно-пространственной среды

1.

30.10.2023

Понедельник

«Страна в которой я живу» 

Познавательное развитие ФЦКМ/экология

 «Символы России»

- способствовать развитию знания детей государственных символов России.

Информировать родителей о реализации проекта.

Альбом «Символы России»

Игры на обобщение и классификацию

(предметный/окружающий мир) (индивидуальная работа)

«Дары осени»

- закреплять умение детей классифицировать овощи и фрукты.

Развитие умений по ИЗО:

(индивидуальная работа)

«Раскрась флаг России»

- закреплять умение детей правильно держать карандаш, аккуратно закрашивать не выходя за контур.

Настольно-печатная игра «Собери флаг»

Цель: закрепить умение собирать разрезные картинки.

Сопровождение сюжетно-ролевой игры

«Путешествие по городу»

-закреплять умение детей осуществлять игровые действия с воображаемыми объектами.

Чтение

П. Воронько «Лучше нет родного края».

2.

31.10.2023

Вторник «Русская матрешка»

Речевое развитие «Красавица матрешка»

- активизировать в речи детей прилагательные.

- закреплять умение описывать игрушку, в логической последовательности.

Воспитатели группы, родители.

Деревянная игрушка «Матрешка»

Дидактические игры по РЭМП

«Расставь матрешки по росту»

-закреплять знания детей о высоте. (индивидуальная работа)

 Дидактические игры на освоение умений монологической речи

 «Опиши матрешку»

- развивать связную речь детей. (индивидуальная работа)

Артикуляционная гимнастика

«Погулять язык собрался»

Обучающая игра – ситуация

«Матрешка в гостях у ребят»

- приобщать детей к истокам русской народной культуры.

«Юные мастера»

- внесение плоскостных изображений матрёшек для самостоятельной творческой деятельности детей.

Слушание:

 Песня .Матрёшка-подружка  (Стихи и музыка Л. Печникова).

Русская народная игра «Бубенцы»

- познакомить детей с новой игрой и ее правилами.

Рассматривание иллюстраций «Матрешки»

иллюстрации «Матрешки разных областей»

3.

1.11.2023

Среда

«Белая береза»

 

 Х/Э развитие.  Рисование «Белая береза»

- учить детей изображать березу, с использованием нетрадиционных методов в рисовании – «тычком» сухой кистью с жестким ворсом;

- закрепить навыки и приемы работы кистью.

Игры для развитие мелкой моторики:

 «Выложи березку из крупы» (индивидуальная работа)

-развивать мелкую моторику пальцев рук.

Детская лаборатория (опытно-экспериментальная работа,)

«Деревья- какие они?»

- Познакомить детей со свойствами дерева. Развивать умение экспериментировать и на основе опытов делать вывод.  Воспитывать у детей бережное отношение к предметам, сделанным из дерева.

Наблюдение за березой на прогулке.

- продолжать знакомить с сезонными изменениями в природе, расширить представления детей об осени; воспитывать бережное отношение к дереву как живому объекту природы;

- развивать познавательный интерес, мышление.

- воспитывать интерес к явлениям неживой природы

- активизировать словарь детей, развивать связную речь.

Коммуникативные игры

(на развитие общения)

Подвижная игра «Во поле берёза стояла»

- развивать дружеские взаимоотношения. Познакомить детей с новой игрой и ее правилами.

Рассматривание иллюстраций «Береза в разные времена года»

Альбом «Береза в разные времена года»

Пальчиковые игры: 

«Русские берёзки»

На лесной опушке

 ладони в стороны

Стоят подружки

 правая ладонь вверх, левая- вниз - пальцами рук сделать замок

Платьица белёные

 руки понять вверх, расслабить и покачать ими

Кудри зелёные 

руками вскинуть волосы снизу-вверх.

Прослушивание музыкального материала

Хороводная песня «Во поле береза стояла»

Пополнение музыкальной копилки

4.

2.11.2023

Четверг

«Лапти, да лапти мои»

Познавательное развитие – ФЭМП

Занятие №4

.

 Дидактическая игра (индивидуальная работа)

«Разложи по цвету лапти»

- закреплять знания детей о цвете.

Дидактическая игра

«Разложи по цвету лапти»

Дидактические игры по нравственно-патриотическому воспитанию

 «Что было, что стало»

- учить детей определять старинные и современные

бытовые предметы:

- упражнять детей в составлении короткого

рассказа: «Что было раньше и как сейчас»

- воспитывать бережное отношение к культуре

своего народа;

- учить наблюдать и видеть взаимосвязь

современных предметов и предметов древности.

Дидактическая игра

«Что было, что стало»

Дидактическая музыкальная игра "Лапоточки большие и маленькие"

- закреплять умение детей делать большие и маленькие шаги.

Музыкальный руководитель, воспитатели группы

Творческая мастерская (конструирование):

«Собери лапоть»

- развивать конструктивные способности детей, логическое мышление

Пазлы «Лапти»

Обучающая игра – ситуация

«Эх, лапти мои!»

- Расширить представления детей о старинной русской обуви-лаптях.

- Средствами игры и сказки вызвать интерес к предметам русского быта прошлого.

- Воспитывать интерес к быту и изделиям народно-прикладного искусства, русскому фольклору.

Чтение русской народной сказки «Чудесные лапоточки»

- познакомить детей с содержанием новой сказки.

5.

3.11.2023

Пятница «Балалайка, заигра-ка»

Х/Э развитие  

Аппликация

"Балалайки для Зайки"

- Формировать умение украшать эскиз балалайки по показу воспитателя.

-Продолжать формировать умение наклеивать полученное изображение на бумагу, пользоваться клеем: намазывать его кисточкой тонким слоем на обратную сторону наклеиваемой фигуры (на специально приготовленной клеенке), прикладывать стороной, намазанной клеем, к листу бумаги и плотно прижимать салфеткой.  

Дидактические игры по социальному миру

 «Лучшие друзья»

- обучение детей умению согласовывать свои действия с текстом и с другими детьми.

Детская студия

Игровое представление

 «Играй моя балалайка»

Воспитатели,

музыкальный руководитель.

Музыкальная игра «Какой инструмент угадай»

- развитие слухового восприятия.

Трудовой десант

«Чистим музыкальные инструменты»

- воспитывать ценностное  

 отношение к труду:

- формировать бережное и заботливое отношение к музыкальным инструментам.

Чтение и беседа по сказке «Про медвежонка, мечтавшего играть на балалайке»

- познакомить детей с содержанием новой сказки,

- развивать связную речь детей в ходе обсуждения сказки.

Дидактическая игра

  «Найди отличия»

- развивать у детей внимание и логическое мышление.

6.

7.11.2023

Вторник «Русские валенки».

Познавательное развитие ФЦКМ/экология

«Валенки! Ах! Валенки»

- познакомить детей с историей традиционной русской обуви – валенки, технологией их изготовления, вариантами украшения;

-обогащать знания детей о видах обуви через использование художественного слова;

 - активизировать словарь детей: шерсть, валяние, колодки, шерстобитная машина.

Дидактические игры на освоение умений монологической речи (индивидуальная работа)

Составление творческих рассказов «Какие валенки мне больше всего понравились»

- развивать связную речь детей.

Пальчиковая гимнастика «Овечки».

Развитие умений по ИЗО:

Внесение плоскостных изображений валенок для самостоятельной творческой деятельности детей.

Слушание музыкального произведения «Валенки» в исполнении Л. Руслановой.

Развивающие игры

(РЭМП, сенсорика):

«Поставь валенки по порядку»

- закреплять знания детей о высоте и цвете.

Сюжетно-ролевая игра:  «Магазин обуви»

7.

8.11.2023

Среда «О чем поет самовар»

Х/Э развитие  

Лепка из теста

«Баранки, бараночки»

- Закреплять умение катать пластилин прямыми движениями рук при лепке предметов овальной и формы и кругообразными – при лепке предметов круглой формы. Формировать умение детей пальцами оттягивать, скруглять концы, сглаживать поверхность.

Баранки для игры «Магазин»

Дидактические игры по РЭМП (индивидуальная работа)

«Сосчитай баранки»

- закреплять порядковый счет, понятие «больше», «меньше».

Игры для развитие мелкой моторики (индивидуальная работа): «Укрась самовар» (из фасоли»

- развитие мелкой моторики пальцев рук.

«Заучивание стихотворения»

В.Тарават «Чаем угощаем».

Игры на развитие психических процессов

"Угадай предмет по детали"

- развитие у детей образного мышления, воображения.

Коммуникативные игры

(на развитие общения)

«Баба, баба самовар, чайник кипятила!» (народная игра)

Беседа «Как появился самовар на Руси»

 - закреплять представления детей о самоваре. Активизировать познавательный интерес, внимание.

Просмотр мультфильма: «Пых, пых самовар».

8.

9.11.2023

Четверг

«Медведь»

Познавательное развитие – ФЭМП

«Поиграем с мишкой»

- учить детей соотносить цифру с количеством предметов;

- закреплять количественный и порядковый счет в пределах пяти;

- закрепить знания счет в пределах пяти;- умение ориентироваться в пространстве, закреплять понятие «на», «над», «под», «слева», «справа».

Чтение и беседа по произведению Е. Чарушин «Медвежата»

- познакомить детей с новым произведением.

- развивать слуховое внимание и связную речь детей.

Дидактические игры по экологии:

(индивидуальная работа)

«Кто где живет? Чей детеныш?»

- закреплять знание детей о диких животных

Дидактическая игра "Угостим гостей чаем"

- закрепить у детей название и назначение чайной посуды.

Рассматривание выставки книг о медведях.

Воспитатели группы

Родители.

Книги о медведях.

Дидактические игры по нравственно-патриотическому воспитанию

«Собери флаг России»

- закреплять знание детей о российском флаге.

Творческая мастерская (конструирование):

- учить детей изготавливать игрушку из бумаги.

8.

10.11.2023

Пятница

«Деревянные ложки»

Х/Э развитие Рисование  

«Ложки расписныедеревянные»

- дать детям первичные представления о хохломских узорах, закреплять умение детей рисовать способом примакивания;

- закреплять умение пользоваться тычком при рисовании ягод.

Дидактические игры по речевому творчеству

(индивидуальная работа)

Упражнение «Закончи предложение» (ложка (какая?)…).

Подвижная игра «Ловкие повара»

Детская студия

 «Сочиняем сказку» (Театр на ложках)

- развитие творчества и связной речи детей.

Театр на ложках.

Детская лаборатория (опытно-экспериментальная работа)

«Чем деревянная ложка отличается от металлической»

Музыкальная игра

«Повтори ритм»

Вечер досуга:

«Веселая ярмарка»

3 этап – заключительный.

  1. Продукт проектной деятельности:

Выставка художественного творчества детей «Символы нашей Родины»

Организация и участие родителей в выставке «Сказки о медведях»

Пополнение РППС

  1. Подведение итогов проекта.
  2. Публикация результатов реализации проекта на сайте МБДОУ «Д/с № 40». 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Родные символы или неофициальные символы России как средство развития представлений о Родине у детей старшего дошкольного возраста ".

Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.[[{"...

ПРОЕКТ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ «В символах Россию открываю, в символах Россию познаю» Номинация: «Символика России» для детей 4-6 лет

Проект в старшей группе по патриотическому воспитанию ( символы государственности : флаг, герб, гимн)...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Берёза — символ русской природы и символ России»

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Берёза — символ русской природы и символ России»...

Терренкур «Символы России» как средство формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о символах России.

Патриотическое воспитание детей через игру. Формирование у детей патриотических чувств и любви к своей Родине. Физическое развитие....

Проект "В символах России открываю, в символах России познаю"

Ознакомление с государственными символами....

Презентация к занятию "Символы и нетрадиционные символы России"

Презентация к занятию по теме "Символы России"- традиционные и нетрадиционные....

Родные символы или неофициальные символы России как средство развития представлений о Родине у детей старшего дошкольного возраста

Проект разработан для работы с детьми старшего дошкольного возраста, и представляет мероприятие по совместной деятельности педагога с детьми по нравственно - патриотическому воспитанию в целях развити...