Конспект занятия по ознакомлению с окружающим "Как народ весну встречал"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
Это занятие позволит детям узнать народные традиции встречи весны, закрепить уже имеющиеся знания о признаках весны. Занятие проходит весело и увлекательно для детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект занятия по ознакомлению с окружающим | 23.35 КБ |
Предварительный просмотр:
«Как народ весну встречал».
Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры.
Задачи:
- Образовательные задачи: Продолжать приобщать детей к культурным наследиям русского народа через заклички, приметы, русские народные игры. Обобщать знания о перелетных птицах. Ознакомить детей с очередным видом обрядной выпечки «жаворонки», история его происхождения. Закрепить умение передавать в лепке выразительность образа птицы, передавая ее характерные особенности, умение лепить пластическим способом.
- Развивающие задачи: Развивать творческое воображение, стойкий интерес к продуктивной деятельности. Совершенствовать умение лепить из соленого теста, пользоваться различными способами лепки: скатывание, вытягивание, прищипывание. Формировать технические умения и навыки работы со стекой, наносить рисунок на хвост и крылья. Побуждать к использованию дополнительного материала (изюм). Развивать мелкую моторику рук и кистей.
- Воспитательные задачи: Воспитывать эстетический вкус, умение видеть красоту природы, бережно относиться к птицам. Воспитывать самостоятельность. Желание доводить начатое дело до логического завершения. Испытывать чувство удовлетворения от использованных знаний, радоваться результатам. Воспитывать дружеские отношения, взаимопомощь.
Словарная работа: кликали, заклички, «весна-красна», приметы весны, народные названия весенних месяцев, традиции народа, обрядная выпечка.
Материал и оборудование:
Демонстрационный: картинки с изображением сцен празднования весенних праздников; настольная лампа, глобус.
Раздаточный: фартучки, налокотники, воздушный пластилин, доски, стеки, салфетки.
Аппаратное и программное обеспечение: ноутбук с записями народных мелодий, «трель жаворонка».
Восп.: Ребята, кто любит водить хороводы? Подходите ко мне, беремся за руки, и я предлагаю вам завести хоровод. Я буду петь а вы, если знаете слова, помогайте мне.
Согревайте скорей землю, солнышка лучи
Прилетайте скорей, в свои гнёздышки грачи
А мы песенку споём, хоровод заведём
А мы песенку споём, хоровод заведём.
Расцветайте скорей, все цветочки на лугах,
Поспевайте скорей, вкусны ягодки в лесах.
А мы песенку споём, хоровод заведём
А мы песенку споём хоровод заведём.
Восп.: О каком времени года поётся в этой народной закличке? Правильно, о весне.
- А кто знает, почему у нас происходит смена времён года? С чем это связано? (С движением Земли по своей траектории вокруг Солнца).
Подвести детей к столу, на котором стоят глобус и лампа.
- Вы уже догадались, что у нас будет обозначать лампа? Правильно, лампа – это солнце, а глобус?.... (Макет нашей Земли).
Давайте поставим на глобусе вот такую красную метку и понаблюдаем за её передвижением.
По продвижению глобуса предложить детям порассуждать.
- Как вы думаете, какое время года с той стороны, которая обращена к Солнцу? Почему вы так думаете? (Тепло, лето).
- Что с противоположной стороны? Какое время года? (Холодно, зима).
Можно предложить детям потрогать рукой одну сторону глобуса, затем противоположную.
- Земля постепенно вращается вокруг Солнца, поэтому меняются времена года. За год Земля делает один оборот вокруг Солнца. Какое время года у нас сейчас? (Весна).
Восп.: Проходите на лавочки, присаживайтесь. Посидим рядком, да поговорим ладком.
- В Древней Руси счёт времени было принято вести по четырем сезонам года. (Демонстрация наглядного материала)
При этом, до конца 17 века новый год начинался не с января, как мы привыкли сейчас, а в 20-х числах марта. Наиболее значимыми датами были 21 и 25 марта, поскольку эти дни считались Днем рождения бога Ярилы (бога Солнца и плодородия). Его считали богом весны, который приносит природе тепло, свет, пробуждая живительную силу в животных, растениях и людях.
- Весенние народные праздники были тесно связаны с жизнью природы, земледельческим трудом. Их отмечали всегда весело, наряжались в яркие костюмы и проводя различные обряды, игры. Среди таких обрядов заметным был обряд катать зажжённые деревянные колёса, которые были символами горящего солнца. Давайте и мы с вами прокатим такое колесо. Становитесь в круг. Замечательно, присаживайтесь. Те праздники, которые дошли до наших дней, также принято отмечать по устоявшимся традициям. Сегодня Масленица считается символом всех русских народных праздников – она имеет тысячелетнюю историю!
- Бывало и так, что март наступил, а погода не всегда радовала людей, часто зима не хотела уходить. Вот и приходилось людям весну в гости закликать. Давайте и мы вспомним заклички весны.
- Давайте станем в круг. Если не знаете слов, мы выучим их вместе.
Весна, Весна красная!
Приди Весна, с радостью,
С великою милостью:
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебами обильными.
Весна красна!
На чём пришла,
На чём приехала?
На сошечке, на бороночке?
- Весну на Руси закликали трижды:
8-9 марта – Первые заклички Весны
21-25 – Вторые заклички Весны «Комоедица» (Масленица)
6 апреля – Третьи заклички весны.
Несмотря на капризы переменчивой весенней погоды и непростые трудовые будни, народ находил время для творчества, сочиняя о весне загадки, стихи, пословицы. А также прилежно записывал весенние приметы. Например:
- Увидал грача – весну встречай;
- Сухой март – плодородие, дождливый – неурожай;
- Сухой март, а май мокрый делают хлеб добрый.
- Какие названия имел месяц март в народном календаре?
(Протальник, водотёк, капельник, весновей, утро года).
- А апрель как в старину называли на Руси?
(Водогон, водолей, цветень, парильник, солнечник).
- Как вы думаете, почему его так называли?
Восп.: - в апреле люди третий раз закликали Весну. А ещё говорили: «Весна зиму победила». Птиц, находящихся в неволе в этот день выпускали из клеток на волю, такая вот замечательная традиция была.(Показ наглядного материала) А ещё в этот день люди пели заклички, зазывая птиц. Давайте ещё раз встанем в круг и покличем жаворонков:
«Жаворонки, прилетите,
Студёну зиму унесите,
Теплу весну принесите:
Зима нам надоела:
Весь хлеб у нас проела!»
«Жаворонки, перепелушки,
Птички – ласточки!
Прилетите к нам!
Весну ясную,
Весну красную принесите нам!
У-у-у»
Восп.: и до наших дней сохранился обряд выпекать в этот день домашнее печенье в виде «жаворонков». Пекли их для всех членов семьи, в них запекали орехи и изюм.
- А как в старину называли последний месяц весны?
(Травень, розоцвет, цветень).
Восп.:вот, что говорил народ про месяц май:
- Май леса наряжает, лето в гости ожидает;
- Май холодный – год хлеборобный;
- Много майских жуков – к засухе;
- Запел соловей – весна пошла на убыль, а лето - на прибыль.
Восп.: молодцы дети, вы всё правильно вспомнили и сейчас я предлагаю вам поиграть в народную игру, которая передавалась из поколения в поколение. Называется она «Заря – заряница».
Проводится игра 2 р.
Восп.: Давайте продолжим народную традицию и сделаем жаворонков из теста.(Объяснение и показ)
-Скатываем шар, раскатываем небольшую колбаску, делаем петлю так, чтобы один конец был длиннее (хвостик).Формируем головку, оттягиваем клюв.
Оформляем глаза изюмом,сплющиваем хвост и с помощью стеки выделяем перья.
Восп.: Вот наш «жаворонок» готов. Посмотрите, как настоящий. Я его посажу на противень, но ему одному скучно и он ждет друзей, которых вы сделаете сами.
Воспитатель: А перед работой сделаем пальчиковую гимнастику. Давайте немного поиграем. Переплетите большие пальцы, зацепите друг за друга. Это будет голова жаворонка. Остальные пальцы сомкните. Это будут крылья.
(воспитатель сопровождает слова показом)
Готовы ваши жаворонки? Тогда взлетаем и поем: «-чри-чрии-и-и»
Хочет - прямо полетит,
Хочет - в воздухе висит,
Камнем падает с высот
И поет, поет, поет!
(дети выполняют движения руками в соответствии с текстом).
Восп.: Прежде чем приступить к работе, вспомните, что нужно сделать?
Дети: Надеть фартуки и нарукавники
(дети надеваю одежду).
Анализ занятия:
-Что вам понравилось в нашей встрече?
-Что вам показалось трудным?
-Кого мы приглашали закличками?
Воспитатель:
-Посидели мы рядком,
И поработали ладком,
Жаворонков мы слепили –
Весну – красну пригласили!
Мне было приятно с вами познакомиться, весну кликать, жаворонков лепить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Весна идет, весне дорогу!»
Занятие по лексической теме «Весна» создано с учетом психолого-педагогических характеристик детей старшего возраста. Занятие и презентация могут быть использованы как в индивидуальной, так...
конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "Весна идёт - весне дорогу"
Закреплять с детьми характерные признаки весны. Упражнять детей в умении устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Продолжать знакомить детей с литературными и фольклорными произведениями ...
Конспект занятия по ознакомлению с окружеющим миром. "Весна- красна. Встреча весны. Заучивание заклички " Весна- Красна"
Конспект занятия по ознакомлеию с окружающим миром во второй младшей группе...
Конспект занятия по ознакомлению с природой "Приметы весны"
Конспект занятия "Приметы весны"...
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой "Весна"
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой "Весна"...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Весна идёт» (первая младшая группа)
Цель: Дать детям первые представления о ранней весне....
Конспект занятия по ознакомлению с народной культурой «Весну встречай, жаворонков зазывай» (старшая группа №1)
Цель: знакомить детей с народной традицией - встречать весну с «жаворонками»....