Познавательно – исследовательская деятельность с детьми средней группы. Тема: «Сравнение свойств металла и дерева».
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Валентина Николаевна Коканова

Цель: познакомить со следующими свойствами металла: гладкий, блестящий, тонет в воде, не горит.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelno-issledovatelskaya_deyatelnost.docx110.23 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно – исследовательская деятельность с детьми средней группы

Форма организации: виртуальная экскурсия.

Тема: «Сравнение свойств металла и дерева».

Цель: познакомить со следующими свойствами металла: гладкий, блестящий, тонет в воде, не горит.

Задачи: формировать представление о свойствах металла: гладкий, блестящий, тонет в воде, не горит. Продолжать учить ставить эксперимент и делать выводы по его результатам.  Активировать словарь детей: деревянный, металлический, металл, дерево.

Воспитывать у детей интерес к поисковой деятельности.

Методы: Обследование, эксперимент, МА, методы РТВ.

Оборудование: аптечные весы (или подобные), деревянная и металлическая пластинки одинаковые по размеру на каждого ребенка, тазики с водой (один на стол), большой деревянный куб и маленький металлический шарик, МТ.

Ход ОД

Этапы работы

Действия педагога    (методы и приёмы)

Мотивация детей к деятельности

-  Ребята, сегодня мы с вами сказочники. Возьмите в руки пластинки, которые лежат перед вами. Из какого они материала? Д: Из дерева и металла.

В: Вы будете обследовать эти пластинки по моим подсказкам-символам, делать выводы и помогать мне, сочинять сказку.

Простановка цели детьми

-  Ребята, что мы будем сегодня делать?  

Совместная работа с детьми по нахождению средств деятельности

 Итак, я начинаю.

     У одного писателя на столе лежали карандаш и шариковая ручка. Карандаш был деревянный, а ручка – металлическая. Ручка очень гордилась этим, и все время хвасталась перед карандашом. И вот однажды, когда писателя не было дома, они снова завели разговор.

Воспитатель ставит на МТ символ качества.

Дерево

Металл

 

В: Чем же ручка могла похвастаться?

Д: Посмотри, какая я гладкая.

В: А карандаш что отвечает?

Д: Ну и что, я тоже гладкий.

В: А ручка (Воспитатель ставит символ «солнышко»)?

Д: Зато я блестящая, а ты – нет. Вот как я сверкаю.

В: (Ставит символ «вода»). Чем же ответит карандаш? Что сейчас нужно сделать с пластинками?

Д: В воду бросить.  (Бросают пластинки в воду. Металлическая тонет.).

В: Почему металлическая пластинка утонула?

Д: Она тяжелая. Тяжелее деревянной.

В: Опустим в воду большой деревянный куб и маленький металлический шарик. Но сначала взвесим их на весах. Что тяжелее?

Д: Куб.

В: Значит, сейчас утонет куб? Он ведь тяжелее шарика.

Д: Нет, дерево не тонет.

В: Правильно. Каким бы большим ни был деревянный брусок, он не утонет. Но даже самый маленький металлический шарик утонет в воде, потому что свойство металла – тонуть в воде.

Воспитатель опускает куб и шарик в воду и подтверждает свои слова.

В: Так что же ответил карандаш ручке?

Д: А я плавать умею, а ты – нет.

В: Тут в комнате погас свет, и хозяйка зажгла свечу. Как вы думаете, как повел себя карандаш?

Д: Он испугался огня.

В: А ручка?

Д: Ручка стала смеяться над карандашом. Она ведь металлическая и не может гореть.

В: Вдруг свет зажегся снова, пришел писатель, взял ручку и стал работать. Спор прекратился, и мы с вами тоже сделаем перерыв. Только скажите мне, пожалуйста, что вы узнали о металле?

Д: Металл гладкий, блестящий, тонет в воде и не горит.

Писатель поработал немного и пошел ужинать. В это время на стол забралась мышка. Как вы думаете, что она сделала?

Дерево

Металл

Д: Она схватила карандаш и потащила к себе в норку.

В: Зачем?

Д: Чтобы его сгрызть.

В: А почему она ручку не захотела попробовать?

Д: Ручка металлическая. Она жесткая, зубы можно сломать.

В: Какой же материал тверже, дерево или металл?

Д: Металл тверже дерева.

В: Что же случилось дальше?

Д: Карандаш закричал: «Спасите! Помогите!».

В: Пока ручка думает, как она может помочь карандашу, проведем опыт. Я бросаю на пол два шарика: деревянный и металлический[1]. Посмотрите, как они себя ведут.

Д: Шарики упали, подпрыгнули и укатились.

В: А какой шарик подпрыгнул выше?

Д: Металлический.

В: Правильно. Деревянный шарик подпрыгнул невысоко, а вот металлический не только подпрыгнул выше, но и несколько раз. Почему это происходит?

Когда предмет ударяется об пол, человечки сдвигаются друг к другу еще ближе, а потом они встают на свои места и отталкиваются от пола. Получается прыжок. Совсем как пружинка, которую сжали, а потом отпустили. Это свойство – выправляться, становиться как прежде – называют упругостью. Металл – упругий материал.

Д: Металл прыгучий.

В: Можно и так сказать.

Так что же придумала ручка, чтобы спасти карандаш?

Д: Ручка скатилась на пол, подпрыгнула и ударила мышку по голове. Мышка испугалась, бросила карандаш и убежала.

В: В это время в комнату вошел писатель. Он очень удивился, увидев карандаш и ручку на полу, поднял их и сел за стол. А потом подумал немного и записал эту сказку.

Самостоятельная работа детей по апробации способов деятельности

 

Подведение итога

Какое же свойство помогло ручке спасти карандаш?

Д: Прыгучесть. Если бы ручка не была сделана из упругого металла, то она бы не смогла подпрыгнуть и прогнать мышку.

В: Придумайте название к сочиненной нами сказке.

Д: «Ручка и карандаш», «Металлическая ручка и деревянный карандаш», «Приключения металлической ручки и деревянного карандаша».

Где нам пригодятся знания о свойствах дерева и металла?

Если вам было легко и интересно, возьмите улыбающийся смайлик. Если вам было трудно и неинтересно, возьмите плачущую тучку.


[1]       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка познавательно -исследовательской деятельности с детьми средней группы. Тема: «Воздух и его свойства»

Цели: Формирование представлений детей об объекте неживой природы - воздухе.Задачи: познакомить со свойствами и способами обнаружения воздуха; развивать познавательную активность в процессе эксперимен...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром, средняя группа. Тема: «Сравнение свойств металла, бумаги, дерева и стекла».

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром, средняя группа.  Тема:  «Сравнение свойств металла, бумаги, дерева и стекла»....

Познавательно – исследовательская деятельность с детьми средней группы. Тема: «Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем».

Познавательно – исследовательская деятельность с детьми средней группы.Форма организации: экспериментирование....

НОД Познавательное развитие. Познавательно – исследовательская деятельность с детьми средней группы. Тема: «В мире пластмассы».

Форма организации: экспериментирование.Тема: «В мире пластмассы».Цель: познакомить детей со свойствами и качествами предметов из пластмассы....

Познавательно-исследовательская деятельность с детьми средней группы. Тема. Дикие животные лесов Сибири.

Познавательно-исследовательская деятельность с детьми средней группы.Тема.  Дикие животные лесов Сибири.Цель. Систематизация представлений  о диких животных  лесов Сибири  у детей ...

Познавательно-исследовательская деятельность с детьми средней группы. Тема: «Расскажи о любимых предметах».

Форма организации: решение проблемной ситуации.Тема: «Расскажи о любимых предметах».Цель: учиться рассказывать о предметах....