Проект «С чего начинается Родина?» по нравственно – патриотическому воспитанию через ознакомление с природой и животным миром родного края для детей второй младшей группы.
проект (младшая группа)

Елена Викторовна Козлова

Чувствр Родины начинается у малыша  с восхищения тем, что он видет перед собой, что вызывает эмоциональный отклик в его душе, чем он удивляется ежедневно. И хотя многие впечатления еще не осознанны им глубоко, но играют огромную роль в формировании личности патриота.С первых лет своей жизни ребенок должен всей душой полюбить свой родной край. Именно по этому появилась идея создания проекта по нравственно - патриотическому воспитанию через ознакомление с природой и животным миром родного края младших дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_s_chego_nachinaetsya_rodina.docx24.96 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «С чего начинается Родина?» по нравственно – патриотическому воспитанию  через ознакомление с природой и животным миром родного края для детей второй младшей группы.

                                                                                            Рыбе – вода, птице – воздух,

                                                                                    зверю – лес, степь, горы.

                                                                                      А человеку нужна Родина.

                                                                                                   М.М.Пришвин.

 Автор: Козлова Елена Викторовна.

МКДОУ д/с № 486, город Новосибирск.

Продолжительность проекта: долгосрочный (с 01.10.2019 по 26 .06.2020 г.)

Тип проекта: информационно-практический.

Участники проекта: воспитатели, дети второй младшей группы и их родители.

Образовательные области: познавательное, социально – коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Возраст детей: вторая младшая группа.

Проблема проекта:         

   В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, мы всерьез задумываемся о том, какими вырастут нынешние дошкольники. Не получим ли мы в лице наших воспитанников, людей не имеющих никаких нравственных ценностей и патриотических чувств? Как быть нам, педагогам, чтобы этого не произошло?

Актуальность проекта:

      Выход из сложившейся ситуации вижу в том, чтобы как можно раньше заложить в душу ребенка любовь к родным местам, к природе родной страны.

      Неотъемлемой частью любой системы образования является воспитание в детях начал патриотических чувств. Патриотизм – это любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства.

     Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности. Фундаментом патриотизма по праву является целенаправленное ознакомление детей с природой родной страны.

Цель проекта:  Пробудить у детей любовь к Родине, чувство патриотизма через ознакомление с ближайшим окружением, природой и животным миром родного края.  

Задачи проекта:

Образовательные: 

Знакомить с характерными особенностями  времен года  и сезонными изменениями в природе.

Расширять представления  детей о деревьях, произрастающих на территории России.

Расширять представления детей о диких животных  населяющих леса России, их образе жизни и питании.

Формировать у детей  представления о ягодах и грибах произрастающих в лесах России.

Формировать у детей  представления о различных видах рыб, обитающих в водоемах России.

Формировать у детей  элементарные представления о насекомых, их строении и способах передвижения.

Расширять представления детей о зимующих и перелетных птицах, их образе жизни и питании.

Формировать представления детей о первоцветах.

Предоставить родителям информацию, которая поможет воспитывать в детях любовь к природе и бережное отношение к ней.

Воспитательные: 

Воспитывать у детей  бережное отношение к природе.

Воспитывать чувство любви, гуманное отношение к животному миру.

Развивающие:

Развивать умение видеть, чувствовать и сохранять красоту природы.

Развивать желание защищать и  помогать в трудный период диким животным и птицам.

Развивать умение детей выражать свои чувства по отношению к природе через лепку, рисунок и аппликацию.

Развивать желание наблюдать за объектами живой и неживой природы.

Ожидаемые результаты:

Дети  научаться выделять наиболее характерные сезонные изменения в природе.

Расширятся знания детей о растительном мире России: деревьях, цветах, ягодах и грибах.

Расширятся знания детей о животном мире России: животных, птицах, рыбах и насекомых.

У детей будет формироваться чувство близости к природе и сопереживание всему живому.

У детей будут формироваться умения и желания наблюдать за объектами живой и неживой природы.

Родители обогатят свои знания, которые помогут им воспитывать в детях любовь и бережное отношение к природе и животным.

Предметно-развивающая среда группы обогатится дидактическими играми, мини - книжками, макетами и альбомами о живой и неживой природе родного края.

Этапы реализации:

1 этап - организационный:

Выбор темы, диагностическое обследование детей (Приложение 1), анкетирование родителей, изучение  литературы по теме проекта, составление плана реализации проекта (Приложение 2), привлечение родителей к реализации проекта (Приложение 3), подбор методического и наглядного материала, составление картотек: наблюдений в природе, пальчиковых (Приложение 4)  и подвижных игр (Приложение 5), конспектов итоговых занятий по каждому блоку (Приложение 6), изготовление тематических папок и макета «Времена года».

2 этап - познавательно – практический:

Проведение тематических бесед и наблюдений, рисование, лепка, аппликация, конструирование, пальчиковые и подвижные игры, выставки работ детей, консультации для родителей.

3 этап - заключительный:

Диагностическое обследование детей, анкетирование родителей, проведение итоговых занятий по каждому блоку, презентация опыта работы для коллег и родителей.

Риски: непостоянный состав детей, слабая заинтересованность детей и родителей.

Пути реализации: индивидуальная работа с отсутствующими детьми. Информирование родителей с помощью выставок работ детей, информационных стендов.

Список используемой литературы

1.Карпеева М.В, Формирование целостной картины мира. Познавательно – информационная часть. Игровые технологии. Вторая младшая группа. Учебно – методическое пособие. –М.: Центр педагогического образования, 2016. – 192с.

2.Лаптева Г.В. Лучшие развивающие прогулки круглый год для детей 3 -4 лет. Серия развивающих карточек.- М.: ТЦ Сфера, 2012.

3.Подвижные тематические игры для дошкольников / Сост. Т.В.Лисина, Г.В.Морозова. – М.: ТЦ Сфера, 2018.- 128с.



                                                                                                     Приложение 2

 План реализации проекта

Сроки

Образовательная деятельность

Совместная деятельность

1 блок             «Вот и осень к нам пришла!»

1 неделя

НОД «В гостях у лесовичка».

Наблюдение в природе  «Солнышко», подвижная игра «За грибами», рассматривание альбома «Осень».

2 неделя

Рисование «Грибы прячутся в траве»,

конструирование «Как в лесу возле дорожки выросли грибы».

Наблюдение в природе «Семена растений», настольная игра лото «Ягоды и грибы», чтение стихотворений И.Бунина  «Листопад», «Бродит осень по дорожке…», «Падают листья», «Дождик».

3 неделя

НОД «Золотая осень».

 

Наблюдение в природе «Осинка», заучивание чистоговорок «Осень к нам пришла», «Красная рябина», дидактическая игра «Такой листок, лети ко мне».

4 неделя

Лепка «Осенний листопад», заучивание стихотворения А.Плещева «Осень».

Наблюдение в природе «Как пьют растения?», пальчиковая гимнастика «Осенние листья», настольная игра лото «В лесу, в огороде».

5 неделя

Аппликация «Солнце в тучках», конструирование «Как облака стали тучами и пошел дождик».

Наблюдение в природе   «Тучи», дидактическая игра «Найди два одинаковых листика», сюжетно – ролевая игра  «Магазин «Дары осени».

6 неделя

НОД «Дикие животные».

Наблюдение в природе «Следы на песке», подвижная игра «Серый волк», настольные игры «Дикие животные», «Чей детенышь?».

7 неделя

Лепка «Ежик».

Наблюдение в природе «Дождик»,  заучивание чистоговорок «Волк», «Лиса», дидактические игры «Кто что ест?», «Чей голос?», «Угадай животное по описанию».

8 неделя

НОД  «Зимующие птицы», конструирование «Как шишки превратились в птичку».

Наблюдение в природе «Сорока – белобока», подвижная игра «Перелет птиц», дидактические игры «Назови ласково», «Один – много».

9 неделя

Аппликация «Воробей»,

чтение стихотворения С.Михалкова

«Где обедал воробей».

Итоговое занятие

 «Что мы знаем об осени?»

Наблюдение в природе «Иней», подвижная игра «Летает не летает», дидактические игры «Угадай птицу по описанию», «Чей хвост?», «Четвертый – лишний».

                               

2 блок           «Здравствуй, зимушка – зима!»

1 неделя

НОД  «Зима»,

чтение рассказа Л.Воронковой «Снег идет».

Наблюдение в природе «Первый снег», подвижная игра  «Снежинки, летайте!», рассматривание альбома «Зима».

2 неделя

Рисование «Зимнее дерево».

Наблюдение в природе «Тень на снегу», чтение произведений З. Александровой «Снежок», А.Барто «Зимняя сказка», «Снег».

3 неделя

НОД « Деревья зимой».

Наблюдение в природе «Елочка», дидактические игры «Один – много», «Найди пару», «Угадай по описанию», подвижная игра «Берегись – заморожу!».

4 неделя

Аппликация  «Маленькая елочка».

Наблюдение в природе «Природа зимой», подвижная игра «Дед мороз», настольная игра «Укрась елочку».

5 неделя

Рисование «Белоснежная зима».

Наблюдение в природе «Снегопад», пальчиковая гимнастика «Мастера», «Зимние забавы», чтение произведения Г. Шалаевой «Елочка – красавица…».

6 неделя

Конструирование «Вот какие разные у нас елочки».

Наблюдение в природе «Ветер», подвижная игра «Ветер северный», заучивание чистоговорок «Холода», «Стоят у нас морозы».

7 неделя

Рисование «Зайчик  на снегу».

Наблюдение в природе «Дым», чтение сказки В.Одоевского «Мороз Иванович», рассматривание альбома «Дикие животные».

8 неделя

НОД «Накормите птиц зимой».

Наблюдение в природе «Снегири», дидактические игры «Собери картинку», «Найди отличия», «Что едят птицы?», подвижная игра «Две птички».

9 неделя

Рассматривание картины «Кормушка»,

аппликация  «Снегирь».

Наблюдение в природе «Следы на снегу», рассматривание альбома «Зимующие птицы», чтение произведений А.Барто «Снегирь», В. Берестова «Воробушки», Н. Агашковой «Синица».

10 неделя

НОД «Зимние забавы», Конструирование «Как лесенка превратилась в горку»

Наблюдение в природе «Снежная баба», заучивание чистоговорок «На лыжах», «Хоровод», рассматривание альбома «Зимние забавы».

11 неделя

Рисование «Снеговик», Рассматривание картины «Катание на санках».

Итоговое занятие

 «Зимушка – зима!».

Наблюдение в природе «Дома»,  подвижная игра «Снежки»,  чтение произведений П.Воронько  «Березка», И. Соколов-Микитов «Осина».

                                 

3 блок                     «Навстречу весне!»

1 неделя

НОД  «Весна – красна».

Наблюдение в природе «Куда спешат облака?», рассматривание альбома «Весна», чтение стихитворений И. Токмакова «Весна», И. Демьянов «Веселые льдинки».

2 неделя

Аппликация «Мимоза».

Наблюдение в природе «Тень», дидактические игры «Найди отличия», «Один – много», «Назови приметы».

3 неделя

Конструирование «Как морковка превратилась в сосульку».

Наблюдение в природе «Весенние изменения в природе», подвижная игра «Солнечные зайчики», сюжетно – ролевая игра «Путешествие в весенний лес».

4 неделя

Рисование «Весенние сосульки», Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц».

Наблюдение в природе «Эхо», чтение стихотворений Н. Гончаров «Весной», И. Муравейко «Весна», Б.Захадер «Ласточка», настольная игра «Дикие животные и их детеныши».

5 неделя

Конструирование «Как сугробы превратились в ручейки и лужи», Чтение рассказа Г. Скребицкий «Весна в лесу».

Наблюдение в природе «Лужицы», подвижная игра «Через ручеек», настольная игра «Времена года».

6 неделя

НОД  «Перелетные птицы»,

 аппликация «Скворечник».

Наблюдение в природе  «Ласточка – касаточка», заучивание чистоговорок  «Синица», «Утка в камыше», подвижная игра «Птица и птенчики», чтение стихотворений В.Берестов «Март», «Апрель», «Май».

7 неделя

Рисование «Расписные яйца», заучивание стихотворения И.Белоусова  «Весенняя гостья».

Наблюдение в природе «Первые листочки», подвижная игра «С кочки на кочку», дидактические игры «Собери картинку», Повтори, не ошибись!», «Какая птица прилетела?».

8 неделя

Аппликация «Скворечник».

Итоговое занятие

«Что такое весна?».

Наблюдение в природе «Гроза», подвижная игра «Спеши в гнездо», настольная игра лото «Птицы».

4 блок              «В ожидании лета».

1 неделя

НОД  «Насекомые».

Наблюдение в природе «Жуки», заучивание чистоговорок «Стрекоза», «Пчелка»,  подвижная игра «Поймай комара», рассматривание альбома «Насекомые».

2 неделя

Рисование «Жучки гуляют», чтение произведения К.И.Чуковского «Муха Цокотуха».

Наблюдение в природе «Паучок и паутина», дидактические игры «Собери картинку», «Найди пару», «Один – много», настольная игра домино «Насекомые».

3 неделя

Лепка «Красивая бабочка».

Наблюдение в природе «Пчелки», чтение стихотворений А.Барто «Мы заметили жука», З.Александрова «Муравей», подвижная игра «Бабочки».

4 неделя

НОД  «Цветы в саду»,

аппликация «Тюльпаны».

Наблюдение в природе «Русская березка», сюжетно – ролевая игра «Цветочный магазин», рассматривание альбома «Цветы».

5 неделя

НОД «Скоро лето!», конструирование «Вот какие красивые у нас клумбы».

Наблюдение в природе «В гости к лету», дидактические игры «Собери букет», «Найди такой же цветок», рассматривание альбома «Лето».

6  неделя

Рисование «Летнее небо».

Наблюдение в природе «Липка», дидактическая игра «Когда это бывает?», «С какого дерева лист?», подвижная игра «Солнышко и дождик».

7 неделя

НОД «Кто живет под водой?».

Наблюдение в природе «Ливень»,рассматривание альбома «Рыбы», дидактические игры «Найди пару», «Рыбалка», «Узнай по описанию».

8 неделя

Лепка «Рыбка».

Итоговое занятие

«Что мы знаем о лете?».

Наблюдение в природе «Лето красное пришло!», подвижная игра «Караси и щука», настольная игра лото «Подводный мир».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление с окружающим миром. Конспект занятия для детей второй младшей группы на тему "Транспорт бывает разный"

Данный конспект  предоставлен для воспитателей ДОУ. Конспект составлен для детей второй младшей группы. Програмное содержание: - учить детей различать по внешнему вид; называть грузовой и ле...

Презентации на тему "Домашние животные и их детёныши" -для детей второй младшей группы.

Цель: Систематизировать знания о домашних животных у детей второй младшей группы.Задачи: Врспитывать бережное отношение  к живой природе,домащним животным,желание заботиться о них.Развивать речЬ,...

Рисование карандашом «Пойдем пасти животных на зеленый луг» для детей второй младшей группы

Цель: воспитывать у детей доброе отношение к животным, вызывать желание помогать им.Задачи: Учить детей наносить штрихи проводить в разных направлениях короткие и длинные прямые линии. Подводить к пон...

Конспект НОД по духовно – нравственному воспитанию через речевую деятельность на тему «Самый близкий друг – Мама!!!» для детей второй младшей группы от 3 – 4 лет

Описание материала: так как дети проходят адаптацию в данный момент и эмоционально переживают расставание с близкими, родными. Первоначальное прочувствованное восприятие младшими дошкольниками социоку...

Конспект занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением «Чудесный мешочек» (для детей второй младшей группы)

Ход занятияВоспитатель: - Ребята посмотрите какой мешок нам прислал зайчик. Зайчик просит нас помочь ему. Вот какая с ним приключилась история. Ехал дедушка с базара через лес. Вез он в мешке пок...