"Символы России"
проект по окружающему миру (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 40»
Проект
по приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре русского народа
«Символы русской культуры: от медведя до матрешки»
Воспитатели: Шадирова С.М.
Кудрякова О.В.
2023 г. Ачинск
Паспорт проекта
наименование | Содержание | |
Название проекта | «Символы русской культуры: от медведя до матрешки» | |
Автор(ы) проекта | Воспитатели6Шадирова С.М., Кудрякова О.В. | |
Наименование организации город | МБДОУ «Д/с № 40», г Ачинск, Красноярского края | |
год реализации | 2023 г | |
Актуальность | Без знания государственных символов невозможно говорить о гражданско-патриотическом воспитании. Отдавая почести символам государства, мы тем самым формируем любовь и уважение к своей Родине, гордость за принадлежность к гражданам России. Но помимо традиционных государственных символов каждая страна имеет и ряд национальных символов, которые являются специфическими, указывающими на уникальность и самобытность страны, часто уходящие корнями в национальную культуру (матрешка, балалайка, деревянные ложки, самовар, лапти, русская тройка, белая береза, русский богатырь, медведь и др.). Знакомство дошкольников с неофициальной символикой, будет способствовать приобщению к народной культуре, воспитанию интереса к историческим корням русского народа, и позволит детям увидеть себя потомками и наследниками России. | |
Проблема, на решение которой направлен проект | Дети знают государственные символы России (герб, флаг и гимн), но затрудняются и путаются в понятии «Символ русской культуры». Данный проект познакомить детей дошкольного возраста с символами русской культуры, доступными для понимания детей. | |
Цель проекта | Приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре русского народа посредством ознакомления детей дошкольного возраста с национальными (негосударственными) символами Российской Федерации | |
Задачи проекта |
| |
Вид проекта | По доминирующему виду проектной деятельности | информационно - практико –ориентированный, творческий. |
по срокам реализации | краткосрочный - 2 недели . | |
по составу участников | Общесадовый
| |
Участники проекта | Дети всех возрастных групп Педагоги: воспитатели, музыкальные руководители, инструктор по ФК) Родители (законные представители) Соц. Партнеры (сотрудники библиотеки, музея, с музыкальной школой ) | |
Сроки реализации проекта | с 30.11 2023г. по 10.11.2023 г | |
Ожидаемые результаты |
| |
Обеспечение проектной деятельности (ресурсы реализации проекта) | - Материально-техническое - наличие необходимого компьютерного и интерактивного оборудования, оргтехники, средств ИКТ (наушники, ноутбук, микрофоны, видеокамера, фотоаппарат, цветной МФУ, динамики, видеопроектор). - Учебно-тематическое оснащение – методическая литература, художественная литература, журналы и т.д. библиотека, тематические папки, карточки, плакаты, видео и фотоматериалы; - Информационное обеспечение - доступ к сети Интернет, наличие сайта ДОО | |
Продукт проекта |
| |
2 этап. Реализация проекта |
№ п/п | Дата, день недели | Работа с детьми в соответствии с разными видами детской деятельности, направленных на реализацию содержания по основным образовательным областям развития | Взаимодействие с родителями, со специалистами, социальными партнерами | Совершенствование развивающей предметно-пространственной среды |
1. | 30.10.2023 Понедельник «Страна в которой я живу» | Познавательное развитие ФЦКМ/экология «Символы России» - способствовать развитию знания детей государственных символов России. | Информировать родителей о реализации проекта. | Альбом «Символы России» |
Игры на обобщение и классификацию (предметный/окружающий мир) (индивидуальная работа) «Дары осени» - закреплять умение детей классифицировать овощи и фрукты. | ||||
Развитие умений по ИЗО: (индивидуальная работа) «Раскрась флаг России» - закреплять умение детей правильно держать карандаш, аккуратно закрашивать не выходя за контур. | ||||
Настольно-печатная игра «Собери флаг» Цель: закрепить умение собирать разрезные картинки. | ||||
Сопровождение сюжетно-ролевой игры «Путешествие по городу» -закреплять умение детей осуществлять игровые действия с воображаемыми объектами. | ||||
Чтение П. Воронько «Лучше нет родного края». | ||||
2. | 31.10.2023 Вторник «Русская матрешка» | Речевое развитие «Красавица матрешка» - активизировать в речи детей прилагательные. - закреплять умение описывать игрушку, в логической последовательности. | Воспитатели группы, родители. | Деревянная игрушка «Матрешка» |
Дидактические игры по РЭМП «Расставь матрешки по росту» -закреплять знания детей о высоте. (индивидуальная работа) | ||||
Дидактические игры на освоение умений монологической речи «Опиши матрешку» - развивать связную речь детей. (индивидуальная работа) | ||||
Артикуляционная гимнастика «Погулять язык собрался» | ||||
Обучающая игра – ситуация «Матрешка в гостях у ребят» - приобщать детей к истокам русской народной культуры. | ||||
«Юные мастера» - внесение плоскостных изображений матрёшек для самостоятельной творческой деятельности детей. | ||||
Слушание: Песня .Матрёшка-подружка (Стихи и музыка Л. Печникова). | ||||
Русская народная игра «Бубенцы» - познакомить детей с новой игрой и ее правилами. | ||||
Рассматривание иллюстраций «Матрешки» | иллюстрации «Матрешки разных областей» | |||
3. | 1.11.2023 Среда «Белая береза»
| Х/Э развитие. Рисование «Белая береза» - учить детей изображать березу, с использованием нетрадиционных методов в рисовании – «тычком» сухой кистью с жестким ворсом; - закрепить навыки и приемы работы кистью. | ||
Игры для развитие мелкой моторики: «Выложи березку из крупы» (индивидуальная работа) -развивать мелкую моторику пальцев рук. | ||||
Детская лаборатория (опытно-экспериментальная работа,) «Деревья- какие они?» - Познакомить детей со свойствами дерева. Развивать умение экспериментировать и на основе опытов делать вывод. Воспитывать у детей бережное отношение к предметам, сделанным из дерева. | ||||
Наблюдение за березой на прогулке. - продолжать знакомить с сезонными изменениями в природе, расширить представления детей об осени; воспитывать бережное отношение к дереву как живому объекту природы; - развивать познавательный интерес, мышление. - воспитывать интерес к явлениям неживой природы - активизировать словарь детей, развивать связную речь. | ||||
Коммуникативные игры (на развитие общения) Подвижная игра «Во поле берёза стояла» - развивать дружеские взаимоотношения. Познакомить детей с новой игрой и ее правилами. | ||||
Рассматривание иллюстраций «Береза в разные времена года» | Альбом «Береза в разные времена года» | |||
Пальчиковые игры: «Русские берёзки» На лесной опушке ладони в стороны Стоят подружки правая ладонь вверх, левая- вниз - пальцами рук сделать замок Платьица белёные руки понять вверх, расслабить и покачать ими Кудри зелёные руками вскинуть волосы снизу-вверх. | ||||
Прослушивание музыкального материала Хороводная песня «Во поле береза стояла» | Пополнение музыкальной копилки | |||
4. | 2.11.2023 Четверг «Лапти, да лапти мои» | Познавательное развитие – ФЭМП Занятие №4 | . | |
Дидактическая игра (индивидуальная работа) «Разложи по цвету лапти» - закреплять знания детей о цвете. | Дидактическая игра «Разложи по цвету лапти» | |||
Дидактические игры по нравственно-патриотическому воспитанию «Что было, что стало» - учить детей определять старинные и современные бытовые предметы: - упражнять детей в составлении короткого рассказа: «Что было раньше и как сейчас» - воспитывать бережное отношение к культуре своего народа; - учить наблюдать и видеть взаимосвязь современных предметов и предметов древности. | Дидактическая игра «Что было, что стало» | |||
Дидактическая музыкальная игра "Лапоточки большие и маленькие" - закреплять умение детей делать большие и маленькие шаги. | Музыкальный руководитель, воспитатели группы | |||
Творческая мастерская (конструирование): «Собери лапоть» - развивать конструктивные способности детей, логическое мышление | Пазлы «Лапти» | |||
Обучающая игра – ситуация «Эх, лапти мои!» - Расширить представления детей о старинной русской обуви-лаптях. - Средствами игры и сказки вызвать интерес к предметам русского быта прошлого. - Воспитывать интерес к быту и изделиям народно-прикладного искусства, русскому фольклору. | ||||
Чтение русской народной сказки «Чудесные лапоточки» - познакомить детей с содержанием новой сказки. | ||||
5. | 3.11.2023 Пятница «Балалайка, заигра-ка» | Х/Э развитие Аппликация "Балалайки для Зайки" - Формировать умение украшать эскиз балалайки по показу воспитателя. -Продолжать формировать умение наклеивать полученное изображение на бумагу, пользоваться клеем: намазывать его кисточкой тонким слоем на обратную сторону наклеиваемой фигуры (на специально приготовленной клеенке), прикладывать стороной, намазанной клеем, к листу бумаги и плотно прижимать салфеткой. | ||
Дидактические игры по социальному миру «Лучшие друзья» - обучение детей умению согласовывать свои действия с текстом и с другими детьми. | ||||
Детская студия Игровое представление «Играй моя балалайка» | Воспитатели, музыкальный руководитель. | |||
Музыкальная игра «Какой инструмент угадай» - развитие слухового восприятия. | ||||
Трудовой десант «Чистим музыкальные инструменты» - воспитывать ценностное отношение к труду: - формировать бережное и заботливое отношение к музыкальным инструментам. | ||||
Чтение и беседа по сказке «Про медвежонка, мечтавшего играть на балалайке» - познакомить детей с содержанием новой сказки, - развивать связную речь детей в ходе обсуждения сказки. | ||||
Дидактическая игра «Найди отличия» - развивать у детей внимание и логическое мышление. | ||||
6. | 7.11.2023 Вторник «Русские валенки». | Познавательное развитие ФЦКМ/экология «Валенки! Ах! Валенки» - познакомить детей с историей традиционной русской обуви – валенки, технологией их изготовления, вариантами украшения; -обогащать знания детей о видах обуви через использование художественного слова; - активизировать словарь детей: шерсть, валяние, колодки, шерстобитная машина. | ||
Дидактические игры на освоение умений монологической речи (индивидуальная работа) Составление творческих рассказов «Какие валенки мне больше всего понравились» - развивать связную речь детей. | ||||
Пальчиковая гимнастика «Овечки». | ||||
Развитие умений по ИЗО: Внесение плоскостных изображений валенок для самостоятельной творческой деятельности детей. | ||||
Слушание музыкального произведения «Валенки» в исполнении Л. Руслановой. | ||||
Развивающие игры (РЭМП, сенсорика): «Поставь валенки по порядку» - закреплять знания детей о высоте и цвете. | ||||
Сюжетно-ролевая игра: «Магазин обуви» | ||||
7. | 8.11.2023 Среда «О чем поет самовар» | Х/Э развитие Лепка из теста «Баранки, бараночки» - Закреплять умение катать пластилин прямыми движениями рук при лепке предметов овальной и формы и кругообразными – при лепке предметов круглой формы. Формировать умение детей пальцами оттягивать, скруглять концы, сглаживать поверхность. | Баранки для игры «Магазин» | |
Дидактические игры по РЭМП (индивидуальная работа) «Сосчитай баранки» - закреплять порядковый счет, понятие «больше», «меньше». | ||||
Игры для развитие мелкой моторики (индивидуальная работа): «Укрась самовар» (из фасоли» - развитие мелкой моторики пальцев рук. | ||||
«Заучивание стихотворения» В.Тарават «Чаем угощаем». | ||||
Игры на развитие психических процессов "Угадай предмет по детали" - развитие у детей образного мышления, воображения. | ||||
Коммуникативные игры (на развитие общения) «Баба, баба самовар, чайник кипятила!» (народная игра) | ||||
Беседа «Как появился самовар на Руси» - закреплять представления детей о самоваре. Активизировать познавательный интерес, внимание. | ||||
Просмотр мультфильма: «Пых, пых самовар». | ||||
8. | 9.11.2023 Четверг «Медведь» | Познавательное развитие – ФЭМП «Поиграем с мишкой» - учить детей соотносить цифру с количеством предметов; - закреплять количественный и порядковый счет в пределах пяти; - закрепить знания счет в пределах пяти;- умение ориентироваться в пространстве, закреплять понятие «на», «над», «под», «слева», «справа». | ||
Чтение и беседа по произведению Е. Чарушин «Медвежата» - познакомить детей с новым произведением. - развивать слуховое внимание и связную речь детей. | ||||
Дидактические игры по экологии: (индивидуальная работа) «Кто где живет? Чей детеныш?» - закреплять знание детей о диких животных | ||||
Дидактическая игра "Угостим гостей чаем" - закрепить у детей название и назначение чайной посуды. | ||||
Рассматривание выставки книг о медведях. | Воспитатели группы Родители. | Книги о медведях. | ||
Дидактические игры по нравственно-патриотическому воспитанию «Собери флаг России» - закреплять знание детей о российском флаге. | ||||
Творческая мастерская (конструирование): - учить детей изготавливать игрушку из бумаги. | ||||
8. | 10.11.2023 Пятница «Деревянные ложки» | Х/Э развитие Рисование «Ложки расписные, деревянные» - дать детям первичные представления о хохломских узорах, закреплять умение детей рисовать способом примакивания; - закреплять умение пользоваться тычком при рисовании ягод. | ||
Дидактические игры по речевому творчеству (индивидуальная работа) Упражнение «Закончи предложение» (ложка (какая?)…). | ||||
Подвижная игра «Ловкие повара» | ||||
Детская студия «Сочиняем сказку» (Театр на ложках) - развитие творчества и связной речи детей. | Театр на ложках. | |||
Детская лаборатория (опытно-экспериментальная работа) «Чем деревянная ложка отличается от металлической» | ||||
Музыкальная игра «Повтори ритм» | ||||
Вечер досуга: «Веселая ярмарка» |
3 этап – заключительный.
- Продукт проектной деятельности:
Выставка художественного творчества детей «Символы нашей Родины»
Организация и участие родителей в выставке «Сказки о медведях»
Пополнение РППС
- Подведение итогов проекта.
- Публикация результатов реализации проекта на сайте МБДОУ «Д/с № 40».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Родные символы или неофициальные символы России как средство развития представлений о Родине у детей старшего дошкольного возраста ".
Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.[[{"...
ПРОЕКТ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ «В символах Россию открываю, в символах Россию познаю» Номинация: «Символика России» для детей 4-6 лет
Проект в старшей группе по патриотическому воспитанию ( символы государственности : флаг, герб, гимн)...
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Берёза — символ русской природы и символ России»
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Берёза — символ русской природы и символ России»...
Терренкур «Символы России» как средство формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о символах России.
Патриотическое воспитание детей через игру. Формирование у детей патриотических чувств и любви к своей Родине. Физическое развитие....
Проект "В символах России открываю, в символах России познаю"
Ознакомление с государственными символами....
Презентация к занятию "Символы и нетрадиционные символы России"
Презентация к занятию по теме "Символы России"- традиционные и нетрадиционные....
Родные символы или неофициальные символы России как средство развития представлений о Родине у детей старшего дошкольного возраста
Проект разработан для работы с детьми старшего дошкольного возраста, и представляет мероприятие по совместной деятельности педагога с детьми по нравственно - патриотическому воспитанию в целях развити...