Экологический проект: «Дошколята-защитники природы»
проект по окружающему миру (младшая группа)

Маркова Светлана Михайловна

В настоящее время из-за ухудшения состояния окружающей природной среды возникла каждого человека. Экология, не только наука, это мировоззрение молодого поколения, ответственность за будущее общего для всех нас.

Планета Земля такая красивая, токая большая и такая хрупкая. Любая помощь природе должна быть хорошо продумана. В связи с этим в стране активно создается система непрерывного экологического образования населения. Начальным звеном этой системы является дошкольное учреждение. Поэтому в детских садах одним из видов познавательной деятельности введено экологическое воспитание дошкольников. Так М.А.Шаргаев считает, что «Необходимо начинать экологическое воспитание и обучение человека с его утробного развития. Детей надо учить, начиная даже не с грудного возраста, а намного раньше».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Экология для дошколят678.62 КБ

Предварительный просмотр:

Экологический проект:

«Дошколята-защитники природы»

(II младшая группа)

                                                   

г. Оренбург, 2023 г

Введение

В настоящее время из-за ухудшения состояния окружающей природной среды возникла каждого человека. Экология, не только наука, это мировоззрение молодого поколения, ответственность за будущее общего для всех нас.

Планета Земля такая красивая, токая большая и такая хрупкая. Любая помощь природе должна быть хорошо продумана. В связи с этим в стране активно создается система непрерывного экологического образования населения. Начальным звеном этой системы является дошкольное учреждение. Поэтому в детских садах одним из видов познавательной деятельности введено экологическое воспитание дошкольников. Так М.А.Шаргаев считает, что «Необходимо начинать экологическое воспитание и обучение человека с его утробного развития. Детей надо учить, начиная даже не с грудного возраста, а намного раньше».

Благодаря научным исследованиям дошкольного воспитания Н.А. Рыжовой, С.Н. Николаевой, Т.И. Поповой, Н.А. Кондратьевой, О.А.Соломенниковой и др. мы имеем возможность воспитывать, экологическую культуру детей начиная, с раннего возраста. Раннее приобщение детей к экологическим объектам закладывается в первые семь лет.

Экологическое образование дошкольника способствует формированию основ экологического мировоззрения и развития ребенка в целом, готовности его к школе. Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления будет разработан и использован как комплекс форм, средств, приемов, способствующих формированию экологического представления на эмоционально-чувственной основе. Ребенок будет вовлечен в элементарную поисковую деятельность, в ходе которой формируется интерес к приобретению знания о природе и ее явлениях.


                                                                                       

                                                                             Паспорт проекта:

Тема: «Дошколята-защитники природы».

Тип проекта: познавательно-информационный, групповой.

Продолжительность: краткосрочный.

База для реализации проекта: II младшая группа.

Участники проекта: Воспитатели, воспитанники, родители (законные представители).

Сроки реализации проекта: 1 неделя

Образовательная область: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.

Интеграция в образовательные области: речевое развитее, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Актуальность:
Часто дети не видят, не замечают красоту родной природы. Недостаточно понимают, не знают, как правильно вести себя в природе, в общении с живыми существами; нет примера для подражания. И дети зачастую ломают деревья, кусты, без пользы рвут цветы и бросают, убивают насекомых, разоряют птичьи гнезда и муравейники.

Цель проекта: воспитание любви к родной природе; гуманного, бережного отношения к ней и заботливого, чуткого ко всему живому.

Задачи

1.        Знакомить детей с нормами нравственного поведения в природе.

2.        Учить проявлять гуманное, заботливое отношение ко всему живому, развивать желание не разрушать, а созидать.

3.        Формировать элементарные умения правильного взаимодействия с растениями, животными, насекомыми.

4.        Призывать детей к добру, отзывчивости, чуткости и заботе.

Предполагаемый результат:

  • повышение роли природной окружающей среды в экологическом воспитании детей.
  • увеличение непосредственного участия детей в организации и проведении различных экологических мероприятий.
  • формирование навыков культурного поведения в природе родного края;
  • формирование положительно-эмоционального и осознанного отношения к природе родного края: доброжелательность к живым существам;
  • эмоциональная отзывчивость на их состояние;
  • развитие познавательного интереса детей;
  • вызвать желание и умение заботиться о живом;

Методическое сопровождение:

  • сбор информации о природных объектах;
  • подборка иллюстраций;
  • подбор художественной литературы;
  • дидактические игры;
  • беседы;
  • конспекты НОД;
  • ИКТ.

Формы работы:

  • НОД;
  • Дидактические игры;
  • Подвижные игры;
  • Пальчиковые игры;
  • Сюжетно- ролевые игры;
  • Продуктивная деятельность;
  • Чтение художественной литературы.

Работа с родителями:

  • Консультации "Экологическое воспитание детей в семье", "Как сделать прогулку интересной и полезной", "Прогулка в природу", "Дети и домашние питомцы";
  • участие в конкурсах рисунков, поделок на экологическую тему;
  • участие в акции: «Раздельный сбор мусора- решение экологических и природоохранных проблем»;
  •  сбор используемых батареек;
  • сбор и сдача макулатуры.

Этапы реализации проекта:

 

I.        Организационный

Обдумывание идеи проекта, сбор информации. Составление плана проекта, определение сроков реализации и ответственных за отдельные этапы проекта. Подбор методического и дидактического материала для реализации идеи, иллюстративного материала, литературных произведений по теме проекта. Разработка конспектов занятий.


II.        Основной

Проведение тематических занятий с воспитанниками, совместная работа воспитанников, родителей (законных представителей) и педагогов по теме проекта.

III.        Заключительный

Анализ результатов проектной деятельности.

План реализации проекта

I этап - организационный

Составление проекта по теме: «Дошколята-защитники природы»

Создание благоприятных условий для экологического воспитания детей и формирования у них экологической культуры.

II этап основной (практический)

Понедельник:

Беседа и рассматривание иллюстраций с изображением птиц.

Пальчиковая гимнастика домашние птицы «Петушок».

Петушок

Идет, идет петушок

(Указательный и средний пальцы «идут» по столу, как ножки.)

Набок гребешок,

(Указательный палец касается большого – получается «клюв».

Остальные пальцы слегка округлены и веером подняты вверх – это «гребешок».)

Красная бородка, костяная головка.

 Лепка: «Корм для птиц».

 

Прогулка: Наблюдение за птицами.

 Прослушивание аудиозаписи «Голоса птиц».

Д/игра малой подвижности «Летает- не летает».

Цель: развитие целенаправленного внимания, самостоятельности.

Задачи:

Ход игры: воспитатель рассаживает ребят на стульчики вокруг себя полукругом на достаточном для игры расстоянии друг от друга и рассказывает детям о насекомых, птицах, животных, умеющих летать. Спрашивает, умеют ли люди летать и что придумали и изобрели люди для того, чтобы летать. Обобщив ответы детей, он объясняет правила игры. Когда дети услышат название предмета или живого существа, способного летать, они поднимут руки, разведут их в стороны, имитируя полет, помашут руками вверх и вниз. Если же названный предмет или живое существо летать не могут, руки должны остаться на коленях. Воспитатель начинает называть предметы, стараясь по возможности зарифмовать их:

Летит, летит воробей, летит, летит муравей.

Летит, летит оса, летит, летит колбаса.

Летит, летит орел, летит, летит осел.

Летит, летит бабочка, летит, летит бабушка.

Летит, летит ворона, летит, летит корова...

Дети, слушая слова воспитателя, сами определяют, какие предметы летают, а какие нет.

Нужно махать крыльями или оставить руки на коленях. Дети, совершающие ошибки, из игры выбывают. В конце остаются самые внимательные.

Д/Игра «Экологические знаки

Цель: закрепить правила поведения в природе, воспитывать потребность их выполнять.

Ход игры

Воспитатель раскладывает знаки на столе обратной стороной. Ребенок выбирает любой знак. Затем объясняет, что он означает. Ребенок, не сумевший объяснить, что означает его знак, т.е. назвать правила поведения в природе по знаку, выбывает из игры. Выигрывают дети, объяснившие значение знака без ошибок.

Вторник:

Беседа «Влияние человека на природу»

Пальчиковая игра «Репка»

Тянут, тянут бабка с дедкой

Вытягивание пальцев за ногтевые фаланги

Из земли большую репку:

Вот пришла бы наша внучка,

Помогла б собачка Жучка.

Где же кошка, мышка – крошка?

Одноимённые пальцы прикасаются друг к другу.

Хоть держалась крепко,

Вытянута репка.

Подвижная игра «Лягушки в кадушке»

«Лягушки в кадушке».

На старой кадушке

Плясали лягушки,

Зеленые ушки,

Глаза на макушке.

Я к ним подошла —

Они в воду бултых!

На полу раскладываются обручи, по количеству участников игры. Каждый играющий — рядом с обручем. Ведущий ходит между ними и произносит стихотворение. Дети-лягушки прыжками двигаются вокруг своего обруча. Со словом «бултых!», дети-лягушки прыгают внутрь обруча. Ведущий старается занять обруч зазевавшегося лягушонка. Оставшийся без обруча пропускает ход или встает на место ведущего.

Ведущий словами: «Эй, зеленые лягушки, вылезайте из кадушки», дает сигнал .

Сюжетно- ролевая игра «Ежиха»

Цель. Развитие у детей способности принять на себя роль животного.

Игровой материал. Предметы-заместители, игрушки, иллюстрации.

Подготовка к игре. Знакомство с отличительными признаками ежа и ежат по картинкам, иллюстрациям. Чтение стихов и рассказов про ежа и ежат.

Игровые роли. Ежиха, ежата.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям поиграть и берет на себя роль ежихи: «Я буду ежихой. У меня колючие иголки и длинненький носик, на конце с черной пипочкой. Лапки у меня хоть и маленькие, но бегаю быстро. Живу я в норке. Умею прятаться от лисы. Свернусь в клубок — ни головы, ни ножек не видно и лежу себе на лесной тропинке. (Можно показать иллюстрацию, где лиса пытается лапой дотронуться до свернувшегося в клубочек ежа). Она ходит, ходит вокруг меня и никак не может меня схватить. Клубочек-то весь в острых иголках. Лиса даже лапой боится до меня дотронуться. Вот только плохо – живу я одна. Нет у меня ежат. Скучно мне. Кто хочет быть моим ежонком?».

 

Среда:

Беседа «Чем мы дышим?»

    Коллективное рисование «цветной лужок».

Пальчиковая игра «Бабочки»

«Бабочка»

Бабочка-коробочка,

Улетай под облачко.

Там твои детки

На берёзовой ветке.

Скрестить запястья обеих рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу. Пальцы прямые. «Бабочка сидит». Имитировать полёт «бабочки».

Чтение русской народной сказки «Кот, петух и лиса»

Лото «Животные»

Четверг:

Составление описательных рассказов о домашних животных кошке и собаке «мой домашний питомец».

Рассматривание и беседы по картинкам и репродукции русских художников (И. Шишкин «Утро в сосновом лесу», И.В. Поленов «Заросший пруд» и др.)

Пальчиковая игра «Насекомые»

Дружно пальчики считаем-

Насекомых называем:

Сжимать и разжимать кулачки.

Бабочка, кузнечик, муха,

Это жук с зелёным брюхом.

Поочерёдно сгибать пальцы в кулачок, начиная с большого.

Это кто же тут звенит?

Ой, сюда комар летит!

Вращать мизинцем.

Прячьтесь!

Спрятать руки за спину.

Чтение В. Бианки «Лис и мышонок»

Пятница:

Лепка «Котёнок с пушистым хвостом».

Просмотр мультфильмов «На лесных дорожках», «Лесные путешествия».

Пальчиковая игра «Капуста»

Мы капусту рубим-рубим,

Мы капусту солим-солим,

Мы капусту трём-трём,

Мы капусту жмём-жмём.

Подвижная игра «Птицелов»

Игроки выбирают себе названия птиц, крику которых они могут подражать. Встают в круг, в центре — птицелов с завязанными глазами. Птицы ходят вокруг птицелова и нараспев произносят: В лесу, в лесочке, На зеленом дубочке Птички весело поют. Птицелов вдруг тут как тут! Он в неволю нас возьмет.

Птицелов хлопает в ладоши, играющие останавливаются, и водящий начинает искать птиц. Тот, кого он нашел, подражает крику птицы, которую выбрал. Птицелов угадывает название птицы. Тот, кого он угадал, становится птицеловом. Перед началом игры необходимо ознакомить детей с различными видами птиц.

Загадки о природных явлениях.

Загадки

Крыльев нет, а он летает,

Тучки, облака гоняет,

За погоду он в ответе!

Кто же это? - Это... (ветер)

Что за черный пароход

Грозно по небу плывет,

Закрывая солнца лучик?

Что же это? - В небе... (туча)

                                                         

                                                                   Итоговое развлечение

                                                                        «День Земли».

Сценарий экологического досуга во второй младшей группе: «День Земли».

20 марта - большой праздник всей планеты, День Земли. Все, кто любит свой дом, свой сад, свой парк и лес, все, кто любит природу, свои места, хочет видеть их красивыми, отмечают этот праздник. Все животные, все деревья, все цветы на Земле - это живая природа. В ней много интересного, мудрого, ценного и красивого, она многому может научить людей.

Цель: формировать у детей любовь к природе, желание её сохранять, оберегать.

Задачи:

  • формировать представление о многообразии природного мира, о необходимости охраны природы,
  • учить правилам поведения в природе;
  • воспитывать любовь и интерес к природе;
  • воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты, сопричастности и сопереживания ко всему живому, что нас окружает;
  • воспитывать у детей чувство радости, веселья от совместно проведенного досуга.

Предварительная работа: беседы на тему экологического воспитания, чтение художественных произведений о растениях и животных; дидактические и подвижные игры на экологическое воспитание; разучивание стихов, загадок о природе.

Материалы: макет Земли, ватман, гуашь.

Ход досуга:

Воспитатель: Сегодня 20 марта всемирный день земли. А что такое земля?

Дети: Земля – это планета.

Воспитатель: Правильно! Земля – это почва и суша. Земля – это родной край.

Ребенок 1:

Лесов и рек немало, их много на Земле,

Они любовь и счастье подарят друг тебе.

Они очистят воздух и жажду утолят,

И в жаркий летний полдень от зноя защитят.

Ребенок 2:

Леса ты береги и не руби так зря.

И знай, что вся Земля – родная мать твоя.

Прекрасней не найти нигде гармонии такой.

Одна лишь во Вселенной – и нет другой такой!

Ребенок 3:

Сегодня праздник, День Земли,

Большой и радостной планеты.

Желаю вам земной любви,

Жить без печали и запретов.

Ребенок 4:

Пусть День Земли напомнит вам

Что нам планета доверяет.

Она нам дарит мир тепла,

И небом чистым впечатляет.

Воспитатель: Какие чудесные стихи! Окружающая нас природа прекрасна, мы можем гулять в лесу, купаться в речке, собирать грибы и ягоды. А как нужно вести себя в лесу?

Ответы детей.

Воспитатель: Сейчас проверю, знаете ли вы правила поведения в лесу. Для этого мы поиграем в игру “Если я приду в лесок”, я буду говорить о своих действиях, если буду поступать хорошо, говорите “да”, если плохо “нет”.

– Если я приду в лесок и сорву ромашку? (Нет.)

– Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (Нет.)

– Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (Да.)

– Если ветку подвяжу, колышек поставлю? (Да.)

– Если разведу костер, а тушить не буду? (Нет.)

– Если сильно насорю и убрать забуду? (Нет.)

– Если мусор уберу, банку закопаю? (Да.)

– Я люблю свою природу, я ей помогаю? (Да.)

Воспитатель: Молодцы! Справились! Мы сами должны беречь, и защищать нашу любимую планету и должны всегда помнить правила поведения на природе. Ребята, я вам предлагаю сделать плакат, который отобразит нашу с вами любовь к Земле! Хотите?

Дети: ДА!

Дети с воспитателем ладошками рисуют «Лучики» вокруг планеты Земля, как символ любви и бережного отношения к ней.

Воспитатель подводит итог, спрашивая детей о прошедшем мероприятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "В мир природы с добротой"

Природа щедро отдает людям свои богатства. Как человеку выразить свою благодарность?Главный принцип жизни человека в гармонии с природой: "Не навреди". Познавая, не разрушай. Не бери у приро...

Экологический проект "Наш дом - природа"

Пояснительная записка   Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времен и народов отдали дань этой вечной и актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши д...

Экологический проект "Мы - друзья природы"

В течение 3 лет я работала по теме «Экологическое воспитание дошкольников». Проект «Мы – друзья природы» является обобщением опыта работы по данной теме.Цель: формировать у детей и родителей чувства с...

Экологический проект "Тропинка в природу"

Проект направлен на создание экологической развивающей среды на участках детского сада....

Проект «Дошколята – защитники лесов»

АктуальностьЗеленого друга надо беречь!Детям костры запрещается жечь.Шалость в лесу пересечешь Богатство страны от пожаров спасешь      Взаимодействие человека с при...

Проект «Дошколята – защитники природы»

В наше время резко возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию. Человек-часть природы: он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Научившись...