Проект "Новогодние семейные традиции" в группе раннего возраста
проект по окружающему миру
Формирование у ребенка раннего возраста семейных ценностей, через традиции встречи нового года, посредством подготовки и создания условий работы с семьей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novogod semeyn proekt | 50.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
Новогодние семейные традиции в группе раннего возраста
Название проекта: «Мама для медвежонка»
(Познавательно - творческий, групповой проект)
Проект краткосрочный (с 14 декабря по 31 декабря)
Продукт совместной деятельности педагога с детьми и родителями:
«Ретро ёлка» 25 декабря
Участники проекта: дети, воспитатели и родители.
Возраст участников проекта: 1,5 – 2,5года.
Условия реализации проекта: заинтересованность детей и родителей.
Реализация проекта осуществляется через интеграцию различных видов деятельности детей и совместной работы с родителями.
Актуальность проекта:
Семья сильна и дружна, если все ее члены придерживаются одной точки зрения на основополагающие моменты жизни. Какими бы ни были установки родителей, если они передадут своему потомству те нравственные принципы, которые они сами получили в детстве, они сохранят и продолжат добрые традиции своих предков. Очень важно и то, что, когда малыши с детства впитывают добрые семейные традиции, они перенесут их и в свои семьи, став взрослыми. Таким образом и сохраняется память и преемственность поколений. Одна из традиции семьи является новогодние встречи.
Можно вместе наряжать елку. Создание новогодних украшений, новогодних костюмов своими руками всей семьей. Приготовление новогодней трапезы (хорошо, если есть какие-то традиционные блюда, присутствие которых на столе в праздничную ночь обязательно: имбирное печенье, салат по особому рецепту, утка с яблоками и т.д.). Собственно новогодняя ночь, проведенная совместно с родителями, детьми, бабушками и дедушками. Подарки, если их дарят не только взрослые, но и дети что-то самостоятельно или под руководством мамы приготовят и подарят домочадцам, это только укрепит добрые отношения.
Детский сад – это первый несемейный социальный институт, где ребенок учится жить в социуме. И задачей педагога является обогатить представление детей о семье, о ценности семьи в жизни каждого человека.
Цель:
Формирование у ребенка раннего возраста семейных ценностей, через традиции встречи нового года, посредством подготовки и создания условий работы с семьей.
Задачи:
- Формировать у детей представления о себе, своей семье.
- Развивать разговорную речь, развивать мелкую моторику рук и пальцев, умение выполнять движения в соответствии с текстом.
- Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях.
Ожидаемый результат:
- Формирование у детей устойчивых дружественных взаимоотношений в различных видах деятельности
- Оставить незабываемые впечатления у детей от участия в квесте «Мама для медвежонка»
- Красиво украшенные новогодние окна и ретро-ёлка в группе
Этапы осуществления проекта:
1. Подготовительный
2. Практическая деятельность
3. Продукт совместной деятельности.
I этап – Подготовительный
Задачи:
- Формирование проблемы
- Организация родителей для реализации проекта
- Погружение в игровую ситуацию
Совместно-образовательная деятельность воспитателя с детьми.
- Создание необходимых условий для реализации проекта.
- Перспективное планирование проекта.
- Подбор методической и детской литературы по данной теме.
- Подбор и изготовление квеста, дидактической игры по теме проекта.
- Подбор музыкальных произведений для прослушивания и музыкально-ритмических движений.
Сотрудничество с родителями:
- Проведение родительского часа «Народные традиции в семейном воспитании»
- Мастер-класс «Вытынанки «Морозный узор»» по традиции русского народа
- Творческая «Семейная» мастерская:
Создание фотоколлажа «Мама в детстве на ёлке»
Создание выставки - газеты «Новогодние семейные традиции», «Новогодний калейдоскоп из семейного архива»
- Оформление «Ретро» ёлки
II этап – Практическая деятельность
Познание« ФЦКМ»(формирование целостной картины мира)
Занятие «Моя семья»
Коммуникация« Развитие речи»
Занятие «У кого, какие мамы?»
Рассматривание фотоальбома «Семейный новый год»
Познание «Экспериментально - исследовательское развитие»
«Советские новогодние ретро-игрушки», «Украшение ретро-ёлки»
Художественное творчество
«Мамин портрет», «Новогодняя ёлка», «Морозный узор»
Пальчиковые игры: «Семья», «Семь Я»
Дидактические игры: «Мама и детёныш», «Назови ласково», «Кого как зовут?»
Логоритмика: «Кто живет у нас в квартире?»
Сюжетно - ролевые игры: «Дочки-матери», «Пригласим гостей», «Готовим обед», «Семейный поход в магазин», «Построим дом»
Театральная квест – игра «Мама для медвежонка»
Чтение художественной литературы:
Дина Непомнящая «Мама для мамонтёнка», Е.Благинина «Посидим в тишине», «Очень бабушку люблю»
Прослушивание музыкальных композиций
«Мамонтёнок» муз. В.Шаинского, сл. Д.Непомнящий;
«Умка» муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Яковлева;
«От улыбки» муз. В. Шаинского, сл.М.Пляцковского;
«Маленькой ёлочке холодно зимой» муз. М.Красева, сл. З.Александровой
Итоговое мероприятие
- Оформление презентации проекта «Новогодние семейные традиции»
https://vk.com/video-144980691_456239068
- Совместное мероприятие родителей с детьми «В ожидание Нового
Приложение.
Занятие: «Моя семья»
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто пришел к нам в гости, давайте поздороваемся! Дети садятся на стульчики полукругом. Воспитатель показывает куклу.
Кукла:
Здравствуйте, ребята! Вы котята? (дети – Нет)
Здравствуйте, ребята! Вы утята? (дети – Нет)
Здравствуйте, ребята! Вы цыплята? (дети – Нет)
А кто вы? (Мы мальчики и девочки)
Правильно, вы мальчики и девочки! У вас у каждого есть имя и фамилия. И у каждого есть своя семья.
Кукла:
Смотрите, что я вам принесла? (ответы детей). Да, правильно, я принесла вам чудо мешочек, он волшебный. Вот возьмите (передаёт воспитателю).
Беседа о членах семьи.
Воспитатель: Ребята, а хотите посмотреть, что лежит в мешочке? (достаёт картинки). Смотрите, ребята, какие красивые картинки, кто здесь нарисован? (воспитатель выставляет картинку с изображением мамы)
Дети: Мама.
Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно, это мама! А что она делает? (Ответы детей)
Показывает следующую картинку.
Ребята, а здесь кто нарисован?
Дети: Папа
Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно! Что он делает? (Ответы де тей)
За тем воспитатель показывает картинки с бабушкой и дедушкой, совместное фото семьи, говорят о них.
Кукла: Скажите ребята, а кто с вами живет дома? (Ответы детей: мама, папа, дедушка, бабушка, сестра, брат). Дети подходят к столу, где лежат фотографии генеалогического дерева.
Воспитатель: Что это ребята?(ответы детей)
Воспитатель: Правильно, это фотография.
Рассматривание фотографии «Моя семья»
Воспитатель: А чья же это фотография? Это семейная фотография.
Посмотрите, это – Маша,
А это – мамочка её.
Папа – стройный и большой,
И скажу с улыбкой я:
Это Машина семья.
Воспитатель: Ребята посмотрите внимательно, кто это?
Воспитатель предлагает ребенку, чья фотография оказалась в руках познакомить со своей семьей:
– Скажи, а как зовут твою маму и папу? (Покажи, где мама, папа)
– Скажите, а у кого есть сестра или брат, и как их звать?
–Милана, расскажи какая у тебя мама? (Добрая, красивая, хорошая).
– Арсений, расскажи какой у тебя папа? (Высокий, сильный).
– Ульяна, расскажи о бабушке? (Старенькая, добрая).
– Николь, а какой у тебя дедушка? (Старенький, с усами).
-Что вы любите дома делать вместе?
(Дети рассказывает о своей семье, называя имена членов семьи, родственные отношения: бабушка, дедушка, брат, сестра).
Воспитатель: Ребята, как одним словом, можно назвать маму, папу, сына, дочь? (Семья). Семья – это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. Есть такие семьи, где живут вместе - мама, папа, дети, бабушки и дедушки. Как хорошо, когда у каждого человека есть дружная семья.
Ребята, а давайте покажем свою семью на ладошке.
Пальчиковая игра: «Семья»
Вот дедушка, (большой)
Вот бабушка, (указательный,
Вот папочка, (средний,
Вот мамочка, (безымянный,
Вот деточка моя, (мизинец,
А вот и вся семья. (кулачок).
Дети проговаривают текст вместе с воспитателем. Играют два раза, разгибают пальчики на второй руке.
Воспитатель: Наши пальчики очень дружные. И в семье тоже все должны быть дружными. Маму с папой надо слушаться, они вас любят очень, помогают вам во всём. Ребята, а вы слушаетесь родителей? Помогаете им, убираете свои игрушки?
Дети: да.
Воспитатель: Молодцы! Значит, вы тоже заботитесь о своей семье.
Кукла: Сколько у вас родных! Только что-то я немного устала.
Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в игру и научим нашу гостью (вместе с детьми проводится логоритмика).
Игра «Кто живет у нас в квартире?»
Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши.)
Кто живет у нас в квартире? (Шагаем на месте.)
Раз, два, три, четыре, пять (Прыжки на месте.)
Всех могу пересчитать: (Шагаем на месте.)
Папа, мама, брат, сестра, (Хлопаем в ладоши.)
Кошка Мурка, два котенка, (Наклоны туловища влево - вправо.)
Мой сверчок, щегол и я — (Повороты туловища влево - вправо.)
Вот и вся моя семья. (Хлопаем в ладоши.)
Кукла: Я была рада познакомиться и поиграть с вами. До свидания! Передавайте большой привет вашей семье от меня! До новых встреч!
Рефлексия: Итак, ребята, о чем мы сегодня говорили? Говорили о семье. Семья – это самые близкие люди: мама, папа, братья и сестры, бабушки и дедушки. В семье все любят друг друга, заботятся друг о друге, помогают друг другу(это дома). А в детском саду у нас тоже есть дружная семья – это мы с вами.
Родительский час «Народные традиции в семейном воспитании»
Семья – часть общества, в которой есть условия для самореализации
ребенка, для его полноценного развития.
Семейное воспитание – система, включающая в себя усилия по
воспитанию, взращиванию детей. Направленность семейного воспитания
определяется взглядами взрослых на то, каким должен быть младший член семьи, каким нормам им следует придерживаться.
Известно, что на сколько взрослые учитывают традиции своего народа,
оказывает влияние и на младших членов семьи, т. е. детей. Дети «впитывают» в себя «народную, национальную» среду. Живя в России, жители должны обращать внимание на национальный компонент: язык народа, национальные праздники, обычаи.
Значение народных традиций:
- Прививается любовь к Родине.
- Воспитывается любовь к языку народа, окружающим людям.
- Формируется желание внести свой вклад в развитие традиций.
- Формируется чувство гордости за нацию, страну в целом.
- Формируются более тесные взаимоотношения между
поколениями. Позволяют не забыть историю.
- Формируется интерес к народным традициям близлежащих
республик, краев и областей.
- Создается интерес к межкультурной коммуникации.
Чувство патриотизма так многогранного своему содержанию, что не может быть определенно несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим, и желание сохранять и преумножать богатства своей страны.
Воспитание патриотизма и использование народных традиций осуществляется в каждодневной трудовой и духовной жизни народа. Формирование этих чувств настолько сложно, что часто возникает вопрос: правомерно ли говорить о них с детьми дошкольного возраста?
Несомненно, воспитывать патриотизм нужно. Но какое же большое
значение имеет при этом использование народных традиций не только в детском саду, но и дома!
Всё начинается с детства. Мы всегда обращаемся к впечатлениям
детства: дерево под окном, родные напевы. С младенчества ребенок слышит
родную речь. Песни мамы и сказки «открывают» ему мир, вселяют веру в добро. Слушая сказку, наблюдая за взаимоотношениями взрослых, ребенок начинает любить то, что любит его народ и его родители, ненавидеть то, что ненавидит народ.
Очень рано в мир ребенка входит природа родного края. Река, лес, двор –
все оживает для него. У ребенка появляются любимые уголки для игр, любимые деревья. Все становится родным и остается в памяти на всю жизнь.
Общество и семья – первые педагоги, знакомящие ребенка с Родиной, с
традициями. Они воспитывают в «маленьком человечке» чувство его значимости в этом мире. Взрослый выступает в роли посредника между ребенком и окружающим миром, ребенком историей, культурой народа.
При воспитании патриотических чувств важно поддерживать в детях
интерес к событиям и народным явлениям. Через малое к большому, т. е. следует сохранять интерес не только к народным традициям, но и развивать его дальше: показывать различия и сходства традиций разных народов, говорить о том, что все традиции имеют своей целью одно – воспитание в будущем поколении людей, ценящих и помнящих, уважающих и не забывающих развивающих и приумножающих истоки родной культуры, традиции прошлого и настоящего, обычаи прабабушек и прадедушек, обычаи народа, которому ребенок принадлежит.
Нельзя забывать и об интернациональном воспитании – основе уважения к другим нациям. Ведь не зря говорят: «Человек, не уважающий другой народ, не уважает и свой собственный». Говорите об этом детям, внушайте это. Только тогда будет ощущаться уверенность в том, что усилия не пропали даром, а этот ребенок, который только еще ходит в детский сад, будет
патриотом и ценителем сокровищниц родного народа, родной земли, своей
огромной страны.
Воспитание ребенка в единстве с народными традициями – вопрос
достаточно объемный и не следует недооценивать его значимости. Если в
детском саду над этим работает педагогический персонал, то дома этому
вопросу уделяют внимание далеко не все.
Как приобщать к народным традициям дома?
Можно проводить семейные праздники, которые могут быть посвящены
народным праздникам (День Матери, День отца, Новый год, День 8 марта, День Семьи, День города, края,). Можно просто пригласить бабушку и дедушку из деревни, которые бы рассказывали о том, какие праздники отмечают у них в деревне (и что этот праздник очень важен для них, чему он посвящен). Гости могут рассказывать о традициях в деревне. Для создания интереса у ребенка имеют значения не только слова взрослых, но и фотографии, видеосъемка, гостинцы. Дома взрослым предоставляется возможность играть с детьми в народные игры. Рекомендуются просмотр передач о городе, крае, стране, посещение театров, музеев.
При приближении какого – либо всероссийского праздника уместно поговорить о нем (беседа, уместен и «приход» героя русской народной сказки
или легенды к ребенку. Этот вызовет бурю эмоций, и эти впечатления останутся в памяти ребенка надолго. Взрослые, которые дорожат временем, и хотят вырастить всесторонне развитого ребенка, не забывающего свои истоки, должны задуматься над этим вопросом. Только при наличии единства, продуманности и целенаправленной работы по решению проблемы можно будет сказать, что родители заботятся о психологическом комфорте своего малыша, живущего в многонациональном мире.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Семейные традиции" для среднего возраста
Цель:Приобщение детей к истокам семейной культуры и старинным традициям, помочь понять, что все традиции в семье идут из прошлого....
Педагогический практикум в группе раннего возраста по теме: «Семейные традиции»
Цель: Способствовать созданию и поддержанию благоприятного психологического климата в семье.Задачи:1. Обогащать представление о семье, как о людях, которые живут вместе; учить ...
Проектная деятельность по ознакомлению с традициями и культурой русского народа в группе раннего возраста на тему: « Масленица»
Зиму дружно провожаем,Март мы в гости зазываем,И горячими блинамиМы растопим зиму с вами!© http://pozdravok.ru/pozdravleniya/prazdniki/maslenitsa/detskie/...
Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в группе раннего возраста по теме: «Дорога в волшебный мир русских традиций»
Цель: Ознакомление с русскими народными играми и потешками через русскую народную сказку «Репка». Задачи:Развивать интерес к народным играм и развлечениям.Развивать мелкую моторику па...
Проект «Семейные традиции» (старший дошкольный возраст)
Автор: Маслова Наталь НиколаевнаОрганизация: МАДОУ №35Населенный пункт: Г. Курганинск Краснодарского края Паспорт проекта «Семейные традиции»...
Календарно-тематическое планирование в группе раннего возраста по теме недели "Моя семья. Семейные традиции"
Календарно-тематическое планирование в группе раннего возраста по теме недели "Моя семья. Семейные традиции"...
Краткосрочный проект во II группе раннего возраста «Семейные традиции».
Актуальность проекта:В современном темпе жизни родители зачастую не успевают оказать достаточно внимания своим детям, что в свою очередь неблагоприятно сказывается на детско-родительских отношени...