НОД "История ложки"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Макарова Надежда Васильевна

На занятие использованна технология «Путешествие по Реке времени» Н. Коротковой.

Цель: Познакомить детей с историей появления ложки, расширить знания об изменениях материала и внешнего вида ложки в разные периоды времени.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида «Дюймовочка»

(МБДОУ «ДСОВ «Дюймовочка»)

628126, ул. Крымская,40 пгт. Приобье, Октябрьский район, Тюменская область, ХМАО-Югра

тел./ факс 8(34678) 33-2-56,электронный адрес: thumbelina-ds@oktregion.ru

официальный сайт http://thumbelina-ds2012.86.i-schools.ru/

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

с детьми старшего дошкольного возраста

тема: «История ложки»

Подготовила:

Макарова Н.В.

Воспитатель

пгт. Приобье, 2022

Тема: История ложки

Возрастная группа: старшая группа
Форма НОД: «Путешествие по Реке времени»
Форма организации  (групповая, подгрупповая, индивидуальная, парная)
Цель: Познакомить детей с историей появления ложки, расширить знания об изменениях материала и внешнего вида ложки в разные периоды времени.

Задачи образовательной программы:

Образовательные:

Формировать устойчивый познавательный интерес у детей к процессу открытия новых знаний о знакомом предмете – ложке.

Совершенствовать аналитическое восприятие, стимулировать интерес к сравнению предметов, познанию их особенностей и назначения.

Развивающие:

Развивать мыслительные процессы: внимание, память, мышление, восприятие;

Развивать связную речь, обогащать словарь детей словами: ложкари, старина, древность, наше время, нержавеющая сталь.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к познанию окружающего мира;

Воспитывать умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми;

Средства:

Мультимедийное оборудование, фрагменты мультфильмов, презентация «История ложки», анимационная картинка «Кораблик», разновидности поделок из ложек, слайды музея в г. Нытва.
Музыкальные: аудиозапись песни «Ложки деревенские».

Оборудование: панно с изображением Реки времени, иллюстрации

с изображением ложек, столовая ложка из нержавеющей стали, 16 тарелок для жидкости, 9 подносов, 9 ракушек, 9 камней, скатерть, чугунок, 18 деревянных ложек, 8 десертных ложек из нержавеющей стали, 1 пластмассовая ложка, фотоальбом с изображениями ложек, магниты, салфетки, маркеры 8 штук, стаканы одноразовые 8 штук.

Ход занятия

(Дети входят в зал.)

Педагог.        Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас таких красивых, добрых,

с хорошим настроением! Пусть наша встреча принесет вам радость

и много новых интересных впечатлений. Ребята, давайте улыбнёмся друг другу и нашим гостям! Зовут меня Надежда Васильевна, и пришла я к вам не с пустыми руками. Я принесла что-то очень дорогое для себя, это предмет из моей коллекции полезных вещей. Хотели бы вы узнать, что это за предмет?  (Ответ детей.)

Тогда посмотрите фрагменты мультфильмов.

На экране фрагменты м/ф «Маша и волшебное варенье», «Антошка»

Педагог.        Дети, скажите, пожалуйста, какой общий предмет присутствовал героев этих мультфильмов? Молодцы, правильно.  (Показывает ложку.) Интересно, а всегда ли люди пользовались такими ложками? Какие были ложки в разные времена? Ребята, как узнать от, куда появилась ложка? (Варианты ответов детей).

Педагог.        (Подводит итог высказываниям детей.) Да, вы можете спросить

у родителей, узнать из книг, энциклопедий, фильмов, посмотреть в интернете. А еще узнать историю ложки мы сможем, совершив путешествие по Реке времени. Люди сравнивают время с рекой, потому что река бежит всегда вперед и никогда не возвращается, так же, как и время. Я приглашаю вас отправиться в путешествие по Реке Времени и узнать историю ложки. Как вы думаете, на чем можно путешествовать по «реке времени»?   Только нам нужно сказать волшебные слова.

Педагог.        (раскачивая ложкой, говорит слова)

                 «Тик- так, тик – так»

Время отмеряет шаг,

По Реке времени плывём

В древность с вами попадём.

Слайд «Плывущий кораблик»

Кладем руки на плечи друг другу и плывем на корабле.

 (Обращает внимание детей на 1 фрагмент панно «Река времени».)

Педагог.        Вот мы очутились в Древности. Обратите внимание, на чем сидели люди в древности? Вокруг чего сидели? Давайте и мы с вами как древние люди присядем на эти кочки. Присаживайтесь, пожалуйста.

(Дети присаживаются на кочку, перед ними подносы,

на подносе камень, ракушка, тарелка с водой, салфетка.)

Педагог.        Когда-то давным-давно люди жили в пещерах и шалашах, а еду готовили на кострах. Жареное мясо, ягоды, растения они ели руками. А пить горячий бульон через край и доставать мясо из бульона руками было горячо и неудобно. И тогда люди придумали ложку. 

(Педагог показывает картинку с изображением каменной ложки.)

Педагог.        Самая первая ложка была сделана из камня.

Возьмите камень в руки, какой он?  (Ответы детей.)

Перед вами тарелка с водой попробуйте, пожалуйста, зачерпнуть камнем воду.

(Проводится эксперимент. Дети зачерпывают воду камнем.)

Как вы думаете, удобно было есть такой ложкой? (Ответы детей.)

Почему? (Ответы детей.)

Она была очень тяжёлая, и во время еды она обжигала рот.

(Педагог показывает картинки с изображением ложки из рогов быка и слоновой кости.)

Педагог.        Затем, люди сделали ложку из рогов быка, костей слона.  

Они были более гладкие и легкие. Но такими ложками тоже есть было неудобно, жидкая пища проливалась, а горячая обжигала руки.

(Педагог показывает картинку с изображением ракушки.)

Народы, живущие на берегах морей, в качестве ложек использовали ракушки.

Возьмите ракушку в руки, какая она?

 Попробуйте зачерпнуть воду ракушкой.  

(Проводится эксперимент. Дети зачерпывают воду ракушкой)

Удобно ли было есть из ракушки? (Ответы детей.)

Почему? У такой ложки края острые, неровные, нет ручки.

Педагог.        Вот какими ложками пользовались в древности.

Я предлагаю вам продолжить путешествие и отправиться

в следующую эпоху и узнать, что было дальше.

Педагог.        Говорим волшебные слова (раскачивая ложкой, говорит слова)

                 «Тик- так, тик – так»

Время отмеряет шаг,

По Реке времени плывём

В старину мы попадём.

Слайд «Плывущий кораблик»

Кладем руки на плечи друг другу и плывем на корабле.

(Педагог обращает внимание детей на 2 фрагмент панно «Река времени».

Рядом стоит стол, на нем чугунок, вокруг него лежат деревянные ложки.)

Педагог.        Мы попали с вами в старину. Посмотрите внимательно, на чем сидят люди?  Вокруг чего сидят?

Присаживайтесь, дети, за стол. 

В старину, на Руси, ели все за одним столом. На середину стола ставили чугун с кашей или с щами. Каждому давали кусок хлеба и ложку. Самый первый опускал ложку в чугун старший член семьи - отец.

Возьмите, пожалуйста, ложки.

Из чего они сделаны? (из дерева) Значит, они какие? (Ответ детей.)

Давайте мы с вами попробуем зачерпнуть воду деревянной ложкой.

(Проводится эксперимент. Дети зачерпывают воду деревянной ложкой)

Как вы думаете, деревянная ложка удобнее, чем те, о которых мы узнали? (Ответы детей.)

Да, ложки были легкими, удобными, они не нагревались от горячей пищи. Деревянные ложки делали с выдумкой: расписные, вырезные.

А как ещё можно использовать деревянные ложки? (Ответ детей.)

Ложку используют как музыкальный инструмент.

Как называют людей, которые играют на ложках? (Ответ детей.)

Я предлагаю вам сыграть на этом инструменте

Ложки, что ни говори, примечательные.
А ребята – ложкари – замечательные!

Игра в оркестре на деревянных ложках

(По окончании игры, педагог собирает ложки в контейнер.)

Педагог.        Молодцы, ребята, у нас получился настоящий ансамбль ложкарей.

А я приглашаю вас продолжить путешествие и отправиться в наше время - и узнать, что было дальше.

Педагог.        (раскачивая ложкой, говорит слова) Говорим волшебные слова

                  «Тик- так, тик – так»

Время отмеряет шаг,

По Реке времени плывём

В наше время попадём.

Слайд «Плывущий кораблик»

Кладем руки на плечи друг другу и плывем на корабле.

 (Педагог обращает внимание детей на 3 фрагмент панно «Река времени».

Педагог.        Вот мы с вами и вернулись в наше время.

На чем сидят в наше время? Вокруг чего сидят?

Какими ложками пользуетесь вы сейчас? (Ответы детей.)

Современные люди придумали сделать ложку из прочного

и блестящего металла – нержавеющая сталь.

Возьмите, пожалуйста, ложку какая она? (Раздаёт ложки.)

                 Я предлагаю вам с ней поиграть.  

Игровое упражнение с ложкой

Есть у ложки кончик, бок, ямка, горка, черенок.

Держат ложку малыши, а вот так вот – для больших.

Смотрит ложка ямкой вниз и дрожит, как тонкий лист.

А теперь, обняв, держу, пальчик в ямку положу.

Лодка ходит по воде - круг рисую я везде,

Снизу пальчик ставлю – что ж, на кого теперь похож?

Удивляется народ: то ли клещи, то ли рот?

Черпачок кручу, любя, от себя и на себя.

Поверну к себе горбинкой очень милая картинка

Улыбнусь, прищурю глаз, помашу рукой сейчас.

Поверну к себе я ямкой.  Ой!!!

Что случилось вдруг со мной, встал я книзу головой.

Отверну её спиной, пусть играет не со мной.

Ай да ложечка моя, дай тебя, поглажу я!

Педагог.        Кого вы увидели в ложке?

 С чем можно сравнить ложку из нержавеющей стали

Что случилось, когда вы повернули ложку к себе ямкой?

(Собирает ложки в контейнер.)

(Показ слайдов музея ложки)

Педагог.        История ложек очень интересна. В Пермском крае, в городе Нытва, находится Музей ложки, в котором насчитывается более 2000 экземпляров ложек. Я вам предлагаю подойти к экрану и посмотреть экспонаты этого музея.

Педагог.        Еще человек придумал пластмассовую ложку (показывает). 

Чем хороша такая ложка? (легкая, удобная, мыть не надо, легко перерабатываются.)

А ещё из них получаются очень красивые поделки.

Посмотрите, пожалуйста. Какие красивые, как настоящие тюльпаны, лилия, ромашка.

(Слайд Поделки из пластиковых ложек)

Педагог.        Ребята, ничего не стоит на месте. Идёт время, и благодаря знаниям

и умениям человека, всё вокруг изменяется.

Сегодня благодаря реке времени вы узнали, как появилась и изменилась ложка — простой столовый прибор. Как на смену каменным ложкам пришли удобные, прочные, красивые ложки.  

Слайды: «Древность», «Старина», «Наше время»; «Река времени»

Вот и подошло к концу наше путешествие по реке времени

Педагог.        Мы рассмотрели много разных интересных поделок из пластмассовых ложек. Я вам предлагаю сделать человечка. Если вам понравилось наше путешествие нарисуйте человечку улыбку.

                        А теперь я прошу вас показать нам своих человечков. Я рада, что вам понравилось наше путешествие. Ваши человечки все улыбаются.

Мне было очень интересно с вами общаться, играть,

вы были внимательными и отзывчивыми.

В память о нашей встрече, я хочу подарить вам фотоальбом

«Коллекция ложек», который вы сможете пополнять, рассказать своим друзьям, что вы сегодня узнали нового.

(Дарит детям фотоальбом.)

Добрые слова не лень
Говорить нам целый день,
Всем гостям мы на прощание

Дружно скажем…

Дети.                До свидания! (Дети покидают зал.)


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

занятие "Ложка, ложка отзовись"

Занятие  в подготовительной группе по ФГОС с использованием ИКТ....

Проект долгосрочный творческо- информационный «Ложки расписные, да звонкие такие!» Тема: «Искусство игры на деревянных ложках – как средство приобщения детей к традиционной русской культуре»»

Интерес и внимание к народному искусству, в том числе и музыкальному, в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о...

Конспект ОД по ОО «Художественно-эстетическое развитие» в подготовительной группе Тема: «Айда, ложка, ложечка» ( в рамках проектной деятельности «Такие разные ложки»)

Цель: Познакомить детей с орнаментом хохломской росписи. Задачи: 1. формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками. 2. обогащать словарь детей (хохломская роспись, завитки, т...

Мультимедийная разработка образовательной деятельности по ОО «Художественно-эстетическому развитию» в подготовительной группе Тема: «Айда, ложка, ложечка» ( в рамках проектной деятельности «Такие разные ложки»)

Конспект ОД по ОО «Художественно-эстетическое развитие»в подготовительной группе Тема: «Айда, ложка, ложечка» ( в рамках проектной деятельности «Такие разные ложки»...

Ложки разные, ложки деревянные.

Презентация к занятию...

Календарно тематическое планирование по теме: "Хочу всё знать о ложках" История русской ложки: «от дерева до пластика"

Цель:  Ознакомится с историей ложки (от деревянной до пластиковой). Научиться выделять проблему и искать способы ее решения.   Выяснить, как связаны природа и деятельность челове...