Экологический проект в средней группе «Эколята – дошколята – защитники природы».
проект по окружающему миру (средняя группа)

Любовь Армянинова

Формирование системы экологических представлений  о природе у детей, создание условий для формирования  элементов экологической культуры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ekolyata_s_sredney_gruppe.docx46.04 КБ

Предварительный просмотр:

                 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 18 с приоритетным осуществлением деятельности

по социально-личностному направлению развития воспитанников»

C:\Users\1\Desktop\Картинки для театра распечатать\images (7).jpg

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ  ПРОЕКТ

«Эколята – дошколята - друзья и защитники природы»

                                                              Красноуфимск,  2024

Экологический проект в  средней группе «Эколята – дошколята – защитники природы».

 Название проекта: «Эколята-дошколята – защитники природы»

Руководители  проекта: воспитатели: Армянинова Л.А.

       Срок реализации: краткосрочный проект (10.04.2022-25.04.2024)

        Участники проекта:

        - дети средней группы (4 - 5 лет);

        - воспитатели–      

  - родители воспитанников.

 Актуальность проекта:

      В современном мире проблемы экологического воспитания стали очень важны и вышли на первый план, и им уделяют все больше и больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто расточительная, безграмотная, безответственная с экологической точки зрения, ведущая к нарушению экологического баланса на всей планете. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы. Взаимодействие человека с природой осуществимо при наличии в каждом из нас достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с раннего детства и продолжается всю жизнь.

      Дошкольный возраст – очень важный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе положительное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно - экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Поэтому очень важно разбудить у дошкольников интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека, делает его более чутким. Чем больше мы узнаём природу, тем сильнее начинаем любить её. Воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о природе, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными. Вся нравственная направленность ребёнка должна быть ориентирована на развитие таких чувств и состояний, как любовь, переживание. Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Дети, которые ощущают природу: дыхание растений, ароматы цветов, шелест листьев, пение птиц, уже не смогут уничтожить эту красоту. Наоборот, у них появляется потребность помогать природе, любить ее, общаться с ней. Установление гармоничных отношений с живой и неживой природой развивает органы чувств, которые являются посредниками между окружающей средой и мозгом. Ввести ребёнка в мир природы, сформировать реалистические представления – знания о её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней – одна из важнейших задач воспитания дошкольников.

      Тип проекта: информационно - практико - ориентированный, групповой, экологической направленности.

     Участники проекта: воспитатели, родители, воспитанники среднего дошкольного возраста.

Продолжительность: краткосрочный срочный: с 10.04 по 25.04 2024 г.

     Цель проекта: - Формирование системы экологических представлений о природе у детей дошкольного возраста, создание условий для формирования у дошкольников элементов экологической культуры.
 

Образовательные цели:

Социально – коммуникативные:

- освоение правил коммуникации во взаимодействии с другими детьми через умение распознавать;

- развитие исследовательской деятельности дошкольников в совместной практической деятельности по обозначению проблемы;

- помочь ребёнку в осознании себя, как активного субъекта природы;

- обеспечить широкие возможности для использования всех органов чувств: видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус;

- приобщение к совместной деятельности детей и родителей как в детском саду, так и дома;

- воспитывать культуру поведения в природе.

Познавательные:

- познакомить детей с сезонными изменениями в природе, с цветовой гаммой, присущей тому или иному времени года;

- формирование элементарных представлений о простейших связях в природе;

- стимулировать познавательную деятельность детей в ознакомлении с предметами времён года;

- формирование познавательно – исследовательских знаний и умений у детей пятого года жизни.

Речевое развитие:

- при приобщении детей к природе, обогатить словарный запас детей и на этой основе помочь понять образ природы;

- ознакомление дошкольников с природой с использованием словесных методов (загадки, пословицы, приметы, стихотворения, рассказы, сказки);

- упражнять в использовании сравнений, подборе определений к заданному слову;

- учить составлять описательный рассказ о временах года с помощью схем, условных заменителей.

Художественно – эстетические:

- развитие воображения;

- овладение детьми модельной, символической формой опосредования и технической стороной художественного конструирования ( из бумаги, ткани, природного и бросового материала);

- знакомство с произведениями изобразительного искусства (пейзажей), воспитывать чувство эмоциональной приподнятости от встреч с прекрасным;

- воспитание познавательного интереса к природе и желание отражать полученные знания в творчестве.

Физическое развитие:

- сохранение и укрепление физического и психологического здоровья детей;

- формирование у детей потребности в двигательной активности;

- учить заботиться о своём здоровье в разные времена года;

- развивать двигательную активность детей через подвижные игры, игровые упражнения, связанные с приметами времён года.

     Задачи проекта:

1. Развивать у детей гуманистическое отношение к миру, интерес, эмоциональную восприимчивость к миру природы, стремление любить и охранять природу.

2. Приобщать дошкольников к экологической культуре на основе экологических представлений о растениях, животных, людях, как живых существах, придерживаясь принципа научности.

3. Расширять и систематизировать знания о растительном и животном мире родного края.

3. Подводить детей к пониманию необходимости экологически-правильного отношения к природе. Оказание помощи в освоении навыков наблюдения и экспериментирования, пробуждении творческого начала.

 4. Формировать экологическую воспитанность у дошкольников: - развивать экологические представления, правила поведения в ней и знания о ценности природы; - прививать навыки пользования научно - познавательной, справочной и художественной литературой, как источником получения новых знаний; - обучать практически - ориентированным действиям с объектами природы; - создать условия для накопления детьми эмоционально-позитивного опыта общения с природой; - участие в экологических акциях и проектах.

 5. Развивать взаимопонимание и взаимопомощь между детьми, педагогами, родителями, потребность в постоянном саморазвитии экологической культуры.

Этапы работы над проектом:

Подготовительный этап:

Обсуждение целей и задач проекта с родителями и детьми;

создание условий, необходимых для реализации проекта;

обогащение предметно-развивающей среды;

сбор и анализ литературы по данной теме;

разработка плана реализации проекта;

подбор дидактических игр, пособий, иллюстраций, стихотворений,

загадок, подвижных игр;

разработка конспектов образовательной деятельности по формированию целостной картины мира, речевому развитию, художественно-эстетическому развитию

Основной  этап работы:

Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.

Заключительный этап:

Включает в себя сбор и обработку методических, практических материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными; обобщение материалов проекта.

      Работа с детьми включает все виды детской деятельности (игровая, трудовая, познавательно - исследовательская, опытно-экспериментальная, продуктивная, музыкальная, чтение литературы и т. д.).

Формы работы с детьми: - различные виды игр экологического содержания: дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные и т. д.,

 - чтение художественной и научно-популярной литературы, - экологические акции,

 - труд в природе, наблюдения, целевые прогулки, экскурсии и др.

 - создание детских рукописных книг,

- рисование, лепка, аппликация,

 - слушание музыки.

Формы работы с родителями направлены на их экологическое просвещение и оказание помощи в подготовке к экологическим мероприятиям. Памятки, буклеты по экологическому воспитанию.

          Проект является средством решения задач образовательной области «Познавательное развитие» реализуемой основной образовательной программой дошкольного образования. Проект  реализован в совокупности с другими методиками для повышения эффективности деятельности, в том числе, с учетом регионального компонента.

Ожидаемые результаты:

1. организация предметно-развивающей среды экологической направленности;

2. расширение кругозора детей, систематизация знаний о природе и месте человека в ней;

3. повышение экологической компетентности родителей, их социальной активности;

4. проявление интереса к объектам и явлениям природы.

5. бережное отношение к природе, стремление к правильному поведению по отношению к миру природы;

6. стремление детей к исследованию объектов природы, умение делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;

7. умение вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе.

         Актуальность:

    

Этапы реализации проекта

        

        1. Этап – Подготовительный

        Внедрение в проект образы сказочных героев  изучение и создание информационной базы,

 Подбор материала по проекту

   Оформление консультаций для родителей;

        2. Этап – Основной

        Формы работы

        Работа с детьми:

        Экологические беседы

         Познавательное чтение.

        Лаборатория «Опыты» (опыты и эксперименты).

        Прослушивание музыкальных произведений.

        Изобразительная деятельность.

        Подвижные, дидактические, сюжетно - ролевые игры.

        Работа с родителями:

        Привлечение родителей к экологическому воспитанию детей.

        3. Этап – Заключительный этап

       Подведение итогов деятельности в рамках проекта  результаты мониторинга по экологическому воспитанию

 Презентация проекта.

        Продукт проекта: 1.Создание в группе стендов (уголков) «Эколята – Дошколята»

2. Мастер –класс  «Рисование  природы» в рамках детско-родительского клуба

Реализация проекта

        Работа с детьми:

        Беседы: «Берегите лес»,  «Поможем природе»,  «Растения просят помощи», «Правила поведения в природе», «Чистый воздух в городе», «Беседы о труде людей, которые приносят пользу для природы», «Что такое природа?», «Живая и неживая природа»,  «Почему воду нужно беречь?», «Растения помогают человеку жить»,  «Зимний лес и его обитатели»,», «Что такое «Красная книга».

        Чтение художественной литературы: «Лисичка-сестричка и серый волк», «Зимовье зверей»,  «Зимняя сказка», Е. Чарушин «Воробей», «Лисята», «Медвежата», Успенский «Птицы», А. Яшина «Покормите птиц зимой». В. Степанов «Животные наших лесов». Т.        Загадывание загадок:

        О природе.

О диких животных.

О птицах.

О домашних животных.

О деревьях и растениях.

        Наблюдения: «Труд дворника», «Комнатные растения», «И капает дождик опять», «Наблюдение за птицами», «Облака – белогривые лошадки».

        Опыты: «В почве есть воздух», «Прозрачная вода», «Воздух повсюду», «Сравнение веточек сосны и ели», «Как снег становится водой».

         Художественно-эстетическое развитие:

       Лепка

        - «Братья наши меньшие»

        - « Герои Эколят»

        - «Цветы»,

         Рисование гуашью и акварелью      

  - «Братья наши меньшие»

        - «Герои Эколят»

        -«На полянке»

        Аппликация / Конструирование

        -«Верба»

        - «Дикие животные»,

        - «Кормушки для птиц».

        

        Дидактические игры: 

        - «Домашние животные»

        - «Времена года»

        - «Третий лишний» (птицы)

        - «Что где растет?»

        - «Доскажи словечко» 

        - «Природа и человек»

         - «Когда это бывает?»

        Подвижные и малоподвижные игры:

- «Лиса и зайцы».

- «Эстафета «Собери мусор».

- «Пустое место»

- «Узнай по голосу»

«У медведя во бору...».

Спортивные соревнования Эколят (на призы Эколят). Старты Эколят, спортивные игровые программы Эколят, турниры Эколят(на улице).

Сюжетно - ролевые игры:

- «На даче»,

- «Поливаю огород»,

- «Засолка на зиму».

Музыкальная деятельность:

Ю. Антонов «Не рвите цветы»,

А. Вивальди «Времена года»,

Просмотр мультфильмов: 

Фиксики, серия  «Чему учит экология», «Мальчик и Земля»,

Смешарики, серия «Маленькое, большое море»,  «Мусор».

Работа с родителями:

        Консультация «Экологическое воспитание детей в семье»

        Анкетирование родителей по теме: «Отношение родителей к проблеме экологического воспитания»

        Совместное творчество детей и родителей.

        

Список используемых источников

        1. Воронкевич О. А «Добро пожаловать в экологию!» СПб «Детство-Пресс», 2008

        2. Николаева С. Н. Парциальная программа «Юный эколог» Издательство «Мозаика-синтез», 2017

        3. Николаева  С. Н. «Приобщение дошкольников к природе в детском саду и дома» Издательство: «Мозаика-Синтез», 2013

        4. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы,    Т.К. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика – Синтез, 2014.

        5. Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2010.

6. Интернет-ресурс

Приложение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий экологического праздника «Эколята-дошколята - защитники природы».

Сценарий тематического праздника на открытом воздухе для детей среднего и старшего дошкольного возраста....

Экологический проект в средней группе "Эколята молодые защитники природы"

Экологический проект в средней группе «Эколята – молодые защитники природы» Продолжительность проекта: долгосрочныйСроки реализации проекта: с июня по сентябрь 2018г.Тип пр...

Конспект НОД по экологическому воспитанию в старшей группе на тему: «Эколята-дошколята – защитники природы».

Конспект НОД по экологическому воспитанию в старшей группе на тему: «Эколята-дошколята – защитники природы»....

«Система работы экологического движения «Эколята-дошколята – защитники Природы» в детском саду.

В своей педагогической деятельности я стараюсь идти в ногу со временем, поэтому при выборе эффективных форм взаимодействия с детьми я опираюсь в первую очередь на  интересы и предпочтения моих во...

Конспект НОД (развлечение) по экологическому воспитанию в подготовительной к школе группе на тему: «Эколята-дошколята – защитники природы. Посвящение».

Материал в котором содержится комплекс мероприятий направленных на экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста...

Конспект занятия.Тема: «Эколята-дошколята защитники природы». Образовательные области: «Познавательное /Речевое/Художественно-эстетическое развитие. Возрастная группа: старшая

Цель: формирование бережного отношения дошкольников к миру природы.Задачи:1) Развивающие:- способствовать развитию познавательных интересов;- развивать любознательность, память;- развивать творч...