" Использование Кейс-технологии в экологическом воспитании дошкольников"
консультация по окружающему миру

«Кейс-технология как форма работы с детьми дошкольного возраста и ее использование в экологическом воспитании дошкольников»

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Кейс-технология как форма работы с детьми дошкольного возраста и ее использование в экологическом воспитании дошкольников»

ЦельПознакомить педагогов с применением метода кейсов в экологическом воспитании дошкольников

Задачи:

1. Познакомить с кейс-технологией и ее применением в воспитательно-образовательном процессе.

2. Формировать навыки практической работы над кейсом.

4. Создать психологически комфортную атмосферу, активизировать потенциал каждого педагога.

2. вызвать интерес к использованию кейс-технологи в работе с детьми дошкольного возраста для развития восприятия, мышления и речи;

План проведения:
1. Введение – актуальность.

2. Основная часть – теоретические основы кейс – технологии.

3. Практическая часть работа с кейсом.

4. Рефлексия.

1. Введение

Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня мы предлагаем вам актуальную, на наш взгляд, тему педагогического часа под названием: «Использование кейс-технологии в работе с детьми по развитию экологической грамотности», цели и задачи которого вы видите на экране.

Для успешного проведения мероприятия, хотим предложить вам небольшой «Квик – настрой»: «Все в твоих руках» Как вы думаете, что такое квик-настрой? (ответы педагогов).Так, вот квик- настрой- это настрой педагога на успешную работу. Это один из кейс- методов.  «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: мертвая она или живая?». А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая –выпущу: Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».

В наших руках возможность создать в детском саду атмосферу доброжелательности, творчества и позитива. Через новые методы работы, применив свои умения и знания, научить детей неординарно мыслить, способных принимать нестандартные решения, применять полученные знания в реальной жизни самостоятельно, без помощи взрослых, что и является основным требованием ФГОС дошкольного образования к результатам освоения основной образовательной программы.

На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме тогоэкологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития. Крупицы экологических знаний, полученные при использовании метода кейсов, помогут ребенку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать ее. Но главное, положат начало осознанному отношению к природе, определению своего места в ней в будущем.

2. Основная часть.

На следующем слайде вы видите от каких слов произошло название «кейс – технология». Кейс - технология — это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра. Универсальность данной технологии состоит в том, что используются описания конкретных ситуаций или случая. Обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблемы, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы основаны на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации. Кейс-технологии позволяют взаимодействовать всем участникам образовательного процесса, включая самого педагога.

В дошкольном детстве при формировании экологических знаний можно рекомендовать использование практических кейсов, среди которых выделяют следующие формы:

1. Кейс-иллюстрация - это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации. Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них. Кейс-иллюстрация, отличается от наглядности тем, что в ней всегда есть проблема. Рассматривая иллюстрации, дети обсуждают полученную информацию, рассуждают, принимают решение, могут предполагать и строить на основе этого прогноз. Проблема не предлагается детям в открытом виде. Выбранная нами ситуация должна иллюстрировать те проблемы, с которыми ребёнок может столкнуться в жизни или уже сталкивался. Естественно, эта ситуация должна зацепить ребёнка.

2. Технология «Фото-кейс» актуальна, потому что даёт возможность сформировать стратегию принятия решения, с помощью которой ребёнок в будущем сможет преодолеть самостоятельно возникшие разной сложности жизненные ситуации. Сущностью предоставленной технологии является анализ проблемной ситуации.

В «фото – кейс» входит:

1. Фото, сюжет которого отражает какую – либо проблему.

 2. Текст к кейсу, который описывает совокупность событий.

 3. Задание – правильно поставленный вопрос. В нем должна быть мотивация на решение проблемы. 

3. Кейс- диспут- направлен на умение воспитанников аргументировано отстаивать свое мнение; способность вести конструктивный диалог; умение анализировать, видеть ситуацию с разных сторон.

4. Кейс- прогнозирование- направлен на умение детей отличать реальную и воображаемую ситуацию; умение строить логические и обоснованные прогнозы;

 умение видеть и анализировать варианты возможных последствий в условиях неопределенности; развитие критического мышления; умение включаться в коллективное решение сложных задач.

 5.  Кейсы – вариации и догадки – этот тип кейсов применяется для того, чтобы ребенок научился видеть только возможную возникающую проблему и работать с вариантами.

Применяются следующие кейсы:

1. Серия опорных картинок, воспринимая которую ребенок осознает связи между предметами, строит варианты развития событий (например, сачок, шмель, плачущий малыш);

2. Предметная картинка, демонстрирующая источник опасности – интересный вид работы, побуждающий детей рассмотреть предмет с разных сторон, выявить его «опасные» стороны. Вот, например, простая прогулка в лес – ведь сколько можно предположить вариантов – от жалящих насекомых, до остаться одному в лесу и заблудиться, не потушенный костер.

3. Метод дискуссий «Хорошо-плохо».

По каждому кейсу работа организована по следующим четырем этапам. Каждый из них мы отмечаем специальной меткой.

Это позволяет детям видеть ритм кейса, предполагать последующие этапы.

1 этап – метка красный вопросительный знак – это этап предъявления стимульного материала кейсаИспользуются такие вопросы, как «Что неправильно делает ребенок?»«Что случилось?»

2 этап – метка синий восклицательный знак – это этап выявления причинно-следственных связей, условий, влияний. Используются такие вопросы, как «Почему это могло случиться?»«Почему так произошло?»«К чему это приведет?»

3 этап – метка злёный восклицательный знак – это этап поиска верных и безопасных вариантов поведения. Воспитатель задаёт вопросы типа «Как правильно поступить в этой ситуации?» Здесь же педагог уточняет, что нужно изменить в окружающей среде, чтобы она стала безопасной и приятной для жизни.

4 этап – метка лист папируса – этап вербализации, этап коллективного творческого решения, формирования правила на основе пережитого обсуждения, опыта.

Метод кейсов способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление.

3. Практическая часть.

Решение экологических проблем надо начинать с дошкольного возраста, потому что это начальный этап формирования позитивного отношения к природе, «рукотворному миру» культуры природопользования. Мы должны иметь высокий уровень экологических знаний, умений, чтобы применять их на практике, в работе с детьми.

На сегодняшний день выделяются самые активные формы включения ребенка в процесс приобщения к экологии.

В начале нашей практической части я предлагаю вам провести небольшую разминку - интервью.

1. Какие вы бы использовали запрещающие знаки природы и для чего?

2. Какую роль в экологическом образовании детей играют наглядные пособия? Что с их помощью можно показать?

3. Без чего человек не проживет и 6 минут? (без воздуха). Без чего человек не проживет и недели? Без воды.

4. Назовите любые три проблемы, связанные с ухудшением окружающей среды в городских условиях. (загрязнения воздуха, почвы, загрязнение водных ресурсов, твердые отходы, дорожное движение, шум)

5. Почему в лесу нельзя рвать цветы? (Они не успевают дать семена)

6. Главный враг леса. (пожар)

7. Какую пользу приносят дождевые черви? (Рыхлят почву, улучшают ее плодородие)

8. Почему зимой нужно делать кормушки для птиц и подкармливать их? (Птицам трудно находить корм под снегом)

9. Пользу или вред приносят синицы зимой? (Синицы зимой разыскивают в коре деревьев спрятавшихся там насекомых, их личинки и яйца, и поедают их.)

10. Почему в лесу нельзя уничтожать даже ядовитые грибы? (Они являются кормом и лекарством для многих животных)

11. Как называются животные, тело которых покрыто перьями? (Птицы)

12. Как называются животные, тело которых покрыто чешуёй? (Рыбы)

13. Как называются животные, тело которых покрыто шерстью? (Звери)

14. Птенцы, какой птицы не знают своей матери? (Кукушки).

15. Кто путешествует по воздуху на нитке? (Паук)

А сейчас, я предлагаю вам поработать с кейсами. Мне нужно 2 группы по 3 педагога. Одни работают с кейс-иллюстрациями, другие с фото-кейсами. Когда все закончат, обсудим что получилось.

Пока педагоги работают с кейсами предлагаю вам кейс- прогнозирование, который можно решить с помощью алгоритма.

Пример: «Учеными выведена новая порода зайца. Внешне он, в общем – то, такой же, как и обычные зайцы, но только новый заяц черного цвета. Какая проблема возникнет у нового зайца? Как помочь новому зайцу выжить?»

Предполагаемые ответы: (На черного зайца легче охотиться лисе… Особенно его хорошо видно на снегу… Теперь ему только под землей надо жить … Или там, где вообще нет снега, а только черная земля … А гулять ему теперь надо только ночью…Ему надо жить с людьми, чтобы они заботились о нем, охраняли его)

Давайте коллеги сформулируем вывод. (С развитием цивилизации окружающий мир стал страдать от действий людей.)

Наши педагоги готовы и могут отвечать.

Рассмотрим пример кейс-иллюстрации. (Картинка на экране)

Переходим к решению ситуации по этапам:

Первый этап – перед вами иллюстрация, рассмотрите её.

– сформулируйте проблему исходя из данной иллюстрации. Что не правильно делает ребенок? (Мальчик поймал бабочку и закрыл ее в банке)

Второй этап – К чему это приведет? (Бабочки если исчезнут, то цветы не смогут образовывать семена. Земля без цветов будет голая)

Третий этап – Как правильно поступить в этой ситуации? Предположите свои варианты решения исходя из данной ситуации. (Отпустить бабочку)

Четвертый этап – решение кейса – предложение одного или нескольких вариантов (Не ловит бабочек, а просто созидать).

Рассмотрим пример фото-кейса. (Картинка на экране).

Переходим к решению ситуации по этапам:

Первый этап – перед вами фото, рассмотрите его. Читаем текст к фото.

– сформулируйте проблему. Что не правильно сделал ребенок? (Мальчик не отпустил ёжика, а закрыл его дома в сарае)

Второй этап – К чему это приведет? (Ёж- лесной зверь и ночной хищник. Он питается многими насекомыми-вредителями, и если он не будет патрулировать свои владения, то эти паразиты будут плодиться со страшной силой. Так же на теле ежика,  среди иголок, кучкуются клещи, которые опасны для человека)

Третий этап – Как правильно поступить в этой ситуации? (Отпустить ежика)

Четвертый этап – решение кейса – предложение одного или нескольких вариантов (Не брать ежа домой. И себя от опасности убережёте и природе полезное сделаете).

Уважаемые коллеги, предлагаю вам прерваться от наших обсуждений и провести физ. минутку.

В поле я гуляю

Ноги поднимаю (ходьба на месте с высоким подниманием колен)

Наклонюсь к цветам поближе (наклониться)

Красоту их всю увижу.

Нежный, чудный аромат (сделать несколько вдохов носом)

Ощутить я тоже рад! ( выпрямиться)

Рвать не буду я цветы (повороты головы вправо- влево)

Много будет красоты. (развести руками)

Теперь предлагаю вам разобрать кейс-диспут.

Первый этап- ситуация.

 Давайте послушаем песню «Виноватая тучка».

Теперь подумаем, действительно ли тучка была виновата? Кто готов ее обвинить? А может быть кто-то встанет на ее защиту?

Второй этап- момент проблемного включения детей.

Предлагаю вам игру «Прокурор и адвокат». Нужно две пары. Участники каждой пары берут на себя роль прокурора и адвоката. Цель- привести как можно больше аргументов в защиту кого0нибудь или чего-нибудь.

Третий этап- защита своей цели.

Например; «Я обвиняю дождь за то, что он холодный, мокрый, не дает гулять, простужает…» «Я встаю на защиту дождя, потому что он дает жизнь, смывает пыль с растений, по лужам весело скакать, после него растут грибы…».

Основная задача воспитателя – сформировать у детей компетенцию живого аргументированного спора. Основанием могут быть любые объекты, субъекты или явления окружающей действительности, в том числе и фантастические.

Экологическая кейс – технология, которая помогает повысить интерес и педагогов, и детей к изучаемому материалу, развивает у них такие качества, как социальная и нравственная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли.

4. Рефлексия

Уважаемые педагоги, давайте проведем рефлексию. Это термометры, на которых три смайлика, отметьте, пожалуйста, с помощью маркера уровень вашего внутреннего состояния после проведенного мероприятия.

Спасибо за внимание!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Алгоритм взаимодействия педагога с детьми при использовании кейс-технологии в практике работы с дошкольниками

данные методические рекомендации содержат также алгоритм работы с дошкольниками....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДОШКОЛЬНИКАМИ

Современное общество ста­вит перед педагогами ДОУ за­дачу воспитания дошкольника, способного самостоятельно до­бывать знания и  применять их на практике. В связи с этим необхо­дим...

«Использование кейс – технологий в ДОУ при обучении дошкольников правилам безопасного поведения на дороге»

laquo;Использование кейс – технологий в ДОУ при обучениидошкольников правилам безопасного поведения на дороге»    Как показывает практика – систематическа...

Мастер-класс для воспитателей по ПДД: «Использование кейс-технологий в ДОУ при обучении дошкольников правилам безопасного поведения на дороге».

Цель: научить педагогов ДОУ применять   кейс-технологии в образовательной деятельности с детьми.Задачи:-познакомить участников мастер-класса с методом кейсов с целью формирования у педагогов...

Мастер-класс для педагогов «Использование кейс – технологий в ДОУ при обучении дошкольников правилам безопасного поведения на дороге».

Мастер-класс для педагогов «Использование кейс – технологий в ДОУ при обучении дошкольников правилам безопасного поведения на дороге»....

Мастер-класс для педагогов «Использование кейс – технологий в ДОУ при обучении дошкольников правилам безопасного поведения на дороге».

Мастер-класс для педагогов по ПДД «Использование кейс – технологий в ДОУ при обучении дошкольников правилам безопасного поведения на дороге»....