Конспект занятия "Зимующие птицы"
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)

Стряпунина Елена Викторовна

Формирование представлений детей о зимующих птицах нашего края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_zimuyushchie_ptitsy.docx20.14 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: Формирование представлений детей о зимующих птицах нашего края.

Задачи:

Воспитательные:

-создавать условия для формирования у детей положительного отношения к окружающему миру;

- воспитывать интерес и любовь к природе родного края

- воспитывать доброжелательное отношение к птицам

- вызывать стремление беречь их, помогать зимующим птицам.

- создавать условия для проявления эмоциональной отзывчивости, инициативы на основе сотрудничества со взрослым

Развивающие:

- создать условия для развития мыслительных процессов детей: зрительное и слуховое восприятие, память, логику;

Обучающие:

- уточнять и расширять представления детей о зимующих птицах нашего края, об особенностях внешнего вида, приспособлении их к среде обитания; учить находить признаки сходства и различия.

- создать условия для совершенствования умения составлять целостное изображение из отдельных элементов.

Материалы к совместной деятельности: кормушка, корм для птиц, аудиозапись с голосами птиц, картинки с изображением птиц на палочке, мнемотаблица  «строение птиц», изображение птиц разрезанное на части в конвертах, плакат-задание с изображением тени птиц и зверей, макет дерева с птицами.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами вспомним какие птицы называются зимующими.

Здесь в домике у меня сидят некоторые из них. Я буду загадывать вам загадку и, если вы отгадаете, о какой птичке идет речь, она будет вылетать из домика.

Готовы?

Дети:  Да!!

Воспитатель:

«В теплый край я не летаю,
Я под крышей обитаю.
Рядом кошка? Не робей!»
— Так чирикал 
(воробей)

(Вытаскиваю картинку птицы и прикрепляю к магнитной доске)

Воробей – один из самых хорошо известных наших соседей, питается любым растительным кормом, который может найти неподалеку от человеческого жилья: злаками, ягодами, почками деревьев и отходами продуктов.

С желтой грудкой у окошка
Собирает шустро крошки
Отгадайте что за птица?
Называется 
(синица)

Синица – санитарка леса, которая помогает деревьям избавиться от насекомых-вредителей. Летом питается исключительно насекомыми, но зимой охотно кушает семечки подсолнуха, мясные и молочные продукты, выброшенные человеком.

Эта птица серовата
и на выдумки богата.
Знает, где еду добыть,
чтоб зимой холодной жить.
Любит по двору гулять,
«Кар-кар-кар!» всё повторять. (ворона)

(Вытаскиваю картинку птицы и прикрепляю к магнитной доске )

Ворона – шумная всеядная птица, любительница украсть яйца или добычу у других животных и птиц. Зимой нередко ищет себе пропитание на свалках и помойках.

Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдет приют.
Не боится он простуды –
С первым снегом тут как тут. 
(снегирь)

 Снегирь – красногрудый красавец, обитатель лесов, садов и парков. Зимой яркая окраска делает его более приметным, поэтому существует заблуждение, что снегири прилетают в наши края только с наступлением холодов. Питается он семенами, почками и некоторыми насекомыми. Из таких ягод, как рябина и калина, выедает только семена, оставляя мякоть.

Хоть я не молоток по дереву стучу,
В нем каждый уголок обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной
И акробат прекрасный. 
(Дятел)

Дятел – знаменитый борец с вредителями леса. Добывая из-под коры деревьев личинок и вредных насекомых, он строит тем самым домики (дупла) для других птиц и мелких животных – синичек, мухоловок, белок. В зимнем лесу чувствует себя прекрасно, потому что насекомые впадают в оцепенение, и доставать их становится проще.

Выносливая птица,
Усердно ищет корм,
И крошки подбирает,
Воркуя под окном! 
(голубь)

 Голубь – любимец детей и взрослых, которые нередко балуют его семечками и кусочками хлеба на площадях и в парках. Кушает в основном растительную пищу, но летом не отказывается и от насекомых. От других птиц отличается умением пить воду, втягивая ее, как это делает человек через соломинку, тогда как другим пернатым приходится набирать в клюв несколько капелек воды и запрокидывать головку вверх, чтобы жидкость попала внутрь.

Посмотрите на этих птиц. Видели ли вы их зимой?

Дети: Да!

Воспитатель: Значит, как можно назвать этих птиц?

Дети: Зимующие!

Воспитатель: -Правильно, это зимующие птицы. Они не боятся зимних морозов и метелей. Ищут корм в городах и деревнях рядом с жильем человека.

- Ребята, посмотрите внимательно на птичек и скажите, чем птицы отличаются друг от друга? 

Дети: (размером, оперением).

Воспитатель:-Посмотрите, а что есть у всех этих птиц одинаковое?

Дети: У всех птичек есть лапки, крылья, клюв, хвост, голова, туловище.

(Показываю модель птицы, рассматриваем с детьми):

Воспит: А зачем птицам крылья? 

Дети: Чтобы летать

Воспитатель:Зачем птицам лапки?

Дети: Передвигаться по земле, цепляться за ветки.

Воспитатель: Зачем птицам клюв? 

Дети: есть, пить.

Воспитатель: Какой хвост у птицы? 

Дети: Хвост веером.

Воспитатель:Чем покрыто тело птицы?

Дети: Тело покрыто перьями, чтобы было тепло птичке.

Воспитатель: А сможете ли вы узнать птичку по звукам её песне? Я сейчас вам включу запись птичьих песен, а вы попробуете догадаться, кто же это поёт.

(включаю аудиозапись.  Дети пытаются отгадать, что это за птица)

Воспитатель: Молодцы , ребята! А теперь давайте представим, что мы с вами птички.

Физкультминутка

Птички прыгают, летают (Дети прыгают)

Крошки птички собирают. («клюют»)

Пёрышки почистили,

Клювики почистили (изображают)

Птички летают, поют (машут руками)

Зёрнышки клюют (наклоняются)
Дальше полетели

     И на место сели (улетают», садятся)

Воспитатель: Вы уже много знаете о зимующих птицах. Сейчас у хочу проверить на сколько вы внимательные. Ребята посмотрите на картинку и скажите мне какая птичка здесь лишняя?

(на картинке зимующие птицы и ласточка)

Дети: Ласточка.

Воспитатель: Почему вы решили, что она лишняя?

Дети: потому что она не зимующая.

Воспитатель: А какая?

Дети: Перелетная

Воспитатель: Действительно, ребята, зимой все насекомые прячутся от холода – поэтому многим, птичкам нечего есть и им приходится улетать в теплые края для пропитания Почему же зимующие птицы не улетели в теплые страны с другими птицами? 

Дети: Потому что они питаются не только насекомыми.

Воспитатель: А чем же питаются зимующие птицы?

Давайте вспомним!

Дети: хлебные крошки, зерно, семечки, ягоды….

Воспитатель: Правильно ребята: Но всё равно зимой птичкам живётся трудно,

Снег укрыл землю, зёрнышек не найти. Им тяжело найти себе корм. И поэтому они прилетают ближе к людям за помощью. Мы с вами тоже старались помочь птицам пережить трудную зиму. Давайте вспомним, как мы помогали зимующим птицам выжить в зимние холода.

Дети: Мы сделали для птиц кормушки и каждый день их кормили.

Воспитатель: Я вам хочу напомнить, что еда с нашего стола для птиц не годится.

Воспитатель: Когда мы кормили птиц, мы соблюдали некоторые правила. Давайте их повторим.

Дети: Во время подкормки не сорить, не оставлять на улице полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки.

Подкармливать птиц надо в одном и том же месте, желательно в одно и тоже время, птицы сами будут прилетать к этому времени.

Кормить птиц надо регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы пища нужна птицам каждый день, чтобы они выжили.

Корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.

Воспитатель: Молодцы. Ребята, для вас ещё одно задание. У вас на столах лежат разрезные картинки, на которых изображены птицы. Вам нужно их собрать и назвать какая у вас получилась птица. (дети работают в паре)

Воспитатель: Какие вы молодцы, все справились с заданием.

Рефлексия: Ребята, мы сегодня с вами разговаривали о зимующих птицах, давайте ещё раз их назовем (дети называют). Мы с вами были птичками, собирали зернышки, летали, прыгали как птички, играли.

Теперь я вижу, что вы уже очень много знаете о зимующих птицах и сможете о них рассказать своим друзьям. Ну а совсем скоро весна наберёт свои обороты и к нам вернутся перелётные птицы, которые зимовали в теплых странах.

О них мы поговорим с вами в следующий раз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Птица счастья"

Итоговое занятие в форме игротреннига по теме "Птицы"....

Конспект-занятие "Птицы"

для воспитателей....

Конспект занятия "Птицы республики Коми"

Программное содержание.-Учить детей устанавливать причинно-следственные связи различного характера.-Формировать умение использовать для обобщения предметно-схематическую модель.-Развивать обобщенные п...

Конспект занятия " Птица счастья" (подготовительная группа)

Содержание занятия по ручному труду  основано на знакомстве детей с птицей, которая издавна в народе считалась символом счастья и называлась "Птица счастья"....

Конспект занятия "Птица счастья"

Итоговое занятие в форме игротреннинга по теме "Птицы"...

конспект "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать"

беседы о птицах, наблюдение на прогулке за птицами, рассказ воспитателя о жизни птиц, о сезонных изменениях в природе, изготовление кормушки совместно с детьми, объяснение её назначения, чтение художе...

Конспект "Зимующие птицы"Конспект ООД по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие»

Конспект ООД по оброзовательной оьбласти "Художественно- эстетическое развитие" для детей 6 - 7 лет...