Экологический проект в средней группе «Эколята – дошколята – защитники природы».
проект по окружающему миру (средняя группа)
Формирование системы экологических представлений о природе у детей, создание условий для формирования элементов экологической культуры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ekolyata_s_sredney_gruppe.docx | 46.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 18 с приоритетным осуществлением деятельности
по социально-личностному направлению развития воспитанников»
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Эколята – дошколята - друзья и защитники природы»
Красноуфимск, 2024
Экологический проект в средней группе «Эколята – дошколята – защитники природы».
Название проекта: «Эколята-дошколята – защитники природы»
Руководители проекта: воспитатели: Армянинова Л.А.
Срок реализации: краткосрочный проект (10.04.2022-25.04.2024)
Участники проекта:
- дети средней группы (4 - 5 лет);
- воспитатели–
- родители воспитанников.
Актуальность проекта:
В современном мире проблемы экологического воспитания стали очень важны и вышли на первый план, и им уделяют все больше и больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто расточительная, безграмотная, безответственная с экологической точки зрения, ведущая к нарушению экологического баланса на всей планете. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы. Взаимодействие человека с природой осуществимо при наличии в каждом из нас достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с раннего детства и продолжается всю жизнь.
Дошкольный возраст – очень важный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе положительное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно - экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Поэтому очень важно разбудить у дошкольников интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека, делает его более чутким. Чем больше мы узнаём природу, тем сильнее начинаем любить её. Воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о природе, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными. Вся нравственная направленность ребёнка должна быть ориентирована на развитие таких чувств и состояний, как любовь, переживание. Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Дети, которые ощущают природу: дыхание растений, ароматы цветов, шелест листьев, пение птиц, уже не смогут уничтожить эту красоту. Наоборот, у них появляется потребность помогать природе, любить ее, общаться с ней. Установление гармоничных отношений с живой и неживой природой развивает органы чувств, которые являются посредниками между окружающей средой и мозгом. Ввести ребёнка в мир природы, сформировать реалистические представления – знания о её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней – одна из важнейших задач воспитания дошкольников.
Тип проекта: информационно - практико - ориентированный, групповой, экологической направленности.
Участники проекта: воспитатели, родители, воспитанники среднего дошкольного возраста.
Продолжительность: краткосрочный срочный: с 10.04 по 25.04 2024 г.
Цель проекта: - Формирование системы экологических представлений о природе у детей дошкольного возраста, создание условий для формирования у дошкольников элементов экологической культуры.
Образовательные цели:
Социально – коммуникативные:
- освоение правил коммуникации во взаимодействии с другими детьми через умение распознавать;
- развитие исследовательской деятельности дошкольников в совместной практической деятельности по обозначению проблемы;
- помочь ребёнку в осознании себя, как активного субъекта природы;
- обеспечить широкие возможности для использования всех органов чувств: видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус;
- приобщение к совместной деятельности детей и родителей как в детском саду, так и дома;
- воспитывать культуру поведения в природе.
Познавательные:
- познакомить детей с сезонными изменениями в природе, с цветовой гаммой, присущей тому или иному времени года;
- формирование элементарных представлений о простейших связях в природе;
- стимулировать познавательную деятельность детей в ознакомлении с предметами времён года;
- формирование познавательно – исследовательских знаний и умений у детей пятого года жизни.
Речевое развитие:
- при приобщении детей к природе, обогатить словарный запас детей и на этой основе помочь понять образ природы;
- ознакомление дошкольников с природой с использованием словесных методов (загадки, пословицы, приметы, стихотворения, рассказы, сказки);
- упражнять в использовании сравнений, подборе определений к заданному слову;
- учить составлять описательный рассказ о временах года с помощью схем, условных заменителей.
Художественно – эстетические:
- развитие воображения;
- овладение детьми модельной, символической формой опосредования и технической стороной художественного конструирования ( из бумаги, ткани, природного и бросового материала);
- знакомство с произведениями изобразительного искусства (пейзажей), воспитывать чувство эмоциональной приподнятости от встреч с прекрасным;
- воспитание познавательного интереса к природе и желание отражать полученные знания в творчестве.
Физическое развитие:
- сохранение и укрепление физического и психологического здоровья детей;
- формирование у детей потребности в двигательной активности;
- учить заботиться о своём здоровье в разные времена года;
- развивать двигательную активность детей через подвижные игры, игровые упражнения, связанные с приметами времён года.
Задачи проекта:
1. Развивать у детей гуманистическое отношение к миру, интерес, эмоциональную восприимчивость к миру природы, стремление любить и охранять природу.
2. Приобщать дошкольников к экологической культуре на основе экологических представлений о растениях, животных, людях, как живых существах, придерживаясь принципа научности.
3. Расширять и систематизировать знания о растительном и животном мире родного края.
3. Подводить детей к пониманию необходимости экологически-правильного отношения к природе. Оказание помощи в освоении навыков наблюдения и экспериментирования, пробуждении творческого начала.
4. Формировать экологическую воспитанность у дошкольников: - развивать экологические представления, правила поведения в ней и знания о ценности природы; - прививать навыки пользования научно - познавательной, справочной и художественной литературой, как источником получения новых знаний; - обучать практически - ориентированным действиям с объектами природы; - создать условия для накопления детьми эмоционально-позитивного опыта общения с природой; - участие в экологических акциях и проектах.
5. Развивать взаимопонимание и взаимопомощь между детьми, педагогами, родителями, потребность в постоянном саморазвитии экологической культуры.
Этапы работы над проектом:
Подготовительный этап:
Обсуждение целей и задач проекта с родителями и детьми;
создание условий, необходимых для реализации проекта;
обогащение предметно-развивающей среды;
сбор и анализ литературы по данной теме;
разработка плана реализации проекта;
подбор дидактических игр, пособий, иллюстраций, стихотворений,
загадок, подвижных игр;
разработка конспектов образовательной деятельности по формированию целостной картины мира, речевому развитию, художественно-эстетическому развитию
Основной этап работы:
Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.
Заключительный этап:
Включает в себя сбор и обработку методических, практических материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными; обобщение материалов проекта.
Работа с детьми включает все виды детской деятельности (игровая, трудовая, познавательно - исследовательская, опытно-экспериментальная, продуктивная, музыкальная, чтение литературы и т. д.).
Формы работы с детьми: - различные виды игр экологического содержания: дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные и т. д.,
- чтение художественной и научно-популярной литературы, - экологические акции,
- труд в природе, наблюдения, целевые прогулки, экскурсии и др.
- создание детских рукописных книг,
- рисование, лепка, аппликация,
- слушание музыки.
Формы работы с родителями направлены на их экологическое просвещение и оказание помощи в подготовке к экологическим мероприятиям. Памятки, буклеты по экологическому воспитанию.
Проект является средством решения задач образовательной области «Познавательное развитие» реализуемой основной образовательной программой дошкольного образования. Проект реализован в совокупности с другими методиками для повышения эффективности деятельности, в том числе, с учетом регионального компонента.
Ожидаемые результаты:
1. организация предметно-развивающей среды экологической направленности;
2. расширение кругозора детей, систематизация знаний о природе и месте человека в ней;
3. повышение экологической компетентности родителей, их социальной активности;
4. проявление интереса к объектам и явлениям природы.
5. бережное отношение к природе, стремление к правильному поведению по отношению к миру природы;
6. стремление детей к исследованию объектов природы, умение делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;
7. умение вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе.
Актуальность:
Этапы реализации проекта
1. Этап – Подготовительный
Внедрение в проект образы сказочных героев изучение и создание информационной базы,
Подбор материала по проекту
Оформление консультаций для родителей;
2. Этап – Основной
Формы работы
Работа с детьми:
Экологические беседы
Познавательное чтение.
Лаборатория «Опыты» (опыты и эксперименты).
Прослушивание музыкальных произведений.
Изобразительная деятельность.
Подвижные, дидактические, сюжетно - ролевые игры.
Работа с родителями:
Привлечение родителей к экологическому воспитанию детей.
3. Этап – Заключительный этап
Подведение итогов деятельности в рамках проекта результаты мониторинга по экологическому воспитанию
Презентация проекта.
Продукт проекта: 1.Создание в группе стендов (уголков) «Эколята – Дошколята»
2. Мастер –класс «Рисование природы» в рамках детско-родительского клуба
Реализация проекта
Работа с детьми:
Беседы: «Берегите лес», «Поможем природе», «Растения просят помощи», «Правила поведения в природе», «Чистый воздух в городе», «Беседы о труде людей, которые приносят пользу для природы», «Что такое природа?», «Живая и неживая природа», «Почему воду нужно беречь?», «Растения помогают человеку жить», «Зимний лес и его обитатели»,», «Что такое «Красная книга».
Чтение художественной литературы: «Лисичка-сестричка и серый волк», «Зимовье зверей», «Зимняя сказка», Е. Чарушин «Воробей», «Лисята», «Медвежата», Успенский «Птицы», А. Яшина «Покормите птиц зимой». В. Степанов «Животные наших лесов». Т. Загадывание загадок:
О природе.
О диких животных.
О птицах.
О домашних животных.
О деревьях и растениях.
Наблюдения: «Труд дворника», «Комнатные растения», «И капает дождик опять», «Наблюдение за птицами», «Облака – белогривые лошадки».
Опыты: «В почве есть воздух», «Прозрачная вода», «Воздух повсюду», «Сравнение веточек сосны и ели», «Как снег становится водой».
Художественно-эстетическое развитие:
Лепка
- «Братья наши меньшие»
- « Герои Эколят»
- «Цветы»,
Рисование гуашью и акварелью
- «Братья наши меньшие»
- «Герои Эколят»
-«На полянке»
Аппликация / Конструирование
-«Верба»
- «Дикие животные»,
- «Кормушки для птиц».
Дидактические игры:
- «Домашние животные»
- «Времена года»
- «Третий лишний» (птицы)
- «Что где растет?»
- «Доскажи словечко»
- «Природа и человек»
- «Когда это бывает?»
Подвижные и малоподвижные игры:
- «Лиса и зайцы».
- «Эстафета «Собери мусор».
- «Пустое место»
- «Узнай по голосу»
- «У медведя во бору...».
Спортивные соревнования Эколят (на призы Эколят). Старты Эколят, спортивные игровые программы Эколят, турниры Эколят(на улице).
Сюжетно - ролевые игры:
- «На даче»,
- «Поливаю огород»,
- «Засолка на зиму».
Музыкальная деятельность:
Ю. Антонов «Не рвите цветы»,
А. Вивальди «Времена года»,
Просмотр мультфильмов:
Фиксики, серия «Чему учит экология», «Мальчик и Земля»,
Смешарики, серия «Маленькое, большое море», «Мусор».
Работа с родителями:
Консультация «Экологическое воспитание детей в семье»
Анкетирование родителей по теме: «Отношение родителей к проблеме экологического воспитания»
Совместное творчество детей и родителей.
Список используемых источников
1. Воронкевич О. А «Добро пожаловать в экологию!» СПб «Детство-Пресс», 2008
2. Николаева С. Н. Парциальная программа «Юный эколог» Издательство «Мозаика-синтез», 2017
3. Николаева С. Н. «Приобщение дошкольников к природе в детском саду и дома» Издательство: «Мозаика-Синтез», 2013
4. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т.К. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика – Синтез, 2014.
5. Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2010.
6. Интернет-ресурс
Приложение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий экологического праздника «Эколята-дошколята - защитники природы».
Сценарий тематического праздника на открытом воздухе для детей среднего и старшего дошкольного возраста....
Экологический проект в средней группе "Эколята молодые защитники природы"
Экологический проект в средней группе «Эколята – молодые защитники природы» Продолжительность проекта: долгосрочныйСроки реализации проекта: с июня по сентябрь 2018г.Тип пр...
Конспект НОД по экологическому воспитанию в старшей группе на тему: «Эколята-дошколята – защитники природы».
Конспект НОД по экологическому воспитанию в старшей группе на тему: «Эколята-дошколята – защитники природы»....
Долгосрочный экологический проект в старшей группе "Эколята-дошколята - защитники природы"
Долгосрочный экологический проект в старшей группе...
«Система работы экологического движения «Эколята-дошколята – защитники Природы» в детском саду.
В своей педагогической деятельности я стараюсь идти в ногу со временем, поэтому при выборе эффективных форм взаимодействия с детьми я опираюсь в первую очередь на интересы и предпочтения моих во...
Конспект НОД (развлечение) по экологическому воспитанию в подготовительной к школе группе на тему: «Эколята-дошколята – защитники природы. Посвящение».
Материал в котором содержится комплекс мероприятий направленных на экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста...
Конспект занятия.Тема: «Эколята-дошколята защитники природы». Образовательные области: «Познавательное /Речевое/Художественно-эстетическое развитие. Возрастная группа: старшая
Цель: формирование бережного отношения дошкольников к миру природы.Задачи:1) Развивающие:- способствовать развитию познавательных интересов;- развивать любознательность, память;- развивать творч...