конспект занятия в старшей группе Уртун-той (праздник благодарения природы и освящения урожая)
план-конспект урока по окружающему миру (старшая группа)
Конкурсное занятие в старшей группе по образовательной области "Познание". Тема: Уртун-той (праздник благодарения природы и освящения урожая)
Цель: развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с хакасскими традициями и обычаями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка
детский сад «Улыбка»
Конспект конкурсного занятия в
старшей группе
на тему:
УРТУН-ТОЙ
Составила: Шнайдер Е.В.
Черногорск 2012
Тема: УРТУН-ТОЙ (праздник благодарения Природы и освящения урожая)
Образовательная область: Познание
Группа: старшая
Цель: развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с хакасскими традициями и обычаями.
Задачи:
- Познавательная:
- Закреплять знания детей об овощах, учить выделять характерные признаки, узнавание овощей на ощупь.
- Развивающая:
- Развивать логическое мышление и психические функции, формировать мыслительные умения и способности, тренировать у детей внимание, память, восприятие.
- Воспитывающая:
- Приобщать детей к культуре хакасского народа, прививать любовь к родному краю, уважение к людям другой национальности.
- Воспитывать толерантное отношение к культуре других народов.
- Воспитывать целеустремленность, взаимопомощь и умение взаимодействовать со сверстниками.
Оборудование:
- Мультимедийная система;
- Магнитофон с записью;
- Национальное платье;
- Платок;
- Замок с ключом;
- Сундук;
- Разноцветные ленточки;
- Пучок колосьев;
- Мешок;
- Овощи.
Ход занятия:
Звучит хакасская музыка.
Входит воспитатель в хакасском национальном костюме.
- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Умай, по-хакасски Ымай идже.
- Как вы думаете, кто я?
- Я не просто хакаска, я богиня плодородия, я помогаю взрослым выращивать урожай. Живу я на прекрасной земле, которая зовется Хакасия.
- А вы где живете?:
- Я предлагаю вам вместе посмотреть, как прекрасна наша хакасская земля.
На слайдах картинки с изображением хакасских степей, шамана, курганов.
Читается стихотворение:
Хакасия, любимая моя,
Как я люблю твои просторы,
Прохладные твои леса,
Без края степи, реки, горы.
Могучие и спящие курганы
Историю в веках хранят.
Степной ковыль, цветущие поляны
Секрет бессмертия хранят.
Мы здесь живем
И крепнет год от года
Величие хакасского народа.
- Красива хакасская земля, но беда случилась на ней. Злые духи Тёси похитили священный пучок колосьев под названием хыра-улузи, а без него на хакасской земле никогда не будет праздника урожая Уртун–той.
- Добрые духи подсказали мне, что в вашей группе очень смелые, добрые, отзывчивые и умные дети, это правда? И они обязательно смогут помочь мне отыскать эти священные колосья, чтобы вернуть их хакасскому народу. Поможете?
- Посмотрите на колоски. Потрогайте. Внутри находятся зернышки. Из таких колосков собран пучок колосьев.
- Злые духи спрятали его в тайном месте, попасть в которое, можно лишь пройдя ряд сложнейших испытаний. Вы готовы?
- Что мы будем искать?
- Зачем надо найти пучок колосьев?
- Я сейчас спрошу у духов, где находится первое испытание:
Прай ниме тузында,
Тузы ирт парза, ноо туза!
Прай ниме сининде,
Синирт парза, ноо туза!
Включается экран.
- Вижу священный экран, там находится наше первое испытание.
Игра «Что изменилось»
На экране изображение овощей. С каждым слайдом овощи меняются, нужно найти изменения.
- Посмотрите, что изображено на экране?
- Как можно назвать одним словом?
- Внимательно посмотрите и запомните.
- Что изменилось? Кто догадался, скажите мне по секрету на ушко, чтобы зле духи не услышали.
- А теперь все вместе отгоним злых духов (движения руками, хлопки), скажите вслух, что изменилось на картинке.
- Вы справились с первым испытание, но нам надо двигаться дальше.
- Что мы будем искать?
- Для чего мы его ищем?
- О, духи, помогите нам вернуть пучок колосьев.
- Духи говорят, что второе испытание находится в мешочке. Поищите в группе мешочек (ищут)
- В этом мешочке находятся овощи, но какие это овощи, надо отгадать. Для этого духи послали вам загадки. Вы готовы?
- Тогда первая загадка:
Под землей живет семья:
Мама, папа, деток тьма.
Лишь копни ее немножко,
Вмиг появится … картошка
- А теперь на ощупь найдем отгадку.
- Духи довольны вами, вы молодцы. Вот и вторая загадка:
Кто на свете всех полезней?
Кто спасёт от всех болезней?
Кто обидит нас без рук?
Маленький, коварный … лук
Наши овощи на грядке
Иногда играют в прятки.
Кто там выставил бочок? -
Вкусный овощ … кабачок
- Вы молодцы, вы справились с заданием, духи довольны вами и я предлагаю вам поиграть в очень интересную игру. Это старинная хакасская игра «Кто спрятался?»
Игра «Кто спрятался?»
- Вы танцуете, по сигналу отворачиваетесь, садитесь на корточки и закрываете глаза. Я кого-нибудь из вас прячу под платок, а вы должны угадать, кто же там спрятался.
В последний раз под платок прячется ключ от сундука.
- Давайте посмотрим, что там.
- Ключ. А если есть ключ, значит, есть и замок.
- Как вы думаете, что можно открыть этим ключом?
Дети отвечают, предлагают варианты.
- Найдем замочек, к которому подойдет этот ключ.
Дети ищут по группе. Если не найдут.
- Мне кажется, что этим ключом можно открыть какой-то особенный замок. Где же его найти?
- Мне духи подсказывают, что этот ключик от сундука, и что этот сундук здесь, в группе. Давайте посмотрим, где он может находиться.
Ищем сундук, в котором находится пучок колосьев.
- Посмотрите, что здесь находится?
- Да это же пучок колосьев, который мы ищем. Как же будет рад хакасский народ, что вы нашли его.
- На празднике Уртун-той хакасский народ загадывал желания и повязывал на нем цветные ленточки чалома. Так вот, возьмитесь за концы ленточек и загадайте желание.
- Верьте, ребята, и оно обязательно сбудется.
Повязать ленточки на пучке колосьев.
- А теперь давайте возвестим духам, что мы нашли священный пучок колосьев хыра-улузи. А как мы возвестим? Радостным танцем.
На пол ставится пучок колосьев с повязанными лентами чалома, под музыку дети исполняют танец, повторяя движения воспитателя.
- Мы обращаемся к добрым духам. Мы благодарим хозяина пашни за урожай. Мы нашли священный пучок колосьев хыра-улузи и теперь вернем его хакасскому народу. Просим духов исполнить наши заветные желания.
- Ребята, а ведь духи меня не обманули. Вы и в самом деле смелые, добрые, отзывчивые и умные дети. И они велели передать вам в подарок эти украшения.
- Пожелаем нашим гостям здоровья и хорошего урожая.
- А этот пучок колосьев хыра улузи я передам хакасскому народу, и у них начнется настоящий праздник урожая Уртун-Той.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с миром природы на тему: "Мы жители лесные, мы добрые и злые"
Тема: «Мы жители лесные Мы добрые и злые»Программное содержание: расширить представления детей о лесе. Дать первоночальные реали...
Конспект занятия в старшей группе "Урожай"
Цель: обобщить, систематизировать и дополнить знания детей об овощах и фруктах....
Конспект занятия в старшей группе по ФЭМП «Собираем урожай овощей»
Конспект занятия...
Конспект занятия в старшей группе «Природные явления. Вулканы-загадка природы»
Цель конспекта занятия: Создать условия для представления детям такого явления природы, как вулканы....
Конспект занятия в старшей группе «Знакомство с праздником «Введение во храм Пресвятой Богородицы»
Такое занятие я проводила со своими детками по духовно-нравственному воспитанию....
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «Что такое – уборка урожая»
Уточнить представления детей об овощах.Закрепить обобщающие понятия «овощи»...
Конспект занятия в старшей группе « Как вести себя в природе»
Цель: Формирование ответственного отношения к окружающей среде у детей дошкольного возраста....