Эксперементирование "Вулкан" Коспект совместной деятельности.
материал по окружающему миру
Автор: Бессонова Ирина Игоревна, воспитатель МАДОУ «Росток» СПДС «Серебряное копытце»
Конспект совместной деятельности педагога с детьми подготовительной группы «Вулканы»
Цель: закрепить знания детей о вулканах, об их строении
Задачи: сформировать знания о районах распространения вулканов в России и в мире;
воспитывать положительное отношение к знаниям: развивать познавательную активность
Оборудование:
• картинки с изображением вулканов;
• карта России;
• поддоны;
• сода;
• уксус;
• сухая красная краска;
• моющая жидкость;
• чайная ложка;
• пипетка
• цветок примула
Предварительная работа:
-изготовление макета вулкана
- рассматривание иллюстраций с изображением вулканов
- чтение детской энциклопедии
Ход :
1. Организационный момент.
Воспитатель: - Здравствуйте ребята! Я очень рада вас видеть. Давайте улыбнёмся друг другу, настроимся на поиск и творчество и начнём.
2. Мотивация.
– Ребята, мы сделали с вами макет вулкана, но мы не знаем, как сделать его работающим. Давайте с вами попробуем вначале побольше узнать о вулканах?
3. Повторение.
Воспитатель: - Как вы думаете кто такой вулканолог? Слайд №2
- Магма по жерлу рвётся наружу
Выход из кратера очень ей нужен,
Если проход на поверхность ей дан,
Значит, проснулся грозный… вулкан Слайд №3
- Что такое вулкан? (Огнедышащая гора) Слайд №4
- Почему эту огнедышащую гору назвали вулкан?
Я расскажу вам легенду о вулкане.
“Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. “Вулкан работает”, – со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди, все огнедышащие горы стали называть вулканами. ” Слайд№5
Слайд№ 6,7
Воспитатель: Давайте, ребята, рассмотрим с вами картинки с изображением вулканов. Слайд№ 6
Посмотрите, это на вид обычная гора называется она спящий вулкан, а это та же самая гора только с извергающейся из нее лавой, огнем, дымом – это действующий вулкан. Посмотрите, какой формы вулкан, на что он похож?
Дети: Похож на пирамиду, конус.
Воспитатель: Правильно, ребята, вулкан конусообразной формы. Обратите внимание на его верхнюю часть, на что она похожа?
Дети: На большую яму, воронку. Слайд№ 7
Воспитатель: - Магма поднимается по каналу, который называется жерло вулкана.
На вершине вулкана образуется - кратер. Из него на землю изливается лава, выходят газы, водяной пар, вылетают пепел и камни. Извержение вулкана – одно из самых грозных явлений на Земле. Во время него дрожит земля. С гулом вулкан выбрасывает тучи горячего пепла, по склонам течет раскаленная лава. Слайд№8,9
- С таким трагическим событием связан вулкан Везувий. Что произошло много-много лет назад?
Вулкан Везувий стёр с Земли город Помпей. Много людей погибло в ту ночь. Слайд№10,11
Ребята, разные вулканы извергаются по-разному. Иногда они как- будто взрываются, выбрасывая магму вверх и в стороны. Огромная гора сотрясается от страшного грохота, огромный столб дыма и пепла поднимается над ней, каменный дождь обсыпает склоны гор. А бывает, лава вытекает “спокойно”. Слайд№12
- Мы знаем, что вулкан это грозное и опасное для людей природное явление. Помимо всего этого они приносят пользу. Продукты извержений: пемза, обсидиан, базальт- используются в строительстве. В местах распространения вулканов могут выходить на поверхность горячие источники, которые используются для лечения. Слайд№13,14,15,16,17
У нас в стране есть много вулканов. Почти все они находятся на Дальнем Востоке, Камчатке, Курильских островах. Давайте найдем их на карте России. Слайд№18
4. Опыт
Физкультминутка. Прежде чем провести опыт по оживлению вулкана, хотелось бы проверить умеете ли вы быть внимательными, осторожными, не делать запрещенных движений.
Игра называется «Запрещенные движения». Правило: запрещено делать вот такие движения …. Будьте внимательны, я буду показывать и запрещенные движения.
Из чего же нам сделать лаву?. Внимательно следите за моими действиями. Я помещаю в кратер одну чайную ложку соды, немного красной сухой краски и 5 капель моющей жидкости. А теперь внимание! На следующей жидкости обозначен особый знак.
Что он означает? (Дети уже знакомы с этим.) Верно, это означает, что самому пользоваться ею нельзя. Эта жидкость – уксус, и его наливать можно только взрослому. Я добавляю 5 капель уксуса. Посмотрите, что происходит?
Наблюдаем “извержение “ вулкана.
5. Итог.
- Я для вас приготовили сюрприз- цветок примула.
- На острове Ява на склоне вулкана растёт королевская примула, которая зацветает только накануне извержения вулкана. И местные жители называют его своим спасителем. Говорят, цветок их ни разу не подводил!
- Вулканологи объясняют свойства растения королевской примулы колебаниями вулкана. При этом цветок начинает цвести быстрее. Так что всё по науке!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной деятельности по разделу: “Ребенок в мире изобразительного искусства” Образовательной программы “Детство” В 1 младшей группе. Тема: “День рожденье куклы Кати”. Конспект совместной деятельности по разделу: “Ребенок в мире изобразительно
Выполнен: Кузнецовой М.Е. Программное содержание: 1. Формировать простейшие приемы изобразительной деятельности, осваивая разнообразные техники работы (щетинная...
Организация совместной и самостоятельной деятельности по конструированию из природного материала: планирование совместной деятельности с детьми 3 – 7 лет, алгоритмы самостоятельной деятельности для детей 5 – 7 лет
В педагогическом опыте представлен перспективно-тематический план совместной деятельности по конструированию из природного материала по всем возрастным группам. Для самостоятельной деятельности -...
План конспект совместной деятельности педагога и воспитанника. Тема совместной деятельности: «Планета друзей ». Группа: старшая логопедическая. Направление развития: физическое
Конспект итогового занятия для детей 5-7 лет. Дети на протяжении всего занятия закрепляют умения и навыки. легко и точно выполняют движения, ориентируются в пространстве. Развивается мелкая моторика. ...
«Совместная деятельность воспитателя с детьми на май. Самостоятельная деятельность детей на май» (приложение к статье «Планирование совместной организованной деятельности на май (подготовительная группа)")
Данный материал является приложением к ранее опубликованной статье "Планирование совместной организованной деятельности на май (подготовительная группа)". В данной статье представлен практический мате...
праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие
Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...
Презентация к совместной деятельности "Презентация к совместной деятельности "Воздух и вода " (экспериментирование с использованием моделирования, технология ТРИЗ)" (экспериментирование с использованием моделирования, технология ТРИЗ)
Презентация к совместной деятельности "Презентация к совместной деятельности "Воздух и вода " (экспериментирование с использованием моделирования, технология ТРИЗ)" (экспериментиро...
Вовлечение родителей в совместную деятельность. Цели и задачи совместной деятельности педагогов и родителей.
Одной из целей ФГОС является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления ...