«Батюшка Байкал»
план-конспект занятия по окружающему миру
Развитие познавательного интереса к уникальному озеру Байкал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4_konspekt_zanyatiya_batyushka_baykal.docx | 23.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
по развитию лексико-грамматических категорий
Старшая группа
Тема занятия: «Батюшка Байкал»
Подготовила: Кадникова Надежда Петровна,
воспитатель МБДОУ г. Иркутска детский сад № 44
Цель: развитие познавательного интереса к уникальному озеру Байкал.
Задачи:
- составлять предложения с однородными членами, изменять глаголы несовершенного вида по временам;
- обогащать словарь детей по теме «Байкал и ее обитатели»;
- совершенствовать грамматический строй речи: упражнение в подборе антонимов, образовании названий детенышей животных в единственном числе, подборе определений к существительным и согласовании их в роде.
- расширить и закрепить знания детей об озере Байкал.
- воспитывать бережное отношение к природному наследию Сибири.
Оборудование: видео о Байкале; картинки байкальских рыб и рыб морей и океанов; картинки детенышей животных; картинки – действия (загорать, купаться и т.д); презентация о нерпе; обручи; запись шума волн и крика чаек.
Предварительная работа: Беседы об озере Байкал, его обитателях, лепка «Нерпа», рисование «Рыбка». Просмотр фильмов: «Животный мир Байкала», Путешествие по Байкалу, рассматривание иллюстраций. Чтение художественной литературы: Легенды, стихи, сказки и интересные факты о Байкале.
Ход занятия:
Послушайте стихотворение и скажите, о чем сегодня мы с вами будем разговаривать.
Воспитатель: Как я красив, ваш батюшка Байкал
Среди лесов, песчаных дюн и скал,
Стою, не зная горести и бед,
Уж четверть сотни миллионов лет!
- Бесспорно, ты батюшка Байкал - сокровище и гордость России. Ты самое глубокое озеро в мире. Ты самое красивое озеро. Ты - одно из величайших озер планеты. Мы гордимся, что у нас в Сибири есть такое озеро. Недаром сибиряки говорят: кто не был на Байкале, тот не видел Сибири.
А давай батюшка Байкал покажем, какой ты красивый бываешь в разные времена года. Отправимся в маленькое путешествие. Приготовились?
Видео о Байкале
- Байкал удивителен, и недаром сибиряки величают его не озером, а морем.
Озеру Байкал даже посвящен день, который называется - День Байкала, который празднуют на второе воскресенье сентября.
Игра «Скажи наоборот»
- Давайте разберемся, какое наше озеро?
Маленькое – большое (наше озеро самое большое в мире, недаром его сравнивают с морем)
Мелкое – глубокое (вы видели пятиэтажный дом, он очень высокий, вот таких домов нужно около 100)
Грязное – чистое (в Байкале живут рачки, которые очищают озеро)
Молодое – старое (25 млн. лет, старик Байкал).
Широкое – узкое (узкое похоже на полумесяц, его можно переплыть за несколько часов)
Теплое – холодное (в летнее время мало кто купается, только ранней осенью, когда вода прогреется)
Физкультминутка
Рыбки плавают, ныряют в чистой свеженькой воде
То сойдутся, разойдутся, то зароются в песке.
То опять плывут в воде.
(Дети выполняют движения по тексту, имитируя рыбок)
Игра «Подбери признаки» Расскажи о воде.
- Самая большая ценность Байкала – это вода.
- Какая вода в озере? Подберите слова (подсказки).
-По цвету вода какая? (синяя, голубая)
- А у воды есть цвет, если сквозь воду видны камни на дне, значит, она какая? (прозрачная)
- В ней есть соль или нет? Значит, она какая? (пресная)
- Ее употребляют для питья? Значит, она какая? (питьевая)
- Если ее пить, горло можно простудить? Значит, она какая? (холодная или прохладная)
Воспитатель: Сейчас ребята мы поиграем в игру «Байкальские рыбы»
На столах лежат картинки с изображением разных рыб, вам необходимо выбрать только Байкальских рыб и повесить на магнитную доску (каждый ребенок говорит название доставшейся рыбки и называет ее отличительные признаки).
Дети выполняют задание.
Игра «Назови детеныша, семью»
- Ребята, вокруг Байкала много лесов. А в лесу кто водится? Правильно животные. Сейчас наступает весна и у них появляются детеныши. Они такие маленькие, беспомощные, с кем они живут? Назовем всю семью:
У медвежонка кто? Медведица, медведь
У волчонка? Волчица, волк
У лисенка? Лисица, лис
У зайчонка? Зайчиха, заяц
У соболенка? Самка Соболя, соболь
У лосенка? Лосиха, лось
У кабаненка? Кабаниха, кабан
У олененка? Оленуха, олень
- Молодцы
Составление предложений с однородными членами.
- Ребята, а когда настанет жаркое лето, вы отправитесь с родителями отдыхать на озеро Байкал.
-Что вы будете делать на озере?
Составьте предложение по образцу:
На озере я буду…. Купаться (загорать, нырять, кататься на лодке, ловить рыбу, плавать, гулять по берегу).
Игра « прошлое – настоящее – будущее»
- Давайте поиграем в игру, «прошлое – настоящее – будущее». Например: Прошлым летом я купалась, сейчас я купаюсь, а летом я буду купаться.
Давайте попробуем.
Я купался – я купаюсь – я буду купаться
Я плавал – я плаваю - я буду плавать
Я ловил – я ловлю – я буду ловить
Я нырял – я ныряю – я буду нырять
Воспитатель: А сейчас, ребята, я загадаю вам загадку о животном, которое проживает в Байкале:
В снежном логове родится,
Простудится не боится.
Подрастет - начнет нырять,
Шубку белую менять.
Если очень повезет.
Лет полсотни проживет.
Что за зверь такой с усами?
Может, вы видали сами? (Нерпа)
Воспитатель: расскажите, что интересного вы знаете о нерпе?
- Нерпа живёт только в озере Байкал, лежбище на Ушканьих островах.
- У нерпы есть ласты и хвост.
- У нерпы рождаются детёныши-бельки.
- Нерпа спит в воде.
- Нерпа ест рыбу, больше всего голомянку и бычков.
Воспитатель: Почему нерпа толстая? (Она накапливает много жира, чтобы не замёрзнуть в холодной байкальской воде)
Воспитатель: Мы сейчас превратимся с вами в нерпочек и поиграем.
У нас будут острова (обручи, на которых будет нерпа отдыхать.
Проводится игра «Нерпа плавает, ныряет и нерпа на лежбище». По сигналу воспитателя нерпы плавают, ныряют и также по сигналу забираются на лежбище (обручи). Во время игры включаем с запись звуков шума морских волн и крика чаек.
Рефлексия:
- Ребята, о чем мы говорили на занятии? О Байкале.
- Какое это озеро?
- Какие рыбы есть в Байкале?
- Какие животные водятся в Прибайкалье?
- Что можно делать летом на Байкале?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по теме «Серебристое богатство Байкала. Ластоногий символ Байкала»
Занятие составлено с учетом новых ФГТ. Основной формой организации выбрана игровая деятельность – ряд дидактических игр, каждая из которых была направлена на решение определенных зад...
Конспект НОД по НРК теме: «Часть нашей Малой Родины –озеро Байкал» (ПОДВОДНОЕ ЦАРСТВО БАЙКАЛА)
Конспект открытого занятия по теме: «Часть нашей Малой Родины –озеро Байкал»(ПОДВОДНОЕ ЦАРСТВО БАЙКАЛА)...
Календарный план недели "Мой край. Уникальность озера Байкал. Ветры Байкала"
Мой край. Уникальность озера Байкал. Ветры Байкала.(подготовительная группа)П.С: Познакомить с озером Байкал, его обитателями, дать некоторые исторические знания о Байкале. Продолжать формировать пред...
Презентация "Байкал. Символ Байкала: Байкальская нерпа"
Презентация поможит познакомить детей с уникальным объектом природы, всемирным наследием человечества - озером Байкал....
Познавательное занятие для детей старшего дошкольного возраста по теме "Байкал. Эндемики Байкала".
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по теме "Байкал. Эндемики Байкала"...
КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ: СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ. РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ. ДВЕ НЕДЕЛИ: "СЕРЕБРИСТОЕ БОГАТСТВО БАЙКАЛА", "ЛАСТОНОГИЙ СИМВОЛ ОЗЕРА БАЙКАЛ!".
Материал пригодится педагогам планировать тематические недели по региональному компоненту....
сценарий праздника "Здравствуй, Батюшка Байкал"
Озеро Байкал – уникальный природный объект планеты, который находится на территории нашей страны. С 1996 года озеро является объектом Всемирного природного наследия ЮНЕСКО. В России...