«Батюшка Байкал»
план-конспект занятия по окружающему миру

Кадникова Надежда Петровна

Развитие познавательного интереса к уникальному озеру Байкал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4_konspekt_zanyatiya_batyushka_baykal.docx23.49 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

по развитию лексико-грамматических категорий

Старшая группа

Тема занятия: «Батюшка Байкал»

Подготовила: Кадникова Надежда Петровна,

воспитатель МБДОУ г. Иркутска детский сад № 44

Цель: развитие познавательного интереса к уникальному озеру Байкал.

Задачи:

  • составлять предложения с однородными членами, изменять глаголы несовершенного вида по временам;
  • обогащать словарь детей по теме «Байкал и ее обитатели»;
  • совершенствовать грамматический строй речи: упражнение в подборе антонимов, образовании названий детенышей животных в единственном числе, подборе определений к существительным и согласовании их в роде.
  • расширить и закрепить знания детей об озере Байкал.
  • воспитывать бережное отношение к природному наследию Сибири.

Оборудование: видео о Байкале; картинки байкальских рыб и рыб морей и океанов; картинки детенышей животных; картинки – действия (загорать, купаться и т.д); презентация о нерпе; обручи; запись шума волн и крика чаек.

Предварительная работа: Беседы об озере Байкал, его обитателях, лепка «Нерпа», рисование «Рыбка». Просмотр  фильмов: «Животный мир Байкала»Путешествие по Байкалу, рассматривание иллюстраций. Чтение художественной литературы: Легенды, стихи, сказки и интересные факты о Байкале.

Ход занятия:

Послушайте стихотворение и скажите, о чем сегодня мы с вами будем разговаривать.

Воспитатель: Как я красив, ваш батюшка Байкал

Среди лесов, песчаных дюн и скал,

Стою, не зная горести и бед,

Уж четверть сотни миллионов лет!

- Бесспорно, ты батюшка Байкал - сокровище и гордость России. Ты самое глубокое озеро в мире. Ты самое красивое озеро. Ты - одно из величайших озер планеты. Мы гордимся, что у нас в Сибири есть такое озеро. Недаром сибиряки говорят: кто не был на Байкале, тот не видел Сибири.

А давай батюшка Байкал покажем, какой ты красивый бываешь в разные времена года. Отправимся в маленькое путешествие. Приготовились?

Видео о Байкале

- Байкал удивителен, и недаром сибиряки величают его не озером, а морем.

Озеру Байкал даже посвящен день, который называется - День Байкала, который празднуют на второе воскресенье сентября.

Игра «Скажи наоборот»

- Давайте разберемся, какое наше озеро?

Маленькое – большое (наше озеро самое большое в мире, недаром его сравнивают с морем)

Мелкое – глубокое (вы видели пятиэтажный дом, он очень высокий, вот таких домов нужно около 100)

Грязное – чистое (в Байкале живут рачки, которые очищают озеро)

Молодое – старое (25 млн. лет, старик Байкал).

Широкое – узкое (узкое похоже на полумесяц, его можно переплыть за несколько часов)

Теплое – холодное (в летнее время мало кто купается, только ранней осенью, когда вода прогреется)

Физкультминутка

Рыбки плавают, ныряют в чистой свеженькой воде

То сойдутся, разойдутся, то зароются в песке.

То опять плывут в воде.

(Дети выполняют движения по тексту, имитируя рыбок)

Игра «Подбери признаки» Расскажи о воде.

- Самая большая ценность Байкала – это вода.

- Какая вода в озере? Подберите слова (подсказки).

-По цвету вода какая? (синяя, голубая)

- А у воды есть цвет, если сквозь воду видны камни на дне, значит, она какая? (прозрачная)

- В ней есть соль или нет? Значит, она какая? (пресная)

- Ее употребляют для питья? Значит, она какая? (питьевая)

- Если ее пить, горло можно простудить? Значит, она какая? (холодная или прохладная)

Воспитатель: Сейчас ребята мы поиграем в игру «Байкальские рыбы»

На столах лежат картинки с изображением разных рыб, вам необходимо выбрать только Байкальских рыб и повесить на магнитную доску (каждый ребенок говорит название доставшейся рыбки и называет ее отличительные признаки).

Дети выполняют задание.

Игра  «Назови детеныша, семью»

- Ребята, вокруг Байкала много лесов. А в лесу кто водится? Правильно животные. Сейчас наступает весна и у них появляются детеныши. Они такие маленькие, беспомощные, с кем они живут? Назовем всю семью:

У медвежонка кто? Медведица, медведь

У волчонка? Волчица, волк

У лисенка? Лисица, лис

У зайчонка? Зайчиха, заяц

У соболенка? Самка Соболя, соболь

У лосенка? Лосиха, лось

У кабаненка? Кабаниха, кабан

У олененка? Оленуха, олень

- Молодцы

Составление предложений с однородными членами.

- Ребята, а когда настанет жаркое лето, вы отправитесь с родителями отдыхать на озеро Байкал.

-Что вы будете делать на озере?

Составьте предложение по образцу:

На озере я буду…. Купаться (загорать, нырять, кататься на лодке, ловить рыбу, плавать, гулять по берегу).

Игра « прошлое – настоящее – будущее»

- Давайте поиграем в игру, «прошлое – настоящее – будущее». Например: Прошлым летом я купалась, сейчас я купаюсь, а летом я буду купаться.

Давайте попробуем.

Я купался – я купаюсь – я буду купаться

Я плавал – я плаваю - я буду плавать

Я ловил – я ловлю – я буду ловить

Я нырял – я ныряю – я буду нырять

Воспитатель: А сейчас, ребята, я загадаю вам загадку о животном, которое проживает в Байкале:

В снежном логове родится,

Простудится не боится.

Подрастет - начнет нырять,

Шубку белую менять.

Если очень повезет.

Лет полсотни проживет.

Что за зверь такой с усами?

Может, вы видали сами? (Нерпа)

Воспитатель: расскажите, что интересного вы знаете о нерпе?

- Нерпа живёт только в озере Байкал, лежбище на Ушканьих островах.

- У нерпы есть ласты и хвост.

- У нерпы рождаются детёныши-бельки.

- Нерпа спит в воде.

- Нерпа ест рыбу, больше всего голомянку и бычков.

Воспитатель: Почему нерпа толстая? (Она накапливает много жира, чтобы не замёрзнуть в холодной байкальской воде)

Воспитатель: Мы сейчас превратимся с вами в нерпочек и поиграем.

У нас будут острова (обручи, на которых будет нерпа отдыхать.

Проводится игра «Нерпа плавает, ныряет и нерпа на лежбище». По сигналу воспитателя нерпы плавают, ныряют и также по сигналу забираются на лежбище (обручи). Во время игры включаем  с запись звуков шума морских волн и крика чаек.

Рефлексия:

- Ребята, о чем мы говорили на занятии? О Байкале.

- Какое это озеро?

- Какие рыбы есть в Байкале?

- Какие животные водятся в Прибайкалье?

- Что можно делать летом на Байкале?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по теме «Серебристое богатство Байкала. Ластоногий символ Байкала»

Занятие  составлено с учетом новых ФГТ. Основной формой организации  выбрана игровая деятельность – ряд дидактических игр, каждая из которых была направлена на решение определенных зад...

Конспект НОД по НРК теме: «Часть нашей Малой Родины –озеро Байкал» (ПОДВОДНОЕ ЦАРСТВО БАЙКАЛА)

Конспект открытого занятия по теме: «Часть нашей Малой Родины –озеро Байкал»(ПОДВОДНОЕ ЦАРСТВО БАЙКАЛА)...

Календарный план недели "Мой край. Уникальность озера Байкал. Ветры Байкала"

Мой край. Уникальность озера Байкал. Ветры Байкала.(подготовительная группа)П.С: Познакомить с озером Байкал, его обитателями, дать некоторые исторические знания о Байкале. Продолжать формировать пред...

Презентация "Байкал. Символ Байкала: Байкальская нерпа"

Презентация поможит познакомить детей с уникальным объектом природы, всемирным наследием человечества - озером Байкал....

Познавательное занятие для детей старшего дошкольного возраста по теме "Байкал. Эндемики Байкала".

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по теме "Байкал. Эндемики Байкала"...

сценарий праздника "Здравствуй, Батюшка Байкал"

Озеро Байкал – уникальный природный объект  планеты, который находится на территории нашей страны. С 1996 года озеро является объектом Всемирного природного наследия ЮНЕСКО. В России...