Конспект занятия в старшей группе « Как вести себя в природе»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Цель: Формирование ответственного отношения  к окружающей среде у детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Медвежонок»

Конспект занятия в старшей группе

« Как вести себя в природе»

Воспитатель:

Асаёнок В.В.

Конспект занятия « Как вести себя в природе»

Цель: Формирование ответственного отношения  к окружающей среде у детей дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательные:

  • Формировать у детей первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.
  • Дать элементарные знания и представления о природе и природных явлениях.
  • Расширять и углублять знания детей о роли природы в жизни человека.

Развивающие:

  • Развивать кругозор, мышление, умение логически мыслить, делать выводы, умозаключения.
  • Развивать коммуникативные умения, связную речь, умение вести диалог.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к природе и проблеме ее охраны.
  • Воспитывать гуманное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом.

Предварительная работа: наблюдения на прогулках; беседы, загадывание загадок, чтение художественной литературы.

Материалы и оборудование: проектор, ноутбук, эмблемы «Защитники природы»

Ход занятия:

  1. Организационный момент (дети заходят, становятся в круг)

Воспитатель: Здравствуйте,  дети! Послушайте стихотворение Е. Шклавской

Взгляни на глобус – шар земной –

Ведь он вздыхает, как живой.

И шепчут нам материки:

«Ты береги нас, береги!»

В тревоге рощи и леса.

Роса на травах, как слеза.

И тихо просят родники:

«Ты береги нас, береги!»

Грустит глубокая река,

Свои теряя берега,

И слышу голос я реки:

«Ты береги нас, береги!»

Остановил олень свой бег:

«Будь Человеком, человек!

В тебя мы верим, не солги.

«Ты береги нас, береги!»

- О чём говорит поэт в этом стихотворении?

Ответы детей.

  1. Основная часть.

Воспитатель: Правильно. Сегодня мы с вами будем говорить о бережном отношении к природе.  Ребята, а что такое природа?

Дети: Это лес, деревья, реки, моря, почва, воздух.

Воспитатель: Да, ребята, это поля и луга, солнце и небо, почва и воздух, все живое. И человек тоже часть природы. Природа – это все предметы и явления вокруг нас, не созданные руками человека.

Воспитатель: Для чего человеку нужна природа?

Дети: Чтобы жить, дышать, питаться, любоваться.

Воспитатель: Правильно, она кормит человека, одевает, обувает, дает все необходимое для жизни. А человек, что делает для природы?

Воспитатель: Ребята я хочу вам предложить отправиться в гости к природе и посмотреть, нужно ли ей чем-то помочь? Согласны?  Но сначала я предлагаю вспомнить правила поведения на природе, играя в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам действия, если действие правильное, хлопаем 3 раза, если плохое, то все вместе топаем!

Если я приду в лесок

И сорву ромашку? (нет)

Если съем я пирожок

И выброшу бумажку? (нет)

Если хлебушка кусок

На пеньке оставлю? (да)

Если ветку подвяжу,

Колышек подставлю? (да)

Если разведу костер,

А тушить не буду? (нет)

Если сильно насорю

И убрать забуду. (нет)

Если мусор уберу,

Банку закапаю? (да)

Я люблю свою природу,

Я ей помогаю! (да)

Воспитатель: Правила поведения в природе вы помните. Тогда в путь!

Возьмемся за руки, друзья,

И по тропе лесной

Отправимся туда, где лес

Зовет своей листвой.

(Звучит музыка «Звуки леса») (идут змейкой)

Воспитатель: Ну вот, мы с вами в лесу. Как красиво здесь! Ребята, какой воздух в лесу?

Дети: Чистый, свежий.

Воспитатель: Как вы думаете, он отличается от воздуха, которым мы дышим в городе?

Дети: Да, отличается.

Воспитатель: Почему?

Дети: Потому, что в лесу много деревьев, они защищают нас от пыли, грязного воздуха, от загазованности машин.

Воспитатель: Давайте все вместе вдохнем глоток свежего воздуха!

        Дыхательная гимнастика

Воздух свежий мы вдыхаем,

Руки к солнцу поднимаем.

Выдохнули, опустили

И ещё раз повторили.

Воспитатель: А теперь можно присесть и подумать. А зачем нужен воздух, что произойдёт, если не будет воздуха? (Ответы детей.)

Воспитатель: Давайте проведём небольшой опыт и узнаем, что произойдёт, если воздух не будет поступать в наш организм. Закройте рукой нос. Вы можете дышать? почему? Воздух нам нужен, без него мы не сможем жить.

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, кому ещё нужен чистый воздух, кто ещё не сможет жить без воздуха? (Животные, птицы.)

Воспитатель: Ребята, посмотрите: на пенёчке лежит книга. Давайте её поближе рассмотрим.  Слайд.  (звучит голос)

Много жалоб накопилось

У природы на людей.
Воды речек замутились,
Пересох в лесу ручей.
Стали сохнуть липы, клены
На обочинах дорог.
Скоро свои птичьи песни
Соловей нам не споет.
Воспитатель: Ребята, что это за книга? Саша, прочитай её название?
Дети: Жалобная книга природы.
Воспитатель: Молодец. Люди часто ведут себя в природе неправильно и не осторожно,  наносят ей вред. И все свои жалобы природа собрала в этой книге. Давайте мы вместе с вами полистаем её.

Воспитатель: Открываем первую страницу!  Жалуется берёза: «Когда- то была я берёзой — красавицей, но пришли люди собрать берёзовый сок, сделали надрезы, собрали сок и ушли. Вытекает моя кровь – берёзовый сок. Плохо мне!».

Воспитатель: Ранней весной многие люди собирают берёзовый сок: сделают надрез, и сок стекает, набирают нужное количество сока и уходят. А сок продолжает течь. Спустя некоторое время на этом месте образуется красная полоса. В народе говорят: «берёза плачет кровавыми слезами». Ребята, кто знает, как можно помочь берёзе?

Дети: надо замазать ранку на стволе глиной или землёй.

Воспитатель: Вот тогда  берёзка обязательно выздоровеет. Ребята, а как можно предупредить других людей, чтобы когда они придут в лес, не совершали таких поступков. (Ответы детей),

Сейчас, ребята, давайте найдем знак «Не повреждай кору деревьев!» (Дети выбирают знак из предложенных). Мы поставим его в берёзовой роще.

А теперь мы немножко поиграем.

Физкультминутка:

Руки подняли и помахали-

это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули-

Ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем-

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, покажем-

Крылья мы сложим назад.

Воспитатель: Следующая страница: «Мы – первоцветы, как только растаял снег, протянули навстречу ласковому весеннему солнышку свои нежные цветочки. Но пришли люди, потоптали, порвали эту красоту»

Воспитатель: Ребята, какие цветы называются первоцветами?

Воспитатель: Ребята, чтобы цветы появились на полянке, отгадайте загадки

Самый первый, самый тонкий

Есть цветок с названьем нежным.

Как привет капели звонкой,

Называется …(подснежник).

У занесенных снегом кочек, под белой шапкой снеговой,
Нашли мы синенький цветочек,
Полузамерзший, чуть живой. ( Пролеска)

Он и мачеха и мать,

Как цветочек этот звать? (Мать и мачеха)

Как гусята разбежались
Желтые цветочки.
Улыбнулись детворе
Нежные комочки (Гусиный лук)

Шмель цветочку очень рад, ах, медовый аромат!

И цветки красивые – розовые, синие. (Медуница)

Воспитатель: Какая красота в лесу! Молодцы, ребята! Как помочь первоцветам? Что нужно сделать, чтобы такого не повторилось? (Ответы детей.) 

Глядя на эти великолепные растения, так хочется сказать:

Берегите первоцветы -

Весны первые шаги!

Ранним солнцем чуть согреты

Эти первенцы весны.

Слайд со знаком «Берегите первоцветы!»

 Но, в «Жалобной книге» есть ещё страница. Перевернем её.

Слайд: «Ой, беда, беда, беда

Пропала муравьиная  нора,

На муравейник кто-то наступил,

Потом камнями завалил!».

Воспитатель: Ребята, из чего делают свой дом муравьи? (Ответы) Муравьи строят свой дом из веточек, соломинок, песка, хвои. Мы поможем муравьям? Давайте мы временно превратимся в муравьёв и построим новый муравейник. 

Подвижная игра «Муравей» (дети становятся в круг)

Муравей нашёл былинку,     (наклоны)
Много было с ней хлопот,
Как бревно, взвалив на спинку  (идут по кругу, «держа бревно»)
Он домой её несёт.
Он сгибается под ношей,     (полуприсед)
Он ползёт уже с трудом       (присед)
Но зато такой хороший        (поворачиваются в круг, подняв руки к центру)
Муравьи возводят дом!
(Дети выполняют движения в соответствии со словами)

Воспитатель: Посмотрите, вот и получился муравейник. Как мы можем предупредить других людей, что здесь муравейник? (Ответы) Давайте возле него мы поставим знак «Не разоряйте муравейники!»

 Слайд: «Ребята, спасибо вам! Оставайтесь друзьями природы, берегите лес. Я - Жалобная книга природы хочу, чтобы мои страницы оставались всегда чистыми, чтобы никто не жаловался» (голос)

Воспитатель:

Возьмемся за руки, друзья,

И по тропе лесной

Вернемся вместе – ты и я,

В наш детский сад родной.

Дети идут змейкой и становятся в круг.

Воспитатель: Чтобы сохранить природу, мы должны соблюдать простые правила. Я думаю, что после сегодняшней нашей встречи вы не только не будете нарушать правила поведения в природе, но и научите этому других.

Детям вручаются эмблемы «Защитники природы

Дети произносят КЛЯТВУ «ЗАЩИТНИКОВ ПРИРОДЫ»

Клянусь всегда защищать братьев наших меньших.

Клянусь беречь растения, высаживать деревья и ухаживать за ними.

Клянусь беречь водоёмы от загрязнения.

Клянусь убирать за собой мусор всегда и везде.

Клянусь заботиться о природе, животных и растениях.

Клянусь! Клянусь! Клянусь!

 Рефлексия.

Ребята, о чем мы с вами побывали сегодня?

Какую книгу мы листали?

Кому мы помогли?

Вы будете защитниками природы?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия в старшей группе Уртун-той (праздник благодарения природы и освящения урожая)

Конкурсное занятие в старшей группе по образовательной области "Познание". Тема: Уртун-той (праздник благодарения природы и освящения урожая)Цель: развитие познавательных способностей детей ...

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с миром природы на тему: "Мы жители лесные, мы добрые и злые"

Тема: «Мы жители лесные             Мы добрые и злые»Программное содержание: расширить представления детей о лесе. Дать первоночальные реали...

Конспект познавательного занятия в старшей группе «Как вести себя на дороге»

Конспект познавательного занятия в старшей группе «Как вести себя на дороге»  Цель занятия. Продолжать знакомить с правилами дорожного движения. Задачи:Образовательные:...

Конспект занятия в старшей группе «Природные явления. Вулканы-загадка природы»

Цель  конспекта занятия: Создать условия для  представления детям такого явления природы, как вулканы....

Конспект занятия в старшей группе «Ручеёк» «Умей себя защитить»

Конспект занятия в старшей группе «Ручеёк»«Умей себя защитить»...

«Как детям старшего дошкольного возраста вести себя в природе».

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ«Как детям старшего дошкольноговозраста вести себя в природе»ВВЕДЕНИЕМногие тысячелетия живет на Земле человек, и все это время он пользуется благами природы &nda...