Мастер-класс для родителей и детей старшего дошкольного возраста «Экологическое воспитание детей через игры экологической направленности»
план-конспект занятия (старшая группа)
Мастер-класс для родителей и детей старшего дошкольного возраста «Экологическое воспитание детей через игры экологической направленности»
Цель:
-Обогащение уровня педагогической компетентности родителей в формировании экологического мировоззрения детей старшего дошкольного возраста.
-Дать участникам мастер-класса представления о практическом использовании дидактических игр по экологии.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Мастер–класс для родителей и детей старшего дошкольного возраста:
«Экологическое воспитание детей через игры экологической направленности»
Цель:
-Обогащение уровня педагогической компетентности родителей в формировании экологического мировоззрения детей старшего дошкольного возраста.
-Дать участникам мастер-класса представления о практическом использовании дидактических игр по экологии.
Задачи:
-Актуализировать знания родителей об экологии, актуальности проблемы на сегодняшний день;
-показать родителям необходимость воспитания у дошкольников экологической культуры;
-Расширить представление родителей об основном виде деятельности детей дошкольного возраста – игре, дать представление о разнообразности и значении игр экологического характера для формирования экологического мировоззрения дошкольников; привлечь к участию в совместной игровой деятельности.
-Привлекать родителей к сотрудничеству по формированию экологической культуры дошкольников.
Оборудование : цветок; два панно: «Домашние и дикие животные», «Овощи и фрукты»; предметы (карандаш, ручка, фломастер, игрушки, пакет из под сока, пробки от пластиковых бутылок, пластиковые бутылки, фантики, и.т.д); предметные картинки объектов природы: (медведь, заяц, лиса, лягушка, птица, рыба) картинка животных и их детенышей, дидактические пособия и игры по экологии, магнитная доска.
Ход мероприятия
- Вводная часть
Добрый день, уважаемые родители и дети! Я очень рада встрече с вами.
Я начну свой мастер-класс со следующего эпиграфа:
«Мир, окружающий ребенка- это, прежде всего
мир природы с безграничным богатством явлений,
с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,
вечный источник детского разума.»
В. Сухомлинский
Как, Вы, догадались, что наша встреча посвящена теме природы, а именно экологическому воспитанию дошкольников, которое занимает одно из важных мест в системе дошкольного образования.
Что такое экология? (Ответы.) Экология – наука о нашем общем доме, о
планете Земля. Греческое «ойкос» - дом, «логос» - знание, знание о доме. Дом - это наша планета Земля. Человек и природа – одно целое, неделимое. Природа оказывает огромное влияние на нас, а проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Экологическое воспитание - это и есть познание живого, которое окружает ребенка, в своей среде обитания, и наша главная задача, научить их охранять и беречь то, что они видят.
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, «рукотворному миру», к себе и окружающим людям. Учитывая возрастные особенности дошкольников, основным видом деятельности в этом периоде является - игровая деятельность. ИГРА - первая ступень бесконечной лестницы жизни. Она обучает, воспитывает, выступает надежным средством социализации и саморазвития личности- именно поэтому она так важна для ребенка.
Для классификации экологических игр могут быть использованы различные принципы:
- по специфическим характеристикам;
- по тематическому распределению содержания;
- по форме организации и мере регламентации;
- по направленности действий.
По специфическим характеристикам выделяют:
Творческие игры:
- сюжетно-ролевые;
- театрализованные;
- строительные.
Игры с правилами:
- дидактические;
- подвижные.
По тематическому распределению содержания существует следующая классификация:
- игры на тему «Живая природа»;
- игры на тему «Неживая природа».
По форме организации выделяют:
- самостоятельную игровую деятельность ребёнка;
- совместную с педагогом игровую деятельность (под руководством взрослого).
По направленности действий игры делятся на:
- сенсорно-моторные;
- предметные;
- игры с перевоплощением (имитационные);
- социальные;
- соревновательные.
Важное развивающее значение для дошкольников имеют игры с правилами - подвижные, сюжетно-подвижные, дидактические (настольно-печатные, словесные и др.). Центральное звено таких игр - правила, они являются главным фактором развивающего воздействия на детей. Правила побуждают ребенка быть активным: сосредоточивать свое внимание на игровой задаче, быстро реагировать на игровую ситуацию, подчиняться обстоятельствам.
Среди всего многообразия игр с правилами для дошкольников особое внимание уделяется дидактическим играм. Уже само название - дидактические - говорит о том, что цель этих игр - умственное развитие детей. По характеру используемого материала дидактические игры условно можно разделить на игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные игры. Для повышения интереса детей к дидактической игре и природным объектам вводится элемент соревнования или проблемной ситуации.
Экологические знания, вызвавшие эмоциональную реакцию у детей, скорей войдут в их самостоятельную игровую деятельность, станут ее содержанием, чем знания, воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сторону личности дошкольника.
В формировании у детей эмоционального заинтересованного отношения к природе используются и другие виды игр: подвижные и подвижно-дидактические; игры-драматизации и строительно-конструктивные игры; игры – импровизации.
Экологические игры позволяют сместить акцент с усвоения дошкольниками готовых знаний на самостоятельный поиск решений предложенных игровых задач, что способствует умственному воспитанию. Создаётся положительный эмоциональный фон для формирования эстетических чувств детей, используя в играх естественные природные объекты, их изображения.
Итак, игра — не только развлечение, но и метод, при помощи которого маленькие дети знакомятся с окружающим миром. Чем меньше дети, тем чаще игра применяется как метод образовательно-воспитательной работы с ними.
Разнообразные игры с экологическим содержанием не только знакомят ребенка с окружающим вокруг миром, но и помогают сформировать систему социальных ценностей, ориентированных на бережное отношение к природе.
Хотелось бы немного остановиться на значении экологических игр :
-Большое влияние оказывают экологические игры на умственное развитие. Дети учатся рассуждать, делать выводы, обобщать, при этом тренируется их внимание, память;
-В процессе экологических игр обогащается словарный запас: дети узнают названия животных, птиц, растений, насекомых, учатся описывать их внешний вид, характерные особенности,
-Экологические игры способствуют и развитию математического мышления-ребенок отсчитывает необходимое количество предметов (например: игра «Собери шишки в корзину» ), сравнивает их по величине и форме,( в игре «Что сначала, что потом?») совершенствуется ориентировка во времени.
-Игра ставит взрослого и ребенка в партнерские отношения,
-Экологические игры позволяют развивать у ребят коммуникативные качества: воспитываются дружеские взаимоотношения между детьми, развивается чувство товарищества, взаимопомощи, воспитывается культура поведения и общения.
Игра для детей-не только прекрасный способ времяпровождения, но и средство обучения и развития, как физического, так и умственного. Поэтому у родителей всегда должен быть на вооружении список игр, в которые можно поиграть с детьми.
Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности, учатся любить и беречь природу.
В домашнем уголке ребенка рекомендуем иметь дидактические настольные игры природоведческого содержания . Они учат классифицировать растения и животные; запоминать новые названия, обогащают и развивают речь дошкольника.
Главное, чтобы ребенку и взрослому было интересно вместе.
2.Основная часть
И, сегодня, мы, уважаемые родители, не только познакомим, с некоторыми играми экологического характера, но Вы примите непосредственное участие в них.
- Разминка « В кругу» :
Уважаемым родителям предлагается встать в круг и, передавая друг другу цветочек, продолжить высказывание: «Мой ребенок — будет бережно относиться к природе и заботиться об окружающем его мире, если я…».
- Шуточная игра «Доскажи».
Я зачитываю стишок, а вы быстро отвечаете:
1. Знает девочка любая, что морковка …. (голубая, оранжевая).
2. Белым снегом все одето, значит, наступает …. (лето, зима).
3. Ночью каждое оконце слабо освещает …. (солнце, луна).
4. Облетели листья с клена, стал он к осени …. (зеленый, голый).
5. Под деревом четыре льва, один ушел, осталось …. (два, три).
6. Мышь считает дырки в сыре, три плюс два равно …. (четыре, пять).
7. По сосне, как в барабан, застучал в лесу …. (баран, дятел).
8. На заборе поутру, кукарекал …. (кенгуру, петух).
9. Лишь только свет дневной потух, заухал в темноте …. (петух, филин).
10. С пальмы вниз, на пальму снова, ловко прыгает …. (корова, обезьяна).
11. На болоте во весь дух, громко квакает …. (петух, лягушка).
12. Слышала вся улица, как мычала …. (курица, корова).
- Дидактическая игра «Что перепутала Маша»
Участникам предлагается два панно: А) домашних и диких животных; Б) Овощи и фрукты. Найти, что не правильно расположила Маша.
4. Загадки для детей :
-Летом в болоте вы ее найдете. Зеленая квакушка. Кто это? (лягушка)
-Он зимой в берлоге спит, потихонечку храпит, а проснется, ну реветь, как зовут его..(медведь);
-Он сидит послушный очень, лаять он совсем не хочет, шерстью он совсем оброс, ну конечно это.. (пес)
-Каждый вечер так легко. Она дает нам молоко . Говорит она два слова, как зовут ее.. (корова);
-Говорит коза, что козы очень любят нюхать розы, только почему то с хрустом нюхает.. (капусту);
- Корешок оранжевый под землей сидит, много витаминов он в себе хранит, помогает деткам здоровее стать, что за овощ, можете сказать..(морковь)
Пальчиковая игра «Времена года» :
Круглый год, круглый год. (сжимают в кулачок пальцы правой руки и вращают большим пальцем)
За зимой весна идет,
А за весною следом наступает лето,
И у кого не спросим –идет за летом осень.
А за осенью сама, вновь идет спешит зима. ( поочередно соединяют большой палец с остальными (на каждое время года). Повторяем другой рукой.
5.Дидактическая игра «Чей хвост»
Цель: Развитие внимания, логики, памяти, мелкой моторики.
Дидактический материал: Карточки с изображением различных животных, а также их хвостов.
Ход игры: Ребёнку дается задание. Подобрать хвост для каждого животного и соединить нужные картинки. Назвать у какого животного, какой хвост (длинный, короткий, пушистый, толстый, маленький, большой и т. д.). Так происходит знакомство со словами, отвечающими на вопросы чей? чья? чье? чьи? - лисий, волчий, медвежий и т. д.
6.Пантомима (угадывание животного)
Задание : «Оживить» некоторые из предложенных картинок, без слов, при помощи движений. Родители вытягивают карточки и показывает живую пантомиму, дети должны отгадать ( объекты природы: медведь, заяц, лиса, лягушка, птица, рыба).
7.Дидактическая игра «Собери дерево»
Цель: формирование способности составлять целое из частей.
Уточнить представления детей о частях дерева, их функциях.
Правила игры: один экземпляр картинок целый, а второй разрезанный на четыре части. Дети рассматривают целые картинки, затем они должны из разрезанных частей сложить изображение дерева. После того , как деревья собраны, проводиться беседа с наводящими вопросами.
Как называется дерево? Из каких частей оно состоит? Для чего нужен корень?
8.«Экологическая разминка» с родителями:
-Когда температура тела воробья ниже: зимой или летом?
(одинаковая)
-У кого язык длиннее тела?
(у хамелеона)
-Чем лягушка отличается от жабы?
(лягушка – дневное животное, а жаба - ночное)
-Почему красную книгу называют красной, а не зеленой?
(потому что красный цвет – сигнал опасности)
-Почему листья зеленые?
(потому что в них содержится хлорофилл)
-Кого называют листопадничками?
(зайчат, родившихся осенью)
-Что ест зимой жаба?
(ничего, зимой она спит)
-Какая нить в природе самая тонкая?
(паутина)
-Какое дерево является лучшим пылесосом?
(тополь)
-У кого уши на ногах?
(у кузнечика)
-Какую траву любят кошки?
(валериану)
-Самая высокая трава?
(бамбук)
-Опасен ли укус гадюки летом?
(Нет, только болезнен, ядовит укус только что проснувшейся после зимней спячки змеи)
-Какая птица не строит гнезда?
(кукушка)
9. Дидактическая игра «Воздух, земля, вода»
Воспитатель бросает мяч ребёнку и называет объект природы, например, «сорока». Участники должны ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» участник отвечает «вода», на слово «волк» - «земля» и т.д.
Возможен и другой вариант игры: воспитатель называет слово «воздух». Участник поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» - животное, обитающее на земле: на слово «вода» - обитателя рек, морей, озёр и океанов.
10.Дидактическая игра «Кто, где живёт?» У воспитателя картинки с изображением животных, а у детей – с изображениями мест обитания различных животных (нора, берлога, река, дупло, гнездо и т.д.). Воспитатель показывает картинку с изображением животного. Ребёнок должен определить, где оно обитает, и если совпадает с его картинкой, «поселить» у себя, показав карточку воспитателю.
11. Блиц – конкурс с родителями
Предлагаю вам небольшой блиц - конкурс «Как растения и животные предсказывают погоду». Я напоминаю вам начало приметы будущей погоды в поведении растений и животных, а вы заканчиваете строчку.
- Паук усиленно плетет паутину – (к сухой погоде).
- Уж на дороге греется – (перед дождем).
- Стрижи, ласточки низко летают – (дождь предвещают).
- Собака катается по земле, мало ест и много спит – (к вьюге).
- Если утром трава сухая – (к вечеру ожидай дождя).
- Цветы перед дождем – (пахнут сильнее).
- Кошка свернулась клубочком – (к похолоданию).
- Ворона кричит зимой – (к метели).
- Лягушки квакают – (к дождю).
- Воробьи в пыли купаются – (к дождю).
- Около луны звезда народилась – (к потеплению).
Физ. минутка
Смотрит солнышко в окошко (поднимают голову)
Светит в нашу комнату (руки в стороны)
Мы захлопаем в ладоши –
Очень рады солнышку (хлопают)
Мы ладони протянули (протягивают руки вперед)
И на солнышко взглянули (делают козырек двумя ладошками)
Дай нам, солнышко, тепла,
Чтобы силушка была. (сгибают пальцы, как бы маня к себе)
12.Игра « Убери мусор»
Есть поговорка: чисто не там, где убирают, а там где не мусорят, - и мы учим этому ребят.
Перед участниками выкладываются разные предметы (карандаш, ручка, фломастер, игрушки, пакет из под сока, пробки от пластиковых бутылок, пластиковые бутылки, фантики, и.т.д) Необходимо: выбрать что нужно оставить, а что выбросить.
13.Дидактическая игра «Чей малыш»
Цель: Развитие наблюдательности, внимания и аналитических способностей.
Дидактический материал: Карточки с изображением детёнышей животных и два игровых поля с изображением диких и домашних животных.
Ход игры: Ребятам предстоит помочь мамам разыскать своих малышей. Также при игре можно закрепить понятие у детей большой и маленький, домашние и дикие животные.
14. Игра называется «Поломанные слова»
Воспитатель раздает карточки родителям со словами– ворецск, ражувль, точласка, сотрягузка, гаивол, каут, роздед, дудо .
Название перелетных птиц вы узнаете после того, как исправите заданные слова и напишете правильные названия птиц.
15.Игра с мячом « Угадай слово» - необходимо угадать слово по первому слогу. Я называю первый слог и бросаю вам мяч, а вы ловите его и продолжаете слово
– название дерева: я-сень, то-поль, лист-венница, ту-я, ки-парис, о-сина, маг-нолия, бе-реза.
Рефлексия
- Молодцы. Вы все старались и победили. А теперь мы улыбнемся, Дружно за руки возьмемся. И друг другу на прощанье Мы подарим пожелание – Знания ищи всегда Умным станешь ты тогда!
Заключение:
Воспитатель: Уважаемые родители! Экологическое обучение и воспитание через игру является самым результативным и естественным. Игра – путь детей к познанию мира. Использование экологических игр, помогает выработать у детей основы экологических навыков, закрепить элементарные научные представления о природе и взаимосвязях в ней, воспитывать эмоциональное и нравственное отношение ко всему живому.
Воспитатель: «Нельзя же вечно брать взаймы. И долг природе должен быть оплачен, Когда б язык природы знали мы, Наверно, жизнь была у нас богаче…» (Л. Сорокин)
Спасибо большое всем за участие, благодарю вас. Надеюсь, вам теперь станет проще находить способы знакомства ребенка с миром природы. Я желаю вам успехов в воспитании и развитии ваших детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Экологическая сказка»
Проект по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Экологическая сказка»Проект по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Экологи...
Методическая разработка по экологии для детей старшего дошкольного возраста «Экологическое воспитание дошкольников»
Экологическое воспитание дошкольников В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина...
Экологическая квест-игра для детей старшего дошкольного возраста «Экологический цветик-разноцветик»
Экологическая квест-иградля детей старшего дошкольного возраста«Экологический цветик-разноцветик»...
Мастер-класс для воспитателей: "Экологическое воспитание дошкольников через игры экологической направленности.
Данный материал может быть интересен педагогам, работающим по теме экологическое воспитание. Педагог использующий игры в своей работе, найдет для себя что-то новое, а не работающий, поймет на сколько ...
Экологическая газета для родителей детей старшего дошкольного возраста «Экологические уроки для родителей»
Предлагаю вам экологическую газету для родителей детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) по теме «Экологические уроки для родителей»....
Экологическая квест-игра для детей старшего дошкольного возраста «Экологический цветик-разноцветик»
Цель: Создать условия для формирования у детей старшего дошкольного возраста основ экологической культуры, правильного отношения к окружающей среде посредством игровой деятельности....
Игра – ходилка по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Экологический патруль»
Игра – ходилка по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста«Экологический патруль»Цель. формирование экологического воспитания дошкольни...