Исследовательский проект "Ордена Великой Отечественной войны"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Нурудинова Мадина Алиевна

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одно из приоритетных направлений нашего времени. Патриотизм – любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам. Патриотизм – это готовность     пожертвовать личным, ради достижения общественного блага. Воспитание патриотических чувств начинается в детском возрасте, потому что именно в это время формируется личность ребенка. Педагогам важно помнить, что любовь к Родине – высшее проявление любви ребенка к своим близким, родному городу, поэтому формировать гражданственность нужно, начиная с малых, понятных детям вещей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ordena_vov.docx980.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Золушка»

        

Исследовательский проект,

посвященный празднованию 78-ой годовщины Победы в Великой  Отечественной войне,

«Ордена Великой Отечественной войны».

                Разработчик:

                                                                                                                                        Нурудинова М. А.,

                                                                                                                                               воспитатель

        

         

 

                                                                              Когалым        

                                                                                  2023 г

        

C:\Documents and Settings\Ученик.PC15-03\Рабочий стол\9 КЛ ОГЭ\Георгиевская лента) (39).jpg        Пояснительная записка

Ордена и медали – тяжёлая ноша

Тех, кто Родину-мать от врагов защищал, Кто геройски погиб на полях и на дотах,

Словно факел - горел, но штурвал не бросал… Ордена и медали – священная слава!

Тех, кто кровь проливал – невозможно забыть! И глумиться над памятью – нам не пристало, Есть черта, за которую грех заступить…

Владимир Кухарь Награды рождаются эпохой. Награда – это признание заслуг человека,

его полезной деятельности, благородных поступков. Это свидетельство

отваги и мужества, проявленных в интересах государства и общества. Государственные награды являлись и являются по сей день своеобразным социальным лицом эпохи. Награды и знаки отличия - это свидетельства особых заслуг.

Традиция отмечать заслуги людей наградами перед царем и Отечеством существует в нашей стране триста лет. «Благороднейшие и к чести и к славе стремящиеся души обвыкли предпочитать уважение, — считал Петр Великий, — характер и публичное возвышение, и знаки монаршей милости, отличающие от прочих, многим другим награждениям, имениям и подаркам».

В        годы        Великой                Отечественной        войны        были                учреждены        награды Великой        Победы        –        это        полководческие        медали        и        ордена        солдатам- освободителям, Их появление на свет не было случайным. Осенью 1941 года, когда Красная Армия переживала одну катастрофу за другой, а исход войны еще не был предопределен, в Ставке Верховного Главнокомандования был поднят вопрос о новых наградах. Уже в мае 1942 года был учрежден орден Отечественной войны, за которым последовала целая плеяда наград, таких как орден Славы, ордена Александра Невского, Кутузова, Суворова и Ушакова, главный военный орден - орден Победы и многочисленные медали.

Боевые подвиги советских людей в грозные годы войны приняли невиданно широкий размах, стали весьма разнообразны по своему характеру и различны по степени их значения. Поэтому если до начала войны в Советском Союзе было учреждено 5 орденов и 7 медалей, то в период с 20 мая 1942 по 30 сентября 1945 года ещё 24 ордена и 23 медали.

Учреждение в период Великой Отечественной войны новых военных орденов и медалей СССР имело большое государственное и политическое значение. Награды Великой Победы сыграли предназначавшуюся им роль.

Актуальность проблемы. Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одно из приоритетных направлений нашего времени. Патриотизм – любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам. Патриотизм – это готовность     пожертвовать личным, ради достижения общественного блага. Воспитание патриотических чувств начинается в детском возрасте, потому что именно в это время формируется личность ребенка. Педагогам важно помнить, что любовь к Родине – высшее проявление любви ребенка к своим близким, родному городу, поэтому формировать гражданственность нужно, начиная с малых, понятных детям вещей.

В данном проекте мы обращаемся к теме 78-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне, что способствует связи поколений.

Цель проекта. Нравственно-патриотическое воспитание воспитанников через ознакомление с наградами Великой Отечественной войны.

Задачи проекта:

- познакомиться с существующими орденами и медалями Великой Отечественной войны;

  • формировать осознанно-правильное отношение к общей беде и общей победе;
  • расширить        и        систематизировать        знания        детей        о        Великой Отечественной войне;
  • формировать у детей чувства исторической сопричастности к своему народу;
  • восстанавливать утраченные связи между поколениями;
  • создавать предпосылки для формирования и развития познавательных способностей детей в процессе практической деятельности;
  • воспитывать патриотические чувства детей, эмоционально-положительное отношение к воинам-защитникам, желание быть такими же смелыми, отважными и благородными.

Гипотеза. Ордена и медали получали герои в годы Великой Отечественной войны, после войны за беспримерные отвагу и мужество, проявленные в боях против фашистских захватчиков.

Проблема. У детей недостаточно знаний о событиях и наградах Великой Отечественной войны. Они часто путают понятия цены и ценности награды.

Продукты проекта.

  1. Альбом «Ордена и медали Великой Отечественной войны»
  2. Участие в оформлении Стены Памяти в детском саду
  3.  «Расскажем о войне». Экскурсии к Стене Памяти

Ожидаемый результат:

  1. В процессе реализации проекта воспитанники знакомятся с историей Великой Отечественной войны, с рассказами о подвигах русских солдат (в том числе с подвигами детей), получают знания о наградах Великой Отечественной войны.
  2. У детей формируется эмоционально-положительное отношение к воинам-защитникам, желание быть такими же смелыми, отважными и благородными.
  3. Воспитанники учатся адекватно и эмоционально правильно воспринимать произведения о войне (иллюстрации, репродукции картин, стихи, рассказы, повести, песни).
  4. Расширяются знания о государственных праздниках и историческом наследии нашей страны (День Победы; годовщина битвы под Москвой и др.).
  5. Оказывается помощь воспитателям в решении задач патриотического воспитания детей в «семье».
  6. У детей повышается уровень ответственности за свои поступки.
  7. Формируется понимание цены и ценности награды.

  Орден Красной Звезды

Орден «Красной звезды» учрежден в апреле 1930 года. В наградной системе Советского государства он был одним из первых боевых орденов, учрежденных до Великой Отечественной войны.

Авторами эскиза знака являются Куприянов В.К. – художник, и Голенецкий В. В. – скульптор. Они же авторы ордена Ленина.

Статут определяет награждение военнослужащих СА, ВМФ, погранвойск, войск МВД, сотрудников госбезопасности, а также различные госучреждения, воинские части и соединения, военные корабли. В числе награжденных могут быть и иностранные граждане. Награждение производится за определенные заслуги в обороне и обеспечении безопасности Советского государства как в мирное, так и военное время.

C:\Documents and Settings\Ученик.PC15-03\Рабочий стол\6 кл. ЛИТЕРАТУРА\be7efb_23c536afe67f4857ad464ce9ced262dc.jpg

Орден Красной Звезды представляет собой покрытую рубиново-красной эмалью пятиконечную звезду.

В середине ордена помещён щит с изображением фигуры красноармейца в шинели и будёновке с винтовкой в руках. По ободу щита расположена надпись «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», в нижней части обода — надпись «СССР». Под щитом находится изображение серпа и молота. Щит, изображение красноармейца, надпись, серп и молот, а также края звезды — оксидированы.

Орден Красной Звезды изготавливается из серебра.

Размер ордена между противолежащими вершинами звезды — 47-50 мм (в зависимости от года выпуска).

На оборотной стороне знак имеет нарезной штифт с гайкой для прикрепления ордена к одежде.

Лента к ордену шёлковая муаровая цвета бордо с продольной серой полосой посередине.

В 1935 году был изменён устав Красной Армии, и позиция бойца при штыковой атаке изменилась. Первоначально красноармеец был изображён лицом к зрителю, а с 1936 года на ордене красноармеец повёрнут вправо, в соответствии с новым уставом РККА, также на ногах у него стали изображаться не ботинки с обмотками, а сапоги.

C:\Documents and Settings\Ученик.PC15-03\Рабочий стол\6 кл. ЛИТЕРАТУРА\be7efb_f26d2d9421ca4577a537ace3101f4c2a.jpg        C:\Documents and Settings\Ученик.PC15-03\Рабочий стол\6 кл. ЛИТЕРАТУРА\be7efb_d332533d54144162b01eb0b5c93fd193.jpg

За заслуги и подвиги во время Великой Отечественной войны орденом Красной Звезды было произведено более 2 млн. 860 тысяч награждений.

В годы ВОВ орденом Красной Звезды одним из первых был награжден стрелок-радист бомбардировщика младший сержант Беловол Д.А. При возвращении с задания группа наших самолетов была атакована истребителями противника. В завязавшемся воздушном бою Беловол сумел сбить 3 вражеских самолета, однако и сам получил 4 ранения. За проявленные мужество и героизм 8 июля 1941 года Беловол был удостоен ордена Красной Звезды.

Орден Красной Звезды мог вручаться многократно. 6 раз орденом были награждены около 5 человек, 5 раз — более 15 человек, 4 раза — более 150 человек, 3 раза — более 1000 человек.

Во время Великой Отечественной войны им было награждено более 2 миллионов 860 тысяч человек.

Орден Ленина.

Орден Ленина

        

        

Высшей наградой ВОВ изначально стал орден Ленина. В 1941 году он чеканился из платины с золотом и был без колодки. В июне 1943 внешний вид нагрудного знака поменялся – он начал крепиться к 5-угольной колодке. Экземпляры прежнего образца подлежали замене, но этот процесс начался практически уже в послевоенное время. В качестве металла изготовления по-прежнему использовалось золотоплатиновое сочетание, в котором платиновым был профильный портрет Ленина.

Орден Красного Знамени

https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2020/09/27/k_5f7071337c1c0/558565_1.jpeg

        

Орден Красного Знамени (орден «Красное знамя») — первый из советских орденов. Был учреждён для награждения за особую храбрость, самоотверженность и мужество, проявленные при защите социалистического Отечества. Орденом Красного Знамени также награждались войсковые части, военные корабли, государственные и общественные организации. Вплоть до учреждения ордена Ленина в 1930 году орден Красного Знамени оставался высшим орденом Советского Союза

Орден Отечественной войны

https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2020/09/27/k_5f7071337c1c0/558565_4.jpeg

Учреждён указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 мая 1942г. Он имеет две степени. Высшей является 1-я степень. Орденом награждались за боевые подвиги как командиры Красной Армии, так и рядовые красноармейцы. Приводится около ста подвигов, за которые солдаты и офицеры награждаются этим орденом. Орден Отечественной войны, имеющий две степени, - I и II. За годы войны состоялось 350 тысяч награжденных этим орденом I степени и более миллиона - II степени.

Орден «Победа»

https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2020/09/27/k_5f7071337c1c0/558565_7.jpeg

Высший военный орден

Учрежден Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 ноября 1943 г.

Орденом награждались лица высшего командного состава за успешное проведение таких боевых операций в масштабе одного или нескольких фронтов, в результате которых в корне менялась обстановка в пользу Советской Армии. Более 100 бриллиантов украшают этот орден.
Орден «Победа» за № 1 был вручен Маршалу Советского Союза Жукову Г. К., а орден «Победа» за № 2 - Маршалу Советского Союза

Василевскому А. М

 

Фотог рафии детей у Стены Памяти в М АДОУ «Золушка»C:\Users\Lenovo\Downloads\PHOTO-2023-05-05-09-33-18.jpgC:\Users\Lenovo\Downloads\PHOTO-2023-05-05-09-32-55.jpg

Приложение

Организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми на тему «Ордена и медали Великой Отечественной Войны»

Возрастная группа: старшая группа
Тип НОД: интегрированная
Форма организации: групповая
Цель: воспитание детей в нравственно-патриотическом духе
Средства:
Наглядные: иллюстрации, фотографии орденов Победа, Красного Знамени, Славы, медалей «Золотая Звезда Героя Советского Союза», «За отвагу», «За боевые заслуги»; ордена и медали (для рассматривания детьми); фотографии военных лет, фотографии военной техники и оружия.
Мультимедийные: слайды «Ордена и медали ВОВ»
Литературные: физкультминутка, отрывок из поэмы «Реквием» Р. Рождественского, рассказы о детях героях ВОВ
Музыкальные: аудиозапись песни «Фронтовики, наденьте ордена» (композитор – Оскар Фельцман, слова – Владимир Сергеев)
Материалы: соленое тесто, формы для лепки из теста, доски для раскатывания, стеки.
Предварительная работа:
Экскурсия к Мемориалу «Вечный огонь»; проведение бесед с детьми о Великой Отечественной войне, заучивание стихов о войне, о солдатах, рассматривание слайдов о Второй Мировой войне. Совместная работа с родителями над выставкой ко дню Победы.
Задачи:
Развивающие:
- ознакомить с боевыми наградами времен Великой Отечественной войны
- развивать у детей любознательность и познавательный интерес;
Обучающие:
Обогащать словарный запас детей (патриот);
Воспитательные:
воспитывать уважение к ратным подвигам бойцов и командиров, гордость за свой народ, любовь к Родине.

Ход ООД

Педагог приветствует детей:
Здравствуйте ребята!
- Дети, как вы думаете, почему у вас на груди ленточки, как они называются?
- Ребята, в жизни людей существует множество различных дат – радостных, печальных, счастливых. Мы веселимся, когда отмечаем день рождения, Новый год и другие праздники, плачем и грустим, когда теряем близкого человека. Но есть одна особенная дата, которая объединяет всех людей нашей страны. Этот праздник для россиян живой и святой, и это дата - 9 Мая.
- Что это за праздник?
- Про День Победы говорят, что это праздник со слезами на глазах. Почему это так? (этот праздник одновременно и радостный, и печальный)
Дети отвечают на вопросы.
Педагог:
- Наши ребята приготовили отрывок из поэмы «Реквием» Роберта Рождественского. Предлагаю вам послушать своих друзей? (слайд 1)
Дети рассказывают на память отрывок из поэмы «Реквием» Р. Рождественского.

Отрывок из поэмы «Реквием» Р. Рождественского
Помните! Через века, через года, —
помните!
О тех, кто уже не придет никогда, —
помните!
Не плачьте! В горле сдержите стоны,
горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны!
Вечно достойны!
Хлебом и песней, мечтой и стихами,
жизнью просторной.
Каждой секундой, каждым дыханьем
будьте достойны!
Люди! Покуда сердца стучатся, —
помните!
Какою ценой завоевано счастье, —
пожалуйста, помните!
Песню свою, отправляя в полет, —

помните!
Детям своим расскажите о них,
чтоб запомнили!
Детям детей расскажите о них,
чтобы тоже запомнили!
Во все времена бессмертной земли
помните!
К мерцающим звездам ведя корабли, —
о погибших помните!
Встречайте трепетную весну,
люди земли.
Убейте войну, прокляните войну,
люди земли!
Мечту пронесите через года
и жизнью наполните!..
Но о тех, кто уже не придет никогда, —
заклинаем, — помните!
Педагог эмоционально вовлекает в слушание стихотворения остальных ребят.

Звучит песня - «Фронтовики наденьте ордена!» (1 куплет).
Педагог обращает внимание детей на выставку фотографий «Ветераны ВОВ»:

- Посмотрите, ребята, кто изображён на фотографиях?
Дети подходят к стенду, где изображены ветераны Великой Отечественной войны с наградами и отвечают на вопрос.
Педагог:

- Да, ребята, это ветераны. А как вы догадались?
На груди у них ордена и медали.
- В этот день ветераны надевают свои медали, встречаются с однополчанами, вспоминают свои боевые годы. Как вы думаете, за что человек мог получить орден во время войны? (за героический поступок, подвиг)

Показ педагогом детям орденов и медалей, фотографий военных лет (из лэпбука):
- Наши дедушки и бабушки, прадеды и прабабушки были такими же обыкновенными людьми: им было страшно подниматься в атаку и умирать, им было больно получать раны, было холодно в окопах и цехах военных заводов, они страдали от голода, усталости, недосыпания. И всё же они победили! Они были настоящими патриотами (определение из словаря Даля*)
Патриот - патриотка, любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник. Патриотизм - любовь к отчизне.

- Ребята, а что вы знаете про военные награды? Хотелось бы больше узнать про подвиги русских воинов?
Дети слушают речь педагога, участвуют в диалоге, высказывают своё мнение, основываясь на имеющихся представлениях, вспоминают ранее, усвоенное, задают и отвечают на вопросы (отвечают на вопросы с опорой на содержимое лэпбука).
-Тогда я приглашаю вас на экскурсию…..
Сегодня мы увидим награды - ордена и медали, которыми награждали воинов в годы Великой Отечественной войны.

Рассказ педагога в сопровождении слайдов 2-4:
- 4,5 года длилась Великая Отечественная война.
Много бед и горя принесла советским людям.
В руины превратились многие города и сёла.
Погибли тысячи людей.
Жестокие схватки проходили с немецкими захватчиками на полях сражения защищая свою Родину, солдаты и командиры сражались, не жалея жизни.
Как вы думаете, за что воин мог получить орден или медаль?
А что такое подвиг?
(педагог подводит воспитанников наводящими и уточняющими вопросами к пониманию того, что такое подвиг. Поощряет детей к высказыванию своих мыслей)
- Предлагаю вам принять участие в словесной игре «Какой бы я совершил подвиг, если бы был на войне?»
Дети начинают предложение со слов «Если бы я был на войне…»

Продолжение рассказа педагога в сопровождении слайдов 5-27:
Выполняя свой долг, солдаты совершали героические поступки, за что благодарная Россия награждала их орденами и медалями.
- орден Отечественной войны 1 и 2 степени;
- ордена, названные именами русских полководцев;
- орден «Победа»;
- орден Славы;
- орден Красной Звезды;
- медаль «За отвагу»;
- медаль за освобождение городов-героев;
- медаль «За победу над Германией в ВОВ 1941-1945 гг.»;
- Золотая звезда героя Советского Союза.
Дети рассматривают слайды, фотографии с изображением медалей и орденов.

Динамическая пауза
Педагог предлагаю всем желающим присоединиться к разминке:

Мы зарядку любим очень
Быть здоровым каждый хочет
Сильным смелым вырастать
Чтоб Отчизну защищать
Потянулись, раз нагнулись
Два наклон, и три наклон
От души земной поклон
Всем кто нас оберегает
И покой нас защищает.

Звучит песня «Фронтовики, наденьте ордена!» (2 куплет).
Продолжение рассказа педагога:

- Даже дети награждались орденами и медалями.
А кого из пионеров героев вы знаете?

Рассказ воспитателя о Вите Хоменко.
«Свой героический путь борьбы с фашистами пионер Витя Хоменко прошёл в подпольной организации «Николаевский центр»….
В школе по немецкому у Вити было «отлично», и подпольщики поручили пионеру устроиться в офицерскую столовую. Он мыл посуду и прислушивался к разговорам офицеров. Быстрого, смышленого мальчишку офицеры стали посылать с поручениями, а вскоре и вовсе сделали посыльным при штабе. Им и в голову не могло прийти, что самые секретные пакеты первыми читали подпольщики.
5 декабря 1942 года были схвачены и казнены десять подпольщиков. Среди них был и Витя Хоменко. Он жил героем и погиб как герой.
Орденом Отечественной войны 1 степени – посмертно – наградила Родина своего бесстрашного героя. Имя Вити Хоменко носит школа, в которой он учился».
- По традиции почтим память героев минутой молчания. Слайд 29(запись хронометра)

Педагог:
- Как вы думаете, есть ли разница между орденами и медалями?
- Вручались награды только на фронте, или люди, работая в тылу, тоже совершали подвиги?
- Сегодня мы с вами многое узнали о наградах, которыми в годы Великой Отечественной войны отмечали героев. Память об этих людях мы сохраним навсегда.
- Война приносит много горя. И хотелось бы, чтобы ордена и медали вручались за создание чего прекрасного, мирного, за доблестный труд на благо всех людей, за достижения науки и культуры.

- Предлагаю вам самим придумать, за какие поступки или достижения могли бы сейчас люди получить награду, и сделать медали из соленого теста (раскрасить позже в свободное время)
- Подумайте, какую медаль или орден вы хотели бы изобразить; вспомните форму медали и цвет ленточки, детали.
Продуктивная деятельность детей сопровождается помощью педагога.


Рефлексия.
Педагог предлагает детям поделиться впечатлением от экскурсии, мыслями о героизме и подвигах.
Комментирует высказывания детей, помогает наводящими вопросами:

- Что и кому вы сможете рассказать о сегодняшней экскурсии?
- Ребята хорошо поработали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа "Великая Отечественная Война"

Работа рекомендуется для детей подготовительной к школе группе....

Просветительно-исследовательский проект «Семейный архив участника Великой Отечественной Войны»

Защита Отечества является долгом и обязанностью его граждан. Высшее проявление его — гражданский, патриотический долг перед Отечеством. Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. За...

Тема проекта : «Югорский край в годы Великой Отечественной войны» ( 70 – годовщине победы в Великой Отечественной войне посвящается).

Тема проекта : «Югорский  край в годы Великой Отечественной войны» ( 70 – годовщине победы в Великой Отечественной войне посвящается)....

Исследовательская работа "Героическая судьба длиною в жизнь" О Талалакине Юрие Ивановиче- участнике Великой Отечественной войны.

Для детей раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами. 1. Трансформир...

Мемориальный комплекс, вечный огонь; Обелиск рабочим биофабрики ,погибшим на фронтах Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг; Памятник – обелиск жителям поселка Русские Липяги, погибшим в годы Великой Отечественной войны, установлен в Русских Липягах.

Для детей , чтобы знали что в их городе тоже есть --- Мемориальный комплекс, вечный огонь; Обелиск рабочим биофабрики ,погибшим на фронтах Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг; Памятник – обелис...

Музыка в годы Великой отечественной войны. Д. Шостакович. Ленинградская симфония . Научно-исследовательская работа

Место действий — блокадный Ленинград. Временной отрезок — 80 минут. Эти 80 минут были переломными в душах и сердцах всех жителей Ленинграда, переломными они были и для безжалостной и беспо...