Мастер – класс «Пасхальная корзинка». Для детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
МОУ Красносельская СШ
дошкольный уровень образования
Методическая разработка
Мастер – класса «Пасхальная корзинка».
Для детей старшего дошкольного возраста
Разработал: воспитатель
Головинская Марина Валерьевна
Цель:
- Ознакомление детей с историей и традициями празднования Пасхи.
- Оказать практическую помощь в изготовлении пасхального сувенира, для последующей организации совместной деятельности родителей и детей дома.
- Стимулирование познавательного интереса в области подарочного дизайна, расширение общего и культурного кругозора,
- Развитие образного мышления, фантазии и воображения.
Задачи:
- Познакомить детей со славянскими традициями пасхального праздника; обучить практическому приему изготовления пасхального сувенира из бросового материала
- Развивать творческие способности, внимание, прививать интерес к православной культуре.
- Развивать мелкую моторику рук, умение работать с нестандартными материалами.
- Воспитывать трудолюбие, аккуратность, уважительное отношение к культурному наследию народов.
- Показать возможность творческой деятельности на практике.
Музыкальное оформление:
- русские народные мелодии
- колокольные перезвоны.
Материалы и оборудование (на каждого участника):
упаковка для яиц (картонная), цветной лист бумаги для принтеров, элементы для декора: ленты разных цветов, пайетки, банты, цветы, бабочки, цыплята - что есть под рукой, краски акриловые или гуашевые, клей ПВА.
Ход мастер – класса:
1.Рассказ педагога о празднике Пасхи и его традициях. Презентация
Педагог:
Добрый день ребята! Наша встреча проходит в преддверии самого доброго светлого праздника. А кто из вас знает, какой праздник скоро наступит? (Ответы детей)
Да, это прекрасный весенний праздник, который называется Пасхой, его отмечают на Руси уже тысячу лет. Пасха – самый главный праздник церковного года, день воскрешения Иисуса Христа, когда люди освобождаются от всего дурного. Это праздник надежды на будущее, радость, победа Добра над Злом. Празднуют Пасху и многие неверующие, ведь она – начало весны и пробуждения природы.
А как в ваших семьях готовятся к Пасхе? (Ответы детей: украшают дом, пекут куличи, красят яйца.)
Педагог:
Да, все верно. Накануне Пасхи дети и взрослые красят и расписывают яйца. Вот какие расписные яйца было принято дарить в этот праздник (зрительный ряд). А называли эти яйца в старину родимыми пятнышками русского народа. Когда их расписываешь, то, как бы забываешь про все плохое и мечтаешь только о хорошем и добром, красоте и радости.
А почему красят именно яйца и дарят их, а не другие подарки? Пасхальное яйцо — это символ надежды, новой вечной жизни, чистой, светлой, которую дает нам своим Воскресением Христос Бог. Дарение считалось знаком того, что ты прощаешь, человеку все обиды, что он тебе приятен, что ты не держишь на него зла.
Когда и как нужно окрашивать яйца?
Оказывается, красить яйца необходимо за три дня до Пасхи — в Чистый четверг. Вы можете использовать для окрашивания луковую шелуху, отвар березовых листьев, свеклы, кофе или других натуральных красителей. Чтобы получить яйца в крапинку, намочите их и обваляйте в сухом рисе, заверните в марлю и варите в красящем отваре. Мраморный эффект можно получить, завернув яйца перед варкой в луковую шелуху, а затем в платок или марлю.
Яйца можно расписать яйца вручную, украсить современными термонаклейками, оплести бисером. Можно также дарить декоративные яйца, например, деревянные расписные или отделанные лепными укращениями, лентами, а также яйца-свечи.
При желании можно освятить окрашенные яйца в церкви. Это можно сделать в Великую Субботу, которая предшествует Пасхе.
Но все ли из вас знают, как нужно правильно дарить пасхальные яйца?
Как дарить дома.
Согласно традициям, дарят пасхальные яйца со словами «Христос Воскресе!». Человек, которому вы дарите яйцо, должен в ответ произнести: «Воистину Воскресе!». А после этого происходит христосование — именно так называется троекратный поцелуй в щеки. Кстати, первым произносить пасхальное приветствие должен более молодой человек, а отвечает ему старший.
Встретившись с друзьями, родными или просто знакомыми, поприветствуйте их фразой «Христос Воскрес!». Они должны ответить вам «Воистину Воскрес!». Традиционно первыми приветствуют младшие, а старшие лишь отвечают.
Обменяйтесь пасхальными яйцами и «христосуйтесь» ими. Для этого возьмите в руку яйцо и ударьте его о яйцо в руке другого человека так, чтобы разбить его, затем переверните яйца другими концами и сделайте то же самое. Также традиция предусматривает «христосование в щеки» - поцелуйтесь с этим человеком трижды в щеки.
Как дарить в гостях.
Если вы отправляетесь праздновать Пасху в гости, возьмите с собой несколько яиц. Их надо поместить в плетеную корзинку на салфетку. Также можно взять с собой кулич или пасху. Когда вы придете в гости, то надо вручить подарок хозяйке, а детям яйца можно отдать в руки и после этого похристосываться. Так как вы гости, то приветствие должны начинать первым, не зависимо от возраста.
Педагог: На Пасху было принято петь веселые песни и водить хороводы. Сейчас и мы попробуем восстановить эту традицию.
ИГРА «Веселый хоровод»
Дети встают в большой круг, в центре которого ведущий с корзинкой пасхальных яиц. Ему завязывают глаза. Звучит любая веселая народная музыка. Хоровод движется по часовой стрелке, а ведущий кружится на месте против часовой стрелки.
Музыку неожиданно выключают. Ведущий и хоровод останавливается. Напротив, кого остановился ведущий, тот должен выполнить любое несложное задание, которое предлагает ведущий, а за это получает пасхальное яичко.
2. Практическая часть. Мастер – класс «Пасхальная корзинка» из бросового материала (упаковки для яиц) своими руками.
Педагог: Сегодня я предлагаю вам изготовить Корзиночку - Символ покоя и защищенности - для пасхальных яиц из бросового материала.
На нашем мастер - классе мы изготовим пасхальный сувенир из бросового материала.
Представляю пошаговый процесс выполнения работы:
1 этап: Изготовление основы. Вырезаем заготовки для корзины из упаковки для яиц по 4 или 9 ячеек в каждой. Одинарные ячейки можно использовать для дизайна корзины. Детям раздаем готовые.
2 этап: Раскрашивание. Заготовку раскрашиваем акриловыми или гуашевыми красками с добавлением клея ПВА. Она добавляет прочность изделию и укрепляет краску. Оставляем заготовку сохнуть.
3 этап: Изготовление ручки. Ручку для корзины делаем из цветной бумаги для принтера, складывая полоской по диагонали шириной 0,6-0,8 см. Затем обматываем лентой по спирали лентой другого цвета (для прочности и красоты), оставляя промежутки. Начало и конец ленты закрепляем клеем или степлером. Дугой загибаем изготовленные ручки.
4 этап. Сборка изделия. Прикрепляем к заготовке ручку степлером или приклеиваем клеем-пистолетом (2-х сторонним скотчем). (С помощью педагога)
5 этап. Декорирование изделия. А теперь немного фантазии и корзинка к Пасхе готова!
Вот такие корзиночки к Пасхе приготовили дети в подарок.
Рефлексия.
На выбор, воспитанникам, предоставляется вырезанные из картона пасхальные яйца, трёх цветов:
Зелёное – занятие понравилось;
Жёлтое – мне было не совсем комфортно на занятии;
Синее - занятие не понравилось.
На входной двери, приклеен плакат с нарисованной вазой, при выходе из кабинета, выбранное пасхальное яйцо каждый ребёнок приклеивает клеем – карандашом. Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект мастер – класса «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
Конспект мастер – класса «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...
Мастер-класс по рисованию для детей старшего дошкольного возраста " Кот Васька"
В данном мастер-классе представлено поэтапное изображение кота (из двух кругов разного диаметра)....
Мастер-класс «Развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»
В презентации представлены игры, используемые нами в работе по развитию диалогической речи дошкольников....
Мастер-класс "Кинезиологическое сопровождение развития детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ совместной деятельности и режимных моментах"
Цель мастер-класса: Повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы педагога-Мастера....
Мастер-класс по рисованию для детей старшего дошкольного возраста " Заяц белый, куда бегал?"
В мастер -классе представлено поэтапное изображение животного в зимнем лесу....
Мастер-класс "Коммуникативные игры для детей старшего дошкольного возраста"
С помощью этих игр, которые я хочу вам представить на своем мастер-классе, у детей:· Снимаются телесные зажимы;· Происходит эмоциональная разрядка;·...
Мастер-класс для родителей и детей старшего дошкольного возраста «Экологическое воспитание детей через игры экологической направленности»
Мастер-класс для родителей и детей старшего дошкольного возраста «Экологическое воспитание детей через игры экологической направленности» Цель: -Обогащение уровня педагогич...