Проект «Дошколята – защитники природы»
материал по окружающему миру

Рязанова Светлана Федоровна

В наше время резко возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию. Человек-часть природы: он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем лучше понять ее тайны, сохранить самое удивительное творение природы - жизнь на земле.

Дошкольный возраст - оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему; формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его повелении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Users\Фотина\Downloads\Рисунок2.png

 «…В природе столько красоты –H:\Акция ежик\Рисунок15.png

Вглядись, и ты поймешь,

Зачем росистые кусты

Окутывает дрожь.

Куда, журча, ручей бежит,

Прозрачнее стекла,

О чем под вечер, в поле ржи,

Поют перепела...

Пусть станет сердцу твоему

Понятна птичья речь –

И ты научишься тому,

Как это все беречь.

Наталья Анишина


Информационная карта проекта

Тема: «Дошколята – защитники природы»

Руководители проекта: Рязанова С.Ф., Ширина А.В.

Вид проекта: краткосрочный, групповой

Тип проекта: познавательно – исследовательский.

Сроки проведения: 3 недели.

Участники проекта: дети группы общеразвивающей направленности от 3 до 4 лет №9 «Веселые ребята», воспитатели группы Рязанова С.Ф., Ширина А.В., родители детей.

Возраст детей: 3-4 года.

Актуальность проекта: 

В наше время резко возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию. Человек-часть природы: он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем лучше понять ее тайны, сохранить самое удивительное творение природы - жизнь на земле.

Дошкольный возраст - оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему; формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его повелении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.

Экологическое воспитание дошкольников основывается на систематических наблюдениях за объектами и явлениями природы и их запоминании. Оно включает игровую, изобразительную деятельность, исследование. Чтобы достичь целей экологического воспитания, то есть любви к живой и не живой природе, необходимо просветить ребенка, дать ему минимум знаний о среде, сформировать начальные нравственные понятия и экологически грамотное поведение.H:\Акция ежик\Рисунок15.png

Дети в раннем возрасте очень эмоциональны, отзывчивы и сострадательны и воспринимают природу как живой организм.

Каждый взрослый знает, что, только научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем сохранить жизнь на земле. И задача педагогов и родителей посеять и взрастить в душе малышей семена любви к родной природе.

Цель проекта: формирование у детей системы ценностных отношений к природе, животному и растительному миру, воспитание любви к природе и бережного отношения к ней.

Задачи проекта:

- для детей:

  • дать детям знания об окружающей их природе, познакомить с разнообразием животного и растительного мира, показать неповторимость и красоту окружающего мира;
  • систематизировать знания о правилах поведения в природе; расширять представления об охране природы;
  • расширять общий кругозор детей, способствовать развитию их творческих способностей;
  • способствовать формированию умения из имеющихся способов решения проблемы выбирать один и использовать его;
  • развивать умение самостоятельно анализировать полученные результаты и подвести к выводу о необходимости оберегать природу;
  • познакомить детей со сказочными героями «Эколята- дошколята»;
  • воспитывать у детей культуру природолюбия;
  • воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, птицам.

- для педагогов:H:\Акция ежик\Рисунок15.png

  • создать  условия для реализации проекта, для получения успешного результата;
  • активизировать речь детей, обогащать словарный запас новыми понятиями и терминами, обеспечить эмоциональный настрой;
  • способствовать формированию культуры поведения в природе;
  • способствовать созданию активной позиции родителей в совместной работе  по вопросам охраны окружающей среды.

- для родителей:

  • оказывать детям помощь в поиске источника ответа на поставленный вопрос (в сети  Интернет, научные передачи по телевизору, плакаты, журналы, беседы со взрослыми и сверстниками);
  • активно сотрудничать с воспитателями по данному вопросу.

Этапы реализации проекта:

1 этап. Подготовительный:

1. Подбор детской художественной литературы для чтения детям, презентаций и видеороликов для просмотра.

2. Изготовление дидактических игр, пособий, атрибутов в экологический уголок.

3. Подобрать методическую, научно-популярную и художественную литературу, иллюстрированный материал.

4. Подбор сюжетных картинок и иллюстраций по теме проекта.

2 этап. Основной (практический). 

Социально-коммуникативное развитие:

  • Беседа на тему «Знакомство с Эколятами - юными защитниками природы»
  • Беседа «Комнатные растения - наши друзья»
  • Дидактическая игра «Сортируем мусор – бережем природу»
  • Дидактическая игра «Экознаки»
  • Дидактическая игра «Вода вокруг нас. Путешествие капельки воды»
  • Дидактическая игра «Четвертый лишний »

Познавательное развитие:

  • Наблюдение в природе во время прогулок.

  • Конспект ОД на тему: «Эколята – маленькие защитники природы».H:\Акция ежик\Рисунок15.png
  • Конспект ОД на тему:  «Путешествие на лесную полянку» (экознаки).
  • Эксперименты:
  1. Опытническая деятельность «Огород на окне».
  2. Игра – эксперимент «Путешествие капельки».

Речевое развитие:

  • Картотека пальчиковых игр с экологическим содержанием
  • Потешки.
  • Рассматривание энциклопедий:
  • «Энциклопедия природы для малышей» В. Г. Бабенко
  • «Экология для самых маленьких» Т.И. Богданец
  • «Живая природа» Ирина Рысакова
  • «Я познаю мир. Экология» А.Е. Чижевский
  • Чтение художественной литературы:
  • Рыжова Н.А., Рыжов И.Н «Экологические сказки и рассказы»
  • Сборник стихов по экологии «Экологическое воспитание в стихах»
  • Сборник «Экологических сказок для детей дошкольного возраста»
  • Слушание музыки «Звуки природы», «Времена года»

Художественно-эстетическое развитие:

  • Рисование на тему « Скворечник»
  • Мастер-класс по аппликации "Вода-это жизнь"
  • Лепка «Лучики для солнышка »

Физическое развитие:

Подвижные игры:  «Зайка беленький сидит», «Кошка и воробьи», «Воробышки и автомобиль»,  «Мишка косолапый», «Кто больше соберет», «У медведя во бору»,

«Мы по лесу идём», «Найди цветок»

Взаимодействие с  семьями воспитанников:

  • Консультация для родителей «Экологическое воспитание дошкольников в семье»
  • Консультация для родителей «Лес - наше богатство»
  •  Памятка для родителей «Экологические игры с ребенком»
  • Акция с родителями «Сдай батарейку! Спаси ежика!»

3 этап. Заключительный. H:\Акция ежик\Рисунок15.png

Обработка результатов по реализации проекта.

Презентация и защита проекта на педагогическом совете.

В результате реализации проекта:

  • повысился уровень экологических знаний, познавательной и речевой активности детей младшей группы;
  • дети стали более отзывчивыми и внимательными к окружающей природе, имеют представление о правилах поведения в природе, применяют их в конкретных жизненных ситуациях;
  • у детей начала развиваться потребность принимать личное участие в сохранности окружающей среды;
  • в результате совместной деятельности хорошо сплотился коллектив  воспитателей, родителей и детей;
  • повысился уровень экологической культуры родителей младшей группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дошколята - защитники природы

Мероприятие проводится в рамках проекта «Эколята-дошколята»...

Сценарий экологического праздника «Эколята-дошколята - защитники природы».

Сценарий тематического праздника на открытом воздухе для детей среднего и старшего дошкольного возраста....

Наши малыши-эколята дошколята защитники природы

Статья про Летнее экологическое воспитание в подготовительной группе....

Презентация на конкурс лучший стенд (уголок) «Эколята - дошколята защитники Природы» в образовательных учреждениях.

laquo;Поведение человека в природе – это и зеркало его души»К. Л. ЗелинскийМуниципальное образование город Муравленко Управление образования Муниципальное  бюджетное  дошкольное...

Экологический проект: «Дошколята-защитники природы»

В настоящее время из-за ухудшения состояния окружающей природной среды возникла каждого человека. Экология, не только наука, это мировоззрение молодого поколения, ответственность за будущее общего для...

Экологический проект в средней группе «Эколята – дошколята – защитники природы».

Формирование системы экологических представлений  о природе у детей, создание условий для формирования  элементов экологической культуры...