Познавательно – исследовательская деятельность с детьми средней группы. Тема: «Сравнение свойств металла и дерева».
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Цель: познакомить со следующими свойствами металла: гладкий, блестящий, тонет в воде, не горит.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznavatelno-issledovatelskaya_deyatelnost.docx | 110.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательно – исследовательская деятельность с детьми средней группы
Форма организации: виртуальная экскурсия.
Тема: «Сравнение свойств металла и дерева».
Цель: познакомить со следующими свойствами металла: гладкий, блестящий, тонет в воде, не горит.
Задачи: формировать представление о свойствах металла: гладкий, блестящий, тонет в воде, не горит. Продолжать учить ставить эксперимент и делать выводы по его результатам. Активировать словарь детей: деревянный, металлический, металл, дерево.
Воспитывать у детей интерес к поисковой деятельности.
Методы: Обследование, эксперимент, МА, методы РТВ.
Оборудование: аптечные весы (или подобные), деревянная и металлическая пластинки одинаковые по размеру на каждого ребенка, тазики с водой (один на стол), большой деревянный куб и маленький металлический шарик, МТ.
Ход ОД
Этапы работы | Действия педагога (методы и приёмы) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мотивация детей к деятельности | - Ребята, сегодня мы с вами сказочники. Возьмите в руки пластинки, которые лежат перед вами. Из какого они материала? Д: Из дерева и металла. В: Вы будете обследовать эти пластинки по моим подсказкам-символам, делать выводы и помогать мне, сочинять сказку. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Простановка цели детьми | - Ребята, что мы будем сегодня делать? | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Совместная работа с детьми по нахождению средств деятельности | Итак, я начинаю. У одного писателя на столе лежали карандаш и шариковая ручка. Карандаш был деревянный, а ручка – металлическая. Ручка очень гордилась этим, и все время хвасталась перед карандашом. И вот однажды, когда писателя не было дома, они снова завели разговор. Воспитатель ставит на МТ символ качества.
В: Чем же ручка могла похвастаться? Д: Посмотри, какая я гладкая. В: А карандаш что отвечает? Д: Ну и что, я тоже гладкий. В: А ручка (Воспитатель ставит символ «солнышко»)? Д: Зато я блестящая, а ты – нет. Вот как я сверкаю. В: (Ставит символ «вода»). Чем же ответит карандаш? Что сейчас нужно сделать с пластинками? Д: В воду бросить. (Бросают пластинки в воду. Металлическая тонет.). В: Почему металлическая пластинка утонула? Д: Она тяжелая. Тяжелее деревянной. В: Опустим в воду большой деревянный куб и маленький металлический шарик. Но сначала взвесим их на весах. Что тяжелее? Д: Куб. В: Значит, сейчас утонет куб? Он ведь тяжелее шарика. Д: Нет, дерево не тонет. В: Правильно. Каким бы большим ни был деревянный брусок, он не утонет. Но даже самый маленький металлический шарик утонет в воде, потому что свойство металла – тонуть в воде. Воспитатель опускает куб и шарик в воду и подтверждает свои слова. В: Так что же ответил карандаш ручке? Д: А я плавать умею, а ты – нет. В: Тут в комнате погас свет, и хозяйка зажгла свечу. Как вы думаете, как повел себя карандаш? Д: Он испугался огня. В: А ручка? Д: Ручка стала смеяться над карандашом. Она ведь металлическая и не может гореть. В: Вдруг свет зажегся снова, пришел писатель, взял ручку и стал работать. Спор прекратился, и мы с вами тоже сделаем перерыв. Только скажите мне, пожалуйста, что вы узнали о металле? Д: Металл гладкий, блестящий, тонет в воде и не горит. Писатель поработал немного и пошел ужинать. В это время на стол забралась мышка. Как вы думаете, что она сделала?
Д: Она схватила карандаш и потащила к себе в норку. В: Зачем? Д: Чтобы его сгрызть. В: А почему она ручку не захотела попробовать? Д: Ручка металлическая. Она жесткая, зубы можно сломать. В: Какой же материал тверже, дерево или металл? Д: Металл тверже дерева. В: Что же случилось дальше? Д: Карандаш закричал: «Спасите! Помогите!». В: Пока ручка думает, как она может помочь карандашу, проведем опыт. Я бросаю на пол два шарика: деревянный и металлический[1]. Посмотрите, как они себя ведут. Д: Шарики упали, подпрыгнули и укатились. В: А какой шарик подпрыгнул выше? Д: Металлический. В: Правильно. Деревянный шарик подпрыгнул невысоко, а вот металлический не только подпрыгнул выше, но и несколько раз. Почему это происходит? Когда предмет ударяется об пол, человечки сдвигаются друг к другу еще ближе, а потом они встают на свои места и отталкиваются от пола. Получается прыжок. Совсем как пружинка, которую сжали, а потом отпустили. Это свойство – выправляться, становиться как прежде – называют упругостью. Металл – упругий материал. Д: Металл прыгучий. В: Можно и так сказать. Так что же придумала ручка, чтобы спасти карандаш? Д: Ручка скатилась на пол, подпрыгнула и ударила мышку по голове. Мышка испугалась, бросила карандаш и убежала. В: В это время в комнату вошел писатель. Он очень удивился, увидев карандаш и ручку на полу, поднял их и сел за стол. А потом подумал немного и записал эту сказку. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа детей по апробации способов деятельности |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Подведение итога | Какое же свойство помогло ручке спасти карандаш? Д: Прыгучесть. Если бы ручка не была сделана из упругого металла, то она бы не смогла подпрыгнуть и прогнать мышку. В: Придумайте название к сочиненной нами сказке. Д: «Ручка и карандаш», «Металлическая ручка и деревянный карандаш», «Приключения металлической ручки и деревянного карандаша». Где нам пригодятся знания о свойствах дерева и металла? Если вам было легко и интересно, возьмите улыбающийся смайлик. Если вам было трудно и неинтересно, возьмите плачущую тучку. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка познавательно -исследовательской деятельности с детьми средней группы. Тема: «Воздух и его свойства»
Цели: Формирование представлений детей об объекте неживой природы - воздухе.Задачи: познакомить со свойствами и способами обнаружения воздуха; развивать познавательную активность в процессе эксперимен...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром, средняя группа. Тема: «Сравнение свойств металла, бумаги, дерева и стекла».
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром, средняя группа. Тема: «Сравнение свойств металла, бумаги, дерева и стекла»....
Познавательно – исследовательская деятельность с детьми средней группы. Тема: «Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем».
Познавательно – исследовательская деятельность с детьми средней группы.Форма организации: экспериментирование....
НОД Познавательное развитие. Познавательно – исследовательская деятельность с детьми средней группы. Тема: «В мире пластмассы».
Форма организации: экспериментирование.Тема: «В мире пластмассы».Цель: познакомить детей со свойствами и качествами предметов из пластмассы....
Познавательно-исследовательская деятельность с детьми средней группы. Тема. Дикие животные лесов Сибири.
Познавательно-исследовательская деятельность с детьми средней группы.Тема. Дикие животные лесов Сибири.Цель. Систематизация представлений о диких животных лесов Сибири у детей ...
Познавательно-исследовательская деятельность с детьми средней группы. Тема: «Расскажи о любимых предметах».
Форма организации: решение проблемной ситуации.Тема: «Расскажи о любимых предметах».Цель: учиться рассказывать о предметах....